Изображение картины в и сурикова боярыня морозова. «Боярыня Морозова» Сурикова: почему это шедевр. Сторонница старообрядческой веры

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

«Боярыня Морозова», как и события XVII века, раскололи посетителей 15-й передвижной выставки 1887 года, на которой полотно было представлено. Одни ругали его за историческую недостоверность и технику - разномастную толпу критика называла персидским ковром. Другие, в том числе критик Владимир Стасов и приверженцы импрессионизма, окрестили картину «первой из всех» на сюжеты русской истории.

Живописная сила полотна такова, что боярыню Морозову воспринимают не иначе, как в суриковском представлении. Хотя в плане исторической достоверности и правда есть вопросы к художнику.

Сюжет

Впервые историю о стойкой последовательнице старообрядчества Василий Суриков услышал еще в юности от своей крестной Ольги Матвеевны Дурандиной. Четкий замысел сформировался лет через десять. «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», - вспоминал живописец.

Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал эпизод, когда староверку везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, она, полагая, что царь видит ее в этот момент, часто крестилась двухперстным знамением. Тем самым она демонстрировала приверженность вере и бесстрашие.

В одной телеге с Морозовой ехала ее сестра Евдокия, также арестованная и в дальнейшем разделившая судьбу Феодосии. Суриков же изобразил ее идущей рядом - это молодая женщина в красной шубе справа от саней.

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго. Уже и толпа была написана, а подходящего лица для центрального персонажа все не встречалось. Решение было найдено в среде старообрядцев: к ним с Урала приехала некая Анастасия Михайловна, ее-то Суриков и написал: «И как вставил ее в картину - она всех победила».

Сани с боярыней «раскалывают» толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как аллегория противостояния. У боярыни на руке и у странника справа - лестовки, кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы (символа духовного восхождения).

Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил моделей на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи. Даже юродивый в отрепьях писался с человека, сидящего практически голышом на морозе. Суриков нашел натурщика на рынке. Мужичок согласился позировать, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, - вспоминал художник. - Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

Контекст

Раскол русской церкви был вызван реформой, инициированной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и богослужебные книги; двуперстное крестное знамение заменено на трехперстное; крестные ходы стали проводить в обратном направлении - против солнца; «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, приверженцы же новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их за это анафеме.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. Ее отец был окольничим, а муж - представителем рода Морозовых, родственников Романовых. По всей видимости, боярыня входила в число придворных, сопровождающих царицу. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием, одним из крупнейших в то время в стране.

Узнав о ее поддержке старообрядцев и помощи сторонникам протопопа Аввакума, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить строптивую боярыню. Однако безуспешно.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

Через три года боярыню вновь пытали и вновь безрезультатно. Тогда Алексей Михайлович выслал Морозову с сестрой в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму. Там они скончались от голода, после чего 14 их слуг были сожжены заживо. Примерно через 6 лет та же судьба - сожжение - ждала и протопопа Аввакума.

Судьба художника

Потомок казаков, еще с Ермаком покорявших Сибирь, Василий Суриков родился в Красноярске. Мать привила ему чувство прекрасного и любовь к старине. Мальчик рано начал рисовать и был крайне увлечен этим занятием. К моменту, когда пора было думать о продолжении обучения после уездного училища, у Сурикова уже скончался отец, денег у семьи не было. Тогда енисейский губернатор Павел Замятин рассказал о талантливом юноше золотопромышленнику Петру Кузнецову. Тот оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

В столицу молодой человек ехал на рыбном обозе два месяца. По пути он заглянул в Москву, которая навсегда покорила его: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Именно в этом городе он впоследствии будет жить и напишет свои главные полотна: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». После них о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

У василия Ивановича никогда не было настоящей мастерской. Он писал то дома, то на пленэре, то в залах Исторического музея. В обществе при этом он слыл за нелюдимого человека. Тепло и живое участие видели только его близкие.

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло. Последующие полотна уже не вызывали стольких восторгов, как те, что были созданы при живой супруге. Суриков вновь и вновь брался за исторические сюжеты - переход Суворова через Альпы, покорение Ермаком Сибири, жизнь Стеньки Разина и т. п., - но каждый раз был не совсем доволен результатом.

Скончался он в Москве в 1916 году от хронической ишемической болезни сердца. Последними его словами было: «Я исчезаю».

Годы создания: 1881-1887
Размер полотна: 304 х 587,5 сантиметров
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Монументальное полотно русского художника Василия Сурикова «Боярыня Морозова », жемчужина собрания Третьяковской галереи, изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке.

Историческая справка:

Раскол Русской церкви состоялся в 1650-1660-х годах после реформ патриарха Никона, направленных на нововведения и изменения богослужебных книг и обрядов с целью их унификации с современными греческими. Приверженцы старых обрядов, так называемые «старообрядцы», были преданы анафеме. Непримиримым противником реформы был протопоп Аввакум Петров - идеолог и влиятельный деятель старообрядчества, который был сослан, заточён в тюрьму и казнён.

Тематика истории русского народа у потомственного казака Василия Сурикова всегда была центральной в живописи. Национальные эмоции, выраженные в действиях отдельных исторических личностей на фоне уникальной колоритной сибирской природы, неизменно вдохновляли художника.

Детство, проведённое в Сибири, подарило художнику знания из «житий» святых мучеников-старообрядцев, коих в Сибири было великое множество. Особенно Сурикова вдохновляла «Повесть о боярыне Морозовой», которую ему пересказывала его тётка, Ольга Матвеевна Дурандина.

Историческая справка:

Феодосия Прокофьевна Морозова, в иночестве Феодора, родилась в Москве 21 (31) мая 1632-го года. Была представительницей одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства, верховной боярыней, деятельницей русского старообрядчества, сподвижницей протопопа Аввакума. Овдовев в 30 лет, Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых, гонимых властью староверов. Усмиряла плоть свою власяницей.

Как вспоминают современники боярыни Морозовой, «дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье».

Из-за личного конфликта с царём-реформатором Алексеем Михайловичем и за приверженность к «старой вере» была арестована вместе с сестрой и слугами, лишена всего имущества, сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой, после пыток на дыбе, умерла от голода. Канонизирована старообрядческой церковью.

Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова » Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Но к работе над созданием масштабного исторического полотна он приступил лишь спустя три года.

Центральной фигурой в композиции картины является сама боярыня Морозова. Её везут, закованную в кандалы и цепи, в санях, которые символично «раскалывают» толпу зевак. Её лицо измождено постом и лишениями, его бледность и бескровность оттеняет чёрная шуба. Правая рука сложена в старообрядном знамении перед иконой Богородицы.

Образ боярыни на картине - собирательный. Общее настроение боярыни Суриков списал с увиденной однажды вороны с чёрным крылом, которая билась о снег. В основе образа боярыни - старообрядка, которую Суриков повстречал у Рогожского монастыря. Намного сложнее было подыскать идеальную модель для создания неповторимой внешности боярыни Морозовой. В конце концов, ею стала тётка Василия Сурикова - Авдотья Васильевна Торгошина.

Десятки оттенков снега на картине «Боярыня Морозова » также дались художнику непросто. Делая эскизы, художник размещал моделей прямо на снегу, ловя наименьшие рефлексии света, изучая воздействие морозного цвета на кожу лиц. Так создавалась «цветовая симфония», как позже критики назовут картину.

Толпа, сквозь которую провозят арестованную раскольницу, реагирует на происходящее по-разному. Кто-то глумится над «свихнувшейся бабой», кто-то недоумевает, зачем состоятельная аристократка сознательно убивает себя ради старых обрядов, кто-то видит в страданиях Морозовой собственную печальную участь в будущем. Что примечательно, все женские фигуры на картине сочувствуют главной героине. Юродивый в правой нижней части картины повторяет жест боярыни. И только лишь дети остаются беззаботны.

«Грубые московские люди, в шубах, телогреях, торлопах, неуклюжих сапогах и шапках, стоят перед вами как живые. Такого изображения нашей старой, допетровской толпы в русской школе ещё не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание».

Критик Гаршин

Первое публичное представление работы состоялось на Пятнадцатой передвижной выставке в 1887-м году. Зрители и критики не были единогласны в отзывах. Многие замечали отсутствие перспективной глубины на картине, академисты называли её «пёстрым ковром». На что Александр Бенуа ответил:

«Действительно это удивительное по своей гармонии пёстрых и ярких красок произведение достойно называться прекрасным ковром уже по самому своему тону, уже по самой своей красочной музыке, переносящей в древнюю, ещё самобытно-прекрасную Русь».

Критик В. Стасов написал о «Боярыне Морозовой следущее:

«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берёт задачей изображение русской истории, не ходило ещё».

Вскоре после этого картина была куплена для Государственной Третьяковской галереи за 25 тысяч рублей.

Также сохранились около сотни эскизов к «Боярыне Морозовой», преимущественно портретных.

Оригинал записи и комментарии на

Услышал еще в юности от своей крестной Ольги Матвеевны Дурандиной. Четкий замысел сформировался лет через десять. «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал живописец.

Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал эпизод, когда староверку везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, она, полагая, что царь видит ее в этот момент, часто крестилась двухперстным знамением. Тем самым она демонстрировала приверженность вере и бесстрашие.

В одной телеге с Морозовой ехала ее сестра Евдокия, также арестованная и в дальнейшем разделившая судьбу Феодосии. Суриков же изобразил ее идущей рядом — это молодая женщина в красной шубе справа от саней.

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго. Уже и толпа была написана, а подходящего лица для центрального персонажа все не встречалось. Решение было найдено в среде старообрядцев: к ним с Урала приехала некая Анастасия Михайловна, ее-то Суриков и написал: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Сани с боярыней «раскалывают» толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как аллегория противостояния. У боярыни на руке и у странника справа — лестовки, кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы (символа духовного восхождения).


Этюд к картине. (wikipedia.org)

Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил моделей на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи. Даже юродивый в отрепьях писался с человека, сидящего практически голышом на морозе. Суриков нашел натурщика на рынке. Мужичок согласился позировать, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, — вспоминал художник. — Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

Раскол русской церкви был вызван реформой, инициированной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и богослужебные книги; двуперстное крестное знамение заменено на трехперстное; крестные ходы стали проводить в обратном направлении — против солнца; «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, приверженцы же новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их за это анафеме.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. Ее отец был окольничим, а муж — представителем рода Морозовых, родственников Романовых. По всей видимости, боярыня входила в число придворных, сопровождающих царицу. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием, одним из крупнейших в то время в стране.


«Боярыня Морозова». (wikipedia.org)

Узнав о ее поддержке старообрядцев и помощи сторонникам протопопа Аввакума, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить строптивую боярыню. Однако безуспешно.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

Через три года боярыню вновь пытали и вновь безрезультатно. Тогда Алексей Михайлович выслал Морозову с сестрой в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму. Там они скончались от голода, после чего 14 их слуг были сожжены заживо. Примерно через 6 лет та же судьба — сожжение — ждала и протопопа Аввакума.

Судьба художника

Потомок казаков, еще с Ермаком покорявших Сибирь, родился в Красноярске. Мать привила ему чувство прекрасного и любовь к старине. Мальчик рано начал рисовать и был крайне увлечен этим занятием. К моменту, когда пора было думать о продолжении обучения после уездного училища, у Сурикова уже скончался отец, денег у семьи не было. Тогда енисейский губернатор Павел Замятин рассказал о талантливом юноше золотопромышленнику Петру Кузнецову. Тот оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.


Автопортрет. (wikipedia.org)

В столицу молодой человек ехал на рыбном обозе два месяца. По пути он заглянул в Москву, которая навсегда покорила его: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Именно в этом городе он впоследствии будет жить и напишет свои главные полотна: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». После них о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

У Василия Ивановича никогда не было настоящей мастерской. Он писал то дома, то на пленэре, то в залах Исторического музея. В обществе при этом он слыл за нелюдимого человека. Тепло и живое участие видели только его близкие.


«Утро стрелецкой казни». (wikipedia.org)

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло. Последующие полотна уже не вызывали стольких восторгов, как те, что были созданы при живой супруге. Суриков вновь и вновь брался за исторические сюжеты — переход Суворова через Альпы, покорение Ермаком Сибири, жизнь Стеньки Разина и т. п. , — но каждый раз был не совсем доволен результатом.

Скончался он в Москве в 1916 году от хронической ишемической болезни сердца. Последними его словами было: «Я исчезаю».

Картина «Боярыня Морозова» - самая известная работа Василия Сурикова. Масштабное полотно (его размеры составляют 306 на 587 см) было создано в 1887 году, а темой работы стал церковный раскол XVII века.

Церковные реформы, проводимые Патриархом Никоном, одобренные царем Алексеем Михайловичем, вызвали протест значительной части общества. Изменения вносились в церковные книги и правила богослужения. Так, креститься необходимо было тремя пальцами вместо двух, земные поклоны заменялись на поясные, вводились и другие новшества. Церковь вела непримиримую борьбу с теми, кто выступал против новых уставов. Протестующих называли раскольниками и жестоко наказывали.

В центре картины изображена боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, которая не собиралась отрекаться от старых правил и убеждений. На полотне Василия Сурикова мы видим, как боярыню Морозову, закованную в цепи, везут в крестьянских санях в заключение. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Фигура Феодосии, словно черный треугольник, разделяет народ на две части: справа - взволнованные и сочувствующие, а слева - равнодушные и глумящиеся над ней.

Первоначально автор написал разноликую толпу, выделяющуюся очень яркими личностями. Посмотрите на юродивого, сидящего на снегу. Художник нашел натурщика на рынке, он продавал там огурцы и согласился позировать на снегу в одной холщовой рубахе. Чтобы он не замерз, Васнецов растирал его озябшие ноги водкой, а за работу наградил тремя рублями. Для крестьянина это были огромные деньги.

Три боярыни придерживаются старой веры и явно сочувствуют главной героине. На голове одной из них платок золотистого цвета, он загнулся, что говорит о поклоне до самой земли в знак почтения Феодосии.

Долго не мог найти живописец типаж для главной героини, не теряющийся среди разноликой толпы. Когда же наконец он увидел старообрядку, некую Анастасию Михайловну, приехавшую с Урала, этюд был написан за два часа.

Лицо боярыни Морозовой вызывает двоякие чувства - мы видим истощенную и измученную женщину, и в то же время она не сломлена пытками, это сильная духом личность, призывающая народ твердо стоять за старую веру.

Справа изображена родная сестра Феодосии - княгиня Евдокия Урусова, также примкнувшая к раскольникам и разделившая участь своей сестры. Обеих женщин заточили в тюрьму в Боровске и заморили голодом.

Церковный раскол, ставший для России трагедией, привел к гибели тысяч старообрядцев. Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова» - это вершина творчества художника. Историческая правда полотна была столь сильна, что автора обвиняли в поддержке и защите старообрядчества и ему пришлось доказывать, что он не разделяет их взглядов. Вместе с тем, мы видим, что живописец выступает за свободу вероисповедания и против подавления свободы личности.

Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова". Это монументальное полотно (304 на 587,5 см) сегодня находится в собрании картин Государственной Третьяковской галереи и по праву считается жемчужиной данной коллекции.

В статье мы приведем данные из истории создании полотна и расскажем об образах, которые запечатлены на нем.

Род Суриковых

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске в 1848 году в семье потомственных казаков. Предки его появились в Сибири, видимо, после основания в тех местах Красноярского острога, то есть еще в XVII веке. Сам художник считал, что прадеды сибирских Суриковых происходили из старинных донских казаков. Работая над полотном "Покорение Сибири Ермаком", он встретил множество своих однофамильцев в донской станице Раздорской и укрепился в этом мнении.

Суриков закончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, а впоследствии стал членом художественного объединения "Товарищество передвижных художественных выставок".

Немного истории

Первый рассказ об опальной боярыне Суриков услышал от своей тетки и крестной Ольги Дурандиной, когда жил в Красноярске еще во время учебы в уездном училище. Видимо, эта трагическая история долго не отпускала его, потому что первый эскиз к картине художник сделал только в 1881 году, когда ему исполнилось 33, а к написанию самого полотна приступил лишь спустя три года.

Тема истории русского народа, в которой немало трагических страниц, никогда не уходила на второй план в творчестве художника. Вот и история боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой из этого числа.

Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов. К 30 годам овдовев, тайно приняла монашеский постриг, нарекшись именем Феодора, и стала проповедницей старообрядчества и сподвижницей другой знаменитой опальной личности - протопопа Аввакума.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Событие на картине

Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Это был раскол из-за убеждений и веры. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Многие из них, не выказывая этого публично, так как опасались гонений, поддерживали старинные русские православные традиции, полученные от предков. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

На полотне изображены события 29 ноября (по новому стилю) 1671 года, когда опальную Феодосию увозили из Москвы. По сохранившимся воспоминаниям одного из современников, в тот день ее провозили мимо Чудова монастыря и везли на допрос под царские переходы. Жест и образ женщины по описанию были похожи на изображенные Суриковым:

Руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше...

Описание картины "Боярыня Морозова"

Композиционным центром полотна является сама боярыня. Она изображена как неистовая фанатичка. Ее черная фигура резко выделяется на фоне белого снега, голова гордо поднята, лицо бледно, рука поднята в двуперстном (по старообрядческому канону) сложении. Видно, что женщина истощена голодом и мучениями, но все в ней выражает готовность отстаивать до конца свои убеждения.

Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев,

Так говорил о Морозовой протопоп Аввакум.

На боярыне черная бархатная шуба и черная шаль. Она полулежит на простых крестьянских санях-дровнях. Этим власти хотели дать простым людям почувствовать все унижение боярыни. Ведь бывало, что она ездила в роскошной карете, окруженная верными слугами. А теперь лежит на сене, прикованная, а вокруг толпится народ. И судя по выражению лиц, отношение к Морозовой у людей самое разное - от глумления до благоговения.

По фрагментам картин, которые приведены в этой статье, можно проследить весь тот калейдоскоп чувств, которые вызывало у народа появление на улицах Москвы подобной повозки.

Работа над картиной: центральный образ

Хорошо известен почти мистический факт, который подтолкнул художника к работе над полотном: он увидел черную ворону, бьющуюся на снегу. Позже он записал:

Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал...

На контрасте черного и белого родилась идея образа староверки, которую везут на мучения.

Однако вначале, по обыкновению, Суриков изобразил толпу, сопровождающую сани. Лишь после этого он стал подыскивать тот образ, который не только явился бы композиционным центром картины, но и контрастировал бы с ней, при этом не теряясь среди пестроты других.

Сурикову нужно было женское лицо, которое послужило бы начальной точкой для эскиза: горящие фанатизмом глаза, тонкие бескровные губы, болезненная бледность и хрупкость черт. В конце концов появился собирательный образ. Есть в нем и черты тетки художника Авдотьи Васильевны Торгошиной, интересовавшейся старообрядчеством, и старообрядки-паломницы с Урала, некоей Анастасии Михайловны, которую художник повстречал у стен Рогожского монастыря и уговорил позировать.

Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова".

Юродивый

Как видно на фрагменте картины, он провожает боярыню двоеперстием, не боясь наказания, ведь юродивый на Руси был неприкосновенен.

Прообразом юродивого в веригах стал мужичок, торговавший огурцами. Художник встретил его на рынке и уговорил позировать, сидя на снегу босым в одной холщовой рубахе. А после сеанса сам Суриков растер ему ноги водкой и вручил три рубля.

Потом художник со смехом вспоминал:

Первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был.

Странник с посохом

Подобные скитальцы-паломники еще встречались в России и в конце XIX века. Среди наследия художника исследователи находили эскизы позируемого с различными поворотами головы, которые Суриков, видимо, писал по памяти. Это значит, что прототипом странника был случайно встреченный человек, согласившийся когда-то позировать художнику. Потом у Сурикова представление о композиции картины несколько изменилось, но того скитальца уже было не отыскать.

Один из исследователей творчества художника (В.С. Кеменов) утверждал, что в образе этого странника нашли отражение черты самого Сурикова.

Кроме того, известно, что изображенный на полотне посох художник случайно увидел у какой-то паломницы, шагавшей по дороге в Троице-Сергиеву лавру. Испугавшись бегущего за ней человека, размахивающего акварелью и кричавшего "Бабушка! Дай посох!", та бросила его и убежала. Она подумала, что это разбойник.

Стоящая рядом со священником девушка-монахиня, списана с одной знакомой художника - дочери московского священника, которая готовилась принять постриг.

Девушки и старухи

Типажи старых и молодых женщин Суриков отыскал в общине старообрядцев, живших при Преображенском кладбище в Москве. Там его хорошо знали и соглашались позировать.

Нравилось им, что я казак и не курю.

Вспоминал художник.

А вот девушка в желтом платке стала настоящим открытием художника. Завернувшийся с нижнего края платок, сообщает нам, что его обладательница была из тех, кто глубоко сочувствовал боярыне. Провожая ту на мучительные испытания, девушка била поклоны до земли. Лицо ее выражает глубокую скорбь.

Изображена на картине Василия Сурикова "Боярыня Морозова и сестра последней - Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру.

Смеющийся поп

Это едва ли не самый яркий типаж из народа, как сейчас сказали бы, из "массовки". Известно, что его прототипом стал Варсанофий Семенович Закоурцев, дьячек Сухобузимской церкви (село Сухобузимское в Красноярском крае). Художник писал его черты по памяти, вспоминая, как восьмилетним ребенком ему пришлось всю ночь править лошадьми по весьма непростой дороге, поскольку сопровождавший его дьячок, по обыкновению, напился.

В этом селе Суриков жил с шести лет. Сюда переехала вся его семья, потому что отец заболел чахоткой и для излечения ему требовалось пить кумыс - целебное кобылье молоко, которое можно было достать поблизости. А спустя два года Суриков поехал на учебу в Красноярск, куда его и повез пьянчужка-дьячок. Вот какие воспоминания об этом событии оставил впоследствии художник:

Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: "Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. "Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая, пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.

Заключение

Картина Сурикова "Боярыня Морозова" попала на передвижную выставку уже вскоре после написания (1887 год), и почти сразу же была приобретена купцом и меценатом Павлом Третьяковым для своей знаменитой коллекции русского изобразительного искусства.

В настоящее время это полотно экспонируется в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века». Здание, являющееся частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», находится по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»