Скуола сан рокко в венеции. Тинторетто в венецианской школе святого роха. Прочие художественные произведения Скуолы

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Каждый год 16 августа дож наносил визит в церковь и молился с призывом к святому, чтобы тот защитил город от чумы. Сейчас эта традиция разыгрывается в ежегодной театральной постановке. Строительство церкви было начато в 1489 и закончено в 1508 году архитектором Бартоломео Боном Младшим. В 1725 году церковь была частично перестроена. Поражающий воображение фасад с большим количеством скульптур был возведен в 1760-х годах архитектором Маккаруцци. В церкви находятся четыре картины Тинторетто, в том числе «Святой Рох исцеляет жертв чумы».

Скуола Сан-Рокко основана братством Сан-Рокко в 1549 году и так же принадлежит к числу шести венецианских больших скуол. Братство Св. Роха, или братство Сан-Рокко была зарегистрировано в 1481 Советом Десяти как организация,оказывающая благотворительную помощь больным. В 1515 году братству потребовалось большое здание, так как возросло количество участников братства. Таким образов в этом же году началось строительство скуолы. Над зданием работали два архитектора, последний и которых Антонио дель Аббонди завершил строительство достроив второй этаж и парадный вход в 1549 году.

Скуола расположена площади Сан-Рокко и напоминает стиль обоих мастеров, так, к примеру, окна-бифоре на первом этаже характерны Бартоломео Бону, а сдвоенные окна на втором этаже — Антонио дель Аббонди. Строительство скуолы развивалось за счет пожертвований венецианцев, верующих в покровительство св. Роха от заразных болезней. Напротив Скуолы находится церковь Св. Роха, где хранятся его мощи. Как и в 15 веке, так и сегодня, братство Сан-рокко занимается благотворительностью. <....... >

Случайно поднимаю глаза повыше - батюшки, а вокруг колонн-то! Живность мелкая! И если специально не рассматривать то, что выше головы, то и не увидишь.С таким чудом столкнулась впервые - бараны, драконы, ящерицы, свиньи... по три штуки вокруг каждой колонны.

В 1564 году был объявлен конкурс на роспись с участием Паоло Веронезе, Скьявоне, Сальвиати, Тинторетто и Цуккари. Тинторетто обошел конкурентов, представив вместо наброска готовую картину «Св. Рох во славе». Эта картина сейчас находится на потолке в зале Альберго (Sala de’ll Albergo). После этого в течение 23 лет Тинторетто расписывал скуолу Сан-Рокко. Генри Джеймс писал: «Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать». <.......... >

Скуола состоит из нижнего и верхнего этажей и зала Альберго. Скуола принадлежит к числу первых архитектурных творений в стиле Высокого Возрождения в Венеции. Но есть в ее облике и черты Раннего Ренессанса: полихромные мраморные конструкции и широкие окна с ажурными арками. Богато оформлен интерьер церкви. Стены украшены полотнами Тинторетто, а некоторые помещения отделаны резными деревянными плитами.

Нижний этаж скромен и аскетичен. Что-то в нем есть от греческого храма - нет, не только колонны. Заключительный цикл из 8 картин повествует о Богородице и детстве Христа. Цикл открывается «Благовещением», на котором Мария изображена крестьянской девушкой с грубыми руками и крепкой фигурой. Закрывает цикл картина «Успение Богоматери», изображающая Деву Марию в сиянии света. Алтарь украшен статуей Св. Рока работы Джероламо Кампанья (начало XVI века).

Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.

Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы - облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели.

По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. В зале есть две работы Джана Баттисты Тьеполо: «Гостеприимство Авраама» и «Покинутая Агарь». Алтарь верхнего зала работы Бернардино (1528), деревянные панно на дверцах алтаря Джованни Маркьори. Резные фигуры и кариатиды работы Франческо Пьянта, среди них есть шарж на Тинторетто. В Сокровищнице Братства хранятся древние статуты в деревянных переплетах, священные сосуды и церковная утварь.

"Скуолы - это братства, в которые в средневековой Италии объединялись горожане по самым различным признакам, как в корпорации или ассоциации в наше время. Примером для таких объединений послужили ордена францисканцев и доминиканцев. Члены скуол были известны также под названием Баттути - «битые», они бичевали себя во время процессий. Первоначально все граждане могли участвовать в деятельности скуол, но со временем дворянам было запрещено смешиваться с другими слоями населения, и с тех пор скуолы стали братствами среднего сословия.

В Венеции эти филантропические сообщества помогли бедному населению города в трудные периоды голода, эпидемий, войн. Были скуолы, основанные иностранцами, в их функции входила поддержка своих земляков, которые жили постоянно или прибывали на непродолжительный срок в Венецию. Правила деятельности скуол были определены в специальных сводах законов каждой из них.
Миряне, избрав себе в покровители полюбившегося святого, чаще всего объединялись по профессиональному признаку. Так Скуола Калегери объединяла сапожников, а Сан-Джорджио-дельи-Скьявони - далматинских купцов.

Скуолы были не только социальными институтами для поддержки неимущих. Деньги благотворительных фондов братств шли на покровительство искусствам и развитие ремёсел. Большие братства, Скуоле Гранди, их в Венеции было шесть, строили и богато украшали дома своего сообщества, для этого они приглашали лучших мастеров Венеции, устраивали конкурсы на отделку своих резиденций. Глядя на эти здания, невозможно не заподозрить, что скуолы соревновались между собой, желая подчеркнуть свою значительность, престиж и богатство.

С падением Республики и приходом к власти наполеоновского правительства скуолы были разорены, их лишили всего имущества, здания были переданы городу, а произведения искусства частично пополнили музеи Венеции и Милана, частично увезены за границу, и, конечно, как при всякой конфискации, многие просто пропали. Например, скуола Сан-Марко - братство золотых дел мастеров и торговцев шёлком, вместе с монастырём и садами доминиканцев Сан-Джованни-э-Паоло были приспособлены под Городскую больницу. Только Скуола Гранде-де-Сан-Рокко сохранила и здание, и все его художественное наполнение.

Картины зала Альберго - полностью принадлежат Тинторетто. В центре на потолке - «Св. Рох во славе». Центральную работу окружают картины, символизирующие 5 остальных больших венецианских скуол, аллегорические изображения четырёх времен года, человеческих достоинств и добродетелей.

Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно «Распятие», о которой Генри Джеймс сказал: «в ней есть всё, включая самую совершенную красоту». Тело Христа поднято, а безучастность воинов контрастирует со скорбящей группой, в центре которой - теряющая сознание Дева Мария. На картине есть автопортрет Тинторетто с палитрой и кистями. Слева от входа расположен «Христос перед Пилатом» (1566-1567), справа - «Восхождение на Голгофу», тоже подлинные шедевры Тинторетто.

У входа в зал Альберго - картина Тициана «Благовещение» и приписываемая Джоржоне (многие считают ее автором Тициана) картина «Христос, несущий свой крест». Рядом с залом Альберго - большая коллекция уникальной керамики.

Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.

Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы - облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели. По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. <.......... >

Когда поднимаешъся по лестнице - еще не представляешь себе всего великолепия, которое тебя в первый момент оглушает. Хочется сесть на пол. А лучше - лечъ. И смотреть, не отрываясь, на золотой потолок.

Потом приходит черед стен. Резьба по дереву. Дерево темное. освещается светильниками. Хотела бы я знать как выглядели заседания в этом зале! И какое впечатление производил зал на тех, кто попадал сюда тогда.

Рассматривать можно часами. Все фигуры - разные. И все, что вокруг фигур. Вот, как эти книги на полке.

Братство всегда было активной и влиятельной организацией, сумевшей, благодаря накопленному богатству, построить и украсить свою резиденцию, привлекая к работе лучших архитекторов, живописцев и резчиков по дереву XVI и XVII веков.

И в наши дни стены и потолки залов украшает внушительный живописный цикл Якопо Тинторетто, над которым художник работал более 20 лет. Другая интересная и во многом таинственная личность, работавшая в главном зале скуолы - скульптор и резчик по дереву Франческо Пьянта, создавший цикл аллегорических деревянных статуй, значение которых ускользает от понимания большинства искусствоведов. Но, внимательно изучая эти фигуры, невозможно не заметить, что они являются захватывающей дух трехмерной иллюстрацией древней алхимической традиции, понимаемой как учение о духовном совершенствовании человека.

И, возвращаясь к Тинторетто: что мы на самом деле видим на его картинах? Верную католической теологии иллюстрацию библейских событий или живописное изложение герметических учений каббалы и алхимии? А из кого состояло правление братства - из ортодоксальных католиков или великих посвященных в тайные и запрещенные церковью науки? <........ >
Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу; в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Возможно, и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне Голгофа (15б5, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Перед нами распахивается грандиозное, бездонное пространство, пронизанное сполохами света и провалами глубоких теней, втягивающее нас в свои глубины, делающее не только зрителями, но и участниками мировой драмы. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты; другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. Но чудо уже свершилось — вокруг распростертых рук и головы Христа на фоне темного ночного неба разгорается странное, похожее на большие полукруглые крылья сияние, отблески которого падают на отпрянувшую в стороны толпу; яркое сияние начинает испускать земля у подножия креста. На фоне этого сияния, в непосредственной близости от нас, у нижнего края картины предстает группа близких Христа, окруживших теряющую сознание Марию; лишь юный Иоанн, запрокинув голову, в отчаянии смотрит на распятого Учителя. В нашу сторону направлена и одна из лежащих на земле лестниц — тем самым мы, охватывая всю величественную панораму Голгофы при входе в зал, по мере приближения к этой колоссальной картине как бы втягиваемся в ее пространство, становимся не только свидетелями, но и участниками великого трагического события. <............. >

потом, когда глаза привыки к великолепию, опускаешь наконец, очи долу. И любуешься, любуешься, любуешься. Итальянские мраморные полы с инкустрацией, я открыла их для себя на Сицилии. И теперъ обращаю внимание везде, где попадаются. Краски такие яркие, как будто новые, а лет им уже очень много.
Выложенные плиткой, яркие, геометрические, разноцветные, протоптанные миллионами ног: полы для Себастьяна Эрраса - источник вдохновения. Французский фотограф путешествует по миру, снимая уникальные для каждого города места. Недавно Себастьян провел 4 дня в Венеции, и понял, что нашел город с самыми роскошными полами. Результатом поездки стала новая коллекция снимков под названием "Венецианские полы" . <............ >

В какой-то момент наступает пресыщение. Когда кажется - глаз уже не в состоянии различать цвета, а мозг воспринимать сюжеты. Значит - пора. Но сюда очень хочется вернуться. Кажется, у меня в Венеции никогда не закончатся поводы вернуться.

На выходе понимаю, что есть еще один этаж. Не подняться было бы преступлением. Между этажами выставлено полотно двух авторов - чудесное содружество, не виденное мной ранше. Сверху Джорджоне, а под ним Тициан

Люстра естественно - венецианского стекла. Одна из тех, о которых думаешь, что сегодня такие просто никуда не повесить, они слишком шикарны

И Тьеполо. Вот что меня постоянно поражает в венецианских церквях, так это обыденность, с которой на задних, абсолютно неглавных стенах, висят великие мастера. Без стекла и ограды. Просто лишний Тъеполо.

(итал. Dorsoduro) — один из шести исторических районов Венеции. Расположен между центром города и лагуной, является самым южным районом. Район также включает в свой состав острова Джудекка и Сакка-Физола.

Название острова происходит от итальянского аналога слова «Становой хребет», что символизирует высокий уровень земли, на которой располагается район. Центром района является набережная Неисцелимых, проложенная вдоль канала Джудекка. Это южное побережье Венеции застраивалось начиная с VI века.



В XIX веке Мост Академии через Гранд-канал связал Дорсодуро с районом Сан-Марко. Восточная часть района заполнена жилыми кварталами. В западной части расположено несколько художественных галерей, включая знаменитую Академию. Достопримечательностями района является музей коллекции Пегги Гуггенхайм, многочисленные дворцы и церкви, а также площади Санта-Барнаба и Санта-Маргерита.


Начинаясь в сердце Венеции, Дорсодуро постепенно «уходит» вглубь университетских и жилых кварталов, тянется вдоль всего нижнего побережья, заканчиваясь портом. Район включает в себя не только всю южную часть главного острова, но и лежащий напротив набережной Дзаттере остров Джудекка. Название «Дорсодуро» означает «хребет», что, возможно, является воспоминанием о высоком уровне земли этих мест.


Достопримечательностями района, кроме Галереи Академии, являются музей Гугенхайм, многочисленные палаццо, расположенные по берегу Большого канала, площади Сан Барнаба и Санта Маргерита, Венецианский университет Ка Фоскари и множество церквей. Самой грандиозной из них является Санта Мария делла Салюте, венчающая собой восточную оконечность Дорсодуро - мыс Догана. <.......... >

Как обычно информацию о том, что насмотрела, я собираю уже потом. Возможно - не права. Но оттого, что нашлась только сейчас, ничего же не меняется, появился еще один повод вернуться.


Между тем я тихонечко добрела до канала и площади Сан Барнаба, где расположилась и одноименная церковь (ну надо же!).
Здесъ нужно упомянуть чудесные кинематографические экскурсии по городу. На вот этом канале снимался фильм "Лето" (мелодраматический кинофильм режиссёра Дэвида Лина, вышедший на экраны в 1955 году. Экранизация пьесы Артура Лорентса «Время кукушки» (The Time of the Cuckoo). Главные роли исполнили американка Кэтрин Хепбёрн и итальянец Россано Брацци.) (сноска - в коментариях)


Нафигатор проклюнулся с информацией: вокруг меня - кампо Санта Маргерета.
"Сейчас вы уже почти на кампо Санта-Маргерита (campo Santa Margherita). Показательно, что самое живое в Венеции кампо — продукт XIX века, когда венецианской республики уже не было; здесь вы в мире здоровой обыденности безо всяких видов на мировое господство, и это невероятно освежает. До XIX века этой площади просто не было: здесь тек канал, на берегах которого складывали отбросы, так что древностей и красот тут мало.


На ближайшем к вам конце площади отдельно стоит домик скуолы Варотари (varotari, дубильщики) с полустертым рельефом Мадонны (1725); отходящая вбок калле Форно (calle del Forno) может похвастать балконом на деревянных консолях. Но главное — бойкий рынок, лучшее в городе кафе-мороженое — Il Doge, лучшее место встречи — Il Caffé, лучшая пицца навынос — Al Volo (№2944), гениальная лавка старых игрушек, точка по розливу вина и хозяйственный магазин, где пахнет опилками, как в сельпо вашего дачного поселка в 1979 году. Рано утром хозяйки выбирают тут живой морепродукт, днем носится армия школьников, а вечером в барах устраиваются студенты и активисты компартии и сидят ровно до двух часов ночи.


На дальнем конце площади поперек стоит бывшая церковь Санта-Маргерита (Santa Margherita, XVII век). Драконы на ней отсылают к легенде о Маргарите, которая появилась невредимой из чрева дракона и на основании приобретенного опыта покровительствует беременным женщинам. Ныне здесь университет; в церкви — конференц-зал, и на его театральный интерьер обычно разрешают бросить короткий взгляд.


Для нагнетания эффекта стоит после скуолы Кармини и Санта-Маргареты зайти еще и в церковь Сан-Панталон (San Pantalon), через мост от кампо Санта-Маргерита. Роспись ее потолка еще ближе к эффекту подлинного неба, куда прямиком и отправился в 1710 году безвестный, но старательный живописец Джанантонио Фумиани, свалившийся с лесов после 24-летней работы. Сюжет его росписей — история патрона церкви святого Пантелеймона, врача при дворе римского императора; еще тут есть картина Веронезе (последняя в его творчестве), на которой Пантелеймон отвергает лекарства и советы язычника Гиппократа, чтобы исцелить дитя по своему сверхъестественному ноу-хау." <............. >


Одно из любимых места отдыха и времяпровождения венецианцев, как студентов так и пожилых, это Кампо Санта-Маргерита (площадь Святой Маргариты). Названо оно в честь Маргариты покровительницы всех беременных, а также женщин который хотя иметь детей, но по какой-то причине не могут. Легенда о Святой Маргарите повествует, что вовремя её молитвы сам Дъявол явился к ней в образе дракона, но даже будучи проглоченной им, Святая смогла выбраться и остаться невредимой с помощью силы молитвы.

"На Кампо Санта Маргерита, Campo Santa Margherita, второпях пробежав мимо Скуола Гранде деи Кармини, я и направляюсь, чтобы усесться в одном из кафе на площади и обдумать всё, что я о Дорсодуро здесь нагородил. Вокруг же - шум и гам, так как Кампо Санта Маргерита - самая оживлённая площадь Венеции после Пьяцца Сан Марко. Но если на Пьяцце оживление туристическое, жёлтое, то на Кампо Санта Маргерита бушует сама подлинность, и шумят не «понаехали», а аборигены или почти аборигены.


Находясь поблизости от Унивеситета Ка’ Фоскари, эта площадь - любимое место молодёжи, всё время на ней тусующейся; в Университете, конечно, учится молодёжь не только венецианская, но в любом случае в Венеции она проживает. Тусовка усиливается к вечеру, с наступлением темноты Кампо Санта Маргерита особенно оживляется и бурлит допоздна, становясь столь привлекательной, что у меня, как у собаки Павлова слюна, при произнесении «Кампо Санта Маргерита» тут же в ушах начинает нарастать приятный и бессмысленный, такой итальянский гул.

Молодёжность площади как будто бы и противоречит тому, что было сказано прежде об общем барнаботстве Дорсодуро, но противоречие между рассуждениями на Кампо Сан Барнаба и тем, что я теперь рассказываю о Кампо Санта Маргерита, может быть снято следующей фразой: не лыбься, такой же будешь — которую сквозь зубы цедила одна моя знакомая эрмитажная дама с опытом при виде молоденькой и хорошенькой девушки, только что в Эрмитаж поступившей. Фразу эту на Кампо Санта Маргерита я не то чтобы постоянно повторяю, но не вспомнить не могу, и как же своё старчество прочувствуешь, если на молодёжь не смотреть? В богадельне все кажутся себе ещё ого-го, поэтому вновь в богадельню прибывшие - молодняк, а в Эрмитаже я до недавних пор считался «молодым сотрудником». Вот Дорсодуро себе Кампо Санта Маргерита и завёл, чтобы на молодёжь ворчать и умиляться.


Часть площади, примыкающая к Скуола Гранде деи Кармини, образует острый угол. Из-за этого меня на Кампо Санта Маргерита не покидает ощущение треугольности, что для площадей необычно и придаёт этому месту особый дух, хотя окружающая архитектура нормально-ординарна и ничего сногсшибательного в ней нет, да и площадь образовалась поздно, при австрияках, когда они, расчищая Венецию, засыпали из соображений гигиены несколько рио, здесь когда-то протекавших. Заодно австрияки снесли и часть старой средневековой застройки, и, за исключением угла у Скуола Гранде деи Кармини, площадь довольно-таки обыденно прямоугольна. Красит Кампо Санта Маргерита ещё старая руина, когда-то бывшая колокольней церкви ди Санта Маргерита, chiesa di Santa Margherita. Церковь, давшая имя площади, упразднена ещё при Наполеоне, давным-давно опустошена и закрыта, колокольня полуразрушена, и её огрызок торчит каким-то авангардным памятником. Обломок башни сообщает площади нечто мистическое, хотя уровень мистицизма в Венеции высокий, на Кампо Санта Маргерита как раз понижен. В моём сознании три особенности площади: острый угол, руина и её имя, Маргерита, придают молодёжному гвалту, на ней царящему, оттенок булгаковщины, так что я, несмотря на приятную приземлённость этого места - а точнее, именно благодаря ей, потому что ничто так не мистично, как обыденность, это мы знаем от Рене Магритта, - уверен, что одно из своих ежегодных party, посвящённых выбору Маргариты, Воланд обязательно проведёт здесь, в осквернённой Наполеоном церкви, - убеждение абсолютно тенденциозное, и ничем, кроме субъективных переживаний, не аргументированное." Только Венеция. Образы Италии XXI Аркадий Ипполитов



Ну вот я и дошла. Конечная точка моей сегодняшней прогулки.
Церковь Сан-Рокко (итал. San Rocco) — церковь в Венеции, расположенная в районе Сан-Поло. Церковь возведена и названа в честь Святого Роха, являющегося наряду со Святым Марком, покровителем Венеции. Святой Рох считался исцелителем от чумы, страшного бича городов Европы в Средние века, а особенно торговой Венеции. Как ранее венецианцы похитили мощи Святого Марка, так же позднее были похищены и мощи французского святого Роха.

Каждый год 16 августа дож наносил визит в церковь и молился с призывом к святому, чтобы тот защитил город от чумы. Сейчас эта традиция разыгрывается в ежегодной театральной постановке. Строительство церкви было начато в 1489 и закончено в 1508 году архитектором Бартоломео Боном Младшим. В 1725 году церковь была частично перестроена. Поражающий воображение фасад с большим количеством скульптур был возведен в 1760-х годах архитектором Маккаруцци. В церкви находятся четыре картины Тинторетто, в том числе «Святой Рох исцеляет жертв чумы».

Скуола Сан-Рокко основана братством Сан-Рокко в 1549 году и так же принадлежит к числу шести венецианских больших скуол. Братство Св. Роха, или братство Сан-Рокко была зарегистрировано в 1481 Советом Десяти как организация,оказывающая благотворительную помощь больным. В 1515 году братству потребовалось большое здание, так как возросло количество участников братства. Таким образов в этом же году началось строительство скуолы. Над зданием работали два архитектора, последний и которых Антонио дель Аббонди завершил строительство достроив второй этаж и парадный вход в 1549 году.


Скуола расположена площади Сан-Рокко и напоминает стиль обоих мастеров, так, к примеру, окна-бифоре на первом этаже характерны Бартоломео Бону, а сдвоенные окна на втором этаже — Антонио дель Аббонди. Строительство скуолы развивалось за счет пожертвований венецианцев, верующих в покровительство св. Роха от заразных болезней. Напротив Скуолы находится церковь Св. Роха, где хранятся его мощи. Как и в 15 веке, так и сегодня, братство Сан-рокко занимается благотворительностью. <....... >


Случайно поднимаю глаза повыше - батюшки, а вокруг колонн-то! Живность мелкая! И если специально не рассматривать то, что выше головы, то и не увидишь.С таким чудом столкнулась впервые - бараны, драконы, ящерицы, свиньи... по три штуки вокруг каждой колонны.

В 1564 году был объявлен конкурс на роспись с участием Паоло Веронезе, Скьявоне, Сальвиати, Тинторетто и Цуккари. Тинторетто обошел конкурентов, представив вместо наброска готовую картину «Св. Рох во славе». Эта картина сейчас находится на потолке в зале Альберго (Sala de’ll Albergo). После этого в течение 23 лет Тинторетто расписывал скуолу Сан-Рокко. Генри Джеймс писал: «Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать». <.......... >

Скуола состоит из нижнего и верхнего этажей и зала Альберго. Скуола принадлежит к числу первых архитектурных творений в стиле Высокого Возрождения в Венеции. Но есть в ее облике и черты Раннего Ренессанса: полихромные мраморные конструкции и широкие окна с ажурными арками. Богато оформлен интерьер церкви. Стены украшены полотнами Тинторетто, а некоторые помещения отделаны резными деревянными плитами.


Нижний этаж скромен и аскетичен. Что-то в нем есть от греческого храма - нет, не только колонны. Заключительный цикл из 8 картин повествует о Богородице и детстве Христа. Цикл открывается «Благовещением», на котором Мария изображена крестьянской девушкой с грубыми руками и крепкой фигурой. Закрывает цикл картина «Успение Богоматери», изображающая Деву Марию в сиянии света. Алтарь украшен статуей Св. Рока работы Джероламо Кампанья (начало XVI века).


Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.


Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы - облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели.


По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. В зале есть две работы Джана Баттисты Тьеполо: «Гостеприимство Авраама» и «Покинутая Агарь». Алтарь верхнего зала работы Бернардино (1528), деревянные панно на дверцах алтаря Джованни Маркьори. Резные фигуры и кариатиды работы Франческо Пьянта, среди них есть шарж на Тинторетто. В Сокровищнице Братства хранятся древние статуты в деревянных переплетах, священные сосуды и церковная утварь.


"Скуолы - это братства, в которые в средневековой Италии объединялись горожане по самым различным признакам, как в корпорации или ассоциации в наше время. Примером для таких объединений послужили ордена францисканцев и доминиканцев. Члены скуол были известны также под названием Баттути - «битые», они бичевали себя во время процессий. Первоначально все граждане могли участвовать в деятельности скуол, но со временем дворянам было запрещено смешиваться с другими слоями населения, и с тех пор скуолы стали братствами среднего сословия.


В Венеции эти филантропические сообщества помогли бедному населению города в трудные периоды голода, эпидемий, войн. Были скуолы, основанные иностранцами, в их функции входила поддержка своих земляков, которые жили постоянно или прибывали на непродолжительный срок в Венецию. Правила деятельности скуол были определены в специальных сводах законов каждой из них.
Миряне, избрав себе в покровители полюбившегося святого, чаще всего объединялись по профессиональному признаку. Так Скуола Калегери объединяла сапожников, а Сан-Джорджио-дельи-Скьявони - далматинских купцов.


Скуолы были не только социальными институтами для поддержки неимущих. Деньги благотворительных фондов братств шли на покровительство искусствам и развитие ремёсел. Большие братства, Скуоле Гранди, их в Венеции было шесть, строили и богато украшали дома своего сообщества, для этого они приглашали лучших мастеров Венеции, устраивали конкурсы на отделку своих резиденций. Глядя на эти здания, невозможно не заподозрить, что скуолы соревновались между собой, желая подчеркнуть свою значительность, престиж и богатство.

С падением Республики и приходом к власти наполеоновского правительства скуолы были разорены, их лишили всего имущества, здания были переданы городу, а произведения искусства частично пополнили музеи Венеции и Милана, частично увезены за границу, и, конечно, как при всякой конфискации, многие просто пропали. Например, скуола Сан-Марко - братство золотых дел мастеров и торговцев шёлком, вместе с монастырём и садами доминиканцев Сан-Джованни-э-Паоло были приспособлены под Городскую больницу. Только Скуола Гранде-де-Сан-Рокко сохранила и здание, и все его художественное наполнение.


Картины зала Альберго - полностью принадлежат Тинторетто. В центре на потолке - «Св. Рох во славе». Центральную работу окружают картины, символизирующие 5 остальных больших венецианских скуол, аллегорические изображения четырёх времен года, человеческих достоинств и добродетелей.

Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно «Распятие», о которой Генри Джеймс сказал: «в ней есть всё, включая самую совершенную красоту». Тело Христа поднято, а безучастность воинов контрастирует со скорбящей группой, в центре которой - теряющая сознание Дева Мария. На картине есть автопортрет Тинторетто с палитрой и кистями. Слева от входа расположен «Христос перед Пилатом» (1566-1567), справа - «Восхождение на Голгофу», тоже подлинные шедевры Тинторетто.


У входа в зал Альберго - картина Тициана «Благовещение» и приписываемая Джоржоне (многие считают ее автором Тициана) картина «Христос, несущий свой крест». Рядом с залом Альберго - большая коллекция уникальной керамики.


Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.

Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы - облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели. По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. <.......... >


Когда поднимаешъся по лестнице - еще не представляешь себе всего великолепия, которое тебя в первый момент оглушает. Хочется сесть на пол. А лучше - лечъ. И смотреть, не отрываясь, на золотой потолок.


Потом приходит черед стен. Резьба по дереву. Дерево темное. освещается светильниками. Хотела бы я знать как выглядели заседания в этом зале! И какое впечатление производил зал на тех, кто попадал сюда тогда.


Рассматривать можно часами. Все фигуры - разные. И все, что вокруг фигур. Вот, как эти книги на полке.

Братство всегда было активной и влиятельной организацией, сумевшей, благодаря накопленному богатству, построить и украсить свою резиденцию, привлекая к работе лучших архитекторов, живописцев и резчиков по дереву XVI и XVII веков.


И в наши дни стены и потолки залов украшает внушительный живописный цикл Якопо Тинторетто, над которым художник работал более 20 лет. Другая интересная и во многом таинственная личность, работавшая в главном зале скуолы - скульптор и резчик по дереву Франческо Пьянта, создавший цикл аллегорических деревянных статуй, значение которых ускользает от понимания большинства искусствоведов. Но, внимательно изучая эти фигуры, невозможно не заметить, что они являются захватывающей дух трехмерной иллюстрацией древней алхимической традиции, понимаемой как учение о духовном совершенствовании человека.


И, возвращаясь к Тинторетто: что мы на самом деле видим на его картинах? Верную католической теологии иллюстрацию библейских событий или живописное изложение герметических учений каббалы и алхимии? А из кого состояло правление братства - из ортодоксальных католиков или великих посвященных в тайные и запрещенные церковью науки? <........ >
Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу; в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Возможно, и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне Голгофа (15б5, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Перед нами распахивается грандиозное, бездонное пространство, пронизанное сполохами света и провалами глубоких теней, втягивающее нас в свои глубины, делающее не только зрителями, но и участниками мировой драмы. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты; другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. Но чудо уже свершилось — вокруг распростертых рук и головы Христа на фоне темного ночного неба разгорается странное, похожее на большие полукруглые крылья сияние, отблески которого падают на отпрянувшую в стороны толпу; яркое сияние начинает испускать земля у подножия креста. На фоне этого сияния, в непосредственной близости от нас, у нижнего края картины предстает группа близких Христа, окруживших теряющую сознание Марию; лишь юный Иоанн, запрокинув голову, в отчаянии смотрит на распятого Учителя. В нашу сторону направлена и одна из лежащих на земле лестниц — тем самым мы, охватывая всю величественную панораму Голгофы при входе в зал, по мере приближения к этой колоссальной картине как бы втягиваемся в ее пространство, становимся не только свидетелями, но и участниками великого трагического события. <............. >


потом, когда глаза привыки к великолепию, опускаешь наконец, очи долу. И любуешься, любуешься, любуешься. Итальянские мраморные полы с инкустрацией, я открыла их для себя на Сицилии. И теперъ обращаю внимание везде, где попадаются. Краски такие яркие, как будто новые, а лет им уже очень много.
Выложенные плиткой, яркие, геометрические, разноцветные, протоптанные миллионами ног: полы для Себастьяна Эрраса - источник вдохновения. Французский фотограф путешествует по миру, снимая уникальные для каждого города места. Недавно Себастьян провел 4 дня в Венеции, и понял, что нашел город с самыми роскошными полами. Результатом поездки стала новая коллекция снимков под названием "Венецианские полы" . <............ >


В какой-то момент наступает пресыщение. Когда кажется - глаз уже не в состоянии различать цвета, а мозг воспринимать сюжеты. Значит - пора. Но сюда очень хочется вернуться. Кажется, у меня в Венеции никогда не закончатся поводы вернуться.

На выходе понимаю, что есть еще один этаж. Не подняться было бы преступлением. Между этажами выставлено полотно двух авторов - чудесное содружество, не виденное мной ранше. Сверху Джорджоне, а под ним Тициан


На верхнем этаже открыта сокровищница, которая была закрыта сто лет.

Экспонатов, если сравнивать с венской, скажем, не много, но каждый в отдельности задерживает дыхание. Причем коралловый подсвечник - это ерунда по сравнению с бронзовыми крестами, сделанными настолько филигранно, что невозможно поверить в то, что это сделано руками.


В деталях просматривается не только готика. Здесь и Византия, и сарацины, философы и святые, короли и капуста.


И Тьеполо. Вот что меня постоянно поражает в венецианских церквях, так это обыденность, с которой на задних, абсолютно неглавных стенах, висят великие мастера. Без стекла и ограды. Просто лишний Тъеполо.

Перечислить все, что я мечтала увидеть в Венеции, невозможно. Но были отдельные точки, которые стали для меня обязательным пунктом. И скуола Сан-Рокко – одна из них. Заинтересовалась я этим удивительным зданием примерно за полгода до поездки, когда на лекциях в Университете зарубежных искусств Эрмитажа в Петербурге на лекции нам рассказывали о Тинторетто и скуоле. Но обо всем по порядку.

Что такое скуола Сан-Рокко

По созвучности названий можно подумать, что скуола Сан-Рокко – это какая-то школа. На самом деле, скуолами в средневековой Венеции называли братства или благотворительные организации. Соотвественно, скуола Сан-Рокко была братством Сан-Рокко (Святого Роха) и происходило все это в 16 веке. Братство это было создано для того, чтобы оказывать помощь больным. И ему нужно было свое здание. Собственно, это здание и стало одной из самых ярких и необычных достопримечательностей Венеции.

Здание было построено рядом с церковью Сан-Рокко, которую я тоже советую осмотреть. Она невероятно красивая и в ней хранятся мощи Святого Роха.


Интересно, что братство это существует и сейчас, и оно все также занимается благотворительностью.

Картины скуолы Сан-Рокко

Но самое интересное в здании – это, конечно, совершенно фантастические росписи внутри. Если коротко, история такая: был объявлен конкурс, в котором участвовало столько художников такой величины, что голова кружится от одного только чтения имен. Но победил в нем Тинторетто, который подготовил не просто проект, а еще и готовую картину – «Св. Рох во славе». Картина эта заняла свое почетное место в скуоле, а художник следующие 23 года (почти всю свою жизнь) расписывал здание, причем делал это фактически без оплаты, ему компенсировали расходы на материалы и еду.

Скуола поистине головокружительна! Во многом потому, что большинство картин находятся на потолке. Залы темные, работы неплохо подсвечиваются, а для того, чтобы посетителям было удобнее, можно взять зеркала и план залов, где подробно и понятно рассказано, где и что нужно смотреть.

Все начинается с первого этажа, куда мы зашли с солнечной, жаркой улицы и попали в приятную темную прохладу. Там представлено восемь масштабных работ, посвященных Богоматери и детству Христа. Вдоль стен есть каменные скамьи, на которые можно присесть и полюбоваться работами.


Затем по роскошной лестницы можно (и, конечно же, нужно) подняться на второй этаж, в огромный зал с двенадцатью картинами по стенам и двадцатью одной – на потолке! Все это – библейские сюжеты. Поднимаешь голову наверх – и мурашки по коже бегут от этой красоты! Интересно, что весь зал становится своеобразной рамой для картин, то есть они не висят, как в музее, по отдельности, а будто вплетаются, врастают в тело здания. Это потрясающе!


Третий зал – совсем небольшой, но он считается жемчужиной скуолы. Он называется залом Альберго, это квадратный зал, в центре которого на потолке и размещена та самая, первая работа Тинторетто для этого здания.


Помимо живописных работ, интересны каменные алтари на обоих этажах здания. Стоит также обратить внимание на резные деревянные скульптуры второго этажа. Их выполнил резчик по дереву Франческо Пьянта, любопытно, что искусствоведы не до конца сходятся во мнении, что это за фигуры и что именно они символизируют.


Практическая информация

Скуола работает ежедневно, за исключением Нового года и Рождества. Время работы с 9:30 до 17:30, касса закрывается на полчаса раньше.

Добираться до скуолы удобнее всего со станции вапоретто «Сан Тома», нужно пройти пешком около 3 минут.


Билет стоит 10 EUR, можно также взять аудиогид за 3 EUR, он есть на русском языке (и на английском, естественно, тоже), но мы не брали, поэтому ничего сказать о качестве не могу.

Старинный целебный бальзам , который быстро и эффективно помогает при различных заболеваниях кожи, зуде, воспалении, аллергии, псориазе, дерматите, язвах, ожогах и пр. препятствует огрубению кожи, восстанавливает ее структуру, защищает от УФ- лучей. В основу бальзама легли целебные травы, которыми по преданию Святой Рокко (Сан Рокко) лечил больных чумой, свирепствовавшей в средние века в Европе.

Название бальзама САН РОККО связано с именем известного во всей Италии святого, который и изображен на упаковке.

Сан Рокко , или Святой Рох до сих пор почитается Римско-католической церковью как исцелитель от чумы, постоянно опустошавшей Европу. Сан Рокко считается покровителем путешественников, аптекарей, врачей, садоводов, больниц, заключённых, собак и домашнего скота; покровительствует также больным чумой, холерой, бешенством, болезнями ног. По преданию Рокко родился приблизительно в 30-40-х годах 14 века в Монпелье (Франция) в семье губернатора города. Еще при рождении господь отметил его красным крестом на груди, который впоследствии оказался чудотворным. После смерти родителей юноша раздал все свое имущество бедным и в одежде пилигрима (паломника) направился в Италию, где в это время свирепствовала чума. Во время своего паломничества по стране Рокко лечил заболевших чумой целебными травами и осенял крестным знамением. И чума отступала перед ним - больные чудесным образом выздоравливали. Вылечив так сотни десятков людей, Рокко из-за открытой раны на ноге сам заразился чумой и отправился умирать в лес в заброшенную хижину. Его спасла собака из расположенного неподалеку замка, которая приносила ему еду и зализывала рану. Исцеленный святой вернулся во Францию, где его не признали и бросили в тюрьму как шпиона. Долгих 5 лет просидел он в тюрьме, начальником который был его собственный дядя, так и не открыв своего благородного происхождения. 16 августа 1378 года его нашли в камере мертвым, и вокруг было странное свечение. После смерти Рокко все наконец увидели чудотворный крест на его груди и поняли, кто это был. Рокко объявили святым, а день 16 августа - днем Святого Рокко. В 1414 в городе вспыхнула чума, и отцы города призвали народ молиться Святому Рокко. Начались целые процессии в честь святого, и чума действительно прекратилась. В 1485 году мощи Святого Рокко были украдены из Монпелье венецианцами и привезены в Венецию, чтобы избавить родной город от постоянной угрозы чумы. Венеция из - за своих связей с Востоком, откуда приходила зараза, была одной из первых жертв чумных эпидемий, и город изнемогал в борьбе с «черной смертью». В честь этого события в Венеции и была построена скуола (церковь) Сан-Рокко, где венецианцы возносили молитвы в знак благодарности за избавление от чумы, и где до сих пор хранятся мощи Сан Рокко. Изображение Сан Рокко считают уникальным, поскольку он всегда изображается с собакой, а рукой указывает на пораженное чумой место на левом колене, что было не принято в то время.

В основу бальзама САН РОККО легли целебные травы, которыми по преданию Святой Рох лечил больных. Бальзам САН РОККО -это специальный активный комплекс, который быстро и эффективно помогает при различных заболеваниях кожи - зуде, воспалении, псориазе, дерматите и пр. Его действие обусловлено целебными свойствами растений и содержащихся в нем компонентов :

  • Масло чайного дерева является эффективным противовирусным и противогрибковым средством. Оно обладает противовоспалительными и болеутоляющими свойствами, способно снимать аллергические реакции, эффективно против стафилококков и стрептококков. оно очищает и дезинфицирует раны и успокаивает боль при ожоге, обладает ранозаживляющим действием при травмах и порезах, ликвидирует грибковые поражения кожи, экзему, устраняет зуд, отечность при укусах насекомых, способствует выведению бородавок и заживлению пузырьков герпеса. Помогает при ветряной оспе и опоясывающем лишае.
  • Масло герани содержит гераниол, цитронелол, геранилтиглинат, благодаря чему оказывает антисептическое, омолаживающее и тонизирующее действие, способствует обновлению клеток, устраняет сыпи, акне, экзему, шелушение, восстанавливает кожные покровы после ожогов. Благоприятно действует на проблемную кожу.
  • Масло огуречной травы является источником гамма-линоленовой кислоты, которая стимулирует выработку простагландинов с противовоспалительным действием и уменьшает продукции метаболитов окисления арахидоновой кислоты, активирующих воспалительную реакцию.
  • Глицин сои являющийся богатым источником протеинов, укрепляет липидный барьер кожи, предотвращает потерю подвижности коллагеновых волокон, оказывает мощное увлажняющее действие, смягчает кожу и способствует регенерации клеток. Улучшает обменные процессы в клетках кожи, эффективно восстанавливает баланс влаги, усиливает защитные функции кожи.
  • Экстракт фиалки трёхцветой (анютины глазки) обладает целебными свойствами. В корнях этого растения содержатся: алкалоид виолин, сапонины, в траве - витамин С, салициловая кислота, соли винно-каменной кислоты, слизь. Экстракт фиалки трёхцветной оказывает смягчающее, противовоспалительное, заживляющее, противоаллергическое действие, даёт положительный эффект при уходе за воспаленной и шелушащейся кожей, при угревой сыпи.
  • Экстракт эхинацеи пурпурной содержит комплекс биологически активных веществ, оказывающих бактерицидное, противовирусное, противогрибковое, иммуномодулирующее действие. Эхинацея усиливает фагоцитоз, а также миграцию лейкоцитов в очаг воспаления, активирует Т-лимфоциты, стимулирует продукцию интерферона. Она проявляет бактерицидные, фунгицидные и противовирусные свойства (подавляет рост стафилококков и др.), обладает некоторыми кортикозоподобными свойствами (повышает адаптационные возможности организма). Экстракт эхинацеи активен против стафилококка, стрептококка, вируса герпеса, грибка молочницы и т.д. Применяется при кожных бактериальных инфекциях, аллергических дерматозах - псориазе, экземах, дерматитах, угревой сыпи, для очищения и лечения ран, язв, ожогов.
  • Экстракт календулы содержит горькие вещества, слизи (2,5%), органические кислоты (яблочную и салициловую), эфирное масло, бета-каротин, витамин C, флавоноиды, биофлавоноиды, сапонины, дубильные вещества, смолы (свыше 3%), инулин. Он оказывает противовоспалительное, бактерицидное (особенно в отношении стафилококков и стрептококков), противогрибковое, ранозаживляющее, вяжущее действие, способствует регенерации тканей. В косметологии он применяется как эффективное увлажняющее и тонизирующее средство для сухой и увядающей кожи, при угревой сыпи, осложненной гноеродной инфекцией. Рекомендуются для лечения ран, ушибов, гнойных воспалений, фурункулеза, для предохранения от образования обезображивающих рубцов при заживлении ран, при кожных сыпях, лишаях, отеках, вызванных обморожением, при воспалении вен ног и т.д.
  • Экстракт бессмертника содержит эфирное масло, флавоноиды, аскорбиновую кислоту, витамин К, горькие и дубильные вещества и др. Он оказывает выраженное биологически активное действие, обладает противовоспалительным и антибактериальным эффектом, успокаивает кожу.
  • Экстракт зверобоя богат эфирными маслами (азулен, холин), флавоноидами (изокверцетин, рутин, кверцетин), фитонцидами, горькими экстрактивными веществами, витамином С и каротином. Он обладает высокой антибактериальной активностью в отношении золотистого стафилококка и грамположительной микрофлоры. Применяется при гнойновоспалительных заболеваниях кожи.
  • Масло подсолнечника , содержащее до 45% жиров, 27% углеводов, 13-20% белковых веществ, хлорогеновую кислоту, дубильные вещества, каротиноиды, фосфолипиды, лимонную и винную кислоты, способствует эпителизации ран. Установлено его бактериостатическое действие против золотистого и белого стафилококка.
  • Фосфолипиды . Особую роль в бальзаме отводится фосфолипидам. Они доставляют в глубокие слои кожи жиро- и водорастворимые биологически активные вещества, входящие в состав бальзама, увлажняя её и защищая от обезвоживания. Обеспечивают постепенное проникновение активных веществ в кожу. Фосфолипиды пролонгируют действие других активных веществ бальзама, восстанавливают нарушенный обмен веществ и защитные функции кожи.
  • Бисаболол - это один из самых активных компонентов масла ромашки. Он снимает воспаление кожи и, устраняя раздражение, успокаивает её, стимулирует процесс регенерации клеток. Аллантоин увлажняет и смягчает кожу, стимулирует процесс заживленияран и обновления клеток эпидермиса.
  • Морковное масло - одно из лучших масел для увядающей кожи. Увлажняет кожу, защищая ее от раннего старения, а также поддерживает функцию потовых и сальных желез. Рекомендуется для ухода за сухой шелушащейся и поврежденной кожей с различными раздражениями, а также при ожогах, псориазе и экземе. Богато витаминами А и Е.
  • Витамин Е (токоферил ацетат) - мощный антиоксидант. Он укрепляет мембраны клеток, замедляет старение кожи, стимулирует кожное дыхание и кровообращение, увлажняет и питает кожу, снимает воспаление и раздражение.
  • Витамин А (ретинил пальмитат) , являясь также антиоксидантом, замедляет старение кожи, нормализует синтез коллагена, способствует регенерации клеток, повышает упругость кожи и разглаживает мелкие морщинки, увлажняет и предупреждает высушивание и огрубение кожи, повышает кожный иммунитет и стабилизирует барьерные функции кожи.

Действие:

  • быстро снимает воспаление, покраснение и зуд кожи
  • лечит кожные заболевания (экзема, дерматиты, псориаз и пр.)
  • оказывает отшелушивающее действие, препятствует огрубению кожи
  • повышает иммунитет тканей, стимулирует образование коллагена
  • оказывает противоаллергическое действие
  • укрепляет кожу, восстанавливая её структуру
  • увлажняет, смягчает и питает сухую кожу, улучшает обмен веществ
  • защищает кожу от воздействия ультрафиолетовых лучей

Область применения:

  • сухая, чувствительная, раздраженная, воспаленная и покрасневшая кожа
  • термические ожоги кожи I-II степени
  • профилактика и лечение солнечных ожогов кожи
  • трофические язвы, псориаз, экзема, витилиго, панариций, абсцессы, дерматиты
  • вульгарные угри, герпес, кровоподтеки
  • растяжение связок суставов, артриты и артрозы, невриты и невралгии
  • подходит для массажа

Способ применения:
Несколько раз в день наносить на пораженные участки кожи до клинического улучшения

Активные компоненты:
Масло чайного дерева, масло герани, масло огуречной травы, глицин сои, экстракты: фиалки трёхцветной, эхинацеи, календулы, бессмертника, зверобоя, моркови, масло подсолнечника, бисаболол, фосфолипиды, молочная кислота, серин, лактат натрия, ТЕА-лактат, мочевина, сфинголипиды, бета-каротин, масло моркови, аллантоин, витамин Е, лимонная кислота, аскорбиновая кислота.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»