Высшая точка в развитии сюжета литературного произведения. Композиция и сюжет художественного произведения. Основные сюжеты современной литературы

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Пролог

Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения.

Экспозиция

Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении.

Завязка

Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем.

Развитие действий

Описание всего происходящего, ход событий.

Кульминация

Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения.

Развязка

Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены.

Эпилог

Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии.

Внесюжетные элементы

Вводные эпизоды

«Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями.

Лирические отступления

Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции.

Художественное обрамление

Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его особым смыслом.

ТЕМА - Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.)

ТЕМА (греч. Thema) - 1). Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2). Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3). Предмет языкового высказывания (...). (Словарь иностранных слов, 1984.)

Уже эти два определения способны запутать читателя: в первом слово "тема" по значению приравнено к термину "содержание", в то время как содержание художественного произведения неизмеримо шире темы, тема - один из аспектов содержания; второе не делает различий между понятиями темы и проблемы, и хотя тема и проблема философски взаимосвязаны, это не одно и то же, и разницу вы скоро поймете.

Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении:

ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.

Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.

Итак, ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ .

Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.

Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.

XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:

    в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми;

    важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;

    тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;

    неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?

    трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя? Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.

Обратите внимание ! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.

Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.

Итак, ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.

Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:

Код контролируемого элемента 1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Понятие

Определение

Примеры

Троп - оборот речи, построенный на употреблении слов или выражений в переносном значении, смысле (от греческого tropos -поворот).

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто применяется в баснях.

Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство в виде змеи.

Гипербола

Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.

…редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь, «Страшная месть»).

Ирония

Тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т.д.

Ты все пела? Это дело… (И.А. Крылов, «Стрекоза и Муравей»).

Литота

Это преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета.

Например, в произведениях устного народного творчества – мальчик с пальчик, избушка на куриных ножках.

Стальной нож - стальные нервы.

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой.

Метонимия

Перенос значения (наименования) на основе смежности явлений.

Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов, «Демьянова уха») – в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т.е. уха.

Все флаги в гости будут к нам.

Олицетворение

(прозопея)

Один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость…

(А.С. Пушкин, «К портрету Жуковского»).

Сарказм

Злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры.

Помогает обнаружить неблаговидную сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом.

Синекдоха

Замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого.

Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц.

(И.А. Бунин, «Легкое дыхание»).

Сравнение

Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т.п.

Он был похож на вечер ясный… (М.Ю. Лермонтов, «Демон»).

Перифраз

Замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Унылая пора! Очей очарованье! (об осени).

(А.С. Пушкин, «Осень»).

Эпитет

Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

(М.Ю. Лермонтов, «Утес»).

Антитеза

Стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Они сошлись. Волна и камень

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Оксюморон

Стилистическая фигура или стилистическая ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Оксюморон часто встречается в поэзии.

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой , еще вчера

Стонавший слабо над могилой.

(А.С. Пушкин, «Полтава»).

Стилистические фигуры - это построенные по-особому синтаксические конструкции, они необходимы для создания определенной художественной выразительности.

Анафора (единоначатие)

Оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий.

Черноглазую девицу,

Черноглазого коня!..

(М.Ю. Лермонтов, «Желание»).

Антитеза

Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Они сошлись. Вода и камень.

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой…

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Градация

Постепенное усиление или усугубление- одна из стилистических фигур, состоит в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением.

Не думай бежать!

Это я

Вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!

(В.В. Маяковский, «Про это»).

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность, необычная последовательность слов в предложении.

И девы песнь едва слышна

Долины в тишине глубокой .

(А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»).

Оксюморон

Оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений.

Звонкая тишина, сладкая боль и т.п.

Риторическое обращение

(от греч. rhetor- оратор) риторические обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы.

Иль русский от побед отвык?

Умолчание

Состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном. Такое высказывание еще называют прерванным.

Эллипсис

Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого.

Фонетические средства выразительности

Благозвучие

Состоит в красоте и естественности звучания.

Аллитерация

Повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь…

(А.С. Пушкин, «Медный всадник»).

Ассонанс

Повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков.

Пора! Пора! Рога трубят…

(А.С. Пушкин, «Граф Нулин»).

Звукопись

Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи.

Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи пения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т.п.

Изобразительные средства синтаксиса

Синтаксический параллелизм (от греч. parallelos-идущий рядом)

Один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения, чтобы подчеркнуть сходство или различие явлений. Для синтаксического параллелизма характерной чертой является однородность построения фразы.

Раскудрявая березка,

Ветра нет, а ты шумишь:

Ретиво мое сердечко,

Горя нет, а ты болишь.

(1)Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (2)Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (3)Так Иогани Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы.

В данном примере для связи предложений 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор.

Риторический вопрос

Оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником беседы.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

(А.С. Пушкин, «Клеветникам России»).

Восклицание, восклицательное предложение.

Это такой тип предложений, который заключает эмоциональные отношения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию придается значение положительной или отрицательной оценки, передаются чувства радости, грусти, страха, удивления и т.п.

Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость нужна!

(А. Твардовский, «За далью даль»).

Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь!

(А.П. Чехов, «Попрыгунья»).

Обращение

Оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом, иногда повторяющемся обращении писателя к герою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении героя к другим действующим лицам.

Не пой красавица при мне.

(А.С. Пушкин, «Не пой…»).

А вы, Надменные потомки!

(М.Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»).

Бессоюзие (асиндетон)

Оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

(А.С. Пушкин, «Полтава»).

Многосоюзие (повторяющиеся союзы)

Оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних и тех же союзов.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

(А.С. Пушкин, «Зимнее утро»).

Код контролируемого элемента 1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Сюжет литературного произведения – сцепление событий,
раскрывающих характеры и взаимоотношения героев. С помощью
сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств,
присущие им противоречия. Сюжет – это связи, симпатии,
антипатии, история роста того или иного характера, типа.
Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как
экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация,
развязка, эпилог.
СЮЖЕТ - (франц. sujet, букв. - предмет), в эпосе, драме, поэме,
сценарии, фильме - способ развертывания фабулы,
последовательность и мотивировка подачи изображаемых
событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в
литературном произведении, пространственно-временная
динамика изображаемого.

Сюжет - система событий в художественном произведении,
представленная в определенной связи, раскрывающая характеры
действующих лиц и отношение писателя к изображаемым
жизненным явлениям; последовательность. Ход событий,
составляющий содержание художественного произведения;
динамический аспект художественного произведения.
Сюжет не поддается пересказу, он тесно связан
с темой, проблемой и идеей художественного
произведения.

(о чем?) – основной предмет повествования, то, ради
чего это повествование началось.
Повествование не только рассказывает о чем-либо, но
делает это с какой-то целью: что-то объяснить, доказать,
чему-то научить. Такая цель, главная задача
повествования называется
.
(для чего?) – основная задача повествования:
объяснить, доказать, научить.
В произведении автор может обращаться к нескольким
проблемам и рассматривать несколько тем.
Совокупность тем – тематика произведения.
Совокупность проблем проблематика произведения.

Как решать основную проблему?
Разрешение основной проблемы
произведения. Решение всей
проблематики произведения –
идейное звучание произведения.
Как автор относится к изображаемым им
событиям, поступкам героев и т.д., какую
нравственную оценку дает всему этому?
Позиция автора проявляется через
оценочную (экспрессивно окрашенную)
лексику.
Позиция автора скрыта, ее нужно разгадать, иногда – в
лирических отступлениях – автор четко формулирует свое
отношение к изображаемому.

Фабула - череда событий, служащих основой литературного
произведения, поддается пересказу.
Фабула - фактическая сторона повествования, те события,
случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической
последовательности, которые компонуются и оформляются
автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых
автором в развитии изображаемых явлений.
Следует отличать:
1. "фактическую" основу произведения, события, о которых в нем
рассказывается, как продукт предварительного отбора
художником явлений действительности или вымысла, что и
можно назвать фабула, т. е. повествовательной темой,
подлежащей дальнейшей обработке в сюжете;
2. и самую разработку повествовательной темы, что связано с
разрешением какой-либо проблемы на материале данных
событий (т. е. сюжет).

В зависимости от характера
понимания действительности и
характера самого объекта
фабулы могут быть
мифологические, сказочные,
романические, утопические,
реалистические и т. д.
Тематическое многообразие
фабул неисчерпаемо. Каждый
исторический период, каждый
этап в развитии
художественного творчества,
каждое литературное
направление создают свои
характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют
конкретно-исторические особенности сюжетов.

Конфликт – (лат. Conflictus – «столкновение») - острое
противоречие, находящее свой выход и разрешение
в действии, в борьбе.
Конфликт - «пружина» литературного повествования.
Художественный конфликт возникает в результате
столкновения каких-либо персонажей или противоборства
каких-нибудь сил.
Это движитель повествования. Именно конфликт развивает
действие повествования, определяет его ритм и
последовательность событий.

проявляется
через
В своем развитии художественный конфликт проходит
несколько этапов, каждый из которых очень важен для
художественного мира произведения в целом, что определяет
построение произведения, или
композицию.

Илья Муромец
Соловей-разбойник
Сила физическая
Илья Муромец
Князь Владимир
Сила моральная
Из этого конфликта Илья Муромец выходит победителем,
одержав моральное превосходство над князем Владимиром =>
народный идеал => выход на основную идею произведения

Историко-социальный
1.
2.
3.
Илья Муромец уничтожает
препятствие на пути
объединения Руси =>
разрушение преград, которые
разделили Чернигов и Киев.
Вера народа в свои могучие
силы.
Противоборство: Илья
Муромец - мужичинадеревенщина и князь Владимир
Нравственный
Князь по своему положению должен
Выступать защитником земли
Русской, но он бездействует, т.к.
является носителем зла.
Сам народ в лице Ильи Муромца
встает на защиту человеческого
достоинства => нравственное
превосходство Ильи Муромца над
князем Владимиром
Основная идея былины:
защита и объединение земли Русской в руках народа

Компози́ция - (лат. compositio - составление,
связывание, сложение, соединение).
Организация, расположение и связь разнородных компонентов
художественной формы литературного произведения.
Композиция включает: расстановку и соотнесенность
характеров (Композиция как "система образов"), событий и
поступков (Композиция сюжета), вставных рассказов и
лирических отступлений (Композиция вне сюжетных
элементов), способов или ракурсов повествования (собственно
повествовательная Композиция), подробностей обстановки,
поведения, переживаний (Композиция деталей).
расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей
литературного произведения, служащее наиболее полному
воплощению замысла художника.

Кульминация – наивысшая
точка в развитии действия
экспозиция
I. Вступление
эпилог (послесловие)
II. Основная часть III. Заключение

Часть произведения, отделенная от основного повествования и
предшествующая ему.
Предыстория, первоначальное знакомство с основными персонажами
произведения, местом, где будут разворачиваться события, временем
т.д.
Возникновение и оформление конфликта.
Последовательное усиление, развитие конфликта.
противоборствующие силы предпринимают какие-то действия
по от ношению друг к другу.
Критическая точка в достижении художественного
конфликта, развиваться дальше не может и требует своего
немедленного разрешения.
Само разрешение конфликта
Часть, отделенная от основного повествования, может содержать
краткое сообщение о жизни персонажей после описанных событий.

Внешняя композиция -
это членение текста,
характеризующегося
непрерывностью, на
дискретные единицы.
Внутренняя
(содержательная)
композиция
определяется системой
образов-характеров,
особенностями
конфликта и
своеобразием сюжета,
Композиция, следовательно, есть проявление значимой
прерывистости в непрерывности.

Композиция
экспозиция
завязка
развитие действия
Кульминация – наивысшая
точка в развитии действия
спад в развития действия
развязка
эпилог (послесловие)
Сложный план
I. Вступление(экспозиция)
II. Основная часть
1. Завязка.
2. Развитие действия.
2.1. …………………
2.2. …………………
2.3. …………………
3. Кульминация.
4. Спад в развитии
действия.
5. Развязка.
III. Заключение.

Время
Качество
Сюжет
Пространство
Количество
Фабула

Композиция произведения является важным
способом воплощения авторской идеи.
Художественный
образ
последовательная
Линейная,
или
"рассказ
в рассказе"
ретроспекции
зеркальная
кольцевая
обратная

Предполагает такое построение повествования, когда завязка,
развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за
другом.
Произведение начинается с развязки (характерна для
детективного жанра).
Произведение заканчивается тем же, с чего оно начиналось.
Позволяет объединить два и более повествования, имеющие
самостоятельный художественный конфликт, так что возникает
рассказ в рассказе, или несколько рассказов объединяются
одним общим рассказом (рамой).

Появление героя:
обида, трехкратный
приход к Ильменьозеру
Развязка – освобождение Садко
экспозиция
Завязка – начало диалога
с морским царем
Моральная победа
над морским царем
Возвращение Садко в Великий
Новгород и воздание Богу за
свое спасение

Подводит к рассказу
Коноплянки; повод
для рассказа
История взаимоотношений
Маленького и Ганса и
Гью-Мельника
Развязка – смерть Маленького Ганса
экспозиция
Завязка – начало повествования
о Маленьком Гансе
«Что за наслаждение слушать вас»
Заключение: Водяная
Крыса не поняла морали
Сказка О.Уальда «Преданный друг» - история падения
возвышенной, нежной, чуткой и отзывчивой души

Имел только гусли – основное
богатство духовное =>
приносит людям радость
своим талантом
Принимает дары
морского царя, тем
самым изменяет
своему назначению
Состязание с
господином Великим
Новгородом –
проигрывает его
Возвращение
к своему
назначению
в жизни
Принимает помощь
Миколы Можайского
Игра на гуслях морскому царю => гибель людей

Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.
Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогварда, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» - сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» - сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» - сцена поебды над Волондемортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» - окончательная победа над Волондемортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Виды композиции:

Традиционная классификация:

Прямая (линейная, последовательная) события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
Зеркальная - объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Классификация А.БЕсина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):

Линейная – события в произведении изображены в хронологической последовательности.
Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г.Михайловска

Годовая контрольная работа по литературе 10 класс

(по учебнику В.И.Сахарова, С.А.Зинина)

Составитель: Абрамова М.С

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель деятельности учителя: определить границы знания и «незнания» у десятиклассников, уровень изученного материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : знание биографического и историко-культурного контекста изученных произведений;

знание и понимание текста конкретных произведений; усвоение основ теории литературы и умение грамотно пользоваться литературоведческой терминологией; проверка навыков анализа и интерпретации произведений соответствующего жанра.

Метапредметные : способность осознания целей учебной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

Личностные : положительное отношение к правильной, точной и богатой письменной речи как показателю общей культуры человека; стремление к речевому самосовершенствованию.

Работа рассчитана на 2 учебных часа, состоит из двух вариантов. Вопросы располагаются по степени нарастания сложности- от тестовых заданий, имеющих и не имеющих варианты ответов до задания повышенного уровня с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Задания 1-13 оцениваются одним баллом.

Задания 14-21 оцениваются двумя баллами.

Задание 22 оценивается по критериям сочинения на ЕГЭ (с учетом ограничения времени берется только один аргумент для раскрытия проблемы).

К1- формулировка проблемы (1балл или 0 баллов)

К2- комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2-1-0 баллов)

К4- аргументация собственного мнения (2 балла- за один аргумент из художественной литературы; 1 балл- один аргумент из жизненного опыта; 0 баллов- нет аргумента)

Композиция (2-1-0 баллов)

Таким образом, максимальное количество баллов за всю работу- 37 баллов. Исходя из набранных баллов подсчитывается процент выполнения работы и переводится в отметку по пятибальной шкале.

ВАРИАНТ 1

Задание 1 . Какой элемент композиции художественного произведения не является обязательным?

А) завязка В) эпилог

Б) кульминация Г) развязка

Задание 2 . Укажите, к какому литературному направлению можно отнести творчество таких писателей, как Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов

А) реализм В) сентиментализм

Б) романтизм Г) классицизм

Задание 3 . К какому литературному жанру относится произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

А) поэма В) роман в стихах

Б) роман Г) элегия

Задание 4. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова:

А) зависть В) одиночество

Б) свобода Г) усталость

Задание 5. Как называется цикл произведений, в который входит повесть Н.Гоголя «Шинель»?

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки» В) «Петербургские повести»

Б) «Миргород» Г) «Арабески»

Задание 6 . Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

А) расставание Катерины с Тихоном В) встреча с Борисом

Б) признание Катерины перед жителями города в неверности Г) прощание с Борисом

Задание 7. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А) бедность В) отсутствие цели

Б) болезнь Г) воспитание и закономерности жизни

Задание 8. Основная тема цикла «Записки охотника»:

А) русская природа В) взаимоотношения в крестьянской среде

Б) взаимоотношения крестьян и помещиков Г) тема крестьянского быта

Задание 9. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым

б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

в) борьба между либеральными монархистами и народом

Задание 10 . В творчестве какого русского писателя чаще всего встречается сказовая манера повествования?

А) И.С.Тургенев В) Н.С.Лесков

Б) Л.Н.Толстой Г) А.П.Чехов

Задание 11 . Укажите жанр произведения Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А) драма В) роман-эпопея

Б) повесть Г) поэма-эпопея

Задание 12 . Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

А) что он тоже имеет право на обогащение В) что в России вообще нет законности;

Б) что он принадлежит к разряду «право имеющих» Г) что старуха- бесполезное, никому не нужное

и даже вредное существо

Задание 13 . Сколько времени длится действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (в целом)?

А) 10 лет В) 7 лет

Б) 25 лет Г) 15 лет

Задание 14 . Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

Задание 15. К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести и рассказа?

Задание 16 . Кто из русских поэтов вслед за В.А.Жуковским повторил выражение «гений чистой красоты»?

Задание 17. К какому прозаическому произведению М.Ю.Лермонтова подошли бы в качестве эпиграфа следующие строки?

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее- иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Задание 18. Как называлась пьеса, принесшая А.Н.Островскому известность?

Задание 19 . Почему Порфирий Петрович в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не арестовывает Раскольникова, хотя уверен, что именно он является убийцей старухи?

Задание 20. В ком Толстой видит решающую силу истории?

Задание 21. Укажите, какой троп использовал А.Фет в данном отрывке:
…Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Задание 22. Какие проблемы поднимают в своих произведениях писатели и поэты XIX века? (Выберите одно произведение одного автора). Напишите сочинение (объем не менее 100 слов) по одной проблеме одного произведения. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения.

ВАРИАНТ 2

Задание 1 . Укажите верное определение понятия «конфликт» в литературном произведении:

А) Определенная организация, построение и расположение частей, образов, эпизодов художественного произведения;

Б) Столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия;

В) Предмет художественного изображения;

Г) Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому.

Задание 2 . Укажите, к какому литературному направлению можно отнести творчество таких писателей, как И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Ф.Достоевский?

А) реализм В) сентиментализм

Б) романтизм Г) классицизм

Задание 3. Укажите, к какому типу литературных героев можно отнести Евгения Онегина.

А) «маленький человек» В) «униженные и оскорблённые»

Б) резонер Г) «лишний человек»

Задание 4. Укажите, какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым:

А) «Парус» В) «Маскарад»

Б) «Герой нашего времени» Г) «Смерть поэта»

Задание5 . К какому жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души»:

А) поэма В) рассказ

Б) роман Г) повесть

Задание 6. Катерина Кабанова (героиня драмы А.Островского «Гроза») признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставило ее так поступить?

А) чувство стыда В) муки совести и желание признанием искупить свою вину перед Богом

Б) страх перед свекровью Г) желание уехать с Борисом

Задание 7. Какая тема является преобладающей в творчестве Н.Некрасова?

А) тема города В) тема любви

Б) тема одиночества Г) тема гражданственности

Задание 8. Укажите, в творчестве какого русского писателя появляется герой-праведник:

А) Л.Н.Толстой В) Н.А.Некрасов

Б) Н.С.Лесков Г) Ф.М.Достоевский

Задание 9. К Какому типу литературных героев можно отнести И.И.Обломова?

А) тип «маленького человека» В) тип «лишнего человека»

Б) герой-резонер Г) герой-любовник

Задание 10. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

А) Любовь к Одинцовой. Б) Разрыв с Аркадием. В) Спор с П. П. Кирсановым. Г) Посещение родителей.

Задание 11. Укажите, какая сказка не была написана М.Е.Салтыковым-Щедриным:

А) «Три медведя» В) «Коняга»

Б) «Медведь на воеводстве» Г) «Орел-меценат»

Задание 12. Какое определение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру:

А) криминальный роман В) авантюрный роман

Б) социально-психологический, философский Г) любовный роман

Задание 13. Какое событие является кульминационным центром «Войны и мира»?

А) Первый бал Наташи Ростовой В) Тильзитский мир

Б) Отечественная война 1812 год Г) Совет в Филях военные события 1805 года

Задание 14. К какому роду литературы следует отнести жанры комедии, водевиля, трагедии?

___________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Как называется событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события в развитии сюжета художественного произведения?

____________________________________________________________________________________________________________

Задание16 . А.С.Пушкин писал:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17. Укажите, из какого произведения М.Ю.Лермонтова взяты строчки: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри- не вы…»

Задание 18. Укажите, какой художественный прием использует А.Фет в выделенных словосочетаниях:

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

_________________________________________________________________________________________________________

Задание 19. Чем завершаются скитания Ивана Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

________________________________________________________________________________________________________

Задание 20. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга у Ф.М.Достоевского?

______________________________________________________________________________________________________________

Задание 21. Кому из героев романа Л.Н.Толстого принадлежат следующие слова:

Надо жить, надо любить, надо верить.

____________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Какие проблемы поднимают в своих произведениях писатели и поэты XIX века? (Выберите одно произведение одного автора).

Напишите сочинение (объем не менее 100 слов) по одной проблеме одного произведения. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения.

КЛЮЧИ.

Вариант1.

10В

11Г

12Б

13Г

14 кульминация

15 эпос

16 А.С.Пушкин

17 Герой нашего времени

18 Свои люди- сочтемся.

19. Он верит, что Раскольников может сам сознаться в своем преступлении, тем самым искупив вину и

очистив душу.

20. В народе

21. олицетворение

Вариант 2.

10А

11А

12Б

13б

14 драма

15 завязка

16 Война и мир

17 Бородино

18 эпитет

19 Идет в монастырь, но мечтает еще послужить Отечеству на войне.

20 желтый

21 Пьер

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Балашова Е.К., Костин А.М. Литература: Подготовка к государственному централизованному тестированию.- Саратов: Лицей, 2003г.

2) Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. 11 изд.- М.: Айрис-пресс, 2012г.

3) Смирнова В.Т., Коваленко Е.А. Литература. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.- 2 изд.-М.: Айрис-пресс, 2005г.

Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета

I. СЮЖЕТ - вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.

1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)

ЭКСПОЗИЦИЯ - предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

ЗАВЯЗКА - отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - часть сюжета между завязкой и кульминацией.

КУЛЬМИНАЦИЯ - высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.

РАЗВЯЗКА - завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В начале произведения

  • НАЗВАНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • ЭПИГРАФ - цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ
Внутри текста
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
  • ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
  • РЕМАРКА - авторские пояснения в драматическом произведении.
  • АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В конце произведения
  • ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ - финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.
3. МОТИВ - простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, "футляра").

4. ФАБУЛА - 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.

ІІ. КОМПОЗИЦИЯ - построение произведения, включающее в себя:

  • Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме - явлений, сцен, действий (актов).
Некоторые типы композиционных принципов

Кольцевая композиция - повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) - повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия - повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
"Нитка с бусами" - несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.

  • Соотношение сюжетных линий.
  • Соотношение сюжетных линий и не сюжетных элементов.
  • Композиция сюжета.
  • Художественные средства создания образов.
  • Система образов (персонажей).
Вам могут быть интересны другие темы:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»