Конспект урока на тему "декоративный пейзаж"

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я хочу вас спросить:

что такое композиция?

что в ней главное?

Правильно. Создавая художественный образ - художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру. В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины.

Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещаются над ближними. В декоративном пейзаже художник не стремится передать натуральный вид предмета, а стилизует его. Самыми первыми мастерами стилизации природных форм были народные умельцы.

В каких изделиях русских промыслов мы можем встретить композиционные приемы стилизации природных форм?

Я буду рассказывать о народном промысле, а вы назовете мне его.

Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки синих птиц.
Машут лепестками волшебные цветы,
Морозные картины чудесной красоты!

Красно - чёрным по золоту
Полыхает пожар
Всё нетленно и молодо,
Всё в ней - мир поражать.

В самую короткую летнюю ночь на празднике Ивана Купала расцветает по поверью особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетные изображения.

На чёрной, синей, красной или палевой поверхности подноса хорошо видны подмосковные пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев.

Декоративную композицию можно сравнивать не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость. Назовите их.

Приемы народных мастеров подхватили профессиональные художники - декораторы и применили их в своих декоративных работах. Перед вами иллюстрации разных декоративных изображений - разложите их по видам.

1 группа - монументально - декоративные изображения.

2 группа - декоративно-прикладные изделия.

3 группа декоративно-оформительские изделия.

М О Л О Д Ц Ы!

"Композиции нельзя научиться до тех пор, пока художник сам не научится наблюдать и замечать интересное и важное. С этого момента начинается для него возможность самовыражения и композиция "является" сама собой..." (И.Крамской)

Приемы стилизации в конце 1Х - ХХ вв. продолжали развиваться до геометрических форм. Их упростили художники абстракционисты.

Абстрактная живопись ознаменовала отказ от натурального изображения и предложила условность цвета, геометризацию форм, декоративность и беспредметные композиции.

К этому направлению можно отнести живопись русских художников Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Для Кандинского характерно игра цвета, а для Малевича важна композиция.

Давайте сейчас представим себя Кандинским или Малевичем.

Выполним упражнение: на листе бумаги

при помощи простых геометрических фигур выполните стилизацию растительного мотива и составьте абстрактную композицию.

Выбор мотива для будущей композиции предоставим судьбе. Я приглашаю вас к барабану вытянуть номер своего задания.

(выполнение упражнения)

Молодцы! Каждый из вас создал свой неповторимый, оригинальный мотив. Теперь мы можем оценить игру цвета и композиции в каждой работе.

(просмотр работ на доске)

Шушканова Наталья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦРТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА"
Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область
Наименование материала: Технологическая карта урока (занятия)
Тема: "Декоративный пейзаж"
Дата публикации: 09.02.2016
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА НПРОДНЫЕ РЕМЕСЛА Р.П.ЧУНСКИЙ Технологическая карта урока (занятия) по живописи в 4 классе Тема: «Декоративный пейзаж» Автор: Шушканова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории р.п. Чунский 2016г.

Цель:
самостоятельно задекорировать заготовку изделия «дерево» применяя на практике изученные приемы декорирования, развивая умение сочетать и творчески использовать различные художественные материалы, способы и приемы декорирования, составить из готовых деревьев коллективную композицию, воспитывая эстетическое вкус и красоту декоративных изделий.
Тип занятия:
усвоения и закрепления новых знаний.
Планируемый

результат:
выполнение коллективной работы - панно «Декоративный пейзаж» из элементов самостоятельно задекорированных шаблонов деревьев.
Формирование универсальных учебных действий
: Личностные: понимать и принимать значение красоты в жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе живописными материалами. Познавательные: анализировать, какие средства, приемы и способы декорирования можно использовать в учебно-творческой и повседневной жизни, обобщать имеющуюся информацию и применять еев практической деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, составлять план при помощи педагога, самостоятельноследовать составленному плану. Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в работе класса, аргументировать свою точку зрения, выражать собственное мнение, уметь поддерживать позитивный учебный диалог адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, товарищами. 4. Основные понятия: «Декор», «Декоративный пейзаж», «Реалистический пейзаж», «Стилизация». 5. Ресурсы: мультимедийный проектор, гуашь, контуры по ткани и керамике, кисти №1,3, 5, стаканчик для воды; клей - карандаш. Презентация к занятию. «Деревья»– изделия-заготовки из ДВП.

Технологическая карта
№ Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащегося
1

Организаци

онный
Мотивация Приветствие, проверка готовности к уроку. - Вспомним, какие основные материалы должны быть на занятии по живописи? Организация рабочего места. Отвечают на вопросы педагога. Обеспечение мотивации и принятия детьми нового учебно- познавательной материала. -Мы все с вами уже настоящие художники, и умеем воображать. Я предлагаю закрыть глаза и представить чудесную сказочную страну, в которой живут загадочные животные, порхают волшебные бабочки, растут необыкновенные деревья. (Стихотворение) -У каждого из вас возник свой образ. И собрав в единое целое ваши представления, мы будем учиться изображать их в одной картине. Согласны? Тогда открываем глазки и вспоминаем, что мы изучали на прошлом занятии и что очень пригодиться нам в работе. Настраиваются на получение новых знаний.
2

Актуализац

ия опорных

знаний
Опрос учащихся по прошлой теме: Предлагаю рассмотреть картину русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина «Вид в окрестностях Петербурга». - В каком жанре изобразительного искусства Вступают в диалог с учителем, демонстрируют познавательную активность. Перечисляют особенности пейзажа;
выполнена картина? - А кто может дать определение слову пейзаж? - Как влияет данная картина на ваше настроение. С помощью чегохудожник передает настроение в картине? Предлагаю рассмотреть еще один пейзаж и дать ему характеристику. - Что вы видите на картине? - С помощью чего художник передает форму предметов? - А сравнив два пейзажа, как можно назвать этот пейзаж (указываю на нужный)? - Что такое реалистический пейзаж? Объясняю, что у художников есть еще один прием, позволяющий превратить любой реальные предмет в сказочный. - Какой, вы скажите самостоятельно, посмотрев на доску. - Кто может дать определение стилизации? Можно ли реалистический пейзаж изобразить при помощи стилизации? - Такой пейзаж называется декоративным. Работа с презентацией. Сравниваются изображения. Подведение к теме урока. - Ребята глядя на доску самостоятельно озвучьте тему нашего занятия. Тема нашего занятия: вспоминают, что такое «стилизация», «цвет» и основные понятия в изобразительной деятельности. Сравнивают изображения. Вспоминают определение - «реалистичный пейзаж». Пытаются самостоятельно сформулировать определение «декоративный пейзаж», применяя понятие «стилизация». .
«Декоративный пейзаж»
3

Постановка

цели
Предлагаю сформулировать тему занятия. - Если тема нашего занятия звучит как – «Декоративный пейзаж», то какую цель мы поставим с вами на занятии? Подвожу к цели занятия - выполнить декоративный пейзаж. - Но мы будем не просто выполнять декоративный пейзаж, а будем составлять коллективное панно из деревьев, используя приемы стилизации и декорирования. Работа с презентацией. Вступают в диалог с учителем. Обобщают полученную информацию. Формулируют тему и цель занятия.
4

Формирован

ие новых

понятий
Объяснение нового материала. - Вам знакомо слово «Декор»? - «Декор» – украшение - Как вы думаете где применяют декор? - Посмотрите вокруг, в кабинете присутствует декор? - Давайте подумаем, где кроме занятий живописи, встречаются приемы стилизации и декора? Работа с презентацией. Вступают в диалог с учителем. Обобщают полученную информацию. Демонстрируют познавательную активность.
5

Практическ

закрепление

базовых

знаний
Предлагаю выполнить творческое упражнение на закрепление понятия «стилизация» в группах по 3-4 человека. На работу отводится 5 минут. - Ребята я вас поделила на группы. Приступая к выполнению задания, вспоминаем правила работы в группах и ТБ при работе с клеем. Предлагаю обсудить ход выполнения упражнения: 1. В конвертах находятся Выполняют творческое задание. Выбирают подходящие геометрические фигуры для выполнения задуманной композиции. Обсуждают ход и защиту практической работы.
различные геометрические фигуры. Ваша задача: составить из фигур стилизованный пейзаж и оценить работу друг друга. 2. Составляем план работы: - обсудить идею пейзажа; - решить какой пейзаж выбрали; - составить свой пейзаж. - На доске представлены примеры стилизованных пейзажей, можете смотреть и составлять свой. 3. По завершению работы, группы представляют свои пейзажи (по схеме), а другие оценивают. В ходе выполнения работы слежу за осанкой учащихся и правильной организацией рабочего места. Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Самостоятельно вспоминают правила работы в группах. Представляют работы, анализируют собственный результат с работами других групп.
Динамическ

ая пауза
Использование средств двигательной активности. Самостоятельно выполняют разминку
6

Формирован

ие умений и

навыков.

Практическ

ая работа
Предлагаю выполнить практическую работу на закрепление нового материала. Объясняю ход работы и необходимые материалы. - Нам понадобятся для работы: гуашь, кисти, объемные контуры, ватные палочки. Обозначаю учебную проблему, которую необходимо решить: стилизовать реальные формы в декоративные. - Прежде вспомним цель занятия. - В ходе практической работы перед вами стоят следующие Вспоминают цель занятия. С помощью педагога ставят учебную задачу и способы ее достижения. Творческая деятельность. Осознанное применение нового учебного материала.
задачи: - обучиться приему стилизации природных форм в декоративные; - развивать фантазию и творческое воображение. Для работы отводится 15 минут. Вспоминаем правила ТБ при работе с материалами и инструментами. Составляем план работы: - выбор идеи стилизованного изображения; - покрытие основного фона; -украшение изделия при помощи объемных контуров, ватных палочек (по выбору). Предлагаю самостоятельно выбрать степень сложности в работе. Слежу за осанкой учащихся и правильной организацией рабочего места. Индивидуальная работа с неуспевающими и испытывающими сложности учащимися. Самостоятельное проговаривание техники безопасности при работе с материалами.
7

Итог

занятия
По завершению работы совместно с детьми подвожу итог занятия. - Кто воспользовался в работе усложненным вариантом декора и прочему? Обобщение изученного материала. - Какой прием в работе вы использовали, выполняя декорирование дерева? - Какое новое понятие изучили? - Испытывали ли вы затруднения в практической работе? Осмысление выполненной работы. Высказывание личного мнения о достижении учебной задачи занятия.
- Достигли ли мы поставленной цели? - Какой она была? - В качестве чего можно использовать панно?
8

Рефлексия
Выполненный на завершающем этапе практической работы декоративный пейзаж используется в качестве критериев оценивания занятия. - Если вам понравилось занятие, вы справились с заданием, и на протяжении всего урока вам было интересно - прикрепите бабочку на небо. Если были затруднения в работе, было что-то не понятно и настроение испортилось из-за этого – прикрепите бабочку на свое дерево. Если занятие не понравилось, материал был сложным, вы не справились с заданием и уходите с занятия с плохим настроением– прикрепите бабочку на полянку. Самооценивание работы на занятии. Взаимооценивание работы на занятии. Оценивание своего психологического состояния.

Пейзаж, так же как и натюрморт занимает в декоративной композиции одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями, пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. Только тогда он будет выразителен и интересен зрителю.


В отличие от станковой живописи, в декоративном пейзаже в первую очередь отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как переднего,так и заднего плана, изображаются с одинаковой четкостью.


Стилизация, как правило, происходит за счетупрощения очертания объектов: выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент. Возможны и количественные изменения в изображении объектов,если этого требует замысел художника.


Декор в пейзаже может применяться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть сплошь заполнена ажуром, или сделан орнаментальный акцент лишь в некоторых участках форм, которые желательно выделить.


Цвет может использоваться с привязкой к натуре, а может решаться и условно. Очень показателен в плане стилизации японский пейзаж.

Плоскостно-декоративный характер стиля японских мастеров обусловлен преобладанием линии, цвет вводится как декоративное пятно.

Богатство тонов невелико, все пейзажи представляют собой законченное композиционное целое, основанное на тщательном изучении натуры, о чем свидетельствует настроение, присущее каждому из пейзажей.

Использование объемов умело связывается с общей плоскостной трактовкой. Соединение всех этих приёмов и создает стилизованно-декоративный характер японского пейзажа.

Снежный пейзаж

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗО НА ТЕМУ

«ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

Выполнила:

Саитова Азалия Фануровна

учитель ИЗО

МБОУ Гимназия № 64 г. Уфа

Тема: «ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

Цель:

Показать направления работы над декоративным пейзажем.

Углубить знания и навыки в искусстве живописи.

Знакомство с разными техниками стилизации.

Самостоятельное рисование декоративного пейзажа.

Задачи:

Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, зрительной памяти, воображения, цветовосприятия; освоение и закрепление навыков работы с различными художественными материалами.

Обучающая: научить преобразовывать реалистичный пейзаж в декоративный.

Оборудование для учеников: тоновая бумага (формат А3), карандаши, ластик, краски,палитра, кисти, раздаточный материал, работы из методического фонда.

Оборудование для преподавателя: мольберт, бумага, карандаш, ластик, указка, наглядные пособия, репродукции, проектор, ноутбук.

Структура урока:

Организационный момент - 1 мин

Введение в тему урока - 3 мин

Лекция нового материала – 10 мин

Самостоятельное выполнение работы – 26 мин.

Подведение итогов. Выявление ошибок и пути исправления. Выдача домашнего задания - 5 мин

Ход урока.

Приветствие

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок на тему: Декоративный пейзаж.

Объяснение нового материала

Цель нашего занятия. Преобразовать реалистичный пейзаж в декоративный.

Учитель спрашивает: -Ребята, а как вы думаете, чем отличается декоративный пейзаж от реалистичного?(на слайде приведены примеры декоративного и реалистичного пейзажа)

Ученики отвечают и называют разные варианты ответов.

Учитель: Правильно. В декоративном пейзаже отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как передние, так и задние изображаются с одинаковой четкостью.

Также для декоративного пейзажа характерно обобщенность, символичность и условность.

В декоративном пейзаже выполняется стилизация объектов и предметов. Стилизация же происходит за счет упрощения очертания объектов.

Стилизация это изменение видимых свойств и качеств предметов. предполагающее их упрощение с целью усиления выразительности других.

В Декоративной композиции используются практически все основные изобразительные средства: Точка, линия, светотень, форма, размер, пропория, масштаб, цвет,фактура,текстура, формат и тд.

Главными изобразительными средствами считаются: точка, линия, светотень. Потому,что этой триады вполне достаточно для полноценного художественного изображения и соответственно композиции.

Взгляните пожалуйста на интерактивную доску. (указываю на репродукции картин известных художников)

Пример картины А Матисса: В его работе мы видим отказ от светотеневой моделировки объемной формы ради выразительности локальных цветовых пятен и их гармоничных сочетаний.

Показываю следующую картину,К. Моне: А в этой работе мы видим стремление к передаче световоздушной среды через высветление цветовой палитры, игру рефлексов и оптическое смешение цветов в ущерб предметному цвету, тону и четкости рисунка.

В работе Г.Климта орнаментально-плоскостная организация картинной плоскости, усиление лаконизма, пластичности контурных линий за счет условного освещения.

(На доске вывешены работы Сезанна, Ван Гога, Сарьяна, Эгона Шиле, Гильманова, Японские мотивы и примеры восточной миниатюры)

Итак. Сейчас каждый из Вас должен определиться с выбором техники, приемов, колорита, чтобы выполнить декоративный пейзаж на формате А3. Материал гуашь или акварель. Бумага простая либо тоновая. Выбор за Вами. Я даю волю Вашему воображению.

Ваша задача на сегодня: Нарисовать интересный декоративный пейзаж в цвете в любой технике.

Приступайте к работе.

Самостоятельное выполнение работы учениками.

Ученики переходят к практическому выполнению декоративного пейзажа под руководством преподавателя.

Подведение итогов.

Общая экспозиция работ. Обсуждение основных достоинств, выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания.

Используемая литература:

1. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция»

2. К.Даглдиян «Декоративная композиция»

3. Ахадуллин «Композиция»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»