Каталин кунц биография. Елена Корнилова: У Любимова было много женщин. Жалею, что стала одной из них! Возвращение Юрия Любимова

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Известный режиссер был женат несколько раз. Вообще он всегда слыл любимцем женщин, и многие из актрис не могли устоять перед его обаянием. Самая первая жена Юрия Любимова , о браке с которой известно очень немного, была одна из актрис — сестер Пашковых - Галина или Лариса. На ком из них точно он был женат сейчас неизвестно по той причине, что, как говорят, он разрывался между ними и любил обеих.

Во второй брак Любимов вступил после того, как ему уже исполнилось сорок лет. Вторая жена Юрия Любимова - Ольга. Она была балериной и прожила с ним всего пять лет, успев родить сына Никиту. Одной из причин, по которой распался этот брак стало новое увлечение Любимова. Она начал ухаживать за актрисой театра и кино Людмилой Целиковской - красивой, талантливой и чрезвычайно популярной в то время актрисой. Они были знакомы очень давно - еще со времени учебы в Щукинском училище.

Некоторые поговаривали, что за Целиковской Любимов начал ухаживать в корыстных интересах - он планировал в то время создать собственный театр, а популярность актрисы помогла бы ему сделать это. Людмила Целиковская не была в стороне от вновь созданного Любимовым Театра на Таганке. Она придумывала постановки для многих спектаклей, помогала мужу в борьбе с бюрократизмом чиновников. Несмотря на то, что режиссер очень ценил свою супругу, он и в то время был неравнодушен к красивым женщинам.


На фото Любимов со своей третьей женой — Каталин Кунц

Лауреат Сталинской премии, Народный артист РФ, актер и режиссер, реформатор и патриарх российского театра, маэстро. Как только не величали Юрия Любимова. Им восхищались, одновременно побаиваясь тяжелого и конфликтного характера. После изгнания из СССР Любимову рукоплескали в Америке и Европе. Режиссер ставил драматические и оперные спектакли на подмостках Ла Скала, Ковент-Гардена и Гранд-опера. Вернулся мэтр триумфатором и до глубокой старости – 97 лет – непрерывно творил.

Детство и юность

Родился будущий артист и режиссер осенью революционного 1917 года в Ярославле в зажиточной купеческой семье. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. Во времена НЭПа в Охотном ряду купец Петр Любимов держал лавку, в которой торговал шотландской сельдью. Родители Юрия Петровича – образованные люди. Отец окончил коммерческое училище, мама – педагогическое. Она работала учительницей в начальной школе.

В конце 1920-х бывшего купца лишили гражданских прав как живущего на нетрудовые доходы. Лишенца Любимова неоднократно арестовывали. Чтобы обезопасить родных, Петр Захарович развелся с женой, но семья с трудом выживала. Помогала многочисленная родня, не отвернувшаяся от «опасного» родственника.


Юрий Любимов окончил семь классов: в старшие парня не приняли из-за происхождения. Он поступил в техникум, чтобы получить специальность электромеханика. Но мир искусства манил Юрия. Увиденную в детстве на подмостках МХАТа игру Константина Станиславского Любимов запомнил на всю жизнь. Студент поступил в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году 18-летний Юрий Любимов впервые вышел на подмостки. Так началась его творческая биография.

Театр

Первая роль – эпизод в постановке «Мольба о жизни». В 1936-м 2-й МХАТ закрыли, но Юрий Любимов уже не мыслил жизни без театра. Он перешел в училище имени Б. В. Щукина, открывшееся при Театре имени Е. Б. Вахтангова. Молодой артист вышел на подмостки вахтанговского театра в постановках «Человек с ружьем» и «Много шума из ничего». Вскоре талантливого актера задействовали во второстепенных ролях спектаклей «Принцесса Турандот» и «Путь к победе».


Юрий Любимов отличился в дипломном спектакле «Мещане», и в 1939-м его приняли в труппу. Работу в Театре имени Евгения Вахтангова прервала армейская служба. Артиста в 1941-м взяли в созданный при НКВД эстрадный ансамбль, задача которого состояла в поднятии боевого духа войск на передовой.

Демобилизовавшись в 1946 году, артист вернулся на вахтанговские подмостки и вскоре стал ведущим актером. Юрий Любимов сыграл Кошевого в «Молодой гвардии», Криса в постановке «Все мои сыновья», Шубина в спектакле «Накануне». В 1950-е Юрий Любимов сыграл звездные роли в спектаклях «Много шума из ничего», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии».


Режиссерский дебют состоялся в 1959-м. Юрий Петрович поставил спектакль «Много ли человеку надо». Его позвали преподавать в «Щуке». Здесь он, подобрав актеров из учащихся, поставил пьесу «Добрый человек из Сезуана». Спектакль получился революционным, и если бы не протекция влиятельных персон во власти, его сняли бы с репертуара.

Юрию Любимову предложили возглавить столичный Театр драмы и комедии на Таганской площади, который находился в то время в упадке. За пару лет режиссер переломил ситуацию, превратив «Таганку», как его теперь называли театралы, в ведущий театр. Дебютным спектаклем, поставленным на его сцене Любимовым, стал все тот же «Добрый человек из Сезуана». Премьера состоялась 23 апреля 1964 года.


В первые 2-3 года на подмостках шли драматические постановки, потом Юрий Любимов ввел в репертуар классику и произведения современных писателей. Он поставил пьесу Бертольта Брехта «Жизнь Галилея», «Гамлета», современные поэтические пьесы «Послушайте!» и «Товарищ, верь…». О спектаклях Юрия Любимова заговорили в Европе, называя «Таганку» «островком свободы» в Советском Союзе. С постановкой «Преступление и наказание» любимовская труппа побывала на гастролях в Лондоне, где в 1983 году удостоилась награды.

О многогранности таланта режиссера говорят его работы в оперном театре. Дебютной стала авангардистская постановка «Под жарким солнцем любви», поставленная на подмостках «Ла Скала» в середине 1970-х. Позже последовали оперы «Дон Жуан», «Пиковая дама», «Набукко». 1980-е начались для Юрия Любимова трудно. Скончался , ведущий артист «Таганки». Спектакль в его честь цензура не пропустила. Революционность разглядели в спектакле « », запретив и его.


В 1984-м Юрий Любимов, будучи на гастролях в Лондоне, где ставил на сцене театра «Лирик» спектакль «Преступление и наказание», узнал о лишении гражданства. Указ генсека СССР последовал после того, как советский режиссер дал интервью «Таймс». Гражданство опальному режиссеру предоставил Израиль. Семь лет Юрий Любимов работал за рубежом, переезжая из Австрии в Англию, оттуда в Америку, Италию и Швецию. Мастеру рукоплескали театралы Европы и США.


Возвратиться в Россию режиссер смог в конце 1980-х, во времена перестройки, начатой . Ему вернули гражданство. Юрий Любимов снова возглавил «Таганку». В 1992-м он стал Народным артистом России. Но в 1993 году грянул скандал: труппа, недовольная стилем управления Юрия Петровича, раскололась. Группу «раскольников» возглавил Николай Губенко.

В 1997-м 80-летний Юрий Любимов поставил «Братьев Карамазовых», а через пять лет на «Таганке» состоялась премьера «Фауста». Труппа под руководством легендарного режиссера гастролировала по стране и за рубежом. В этот период в Россию вернулась супруга режиссера Каталин Кунц, вскоре став администратором театра. Труппа приняла Кунц враждебно, ведь она заявила в интервью, что за годы отсутствия Юрия Петровича «Таганка» превратилась в «помойную яму». Артисты, боровшиеся за возвращение Любимова в СССР, почувствовали обиду.


В конце 2010 года Юрий Любимов подал в отставку, посетовав на чиновничью бюрократию. Но скандал замяли, и худрук остался в театре. В следующем году грянул новый скандал. Актеры «Таганки» на гастролях в Чехии потребовали от Любимова выплатить причитающиеся деньги, но Юрий Петрович отказался. Конфликт обострился. Труппа потребовала уволить Каталин Кунц. Любимов хлопнул дверью.

В 2012 году на вахтанговских подмостках прошел премьерный показ спектакля «Бесы» по одноименному произведению классика. 94-летнему Юрию Любимову аплодировали стоя. Последними работами режиссера на сцене стали опера «Князь Игорь» в 2013-м и опера-буффа «Школа жен» в мае 2014 года.

Фильмы

В кино Юрий Любимов дебютировал в 1941 году. Артист появился на экране в роли Принца в картине «Цветные киноновеллы». В 1940-х актер снялся в десяти художественных фильмах, среди которых наиболее яркими оказались военная драма «Дни и ночи», комедия «Беспокойное хозяйство», драма «Голубые дороги» и культовая музыкальная комедия «Кубанские казаки», где Любимову досталась роль Андрея.


Юрий Любимов в фильме "Кубанские казаки"

В 1950-е годы Юрий Любимов появился в восьми лентах, среди которых биографический фильм «Белинский», драма Александра Довженко «Прощай, Америка!», блестящий водевиль «На подмостках сцены» и киноповесть «Город зажигает огни». Больше он в кино не снимался, сосредоточив силы на театре.

Личная жизнь

Женщины обожали Юрия Любимова. Поговаривают, он был настоящим сердцеедом, харизматичным и притягательным. После войны он женился на балерине Ольге Ковалевой, с которой познакомился в ансамбле НКВД. В 1949 году у Любимова родился первенец – сын Никита. Позже он стал студентом духовной семинарии. Вскоре супруги расстались – женщина предпочла Любимову дирижера Юрия Силантьева.


Слава актера Любимова в 1950-х набрала обороты. В вахтанговском театре он сблизился с коллегой и примой Людмилой Целиковской, с которой познакомился в театральном училище. В 1945-м они снялись в картине «Беспокойное хозяйство», а в 1960-х начали жить под одной крышей. В гражданском браке пара прожила 15 лет. Расстался Юрий Любимов с Людмилой после знакомства на гастролях в 1976 году с венгерской переводчицей Каталин Кунц.


В 1978-м 60-летний режиссер женился на 32-летней Кунц. Через год Каталин родила супругу сына Петра. Вместе они жили в вынужденной эмиграции. Друзья пары утверждают, что именно благодаря жене Юрий Любимов дожил до глубокой старости и надолго остался в искусстве.

Смерть

В октябре 2012 года режиссер пожаловался на боли в сердце. Курс интенсивной терапии не помог, и 30 октября Юрий Любимов впал в кому. Но вечером следующего дня вышел из коматозного состояния и в конце ноября выписался.


Через 2 года, в октябре, мэтра доставили в больницу, диагностировав сердечную недостаточность. Спустя 3 дня, 5 октября 2014 года, . Его похоронили на Донском кладбище. Могила патриарха сцены находится на участке №15 рядом с местами упокоения родителей.

Спектакли

  • 1964 - «Добрый человек из Сезуана»
  • 1971 - «А зори здесь тихие»
  • 1971 - «Гамлет»
  • 1973 - «Товарищ, верь…»
  • 1979 - «Преступление и наказание»
  • 1981 - «Три сестры»
  • 1982 - «Борис Годунов»
  • 1993 - «Живаго»
  • 1997 - «Братья Карамазовы»
  • 2000 - «Театральный роман»
  • 2002 - «Фауст»
  • 2005 - «Суф(ф)ле»
  • 2006 - «Антигона»
  • 2010 - «Мед»
  • 2011 - «Маска и Душа»

Фильмография

  • 1941 – «Цветные киноновеллы»
  • 1943 – «Дни и ночи»
  • 1945 – «Поединок»
  • 1946 – «Беспокойное хозяйство»
  • 1946 – «Голубые дороги»
  • 1949 – «Кубанские казаки»
  • 1951 – «Прощай, Америка!»
  • 1956 – «На подмостках сцены»
  • 1958 – «Город зажигает огни»
  • 1958 – «Человек с планеты Земля»

Источник информации: журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", август 1999.

- Каталина, ваш муж, Юрий Петрович Любимов, известен не только как гениальный режиссер, но и как редкостного обаяния мужчина. Много, очень много женщин пытались его завоевать...

И многие завоевывали, скажем так. Он был четырежды женат, его окружало множество подруг, спутниц жизни и так далее, он бесконечно менял привязанности...

- Чем же вы его покорили?

Признаться, не знаю. Я не особенно красива, не так уж умна, не слишком обаятельна. Не могу назвать ничего такого, в чем я самая-самая. Почему мы вместе - это тайна двух людей. Могу только сказать, что нас связала любовь с первого взгляда, взаимная страсть - телесная и душевная.

- Где вы впервые увиделись?

В Будапеште. В 1976 году его театр две недели выступал в Венгрии (перед этим была Югославия, где "Таганка" получила премию на фестивале "БИТЕФ" за "Гамлета" с Высоцким). Успех был феерическим: чтобы попасть на спектакль, ломали двери и готовы были висеть на люстрах. Вот тогда-то я впервые увидела спектакли Любимова "Десять дней, которые потрясли мир" и "Гамлета". Они меня поразили: в Венгрии ничего подобного раньше я не видела.

- Ваша жизнь была как-то связана с театром?

Лучшие дня

Нет. Театральная, богемная среда всегда была мне чуждой и до сих пор остается таковой. Родители дали мне добротное воспитание, в восемнадцать лет, сразу после окончания гимназии, я вышла замуж. Мой первый муж был астрономом, известным ученым. В начале 70-х советская Академия наук пригласила его поработать в Москве. В то время я училась на филологическом факультете Будапештского университета, здесь поступила в МГУ, тоже на филфак, но уже на русское отделение. До этого не знала ни слова по-русски.

Когда мы с мужем вернулись в Будапешт, мне предложили работу в Обществе венгеро-советской дружбы, где я занималась организацией культурных обменов - выставками, гастролями, концертами и так далее. Забавно, что я числилась политработником и с Любимовым познакомилась именно в этом качестве. Меня попросили как переводчика сопровождать гостя во время гастролей и по возможности смягчать резкость его высказываний. Всем известно, что Юрий - человек откровенный и с детской непосредственностью говорит все, что думает, порой в ущерб себе самому.

- Вы говорили, что это была любовь с первого взгляда...

Страсть, фантастическая страсть. Меня буквально сбило с ног его невероятное мужское обаяние. Такого человека я еще не видела. И, как вы понимаете, смертельно в него влюбилась.

Но если вы уж все хотите знать, между нами тогда так ничего и не произошло. Мы оба были по горло заняты работой. Я организовывала все его встречи, переводила, мне приходилось следить за тем, чтобы в его номере всегда стояли минеральная вода, цветы и фрукты, чтобы актеры не запили и вовремя пришли на репетицию, чтобы у них было все необходимое... Что вы хотите? Театр есть театр. Если у нас и оставалось время для самих себя, то буквально минуты.

- Один из актеров рассказывал мне, что Юрий Петрович, который обычно ходил в джинсах и джинсовой рубашке, просил у него костюм, чтобы пойти с вами в ресторан. Интересно, как же выглядел влюбленный Любимов?

Как студент: робел, стеснялся, не знал, как себя лучше преподнести. Я всегда держалась очень холодно, отстранение, мужчины боялись ко мне подойти, и, может быть, это ощущение недоступности его особенно привлекало. Он все время твердил, что хочет сделать мне что-то приятное, спрашивал, что я хотела бы получить в подарок, приглашал в ресторан. На все предложения я отвечала: "Спасибо, нет". Мне же тогда не шестнадцать лет было, а двадцать девять. Замужняя женщина, которая объездила полмира и занимает серьезный пост.

- Вы уже знали, что выйдете за него замуж? Любимов сделал вам предложение?

Ну нет, дорогая моя, жизнь так не строится. Если два взрослых человека встретились и полюбили друг друга, они не знают заранее, что станут делать дальше. Тем более что это была советская эпоха. С одной стороны. Советский Союз, где все было "нельзя", с другой - несчастная маленькая Венгрия, в которой тоже существовала масса ограничений. Плюс личные сложности: у нас обоих были семьи. Я полюбила человека с невероятно трудной судьбой. На что я могла рассчитывать?

Мой муж прекрасно все это понимал. Он видел, что я пропадаю с утра до ночи, обращал внимание и на то, с каким восторгом говорю о Любимове. Несколько раз я приглашала Любимова к нам домой, готовила ужин, он рассказывал о театре - я восхищенно слушала. Нельзя было не заметить, как я им очарована. Но муж меня очень любил и все прощал. Поэтому он только сказал: "Подожди, Каталина, может быть, это пройдет. Этот человек уедет, и ты обо всем забудешь".

Любимов уехал, но легче мне не стало. Я все время ждала его звонка. Мы увиделись вновь только через несколько месяцев, для меня совершенно мучительных. Его пригласили в Италию, и он выбрал путь через Будапешт - специально чтобы со мной увидеться. У нас было всего несколько часов, но эта короткая встреча убедила обоих, что мы не можем жить друг без друга. Потом он приехал уже на полтора месяца - ему предложили поставить в Будапеште "Преступление и наказание" по Достоевскому.

- Должно быть, вам пришлось приложить немало усилий, чтобы организовать эту его поездку? В те годы советскому режиссеру было не так легко добиться разрешения на зарубежную постановку.

Он получил официальное приглашение от венгерских властей самого высокого уровня. В Венгрии поступки Любимова, его взгляды на жизнь и искусство вызывали большое уважение. А сумасшедший успех гастролей "Таганки" в Будапеште вспоминают до сих пор.

Юрий приехал, я опять была его переводчиком, и мы встречались каждый день. Я никогда, пожалуй, не была так счастлива. Не знаю, как подобрать слова, чтобы описать свои ощущения... Казалось, я не хожу по земле, а летаю. Кстати, вернувшись домой, Любимов начал ставить "Мастера и Маргариту". Я прилетела в Москву как раз к премьере этого спектакля, который был посвящен мне.

- А вы не боялись, что Юрий Петрович - ведь так бывает, правда? - на вас не женится и вы станете всего лишь одним из его многочисленных увлечений? Или вы были готовы и к отношениям вне брака?

Я не так воспитана, чтобы допускать подобные предположения. Когда мужчина не решается связать с вами свою судьбу, не стоит о нем и думать. Если он любит, то будет предпринимать все необходимые шаги, чтобы соединиться с любимой женщиной. Что, собственно, Юрий и делал. Да и я тоже. Ему надо было достойно расстаться с Людмилой Целиковской, с которой он прожил долгие годы, мне - с моим ученым. На это понадобился почти год.

Мы поженились в Будапеште - в Москве все были однозначно против. Любимова со всех сторон упрекали: "Вы что же, не нашли себе русскую бабу?" Так и говорили - "бабу". Как будто речь шла только о постели. Поэтому мы поженились в Венгрии, никому об этом особенно не сообщая.

- Не всякая женщина решилась бы на такой шаг - оставить дом, страну, привычные условия жизни и броситься за человеком, которого она, в сущности, совсем не знает. Да еще такая разница в возрасте...

Все верно, Юрий старше меня на тридцать лет. Чужая страна, все чужое. Совершенно непонятная мне профессия, богемная жизнь, которую мое консервативное воспитание не позволяло принять как свою. Но, вы знаете, страсть слепа.

Я бросила все и отправилась в Москву корреспондентом журнала "Фильм, театр, музыка". Мне помогли - раскрою эту тайну - самые высокие чины тогдашней Венгрии, которые очень симпатизировали Любимову. Меня направили в Советский Союз в качестве журналиста. Так как я закончила филфак МГУ и два факультета - журналистики и психологии - в Будапештском университете, ничего искусственного в этом не было.

- Рассказывали, что у него в тот момент были теплые отношения с одной из артисток театра и вам пришлось какое-то время расчищать путь к сердцу любимого мужчины.

Ничего подобного не было! Кто-то распустил такой слух, предполагая видимо, что я испугаюсь и уеду. На самом деле у Юрия есть принцип: не заводить романов в своем театре.

- Я знаю, что "Таганка" встретила вас в штыки. Особенно ее женская половина.

О, это неудивительно! Когда Юрий познакомил меня с Капицами, я была очень удивлена их добрым отношением - это были единственные люди, которые не видели во мне молодую, хищную соблазнительницу. Конечно, мне звонили и обзывали всячески. Будили в четыре часа утра, поливали такой грязью, что я даже повторить не могу, требовали, чтобы я оставила Любимова в покое, и прочее, прочее... Но это не значит, что я стала задумываться, стоило ли мне приезжать сюда, связываться с этим человеком. Все это было неприятно, но на меня никак не повлияло. Меня заботило только одно: чтобы мужчине, которого люблю, было хорошо. Как спутница жизни, то есть жена, я должна обеспечить его тем, что ему необходимо. А что необходимо Любимову, я знала совершенно точно - у него никогда не было спокойной жизни. Моей задачей было окружить его заботой, создать ему теплую семейную атмосферу, в которой он так нуждался.

- Неужели вы его не ревновали?

Я безумно ревнивый человек, к сожалению. До ужаса. До потери сознания. Сейчас, правда, стала гораздо спокойнее. Да, я ревновала. Поводы для этого у меня находились. Представьте себе: Италия, Юрий набирает актрис для своего спектакля. Они красивые - итальянки, ничего не скажешь. И каждая старается произвести на него впечатление. Одна появляется в таком платье, которое не скрывает ни одно из ее женских достоинств. Другая пытается поразить своим умом, незаурядностью мышления. А третья просто ложится на коврик под его дверью и ждет всю ночь, чтобы поймать его, когда он выйдет, и получить шанс узнать режиссера как мужчину.

То же самое было и в Москве, и в других городах. И, кстати, продолжается до сих пор. Письма, звонки, неожиданные появления. Иногда я шучу по этому поводу, иногда высказываюсь резко, иногда ухожу. Бывает, что не замечаю. Бывает, что посылаю в известную сторону. Все зависит от ситуации. Но вы знаете, мужчина есть мужчина, его легко поймать, но трудно удержать. Поэтому я своему мужу дала полную свободу. Это опять-таки от воспитания: в нашей семье мужчине флирт прощался, а вот женщине - никогда.

- А чем, кстати, закончился эпизод с той итальянкой, которая ждала Любимова на коврике у двери?

Я позвонила импресарио, чтобы он ее удалил. Ее долго оттаскивали, уговаривали и в конечном счете сняли с роли, потому что с ней ничего нельзя было поделать.

- Но это, как я понимаю, было уже после вашего отъезда на Запад. Вначале вы предполагали жить в Советском Союзе?

Что значит "предполагала"? Он русский, его театр - в Москве, его любимые актеры, публика - все здесь. Мы собирались жить в Москве, раз уж я решилась ехать сюда корреспондентом. Хотя по разным причинам это оказалось нелегко. Мы жили в маленькой квартирке на Фрунзенской набережной, Юрий приютил там еще тетку прежней жены, Целиковской. Я уже ждала ребенка и жутко страдала оттого, что подъезд необыкновенно вонючий. Кошки, мыши и прочие животные оставляли там свои запахи, и каждый раз, когда надо было выходить из квартиры, я старалась побыстрее миновать этот неприятный промежуток от двери до улицы. Но тем не менее это было счастливое время. Я познакомилась с удивительными, талантливейшими людьми, которые окружали Любимова. Параджанов, Шнитке, семья Капиц, Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский - все они стали и моими друзьями тоже.

- Ваш сын Петя тоже родился в Будапеште?

Да, и я помню, что так старалась оберегать от лишних волнений моего возлюбленного мужа, что даже не сообщила ему, что еду рожать. Позвонила уже из больницы, чтобы сказать, что родился сын, которого он так ждал. Юрий смог увидеть его только через пять дней - его долго не хотели выпускать из Советского Союза, твердили: "Вы, товарищ Любимов, уже съездили в Венгрию, вам больше не полагается". Тогда он в очередной раз разорался, объяснил, что это совершенно особенный случай, и приехал - помог венгерский посол.

- Ваш муж в одном из интервью рассказывал невероятную историю. Цитирую: "Прием в советском посольстве, Катя уже в положении. Стоят все послы, и наш, конечно, советский. И вдруг он говорит: "О, теперь вас можно признать официально". И указывает на Катино брюхо. Пауза. Всем как-то неловко. И тут Катя громко мне говорит: "Простите, у вас все послы такие хамы?" Поворачивается и уходит".

Я свободный человек и всегда поступаю так, как считаю нужным. Если мне кажется, что задета честь моего мужа или моих близких, я высказываю свое мнение не задумываясь. Несколько лет назад я неожиданно узнала, что за мной следили с самого первого дня, вели досье: с кем я встречаюсь, разговариваю и так далее. Но это было совершенно напрасно - я ничего не скрывала, а все, что думала, говорила публично.

- Я слышала еще одну историю - о том, как вы заставили его бросить курить. Пообещали, что иначе уйдете вместе с сыном.

Ну, это произошло гораздо раньше. У нас еще не было сына, мы только познакомились. Когда я увидела, что он прикуривает одну сигарету от другой, пришла в ужас и сказала: "Если хотите дальше иметь со мной дело, бросайте курить. Иначе вы меня не увидите". Когда любишь человека, заботишься о его здоровье, хочешь, чтобы он жил дольше, это естественно. Юрий пообещал мне бросить и с тех пор не курит. Уже двадцать с лишним лет.

- Теперь понятно, почему Любимов называет вас "неукротимой Катериной".

Нрав у меня действительно неукротимый и к тому же сочетается с невероятной работоспособностью. Не будь у меня этой жизненной силы, я не смогла бы выдержать в те сумасшедшие годы, когда моталась с Юрием по миру, от Израиля до Швеции, от Италии до Соединенных Штатов. Мне надо было с достоинством пройти весь этот трудный путь, чтобы мой ребенок имел возможность спокойно расти и получить неплохое образование, а муж - творить и создавать спектакли.

- Вы чувствовали, что здесь это невозможно?

Послушайте, его же постоянно пытались уничтожить! Он никогда не кривил душой и делал то, что считал нужным, но никто, и вы тоже, не знает, чего ему это стоило. Я помню эти жуткие недели после смерти Высоцкого, которого пытались похоронить впопыхах, незаметно, чтобы о нем скорее забыли. Любимов настоял, чтобы это было сделано достойно. И начались бесконечные вызовы в ЦК, в Комитет по делам культуры, в Министерство культуры... Я ждала его внизу в машине с врачом, потому что никогда не знала, в каком состоянии он выйдет, ведь его обрабатывали часов по шесть. Когда он выползал оттуда, его было трудно узнать: то желтый, то белый как смерть. Разве это жизнь?

- И вы приняли решение эмигрировать?

Да не было такого решения! Юрий прилетел в Лондон по приглашению, ставить "Преступление и наказание" Достоевского, и совсем не собирался там оставаться. Если бы мы хотели эмигрировать, то сделали бы это гораздо раньше и на значительно более выгодных условиях. Мы же уехали с маленьким ребенком и с одним-единственным чемоданом, в котором лежали только летние вещи. Разве так люди готовятся к тому, чтобы оставить свой дом, страну? Его же просто вышвырнули, объявили, что он больше не главный режиссер "Таганки", и были очень довольны, что одним непокорным человеком стало меньше.

- Считается, что поводом стало скандальное интервью Любимова лондонской "Тайме". Вы его помните? Ведь вы занимались контактами Юрия Петровича с прессой.

Ничего скандального там не было. Нормальная беседа с умным человеком, который задавал даже не провокационные, а самые обычные вопросы. Любимов, как всегда, отвечал так, как считал нужным. А потом все это раздули, чтобы от него избавиться.

- Интервью наделало много шума, Любимову велели немедленно вернуться в Москву, он отказался...

Он был очень болен. На нервной почве у него началась экзема, которую английские врачи не сумели вылечить. Я не могла позволить ему лететь в Москву, пока он не выздоровел. Как раз тогда мы и узнали, что Любимов уволен из театра: об этом сообщили по английскому телевидению. Чуть позже нас официально известили, что он лишен советского гражданства.

Юрий был растерян, разочарован, огорчен. Я упрекала себя, что не предвидела такого поворота событий. Как умная женщина, я должна была все предусмотреть и продумать, чтобы переход к жизни на Западе был более спокойным. Но проблема разрешилась вполне благополучно: буквально через несколько дней у моего мужа была куча предложений на прекрасные постановки. Мне оставалось только составлять контракты и следить за тем, чтобы они выполнялись в точности. Могу сказать, что с этим я тоже справилась.

Вскоре мы перебрались в Италию, в Болонью, где Юрию предложили пост художественного руководителя театра "Arena del Sole". В Болонье у нас был огромный трехэтажный дом - даже не дом, а вилла - с двухсотметровой террасой перед входом, на которую заглядывали лиловые акации. Поднимешься на эту террасу - и перед твоими глазами весь город, вся Болонья - дом стоял на холме. Потом Юрий получил приглашение из Америки, мы переехали туда, даже приобрели квартиру в Бостоне. Но, к сожалению, Америка нам показалась чужой. Все было хорошо - и работа, и деньги, но чего-то не хватало, и мы вернулись в Европу.

- А как же ваш сын? Он учился в какой-нибудь закрытой школе?

Нет, мы его таскали по всему миру. Бедный человечек, у него вообще детства не было, если можно так сказать, потому что за десять лет он сменил 28 школ. В одной Америке за год школы сменились пять раз. К сожалению, он рос без братьев и сестер - второго ребенка при такой беспокойной жизни мы никак не могли себе позволить. Но зато у него всегда было то, чего многие лишены, - теплая домашняя атмосфера, уют, хорошие отношения внутри семьи. Я всегда заботилась о создании семейной гармонии.

Пальцев на руках и ногах не хватит, чтобы сосчитать, сколько мы поменяли домов и квартир. Очень много. И каждый раз, в любой стране, я стремилась приобрести точно такие же вещи, какие были в нашем предыдущем жилье, или хотя бы похожие на них. Я лихорадочно искала какую-нибудь скатерть, вазу или постельное белье. Почему? Потому что хотела создать ощущение постоянства, которого всем нам так не хватало.

- Где же закончились ваши скитания?

В Израиле. Юрий Петрович получил приглашение из театра "Габима". Этот театр, как известно, вырос из России, и еще недавно были живы те знаменитые старики, которые переселились в Палестину и играли там свои спектакли. Юрия они приняли очень трогательно, работа была веселая, и мы решили остаться в Израиле.

- Там же так жарко... И жизнь, по-моему, слишком непривычная для человека из России...

Ничего, мы любим жару, особенно я. Кроме того, по своему происхождению я имею право вернуться на историческую родину. Таким вот образом мы поселились в Иерусалиме. У нас и сейчас там есть квартира... Мы очень любим этот город, совершенно божественный, он одаривает вас духовной энергией.

- А в России в этот момент всё стало стремительно меняться. Горбачевское время, всеобщая эйфория... Любимова стали настойчиво просить вернуться. Я помню, как в 1988 году он наконец приехал. Его встречали как героя, хором скандировали: "Оставайтесь! Оставайтесь!" Некоторые плакали.

Я никому об этом не говорила, но Юрий спрашивал меня, ехать или не ехать. И я сказала: "Поезжайте. Раз уж вы столько вынесли ради театра, своих любимых актеров и этой страны, которую вы называете своей родиной, то, конечно, вам стоит поехать и встретиться с теми, кому вы нужны и кто нужен вам".

- А что, вы до сих пор обращаетесь к мужу на "вы"?

Да, никак не могу заставить себя говорить ему "ты"... Так вот, в Россию он прибыл инкогнито, потому что не было заранее известно, как его здесь встретят. Его приняли хорошо, и он решил остаться, несмотря на то, что у него была куча контрактов на Западе. Невыполнение контракта, как вы знаете, грозит большими неустойками. Но тем не менее он остался в Москве и начал восстанавливать свои старые спектакли и ставить новые.

- А почему вы с ним не поехали?

Здесь же не было никаких условий - ни квартиры, ничего, все было отобрано, уничтожено, разворовано. Камня на камне не осталось. Ребенку всего восемь лет, куда я его дену?

- Сколько же он без вас здесь пробыл?

Это очень чувствительный вопрос для меня. Я не могла оставить старую, больную маму и маленького ребенка, каждый по-своему нуждался в моей помощи. Когда отмечалось 25-летие театра, мы приехали на восемь месяцев, сын даже учился тут, но условия были ужасные. Все время обещали нам квартиру, говорили "вот-вот", но шли недели, месяцы, и ничего не менялось. Мы жили с Петей в каких-то маленьких комнатушках у друзей, которые нас приютили, потом квартира нашлась, но совершенно неустроенная. Было совершенно ясно: люди не хотят помогать!

Я этого никак не ожидала. Приехав сюда спустя семь с лишним лет, чтобы отметить его 80-летний юбилей, я еще больше была разочарована: около Юрия не оказалось ни одного человека, который считал бы важным создать ему - я не говорю житейские условия, потому что это должна делать жена, - но хотя бы условия для работы.

- Все знают, что какое-то время ему было очень тяжело. В театре начался раскол, часть труппы выступила против своего главного режиссера. Я помню несколько ужасных месяцев, бесконечные пресс-конференции, разбирательства, стычки у служебного входа, спектакли, на которые приходилось вызывать ОМОН... Один раз его оскорбили в присутствии публики...

Все это происходило без меня. Я не имею права разбираться в этих делах, потому что не видела ничего. Я знаю только факты: театр разделился, и от этого никто не выиграл. Грустно, что так произошло. Более того, даже трагично.

- Юрий Петрович писал вам об этом?

Нет, мы не переписывались. В нашей семье это не принято.

- А по телефону он никогда вам не жаловался?

Нет, никогда. Он не из тех мужчин, что жалуются.

- Со временем все как-то уладилось: просто под одной крышей стали существовать два театра. Но вы сказали, что вас разочаровала та "Таганка", которую вы увидели три года назад?

Видите ли, мой муж дорогой - добрейший и наивнейший человек, я второго такого не знаю. И многие этим пользовались. Люди, которые долгие годы "руководили" театром, сделали все возможное, чтобы произошла деградация театра во всех отношениях. И здесь актеры ни при чем, и существующие порядки ни при чем, это просто вина тех людей, которые привыкли ничего не делать и, прикрываясь именем Любимова, заниматься своими мелкими делами. Конечно, на меня это произвело удручающее впечатление. Когда я первый раз сюда приехала - отпраздновать 80-летие Юрия, то сразу же сказала, что администрацию театра обязательно надо менять. И, слава Богу, мы уже избавились от ряда людей, которые так губительно влияли на состояние театра. Они были уволены.

- У вас действительно потрясающая работоспособность. Я просто не представляю себе, как вы успеваете лично заниматься всеми делами "Таганки" - от ремонта до переговоров со спонсорами, у вас в театре есть какая-то официальная должность?

Нет, я занимаюсь благотворительной работой. Просто делаю то, что делала всегда: стараюсь создать для своего мужа комфортную атмосферу. Поскольку большую часть времени он проводит в театре, это его дом, я пытаюсь сделать так, чтобы ему было спокойно работать, и его любимым актерам тоже. Мне кажется, если бы я раньше решилась вернуться в Россию, значительно больше успела бы сделать и для Юрия Петровича, и для театра. Мне очень обидно, когда я вижу, как люди здесь пользуются его доброжелательностью, открытостью и обманывают его. А мой прекрасный муж все всем прощает! И говорит: человеку надо дать возможность исправиться. Но я этого не понимаю и не одобряю. А если такое случается второй раз, и третий, я просто прихожу в бешенство и стараюсь от таких людей освободиться, потому что они только отнимают его здоровье, время, которое он мог бы отдать созданию спектакля. К сожалению, я вижу, что очень многие люди здесь вообще не умеют работать. Они быстро утомляются, забывают то, что должны были сделать, или начинают объяснять, почему это выполнить невозможно. Мне трудно это понять. Я могу работать по 16 часов, полностью выкладываясь и не охая, что устала, что болит голова и так далее. Я вообще перестаю замечать и голод и усталость, если хочу что-то сделать и уверена, что это нужно моему мужу или его театру. Мне лично ничего не нужно.

- И он всегда видит вас бодрой, энергичной, подтянутой?

Нет, я бы так не сказала. Конечно, я стараюсь, чтобы мой муж видел рядом с собой привлекательную, веселую женщину. Но вы не поверите: я не хожу к косметологу, у меня нет ни парикмахера, ни массажистки. Дома все делаю сама - посмотрите на мои руки. Я привожу их в порядок, когда иду на прием или сама принимаю гостей. Иногда ложусь спать в два-три часа ночи, потому что не могу уснуть, пока не закончу все, что себе наметила.

- Как же вам удается выдерживать такие нагрузки?

У меня есть одна тайна. Я очень люблю своего мужа.

Экс-любовница основателя Театра на Таганке впервые раскрыла его интимные тайны

В конфликте Юрия ЛЮБИМОВА с актерами Театра на Таганке виновата его жена Каталин. В этом ее винит почти вся труппа. Напомним, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся за работу $16 тысяч. Мы решили разобраться, какую роль играли любимые женщины в судьбе Юрия Петровича. Широкая публика знала только о двух браках Любимова: предыдущем - с актрисой Людмилой ЦЕЛИКОВСКОЙ и нынешнем - с венгерской переводчицей Каталин КУНЦ.

Целиковская и Любимов поженились в начале 60-х. Знакомы они были давно, вместе учились в Щуке, работали в Театре им. Вахтангова и снимались в картине «Беспокойное хозяйство». Их роман, закончившийся свадьбой, завязался на гастролях в Одессе.
В театральных кругах активно гуляли слухи, что модный режиссер погуливал от красавицы жены. Целиковская, дескать, обо всех догадывалась - сама была не первый раз замужем. И даже простила благоверному роман с актрисой Еленой Корниловой .

Набожный сын

Сейчас Корнилова работает в театре у Николая Губенко , а вплоть до раскола «Таганки» в 1993 году трудилась под руководством Любимова. Только в интервью «Экспресс газете» она впервые решилась признаться в своем тайном романе с Юрием Петровичем.
- Личные отношения с Любимовым в уголке моей памяти остались навсегда, - вздохнула Елена Константиновна. - Но по прошествии лет я о них жалею. Воспоминания вызывают острую боль. Тем более что сейчас я уже давно замужем за музыкантом, есть дочка и даже внучка.
Корнилова считает Юрия Петровича гением, но говорит, что у 93-летнего режиссера былой талант стремительно уходит.

Его последние спектакли не такие яркие и новаторские, как раньше, - продолжает Корнилова. - Помню, с каким восторгом я играла беременную невесту в его ранней постановке «Добрый человек из Сезуана». Однако, как только Любимов познакомился с Каталин, не только я, но и все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А это то, что он всегда проповедует в своем творчестве. По-моему, у Каталин - озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали.
Оказалось, что Елена Константиновна была хорошо знакома и с Людмилой Целиковской.
- Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, - говорит Корнилова. - Кстати, из-за венгерки у худрука испортились отношения и со старшим сыном Никитой. «Мадам» родила мужу Петра, а Никиту отвергла. Раньше тот приходил к отцу в театр, но с появлением Каталин больше не появлялся. Никита - глубоко верующий человек. Я с ним общалась. Например, как-то мы вместе ездили на могилу к моему отцу. Там Никита долго читал молитвы.
Сейчас старшему наследнику Любимова 62 года. В театре уверены, что на протяжении всей жизни Никита, который жил с женой Натальей и тремя детьми в крошечной «однушке», почти нигде на работал. А довольствовался тем, чем ему помогал знаменитый папа. После появления Каталин Любимов продолжал тайно спонсировать великовозрастного ребенка.


Мама Никиты - балерина Ольга Силантьева , - рассказывает Корнилова. - Известный дирижер Юрий Силантьев отбил ее у своего друга Любимова, с которым они вместе работали в Ансамбле песни и пляски НКВД. Ольга, прихватив сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Ну а Любимов утешился в объятиях Целиковской.
- А кто же был первой женой Юрия Петровича?
- Перед Ольгой у Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых . Но он почему-то не любил об этом распространяться.
Театральные старожилы вспоминают, что Любимов долгое время разрывался между Галиной и Ларисой. Говорят, бывали периоды, когда все трое жили под одной крышей. А уж что там между ними происходило - кто теперь вспомнит. Дела давно минувших дней…


Никита Любимов боялся сойти с ума

Мы долго пытались разыскать старшего сына режиссера Никиту. Но так и не смогли этого сделать. Где он сейчас - никто не знает. Во время поисков мы познакомились с поэтессой Галиной ЛАРСКОЙ, за которой сын режиссера по молодости ухаживал.

Я давно не видела Никиту. Наверное, сейчас он служит при одном из храмов, - поведала женщина. - Он всегда был верующим человеком. Но в тоже время очень тяжелым в общении и неаккуратным. Когда приглашал меня к себе в комнату, там был страшнейший бардак. Не знаю, как его жена Наташа, которая, кстати, значительно моложе, с ним живет. Никита часто вел себя странно. Любил поразмышлять, что боится сойти с ума. А иногда признавался, мол, хочет умереть. Одно время он мало спал и сутки напролет читал. Я ему твердила: «Зачем ты себя гробишь?» А он со страшной улыбкой отвечал, дескать, делает это нарочно, потому что надоело жить.

«Нарыв вскрылся!»

Прокомментировать нынешнюю ситуацию в театре на Таганке мы попросили одного из ведущих актеров - Тимура БАДАЛБЕЙЛИ, который служит у Любимова 16 лет:
- Его уход из нашего театра в любом случае неправильный шаг. Это его детище. Он справляется со своими обязанностями. После Любимова будет уже другой театр, но легенда останется. Потом никто не вспомнит про недоплаченные гонорары, оскорбления в адрес артистов. Все, что позволительно Любимову, не позволительно больше никому! Никому, даже его супруге. Есть рамки приличий, этика, границы дозволенного. Но Каталин легко их перешагивает. Ее отношение к артистам - притча во языцех. Она бесчеловечна! Вот на этом фоне и назрел конфликт. Однако ни у одного из артистов не возникало мысли выносить сор из избы. Мы терпели непозволительные чудачества супруги Любимова. Терпели из уважения к нему, но настал предел - и нарыв вскрылся.




Каталин Любимова, жена Юрия Петровича Любимова, как-то призналась, что для неё роль любящей и понимающей жены была не менее значима, чем роль матери. Она говорит, что никогда не была матерью-наседкой, которая заботится только о детях. На протяжении долгих тридцати шести лет Каталин была верной помощницей во всех творческих начинаниях Любимова.

Идеальная жена

Юрий Петрович до конца своих дней не переставал заниматься делом всей своей жизни - театром. Хотя он и говорил, что устал от творчества в условиях окружающей нестабильности, но тут же признавался, что намерен работать над постановкой спектаклей до последнего дня своей жизни, как человек, которому дорога его профессия.

Жена Юрия Любимова Каталин работала в Театре на Таганке до момента его ухода оттуда. Никакой официальной должности она не занимала, но помогала в руководстве хозяйственными делами в качестве волонтёра. Рабочий день обоих супругов продолжался по десять-двенадцать часов.

Готовила для мужа Каталин Любимова тоже сама. Ещё до начала рабочего дня она успевала сходить в магазин, чтобы купить для дорогого мужа овощей, из которых главным образом состоял рацион питания всей их семьи - Каталин считала, что жареные и копчёные продукты питания могут неблагоприятно отразиться на здоровье Юрия Петровича.

Секреты счастья

Ещё в семье существовало правило, которое установила Каталин: когда Любимов отдыхал, то тревожить его по любым вопросам запрещалось. Она запрещала сыну шуметь и играть в такие игры, которые могли бы нарушить покой отца.

Больше всего Юрий Любимов ценил в семейной жизни именно покой и уют. Сам он никогда не отвечал на вопросы журналистов о личной жизни, следуя правилу «мой дом - моя крепость».

На вопросы о ревности Каталин отвечает, что всегда была очень ревнивой, но старалась не давать воли своим эмоциям, и никогда не ревновала мужа без повода. Она признаётся, что всегда следила за тем, чтобы и другие люди не нарушали прав её мужа и его спокойствия.

Курить - здоровью вредить

Единственное условие, которое поставила Каталин Кунц Любимову, когда выходила за него замуж - он непременно должен был бросить курить. В то время Юрий Петрович выкуривал до трёх пачек в день, что, конечно же, неблагоприятно сказывалось на его здоровье. Каталин поставила вопрос ребром: если хотите быть со мной - о пагубной привычке нужно забыть.

Юрий исполнил это пожелание и больше никогда не притрагивался к сигаретам.

Неукротимая Катерина

Возможно, что именно тогда и появилось прозвище «Неукротимая Катерина», которым Любимов наделил свою супругу. Сама же она говорит, что согласна с этим прозвищем, поскольку действительно отличается невероятно сильным характером, благодаря которому смогла пережить и годы странствий по миру, и непростые времена в нашей стране. Но она с достоинством прошла через все испытания, помогая и мужу в осуществлении его творческих замыслов, и сыну Петру, заботясь о том, чтобы тот получил достойное образование. Переезжая из города в город и из страны в страну, Каталин Любимова старалась создать хотя бы видимую стабильность для своей семьи. Она всякий раз перевозила с собой на новое место жительства какие-нибудь предметы мебели и домашнего обихода. А если этого сделать не получалось, то она долго бегала по магазинам в поисках похожих вещей. Это помогало создать ощущение того, что никакого переезда не было.

Тяжёлое время

Одним из самых сложных периодов жизни режиссёра и его жены были несколько дней после смерти Владимира Высоцкого. В Москве проходила Олимпиада и правительство дало указание похоронить артиста как можно незаметнее, чтобы не создавать волнений среди народных масс. Но Юрий Петрович не мог допустить, чтобы всенародно любимого артиста похоронили без должных почестей, не дав многочисленным почитателям его творчества возможности попрощаться с ним. Пришлось обегать множество кабинетов высокопоставленных лиц. Во время таких визитов, Каталин ждала своего мужа в машине. По её настоянию, в автомобиле всегда находился также врач, ведь Любимов часто выходил из таких кабинетов в предынфарктном состоянии.

Сын Юрия и Каталин Любимовых. Биография Петра Юрьевича

Говоря о детях, Каталин Любимова признаётся, что по её мнению, самое главное для ребёнка - это тёплый, доброжелательный климат внутри семьи. При поддержке понимающих родителей, единственный сын супружеской четы не только успешно получил школьный аттестат, но и впоследствие не потерял интерес к образованию и окончил университет в Кембридже. А ведь школьные годы мальчика проходили не в самых лёгких условиях: за десять лет учёбы он сменил более двадцати пяти школ в Америке и в Европе.

Бывало, что за один учебный год ему приходилось учиться в пяти учебных заведениях. Нелёгкие условия только укрепили его любовь к родителям. И когда после окончания университета перед молодым специалистом открылись большие перспективы в строительном бизнесе на западе, он счёл нужным отложить на некоторое время собственную карьеру и переехать в Москву, чтобы помогать отцу и матери в работе в театре.

Любовь и свобода

Каталин Любимова никогда не препятствовала мужу в его творческой деятельности. Она всегда была с ним, где бы ему ни приходилось работать: он ставил спектакли в театрах США, Англии, Италии и многих других стран. Она признаётся, что когда Юрия Петровича попросили вернуться в Советский Союз, то он спрашивал у неё совета как поступить. Поскольку она понимала, как много значит для её супруга Театр на Таганке, то сказала, что ему нужно поехать на родину. Вместе с этим, Каталин никогда не вмешивалась в творческие дела театра и в дела, касающиеся его руководства. Когда в начале 2010-х годов в театре начались бесконечные пересуды и выступления против режиссёра, которые привели к его увольнению по собственному желанию, она говорила, что не хочет влезать в дела, которые её не касаются, предоставив мужу самому распоряжаться своей судьбой.

Она говорит, что её долг состоял в том, чтобы заботиться о создании домашнего уюта и заботе о благоустройстве помещения театра. Часто ей приходилось ложиться спать только в три часа ночи. На вопрос: «Как вы выдерживали такой бешеный ритм жизни?», она отвечает просто: «Я любила своего мужа. В этом весь секрет».

Встреча, изменившая всю жизнь

Познакомились они в середине семидесятых годов. Тогда Театр на Таганке был на гастролях в Венгрии. Ещё до знакомства молодая венгерская сотрудница отдела советско-венгерских отношений успела посмотреть два спектакля из репертуара театра. На неё, как и на многих других венгерских театралов, эти спектакли произвели огромное впечатление. Все представления проходили при полном аншлаге. Иногда было просто невозможно достать билет. Люди были готовы прибегать к различным ухищрениям, вплоть до висения на люстрах, чтобы посмотреть спектакль знаменитой труппы. Каталин ужасно обрадовалась, когда её направили работать переводчиком режиссёра этого театра - Юрия Петровича Любимова. В список её обязанностей входило, в том числе и смягчение острых, неполиткорректных, с точки зрения венгерского правительства, высказываний Любимова. Каталин на тот момент была замужем. Её муж, крупный учёный, некоторое время жил вместе с Каталин в Москве. Во время этого визита в Советский Союз она и выучила русский язык. А любовь к русской литературе привил ей отец, который настоятельно порекомендовал ей прочитать русских классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя и многих других.

Юрий Петрович тоже на момент знакомства состоял в браке. Его женой была актриса театра и кино Людмила Целиковская.

Когда Театр на Таганке вернулся в Москву из венгерских гастролей, Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита», который посвятил Каталин.

Свадьба и рождение сына

Судьба распорядилась так, что через два года Юрий Петрович и Каталин поженились. Регистрировать брак пришлось в Венгрии, поскольку в Советском Союзе для этого было множество препятствий. По протекции высокопоставленных лиц Венгрии, которым очень нравилось творчество Любимова, его новая жена была направлена в Москву в качестве корреспондента журнала, посвящённого театру и кино. Венгерской журналистке и театральному режиссёру приходилось ютиться в маленькой однокомнатной квартире.

Через год у них родился сын, которого назвали Петром в честь отца Юрия Петровича. Рожать Каталин решила в Венгрии. Любимову с большим трудом удалось получить разрешения на выезд в Венгрию. Ему хотели отказать, объясняя отказ тем, что он недавно уже был в Венгрии на гастролях. Но благодаря помощи венгерского посла, Юрия Петровича всё-таки выпустили. Через некоторое время семья в составе теперь уже трёх человек вернулась в Москву.

Моменты счастья

Эти короткие три года до отъезда за границу Каталин вспоминает как удивительное и очень счастливое время. Тогда ей довелось познакомиться с интереснейшими людьми своего времени, которые входили в число близких друзей Юрия Петровича: Альфредом Шнитке, Сергеем Капицей и его семьёй, Андреем Вознесенским и многими другими. Но это счастливое время, к сожалению, длилось недолго. Уже через три года семья Любимовых вынуждена была покинуть Россию на долгие восемь лет. Юрия Петровича пригласили поставить в Лондоне спектакль «Преступление и наказание». Из Советского Союза режиссёра выпустили, но вернуться обратно не позволили, лишив его гражданства. Власти ему припомнили и инцидент с похоронами Высоцкого, и прочие неприятные поступки своенравного режиссёра.

Странствия

С этих пор и начались долгие странствия семьи по разным странам. Каталин вспоминает это время как ужасно тяжёлое, но вместе с тем и очень плодотворное. Для Юрия Петровича открылась возможность самому выбирать, какие спектакли ставить, а какие нет, с какими театрами заключать контракт, а с какими нет. Творческой свободы было гораздо больше, чем в Советском Союзе. Сразу два государства дали ему гражданство: Венгрия, с которой его связывала давняя творческая дружба и Израиль, куда Любимов был приглашён в качестве режиссёра одного из драматических театров. Каталин говорит, что была счастлива некоторое время пожить в Иерусалиме, в окружении людей своей национальности. Каталин Любимова, как уже было сказано, не возражала и когда мужу предложили вернуться на родину.

Где сейчас Каталин Любимова и чем она занимается?

В последние несколько месяцев она принимает активное участие в организации мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Любимова.

Планируется провести целый ряд разнообразных мероприятий, которые будут интересны как профессионалам в области театрального искусства (среди них лекции о специфике режиссуры мастера), так и многочисленным поклонникам творчества выдающегося режиссера и актёра. Одним из главных событий юбилейной программы было очередное вручение премии Юрия Любимова. Эта премия учреждена еще при жизни артиста. Ей награждаются не только театральные режиссеры и актёры, и не только деятели искусства вообще, а люди, которые достигли высокого профессионализма в любой отрасли человеческой деятельности. Мысль о создании такого рода премии показалась знаменитому режиссеру интересной. Премия актуальна в настоящее время по той причине, что примеров подобных премий, которыми могут быть награждены люди, чья деятельность не связана с искусством, крайне мало по сравнению с огромным количеством театральных, музыкальных и кинематографических наград.

Любимов и время

С августа 2017 года в Москве проходит экспозиция под названием "Любимов и время". Непосредственное участие в организации выставки принимала Каталин Любимова. Она так объясняет название выставки: творчество Юрия Петровича Любимова можно рассматривать только в контексте времени, в которое ему довелось жить. Он был свидетелем или непосредственным участником почти всех значимых событий из истории России двадцатого века: был ровесником Октябрьской Революции, участвовал в Великой Отечественной Войне, был выслан из страны, во время Перестройки его гражданство было восстановлено и так далее, и так далее. Также выставка построена на проведении параллелей между историческими событиями и фактами из биографии Любимова. А биография Каталин Любимовой навсегда связана с биографией её мужа. Она и сегодня доказывает свою любовь к нему, участвуя в мероприятиях, проводящихся в его память. Она и сейчас служит делу своей жизни - способствовать творчеству Юрия Любимова. И это прибавляет ей бодрости и жизненной силы, несмотря на солидный возраст (Каталин Любимова его не скрывает, в прошлом году она отметила семидесятилетие).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»