Интересные факты о третьяковской галерее для детей. Шесть тайн третьяковской галереи Интересные факты из истории третьяковской галереи

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.
Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.
Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.


«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.
Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.
Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.
Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Основатель Третьяковской галереи известный русский купец и меценат Павел Михайлович Третьяков был большим ценителем живописи, несмотря на то, что сам никогда картин не писал. В юности он часто посещал знаменитый в Москве Сухаревский рынок, где приобретал гравюры и книги.

А в 20-летнем возрасте молодой предприниматель, во время поездки в Санкт-Петербург, побывал в Эрмитаже. Вот тогда у него и появилась идея собрать коллекцию живописи.Биографы Третьякова считают, что первыми картинами в его собрании стали «Искушение» художника Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» работы В. Худякова. Полотна были приобретены 22 мая 1856 года, когда Павлу Михайловичу шел двадцать четвертый год. Именно эта дата и считается днем основания картинной галереи. А торжественное открытие состоялось только через 11 лет – 4 июня 1867 года. К этому времени собрание насчитывало уже более тысячи картин.

В возрасте двадцати восьми лет Павел Третьяков пишет первое в своей жизни завещание. И не потому, что опасался смерти, просто он отправлялся в зарубежную поездку, а среди промышленников действовало такое правило – оставлять завещание на случай гибели в пути. Именно в этом документе Третьяков впервые официально заявляет о своем желании передать коллекцию в дар любимому городу – Москве.

Галерея была передана Москве в 1892 году. Сам Третьяков, не желая участвовать в торжественной церемонии и выслушивать многочисленные благодарности, уехал на время за границу. Интересно, что собирателем картин был и русский император Александр Третий, также планировавший подарить городу свою коллекцию. Узнав о поступке Третьякова, монарх сказал: «Московский купец опередил государя!».

В знак благодарности за такой щедрый дар, император пожаловал ему дворянство. Правда сам Третьяков отказался, заявив: «Я родился купцом, купцом и умру». Интересно, что в завещании Третьякова оговаривалось одно условие – бесплатный вход в галерею.

После смерти Александра Третьего между его наследником Николаем Вторым и Третьяковым началась «битва» за картину В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Молодой император помнил о желании отца приобрести это полотно и за ценой не стоял, назвав грандиозную для того времени цену – 40 000 рублей. Заплатить больше у Третьякова не было возможности. Правда, художник, в качестве моральной компенсации, подарил ему один из эскизов к этой картине.

16 января 1913 года 29-летний Абрам Балашов, сын крупного промышленника-старообрядца, с ножом бросился на картину И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Балашов нанес три удара по полотну. Вандала признали душевнобольным, а картину реставрировали целых шесть месяцев. А хранитель галереи Е. Хруслов покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд.

Второе покушение на «Ивана Грозного» произошло совсем недавно, весной этого года. Пьяный посетитель разбил защитное стекло, повредив в нескольких местах полотно. Свой поступок он так и не смог объяснить.

Во время Великой Отечественной войны галерея на некоторое время покидала столицу. Летом 1941 года, когда фашистские войска стремительно приближались к Москве, картины погрузили в 17 вагонов и отправили в Новосибирск. Собрание разместили в здании Оперного театра. 17 мая 1945 года Третьяковская галерея была вновь открыта в Москве.

Третьяковская галерея отмечает 160-летие. Крупнейшее в мире собрание русской живописи началось с частной коллекции московского купца Павла Третьякова.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины русских художников "Искушение" Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Худякова.

Молодой да ранний

На тот момент коллекционеру было всего 24 года, но он уже точно знал, что страсть к искусству — это на всю жизнь.

Будучи старшим сыном Михаила Захаровича Третьякова, владельца льнопрядильной и льноткацкой фабрики в Костроме и пяти лавок в Старых торговых рядах на Ильинке, Павел, как и его брат Сергей, получил прекрасное домашнее образование.

В 20 лет он поехал в Санкт-Петербург, где познакомился с коллекцией Эрмитажа. В свой следующий приезд Павел Михайлович встретился с видным общественным деятелем и благотворителем Федором Прянишниковым, который на тот момент уже владел внушительным собранием русской живописи. После осмотра этой коллекции Третьяков активно занялся самообразованием, собирал литературу по искусству, следил за выставками, читал рецензии.

В 27 лет, отправляясь в заграничное путешествие и находясь в полном здравии, он составил своё первое завещание: "Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…". Ключевое слово — "общественной": Третьяков считал своей миссией сделать искусство общедоступным и для дворянина, и для простого служащего.

Эстет и аскет

Изначально Павел Михайлович хотел выкупить собрание Прянишникова и дополнить его, но из-за высокой цены Третьякову пришлось создавать свою галерею с нуля, опираясь только на свой художественный вкус, а также на помощь жены и брата Сергея.

День рождения Третьяковки: создай и подари галерее виртуальный шедевр 160 лет назад была основана Третьяковская галерея. В настоящее время ее уникальная коллекция насчитывает более 100 тысяч произведений искусства..

Коллекционер шел к своей цели упорно и методично. Несмотря на то что торговые дела Третьяковых шли в гору, собирательство требовало больших трат, поэтому Павел Михайлович до конца дней вел очень скромный по меркам его сословия образ жизни — даже поездки по Европе из экономии совершал в ночных поездах и сидячих вагонах. К такому же аскетизму коллекционер приучил и свою семью.

В письме дочери Александре он объяснял: "Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение… Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь…".

Единственной праздной бытовой привычкой, которой обладал сам Третьяков, была послеобеденная сигара.

Выше излишеств, как в материальном, так и в художественном плане, Третьяков ценил правду. Заказывая Горавскому пейзаж, меценат писал живописцу: "Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника".

Меценат и друг

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее Третьякова было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. Начинающие художники ходили туда набираться опыта, а состоявшиеся мастера искали дружбы и покровительства Третьякова.

Некоторые из тех, кому коллекционер заказывал работы, стали настоящими друзьями его семьи. Во многом благодаря этой дружбе Третьяковка сегодня располагает великолепной портретной галереей выдающихся деятелей русской культуры конца XIX века.

Сблизившись с художником Василием Перовым, Третьяков заказал ему целую серию портретов, которые сегодня знает каждый школьник: Островского, Достоевского, Майкова, Погодина, Даля и Тургенева. Другой вхожий в дом Третьякова живописец, Иван Крамской, исполнил портреты Толстого, Салтыкова-Щедрина, Аксакова и Некрасова.

Визионер и строитель

Несмотря на большое влияние друзей-художников на формирование его коллекции, к концу жизни Третьяков полностью полагался на свой вкус, часто покупая картины, неоднозначно встреченные критиками и публикой.

По мере того как коллекция разрасталась, всё острее вставал вопрос о том, где её разместить. Приобретаемые картины Павел Михайлович вешал в своем доме в Лаврушинском переулке, но места там катастрофически не хватало.

В 1872 году Третьяков начал строительство двух первых сугубо музейных залов, которые, однако, сообщались с жилыми помещениями. Через два года они были готовы. Но этого вскоре оказалось недостаточно. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься об очередной перестройке.

В 1882 году, после того как Третьяков разместил в галерее туркестанскую серию работ Верещагина, было пристроено еще 6 новых залов.

В следующее пятилетие Павел Михайлович приобрел, пожалуй, самые известные сегодня полотна Третьяковки: "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" Сурикова, "Не ждали" и "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" Репина, "Утро в сосновом лесу" Шишкина и "Неутешное горе" Крамского.

Также в галерее появились работы Поленова, Левитана, Остроухова. К дому в Лаврушинском срочно пристроили еще 7 залов. В конце 80-х Третьяков скупил неоцененные знатоками картины молодого Нестерова, а также работу Серова "Девушка, освещенная солнцем" и "После дождя. Плёс" Левитана.

Гендиректор Третьяковки рассказала о сотрудничестве с европейскими музеями Третьяковская галерея поддерживает тесные контакты с галереей Тейт Модерн и Национальной портретной галереей в Лондоне, а также с центром Помпиду в Париже, рассказала гендиректор галереи Зельфира Трегулова.

"Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых" была официально открыта для посетителей 15 августа 1893 года. Павла Михайловича назначили попечителем галереи, однако скромный меценат не хотел участвовать в торжествах и отправился за границу.

Тем не менее, благодарность москвичей настигла его и там. Критик Стасов писал о Третьякове: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и всего более глубокой любви к своему дорогому делу".

Павел Михайлович не перестал заботиться о своем детище и после передачи его городу. Третьяков продолжал покупать картины и дарить их галерее. Он также ежегодно издавал каталоги собрания, переписывался с художниками, их родственниками, коллекционерами, добывая ценные сведения, и сам предлагал названия для картин.

В 1897-98 годах здание галереи было вновь расширено за счет внутреннего сада, где любил гулять Третьяков.

Даже после смерти меценат не переставал заботиться о деле своей жизни. В своем завещании он выделил значительные средства на ремонт и содержание галереи, хотя и возражал против того, чтобы коллекция пополнялась, опасаясь, что без его присмотра собрание изменит свой характер.

Этот пункт, к счастью для нас с вами, не был выполнен, и сегодня Третьяковская галерея располагает семью зданиями и более чем 170 тысячами произведений.

Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи. Как сложилась жизнь этого мецената? Об этом мы и поговорим в статье.

Краткие сведения о жизни великого мецената

Павел Михайлович Третьяков был рождён 27 декабря 1832 года в городе Москве. Его родители были купцами. Все детство Павел Михайлович был отличным помощником своему отцу на работе. Он и брат Сергей были неразлучными. С малых лет вместе трудились, а позже создавали знаменитую картинную галерею.

К концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками. Но вскоре кормилец семьи Михаил Захарович Третьяков заболел скарлатиной и умер. Всю ответственность за семью и торговлю взяли на себя Павел и Сергей. После смерти матери Павел Михайлович возглавил бумагопрядильную фабрику, дела на которой он вел весьма успешно.

По характеру Павел Третьяков, интересные факты из жизни которого вы узнаете далее, был добрым и чутким человеком. Очень любил уют и ценил искусство. На работе о нем отзывались как о человеке деловом, настойчивом и твердом. Но нельзя сказать, что он был чрезвычайно строг с подчинёнными.

Юные годы Третьякова

Его интерес к великому искусству проявился в двадцать лет, после посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно тогда и возникла мысль собрать собственную коллекцию живописи. Он понимал, что сбор уникальной коллекции займет все его свободное время, но Павел был воодушевлен идеей.

Первые картины были приобретены в 1853 году, в следующем он покупает девять полотен старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Еще через пару лет его коллекцию пополнили работы Н. Г. Шильдера «Искушение», В. Г. Худякова «Финлядские контрабандисты», затем последовала покупка картин И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, а также известного портрета археолога Ланчи итальянского происхождения.

Целью коллекционирования Павла Третьякова являлось не обогащение и слава, а любовь к искусству и дар своей коллекции народу.

Женитьба

1865 год ознаменовался для молодого мецената женитьбой на довольно образованной для того времени двадцатилетней девушке Вере Николаевне Мамонтовой. Невеста воспитывалась в такой же семье, как и он, и очень тепло относилась к музыке и в целом к искусству. Через время у них рождаются дочери, а позже и сын Михаил. Но, к сожалению, он рос болезненным ребёнком и требовал к себе постоянного внимания. Жизнь Михаила была недолгой.

Деятельность Павла Михайловича направлена на коллекционирование работ его современников и художников - демократов отечественной школы. Сердцем галереи Третьякова считаются работы И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и Е. Репина.

Первые шаги

Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.

Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.

История появления рода купцов Третьяковых

П. Третьяков происходил из старого купеческого рода. Прадед Павла и Сергея - Елисей Мартынович Третьяков - был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года. В 1774 году он переехал в Москву вместе с женой Василисой и детьми: Осипом и Захаром. Позже Елисей женился повторно, и его вторая жена родила ему сына Мишу. Повзрослевший Михаил в 1831 году вступает в брак с Александрой Борисовой. Так появились на свет Павел и Сергей Третьяковы. У них ещё были сёстры: Софья, Елизавета и Надежда. Отец тщательно следил за образованием своих детей. Семья Третьяковых была образцом послушания и вежливости. Между детьми отсутствовали ссоры и обиды. Братская любовь Павла и Сергея в дальнейшем положила начало созданию знаменитой Третьяковской галереи.

Братья Третьяковы

После смерти родителей Павлу и Сергею пришлось взять управление фабриками в свои руки. Их работа шла размеренно и успешно. По данным письменных источников, семья Третьяковых не была достаточно богатой. Те деньги, которые уходили на закупку коллекции, братья Третьяковы брали из бюджета семьи и дохода своих предприятий.

Сергей полностью поддерживал брата и сам активно занимался благотворительностью. Они работали, отдыхали и вместе основали Арнольдо-Третьяковское училище. Оно славится до сих пор, потому что это учебное заведение создано для глухонемых в Москве.

Сергей Михайлович Третьяков являлся главой города и страстным собирателем коллекций.

Павел Михайлович Третьяков всю свою жизнь отдал коллекционированию. Одно отличие было между братьями: Сергей Михайлович расценивал коллекционирование как свое хобби, в то время как Павел Третьяков видел в своём желании, а позже и в деятельности некую миссию.

Счастье и любовь мецената Третьякова

Биография Павла Третьякова свидетельствует о том, что он стал последним из членов своей семьи, который вступил в брак. Это случилось на тридцать третьем году его жизни. Женой его стала Вера Николаевна Мамонтова. Всю жизнь эта женщина была путеводной звездой для Павла Михайловича. Лишь с одной главной соперницей Вера Николаевна не могла смириться - с картинной галереей своего мужа, на которую он тратил все состояние и большую часть своего времени.

В свои тридцать два года Павел Михайлович Третьяков был единственным холостяком в семье. Никто уже и не надеялся, что он женится. Но вскоре он объявляет о помолвке с Верой Мамонтовой, а затем и о свадьбе.

Познакомился Павел Третьяков с Верой Николаевной на одном из семейных вечеров в доме Мамонтовых. Вера Николаевна выросла в купеческой семье. Её женственность, высокий интеллект, любовь к музыке очаровали мецената.

Дата свадьбы была назначена на 22 августа 1865 года. На удивление всем, брак Павла и Веры оказался крепким и счастливым. Их семья была большой. В доме жили они и шестеро детей. Вера Николаевна на протяжении всей жизни сохраняла теплоту и гармонию в семье. Однако их семейная жизнь не была настолько радужной. Муж был строг и вел финансовый учет. Одежда покупалась новая только после того, как старая изнашивалась. Дело в том, что все деньги семьи Павел Михайлович Третьяков тратил на пополнение своей картинной коллекции и на благотворительность.

Несмотря на такие огромные расходы, Вера Николаевна никогда не упрекала в этом мужа. Она дорожила его любовью и всегда с ним соглашалась.

Горе в семье Третьяковых

Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.

В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки...

Смерть мецената

Купец Павел Третьяков был известен не только как собиратель коллекции, он являлся почетным участником Общества ценителей искусства и музыки. Активное участие он принимал и в благотворительности. В своё время вместе с братом основал училище для глухонемых в Москве.

В начале декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков слег от язвы желудка. Даже в последние часы своей жизни он думал о делах в галерее. Последней просьбой умирающего было сберечь галерею, и наши современники так и поступили.

Похоронен меценат Павел Третьяков на Даниловском кладбище. Сейчас его прах покоится на Новодевичьем кладбище.

Подмена знаменитой картины

В 1913 году душевнобольной иконописец Абрам Балашов, находясь в Третьяковской галерее, изрезал картину художника Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Лица на картине пришлось восстанавливать заново. А хранитель галереи (в то время им являлся Е. М. Хрустов), узнав об этом, бросился под поезд.

Удивительным фактом оказалось то, что сам художник не заметил изменений в своей работе. Это спасло галерею от краха.

Интересные факты о Третьяковской галерее

  • В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.
  • Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.
  • История картины «Грачи прилетели». Данную картину написал известный художник Алексей Саврасов. После смерти новорожденной дочери он много раз пытался повторить свою работу. Всё закончилось тем, что художник расписывал копией этой картины стены в трактирах. А на заработанные деньги покупал себе хлеб и водку.
  • Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет А. П. Чехова, который Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришелся по вкусу.
  • Всем известный Малевич написал четыре версии знаменитого "Чёрного квадрата", и две из них находятся в Третьяковской галерее.

Бессмертное наследие

Подводя итоги, можно отметить, что смысл жизни Павла Третьякова - его знаменитая коллекция. В России редкий человек с такой одержимостью и фанатичным стремлением пытался донести «прекрасное» до всех людей, не обращая внимания на предрассудки и социальное неравенство. Был воистину великим человеком, который любил свою Родину и народ, Павел Третьяков. Третьяковская галерея - это наивеличайший его вклад в мировое искусство. И память о человеке с большой буквы, которым был Третьяков, не умрёт никогда!

Третьяковская галерея - один из самых известных художественных музеев России. Он был основан исключительно по частной инициативе и начинался с небольшой коллекции, которая за полторы сотни лет существования выросла в тысячи раз. Какие интересные факты об истории и современной жизни Третьяковской галереи нам известны?

  1. Третьяковская галерея названа в честь ее основателя - купца Павла Михайловича Третьякова (1832-1898 гг.).
  2. Годом рождения галереи считают 1856 год, когда Третьяковым были приобретены первые работы русских художников, ставшие началом коллекции.
  3. Есть даже точная дата - 22 мая 1856 года, когда была написана расписка о приобретении Третьяковым картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853 г.).
  4. В 1867 году это был уже настоящий музей, открытый публике для посещения.
  5. Все коллекции и экспонаты Третьяковской галереи посвящены русскому искусству и тем художникам, которые внесли в него большой вклад. Эта идея принадлежала основателю музея и поддерживается до сих пор.
  6. Брат Павла Михайловича, Сергей, тоже собирал картины, но отдавал предпочтение западноевропейским художникам. Его коллекция, подаренная городу после смерти, в итоге оказалась разделенной между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина.
  7. Сначала все экспонаты купец хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а когда они перестали там помещаться, в 1872 году начал строить отдельное здание, но примыкающее к особняку.
  8. В музей можно было попасть из дома или с отдельного входа для посетителей, совершенно бесплатно.
  9. Самая первая кража произошла в 1891 году, когда из музея вынесла 4 картины. Две из них впоследствии нашли, а Павел Третьяков даже временно закрыл галерею из-за этого случая.

10. После передачи галереи городу в 1892 г., Третьяков все равно оставался его попечителем и сам выбирал картины для пополнения фондов вплоть до своей смерти в 1898 году.

11. Опустевший после смерти хозяина дом в течение ближайших двух лет также превратили в залы музея.

12. Знаменитый фасад в русском стиле был создан в 1902-1904 гг. архитектором Башкировым по рисункам художника Васнецова.

Третьяковская галерея - интересные факты

Из-за того, что коллекция музея постоянно росла, уже в середине XX века встал вопрос о переносе ее в новое здание, делать пристройки к старому было, казалось, уже некуда.

14. В качестве вариантов предлагалось перенести всю коллекцию в новое здание на Крымском валу или снести все существующие постройки и воздвигнуть на этом же месте что-то более вместительное.

15. В итоге историческое здание все-таки решили сохранить, проведя масштабную реконструкцию, которая началась в 80-х гг. и заняла 15 лет.

16. Историческое событие - открытие обновленной галереи для посетителей после 9-летнего перерыва состоялось 5 апреля 1995 года.

17. Но вопрос расширения музейной площади по-прежнему открыт, в 2014 году неподалеку, на Кадашевской набережной, все-таки началось строительство нового корпуса, которое должно быть закончено в 2018 году.

18. Летом 1941 года началась эвакуация Третьяковской галереи - все экспонаты были вывезены в Новосибирск и Пермь, а в Москву вернулись только в мае 1945 года.

19. Количество экспонатов, принадлежащих музею уже перевалило за 180 000, часть из них, относящаяся к послереволюционному периоду, выставляется на Крымском валу.

20. В Третьяковской галерее находится одна из богатейших искусствоведческих библиотек России, помимо культурного - это еще и научный центр.

Кто знает, смогли бы наши современники увидеть знаменитые: «Утро в сосновом лесу», «Богатыри», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Девочка с персиками», «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» и другие шедевры, ставшие не просто классикой, а легендами, если бы не начинание Павла Михайловича Третьякова? Помимо своей основной работы - производства и торговли, он решил посвятить свою жизнь созданию «хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Так начинание одного человека стало важнейшей вехой в истории русской культуры.

Главная / Музеи / Картины в музеях мира

Картины Малевича в музеях мира

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Лондон. Британская галерея Тейт (Tate Britain)

В галерее Тейт собрана широкая экспозиция образцов современного искусства. Творчество К. Малевича в ней представлено всего одной картиной - «Динамичный супрематизм».

Тайны Третьяковской галереи

Полотно написано маслом на холсте.

Абстрактные работы Малевича относятся к периоду интенсивных художественных экспериментов. Он отказался от создания конкретных образов в пользу того, что он назвал супрематизмом в 1915 году.

Галерея Тейт приобрела полотно «Динамичный супрематизм» в 1978 году.

Лондонскую галерею Тейт вы можете посетить по адресу: Millbank, London SW1P 4RG0. Принимает посетителей ежедневно с 10 до 18 часов.

Вход в галерею бесплатный (исключение - специальные экспозиции).

Сайт: tate.org.uk

США

Нью-хейвен. Галерея искусств Йельского университета

В галерее искусств Йельского университета представлена всего одна работа Малевича - «Точильщик». Написана картина маслом на холсте в 1912 году. «Точильщик» - завершенное произведение автора, результат длительной работы.

Галерея искусств Йельского университета находится по адресу: 1111 Chapel Street (at York Street), New Haven, Connecticut.

Сайт: artgallery.yale.edu

Нью-Йорк. Музей современного искусства

В Нью-Йоркском музее современного искусства творчество Малевича представлено пятью работами. Посетители музея могут увидеть такие картины мастера: «Черный квадрат и красный квадрат», «Голубой космос», «Жница», «Спортсмен», «Черт».


«Черный квадрат и красный квадрат», 1915 год

Музей современного искусства расположен по адресу ул. Западная 53-я, 11.

Рабочие часы: по пятницам с 10:30 до 20:00, в остальные дни - с 10:30 до 17:30.

Вход в музей стоит $20, для пенсионеров - $16, для учащихся и студентов - $12. По пятницам с 16:00 до 20:00 вход свободный для всех желающих.

Сайт: moma.org

ФРАНЦИЯ

Париж. Национальный музей современного искусства

Творчество Малевича в парижском Национальном музее современного искусства представлено тремя картинами: «Четыре фигуры с серпом и молотом», «Бегущий человек», «Этюд портрета крестьянина».


«Бегущий человек», 1934 год

Национальный музей современного искусства расположен по адресу: Centre Pompidou (Beaubourg), place Georges Pompidou, 75004 Paris.

Часы работы музея: с 11:00 до 22:00, по четвергам - до 23:00.

Сайт Центра Жоржа Помпиду, в котором расположен музей: centrepompidou.fr

ГОЛЛАНДИЯ

Амстердам. Государственный музей

В Государственном музее Амстердама собрана самая большая коллекция работ Малевича за пределами бывшего СССР. Среди них: «Музыкальный инструмент (Лампа)», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Крестьянки в церкви», «Мозольный оператор в бане», «Полотеры», «Мужчина с мешком», «Уборка ржи», «Супрематизм (с восемью прямоугольниками)», «Супрематизм с синим треугольником и черным треугольником», «Супрематизм (18-я конструкция)», «Супрематизм», «Живописный реализм футболиста», «Красочные массы в четвертом измерении», «Англичанин в Москве», «Супрематизм (Белый крест)», «Стоящая фигура», «Супрематическая живопись», «Купальщик», «На бульваре», «Супрематизм: автопортрет в двух измерениях», «Гвардеец», «Дама у афишного столба», «Супрематизм (Черный крест на красном овале)», «Дама на остановке трамвая», «Лесоруб».


«Голова крестьянской девушки», 1913 год

Адрес музея: Paulus Potterstraat 13, 1071 CX Amsterdam.

Часы работы музея: вторник, среда - 11:00–17:00; четверг - 11:00–23:00; пятница–воскресенье - 10:00–18:00.

Сайт: stedelijk.nl/en

ГЕРМАНИЯ

Кёльн. Музей Людвига

Посетители музея Людвига в Кёльне могут увидеть такие картины: «Динамический супрематизм № 57», «Мужчина. Алогичные фигуры мужчины и женщины», «Прачка», «Зимний пейзаж», «Квадрат, круги и стрела».


«Квадрат, круги и стрела», 1915 год

Музей Людвига находится по адресу: Museum Ludwig Bischofsgartenstr. 1 Koln.

Часы работы музея: вторник–воскресенье - с 10:00 до 18:00, каждую первую пятницу месяца - с 10:00 до 22:00.

Входной билет - до €7,5.

Полезная информация: первый четверг каждого месяца с 17:00 до 22:00 вы можете посетить музей со скидкой 50%.

Страница на сайте музеев Кёльна: museenkoeln.de/museum-ludwig/

РОССИЯ

Москва. Третьяковская галерея - Музей современного искусства

В Третьяковской галерее представлено 11 работ Малевича. Среди них есть автопортрет, написанный в 1910 году. Эта работа очень ценна прежде всего тем, что автор редко обращался к такому жанру. Картина «Сестры», написанная в 1930 году, - подарок автора Третьяковской галереи. В музее также представлена, наверное, самая известная работа мастера - «Черный квадрат», написанная в 1915 году.

Галерея находится по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 10.

Режим работы: с 10.00 до 19.30, выходной день - понедельник.

Сайт: tretyakovgallery.ru

Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В Государственном Русском музее представлено 140 работ Малевича - 40 графических и 100 живописных.

Собрание музея охватывает огромную часть творчества мастера. В коллекции представлены работы мастера разных лет - от самых ранних до поздних.

В 2000 году гости Государственного Русского музея ознакомились с выставкой «Казимир Малевич в Русском музее». К этой выставке музей подготовил каталог со статьями о жизни и творчестве Малевича, альбомом иллюстраций, приложениями, в которых напечатаны воспоминания учеников художника и его переписка.


«Пейзаж», 1906 год


«Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж)», 1906 год

Посетить Государственный Русский музей вы можете по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1.

Часы работы музея: с 10:00 до 18:00, в понедельник - с 10:00 до 17:00. Выходной день - вторник.

Саратов. Государственный музей искусств

В Саратовском государственном музее искусств выставлены две картины: «Городок» и «Четыре квадрата».

«Четыре квадрата», 1915 год

Находится музей искусств по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, 39; ул. Первомайская, 75.

Режим работы музея: с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и последнего рабочего дня каждого месяца. По четвергам - с 12:00 до 20:00.

Десять неизвестных фактов о Третьяковской галерее

Букник-младший уже не раз писал, как говорить с детьми об искусстве. Но если ваш ребёнок ещё слишком мал, чтобы стоять перед картиной больше двух минут, если это его первое знакомство с живописью, лучше всего отправиться на обзорную экскурсию в Третьяковскую Галерею. Ту, что в Лаврушинском переулке.


Портрет П.М.Третьякова работы художника И.Н.КрамскогоЗатейливый дом в неорусском стиле понравится, безусловно, любому малышу. И неплохо бы уже на подходе к зданию рассказать, что всю коллекцию музея собрал Павел Михайлович Третьяков. Что многие художники, работы которых попали в музей, были его друзьями.

Собственно, с картин друзей и нужно начать знакомство с Третьяковкой. Бесценные, но несколько однообразные древнерусские иконы или галерея жеманных дам в напудренных париках XVIII века едва ли понравятся малышам.

Для первой встречи с картинами лучше всего подходят полотна русских художников второй половины XIX столетия. Их плюс — предельно понятный сюжет, большой формат, очевидные «плохие» и «хорошие» герои. Недаром Иван Николаевич Крамской как-то сознался: мол, как художник я, может, и не очень, зато сколько хороших и поучительных идей в моих полотнах!

Однако имейте в виду: добраться до вожделенных шедевров будет не так-то просто. Третьяковская Галерея - это анфилады залов, сквозь которые придётся пробежать в поисках нужной экспозиции. Существуют, правда, какие-то переходы и лестницы, позволяющие срезать путь. Но так как это музей, а не ИКЕА, подробных указателей и бумажных планов вы не найдете (как, впрочем, во многих московских музеях). Спрашивайте дорогу у смотрителей!

Хорошо, если вам сразу удастся протащить ребёнка за руку в нужную часть здания. А если он упрётся или кинется к «незапланированной» работе? На этот случай перед походом в Третьяковку неплохо бы освежить в памяти основные библейские сюжеты - ведь именно их чаще всего рисовали русские живописцы-академики. На моих глазах малыш, не обращая внимания на огромные эффектные полотна, завис у картинки размером с ладонь - на ней была изображена встреча Иосифа с братьями. Что ж, ничего не поделаешь, каждый вправе восхищаться тем, что нравится именно ему.

Но вот, наконец, преодолев трудный путь, вы оказались в нужных залах. Что же здесь смотреть?


Прежде всего - работы Виктора Васнецова. «Три богатыря», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства» и другие известные полотна висят в отдельном зале. В центре, конечно, знаменитые «Богатыри». Вглядитесь внимательно в их лица - некоторые считают, что Добрыня Никитич подозрительно похож на самого Васнецова. Правда, искусствоведы утверждают, что обычно мастер предпочитал писать простых крестьян. Например, для Ильи Муромца позировал владимирский крестьянин, а свою Алёнушку, по воспоминаниям самого художника, он встретил в Ахтырке.

По соседству висят картины Василия Верещагина: «Апофеоз войны», «Двери Тимура». Подумайте заранее, нужно ли около них останавливаться, не испугают ли они ребёнка. Сам художник остроумно называл гору человеческих черепов натюрмортом: «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мёртвая природа…»

Теперь, когда малыш погрузился в привычный мир сказки, сто ит вернуться на пару залов назад и полюбоваться реальностью. Пейзажи Саврасова, Левитана, Васильева и Куинджи можно рассматривать бесконечно: вспомнить про время года и суток, поговорить о том, как выглядят похожие ландшафты у вас на даче. Обязательно обратите внимание ребёнка на богатую палитру: когда рисуют золотую осень, берут множество оттенков жёлтой краски, когда лето - несколько тонов зелёного и т.д.

Здесь же вы найдёте любимую «конфетную» картинку «Утро в сосновом лесу», которая числится за Иваном Ивановичем Шишкиным. Собственно, сюжет картины придумал другой художник, Константин Савицкий, да и забавных косолапых малышей нарисовал тоже он. А Шишкин написал только ёлки. Однако, если верить легенде, Третьяков стёр на картине подпись Савицкого, так что все лавры достались Ивану Ивановичу.


Не забудьте и про жанровые работы.

Шесть тайн Третьяковской галереи

Обсудите, почему мечется невеста в «Сватовстве майора» Федотова, обратите внимание на кошку, которая умывается прямо на переднем плане. Разглядите, что пытается спрятать герой произведения «Завтрак аристократа» под книгой, и посмейтесь над засаленным халатом «Свежего кавалера».

Разбитные «Охотники на привале» и душещипательные полотна «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василия Петрова, возможно, покажутся вам чрезмерно наивными, но ребенок всё это воспринимает несколько по-другому.

Скорее всего, к этому моменту ваше чадо уже совсем устанет. Таскать его дальше по музею не имеет смысла - увиденное просто не дойдёт до детского сознания. И всё же загляните напоследок в зал с работами Врубеля: переливающиеся красками «Царевна-лебедь», «Демон» и «Пан» вернут ребёнка в атмосферу сказки и оставят самые нежные воспоминания о музее.

В художественном киоске можно купить игру-memory, в которой на парных картинках изображены самые известные полотна Третьяковской Галереи. Раскладывая их дома с ребёнком, вы будете вспоминать увиденное и готовиться к следующим походам в музей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»