«Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них?» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). Ванюшка из легендарного фильма «Судьба человека» много лет работал таксистом Портрет ванюшки в рассказе судьба человека

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

От общения с Фёдором Бондарчуком у Павла Полунина остались плохие воспоминания

В 1959 году история беспризорника Ванюшки, которого в кинодраме Сергея БОНДАРЧУКА «Судьба человека» достоверно сыграл Павел ПОЛУНИН, тронула всех. 19 января нынешнего года он отпраздновал 60-летие. «Экспресс газета» поздравила Павла Евгеньевича с юбилеем и узнала, как сложилась его жизнь после съемок в классике отечественного кино.

В солидном мужчине сегодня сложно узнать чумазого пацаненка, каким мы запомнили его в фильме. Однако годы не отняли у Павла Полунина детскую непосредственность и доброту. В этом мы убедились сами, заглянув к нему и его приветливой супруге в гости в уютную «однушку» в центре Железнодорожного.

Мы с женой живем скромно, но я всегда старался, чтобы семья ни в чем не нуждалась, - начал разговор повзрослевший «Ванюшка». - За жизнь сменил много профессий: начинал учеником слесаря, инженером работал, секретарем в обкоме комсомола, завотделом в бюро молодежного туризма. В середине 2000-х попал под сокращение. Торговал автозапчастями, потом устроился в такси.
- У вас был хороший старт для того, чтобы стать актером.
- В «Судьбу человека» я попал легко, хотя на роль Ванюшки было много претендентов. Когда Бондарчук отчаялся найти подходящего мальчишку, мой отец - тогда студент ВГИКа - предложил меня. Это была первая режиссерская работа Сергея Федоровича, и он часто консультировался с самим Шолоховым. Перед съемками мы приехали в станицу Вешенская. Шолохов сразу спросил, кто будет играть мальчонку. Меня вывели из строя,писатель подошел, потрепал по волосам и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка». Одобрил, значит. Кстати, помните момент, когда Ванюшка с Соколовым бегут по разливу с цветущими яблонями? На самом деле яблони отцвели еще до съемок, а Дон уже ушел в русло. Чтобы снять красивую сцену, группе пришлось рубить деревья и к каждой веточке приделывать бумажные цветы.

Вам ведь и шести лет тогда не было, как справлялись?
- Самым сложным было запомнить текст. Я еще не умел читать, поэтому заучивал роль на слух, со слов мамы. Помог и сам Бондарчук: всюду возил меня с собой, даже если сцен с моим участием не снимали. Мама с отцом в то время жили не очень дружно, и мужского воспитания мне не хватало. Сергей Федорович смог расположить меня к себе, наверное, поэтому сцена встречи Соколова и Ванюшки, когда мальчик кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!» - вышла так убедительно.
- Сняли с первого раза?
- Бондарчук применил интересный кинематографический трюк: обычно режиссер сначала снимает, а потом идет озвучивание, а здесь наоборот - сперва записали звук, а потом изображение. Для этого меня вместе со звукооператором на два часа вывезли в степь.

Для ребенка сняться в кино - всегда приключение. Много открытий сделали для себя?
- Со мной разговаривали как с настоящим актером, а вот капризничать не позволяли - мама быстро на место ставила. Правда, один раз Сергей Федорович довел меня до слез: забраковал головной убор, который мне дали на съемку, - слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошел к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.
- Вы очень убедительно изображали оборвыша, подбирающего арбузные корки у чайной.
- Тогда я не понимал, о чем фильм. Эпизод у чайной мы снимали под Воронежем. Меня облачили в лохмотья, включили камеру, и тут к Бондарчуку подошла местная жительница: «Что же это у вас ребенок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали - одежонку, пирогов напекли». Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы отдать последнее.

А как натурально вы суп уплетали в кадре!
- Перед съемками эпизода Бондарчук позвал мою маму и предупредил, что сцена серьезная - я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника! Бондарчук был шокирован. «Ты что, и вправду его не кормила?» - обратился он к маме. На самом деле рассольник был очень вкусный - до сих пор его люблю.
- На что потратили гонорар за роль Ванюшки?
- Во время съемок я зарабатывал больше, чем сейчас. Оклад был 1000 рублей. Мама, как «воспитатель малолетнего актера», получала 800. Это были приличные деньги - булочка стоила семь копеек. На те деньги мама прикупила мне новую одежду и все, что необходимо, к школе.


Одноклассники вам завидовали?
- Нет, но когда наш класс собрались переводить в другую школу, по каким-то причинам перешли все ребята, кроме меня. Одноклассники посчитали, что меня оставили по блату, поэтому частенько за это поколачивали. Я недолго мелькал на экране. После «Судьбы человека» снялся еще в десяти фильмах («Аннушка», «Первое свидание», «Друзья и годы» и др. - А. К.), а потом наступила ломка голоса, характера. В несколько фильмов меня пробовали, но не брали. Например, пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссеру нужен был звереныш, который взрослому дяде мог за шиворот картошку запихнуть, да еще и пинка выписать. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элем Климов выбирал между мною и Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом - плохая примета.

На этом ваша актерская карьера закончилась?
- После школы я пытался поступить во ВГИК, но провалил экзамены и пошел в армию. Кичиться своей работой в кино я не стал и сказал родителям, что попробую самостоятельно поступить на актерский. К тому же после развода с отцом мама вышла замуж за Евгения Полунина, который дал мне свою фамилию, - в титрах к «Судьбе человека» я значился как Паша Борискин, так что фамилия Полунин никому ни о чем не говорила. Отслужив, еще дважды пробовал поступить, но не вышло. На третий раз подключилась мама: она каким-то образом договорилась с Бондарчуком, чтобы тот на меня посмотрел. Мы встретились во ВГИКе, Сергей Федорович завел меня в зал, где сидела госкомиссия, и попросил прочесть что-нибудь. Я растерялся: «Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами». Вышел из зала - и закрыл для себя путь в кинематограф. Но я об этом не жалею.


С Сергеем Федоровичем Бондарчуком больше не виделись?
- Еще один раз в 1984 году на 25-летии фильма. Завод имени Лихачева выдвинул «Судьбу человека» на соискание Государственной премии. Мы приехали туда, выступили и разошлись. Тогда мне был 31 год. А в 2009-м нас с супругой пригласили в Вешенскую на празднование 104-й годовщины со дня рождения Михаила Шолохова. Я не был на той земле полвека, но, приехав, вспомнил все - даже то, где когда-то находились овчарня и курятник. А вот от общения с сыном Бондарчука - Федором у меня остались плохие воспоминания. Когда фильму исполнилось 45 лет, я ему позвонил. Федор ответил сухо: «Я этими вопросами не занимаюсь, обратитесь к кому-нибудь другому». Видимо, был занят длинноногими девицами - в то время он вел передачу «Ты - супермодель». Я рассудил так: уж если родному сыну ничего не надо, я-то зачем буду лезть?

В самом начале 1957 года на страницах «Правды» Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека». В нем он рассказал о полной лишений и тяжких испытаний жизни рядового, обыкновенного русского человека Андрея Соколова. Жил он до войны в мире и достатке, делил со своим народом его радости и горести. Вот как он рассказывает о своей довоенной жизни: «Работал я эти десять лет и день, и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали... За десять лет скопили мы немножко деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Война разрушила счастье его семьи, как разрушила она и счастье многих других семей. Ужасы фашистского плена вдали от родины, гибель самых родных и близких людей тяжело легли на душу солдата Соколова. Вспоминая тяжелые годы на войне, Андрей Соколов говорит: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать... Били за то, что ты русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь... Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев...»

Все выдержал Андрей Соколов, так как одна вера поддерживала его: война кончится, и он вернется к своим близким и родным людям, ведь его так ждала Ирина с детьми. Из письма соседа Андрей Соколов узнает, что Ирина и дочери погибли во время бомбежки, когда немцы бомбили авиазавод. «Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс», - вот что осталось от былого семейного благополучия. Одна надежда- сын Анатолий, который успешно воевал, получил шесть орденов и медалей. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю, и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить...» - говорит Андрей. Но и этим мечтам Андрея Соколова не суждено было сбыться. Девятого мая, в День Победы, убил Анатолия немецкий снайпер. «Так похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...» - рассказывает Андрей Соколов.

Остался он совсем один на целом белом свете. Тяжелое неизбывное горе, казалось, навсегда поселилось в его сердце. Шолохов, познакомившись с Андреем Соколовым, обращай’! внимание на его глаза: «Видали вы когда-нибудь, глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Так и смотрит на окружающий мир Соколов глазами, «словно присыпанными пеплом». С его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!»

Глубоким лиризмом проникнут рассказ Соколова о событии, которое перевернуло всю его жизнь - встрече с одиноким, несчастным мальчиком у дверей чайной: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» А когда Соколов узнает, что у мальчика отец погиб на фронте, мать убило во время бомбежки и никого у него нет, и жить негде, закипело у него на душе и решил он: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети. И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

Так нашли друг друга два одиноких, несчастных, покалеченных войной человека. Они стали нужны друг другу. Когда Андрей Соколов сказал мальчику, что он его отец, то тот кинулся к нему шею, стал целовать в щеки, в губы, в лоб, звонко и тонко кричать: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Забота о мальчике стала самым главным в его жизни. Сердце, которое закаменело от горя, стало мягче. На глазах изменился мальчик: чистый, подстриженный, одетый в чистую и новую одежду, он радовал глаза не только Соколова, но и окружающих. Ванюшка старался быть постоянно с отцом, не расставался с ним ни на минуту. Горячая любовь к приемному сыну переполняла сердце Соколова: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Встреча Андрея Соколова и Ванюши возродила их к новой жизни, спасла от одиночества и тоски, наполнила жизнь Андрея глубоким смыслом. Казалось, после понесенных потерь, кончена его жизнь. Жизнь «исказнила» человека, но’ не смогла его сломить, убить в нем живую душу. Уже в начале рассказа Шолохов дает почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и открытым, скромным и нежным. Простой труженик и солдат, Андрей Соколов воплощает в себе лучшие человеческие черты, обнаруживает глубокий ум, тонкую наблюдательность, мудрость и гуманность.

Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его души, веру в необъятные возможности человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов, и автор отдает ему и свою любовь, и уважение, и мужественную гордость, когда с верой в справедливость и разум истории он произносит: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

М. Шолохова «Судьба человека».

70 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них уже родились свои дети… И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

Года. 1418 дней. 34 тысяч часов.

И 27 миллионов погибших соотечественников.

27 миллионов погибших. Вы представляете себе, что это такое?

Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать..43 года! 27 миллионов. За 1418 дней – это значить погибло 13 человек в минуту. Вот что значить 27 миллионов!

А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников. Дети, которые так и не стали взрослыми.

Ребята мы с вами уже третий год участвуем в акции «Читаем детям о войне».

7 мая в 11.00 одновременно в самых разных уголках нашей страны и за её пределами проходит час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне.

В библиотеках, школах, детских садах, приютах, больницах и других учреждениях дети читают вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященной событиям 1941-1945 гг. и великому человеческому подвигу.

Идея проведения подобной акции родилась в Самарской областной детской библиотеке пять лет назад. Количество участников увеличивалось год от года.

В 2014 году участниками Акции стали более 350 000 детей и подростков.

Акцию проводили более 3 000 детских учреждений из 4 стран: Российской Федерации Республики, Беларусь, Республики Казахстан и Украины: большое количество учреждений культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты: библиотеки, музеи, детские сады, и огромное количество других организаций.

Основная идея, которой: чтение произведений о наиболее ярких эпизодах войны. Мы зачитывали с вами рассказы Анатолия Митяева «Мешок овсянки» и А. Платонова «Маленький солдат».

В этом году мы с вами прочитаем произведение М. Шолохова «Судьба человека».

Чтение рассказа М.Шолохова.

Обсуждение прочитанного.

Заключение:

Почти полвека прошло с того времени, как был напечатан рассказ «Судьба человека» . Всё дальше и дальше от нас война, беспощадно перемалывающая человеческие жизни, принёсшая столько горя и мук.

Но каждый раз, когда мы встречаемся с героями Шолохова, мы удивляемся тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нём доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье много видевшего и знающего в жизни человека:

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина».

В этом раздумье прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Вопросы к обсуждению:

Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»?

(В годы тяже­лых испытаний для всего советского наро­да, в период Великой Отечественной вой­ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со­временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле­на, потерю близких, погибших на передо­вой и в тылу)

Что стало с семьей Андрея Соколова?

(В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.)

Чем поучительна для вас история А.Соколова?

(беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

4. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
(После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.)

Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?

(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

Ответ оставил Гость

Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской» . Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» . И не может он найти ответ на этот вопрос.
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха» , в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.
С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.
Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.
Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.
Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.
Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

1. Какие черты характера Андрея Соколова проявились в данном фрагменте?
2. Какую роль в приведённом фрагменте играют художественные детали?

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, а Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают и я, – ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...»
Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...
Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы...
– Не надо, друг, не вспоминай! – тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:
– До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..
Он снова и надолго замолчал. Пытался свернуть папиросу, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени. Наконец он всё же кое-как сделал кручонку, несколько раз жадно затянулся и, покашливая, продолжал:
– Оторвался я от Ирины, взял её лицо в ладони, целую, а у неё губы, как лёд. С детишками попрощался, бегу к вагону, уже на ходу вскочил на подножку. Поезд взял с места тихо-тихо; проезжать мне – мимо своих. Гляжу, детишки мои осиротелые в кучку сбились, руками мне машут, хотят улыбаться, а оно не выходит. А Ирина прижала руки к груди; губы белые, как мел, что-то она ими шепчет, смотрит на меня, не сморгнёт, а сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра... Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слёз... По большей части такой я её и во сне всегда вижу... Зачем я её тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...
(М.А. Шолохов. «Судьба человека»)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»