Актуальность произведения кому на руси жить хорошо. Актуальность произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Главные герои и их характеристика

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Николай Алексеевич Некрасов - замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу. С детства мы зачитываемся его стихотворениями о крестьянских детях, о русских женщинах, городской бедноте, о природе. Идут годы, мы взрослеем, но Некрасов остается поэтом, к произведениям которого возвращаемся вновь и вновь, открываем для себя еще не прочитанные поэмы, стихотворения, песни любимого автора.

В произведениях Некрасова мы слышим печальные ноты безысходности, тоски. Они тревожат душу, заставляют пристальнее вглядываться в себя и окружающий мир.
Ярославская земля, ставшая «малой Родиной» для поэта, отложила отпечаток на все его творчество. Детство Некрасов провел в деревне, на берегу Волги, в имении отца-крепостника. Общаясь с крестьянами, он впитал в себя доброту, искренность, широту души русского народа. Хорошо зная жизнь про- стых людей, поэт проникся их насущными проблемами. А затем искренне и честно поведал в своих произведениях о тяжелой народной доле. Его стихи были протестом против царящих в стране беспорядков. Честно и открыто в поэме «Кому на Руси жить хорошо» заявляет Некрасов о бесправии, о бесчинствах, о надругательстве над человеческой жизнью.

Начало произведения напоминает мне своим зачином древнерусскую былину. Действительно, чем не сказка:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай.
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...

Но такое впечатление складывается только при чтении пролога. Чем дальше двигаемся мы с искателями счастья, тем чаще сталкиваемся с суровой действительностью России второй половины девятнадцатого века. Каковы же взгляды на благополучие у наших путешественников? Одни считают счастливыми попа, чиновника, другие - помещика, царя… Спор мужиков показывает, что у них нет единого понятия о счастье. Первые же встречи вносят смятение в души наших странников: не живет лучше них священнослужитель, хоть ест сытнее:

… В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые,
И в половодье вешнее
Иди куда зовут!..
Каков попу покой?..

Следует череда новых разочарований. Сколько их здесь было «счастливых»: и Ермил Гирин, и Матрена Тимофеевна, и Яким Нагой. Но жизнь их кажется безмятежной только для стороннего наблюдателя. Кто лучше может рассказать о себе, как не они сами? Но нет в их повествованиях радости, полна невзгодами жизнь простого человека, много горя скрывает в себе душа людская.

С сочувствием рассказывает Некрасов о людях, ошибочно считающих себя счастливыми и готовых за «чарку водочки» поведать прохожим о своей жизни. Как много их, «благополучных»! Но в чем же их счастье? В смерти, не тронувшей рассказчика, но унесшей из жизни близких ему, в недюжинной силе, которой пользуется хитрый человек, а из богатыря все соки выжимает, или в водке, дающей забвение от дел мирских:

А в том, во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях
Я был, и не убит!

Рассказ о Ермиле Гирине показывает странникам, что не там они счастливого ищут. На фоне крестьянского мира выделяются отдельные яркие образы.

яркие образы. Таков, например, Ермил. Все, что он делает, чем живет, направлено на поиски счастья народа. Гирин честен с крестьянами, чтит древнерусские обычаи. Кажется, что это сказочный герой, действующий в народной среде в нелегкое для нее время. Все лучшее, что есть в Ермиле Гирине, приковывает к себе внимание окружающих, заставляет их полюбить этого человека:

Имел он все, что надобно
Для счастья...
… Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучие в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Только в почете у народа можно найти истинное блаженство, хотя никаких материальных благ это человеку не приносит, кроме имени «народного заступника», чахотки и Сибири. Авторская позиция постепенно становится и мировоззрением странников.

Некрасов рисует образ интеллигента, посвящающего жизнь служению народу:

Иди к униженным,
Иди к обиженным -
Будь первым там!

В борьбе за народное счастье Гриша Добросклонов найдет смысл своей жизни. К этой мысли подводит нас автор в конце произведения. Только в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека. Лучшими чертами борца за народное счастье он наделяет Гришу. Трудна дорога «народного заступника», но:

… по ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд...

На месте Добросклонова может оказаться любой честный человек, надо только любить свою Родину и уважать народ: С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине
Слилась,- и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже
Что будет жить для счастья
Убогого и темного родного уголка.

Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни, а человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет найти его, а находит ли? Нет в нас равновесия души, необходимого для этого состояния, а счастье все более ассоциируется со словом «деньги». Однако я верю, что когда-нибудь мы узнаем истинное блаженство. Для меня понятие «счастье» складывается из нескольких составляющих - это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой. И мой любимый поэт поддерживает меня в этом убеждении:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

в г.Алатыре

IX ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ "МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ"

Секция "Общественно-гуманитарные науки"

Поиск счастья как одна из актуальных вневременных проблем в жизни человека

(на примере поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Научный руководитель - Матвеева Н.А.

филиал СамГУПС в г.Алатыре

Алатырь - 2016

АННОТАЦИЯ

Тема моей работы - Поиск счастья как одна из актуальных вневременных проблем в жизни человека(на примере поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Проблема поиска счастья является актуальной для каждого человека, а в особенности - для молодежи, так как от их ценностей и восприятия окружающего мира зависит их дальнейшая жизнь. Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило его цели, задачи и объект исследования.

Практическая значимость исследования: У молодых людей формируются жизненные ценности и приоритеты, они анализируют свою жизнь и жизнь окружающих людей, поэтому проблема поиска счастья в широком смысле является для них актуальной.

Содержание

1. Введение...................................................................................................................................4

2. Основная часть..........................................................................................................................5

2.1. Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".......5-8

2.2. Исследовательская часть......................................................................................................9

3. Заключение..............................................................................................................................10

4. Список литературы.................................................................................................................11

5. Приложение........................................................................................................................12-15

Введение

Каждый из нас, вероятно, хоть раз в жизни задумывался о том, хорошо ли он живет? Если нет, то кому живется хорошо?

Этот вопрос волновал, волнует и будет волновать людей всегда. Ведь мы постоянно сравниваем свою жизнь: свою зарплату, одежду и многое другое с тем, что есть у окружающих. Люди находятся в вечном поиске счастья.

Данную проблему мы будем рассмотреть на примере поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Цель нашего исследования - узнать, что для молодых людей является основными составляющими счастья. И кому в России живется хорошо?

Социологический опрос проводился среди студентов 1-2 курсов Алатырского техникума железнодорожного транспорта.

В результате исследовательской работы были проанализированы ответы учащихся. В Приложении отражены наиболее интересные высказывания.

2.1. Проблема поиска счастья в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В поэме Н.А.Некрасова крестьянские мужики ищут по свету человека, которому на Руси живется хорошо.

Мечты мужиков о счастье просты, требования к радостям жизни реальны и обыкновенны: хлеб, водочка, огурчики, квас да горячий чай.
В поисках счастья мужики обращаются к птичке:

«Ой ты, пичуга малая!

Отдай свои нам крылышки,

Все царство облетим,

Посмотрим, поразведаем,

Попросим - и дознаемся:

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?».

Рисуя перед читателем галерею социальных типов, Н.А. Некрасов начинает с попа . Это закономерно, ведь служитель церкви должен, по логике вещей, лучше всех понимать идею божественного мироустройства и социальной справедливости. Не случайно мужики просят отвечать попа «по совести, по разуму», «по-божески».Оказывается, поп просто несет свой крест по жизни и счастливым себя не считает:

«Дороги наши трудные,

Приход у нас большой.

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир

Не избирают времени:

В жнитво и в сенокос,

<...> И в половодье вешнее

Иди - куда зовут!»

Однако у крестьянина иной взгляд на поповское житье: один из мужиков знает об этом хорошо: "три года он жил у попа в работниках и знает, что у того каша - с маслицем, пирог - с начинкою".

На народное житье на Руси проливает свет сцена ярмарки в богатом торговом селе Кузьминском. Везде - грязь. Примечательна одна деталь: «Дом с надписью: училище,

Пустой, забитый наглухо.

Изба в одно окошечко,

С изображеньем фельдшера,

Пускающего кровь».

О народном образовании и здравоохранении в государстве никто не печется.

Ярмарочное веселье заканчивается пьянством и драками. Из рассказов баб читатель узнает, что многим из них дома тошно, как на каторге. С одной стороны, автору обидно смотреть на это беспробудное пьянство, а с другой - он понимает, что лучше уж пусть мужики пьют и забываются между часами тягостного труда, чем понимают, куда уходят плоды их работы:

«А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!»

Из рассказа о Якиме Нагом мы узнаем о судьбе людей, которые пытаются отстаивать свои права:

«Яким, старик убогонькой,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся».

Спасая картины, Яким во время пожара потерял деньги: сохранение духовности, искусства для него выше, чем бытовое.

Помещик на Руси тоже, как оказывается, не чувствует себя счастливым. Когда Оболт-Оболдуев рассказывает о своем родовом дереве, мы узнаем, что подвиги, которые совершили его предки, едва ли можно назвать таковыми.
Оболт-Оболдуев тоскует о времени крепостничества, вспоминая, как несли ему и его семье сверх барщины гостинцы добровольные.

Н.А. Некрасов показывает, что помещики оказались в непростом положении: они привыкли жить чужим трудом и не умеют ничего делать.Об этом рассказывает Оболт-Оболдуев в своей исповеди:

"Трудись! Кому вы вздумали

Я не крестьянин-лапотник -

Я божиею милостью

Российский дворянин!

Россия - не неметчина,

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся".

Глава «Крестьянка» посвящена положению русской женщины . Это сквозная тема в творчестве Н.А. Некрасова, что свидетельствует о важности ее в писательском мировоззрении. Главная героиня - Матрена Тимофеевна (осанистая женщина лет тридцати осьми). Рисуя ее портрет, автор любуется красотой русской крестьянки:

«Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла».

На вопрос мужиков о счастье женщина сперва вообще отказывается отвечать, говоря, что идет рабочая страда. Однако мужики соглашаются помочь ей жать рожь, и Тимофеевна все-таки решается рассказать о себе. До замужества жизнь у нее была счастливая, хотя и проходила в трудах (приходилось рано вставать, носить отцу завтраки, утяточек пасти, собирать грибы и ягоды). В замужестве терпела Матрена и побои, и колкости мужниной родни.Однообразие, невозможность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно проводить ее в нескончаемых трудах - вот удел русской женщины низших сословий в России. Вскоре потеряла Матрена родителей и ребенка. Покоряясь во всем свекрам, Тимофеевна живет, по сути, ради детей. Один выход для женщины - молиться.

Наиболее ярким эпизодом главы является фрагмент «Про холопа примерного - Якова верного». В нем ставится проблема холопства.

«Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа», - пишет Н.А. Некрасов. Поэт убедительно показывает, что некоторым крестьянам даже нравится чувство холопства. У них так прочно выработана рабская психология, что им даже нравится унижение:

«Только и было у Якова радости:

Барина холить, беречь, ублажать».

Еще одним важным образом в поэме является образ народного заступника Гриши Добросклонова . Лишь ему в поэме улыбнулось изведать счастье. Гриша еще молод, но «лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка». Для этого героя счастья заключается в служении народу, защите его интересов.

2.2. Исследовательская часть.

Целью нашей исследовательской работы было выяснить, что для современной молодежи является основными составляющими счастья и какому человеку живется хорошо в нашей стране, а также поспособствовать тому, чтобы студенты задумались над восприятием собственной жизни.

Социологический опрос проводился среди студенческих групп 1-2 курсов АТЖТ.

В опросе приняли участие 128 человек.

В процессе исследования студентам предлагалось ответить на два вопроса:

1. Что для вас является главной составляющей счастья?

Главной составляющей счастливой жизни 41% опрошенных считают семью.

Для 28% для счастья необходимо прежде всего здоровье .

12% не представляют счастливой жизни без друзей.

8% в первую очередь необходимы деньги.

Для 7% счастье невозможно без любви.

Для 4% счастливая жизнь зависит от карьеры.

Помимо указанных вариантов некоторые студенты дали следующие ответы:

«Мне для счастья нужны»:

Машина,

Квартира,

Дача для родителей,

Путешествия,

Еда,

Здоровье близких,

Музыка,

Общение,

Уют и спокойствие,

Постоянная работа,

Мечта,

Не оставаться одиноким,

Чтобы не было в мире зла.

На второй вопрос: "Кому, на ваш взгляд, живется хорошо в России?" студенты давали ответ в свободной форме. Наиболее интересные ответы представлены в Приложении.

Заключение

Безусловно, каждый человек понимает смысл слова "счастье" по-своему.

Однако, ошибочные представления о счастливой жизни ("быть богатым", "иметь дорогую машину" и т.д.) и невозможность достигнуть желаемого делают человека глубоко несчастным и закомплексованным. В то время как другие люди, имеющие значительно меньше материальных благ, живут в гармонии с собой и окружающими, видят счастье в простых вещах: здоровье близких и родных, объятия любимого человека, солнечный день, улыбка ребенка, мирное небо над головой... Да и вообще сама возможность жить - это уже счастье.

Вероятно, если бы каждый из нас оглянулся вокруг и посмотрел на жизнь с этой точки зрения - на свете было бы гораздо больше счастливых людей.

Подводя итог исследования, мы можем прийти к довольно оптимистичному выводу о том, что для большинства современной молодежи счастье все-таки заключается не в материальных ценностях, а в духовных.

Список литературы

1. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. М., 2011.

2. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России Х1Х века. М., 1978.

3. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова – М.,1988.

4. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему» – М.,1985.

Приложение 1

Результаты опроса

" Что для вас является главной составляющей счастья?"

Приложение 2

Результаты опроса студентов

"Кому в России жить хорошо?"


* Живется хорошо тем людям, у которых все близкие живы, здоровы и рядом находятся. Они самые счастливые, ласковые и им хорошо. Если у человека есть близкие люди и он не один, то он же должен быть счастлив.

* Хорошо жить человеку у которого есть счастье в жизни. У кого есть любящая семья, любимая работа. Кому-то хорошо когда много денег, кому-то когда рядом любимый человек. В Общем хорошо живётся мне. Ну пока что.

* По мне, хорошо жить тому, у кого есть любимая работа, хорошие друзья, любимая девушка, здоровые родители.

* По-моемумнению хорошо живётся тем людям, которые работают в Госдуме. Состоят у президента на службе, но все же есть и свои минусы...

* Хорошо живется многим, но не всем. Если человек богатый и у него всё есть, то это не значит, что у него всё хорошо. Хорошо - это, когда есть любимая девушка, дети которые тебя ждут и любят и когда в семье царит любовь и согласие. Когда человек богатый, то он боится всё и всех.

* Я думаю в России живётся всем хорошо, так как каждому человеку хочется жить по- своему. Каждый живёт так, как умеет. Видит мир своими глазами и оценивает всё по-своему.

* В России живётся хорошо миллиардерам, бизнесменам и прочим людям, у которых достаточно денежных средств. Потому что в наше время всё что нам нужно, можно купить.
* Живется хорошо богатым, потому что у них есть всё то, что они захотят, а бедные живут от зарплаты до зарплаты.

* Хорошо живётся богатым людям, потому что у них много денег и любую проблему, нынешнего мира, можно решить с помощью них.

* Хорошо живётся тому, у кого есть на что кормить и одевать свою семью, отдыхать с друзьями, помогать родным и друзьям.

* Хорошо живётся мне, у меня всё отлично, я счастлива.

* Хорошо живётся разносторонним людям. Он может находить знания лишь те, которые ему нравятся и по душе. И начинает развивать эти способности.

* В России хорошо живется тем, кого все уважают. Кто честный. Еще у кого много денег и если он их честно заработал.

* Я считаю, что в России хорошо жить тем людям, у кого есть: душа, любовь, дети, здоровье и хоть немножко денег, чтобы суметь обеспечить своих самых близких людей и себя.

* Живется хорошо тому человеку, у которого широкая душа, у кого много друзей и он общителен.

* Я считаю, что хорошо живется тому человеку, у которого есть дом, счастливая семья и тот достаток, которого ему будет хватать для нормальной жизни.

* Хорошо жить - это когда все здоровы, счастливы, нет больших проблем и есть стабильный заработок. Любовь купить нельзя за деньги.

* Хорошо живется президенту РФ, так как у него есть подчиненные, которые все делают за него.

* Хорошо живет тот, кто делает все правильно, даже если совершает ошибки, он переступает их и шагает вперед. Вот кто хорошо живет.

* Хорошо живется тому, у кого есть много денег, жена, дети, родители, машина, собака, фирма своя. Этому человеку больше ничего не нужно.

* Я считаю, что в России всем живется плохо. Нет ни одной идеальной жизни. У всех на работе стресс, дети дома голодные и т.п.

* Всем живется хорошо, у кого есть здоровье, счастье и верные друзья. Каждый человек сам делает свою судьбу и если ему что-то не нравится, он что-то меняет и ему живется хорошо. Деньги, конечно, важны. Но не так, как духовное равновесие. Человек уже живет хорошо, если он умеет говорить, видеть, ведь другим этого не дано.

* В России хорошо живется Путину В.В., так как он не только богат, его любит народ, люди его уважают. Он работает для блага народа.

* В России хорошо живется человеку среднего достатка, который имеет чувства. Они больше проводят времени с родными, чем богатые люди.

* В России жить хорошо Путину. У него власть, деньги, уважение.

* В России не всем живется хорошо, кому-то хорошо, кому-то плохо. Может, у кого-то нет дома, семьи, денег.

* Так как во многих странах идут войны, люди страдают без еды и одежды, воды и жилья. В России живут самые счастливые люди. У нас все есть!

* В России живется хорошо всем, особенно в мирное время. Исключение составляют те, кто кругом видит только одни проблемы.

* Хорошо живется тем, у кого сбылись все мечты.

* Всем по-своему живется хорошо. Кому-то за счет денег, власти, а кому-то за счет счастья, достаточно того, чтобы в окружении были близкие люди и чтобы у них все было хорошо.

* Всем хорошо живется, потому что каждый человек живет по-своему, что хочет - то и делает: хочет быть богатым - будет. Человек сам решает, что ему делать и как жить.

* Хорошо живется тем, у кого есть все то, что он считает счастьем.

* В России хорошо живется олигархам, у них много денег. В нынешний век за деньги можно купить все: и здоровье, и любовь, и др.

* Никому, у каждого человека есть свои какие-либо проблемы.

* Дуракам жить хорошо. Умные и адекватные люди всегда чем-то недовольны, а дуракам всегда хорошо, они поддерживают мнение толпы.

* Хорошо живется детям олигархов.

* В России живется хорошо тому, кто чувствует себя счастливым.

* В России живется хорошо по-своему. Живется хорошо тем, у кого есть цель, здоровье и любовь.

* У каждого человека есть какие-то проблемы, переживания и черная полоса в жизни. Но со временем приходит и светлая полоса, и живется хорошо.

* Всем людям живется хорошо, потому что у них есть своя Родина.

* Хорошо живется тем, кто хочет жить.

* Хорошо живется тем, кто любит Россию.

*Живется хорошо тем, у кого много друзей, хороших друзей, которые не бросят в сложный момент.

* В России хорошо живется мирным людям, не депутатам, не олигархам, а простым людям, ведь жить хорошо - это значит быть любимым и любить.

* Хорошо живется влюбленным, потому что они не замечают всех проблем вокруг них.

* Хорошо живется студентам.

Актуальность произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Алексеевич Некрасов - замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу. С детства мы зачитываемся его стихотворениями о крестьянских детях, о русских женщинах, городской бедноте, о природе. Идут годы, мы взрослеем, но Некрасов остается поэтом, к произведениям которого возвращаемся вновь и вновь, открываем для себя еще не прочитанные поэмы, стихотворения, песни любимого автора.

В произведениях Некрасова мы слышим печальные ноты безысходности, тоски. Они тревожат душу, заставляют пристальнее вглядываться в себя и окружающий мир.
Ярославская земля, ставшая «малой Родиной» для поэта, отложила отпечаток на все его творчество. Детство Некрасов провел в деревне, на берегу Волги, в имении отца-крепостника. Общаясь с крестьянами, он впитал в себя доброту, искренность, широту души русского народа. Хорошо зная жизнь про- стых людей, поэт проникся их насущными проблемами. А затем искренне и честно поведал в своих произведениях о тяжелой народной доле. Его стихи были протестом против царящих в стране беспорядков. Честно и открыто в поэме « » заявляет Некрасов о бесправии, о бесчинствах, о надругательстве над человеческой жизнью.

Начало произведения напоминает мне своим зачином древнерусскую былину. Действительно, чем не сказка:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай.
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...

Но такое впечатление складывается только при чтении пролога. Чем дальше двигаемся мы с искателями счастья, тем чаще сталкиваемся с суровой действительностью России второй половины девятнадцатого века. Каковы же взгляды на благополучие у наших путешественников? Одни считают счастливыми попа, чиновника, другие - помещика, царя... Спор мужиков показывает, что у них нет единого понятия о счастье. Первые же встречи вносят смятение в души наших странников: не живет лучше них священнослужитель, хоть ест сытнее:

В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые,
И в половодье вешнее
Иди куда зовут!..
Каков попу покой?..

Следует череда новых разочарований. Сколько их здесь было «счастливых»: и , и Тимофеевна, и Яким Нагой. Но жизнь их кажется безмятежной только для стороннего наблюдателя. Кто лучше может рассказать о себе, как не они сами? Но нет в их повествованиях радости, полна невзгодами жизнь простого человека, много горя скрывает в себе душа людская.

С сочувствием рассказывает Некрасов о людях, ошибочно считающих себя счастливыми и готовых за «чарку водочки» поведать прохожим о своей жизни. Как много их, «благополучных»! Но в чем же их счастье? В смерти, не тронувшей рассказчика, но унесшей из жизни близких ему, в недюжинной силе, которой пользуется хитрый человек, а из богатыря все соки выжимает, или в водке, дающей забвение от дел мирских:

А в том, во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях
Я был, и не убит!

Рассказ о Ермиле Гирине показывает странникам, что не там они счастливого ищут. На фоне крестьянского мира выделяются отдельные яркие образы. Таков, например, . Все, что он делает, чем живет, направлено на поиски счастья народа. Гирин честен с крестьянами, чтит древнерусские обычаи. Кажется, что это сказочный герой, действующий в народной среде в нелегкое для нее время. Все лучшее, что есть в Ермиле Гирине, приковывает к себе внимание окружающих, заставляет их полюбить этого человека:

Имел он все, что надобно
Для счастья...
...Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучие в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Только в почете у народа можно найти истинное блаженство, хотя никаких материальных благ это человеку не приносит, кроме имени «народного заступника», чахотки и Сибири. Авторская позиция постепенно становится и мировоззрением странников.

Некрасов рисует образ интеллигента, посвящающего жизнь служению народу:

Иди к униженным,
Иди к обиженным -
Будь первым там!

В борьбе за народное счастье найдет смысл своей жизни. К этой мысли подводит нас автор в конце произведения. Только в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека. Лучшими чертами борца за народное счастье он наделяет Гришу. Трудна дорога «народного заступника», но:

По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд...

На месте Добросклонова может оказаться любой честный человек, надо только любить свою Родину и уважать народ: С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине
Слилась,- и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже
Что будет жить для счастья
Убогого и темного родного уголка.

Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни, а человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет найти его, а находит ли? Нет в нас равновесия души, необходимого для этого состояния, а счастье все более ассоциируется со словом «деньги». Однако я верю, что когда-нибудь мы узнаем истинное блаженство. Для меня понятие «счастье» складывается из нескольких составляющих - это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой. И мой любимый поэт поддерживает меня в этом убеждении:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь...

Произведения Николая Алексеевича Некрасова всегда отличаются социальной направленностью, он создавал свои стихотворения и поэмы «о народе и для народа», описывая его проблемы, мысли и интересы, быт и нравы. Не является исключением и «Кому на Руси жить хорошо?». В этом всем известном произведении отразилась сложная ситуация, сложившаяся в России после отмены крепостного права.

В самом начале поэмы, в прологе, собралось семь мужиков, которые завели спор, пытаясь выяснить, «кому живётся весело, вольготно на Руси». И для этого они пустились в путешествие, встречая на своём пути и слушая рассказы про совершенно разных по своему положению в обществе людей. Это и поп, и помещик, и крестьянка Матрёна Тимофеевна, и Ермил Гирин, и солдат, который вернулся на Родину и в этом видит своё счастье, и семинарист Гриша Добросклонов, и многие другие. Немногих героев мы можем назвать по-настоящему счастливыми, с точки зрения автора, и ни одного – по мнению мужиков. Ведь что для них счастье? Чёткое определение этому даёт дьячок, фигурирующий в самом начале их странствия, который сказал:

В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь?

Не так ли, други милые?

Они сказали: «Так».

Эту «формулу» можно попробовать применить к судьбам разных героев и понять, почему же не нашли странники счастливых среди всех, кто встречался им на пути.

Первым человеком, с которым завели мужики разговор об интересующем их предмете, был поп. С первых же его слов («Православные! Роптать на Бога грех…») мы понимаем, что рассказ не будет радостным, что не вольготно и не весело живётся священнослужителям, что всё, что о них говорят – выдумки незнающих людей. Ведь нет у попа ни богатства, ни чести, ни покоя. Да и откуда бы им взяться, если живёт поп только на пожертвование прихожан и деньги, заработанные на венчаниях и похоронах, не имея возможности, в отличие от крестьян, обрабатывать собственную землю. Если в любой час, в любой день недели, в любую погоду, будь то мороз, гроза, лютая жара или половодье, он должен ехать к умирающему человеку, исповедовать его, совершать необходимые обряды, а потом служить службу и заниматься своими насущными проблемами. Если люди «слагают сказки балагурные и песни непристойные» о священнослужителях, обзывают его жену и детей, то о каком же счастье может идти речь? Нет у попа ни покоя, ни уважения, ни денег.

Не лучше ситуация и у помещиков. После отмены крепостного права они оказались совершенно не приспособленными к новым условиям, они ничего не умеют делать, потому что родители и учителя готовили их к спокойной жизни, основанной на эксплуатации труда крепостных, потому что их не учили необходимым для нового времени вещам. И образ «румяненького, осанистого, присадистого» помещика вызывает у нас жалость, ведь может и хотел бы он сейчас начать всё заново, да не может. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику!..»

Чуть ближе к «идеалу» Ермил Гирин. У него есть две составляющие счастья: уважение окружающих и богатство. Своей честностью, порядочностью, благородством и высокой моралью он заслужил доверие всех людей, которые его окружают, был выбран старостой. Но, не смотря на всё это, нет у Ермилы покоя, а значит, нет и полноценного счастья. Однажды оступившись, он не может себе этого простить, хотя с точки зрения окружающих его поступок вполне оправдан и не вызывает негодования или презрения и злобы. И в самом деле, что такого в том, что вместо своего брата он отдал в рекруты другого человека, причём не подлым обманом и предательством, а заплатив за это ему и его матери немалые деньги. Совесть Гирина не выдерживает такого испытания: он хочет повеситься, а когда его буквально вынимают из петли, он отходит от дел и решает заняться мельницей. Причём и при покупке на торгах, и при её использовании мы вновь можем убедиться в честности и порядочности этого человека, в его неподкупности и благородстве. К сожалению, такие люди, как Ермил, действительно не могут найти покоя, потому что по-настоящему честный человек честен во всём. И в итоге, когда Гирин отказывается принять участие в подавление бунта, его заключают в острог.

Но всё это мужские персонажи, а Некрасов обращается в своём произведении и к женщине – Матрёне Тимофеевне, описанию судьбы которой посвящена целая глава. Тяжела женская доля на Руси, сложно пришлось героине в жизни. Сначала она вынуждена терпеть постоянные придирки свекрови и золовки, домогательства «господского управляющего», потом переживает смерть своего первенца, Дёмушки, навлекает на себя позор, приняв порку розгами вместо своего сына Федотушки, голод. Потом приходит новая беда: мужа Матрёны забирают в рекруты, и здесь отважная женщина готова бороться за своё счастье: она едет в город и пробивается к губернаторше, которая помогает ей восстановить справедливость. Нет у неё ни богатства, ни чести, ни тем более покоя. Всю жизнь она должна работать, чтобы прокормить и обеспечить свою семью, терпеть унижения и многочисленные потери, но есть и у неё радость в жизни – она любит и любима. А это многое значит, ведь не многим русским женщинам так везло с мужьями. В заключение Матрёна Тимофеевна говорит странникам очень ёмкие по своей сути слова: «А то, что вы затеяли не дело – между бабами счастливую искать!».

Итак, по мнению автора, среди этих героев нет ни одного счастливого человека. Так кто же тот человек, которому живётся «вольготно на Руси»? Это Гриша Добросклонов, появляющийся в поэме только в последней главе. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась", мечтал поехать в Москву и учиться в «новорситете».

Из двух дорог, которые автор обозначает как «дорогу торную, страстей рабу» и «дорогу тесную, дорогу честную», он выбирает вторую. И идёт по ней до конца. Что ждёт его впереди? «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Нелёгок его жизненный путь, сурова судьба. Нет у него денег, нет покоя, нет всеобщего уважения, но он решил посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье, за его освобождение от крепостных цепей.

"...И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Родного уголка".

И именно благодеяния для народа, именно радение за «униженных, обиженных», стремление к всеобщему благополучию порой ценой своей жизни считает Некрасов настоящим человеческим счастьем. Не нужно денег, не нужно семьи и почёта. Высокая цель жить и, возможно, умереть за свою Родину и русских людей – вот предназначение человека, вот смысл всей его жизни.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» понятие счастья многранно и несколько необычно. Не входят в него любовь и дружба, то есть те чувства, без которых человеку трудно прожить на свете, зато чётко обозначается социальная направленность: народ, его освобождение от крепостничества, которое Гриша называет змеёй.

Курганова Дина Юрьевна

Данная работа обусловлена повышенным вниманием к творчеству Н.А. Некрасова. К нему обращались исследователи уже многих поколений. Но каждое «поколение» имеет собственный подход, казалось бы, к давно исследованной проблеме. Например, тема использования фольклорных мотивов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и по сей день.Именно народное творчество помогает лучше понять уклад крестьянской жизни в XIX веке, их быт, мысли и настроения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БЫКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Исследовательская работа по литературе

на тему

«Фольклорные мотивы в поэме

Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Выполнила: ученица 11 класса

Курганова Дина Юрьевна

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Живак Н.Н.

Введение……………………………………………………………………………………2 стр.

Глава 1.

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»………………………………..4 стр.

Глава 2.

Фольклорные мотивы в произведении Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»..7стр.

Заключение……………………………………………………………………………......18 стр.

Список литературы……………………………………………………………………….19 стр.

Введение

Тема «Фольклор в творчестве Некрасова» неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю, небесполезным еще раз вернуться к ней. В многочисленных исследованиях внимание исследователей было обращено главным образом на изучение текстуальных или стилистических совпадений фольклорных текстов и текстов, принадлежащих Некрасову, на установление «заимствований» и «источников», и т. п. До сих пор, однако, тема не поставлена в литературном плане. Ведь мы имеем дело с художником-мастером. Само собою разумеется, что этот художник-мастер, крупная поэтическая индивидуальность, является вместе с тем социальной фигурой. Некрасов-поэт революционной демократии, и это определяет характер его поэзии. И естественно, было бы интересно исследовать как использует Некрасов фольклорный материал? Какие цели он при этом ставит перед собою? Какой именно фольклорный материал берет Некрасов (не в смысле точного определения источников, а в смысле качественной-художественной и социальной характеристики этого материала)? Что он с этим материалом делает (т. е. какими композиционными приемами вводит его, насколько и как изменяет)? Каков результат его работы? Это и предстоит выяснить в ходе исследования

Актуальность данной работы обусловлена повышенным вниманием к творчеству Н.А. Некрасова. К нему обращались исследователи уже многих поколений. Но каждое «поколение» имеет собственный подход, казалось бы, к давно исследованной проблеме. Например, тема использования фольклорных мотивов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и по сей день.Именно народное творчество помогает лучше понять уклад крестьянской жизни в XIX веке, их быт, мысли и настроения.

В связи с этим была выдвинута рабочая гипотеза , которая состоит в том, что включение Н.А.Некрасовым в поэму фольклорных мотивов носит неоднозначный характер и требует комплексного рассмотрения языка поэмы.

Тема исследовательской работы: «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Объект исследования: поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель работы: выявить и классифицировать фольклорные мотивы в произведении русского поэта Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

Задачи:

  • Рассмотреть историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
  • Отметить цели использования Некрасовым народного творчества в своих произведениях, его отношение к нему
  • Понять, какие способы и методы использует автор для введение фольклора в повествование и какого результата пытается добиться.
  • Классифицировать фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Объектом исследования являются мотивы устного народного творчества в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В ходе исследования были использованы такие методы, как наблюдение, описание, сравнение.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества Н.А.Некрасова в школьном курсе литературы, как на уроках так и на факультативных занятиях, а также для дальнейших исследований в данной области.

ГЛАВА 1

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Венцом творчества Некрасова является народная поэма «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60 – 70-е годы XIX века. Поэму можно назвать панорамой крестьянской России. «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял « Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

С 1963 года и до последних дней Некрасов работал над поэмой. Он стремился наиболее полно показать в ней основные черты современной действительности. Материал для своего «детища» писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму „Кому на Руси жить хорошо“. Рукопись первой части поэмы помечена Некрасовым 1865 годом. В этот год первая часть поэмы была уже написана, начата же, очевидно, несколькими годами раньше. Упоминание в первой части о ссыльных поляках (глава „Помещик“) позволяет считать 1863 год датой, ранее которой эта глава не могла быть написана, так как подавление восстания в Польше относится к 1863-1864 годам. Однако первые наброски к поэме могли появиться и раньше. Указание на это содержится, например, в воспоминаниях Г. Потанина, который, описывая свое посещение квартиры Некрасова осенью 1860 года, передает следующие слова поэта: „Я… вчера долго писал, да немного не дописал- сейчас кончу…“ Это были наброски его поэмы „Кому на Руси жить хорошо“. Таким образом, можно предположить, что некоторые образы и эпизоды будущей поэмы, материал для которой собирался в течение многих лет, возникли в творческом воображении поэта и частично были воплощены в стихи ранее 1865 года, которым датирована рукопись первой части поэмы. К продолжению работы Некрасов приступил лишь в 70-х годах, после семилетнего перерыва. Вторая, третья и четвертая части поэмы следуют одна за другой с небольшими интервалами: «Последыш» был создан в 1872 году, «Крестьянка» - в июле-августе 1873-го, «Пир - на весь мир» - осенью 1876 года. Публикацию поэмы Некрасов начал вскоре по окончании работы над первой частью. Уже в январской книжке «Современника» за 1866 год появился пролог поэмы. Печатание первой части растянулось на четыре года. Опасаясь поколебать и без того шаткое положение «Современника», Некрасов воздержался от опубликования последующих глав первой части поэмы. Некрасов боялся цензурных гонений, которые начались тотчас после выхода первой главы поэмы («Поп»), напечатанной в 1868 году в первом номере нового некрасовского журнала «Отечественные записки». Цензор А. Лебедев дал такую характеристику этой главе: «В означенной поэме, подобно прочим своим произведениям, Некрасов остался верен своему направлению; в ней он старается представить мрачную и грустную сторону русского человека с его горем и материальными недостатками… в ней встречаются… резкие по своему неприличию места». Цензурный комитет хотя и разрешил к печати книжку «Отечественных записок», но о поэме «Кому на Руси жить хорошо» все же послал в высшую цензурную инстанцию неодобрительное мнение. Последующие главы первой части поэмы были опубликованы в февральских номерах «Отечественных записок» за 1869 год («Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь») и 1870 год («Счастливые» и «Помещик»). Целиком первая часть поэмы появилась в печати только через восемь лет после ее написания. Публикация «Последыша» («Отечественные записки», 1873, № 2) вызвала новые, еще большие придирки цензуры, которая считала, что эта часть поэмы «отличается… крайним безобразием содержания… носит характер пасквиля на все дворянское сословие». Очередная часть поэмы, «Крестьянка», созданная Некрасовым летом 1873 года, была напечатана зимой 1874-го в январской книжке «Отечественных записок».Отдельного издания поэмы Некрасов при жизни так и не увидел. В последний год жизни Некрасов, вернувшись тяжело больным из Крыма, где им была в основном завершена четвертая часть поэмы - «Пир - на весь мир», с удивительной энергией и настойчивостью вступил в единоборство с цензурой, надеясь напечатать «Пир…». Эта часть поэмы подверглась со стороны цензуры особенно яростным нападкам. Цензор писал, что находит «все стихотворение „Пир - на весь мир“ крайне вредным по своему содержанию, так как оно может возбудить неприязненные чувства между двумя сословиями, и что оно особенно оскорбительно дворянству, столь недавно пользовавшемуся помещичьими правами…».Однако Некрасов не прекращал борьбы с цензурой. Прикованный болезнью к постели, он упорно продолжал добиваться опубликования «Пира…». Он переделывает текст, сокращает, вычеркивает. «Вот оно, наше ремесло литератора, - жаловался Некрасов. - Когда я начал свою литературную деятельность и написал первую свою вещь, то тотчас же встретился с ножницами; прошло с тех пор 37 лет, и вот я, умирая, пишу свое последнее произведение, и опять-таки сталкиваюсь с теми же ножницами!» «Испакостив» текст четвертой части поэмы (так называл поэт переделку произведения в угоду цензуре), Некрасов рассчитывал на разрешение. Однако «Пир - на весь мир» оказался вновь под запретом. «К сожалению, - вспоминал Салтыков-Щедрин, - и хлопотать почти бесполезно: все так исполнено ненависти и угрозы, что трудно даже издали подступиться». Но и после этого Некрасов все же не сложил оружие и решил «подступиться», в качестве крайней меры, к начальнику Главного управления по делам цензуры В. Григорьеву, который еще весной 1876 года обещал ему «свое личное заступничество» и, по слухам, дошедшим через Ф. Достоевского, якобы считал «Пир - на весь мир» «совершенно возможным к напечатанию». Некрасов предполагал миновать вовсе цензуру, заручившись разрешением самого царя. Для этого поэт хотел использовать свое знакомство с министром двора графом Адлербергом, а также прибегнуть к посредничеству С. Боткина, бывшего в то время придворным врачом (Боткину, лечившему Некрасова, был посвящен «Пир - на весь мир»). Очевидно, именно на этот случай и были вставлены Некрасовым в текст поэмы «со скрежетом зубовным» посвященные царю известные строки «Славься, народу давший свободу!». Мы не знаем, предпринял ли Некрасов реальные шаги в этом направлении или отказался от своего намерения, поняв бесполезность хлопот. «Пир - на весь мир» оставался под цензурным запретом до 1881 года, когда он появился во второй книжке «Отечественных записок», правда, с большими сокращениями и искажениями: были опущены песни «Веселая», «Барщинная», «Солдатская», «Колода есть дубовая…» и другие. Большинство выброшенных цензурой отрывков из «Пира - на весь мир» впервые обнародовано лишь в 1908 году, а вся поэма целиком, в бесцензурной редакции, была опубликована в 1920 году К. И. Чуковским. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в ее незавершенном виде состоит из четырех отдельных частей, расположенных в следующем, по времени их написания, порядке: часть первая, состоящая из пролога и пяти глав; «Последыш»; «Крестьянка», состоящая из пролога и восьми глав; « Пир - на весь мир «.Из бумаг Некрасова видно, что по плану дальнейшего развития поэмы предполагалось создание по крайней мере еще трех глав или частей. В одной из них, предварительно названной Некрасовым «Смертушка», речь должна была идти о пребывании семерых крестьян на реке Шексне, куда они попадают в разгар повального падежа скота от сибирской язвы, об их встрече с чиновником. Приводя несколько стихов из будущей главы, Некрасов пишет: «Это песня из новой главы «Кому на Руси жить хорошо». Материалы к этой главе поэт начал собирать еще летом 1873 года. Однако она осталась ненаписанной. Сохранилось лишь несколько прозаических и стихотворных черновых отрывков. Известно также о намерении поэта рассказать о прибытии крестьян в Петербург, где они должны были искать доступа к министру, и описать их встречу с царем на медвежьей охоте. В последнем прижизненном издании «Стихотворений» Н. А. Некрасова (1873-1874) «Кому на Руси жить хорошо» напечатана в следующем виде: «Пролог; Часть первая» (1865); «Последыш» (Из второй части «Кому на Руси жить хорошо») (1872); «Крестьянка» (Из третьей части «Кому на Руси жить хорошо») (1873).

ГЛАВА 2.

Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В «Кому на Руси жить хорошо» особенно широко используются художественные принципы народного творчества. Четко прослеживается не только песенный ритм всей поэмы, но и многочисленные включения песен, как переработанных фольклорных, так и принадлежащих самому Некрасову. Иллюстрации этого можно сопоставить хотя бы две песни из этой части. В главе («Горькое время-горькие песни») есть такая песня («Барщинная»):

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать... И т. д.

В главе IV можно взять одну из песен Гриши:

В минуты унынья, о родина мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю... И т. д.

Два различных стиля Некрасова (условно говоря, «народный» и «гражданский»), мне кажется, здесь проявляются достаточно ярко. Однако в основном поэма написана именно «народным» стилем. И язык, и само строение образов целиком восходит к народной поэзии. Фольклорно-сказочные мотивы вошли в сюжетную основу поэмы. Так, говорящая пеночка, которая вмешивается в спор мужиков и обещает выкуп за птенчика, - образ сказочный, или, например, скатерть-самобранка. Хотя применение ее в поэме Некрасова совершенно оригинальное: она должна кормить и одевать мужиков во время их странствований.

Избранная Некрасовым сказочная форма развития сюжета открывала перед ним широчайшие возможности и позволяла дать ряд ярких реалистических картин русской действительности; «сказочность» не мешала реализму по существу и в то же время помогала создать ряд острых столкновений (иначе весьма трудно было бы осуществить, например, встречу крестьян с царем). В дальнейшем фольклорный материал Некрасов особенно широко использует в части «Крестьянка». Однако, различные фольклорные жанры использованы далеко не в равной степени. Особенно широко использованы здесь, во-первых, похоронные причитания (по сборнику Барсова «Причитанья Северного края»), во-вторых, свадебные причитания невесты, в-третьих - лирические семейно-бытовые песни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому что именно в этих произведениях наиболее ярко и эффективно отразились настроения, чувства и думы крестьянства. Но эти лирические произведения Некрасов нередко превращает в эпическое повествование, причем сплавляет их в одно целое, создавая такой сложный комплекс, какого нет и не может быть в фольклоре. Некоторые же песни Некрасов вставляет в повествование именно как песни и иногда приводит их с абсолютной точностью. Так, глава I («До замужества») построена почти целиком на свадебных причитаниях из сборника Рыбникова. В той связи уместно привести следующую параллель, которая позволяет сделать некоторые выводы.

У Некрасова глава кончается так: Велел родимый батюшка.

Благословила матушка,

Поставили родители

К дубовому столу,

С краями чары налили:

«Бери поднос, гостей-чужак

С поклоном обноси!»

Впервой я поклонилася -

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася -

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы... У Рыбникова: Повелел мой сударь-батюшка,

Да благословила моя матушка...

Поставили родители

К дубову столу во стольницы,

К зелену вину в разливщицы.

Я у дубового стола да постояла,-

Во рунах были подносы золоченые.

На подносах были чарочки хрустальные,

Во чарочках хмельное зелено вино

Злодеям чужим чужанинам,

Этым гостям незнакомыим.

И покорила свою младую головушку: Первой раз я поклонилася,-

Моя волюшка с головушки укатилася,

Другой раз я поклонилася, -

Поблекло мое бело личико,

Третий раз я поклонилася,-

Подрожали мот резвые ноженьки,

Свое род-племя красна девушка посрамила...

Несомненно, Некрасов использовал именно данный текст, так как близость

Мы видим у Некрасова чрезвычайное сжатие всего текста по числу строк. Кроме

того, и каждая строка у Некрасова короче соответствующей фольклорной строки

(например, у Рыбникова-«К дубову столу во стольницы», у Некрасова-«К

дубовому столу»). Это придает стиху Некрасова большую эмоциональную

напряженность (фольклорный размер медленнее и эпичнее) и большую

энергичность (в частности, важны в этом отношении мужские односложные

клаузулы, употребляемые Некрасовым, тогда как в фольклорном

тексте их нет). Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем - подрожали ноженьки невесты; Некрасов переставляет эти моменты

(сначала «вздрогнули ноги резвые», потом «поблекло бело личико», и,

наконец, «волюшка скатилася с девичьей головы») и тем придает изложению

большую силу и логичность. Кроме того, у Некрасова слова «И волюшка»

скатилася с девичьей головы» (с сильной мужской концовкой) завершают

повествование Матрены Тимофеевны о девнчьей жизни, тогда как в фольклорном

этого мотива. Так мастер-художник придает большую силу и значимость

материалу, к которому он обращается.

В главе II («Песни») песенный материал подается именно в виде песен,

иллюстрирующих положение замужней женщины. Все три песни («У суда стоять

ломит ноженьки», «Спится мне младенькой, дремлется» и «Мой постылый муж

подымается») известны по фольклорным записям (в частности, аналогии к

первой и к третьей есть в сборнике Рыбникова, ко второй - у Шейна). Первая

песня, по-видимому, построена на основе текста Рыбникова, но значительно

сокращена и отточена. Вторую песню Некрасов дал, по-видимому, совершенно

точно (или почти точно), но без последнего куплета, в котором муж ласково

обращается к жене: тем самым отпадает у Некрасова смягчение темы. Третья

песня дана опять-таки весьма точно, но снова без последней части, в которой

жена покоряется мужу; и здесь Некрасов избегает смягчающей концовки. Кроме

того, песня эта в записях называется хороводной и является игровой: парень,

изображающий мужа, в шутку ударяет девушку-жену платком, а после последнего

куплета поднимает ее с колен и целует (игра заканчивается традиционным

хороводным поцелуем). Некрасов же дает эту песню в качестве бытовой и

подкрепляет ею рассказ Матрены Тимофеевны о побоях мужа. В этом четко

проявляется стремление Некрасова к показу именно тяжелого положения

крестьянства и, в частности, крестьянской женщины.

В этой же главе описание красоты Демушки («Как писаной был Демушка»)

опирается на текст величания жениху; и здесь Некрасов производит

значительное сокращение текста. Глава IV («Демушка») в значительной степени построена на основе 9 похоронных причитаний Ирины Федосовой (из сборника Барсова). Часто Некрасов использует конкретный текст причитания; но важен здесь именно текст, который сам по себе позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде. Такое использование фольклора, в свою очередь, имеет двоякое значение: во-первых, автор отбирает наиболее сильные и яркие в художественном отношении данные и тем повышает эмоциональность и изобразительность своего произведения, во-вторых, фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской (и вообще

демократической) аудитории, а именно эта ориентация на демократическую

аудиторию характерна для Некрасова. Особенно значительны здесь

заимствования из «Плача по старосте», одного из самых, острых в социальном

отношении. Некрасов при этом свободно обращается с материалом и вместе с

тем несколько видоизменяет его. Особенно показательно сопоставление

проклятия судьям у Некрасова и у Ирины Федосовой. Ирина Федосова

заканчивает «Плач по старосте» так:

Вы не на воду падите-тко, не на землю.

Не на божью вы церковь, на строеньице,

Вы падите-тко, горюци мои слезушки,

Вы на этого злодея супостатово,

Да вы прямо ко ретивому сердечушку,

Да ты дай же, боже, господи,

Чтобы тлен пришел на цветно его платьице,

Как безумьице во буйну бы головушку.

Еще дай же, боже, господи,

Ему в дом жену неумную,

Плодить детей неразумныих,

Слыши, господи, молитвы мои грешные

Прими, господи, ты слезы детей малыих...

У Некрасова:

Злодея! Палачи!

Падите мои слезыньки,

Не на землю, не на воду,

Не на господень храм.

Падите прямо на сердце

Злодею моему!

Ты дай же, боже, господи,

Чтоб тлен пришел на платьице,

Безумье ни головушку

Злодея моего!

Жену ему неумную

Пошли, детей - юродивых!

Прими, услыши, господи,

Молитвы, слезы матери,

Злодея накажи!..

И здесь Некрасов, следуя своему правилу («чтобы словам было тесно»),

значительно сокращает фольклорный текст, не уменьшая, однако, числа

строчек: каждая строка, у него гораздо короче, чем у Ирины Федосовой, так

как освобождена от «балластных» слов. Вследствие этого меняется ритм: у

Ирины Федосовой, при большой внутренней силе, изложение дается медленное и

потому сравнительно мало напряженное, у Некрасова же короткие строчки с

многочисленными восклицаниями как раз создают большую эмоциональную

напряженность (и здесь мужские клаузулы имеют, такое же значение). Кроме

того, подхватив из причитания Ирины Федосовой слово «злодея», Некрасов

четырехкратным повторением этого слова превращает его как бы в лейтмотив

всего проклятия, тем более что слово это звучит в самом начале, а затем в

конце каждого смыслового отрезка. Так и здесь подчеркивается и усиливается

социальная значимость текста.

В главе V («Волчица»), кроме некоторых мелких заимствований, можно

отметить следующую параллель: У Некрасова:

На Деминой могилочке

Я день и ночь жила.

Молилась за покойничка

Тужила по родителям:

Собак моих боитеся?

Семьи моей стыдитеся? -

Ах, нет, родная, нет!

Собак твоих не боязно.

Семьи твоей не совестно.

А ехать сорок верст

Свои беды рассказывать,

Твои беды выспрашивать -

Жаль бурушку гонять!

Давно бы мы приехали,

Да мы ту думу думали:

Приедем - ты расплачешься,

Уедем - заревешь!

Довольно сходная по мотивам и по некоторым деталям песня записана Шейном в Псковской губернии:

Понизешенько солнце ходить,

Поблизешенько братец ездить,

Ко мне в гости не заедить.

Аль ён дороженьки не знаить?

Аль ён тропинушки не утямить?

Аль ён добра коня не управить?

Аль ён семью мою стыдится?

Аль ён собак моих боится?

Ай ты, сестрица горестница!

Я собак твоих не боюся,

Я и семью твою не стыжуся.

Я приеду, - а ты плачешь,

Я и поеду, - а ты возрыдаешь

Выделенное Некрасовым особым размером (хореическим) причитание Матрены

Тимофеевны («Я пошла на речку быструю»), не являясь переложением какого-

либо одного текста, перекликается с похоронными причитаниями по родителям, какие имеются и у Рыбникова, и в сборнике Барсова.

В главе VI («Трудный год»), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста. Это изменение не создает, однако, неправдоподобности, так как положение солдатки было в сущности аналогично положению вдовы.

У Некрасова:

Голодные

Стоят сиротки-деточки

Передо мной... Неласково

Глядит на них семья.

Они в дому шумливые,

На улице драчливые,

Обжоры за столом...

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать...

Молчи, солдатка-мать!

У Барсова:

Сиротать будут сиротны малы детушки,

Будут детушки на улочке дурливые,

Во избы-то сироты хлопотливые,

За столом-то будут детушки едучие;

Станут по избы ведь дядюшки похаживать

И не весело на детушек поглядывать,

Оны грубо-то на их да поговоривать;

Станут детушек победныих подергивать,

В буйну голову сирот да поколачивать...

Принципы переработки, как видим, те же, что и выше.

Таким образом, «Крестьянка» (особенно некоторые главы ее) является

своего рода мозаикой из песенных материалов, с которыми Некрасов обращается

весьма свободно, вместе с тем, однако, весьма бережно относясь к отдельным

элементам. Вся эта мозаика подчинена одной основной задаче - показать

тяжесть положения женщины: там, где материал оказывается достаточно острым,

поэт использует его почти точно, там, где этой остроты недостаточно, он

прибегает к переработке и изменениям. Вместе с тем Некрасов видоизменяет

фольклорный материал и в собственно художественном отношении: используя

средства фольклора, он в то же время стремится к упорядочению материала и к

усилению его художественной выразительности. В других главах («Последыш» и «Пир на весь мир») такой фольклорно-

песенной мозаики мы уже не увидим. В частности, в главе «Пир на весь мир»

Некрасов идет иным путем. Здесь мы найдем целый ряд «песен», но песни эти

не фольклорные, а созданные самим Некрасовым по типу фольклорных. Как раз

этим песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их

можно назвать пропагандистскими. Таковы песни «Веселая» («Кушай тюрю, Яша!

Молочка-то нет»), «Барщинная» («Беден, нечесан Калинушка»), «Голодная»

(«Стоит - мужик, колышется»), «Солдатская» («Тошен свет, правды нет»),

«Соленая («Никто как бог!»). Отчасти, пожалуй, сюда же может быть

отнесена одна из песен Гриши - «Русь» («Ты и убогая, ты и обильная»);

остальные песни Гриши - явно литературного характера, «Русь» отличается

сравнительной простотой. Ни для одной из этих песен невозможно указать непосредственного источника в фольклоре; нет даже сравнительно близких аналогий. Только в самом общем плане можно говорить о том, что среди фольклорных песен есть песни, изображающие тяжесть крепостничества, тяжесть солдатчины и т. п. Однако песни Некрасова отличаются от фольклорных большей четкостью остротой изображения. Задача Некрасова заключалась не в том, чтобы следовать за фольклором, воспроизводить фольклорные образцы, а в, том, чтобы, пользуясь фольклорными приемами и делая тем самым свои произведения доступными крестьянству, воздействовать на крестьянское сознание, будить и прояснять его, создавать новые произведения, которые могли бы войти в песенный обиход и таким образом сделаться средством пропаганды

революционных идей (недаром эти песни подвергались цензурным урезкам и

прямому запрещению).

Песни «Веселая», «Барщинная» и «Пахомушка» посвящены изображению

крепостничества. С этими песнями можно сопоставить такие, например,

фольклорные песни:

Что пропали наши головы

За боярами, за ворами!

Гонят старого, гонят малого

На работушку ранешенько,

А с, работушки позднешенько...

Как батюшку с матушкой за Волгу везуть,

Большого-то брата в солдаты кують,

А середнего-то брата в лакеи стригуть,

А меньшого-то брата - в прикащики...

Разорил нашу сторонку

Злодей, боярин, господин,

Как повыбрал он, злодей,

Молодых наших ребят

Во солдатушки,

А нас, красных девушек,

Во служаночки,

Молодых молодушек

Во кормилочки,

А матушек с батюшками

На работушку...

Придем рано поутру.

Изготовлено по кнуту;

Станем оправдатца,

Велят нам раздеватца;

Рубашонки сняли с плеч,

Начали нас больно сечь...

Песни «Голодная» и «Соленая» чрезвычайно резкими чертами изображают

крайнюю бедность и голод крестьянства. Тема бедности и голода встречается и

в фольклорных песнях, но образы применяются иные, чем у Некрасова.

Наконец, «Солдатская» зло изображает положение отставного солдата,

ходящего «по-миру, по-миру». Солдатчина часто рисуется в фольклорных песнях

самыми мрачными красками (в частности, в рекрутских причитаниях).

Из-за леса, леса темного,

Из-за садика зеленого

Выкатилось ясное солнышко.

Что за солнышком - белый царь.

Ведет силушку не малую,

Он не малую, не великую -

Полтораста полков тысячных.

Они шли-прошли, заплакали,

На коленочки попадали:

«Уж ты, батюшка, наш белый царь!

Поморил нас смертью голодною.

Голодною, холодною!..»

Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и

понятны, крестьянству; в частности, они свойственны и крестьянскому

фольклору. В оформлении Некрасов также придает своим песням характер,

близкий фольклорным песням (отчасти живой крестьянской речи). Так,

«Веселая» построена на повторении в конце каждой строфы слов: «Славно жить

народу на Руси святой!». В «Барщинной», «Голодной» и «Пахомушке» много

уменьшительных и ласкательных форм (Калинушка, спинушка, матушка,

Панкратушка, Пахомушка, коровушка, головушка), в «Солдатскую» вставлен

куплет о трех Матренах и Луке с Петром (ср. у Пушкина «Сват Иван, как пить

мы станем»). Достаточно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного

творчества – загадки, пословицы, приметы и поговорки. Насыщенность этими

произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит. Все

загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде

метафор или сравнений, с называнием разгадок («замок - собачка верная» и т.

п.). Пословицы, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер -

«Хвали траву в стогу, а барина в гробу», «Они (господа) в котле кипеть, а

мы дрова подкладывать». Обращает также внимание обилие в тексте народных

примет и поверий.

параллелизм в главе «Демушка» - ласточка-мать; отрицательные сравнения -

«Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется - шумит, поет, ругается,

качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ», и др.;

постоянные эпитеты - «звезды частые», «девка красная» и пр.; повторения и

фольклорные формулы -«Шли долго ли, коротко ли, шли близко ли, далеко ли».

В целом «Кому на Руси жить хорошо» действительно приобретает характер

«народной книги», как хотел того Некрасов по свидетельству Глеба

Успенского. Это - поэма о «народе» и для «народа», поэма, в которой автор

выступает защитником «народных (крестьянских) интересов.

Заключение

Анализ материала позволил выявить то, что Н.А.Некрасов использует фольклорный материал для различных целей. С одной стороны, фольклор, как неотъемлемый элемент крестьянского быта, включается в произведения Некрасова для более полного изображения жизни крестьян XIX века. С другой стороны, вплетение в поэму мотивов устного народного творчества делает его доступнее для крестьянской аудитории.

В поэме «Кому па Руси жить хорошо» фольклорный материал используется

Некрасовым различным образом. Он либо включает в произведение конкретный

текст причитаний или песен, взятых из книжных источников, либо

видоизменяет фольклорный материал, повышая его эмоциональность и

изобразительность, либо создает свои собственные произведения, пользуясь

только фольклорной стилистикой.

Различные фольклорные жанры далеко не в равной степени используются

Некрасовым. Особенно богато представлены у него свадебные и похоронные

причитания и бытовые лирические песни, которые давали возможность показать наиболее ярко и эффективно тяжелые стороны жизни крестьян.

Также представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки), что придает поэме особый народный колорит, в то время как былины и исторические песни, сказки и легенды - представлены сравнительно мало.

Таким образом, вся работа Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче – дать наиболее сильный в художественном и идейном отношении текст. Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение

крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Этой задачей определяется и отбор наиболее полноценного в художественном и социальном отношении материала и переработка его.

Список литературы

1. Библиотека мировой литературы для детей. Москва, изд. «Детская

литература»,1981 г.

2. Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. Пособие для учителей

средней школы. Москва, 1956 г.

3. Беседина Т.А. Изучение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в

школе. Вологда, 1974 г.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»