Кто живет в пермском крае. Краткая информация о народах проживающих на территории пермского края. Бальнеологические курорты Пермского края

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

В Пермском крае на западных горных склонах Северного и Среднего Урала на площади 160 236 кв. км. (24 место среди субъектов РФ) проживает 2 632 122 чел. (18 место среди регионов России). Здесь проживают издавна 125 самобытных этносов. Среди них доля русского населения составляет 87,1% (2 191 423 чел.), соответственно татар — 4,6% (115 544 чел.), коми-пермяков — 3,2% (81 084 чел.), башкир – 1,3% (32 730 чел.). Меньше здесь проживает удмуртов – 0,8% (20 819 чел.), украинцев – 0,6% (16 269 чел.), белорусов – 0,3% (6 570 чел.), немцев – 0,3% (6 252чел.), чувашей – 0,2% (4 715 чел.), марийцев – 0,2% (4 121чел.). Традиционно на землях жили семь больших этносов, русские и удмурты, татары, коми-пермяки и манси, марийцы и башкиры, здесь органично соединились традиции тюркских, многих финно-угорских и исконных славянских народов.

Русские

Русские – самобытный восточнославянский , ставший исторически самым многочисленным из европейских народов, отличающийся широтой души и милосердием, богатыми духовными традициями и семейными устоями, верой в честность и справедливость, добротой, отзывчивостью, готовностью сопереживать и всегда прийти на помощь. На севере Прикамья русские поселенцы появляются с присоединением Перми Великой к России в 1472 г. и вовлечением прикамских земель в сферу политики московского князя. Власть подкрепляли одновременной христианизацией диких кочевых племен. С переходом Казанского ханства (1552 г.) и Ногайской орды (1563 г.) под руку московских князей районы южного Прикамья становятся частью Московского государства и активно заселяются.

Второй волной переселения сюда русских стали события 1558-1568 гг., когда царь Иван IV отдает прикамские земли видному тогда купцу А. Ф. Строганову. Для работы на его предприятиях приветствовался приезд безземельных крестьян из европейских волостей. Третьей мощной волной переселения сюда русских стало присоединение западно-сибирских земель к Русскому государству после похода Ермака (1580-е гг.). Большой поток переселенцев двинулся на неизведанные и необжитые сибирские земли, многие оседали в Прикамье и Зауралье. С этого времени стала постепенно формироваться старожильческая часть местной русской общины. С обнаружением здесь огромных запасов меди, железа и золота в XVII в. началось активное заселение земель по Каме русскими рудознатцами, добытчиками и промысловиками.

Сегодня русские расселены равномерно во всех административных районах Пермского края. В основном все они православные христиане, но большую этно-конфессиональную группу сред них составляют старообрядцы, прибывшие сюда в середине XVII в. после церковного раскола при патриархе Никоне. Основу многочисленных исторических миграционных потоков в Прикамье составляли выходцы с разных губерний , поэтому именно севернорусская культура в большинстве проявляется среди русских жителей Пермского края. Только жители южного Прикамья обладают севернорусскими и среднерусскими чертами культуры.

Русские переселенцы приносят в Пикамье пашенное земледелие и животноводство, развивались также рыбная ловля и охота, ремесла и кустарные промыслы, обработка дерева и ткачество. Жили русские поселенцы в деревнях и селах разной планировки в усадьбах с избами и закрытыми просторными дворами. Главными элементами жилища были печь, полати, красный угол, стол, лавки, полки. Костюм поселенцев полностью соответствовал русской традиции, женщины в старину одевались в рубаху с ярким сарафаном, позже сменившиеся кофтой и широкой юбкой. Мужчины одевались в пестрорядинную туникообразную рубаху и штаны из полосатой пестряди. Календарь традиционно оставался земледельческим и сохранил близость к севернорусской календарной обрядности.

Татары

Тюркоязычный этнос татары стали по численности вторым в Пермском крае. Местные татары – мусульмане-сунниты, но среди них многие приняли православие, тесно традиционно и культурно взаимодействуют с башкирами, переплетение и взаимопроникновение их культур здесь сильно заметно. Этногенез пермских местных татар проходил именно на этой территории, поэтому они входят в отдельную этническую группу данного этноса. Татарский язык сформировался на основах казанского диалекта и вошел в кыпчакскую подгруппу алтайских тюркских языков.


Женщины татарки традиционно одеваются в длинную просторную рубаху и широкие шаровары, поверх надевается нарядный вышитый нагрудник с украшениями кукрекче и широкополый халат. Голову женщины татарки прикрывает платок, чалма, калфак. Мужчины всегда носят просторную рубаху кумлек и широкие штаны ыштан, поверх надевался длинный халат, по цвету и качеству ткани он мог много рассказать о владельце. С принятием предками татар булгарами ислама в X в. в традициях этого народа стало заметно смешение тюркских корней и арабской культуры. Позже пермяцкие татары ощутили сильное влияние русских традиций и культуры. Жили татары в деревянных просторных избах, дворы которых огорожены сплошным забором. Издавна татары славятся своим гостеприимством и хлебосольством, почитанием семьи, предков, твердыми устоями в воспитании детей.

Коми-пермяки

Коренной для данной территории финно-угорский самобытный этнос коми-пермяки именуют себя чаще «коми отир», либо «коми морт». В основном их старинные поселения сосредоточены в бывшем национальном округе. По своему языку и древним традициям они больше всего тяготеют к родственным родам коми-зырян. Литературный язык их развит слабо и книг на нем практически не издается. Издавна представители данного народа, жившие среди суровой природы, были язычниками, но позже среди них появилось много православных христиан и старообрядцев. Формировался этнос здесь, занимались коми-пермяки традиционно земледелием, разводили домашний скот, ловили рыбу, женщины пряли и ткали, мужчины хорошо владели ремеслом изготовления глиняной посуды.


Сегодня коми-пермяки занимаются сельским хозяйством, заготавливают и обрабатывают древесину, охотятся и удят рыбу, возрождают старинные промыслы. Традиционной одеждой женщины коми-пермячки была ситцевая белая туникообразная рубаха с вышивкой по воротнику и груди, цветной, часто клетчатый сарафан и передник. Наголову женщины одевали цветные с орнаментом платки или вышитые кокошники. Мужчины коми-пермяки издавна носили светлую вышитую рубаху, подпоясанную поясом-кушаком и широкие штаны. Обувью раньше были лапти из лыка, позже традиционные сапожки коты и погалешки. Для культуры современных коми-пермяков характерны и древние языческие, связанные с земледельческим календарем, и христианские праздники.

Башкиры

Четвертым по численности этносом здесь стали башкиры, древний тюркоязычный народ из алтайской языковой семьи с весьма самобытной культурой и ареалом расселения. С принятием ислама татарами, жителями Волжской Булгарии в X в., мусульманство суннитского толка распространилось и у башкир. В этногенезе башкир участвовали множество кочевых и полукочевых народов, древние башкиры и финно-угры, булгары и мадьяры, кыпчаки и ногайцы, казахи и татары. Особенно влияли на формирование башкирского этноса древние финно-угорские самодийские народы (упей, уваныш, терсяк, сызгы) и иранские племена. По образу жизни башкиры издавна относятся к полукочевым народам, занимались скотоводством.


Башкирские мужчины славились хорошими охотниками и рыбаками, собирали мед диких пчел и дары тайги, освоили ковку и тонкое ювелирное дело. Женскими традиционными занятиями стали: изготовление шалей и войлочных ковров, вязание и ткачество. Традиционная одежда башкир изготовлялась из хорошо обработанных овчин и войлока, домотканых и приобретенных тканей, украшалась монетами, бисером и аппликацией. Носили башкиры широкие штаны, халаты, полукафтаны, камзулы, тюбетейки, чепцы, шапки из войлока и ушанки.

Удмурты

Автохтонным исконным населением здесь стал финно-угорский этнос удмурты. Со временем удмурты претерпели большое влияние на свои традиции русских и татарских обрядов, но остались весьма самобытным народом. Они бережно хранят народные календарные земледельческие верования, хотя многие из них стали православными христианами. Жили они издавна соседскими общинами, разводили скот, сажали зерно и картофель, охотились и собирали дары тайги. Женщины вязали и вышивали, пряли и ткали, изготовляли яркую и нарядную, богато украшенную бисером и монетами одежду.



Марийцы

Еще одним самобытным финно-угорским этносом Пермского края являются марийцы, чаще называющие себя «мары» или «маре». Этногенез марийцев берет начало от ананьинской археологической культуры (VIII-III в. до н. э.), этот древний народ сформировался уже в начале I тыс. н. э. Культурными традициями и организацией быта местные кунгурские марийцы очень схожи с чувашами. Многие марийцы приняли православие, но большая их часть исповедует традиционную языческую монотеистическую религию, основанную на поклонении силам и законам природы.

Манси

Автохтонным древним народом пермской земли стали манси, хотя их здесь живет в Вишерском заповеднике не более 40 человек. Данный этнос близок к хантам, но имеет свой мансийский язык, богатую мифологию и ставшие традиционными верования в природных духов, местный шаманизм. Занимаются манси разведением оленей и другого копытного скота, охотой и ловлей рыбы. Зимой манси живут в избах, в течение лета на оленьих кочевках в чумах.

Пермский край издавна полиэтничная и многонациональная территория, хотя народы, живущие здесь, сильно различаются по традициям. Многие из них кочевали по уральским предгорьям и Прикамью за благоприятными климатическими условиями и богатыми пастбищами. К XV в. несколько кочевых племен поселились здесь и стали коренными народами данной местности. Культурные традиции одних народов проникали в культуру других этносов, взаимно обогащая друг друга, большое влияние оказали на коренные местные народы русская культура и православие.

Шабанова Г.А., Канзепарова Р.И. студентки 1 курса экономического факультета

Научный руководитель: Пугина Г.В., канд. ист. наук, доцент, доцент каф. рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Пермский институт экономики и финансов

Пермь)

Актуальность темы обусловлена усложнением национальных проблем, с которыми сталкивается Россия с конца ХХ столетия, ознаменовавшимся всплеском этнического са- мосознания народов, проживающих на ее территории, что, наряду с радикальными соци- ально-экономическими трансформациями, привело к довольно резким изменениям меж- национальных отношений.

Пермская земля с давних пор является историческим перекрестком многих народов, продвигавшихся вдоль Камы или через Уральский хребет. Благоприятная географическая среда, развитый социально-экономический потенциал, культура, разнообразие природных

богатств вместе с удобными путями сообщений оказали воздействие на формирование национального состава и структуры населения, этносоциальных процессов.

Коренными жителями Пермского края являются коми-пермяки. В 1869 году коми- пермяков в Верхне-Камском бассейне проживало 62130 человек, в 1920 – 114 тыс. чело- век. Они и составили основное этническое ядро образованного в 1925 г. национального округа .

Русское население в Западно-Уральском регионе по происхождению пришлое. Вклю- ченные в XV в. в русское государство верхнекамские земли осваивались русскими кресть- янами Европейского Севера, которые поселялись сначала на землях, заселенных коми- пермяками, а потом и на свободных. В XVII веке вместе с расселением русских заклады- вались в Прикамье основы нового экономического и культурного региона страны (горно- заводская промышленность, транспорт, торговля, обрабатывающие промыслы и др.). В рамках этого региона консолидационные процессы завершились образованием ком- пактной и зрелой в национальном отношении группы населения, ставшей частью русской нации.

После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро засе- ляются, кроме русских, поволжскими татарами и башкирами. Наибольшая их концентра- ция наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях.

Усиление феодально-крепостного гнета и насильственная христианизация в Среднем

Поволжье обусловили процесс переселения с родных мест в Приуралье еще двух народов

– удмуртов и марийцев. В конце XVI – начале XVII вв. они поселились в южных районах Пермского края – удмурты в верховьях р.Буй (Куединский район), а марийцы в верховьях р. Сылвы (Суксунский район).

Кроме того, Урал с давних пор использовался государством как место администра- тивной и политической ссылки. Так, в середине XIX в. здесь находилась крупная диаспора поляков, участников революционных событий 1830-50 гг., оставивших в истории губер- нии заметный след.

В результате Столыпинской аграрной реформы начала XX в. в Прикамье пересели- лись русские крестьяне Псковской и Могилевской губерний, а также белорусы и эстонцы.

Определяющим фактором межнационального общения на территории Прикамья стало экономическое, религиозное и культурное взаимодействие. Русское население переняло от местных манси и коми-пермяков некоторые особенности построения жилища, многое из практики промысловой охоты (приемы, одежду, обувь, поверья), некоторые блюда и при- емы кухни.

Значительное сходство основных форм хозяйственной деятельности усилило сближение русских и коми-пермяков в сфере календарной обрядовости .

Сегодня Пермский край является одним из самых полиэтничных регионов, на терри- тории которого, по результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., проживает 2

635,3 тыс. человек, представляющих 126 национальностей. В таблице 1 представлен этни-

ческий состав населения .

Таблица 1 – Численность населения наиболее многочисленных национальностей, прожи- вающих в Пермском крае (в соотношении с данными переписей прошлых лет)

1989 г тыс.чел.

2002 г тыс.чел.

2010 г тыс.чел.

2010 г 2002 г 2010 г
Все население 3091,5 2819,4 2635,3 93,47 100 100
Русские 2592,2 2401,7 2191,4 91,2 85,2 83,1
Татары 150,5 136,6 115,5 84,5 4,8 4,4
Коми-пермяки 123,4 103,5 81,1 78.4 3,7 3,0
Башкиры 52,3 40,7 32,7 80.3 1,4 1,2
Удмурты 32,8 26,3 20,8 79,1 0,9 0,7
Украинцы 45,7 26,0 16,3 62,7 0,9 0,6

Продолжение таблицы 1

1989 г тыс.чел.

2002 г тыс.чел.

2010 г тыс.чел.

2010 г в % 2002 г в % 2010 г в %
Белорусы 18,8 11,0 6,6 60,0 0,4 0,2
Немцы 15,3 10,2 6,3 61,8 0,4 0,2
Чуваши 10,8 7,0 4,7 67,1 0,3 0,1
Азербайджанцы 3,9 5,8 5,6 96,5 0,2 0,2
Марийцы 6,6 5,2 4,1 78,8 0,2 0,15
Армяне 2,5 5,0 5,4 103,8 0,2 0,2
Евреи 5,5 2,6 1,8 69,2 0.1 0,06
Мордва 4,2 2,3 1,4 60,9 0,1 0,05
Таджики 0,9 2,0 3,5 175,0 0,07 0,13
Узбеки 3,0 2,0 4,2 210,0 0,7 0,16
Молдаване 3,0 2,0 1,3 65,0 0,7 0,05
Грузины 1,6 1,6 1,1 68,8 0,06 0,04
Казахи 2,1 0,8 0,6 75,0 0,03 0,02
Другие национальности 164,0 271,0 130,0 50,0 9,6 4,9

Большинство прикамцев, указавших свою национальную принадлежность, идентифи- цировали себя русскими (83,1%). Численность русских с 2002 по 2010 год сократилась по- чти на 9%. Численность татар уменьшилась на 15,4%, башкир – на 19,7% и удмуртов – на

20,9%. Несмотря на то, что коми-пермяки остались на третьем месте в общей численности населения нашего региона, их число с 2002 г. значительно сократилось (более чем на 22 тыс. человек или на 21,6%). Еще одна особенность региона – это активное формирование новых этнических групп. Так, за счет миграционного прироста практически вдвое увели- чилось численность таджиков, узбеков и др.

Практически все население (почти 96%), проживающее на территории Прикамья, вла- деет государственным языком Российской Федерации – русским языком. Для большин- ства из них он является единственным языком общения.

Результаты переписи населения 2010 года показали, что русский язык считают род- ным (помимо русских) большинство евреев (97%), немцев (92%), белорусов (85%), укра- инцев (76%), мордвы (73%), чувашей (69%), молдаван (52%) и удмуртов (51%), а также более трети населения среди марийцев, татар, грузин и коми-пермяков. В тоже время практически все национальности, традиционно проживающие на территории Прикамья, владеют и своим, и русским языком. В таблице 2 отражено распределение населения мно- гочисленных национальностей по родному языку .

Таблица 2 – Распределение населения по родному языку

Национальность

На 1000 лиц соответствующей национальности,

ответивших на вопрос о родном языке, указали родным

язык, соответствующий национальности русский язык другой язык
русские 998 х 2
татары 637 361 2
коми-пермяки 654 344 2
башкиры 222 229 549
удмурты 493 505 2
украинцы 230 762 8
белорусы 148 850 2
немцы 81 917 2
азербайджанцы 825 166 9
армяне 769 227 4
чуваши 306 692 2
узбеки 843 138 19
марийцы 590 405 5

Продолжение таблицы 2

Таким образом, Пермский край – уникальный регион с точки зрения его полиэтнично- сти. В настоящее время наряду с традиционно проживающими этносами в рамках совре- менных миграционных процессов в Прикамье активно формируются новые этнические диаспоры, что приводит к значительному изменению этнического ландшафта Пермского края. Обновление этнической структуры края оказывает существенное влияние на этнопо- литическую ситуацию. Проведенные социологические исследования фиксируют в сфере национальных отношений скрытые факторы напряженности . Поэтому важно знать и развивать многовековые традиции культурного взаимодействия и связей славян- ской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур в рамках об- щего евразийского этнокультурного пространства с учетом их истории, культуры, мента- литета, а также создавать благоприятные условия для их развития. Все это должно быть направлено на недопущение конфликтных ситуаций, возможных причин межэтнической напряженности в целях сохранения межнационального согласия и этнополитической ста- бильности.

Список использованных источников

1. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Пермского

края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_ts/permstat/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/score_2010/

2. Сергеева С.В., Гоголин Н.А. Национальные и религиозные отношения в Пермском крае: состояние, проблемы, развитие. Учебное пособие. – Пермь, 2013. – 140 с.

3. Чагин Г.Н. Народы и культура Урала ХIХ – ХХ вв. – Екатеринбург: Сократ, 2002. –

Еще по теме Народы Пермского края: история и современность:

  1. Раздел I Реформирование избирательного права и процесса СССР и РСФСР в 1988-1992 гг.
  2. Раздел VII Электоральная практика в Российской Федерации: 1995-1998 гг.
  3. Раздел X Электоральная практика в Российской Федерации: 2006-2009 гг.
  4. Раздел XIII Предвыборная агитация, избирательные технологии, информационное обеспечение выборов, СМИ и выборы
  5. Раздел IV Выборы и избирательные процедуры в XVIII - первой половине XIX вв.
  6. Исследования по истории выборов в органы земского самоуправления, опубликованные после 1917 г.
  7. Исследования по истории выборов в органы городского самоуправления, опубликованные после 1917 г.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -

Пермский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы.

Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.

РУССКИЕ - восточнославянский народ. Один из коренных народов России. Являются самым крупным народом в Европе.

Господствующей религией среди русских является православное христианство, также велика доля атеистов. Национальный язык -русский.

Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка.

Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе.

Главные промыслы: вышивка, кружевоплетение, роспись, ткачество.

КОМИ – ПЕРМЯКИ Занимались охотой и рыболовством, пашенным земледелием, животноводством; в настоящее время основные занятия коми-пермяков - сельское хозяйство и работа в лесной промышленности.

Традиционные поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие.

Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, поверх рубахи сарафан из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук.

Традиционные женские головные уборы - чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов. Рубаха длинная из белого холста, украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

ТАТАРЫ Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью.

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником). Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.



Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла.

МАНСИ Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьей шкуры, или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Пища - рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

БАШКИРЫ Полукочевой образ жизни, зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях.

Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. наспинники, различные подвески, накосники, браслеты, серьги.

МАРИЙЦЫ Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя, штаны а также кафтан, вся одежда опоясывалась поясным полотенцем, а иногда и поясом.

Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже - валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы.

У женщин были распространены поясные подвески - украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр.

УДМУРТЫ Типичное поселение - деревня располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой. Жилище - наземная бревенчатая постройка, избА. женский костюм включал рубаху, халат опояску. Одежда - белая. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти.

На голове носили налобные повязки, полотенце. Украшения - цепочки, серьги перстни браслеты ожерелье

Мужской костюм - синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви - онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхняя одежда без половых различий - шубы.

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы.

Урок окружающего мира в 3 а классе

Тема урока: Народы Прикамья.

Цель: знакомство учащихся с разными народами, населяющими Пермский край.

Задачи:

1. Узнать какие народы проживают на территории Пермского края.

2. Расширение знаний учащихся о народах Прикамья. Знакомство с традициями русского, коми-пермяцкого, татарского, удмурдского народа.

3 . Развитие коммуникативных способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, сопоставлять и анализировать полученную информацию; развитие умений работать в группах, с картой; расширение словарного запаса.

4. Воспитание доброжелательности друг к другу, умение общаться, уважения к традициям народов Прикамья.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успехов в работе.

На уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах (дети называют по очереди правила).

Звучит песня – гимн «Наш Пермский край».

2. Определение темы урока

Какие мысли возникли у вас после прослушивания песни? О чём она?

Чем знаменит наш Пермский край?

Кто прославляет наш край? Кто вносит огромный вклад в развитие края?

Какие народы живут в Пермском краю?

Получается, Пермский край – край многонациональный.

Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

(Дети выходят на тему сегодняшнего урока: Народы Прикамья).

На территории Пермского края проживает более 80 народов. Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.

- Все народы отличаются друг от друга. Хотите узнать, чем они отличаются?

3.Постановка задач урока

Одежда

- Проверим свои предположения по схеме

Внешний вид

Обычаи

Народы Прикамья

Праздники

Кухня

Отличаются народы и чертами лица. У каждого народа свой родной язык.

А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в Прикамье знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

У каждого народа свои обычаи.

Каждый народа имеет свой национальный костюм.

У каждого народа свои народные праздники.

Отличаются народы и национальной кухней .

Все это является национальными традициями народов.

4. Групповая работа

Сейчас ко мне выйдут командиры групп. Вам нужно из рассыпанных букв составить слово - название народа, с которым вы будете работать.

Распределите роли в группе (дети получают бейджики: историк, художник – дизайнер, повар – кулинар, археолог).

Обозначение роли каждого в группе проговаривается детьми.

Какой материал для работы вам нужен? Кто вам может помогать?

Книги, справочники, энциклопедии, словари, интернет - ресурсы, карандаши, краски, клей, ножницы, цветная бумага, предметы старины, помощь взрослых.

В ходе нашей работы мы создадим газету «Народы Прикамья». Каждая группа будет делать свою страницу.

Каждая группа будет работать по алгоритму.

Алгоритм для поваров – кулинаров.

1. Узнать какие национальные блюда готовил народ.

2. Какие продукты чаще всего использовали для их приготовления.

3. Отличалась ли праздничная еда от обычной.

4. Перечислите традиции приёмы пищи.

5. Продемонстрируйте своё национальное блюдо.

Алгоритм для историков.

1. Опишите, где жил и чем занимался ваш народ.

2. Какие обычаи своего народа вы знаете? Расскажите.

3. Отмечал ли народ праздники? Какие?

Алгоритм для археологов.

1. Найдите предметы, которые относятся к вашему народу.

2. Дайте им правильное название.

3. Для чего они служили?

Алгоритм для художников - дизайнеров.

1. Опишите одежду своего народа.

2. Отличалась ли праздничная одежда от обычной.

3. Продемонстрируйте куклу в национальном костюме.

4.Раскрасьте костюм в своих традициях.

5. Самостоятельная работа учащихся

На работу в группе вам даётся 20 минут.

6. Физкультминутка (творческие задания)

-Я вам предлагаю немного отдохнуть. Из музыкальных композиций узнать композицию своего изучаемого народа.

Попробуйте соотнести пословицы разных народов с нашими.

Где живём, там и нужны. (Где родился, там и пригодился.)

Глаза боятся, а ноги идут. (Глаза боятся, а руки делают.)

Дважды подумай, один раз скажи. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

Кто в рощу, кто в лес. (Кто в лес, кто по дрова.)

Лапоть сапогу не пара. (Гусь свинье не товарищ.)

Не глиняный, не размокнешь. (Не сахарный, не растаешь.)

По коню и сбруя. (По Сеньке и шапка.)

7. Презентация своей работы

8. Итог работы

Пермский край – великий край, который имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонационального края, которые должны гордиться своим краем, его традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свой край.

Ученик читает стихотворение

Мой Пермский край!
У нас с тобой все впереди
Судьбой дано
Нам вместе за руку идти.
Седой Урал!
Ты вместе с нами молодым
сегодня стал.
Мой Пермский край -
Где начинается рассвет,
Мой Пермский край,
Пусть Бог хранит тебя от бед!
Сегодня, завтра и всегда ты процветай,
Мой Пермский край!

Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свой край и уважительно относиться к людям других национальностей)


Мой Пермский край! У нас с тобой все впереди Судьбой дано Нам вместе за руку идти. Седой Урал! Ты вместе с нами молодым сегодня стал. Мой Пермский край - Где начинается рассвет, Мой Пермский край, Пусть Бог хранит тебя от бед! Сегодня, завтра и всегда ты процветай, Мой Пермский край! Мой Пермский край! У нас с тобой все впереди Судьбой дано Нам вместе за руку идти. Седой Урал! Ты вместе с нами молодым сегодня стал. Мой Пермский край - Где начинается рассвет, Мой Пермский край, Пусть Бог хранит тебя от бед! Сегодня, завтра и всегда ты процветай, Мой Пермский край!


Цель урока: познакомиться с народами Пермского края. Задачи: Узнать какие народы проживают на территории пермского края. Какими отличительными особенностями обладают эти народы. Познакомиться с культурой, народными костюмами, бытом, деятельностью народов.


Пермский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы. Пермский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы.


Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье. Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.


РУССКИЕ Ру́сские - восточнославянский народ. Один из коренных народов России. Являются самым крупным народом в Европе. Господствующей религией среди русских является православное христианство, также велика доля атеистов. Национальный язык -русский. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Главные промыслы: вышивка, кружевоплетение, роспись, ткачество.


КОМИ - ПЕРМЯКИ Занимались охотой и рыболовством, пашенным земледелием, животноводством; в настоящее время основные занятия коми-пермяков - сельское хозяйство и работа в лесной промышленности. Традиционные поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, поверх рубахи сарафан из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук. Традиционные женские головные уборы - чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента. На улице самшуру и кокошник покрывали платком. Мужская одежда состояла из рубахи и штанов. Рубаха длинная из белого холста, украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.


ТАТАРЫ Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником). Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений. Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла.


МАНСИ Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьей шкуры, или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Пища - рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.


БАШКИРЫ Полукочевой образ жизни, зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. наспинники, различные подвески, накосники, браслеты, серьги.


МАРИЙЦЫ Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя, штаны а также кафтан, вся одежда опоясывалась поясным полотенцем, а иногда и поясом. Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже - валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы. У женщин были распространены поясные подвески - украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр.

Готовые презентация по географии способствует восприятию и осознанию школьниками изучаемых материалов, расширению кругозора, изучению карт в интерактивной форме. Презентации по географии будут полезны как школьникам и студентам, так и учителям и преподавателям. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по географии для 6,7,8,9,10 класса, а также презентации по экономической географии для студентов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»