День славянской письменности и культуры в детском саду с презентацией. Старшая группа. Тематическое занятие "День Славянской письменности" план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему Звучит песня «Родная песенка» Ю.Чи

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Марина Дергунова
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «День славянской письменности»

Цели, задачи :

Познакомить детей с праздником славянской письменности и культуры ;

Дать первоначальное представление о происхождении славянской письменности , о её создании Кириллом и Мефодием, о культурном единении России;

Формировать познавательную активность детей, эмоциональную отзывчивость детей;

Воспитывать любовь к Родине, уважение к культурным традициям, бережное отношение к книге;

Обогатить активный словарь дошкольников .

Словарная работа :

кириллица, аз, буки, веди, глаголь, библиотека, Кирилл, Мефодий, славяне , славянский язык , Псалтырь, Библия,

Предварительная работа :

Беседа о предстоящем празднике чтение сказок, чтение пословиц, игры.

Материал :

1. Репродукции с изображением Кирилла и Мефодия.

2. Славянская азбука .

3. Буквы кириллицы «А» , «Б» , «В» , «Г» , «Д» , «Л» , «С» .

4. Дерево с листочками, на листочках буквы для составления слов : «мама» , «папа» , «добро» , «друг» , «Родина» .

5. Репродукция Библии или детская Библия.

6. Книги для выставки.

7. Сундучок.

8. Тарелка. Яблоко.

9. Бочонок с мёдом.

10. Конфеты с пожеланиями.

Дети под русскую народную музыку входят в зал и садятся на стулья.

Восп-ль. – Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на нашем празднике мы узнаем кто создал письменность для славян , чтобы мы могли читать сказки, интересные рассказы, стихи; посетим удивительную страну книг.

В далёкой стране Византии жили два брата, добрые, послушные, которые очень любили учиться и звали их Кирилл и Мефодий.

Воспитатель обращает внимание на репродукцию с изображением братьев.

Когда они выросли много профессий перепробовали, но в конце концов они стали учителями. И учили они людей не простым наукам, а как жить на белом свете и творить добро. Они были христианами, знали много разных языков, ходили по свету и рассказывали людям на их языках о слове Божьем, знакомили с Библией, Псалтырью. Люди, видя их усердие, попросили Кирилла и Мефодия придумать способ как записывать слова с помощью букв для славян , у которых не было ни одной книги.

«Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», - сразу решили братья.

Много трудились Кирилл и Мефодий и наконец придумали славянскую азбуку . И с тех пор все люди на Руси могли читать книги. До сих пор весь славянский народ благодарен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – учителям славенским за их труд .

С давних пор все славяне : Болгары, Украинцы, Белорусы, Россияне, чествуют Кирилла и Мефодия 24 мая. И сегодня мы с вами в канун замечательного праздника славянской письменности вспоминаем Кирилла и Мефодия.

Вот так воссиял свет разума над государством Русским.

Ребята, а как же выглядит эта азбука? Давайте посмотрим.

Показ азбуки.

Вот она какая красивая. Азбука славянская зовётся кириллица , по имени святого, создавшего азбуку – кириллица – Кирилл.

А вам знакомы эти буквы? В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть своё значение.

Показ букв кирилицы.

Посмотрите, что это за буква. Да, мы знаем её как «А» . А в кириллице она звучит «Аз» .

Что это за буква? («Б» ). Звучит она вот так «Буки» .

Это? («В» ). Это буква «Веди» .

«А» , «Б» , «В» .

АзБукиВеди. Что это я такое произнесла? Какое слово получилось? Азбука. По первым двум буквам славянского алфавита можно составить слово «азбука» .

Слово «Аз» по-славянски означает «Я» . «Я» стоит в начале азбуки славянской , сейчас она последняя в алфавите, а раньше была первая.

«Буки» означает буква. «Веди» от глагола «ведать» , что значит «знать» .

Повторяя названия первых букв славянской азбуки , человек как бы говорил : «Я знаю буквы» .

Это что за буква? («Г» ). Эта буква называется «глаголь» , от слова «глаголить» , что значит говорить.

А это какая буква? («Д» ). Эта буква звучит так «добро» .

Эта буква в нашем алфавите как звучит? («Л» ). А в славянской азбуке она звучит так «люди» .

Что это за буква? («С» ). Звучит она как «слово» .

Вы видите что одной буквой славянской азбуки можно сказать целое слово, и вся кириллица это добрые буквы, добрые слова, т. к. созданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом, верой.

Послушайте, что сказал о славянском языке Виктор Афанасьев.

Он самый молитвенный в мире,

Он волею божьей возник,

Язык нашей дивной псалтыри

И святоотеческих книг.

Он царское украшенье

Церковного богослуженья,

Живой благодатный родник,

Господнее нам утешенье –

Церковославянский язык .

Сейчас на этом языке не говорят люди, но в храмах на богослужениях можно его услышать.

Какое у нас тут дерево красивое стоит, как оно называется? Да, наша прекрасная берёза. Друзья мои, да у неё на листочка буквы. А давайте мы из этих букв составим добрые слова. «Берёзка, берёзка наклонись, наклонись. К светлому, доброму потянись, потянись». Снимаем вот с этой веточки листочки. (Буквы «м» , «м» , «а» , «а» .) Какое слово мы составим из этих букв? Конечно, «мама» .

Затем дети составляют слова «папа» , «добро» , «друг» , «Родина» .

Вот какие замечательные добрые слова вы составили. Теперь споём песню о России.

Как вы думаете, какая самая первая книга на земле? Самая первая книга – это Библия. В Библии рассказывается об истории людей живших на земле и о правилах их жизни.

Если слово книга перевести на латинский язык, то получится слово Библио. А какие похожие слова вы знаете? (Библиотека) . Библиотека, что в переводе : Библио – это книга, Тека – течёт, текут книги, течёт много книг. Скоро вы пойдёте в школу, там обязательно посетите библиотеку и увидите сколько в ней много книг.

Библия первая книга, которую Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык , чтобы славяне могли постоянно читать.

Чему нас учат книги?

Доброте, терпению, взаимопомощи, послушанию. Часто слышм слова доброта, добрый поступок, добрый человек, а какого человека мы называем добрым? Добрый человек это такой человек, который помогает другим : товарищам, родным, младшим, он делится игрушками, сладостями, выручает тех кто попал в беду.

А давайте вспомним пословицы о добрых делах :

Доброе дело два века живёт,

Добро не лихо бродит тихо,

Доброму везде добро,

Добро творить себя веселить,

Добро того учит, кто слушает,

Доброе начало половина дела,

За добро всегда добром воздаётся.

О чём мы сейчас поговорим отгадайте :

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями,

В строчках на листочках,

Где станции на точках. (книга)

Обратить внимание детей на книги на выставке

Конечно, это любимые книги. Посмотрите сколько их много разных, интересных. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем читать книги. Благодаря книгам мы много узнаём. Знания делают людей разумными, мудрыми. Благодаря знаниям можно научиться читать, считать, писать. Послушайте, что сказал один поэт :

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Мы много читаем книг : рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.

Ваня, почитай нам стихотворение, которое ты знаешь.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

Какие вы сказки знаете? Да, и вправду много. Сейчас мы сыграем в игру «Наоборот» и посмотрим, так ли вы хорошо знаете сказки как говорите. Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу?

1. «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная. Вот лиса и дразнит зайца :

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!»

Правильно (Да) .

2. «Бежит мимо лиса и спрашивает :

Чей домок-теремок, кто в тереме живёт?

Я, Муха-горюха.

Я, Комор-пискун.

Я, Мышка-погрызуха.

Я, Лягушка-квакушка».

Груша, груша, куда гуси-лебеди полетели?»

4. «Я, колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешён,

Да на масле пряжён,

На окошке стужён.

Я от внучки ушёл

И от жучки ушёл.»

5. «Жили-были в избушке кот, петух, да Колобок. Кот с петухом на охоту ходили, а Колобок домовничал. Обед варил, стол накрывал».

Молодцы хорошо сказки знаете.

Раздаётся стук и рычанье.

Кто это в домике живёт?

Из домика выходит медведь.

Миша. Слышу шум и детский смех,

Вмиг один поймаю всех.

Ребята, это же мишка. Миша, ты не шуми, а лучше расскажи из какой ты сказки к нам пришёл.

Миша. А вы сами отгадайте сказку.

Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша и медведь»).

Миша. Угадали, молодцы. А какие вы ещё сказки знаете, где встречается медведь?

Миша, а мы про тебя ещё и стихотворение знаем. Ребята давайте все вместе расскажем :

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Вот упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Миша. Да, больно мне тогда было. Но не будем вспоминать грустную историю. Давайте лучше все вместе поиграем в игу «У медведя во бору» .

Пора Мише в лес возвращаться. Но не можем мы тебя так отпустить без гостинца. Вот тебе Миша, бочонок мёда вкусного и свежего. Ешь на здоровье и вспоминай на с ребятами добрым словам.

Миша. Спасибо большое, досвиданья.

Обратить внимание на сундучок.

Что это у нас тут такое красивое большое? Конечно, сундучок. Давайте посмотрим что там лежит.

Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок .

Воспитатель достаёт тарелку и яблоко.

Посмотрите, волшебное яблочко на тарелочке.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

Что я здесь увидела! Сказку. Отгадайте загадку, что за сказку я увидела на тарелочке.

1. Отворили дверь козлята

И исчезли все куда-то. (Волк и семеро козлят) .

Молодцы, отгадали загадку.

Катись, катись яблочко,

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

2. Ах ты, Петя-петушок

Сплоховал немножко.

Не послушался кота

Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса) .

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

3. Нет ни речки ни пруда

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) .

Много сказок вы знаете, молодцы, и эту отгадали.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

4. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки. (Три медведя) .

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) .

Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких , ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.

А сейчас, ребята давайте поиграем в игу «Ручеёк» , но когда будем выбирать себе пару будем говорить доброе слово или называть ласково по имени, вы скажите то, что подскажет вам сердце в эту минуту.

Игра «Ручеёк» . Затем дети садятся на свои места.

Друзья мои, к этому празднику в нашем сундучке приготовлено угощенье для вас и наших гостей, но угощенье не простое, а с добрым пожеланьем.

Воспитатель угощает детей, а дети гостей.

Ребята, подходит к концу наш праздник, посвящённый дню славянской письменность , которую создали Кирилл и Мефодий. Спустя много лет, она существует по сей день , т. к. была создана с добротой и верой, благодаря которой мы читаем сказки, рассказы, стихи.

Дети уходят в группу.

Праздник славянской письменности и культуры.

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитывать люб овь к Родине , чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

- по знаком и т ь со старославянским алфавитом;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

миру;

Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям. Воспитатели в народных костюмах заходят в зал и останавливаются за детьми.

Воспитатель1 По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Воспитатель2 Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Воспитатель1 Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Воспитатель2 Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит колокольный звон.

Реб. Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Звучит песня «Родная песенка» Ю.Чичкова.

Звучит колокольный звон. Мальчики садятся на места.

Девочки перестраиваются в центре зала парами.

Хоровод с платочками «Берёзы» И. Матвиенко

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель1

Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.

Раскрывает свиток, показывает азбуку.

Звучит хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Воспитатель2 Как называется эта азбука?

Дети (хором) Кириллица!

Воспитатель2 А почему она так названа?

Дети В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель2 Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель1 Каждая буква в древней славянской азбуке была

Особенной. Она имело своё имя. Послушайте, как звучит

старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни:

«добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.

Пусть эти старинные буквы оживут с помощью нашей

волшебной азбуки.

Звучит отрывок хора «Славься» М.И. Глинки.

Дети берут буквы и прячутся за волшебной книгой.

Выходит ребёнок с буквой.

Реб. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая это буква? Верно, меня

зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

Выходит ребенок с буквой.

Реб. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут БУКИ.

Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

А теперь назовите нас по порядку. Что получилось?

Дети АЗБУКА.

Воспитатель2 Получилось слово « Азбука». Вам, дорогие буквы, выпала

большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так

говорят: « Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания

азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит

ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Представьтесь, пожалуйста!

Реб. Меня зовут «Веди»! Я всё знаю, про всё ведаю.

Отгадайте мою загадку:

– Смотри, уж в золотой багряный лес

Скользнул луч солнца золотой с небес.

И на земле ковёр лежит златой.

Когда лес одевается в наряд цветной?

Дети Осенью!

Хоровод «Здравствуй, осень!» Т.Попатенко

Воспитатель1 А мы продолжим знакомство со славянской азбукой.

Звучит фрагмент хора «Славься» М.И.Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь». Глаголить, значит

Говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

В народе говорили: « Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

словечко, да не выкупишь». Я предлагаю провести конкурс чтецов.

Свободные стихи.

Воспитатель2 Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Добрый день, дети! Меня зовут буква «Добро».

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет.

Хор рук «Музыкальный момент» Ф. Шуберт.

Воспитатель1 Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Люди»!

Люди, вы в ладу живёте?

Ласку и любовь несёте?

Лягушонок – да и тот

Без любви не проживёт!

Песня «Лягушонок» Протасовой – исполняют солисты.

Воспитатель 2 Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, меня зовут «Мыслите». О моей мудрости знают с

давних пор.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки:

Шить, варить и рисовать,

Песни петь и танцевать.

Танец «Ну и до свидания» И.Штраус

Воспитатель 1 Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них

Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы»!

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова «Русь».

Танец «Сударушка» р.н.м.

Воспитатель 2 Очень дети игры любят,

Поиграем с вами в бубен.

Игра «Бубен».

(поют) Бубен, бубен долгий нос!

По чём в городе овёс?

Две копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил,

Бубен бегать научил.

Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками!

Воспитатель 1 Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Частушки.

Мы частушки пропоём

И в весёлый пляс пойдём!

Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Ты куда, Ванюша, едешь,

Ведь телега без колёс?

А Ванюша отвечает:

«Заготавливать овёс!»

А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком

Думала, подружки.

Мы, ребята, шутку любим,

Шутка делу не вредит.

Гармонист ни на минутку

Без работы не сидит.

Научилась я работать,

Научилась я плясать.

А ещё я научилась

Громко песни распевать.

Рассыпься горох

С грядки на грядку.

Раздайся, народ,

Я пойду вприсядку.

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

Песни весело поются,

Гости за столом сидят.

А хозяева трясутся

Неужели всё съедят?

Ох, кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Если делать нечего.

Воспитатель 2 Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку. 44 сестрицы – буквы смотрят на нас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет уже другая история. А теперь, ребята, встречайте современную азбуку.

Звучит «Величальная».

Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита.

Реб. Буква к букве – будет слово.

Цель:

Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование:

Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).

Ход.

(Слайд 2) Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Слайд 3) - Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Мы решила вам сделать сюрприз.

(Выносит букварь) (Слайд 4)

Вопросы детям:

Что это? (книга, Азбука)

Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

Все буквы вместе как называются (алфавит)

Ребенок читает стих:

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Вопросы детям:

Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Рассказ воспитателя:

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности . (Слайд 5-6)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9)

Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание.

(В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд 10-11)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)

Вот такая история появления письменности.

А я хочу рассказать вам как появилась азбука.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20).

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Игра-задание «Напечатай букву»

Давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени.

Рассказ воспитателя:

Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26)

(дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)

Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Чтение пословиц и поговорок детьми об учении

(Дети рассказывают пословицы об учении) (слайд 28)

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Рассказ воспитателя

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)

С лавянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.

Игра «Разбери буквы» (слайд 30)

(выбирается 10 детей. Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам)

Рассказ воспитателя:

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31)

А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)

(Дети читают стихи) (Слайд 33)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

(слайд 34) - Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

Лексическая тема: «Славянская письменность».
Цель : Рассказать детям о появление письменности. Показать детям старинные вещи, и рассказать об их предназначении. Рассказать про наших предков, и познакомить с их бытом.
демонстрационный материал: старинная книга, муляж русской печи, прялка, углевой утюг, сундук, демонстрационные картинки.
раздаточный материал: картинки с изображением букв,гусиные перья.
Ход занятия.
Дети входят под музыку в зал и становятся полукругом.
Организационный момент.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
. - Ребята, давайте пожелаем доброе утро нашими гостями и друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Основная часть
- Я вам тоже раздам картинки для хорошего настроения. Посмотрите, что на них нарисовано? А что изображено на другой стороне? (Буквы ). -
- А подумайте, что это за буквы? У каждого своя буква? (Это первая буква моего имени ).
- Зачем нужны буквы?
Ответы детей. (Благодаря тому, что существуют буквы, мы можем читать и писать, а также общаться друг с другом на расстоянии, написать письмо, узнать что-то новое из газеты,или что-то интересное из книги.)
-А хотите узнать, как появились буквы?
- Тогда сейчас мы с вами отправимся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны. И узнаем, как появились буквы. Но сначала ответьте на вопросы.
- Как называется наша страна, где мы живем? (ответы детей)[
- А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски - назвали Россия.
- Россия – это наша Родина. Что такое Родина? ( Родина – это место, где мы родились и живем. Родина родная как мать и отец. Родина у каждого человека одна .)
- Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.
Упражнение «подберите родственные слова» к слову Родина. (Род, родился, Родина, родословная, родственники, родная ).
Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
ответы детей (Мы славяне!)
-Да мы славяне! И русские, и украинцы, и еще многие страны назывались славянами. Близка у нас культура, обычаи, письменность. Много лет назад Россия называлась иначе.
- Как называлась наша страна в древности? ( Русь ), Да. А населяли ее наши далекие предки.
- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. )
- Ребята, для того, чтобы нам перенестись в прошлое я принесла вам старинную книгу. Она волшебная и поможет нам оказаться в прошлом. Я ее открою, а вы закройте глазки и повторите волшебные слова (звучит музыка)
Покружитесь, повертитесь
В прошлое перенеситесь.
- Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени.
Посмотрите вокруг, как много тут старинных вещей.

Дети рассматривают старинные вещи, в рассказывают об их предназначении.
Что вы тут видите?(печку, ) В каждой избе обязательно была печка.
- Для чего славянам нужна была печь?(Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Печь была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.)
- А что еще здесь находится?(Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.)
- Какие вещи здесь есть еще?(Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, или разогревали на печи. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в самые насоящие силовые упражнения ).
- В каждом доме был сундук, чем больше сундуков, тем считалось, что семья богаче. Давайте поближе познакомимся с сундуком (предлагаю детям потрогать сундук).
- Попробуйте описать мне его. В случае затруднения задаются наводящие вопросы:
- Из чего сделан сундук? (из дерева )
- Что есть у сундука? (крышка, стенки, дно, замок, ручки )
- Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. (Дети пытаются, но не получается)
- Какой сундук? (тяжелый )
- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.
- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (вещи не будут пылиться, не будет видно одежды и т.п. )
- Как вы думаете, а для чего нужен сундук в избе? . В сундуке на дне лежали вещи, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.
Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.
Показ картинки «Быт славян».
- Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свою традицию русский народ из поколения в поколение. Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру.
Игра «Золотые ворота».
Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков на картинке)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв на картинке)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность
1.По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Показ картинки (Кирилл и Мефодий)
Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот наконец – то дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.
Показ Кириллицы
Проговаривание хором слово: Кириллица
Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В честь их в Москве поставили памятник
Показ памятника на картинке.
-Какие вы знаете пословицы про письменность?
УМ без книги, как птица без крыльев..
-О чем говорит эта пословица?
Золото добывают из земли, а знания из книги.
-Объясните мне смысл этой пословицы?
Хорошую книгу читать не в тягость.
-Что нам говорит эта пословица?
Я предлагаю вам еще поиграть в одну русскую народную игру,
которая называется «платочек».
Игра «Платочек».
Вы под музыку будете передавать платочек и танцевать, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажется платочек говорит скороговорку.
Дети присаживаются на стульчики.
Показ славянского алфавита
- Каждая буква обозначала целое слово. З- земля, л-люди. Ит.д
Сейчас наша азбука проста и удобна.
- Давайте сейчас сядем за столы и обведем буквы нашего алфавита. Ребята в древней Руси славяни писали гусиными перьями. Они окунали кончик пера в ченила и писали, и мы с вами тоже будем писать перышками. (Звучит музыка).
- Какие буквы вы обводили?
- Составьте из него слово?
- Прочитайте это слово? (алфавит)
- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и буквы, которые учат нас. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем вкруг и повторим волшебные слова, а я закрою мою волшебную книгу.
Покружитесь, повертитесь
В настоящее перенеситесь.
Итог.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Теперь вы знаете откуда появились буквы?
- Кто создал славянский алфавит?
- Что вам больше всего понравилось?
- Я тоже приготовила вам подарки, а какие вы угадаете, если ответите на мой вопрос, чем мы сейчас пишем.
Давайте скажем нашим гостям досвидания,
Спасибо за внимание.

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.

Материалы: фото Кириллу и Мефодию, слайды с изображением букв латиницы, старославянской азбуки, современного алфавита.

Ход образовательной деятельности.

Педагог

Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и уговорил их царь и послал их в славянскую Землю.

Братья славились своей ученостью, знали много языков, поэтому именно им было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). В ней 43 буквы.

Подумайте, ребята, на чем могли писать на Руси. Этот материал с дерева - символа России. Правильно, это кора березы, которая называется «береста» (показ бересты). Чтобы подго­товить бересту, необходимо очистить будущую страницу от жесткой коры, распрямить, подсушить. Заостренным концом палочки (показ палочек) - ее назы­вают «писало», процарапывают буквы, а тупым концом можно затереть случайную ошибку. Называлось такое письмо - берестяная грамота. Археологи находят при раскопках письма или грамоты, написанные на бересте, которым более 800 лет. Грамота всегда и во все времена была нужна людям. Написанное сохранилось навечно. Светлая береза будто бы напоминала людям:

– Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Берёза – любимое дерево славян.

Мы с вами, ребята, – люди русские, славяне. Азбука славянская зовется кириллица по имени святого равноапостольного Кирилла, составившего эту азбуку, создавшего для славянских народов письменность. Святого Кирилла и его святого брата Мефодия зовут учителями славян. Сейчас в русском языке 33 буквы.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Загадки

1.Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

Станут в ряд - сейчас заговорят.(Буквы)

2.Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться –

Надо грамоте учиться.(Книга)

3. Деревянный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке,

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.(Карандаш).

4.Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.(Ручка, писало).

5. Стоит дом.

Кто в него войдёт - Тот ум приобретёт.(Школа).

6.Чёрные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. Буквы.

7.То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и. нарисовать.

Что такое я?....(Тетрадь)

Мудрые мысли сохранились в русских пословицах .

*Букварь – к мудрости ступенька.

*Золото добывают из земли, а знания из книги.

*Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

*Ум без книги, как птица без крыльев.

*Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.

Благодаря создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию славянские народы стали грамотными, научились читать и писать. И теперь в этот день 24 мая, мы празднуем «День славянской письменности».Как вы думаете, сложно ли писать такие буквы? Хотите попробовать написать старославянские буквы?

Дидактическая игра «Собери слово»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»