Костромские достопримечательности. Село Красное-на-Волге. Музей скани. Село Красное-на-Волге история (Костромская область) Легенды села красное на волге

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

В субботу утром мы проснулись на воде и из окна у нас было видно такое:

Это отель "Островский причал" (ул.1-го Мая 14), который сделан в бывшем дебаркадере речного порта. Сон на воде - это отдеьное удовольствие. Знаю, что шаманы часто используют его как лекарство. Важно только, что бы течение входило со стороны головы и выходило бы через ноги. Тогда оно уносит с собой внутренний мусор. Если же спать наоборот, что вода собирает весь этот внутренний мусор, но не может вывести из тела и тот остается на уровне головы, которая с утра поэтому болит.)

В самом отеле никакая шумоизоляция, поэтому слышно, как чихают в соседнем номере и как горничные гремят швабрами по утру, но, разумеется все это ничто по сравнению со сном на воде и утренней медитацией, не вставая с постели.

У каждого номера на первом этаже есть балкончик. И с него вот такие вот виды. Наверное и рыбу можно ловить летом.

Насладившись вполне видами из номера, мы отправились в село Красное на Волге - центр ювелирного ремесла. По пути рассматривали Кострому. Город из окна машины увиделся приветливым. Вот, например, с такими домиками. В Кострому я бы еще вернулась.

Село Красное на Волге находится в 35 км от Костромы. И известно как центр ювелирного промысла. На сегодня в селе насчитывается 570 зарегистрированных ювелирных предприятий из 750 по региону. И есть собственная палата, которая ставит пробы на драгметалы.

И что бы разобраться что к чему в этом селе, мы сначала отправились в местный музей (ул.Советская д49а) и заказали экскурсию (350 рублей). Группа музея в контакте: (довольно информативная), сайт музея .

На фото собственно здание музея. Если будете располагать временем, обогните здание с левой стороны (если стоять к нему лицом) и найдите небольшую кирпичную пристройку. Там проводят мастер-классы по скани для детей и взрослых (200- 300 рублей за час)

Итак, музей, Красное село с 9 века было известно как центр ювелирных кустарей, которые творили ювелирку в основном для простонародья. Например такие вот крестики вывозились на ярмарку целыми обозами (по словам нашего экскурсовода).

Или вот такие серьги и брелОки, изначальное назначение которых было.. заменять часы на цепочке, если у человека не хватало на последние средств. (а так вроде что-то тяжеленькое лежало в часовом нагрудном кармане).

Это наш экскурсовод рядом с ремесленным столом, который по её словам был и есть в каждой избе в селе Красное на Волге.

Или такая вот техника "литья по натуральному объекту", что позволяет передать все натуральные "трещинки" объекта. А сам Объект потом изымается из полученной формы.

В советские времена ювелирный завод выпускал значки и брошки. И все равно по-ювелирному.)

А вот такую брошку - ландыш даже я помню. Ностальгия.

В следующем зале музея была представлена техника скань, собственно которой и знаменит местный завод. Это техника скрученной проволоки - медной - серебряной или посеребреной. Изделия от наперстка до огромных вымпелов. В советские времена были в каждом доме. Например такие вазочки.

Или такие ежики.

Ну меня, конечно, больше всего волновали украшения.

Вот такой вот комплект тоже интересный.

А вот это эскизы украшений. Когда я стану большой и займусь ювелирным искусством, я обязательно сделаю вот такие вот серьги - справа сверху - по эскизу Ф.П.Бирбаума.

А вот этот вот комплект не про скань. Он из кости. Но мне созвучен.

В последнем зале была выставка работ студентов КУХОМа - единственного в России училища по обработке металлов. Это их сайт . Здание КУХОМа находится прямо напротив музея и в выставочном зале училища, похоже, тоже проходят интересные выставки (судя по сайту). Среди экспонатов, например вот такая вот декоративная ваза, созданная в качестве дипломной работы.


В следующий раз нужно будет обязательно заглянуть на выставку в это училище. Ну а среди студенческих работ в музее были не только украшения, но и вот такая изумительно декорированная одежда. Уверена, что её можно купить после выставки. И, почему-то мне кажется, что цена будет адекватной. Потому что цены в селе Красное изумляют своей адекватностью.

Еще в музее, который занимает дореволюционное здание, в котором до этого, кстати, располагались классы этого ювелирного училища, так вот в музее есть вот такая вот уникальная чугунная лестница. Которая похожа сама на ювелирное изделие.

Поблагодарив экскурсовода за рассказ и распросив её про то, куда пойти в селе за украшениями, мы за ними и пошли. На самом деле тайных адресов нет. Практически все магазины от основных производителей расположены на центральной улице (Советской), где стоит и сам музей. Так что далеко ходить не нужно - все рядом. Вот это, например, огромный магазин от Красносельского ювелирного завода. Находится справа от музея, если стоять ко входу в музей лицом.

В селе ТРИ ювелирных завода и более 600 ювелирных мастерских. Вот список основных предприятий с адресами и телефонами. Думаю, что некоторые из них не работают с розницей, а только с оптом. Поэтому есть смысл заранее это выяснить. Я бы посетила следующие магазины:
1) магазин "Алмаз Холдинг" в здании завода, рядом с музеем (Советская 49)
2) Магазин "Красноград" (ул.Советская д52). Напротив здания завода и музея. Это магазин сборный - где есть представители многих местных компаний. Да, цены дороже, чем в фирменных магазинах при заводах, но незначительно.
3) магазин при фабрике Sokolov (бывший "Диамант"). Их постройки будут справа при въезде в село (пр-т Ювелиров, 37). их сайт.
4) магазин Т.Д. Красносельский ювелир (будет слева при въезде в село) ул. Советсткая д.86 их сайт.

Еще, я бы с удовольствием нашла бы выход на местных ювелиров, которые делают авторские украшения. Видела некоторые работы на выставке в музее. Очень достойные. Но вот где найти этих мастеров?

Список магазинов совершенно не претендует на полный. Более того - скорее наоборот - отражает лишь небольшую часть. Поэтому буду рада, если в комментариях поделитесь своим опытом посещения села Красное на Волге или выходом на ювелиров. То, что мы в это село еще вернемся - не вызывает сомнений. Мой прозорливый супруг Виталий, пронаблюдав, как я "опьяненная" брожу по этим магазинам, как по пещере Али-Бабы сказал "Теперь я точно знаю, что подарить тебе на следующий день рождения: поездку в село Красное с некоторой суммой денег".)

Ну и про деньги. Все правда. Цены изумляющие. В первом же магазине я даже уточнила у продавца, как читать ценник, потому что в моей голове не укладывалось, как, например, серебряные серьги с довольно крупной вставкой из фионитов, граната, искусственного топаза или изумруда могут стоить... 400 - 600 рублей, а какое-нибудь серебряное колечко без вставок - 150... Теперь представьте, как я захмелела, понимая, что имея всего лишь 1-2 тысячи рублей в кармане я могу купить себе практически любое украшение.

Да, ассортимент довольно однообразный - напоминает те самые "обозы с крестиками и образками", что везлись на ярмарку. Но и среди всего этого разнообразия можно отыскать что-то интересное.

И да, есть, разумеется отдел с бриллиантами и золотом - платиной, но так как я не знаю на них московских цен, то мне не с чем и сравнивать. Но подозреваю, что и они ниже Московских раза в два - три, как и цены на серебро.

Со мной в результате уехали такие вот серебряные серьги с топазами компании Sokolov за 1800 рублей (что было на порядок дороже аналогичных серег других компаний, но мне приглянулись эти.) И кольцо к ним в комплект, тоже с топазом, но другого производителя за 400 рублей.

Одним словом, насладившись по самые крышечки доступным прекрасным, мы наконец покинули это славное село, отправившись к не менее прекрасному - Большой Воде реки Волги. И тут мы наконец поняли истинное значение названия села КРАСНОЕ на Волге. Смотрите сами: Раз:

Смотрите сами: два. (Это я пытаюсь практически "испить шеломом Дону Волгу")

Смотрите сами: три.

Ну а к месту мы выехали изумительному - к паромной переправе, которая действует летом. Летом в село Красное можно приехать без заезда к Кострому и экономя 30 километров.

Ну а солнце меж тем начало клониться и мы повернули колеса свои во обратную дорогу. Мы вновь проехали по селу Красное, мимо храма Богоявления Господня XVII век. Внутрь мы не попали (был закрыт).

И вскоре были уже снова в Костроме (всего 35 км) у ворот Ипатиевского монастыря, который был нашей следующей точкой на этот день. Однако, как я уже упоминала, официальные туристические места в этой поездке нас не принимали. Потому как мы приехали в 15:30, а монастырь был открыт до 16:00, Платить около 1000 рублей за билеты на вход на 30 минут нам показалось неразумным, поэтому мы счастливо выдохнули (ибо были уже наполнены впечатлениями и размышлениями на этот день), зашли в местый магазинчик, купив "льняных полотенец" на сувениры (Кострома - знаменита своими льняными фабриками).

и отправились ужинать уже в знакомое нам "Гастрономическое кафе" в Торговых рядах (В селе Красное еды мы не нашли, только злато-серебно, и потому были голодны). По пути к кафе мы размышляли, а где же в этом городе Кремль. В какой-то момент поняли, что Кремля нет, а есть необозримые по объему Торговые ряды. Ну и правда - город ведь купцов - какой тут Кремль.

Обрадовались этому открытию, вкусно поужинали и направились в Ярославль, в гостиницу "Модерн". Наконец отдыхать в преддверии следующего дня и дороги домой.

А продолжение следует.
Начало рассказа об этом путешествии можно прочитать здесь.

Красное-на-Волге - небольшой поселок не далеко от Костромы (35 км). Небольшой, да не простой! Девочки, держитесь... В этом небольшом поселке находится более 20 ювелирных, часть из которых стали известными брендами в России, а более скромные заводы и мастерские вас удивят ценами и дизайном! Заинтриговали? Ну тогда поехали!!

Про Красное-на-Волге и его чудеса я уже слышала во время нашей первой поездки в Кострому (отзыв тут ). Но так как на тот момент мы были увлечены прогулками по городу, дальше Костромы мы так и не выбрались. Другое дело наша ноябрьская поездка: в этот раз путешествие было на машине. Ко всему прочему состоялась она накануне моего дня рождения. Почему бы за подарочком то не заехать?))
Поездке в Красное-на-Волге решено было посвятить полдня (да-да, мы честно пообещали, что дольше чем пол дня мы не будем ходить по магазинам), а вторую часть дня провести в Плесе. Эх, если бы не музей, то мы бы с Наташей ровно в пол дня уложились. Обещали Жене, он просто про музей не знал.

Красное-на-Волге совсем небольшой поселок, население которого насчитывает чуть более 7 тыс человек. Однако история его довольно длинная и интересная. Так, в Красном есть свои архитектурные достопримечательности, например, шатровая церковь Богоявления (1592 года). Также здесь сохранилось много домов начала 20-го века. Но конечно же не это влечет сюда знающих туристов. Издавна село славилось своими ювелирами. В 19-м веке ни одна российская выставка не проходила, чтобы там не были представлены красносельские изделия. Где заводы, там и магазины...
Перед поездкой мы проштудировали интернет и наметили себе те адреса, которые мы хотели посетить. В первую очередь мы хотели заехать в центр Красноград, где собраны магазины разных производителей, а также посетить музей Ювелирного искусства.

Красное-на-Волге: адреса достопримечательностей и магазинов

После активного шоппинга можно и подкрепиться, например здесь.

На подъезде в город мы заметили указатель к заводу Яшма, и решили повернуть на улицу Окружная. Припарковав машину около первого завода (это был завод Платина), мы зашли внутрь. Встретили нас там не очень приветливо, особенно узнав о том, что мы розничные покупатели. В шоу-руме не было ни одной цены, цены нам назвать отказались. При этом консультанты сказали нам, что мы можем что-то заказать, а потом приехать через пару недель за готовым изделием. Такой подход нас не устроил (еще бы, повторно ехать 400 км за ювелирным изделием). Мы сели в машину и отправились в сам поселок.

Изучив информацию о поселки, мы решили, что сразу нужно ехать на улицу Советская. Это центральная улица, где и сосредоточено все самое интересное.

В начале Советской улицы мы увидели большой торговый центр «Красноград». Представляете себе - торговый центр, а в нем только ювелирные магазины? Так и хочется вспомнить слова братца-кролика: «...только не бросай меня в терновый куст». Больше всего нам понравился магазин завода «Золотые узоры».



Примерные цены на покупки:
Серьги из серебра - 500- 3200 рублей.
Кольцо из серебра - 1500 рублей (в среднем).
Цепочка коротка из серебра - 1200 рублей, длинная от 2000 р.
Подвеска золотая с бриллиантом 0,16 карата - 22 тысячи рублей.

Внутри фотографировать нельзя, поэтому делимся фотографиями своих покупок.



В магазине бренда Соколов Наташа купила пару сережек, цены там примерно такие же.


После того, как мы усилием воли смогли оторвать себя от покупок (а у меня попросту кончались деньги), мы отправились в музей Ювелирного искусства. Изначально, настроенные несколько скептично, были удивлены тем, что музей оказался большим и интересным. При покупке билетов мы заказали также и экскурсию по залам (стоила услуга всего 300 рублей со всех).

Музей безусловно заслуживает отдельного внимания и уж конечно стоит полтора часа затраченного на него времени.

Село Красное, очевидно, гораздо старше первого документального упоминания о нем (1569 год). Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать, не зря же ее назвали «красной», то есть «красивой» (к советскому новоязу топоним села отношения не имеет). Кроме того, здесь сходились важные торговые пути, неподалеку, всего в тридцати пяти верстах, уже
в XII веке была основана Кострома, так что жители Красного имели существенные экономические выгоды от расположения села. Как утверждают краеведы, с древнейших времен здесь находилась пристань, где останавливались купеческие струги.

На протяжении некоторого времени село принадлежало представителям фамилии Воронцовых-Вельяминовых, потомкам полулегендарного мурзы Чета, приехавшего из Орды, крестившегося и поступившего на службу к московскому великому князю. В 1567 году Костромской уезд взяли в опричнину, а старых вотчинников выселили, предоставив им, впрочем, некую компенсацию. Первый документ, где упомянуто Красное, как раз и свидетельствует об этой компенсации, полученной Иваном Воронцовым-Вельяминовым за изъятое у него село Красное:

«Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов дал в дом Троицы сельцо Наместково в Бежецком верху, а меня Ивана пожаловал царь и великий князь тем сельцом Наместковым с деревнями вместо моей вотчины села Красного с деревнями, что взял государь у меня то село Красное в Костромском уезде».

С тех пор Красное числилось дворцовым селом, пока не перешло в руки Годуновых, стремительно возвысившихся при Иване Грозном и его сыне Федоре, и, таким образом, вернулось к потомкам уже упомянутого нами Чета: Годуновы, как и Вельяминовы, вели свое происхождение от него.

В XVII веке Красное, недолго побыв в руках Годуновых, вновь стало дворцовым. В 1648 году по цареву указу дьяк И. Языков с подьячим Г. Богдановым производили отмежевание его земель от соседних угодий (принадлежавших, по большей части, Ипатьевскому монастырю), о чем в переписных книгах сохранилась соответствующая запись:

«Лето 7157 по государеву указу и грамоте из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села Красное в деревни да в вотчину Ипатьевского монастыря села Нефедова, села Ивановского, да села Прискоково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села Красного от вотчин Ипатьевского монастыря отмежевывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев, Андрей Бутаков, да крестьяне князя Василия Волконского, Андрея Головина. Да к той же подписи села Красного Богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил».

Участь дворцовых крестьян сравнительно с крепостной долей была, несомненно, счастливей. Но вскоре красноселам пришлось «примерить» на себя и помещичье ярмо. Екатерина II, пришедшая к власти на остриях дворянских шпаг, после воцарения щедро раздавала верным людям казенные имения. 30 ноября 1762 года она легкой рукой пожаловала «село Красное с 325 душами» «бывшей при дворе нашей фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову».

Помимо Красного, П. Г. Бутаков и его сестра получили также Рыбную слободу Переславля-Залесского да в том же Переславском уезде село Еськово — всего более 1000 душ мужского пола. Но толком побыть богатой помещицей Прасковье Григорьевне не пришлось: в 1763 году она умерла, и ее часть перешла к брату Петру. Тот также скончался бездетным, и по смерти его все богатейшее наследство сосредоточилось в руках его вдовы Авдотьи Николаевны. Впрочем, по тогдашним законам ей причиталась лишь одна четвертая часть имения мужа. Остальное, за неотысканием наследников, переходило в категорию «выморочного» и должно было возвратиться в казну.

А дальше начался длительный «передел собственности». С одной стороны, сыскался дальний родственник Бутакова, служивший к моменту его смерти в Селенгинском уезде. С другой — крестьяне Рыбной слободы и Красного подали на высочайшее имя прошение, в котором выражали желание вернуться в Дворцовое ведомство, указывая на свои давние привилегии и обязанности по отношению ко двору.

Но дальний родственник не собирался так просто отказываться от блестящих перспектив и тоже подал прошение на высочайшее имя. Екатерина II переслала его в Сенат для рассмотрения, и тот вынес почти соломоново решение: признать Н. Д. Бутакова состоящим в родстве с П. Г. Бутаковым и, следовательно, его единственным законным наследником, вопрос же об участи крестьян Красного и Рыбной слободы оставить на монаршее усмотрение. Екатерина в подробности дела, кажется, не входила и начертала на поданных ей бумагах: «Понеже Сенат находит, что оное имение надлежит по праву Николаю Бутакову, то и отдать ему».

Тут уж всхлопоталась и Авдотья Николаевна Бутакова, оскорбившаяся тем, что пожалованные ее покойному мужу имения перейдут безвестному дальнему родственнику. Сенат вынужден был пересмотреть решение и в итоге постановил: Николаю Бутакову отдать наследственные бутаковские деревни в Костромской и Буйской округах, имущества оставить вдове, а остальное возвратить в Дворцовое ведомство. Так красненские крестьяне на некоторое время избавились от помещиков, а Николай Бутаков получил вместо чаемой тысячи душ всего семьдесят семь.

Уже вскоре, однако, вновь начался процесс закрепощения жителей Красного. В 1797 году Павел I пожаловал бывшему секретарю матушки А. В. Храповицкому 600 душ в Костромском уезде, в том числе 17 душ в интересующем нас селе. А несколько позже Красное было подарено А. И. Вяземскому за заслуги перед Отечеством и перешло по наследству к его сыну Петру.

Петр Андреевич в Красном не жил, но часто бывал здесь. А в 1827 году, когда в селе случился большой пожар, выделил серьезные суммы для помощи погорельцам. Неизвестно, сколь сильно пострадала тогда Богоявленская церковь и потребовался ли ей ремонт, но вот барский дом сгорел, и Вяземский решил его не восстанавливать.


По всей видимости, тогда же сгорели и деревянные храмы. Какие из них восстанавливались, какие нет, мы не знаем. К началу XX века, во всяком случае, в селе существовал ансамбль из двух храмов — холодного Богоявленского и теплого Петропавловского, построенного в характерном «тоновском» стиле в 1860-е годы на деньги прихожан. Еще была кладбищенская церковь. Приход в селе считался один, клир составляли два священника, диакон и псаломщик.

«Красносельский мятеж»

Трагическую страницу в историю Красного и Богоявленской церкви вписал июль 1919 года. В советской историографии событие, о котором пойдет речь, именовалось «красносельским мятежом». Рассказывалось о том, как в продолжение шестичасового боя отряд ярославской ГубЧК, возглавляемый тов. А. Ф. Френкелем, мужественно сражался с контрреволюционерами и восстановил революционный порядок.

На деле все обстояло несколько по-иному. Действительно, в Красном — несмотря на его как бы «коммунистическое» название — были чрезвычайно сильны «старорежимные» настроения. Народ, занимаясь ювелирным ремеслом, жил богато, приходу большевиков не сочувствовал, идти служить в Красную армию не желал. И восстание действительно имело место, благо в селе и его окрестностях прятались сотни дезертиров (многие с оружием). Однако первыми жертвами карательного отряда Френкеля стали не они, а двое глухонемых, возвращавшихся из леса с ягодами. Их зарубили прямо на дороге. Следом каратели убили красноармейца, находившегося в отпуске по ранению и показавшего документ об этом. Вообще, судя по всему, они плохо понимали русскую речь. Видимо, это был один из так называемых интернациональных отрядов. Красненские старожилы, пережившие те страшные дни, называли впоследствии своих мучителей то латышами, то чехами.

События приняли еще более кровавый оборот, когда в соседней деревне Даниловское один из ее жителей убил члена отряда, сотрудника ярославской ЧК А. Щербакова. В заключении следственной комиссии ЯргубЧК последовавшая «операция» была освещена так: «Весь контрреволюционный элемент и кулачество с. Красного за убийство т. Щербакова в тот же день беспощадно расстреляно». По-человечески говоря, произошло вот что: схватили около четырехсот человек (не разбирая, конечно, на «элементы»), разбросали по подвалам лавок и, вызывая пофамильно, расстреляли на глазах всего народа. Известно при этом, что каратели заставляли принимать участие в расстреле местных коммунистов — такая вот «нечаевская» практика.

Название поселка (бывшего села) происходит от красивого (красного) места на берегу реки Волги, где в древности была пристань, здесь приставали волжские струги.

Красное упоминается с 1569 г., когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов - потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода мурзы Чета. Он приехал в XIV веке из Орды на службу к московскому великому князю и основал в Костроме Ипатьевский монастырь. Мурза Чет крестился на Руси под именем Захария, получил земли под Костромой и стал родоначальником фамилий Вельяминовых, Годуновых и Зерновых. Впрочем, об этом уже говорилось. Когда костромской уезд в 1567 г. был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова.

Село Красное с деревнями было взято в опричнину, а И.Д.Воронцов в компенсацию получил в Бежецком уезде село Наместково, которое позже отдал в дар Троице-Сергиеву монастырю. В грамоте 1569 г. записано: «Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов, дал в дом Троицы сельцо Наместково в Бежецком верху а меня Ивана пожаловал царь и великий князь тем сельцом Наместковым с деревнями вместо моей вотчины села Красного с деревнями, что взял государь у меня то село Красное в Костромском уезде». С тех пор Красное было дворцовым селом и управлялось из приказа Большого Дворца.

В 1648 г. по указу царя дьяк И.С.Языков с подьячим Г.Богдановым отме-жовывали земли дворцового села Красного от соседних поместий: «Лето 7157 (1648 г.- Д.Б.) по государеву указу и грамоте из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села Красное в деревни да в вотчину Ипатьевского монастыря села Нефедова, села Ивановского, да села Приско-ково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села Красного от вотчин Ипатьевского монастыря отмежовывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев, Андрей Бутаков, да крестьяне князя Василия Волконского, Андрея Головина. Да к той же подписи села Красного Богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил».

Богоявленская церковь

Реконструкция И.Ш. Шевелева

Сохранилось описание села Красного 1717 г.: «В Костромском уезде великого государя в дворцовом селе Красном церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего каменная да три церкви деревянные: Похвалы Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пророка Ильи.

При тех церквях три двора поповых а людей в них мужского пола 10 человек, женского 16 человек, да двор дьячка, двор пономаря, да 14 келий а в них 6 стариц да 25 вдов и девок кормятся при церквях божиях подаянием мирским. У попа Гаврила на огородней земле в избе живет нищий Петр Вах-рамеев - 76 лет, вдов и у него сын Спиридон 30 лет хром в селе же Красном Конюшенная слобода а в ней живут того села Красного приказчики и Красносельской кобыличьей конюшни подъячие и стадные конюха, два двора подьячих да 13 дворов стадных конюхов в том же селе Красном не пашенных крестьян 63 двора а в них мужского полу 175 человек женского 235.

В том селе Красном рыбных ловцов 6 дворов людей в них мужеского полу 11 человек женского 14. К селу Красному дворцовая Красносельская волость: приселок что слывет деревня Абрамова да деревня Сухари-Выметъ, дер. Руси-ново, дер. Карташиха, дер. Новое-Медведково, дер. Черемисская, дер. Глинищи, дер. Горелово, дер. Ликиново».

Как видно из переписи 1717 г., основное занятие жителей села Красного было разведение лошадей для царского двора и рыбный промысел на Волге. Каменная Богоявленская церковь построена в 1592 г.

В 1762 г. указом Сената от 30 ноября Екатерина II пожаловала «бывшей при дворе нашей фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами».

Пришедший к власти после смерти Екатерины II ее сын Павел в 1797 г. пожаловал тайному советнику Храповицкому, бывшему секретарю Екатерины, 600 душ в Костромском уезде и в том числе село Подольское и деревни Кузнецово, Остафьевское, Даниловское, Ильино - всего 16 деревень и 17 крепостных душ в самом селе Красном.

В начале XIX века село Красное с деревнями принадлежало Петру Андреевичу Вяземскому - поэту, критику и другу А.С.Пушкина.

Россия, Костромская область, Красносельский район, посёлок Красное на Волге

Из Костромы мы решили съездить в село Красное-на-Волге (~35км). Мы предполагали забежать там в местный музей скани и посмотреть на церковь Богоявления. Представляли себе небольшое сельцо, музей в деревянной избушке, не более того. Встретило нас село красочным транспарантом: «Добро пожаловать! Отмечаем 800 лет нашему красносельскому ювелирному промыслу». Оказалось, что село очень богатое и крепкое, благодаря местным ювелирным заводам: одному государственному и нескольким коммерческим. Магазинчики, где продают разнообразные золотые ювелирные украшения, есть от каждого предприятия.


Вот, к примеру, госзавод и при нём магазин «Карат», с интерьером шикарным даже по московским меркам; завод «Аквамарин» и одноимённый магазинчик в кирпичном особнячке; завод «Платина» и магазин от него; завод «Диамант» и магазин и т.д. Но об этом после. Богатое село, здесь и пристань есть, летом сюда плавают теплоходики из Костромы.

Музей скани или Музей ювелирного искусства красносельских мастеров располагается в одном из краснокирпичных корпусов ювелирного госзавода и работал по укороченному графику до 15 часов. Поэтому мы поспешили туда. Экспозиции находятся в нескольких залах и мы обходим все, любуясь дивными украшениями из скани. Какие же мастера их делали! Все Герои соцтруда, а ведь раньше такие звания давали не просто так. Что не изделие, то просто сказка - душа в них вложена. Посмотрели на крошечный сервизик на таком же малюсеньком столике, где чашечка размером с божью коровку…

Фото из Музея Скани отlat

Скань - это проволочные кружева.
По-древнерусски слова «скручивать, скатывать» звучали как «скать».
Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Проволоку долее либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».
Обязателен эскиз будущего изделия в натуральную величину. Рисунок из проволоки называется - сканные узоры (мозаика), и выполняется подетально. Детали выгибаются согласно по эскизу. Крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и пр. Гладкую и крученую проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.
Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нем паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.
Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.

Фото от bor1

В последнем зале Музея оказалась выставка картин. Сначала я лично, как-то даже не хотела переключаться со скани на какие-то провинциальные пейзажи, а потом, присмотревшись, не могла оторваться. Художница - молодая местная женщина, к сожалению, не запомнили фамилию. Сюжеты деревенские, но настолько светлые, солнечные и позитивные, что если бы позволяли материальные возможности, купила бы не задумываясь, сразу картин пять.
Вот, к примеру: вечер, речка, тоненькая девочка сидит на мостике и из пригоршни умывается. Или натюрморт: в саду на столике на самом солнцепёке стоит в вазе охапка ромашек и васильков. Написано так солнечно, что буквально чувствуешь июньскую жару и слышишь, как жужжат пчелы.
Еще вот: деревянный деревенский домик, пышный куст цветущего шиповника под резным окошком и малышня гоняет мячик. Очень легкие картины.
Бабушки-дежурные с гордостью нам сообщили, что «Ленка, художница наша, краснОсельская. Усе люди хОдят и усем нравится, усе вОсхищаются» . Они же нам сказали, что небольшие ее картины можно купить в фойе. Мы выскочили туда, но, к сожалению, там продавались такие не совсем удачные этюды от 3 т.р., а лучшие ее работы были, бесспорно, на выставке.

Потом подъехали к церкви Богоявления . Она тоже была закрыта, но место, где она находится, действительно, как написано в путеводителе, удивительно спокойное, благодатное. Мы почувствовали.

* А дальше мы подъезжали, останавливались и заходили в ювелирные магазинчики. Если у вас есть желание озолотиться, то без покупки не уедете. Мне понравились серебряные ложечки в магазине от госзавода. Их там большой выбор, цены в районе 600 рублей. Говорят, если малышей кормить с серебряной ложечки, то не будут болеть ангиной. На крестины тоже дарят ложечки. Изделий из скани не было вообще, только видели сувенирных коняшку и яичко. Ничего особенного, (а какие были в музее!), и неподъёмно дорого. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но я поняла, что у каждого завода свой стиль украшений. У государственного наиболее традиционные, а лично мне больше всего понравились изделия в «Диаманте» - это красный кирпичный особнячок прямо на въезде в село. Модные типа.
Вообще мы искали крестик для моей второй половины. Просмотрели их преогромное количество, но так ничего и не выбрали, хотя видели очень красивые. Половина моя все время говорила «Нет. Не буду, не хочу, не нравица» . Ну что поделаешь!
** После приезда из Костромы как-то случайно посмотрели фильм о «криминальном костромском золоте». Мне поплохело. Получается, что я пропиарила ювелирные точки очень мутного происхождения. Поэтому доверять надо всё-таки классическим золотым изделиям государственного завода «Карат». Не зря муж отворачивался от прилавков, не зря!

По дороге из Красного решили сделать остановку в селе Поддубном , в нашем путеводителе было написано, что там надо обязательно посмотреть старинный храм Николы Угодника . Что мы и сделали.

Остановились, подошли, но церковь была закрыта. Стоим расстроенные, вдруг мимо топает женщина с продуктовыми сумками.
Остановилась, улыбается и спрашивает окая: «Здравствуйте. ЧегО-тО хОтите?».
Мы говорим: «Да вот хотели в храм попасть, а он закрыт».
Она интересуется: «А вы храм хОтите пОсмОтреть, или свечки пОставить?»
Мы отвечаем: «Вот хотели бы и то, и то сделать»
Женщина говорит: «Так я сейчас сбегаю, ОткрОю вам. Ключик у меня».
Она забежала в соседнюю избу, принесла ключи и открыла нам церковь. По дороге рассказывает, что сельские люди вот собирали долго денежку, и, наконец, накопили нужную сумму, и батюшка, Слава Тебе Господи, провел тёпло в центральную часть храма.

Вошли, любуемся росписями. Мы заметили, что основным фоновым цветом костромских храмов является сочно-синий или темной-голубой, как цветки льна. Ведь, предположили мы, в Костроме выращивают лён, а у него именно такие сине-голубые цветочки. Чтобы поставить свечки, женщина подвела нас к двум древним иконам в серебряных окладах - Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Огоньки наших свечек осветили их темные лики. И так мне по сердцу пришлась Параскева , не знаю как сказать словами. Вот на душу легла. Добрая.

* Уже дома прочитала, что оказывается в стародавние времена славяне поклонялись богине, защитнице женщин - Мокоши. Она помогала собирать урожай, правильно вести хозяйство, шить и прясть, готовить еду, управляться с мужем и детьми. После принятия православия Мокошь стали называть Параскевой Пятницей и праздновали день в её честь - 27 октября. Вот как!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»