Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина? 

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

В сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» главный герой, владелец поместья, живет сытой, благополучной жизнью. Всего у него хватает с избытком, одно только портит ему настроение – слишком много мужиков вокруг развелось. Стал он бога просить, чтобы от мужиков его избавил, но бог видел, что помещик глуповат и не внял его просьбам.

Тогда помещик стал мужиков всячески притеснять – не давал им пользоваться ни водой, ни лесом и много чем еще их обижал. Мужики, в свою очередь, взмолились богу, и тот их от помещика забрал. Остался помещик в одиночестве. Живет, радуется, чистым воздухом наслаждается. Вот только кого бы он к себе в гости не приглашал, все его глупым называют из-за того, что от мужиков избавился.

А исправник, посетив помещика, спрашивал, кто же будет подати платить, если мужиков не осталось, да грозил помещику разными неприятностями. Но помещик упрямым оказался, готов был терпеть лишения, но чтобы духу мужицкого и близко не было. От уединенной жизни он постепенно одичал, зарос волосами, ногти его стали, как железные и он даже охотился на зайцев, словно дикий зверь. Дошло до того, что одичавший помещик стал с медведем дружить, вот только медведь его тоже глупым назвал.

Тем временем в городе из-за отсутствия мужиков полное разорение случилось – на рынке никто продуктами не торговал, и подати никто не платил. Стало начальство совещаться как проблему решить. А тут как раз над городом рой мужиков пролетал, вот часть из них отловили и в уезд к упрямому помещику отправили. И сразу закипела жизнь, пошла торговля, повалили подати. А помещика отмыли, внушение ему сделали и под присмотр слуги посадили. Сидит он теперь в имении, да с тоской о вольной жизни без мужика вспоминает. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Дикий помещик» заключается в том, что основные значимые ценности в государстве создаются народом, а те, кто этого не понимает, попадают в такое же положение, в каком оказался герой сказки, дикий помещик. Сказка учит не быть упрямым и прислушиваться к разумным советам.

Какие пословицы подходят к сказке «Дикий помещик»?

Мужик умен, да мир дурак.
Глупость - беде соседка.
Я и сам упрям: хоть надорвусь, да упрусь.

Чему учит сказка "Дикий помещик"?

    Сказка учит людей не быть глупыми

    Помещик глупый был, мужики ему чем то не угодили

    Кроме того в какой то момент он мыться перестал, одичал

    Так что соблюдать гигиену нужно

    Ну и не делать разных глупостей — иначе назовут дураком.

    Сказка немного странная, но раньше все сказки были такие.

    Стоит отметить, что эта сказка отображает современность именно в том, что многие люди пытаются жить за счт других, как и этот помещик, но при этом втаптывают этих других в грязь. А когда возомнившие о себе люди остаются одни, тут они и становятся quot;дикимиquot;, потому что нет больше рядом тех людей за счт которых они жили. На мой взгляд эта сказка учит тому, что надо относиться к людям с уважением и милосердием, потому как все мы зависим в какой-то степени друг от друга. В любых ситуациях нужно оставаться людьми.

    Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 6080-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки для детей изрядного возраста, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.

    Основная проблема сказок Щедрина взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых.Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (Медведь на воеводстве, Орел-меценат), эксплуататоров и эксплуатируемых (Дикий помещик, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил), обывателей (Премудрый пескарь, Вяленая вобла).

    Сказка Дикий помещик направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик Но тут же появляется элемент современной жизни: и был тот помещик глупый, читал газету Весть. Весть газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, мягкое, белое и рассыпчатое. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит холопьего духу. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: Весь он, с головы до ног, оброс волосами а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только рой мужиков отловили и водворили на место, на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая.

    Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?) генералы, которых он вместо говядин-ки угостил печатными пряниками и леденцами (Однако, брат, глупый же ты помещик!) и, наконец, капитан-исправник (Глупый же вы, господин помещик!). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с Диким помещиком, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в Диком помещике возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

    Ну если коротко, то сказка учит тому, что без простого народа государство существовать не может. А если длинно, то согласна с jkhnjkh6457.

    Между тем капитан-исправник хоть и покровительствовал помещикам, но в виду такого факта, как исчезновение с лица земли мужика, смолчать не посмел. Встревожилось его донесением и губернское начальство, пишет к нему: quot;А как вы думаете, кто теперь подати будет вносить? Кто будет вино по кабакам пить? Кто будет невинными занятиями заниматься?quot; Отвечает капитан-исправник: казначейство-де теперь упразднить следует, а невинные-де занятия и сами собой упразднились, вместо же них распространились в уезде грабежи, разбой и убийства. На днях-де и его, исправника, какой-то медведь не медведь, человек не человек едва не задрал, в каковом человеко-медведе и подозревает он того самого глупого помещика, который всей смуте зачинщик.

    Обеспокоились начальники и собрали совет. Решили: мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил.

    Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд.

    И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:

    • И откуда вы, шельмы, берете!!
  • Сказка quot; Дикий помещикquot; Салтыкова — Щедрина очень актуальна на сегодняшний день.

    Помещик ненавидел крестьян. Но, оставшись без своего крепостного Сеньки, он стал дичать.

    Не стоит пренебрегать теми, кто кормит.

    В своих сказках Салтыков — Щедрин очень сочувствует народу, но при этом, он осуждает его за долготерпение.

    Салтыкова-Щедрина недаром проходили в советское время. Он высмеивал богатых тупых чиновников и сочувствовал крестьянам. У него в сказках простой мужик всегда сообразительней барина. В сказке Дикий помещик все тоже самое. Осуждают помещиков. Сочувствует многострадальным крестьянам. Осуждает их за терпение. Не думала, что до сих пор изучают творчество этого писателя. Я против него ничего не имею, конечно, но все это как-то однобоко)

    Салтыков-Щедрин quot;Дикий помещикquot;. Произведение учит быть человеком, будь ты наверху на троне или ползаешь внизу как червь. Человеческое достоинство должно быть у каждого и человек человеку равный, хотя положение, конечно, может быть разным.

    Салтыков-Щедрин(псевдоним-Н.Щедрин) любимый писатель советских времен.Ему установлен памятник в Твери.Высмеивал помещиков и их безграничную власть над крестьянами.Сам он был из богатого рода.Был вице-губернатором.Его сказки,были голосом того времени,когда уже было понятно,что без освобождения крестьян от помещиков,необходимо для процветания России.Наверное и сейчас можно найти таких помещиков хоть в гос.предприятиях,так и у частников.Отношение к рабочим и крестьянам наверное не сильно изменилось.Просто сейчас можно хлопнуть дверью и уйти на другое место работы.А во времена Салтыкова не уйдешь от самодура помещика.

    М. Е. Салтыков-Щедрин вовсе не идеализировал крестьян, как это утверждает один из предыдущих ораторов. Взять хотя бы сказку о двух накормленных генералах, в которой мужик сам связал вервку, чтобы его связали (на тот случай, если сбежать надумает).

    Когда во время последнего мирового кризиса стали терять работу не только пролетарии, но и менеджмент, сколько воплей по СМИ прокатилось. Караул, свет клином сошлся. Они и подумать не могли, что всегда у quot;мужикаquot; зарплату урежут, заставят больше работать, половину уволят — и будут продолжать получать безумно огромные зарплаты и неизвестно за что бонусы.

    Это говорит о том, что власть имущие (где бы они е не имели: в парламенте, в конкретной фирме или в рассматриваемой сказке) действительно думают, будто их приказы порождают материальные ценности, словно волшебные заклинания, а простой народ, эти ценности создающий, только мешает им жить, ибо они понятия не имеют, что и как в этом мире делается .

    Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина под названием quot;Дикий помещикquot; учит, прежде всего, не плевать в колодец, из которого придтся пить. Помещик, который является главным действующим лицом произведения, вначале не был диким, а только очень глупым, потому что решил, что от мужика в его владениях вреда гораздо больше, нежели пользы. Поэтому решил он мужика извести, но сам при этом к жизни был совершенно не приспособленным, до такой степени, что даже не мог приготовить себе еду. Так постепенно и одичал, поскольку перестал за собой ухаживать, начал ходить на четвереньках и охотиться, как это делают дикие звери. То есть, необдуманно истребив мужика, оказался на грани гибели и сам. Глупость — это самая большая беда, которая, если уж датся при рождении, то и не покидает человека на протяжении всей его жизни. И цена ошибок, совершнных под е влиянием, может быть очень и очень высокой.

Сказки прочно заняли место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Сатирик использовал любимый народом жанр с целью привлечения большего количества читателей к поднимаемым им проблемам. Таким оригинальным и в то же время понятным способом автор смог сказать о русском обществе конца 19 столетия больше, чем это сделали историки этого периода.

Салтыков-Щедрин, по его собственному признанию, создает такие сказки для взрослых, которые по умственному развитию соответствуют ребенку. Автор хочет открыть таким людям глаза. На самом деле такие сказки доступны любому, даже не приученному к чтению человеку. Тем самым они очень опасны тем, кого осмеивает в них Салтыков-Щедрин.

Основная проблема, поднятая в сказках Щедрина - взаимоотношения хозяев и рабов. Автор с сатирой обрушивается на царскую Россию. Читатель сталкивается в сказках с образами тех, кто привык командовать и тех, кто этим командам.

Сказка «Дикий помещик» осмеивает весь общественный строй России того времени, построенный на эксплуатации, полном угнетении простого народа. Сохранив стиль русских народных сказок, Щедрин через аллегорию рассказал о реальных событиях того периода: в одном имении живет помещик, потомственный дворянин; он глуп и ленив, его существование сводится к сохранению красоты своего тела, а все остальное делают за него крепостные крестьяне. Помещик не терпит дух, который идет от его холопов, и избавление от этого ненавистного запаха было единственной мечтой помещика. Когда в один день этот смрад исчезает вместе со всеми крестьянами, непутевый, не знавший жизни помещик постепенно превращается в животное и, окончательно одичав, убегает в лес.

В этом смешном и фантастическом сюжете сказки скрывается истинное положение де в стране. Помещики все проблемы от управления имением до мытья посуды и раздевания перед сном перекладывали на своих крестьян. Сами же вели праздное существование, абсолютно не знали жизни, и любая проблема, с которой они столкнулись один на один, могла их погубить.
Отсюда и название сказки. «Дикий» в данном случае означает «далекий от жизни», не приспособленный к ней. И это понимание дикости в сказки нарастает с развитием сюжета.

Читатель узнает, что помещик ненавидит крестьян, не видит ничего зазорного в применении физической силы против их проступков. А апогеем дикости становится постепенное превращение помещика в животное: он весь оброс волосами, его ногти отросли и сделались похожими на когти, он прекратил сморкаться и стал ходить на четвереньках и разговаривать. Физиологическая потребность в еде заставляет его охотиться на зайцев.

Несмотря на страшный внешний вид, помещик, оказавшийся в новых условиях, потерял всю свою суровость. Его дикость вызывает жалость. Ведь на самом деле, он беспомощен как дитя малое.

Благодаря градации дикости человека, показанной в сказке, Салтыков-Щедрин смог показать читателю полную деградацию человека, отмирание всех его человеческих качеств, время от времени намекая, что образ данного помещика – собирательный образ владельцев большинства русских имений того времени.

Салтыков был моралистом. Показав ужас падения человека он надеялся, что его поймут, и вскоре произойдет восстановление нравственности человека, подъем духовности и наступит время гармонии в жизни всех слоев населения.

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60-80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету «Весть»”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки...”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”).

) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

­Чему учит сказка

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным. В них он затрагивал те социально-политические и нравственные проблемы, которые волновали народ в конце 19-го века, хотя мораль этих сказок не потеряла своей актуальности и сегодня.

В произведении “Дикий помещик”

мы видим, как самоуверенный и не очень умный Князь прогоняет своих крестьян, чтобы ему дышалось легче и спокойнее. Бог внял его молитвам, хотя знал, что помещик этот довольно глуп, но крестьян, которых тот стал намеренно во всем ущемлять, Богу было жалко, вот он и отпустил их на волю. Помещик, конечно же, не смог долго жить сам. На рынке пропали хлеб, молоко и мясо, сады поросли травой, дом стал заброшенным, а сам князь стал потихоньку в зверя превращаться. Он не мылся, не расчесывался, не менял одежду, питался одними пряниками да леденцами, порос шерстью и, в конце концов, стал ходить на четвереньках.

На мой взгляд, в этой

сказке много поучительного. Во-первых, господа не могли обойтись без своих крестьян. У каждого дворового человека были свои обязанности, с которыми только он знал, как справляться, а помещик, который все время только возлежал да гранпасьянс раскладывал, был неприспособлен к самостоятельной жизни. Во-вторых, человек, прекращая общение с другими людьми, постепенно становится диким. Лишившись своего народа, помещик остался жить в окружении одного только леса и диких зверей, поэтому со временем он стал и сам походить на лесного обитателя, даже завел дружбу с медведем и вместе с ним ходил охотиться на зайца.

Автор любил использовать такие элементы абсурда, чтобы его сказки легче читались и вызывали улыбку. Своей сатирой он положил начало новому литературному жанру в русской литературе – аллегоричным сказкам. Его сравнения могут звучать порой нелепо, но если вдуматься, то в них можно заметить своеобразный сарказм и колорит. Салтыков-Щедрин написал более тридцати подобных сказок. Все они были наполнены художественным смыслом и содержали глубинную мудрость. И сегодня, когда мы их читаем, то невольно улыбаемся комичности ситуации.


Другие работы по этой теме:

  1. Помещик Помещик – главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”. Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много...
  2. ­Смысл названия Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются удивительно тонким чувством юмора и приближенностью к реальности. В большинстве из них показаны взаимоотношения “хозяев жизни” и подневольных крестьян. Так...
  3. ­Запоминающийся момент Более тридцати сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин, и все они были по-своему содержательны и увлекательны. В каждую такую сказку он вкладывал глубинный смысл....
  4. Над чем смеется автор Значительное место в творчестве сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают поучительные сказки. Некоторые из них входят в состав школьной программы, а некоторые...
  5. ­Основная мысль Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения,...
  6. ­Нравственный урок Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина были написаны на завершающем этапе творчества писателя, где-то между 1880 и 1886 годами. Форма сказки для обличения социально-нравственных проблем...
  7. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, “и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был...
  8. Сказка Е. Шварца “Два клена”, несомненно, может научить многому. Во-первых, слушаться старших, осо­бенно своих родителей. Если бы Егорушка с Федором послушали маму и не ушли...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»