Сочинение егэ. Екимов Борис Петрович. Родительская суббота (рассказы разных лет) Писем от марьяны старой нашей няньки ждать

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Вариант сочинения в формате ЕГЭ по тексту Б.П.Екимова

(вариант 11 из сб. И.П.Цыбулько)

У многих из нас в жизни, без сомнения, есть такие люди, которые отдают нам себя без остатка, отдают свое тепло, заботу, ради нас готовы на всё. Счастлив тот, у кого такие близкие люди есть! Но вот вопрос: умеем ли мы это ценить? Чувствуем ли свою ответственность перед этими людьми? Понимаем ли, что и им когда-нибудь понадобятся наша поддержка, наша забота, наше внимание? Понимаем ли??? Именно над такими вопросами заставляет нас задуматься Б.П.Екимов.

Эту актуальную для всех проблему автор рассматривает на примере судьбы пожилой женщины Марии Ивановны Миколуцкой, няни персонажа-рассказчика. Проявлением так называемой заботы о ней со стороны рассказчика и его отца стало определение «старой няньки» Марьяны в дом престарелых для бывших партийных работников. Перед нами удивительная женщина! Женщина, посвятившая всю свою жизнь заботе о других людях, сумевшая сохранить способность верить в человека, находить радость в труде, пронесшая до конца своих дней любовь к тем, кто её предал. Да, именно предал! Разве можно так поступить с человеком, который отдал тебе всю свою душу? Характер няни отличается цельностью и высокой нравственностью, что встречается, к сожалению, все реже. От «обычной радостной улыбки», которая не сходит с лица Марьяны, веет душевной теплотой, приветливостью. Ни слова упрека не звучит от героини в адрес людей, «позаботившихся» о ней. Даже свою пенсию Марьяна завещает младшему брату персонажа-рассказчика, отказывая себе во многом. Разве это не подвиг? Подвиг человеческого великодушия! Рассказывая о нечастых визитах к няне, герой текста испытывает чувство вины перед женщиной, взлелеявшей его. Но удивительно: почему ни у рассказчика, ни у его отца не возникло желания найти могилу няни после ее смерти? «Ни один из нас не побывал на ее могиле»,- эти слова-признания рассказчика звучат запоздалым раскаянием. Слишком поздно, конечно, раздается слабый голос совести. Но читатель чувствует, что рассказчик выносит эту историю на суд людей, да и себя он тоже судит.

Не согласиться с подобной точкой зрения нельзя. На мой взгляд, надо уметь ценить добро, которое исходит от других по отношению к тебе, понимать, что на тебе лежит ответственность за тех людей, которые были с тобой рядом всегда. Отворачиваться от них нельзя!

В художественной литературе можно найти подтверждение данной мысли. Недавно я перечитала повесть В.Распутина «Деньги для Марии», в которой перед нами предстает образ простой русской женщины, сельской труженицы, многодетной матери, попавшей в беду. Живя по принципу «делать добро людям», Мария возложила на себя ответственность перед всей деревней - вести торговлю в магазине. Это отклик героини на просьбы односельчан. Марию и всю её семью постигает беда огромного масштаба- недостача в магазине в тысячу рублей. Уважения заслуживает, на мой взгляд, Кузьма, муж Марии, который детям с раннего возраста привил понятие совести. Оставил ли Кузьма в беде свою жену? Нет! Мария всю себя отдавала семье, мужу и детям, не жалея свое слабое здоровье, заботилась о родных людях, да и о чужих тоже. «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим»,- произносит Кузьма, потому что чувствует свою ответственность за Марию, близкого и родного человека.

В рассказе Л.Петрушевской «Я тебя люблю» также рисуется образ мужа, который проявляет заботу о парализованной жене. Поведение героя в первой половине рассказа - причина многих проблем, возникших в его семье. Измена жене, невнимание к ней и детям, несмотря на то что супруга всю себя отдавала родным людям. Всё это явилось причиной болезни героини, оказавшейся прикованной к постели. Именно муж, осознав свою ответственность за любящего его человека, принимает на себя всю заботу о больной супруге.

Б.П.Екимов заставил нас, читателей, глубоко задуматься над отношением, которое мы проявляем к близким и родным людям, воззвал к голосу человеческой совести. Вслед за автором хочется сказать о том, что мы обязаны помнить о своей отвественности за тех, кто посвятил нам всю свою жизнь.

(1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон.

(2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной - сплошные магазины-скворечники с яркой пестрядью этикеток и оберток, кафе, шашлычные, закусочные. (4)Но остались главное - море, небо, горы, степь; их молчание, ропот волн, шелест травы - словом, главное.

(5)А вечерами - шумная набережная, от затенённой диким виноградом веранды до музея Волошина. (6)Прогулки, разговоры, толкотня. (7)Занятные безделушки на парапете и лотках. (8)Что-то рассмотришь, что-то купишь - себе или родным и друзьям в подарок.

(9)Всё славно. (10)И лишь пожилая женщина с букетами полыни тревожила меня. (11)Она была так ни к месту и своим видом - потёртое пальто, тёмный платок, старость - и своими жалкими, никому не нужными букетами. (12)Вечерами она, сгорбившись, одиноко сидела на скамейке на самом краю набережной. (13)Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике на берегу моря.

(14)В первый же день я, конечно, купил у неё букетик полыни, выслушав: «Повесите на стенку и так хорошо будет пахнуть!» (15)Купил, словно долг отдал. (16)Но от этого не стало легче! (17)Конечно же, не от хорошей жизни прибрела она сюда. (18)Сидит, потом медленно бредёт во тьме домой.(19) Старая мать моя обычно, ещё солнце не сядет, уже ложится в постель. (20)Говорит, что устала. (21)Ведь и в самом деле устала: такая долгая жизнь. (22)И такой долгий летний день - для старого человека.

(23)Старые люди... (24)Сколько их ныне с протянутой рукой!

(25)И эта одинокая пожилая женщина на набережной! (26)Просить милостыню, видно, не хочет. (27)Хотя подали бы ей много больше, чем выручит за свои жалкие сухие веточки. (28)Но просить не хочет. (29)Сидит...

(30) Прошёл день, другой, третий. (31)Ещё радовали солнечные дни, тёплое море, голубое небо, яркие клумбы оранжевых бархоток и пахучих петуний, зелень деревьев. (32)В Москве слякотно, холодно и даже снег прошёл, а здесь ласковое лето. (33)Днем - хорошо, вечером приятно погулять по набережной, постоять на причале возле рыбаков.

(34)И всякий же вечер была старая женщина, одиноко сидящая возле букетов сухой полыни.

(35)Но однажды, выйдя на набережную, увидел я, что возле старой женщины, на её скамейке, сидит пара: бородатый мужчина - на краешке скамьи, на отлете, мирно покуривает, а супруга его живо беседует со старушкой. (36)Сухой букетик - в руке, какие-то слова о пользе полыни и всяких других растений. (37)А разговоры «о пользе» весьма притягательны.

(38)Вот возле старой женщины, у её букетиков, заслышав что-то «о пользе», стали останавливаться. (39)День на исходе, забот никаких. (40)Самое время побеседовать «о пользе». (41)Беседуют и, гляжу, покупают. (42)Дело-то копеечное.

(43)Поглядел я, порадовался, побрёл потихоньку своей дорогой.

(44)А на душе как-то спокойно стало. (45)Ведь так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце.

(46)Следующим вечером - та же картина: женщины беседуют, бородатый мужчина спокойно покуривает рядом. (47)Слышу, старушку уже по имени-отчеству величают. (48)Значит, познакомились. (49)Это и вовсе хорошо.

(50) В один из последних вечеров видел я и старую женщину с сухими цветами, и её новых друзей. (51)Последние, видимо, уезжали. (52)Мужчина что-то записывал на бумажке. (53)Наверное, адрес.

(54)На следующий день - гроза, ливень, потом моросило. (55)Вышел я вечером - никого. (56)И старушки тоже, конечно, нет.

(57)Но тогда, в тот последний мой крымский вечер, и теперь, от Коктебеля вдали, я вспоминаю о старой женщине без горечи и печали. (58)Нашлись люди добрые, посидели возле неё, поговорили. (59)А что ещё нужно старому человеку? (60)Теперь она зимует и ждёт весны. (61)Как и все мы, грешные, ждём тепла, небесного ли, земного. (62)Любое - в помощь.

(по Б. П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) - российский прозаик и публицист.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема одинокой старости. (В чём нуждается одинокий пожилой человек?) Одинокий пожилой человек нуждается в человеческом участии, в общении с доброжелательными людьми.
2. Проблема бедности одиноких пожилых людей. Пожилые люди, оказавшись в одиночестве, могут нуждаться в средствах для жизни, и тогда кто-то из них встаёт с протянутой рукой, а те, кому просить не позволяет гордость, пытаются заработать своим трудом, несмотря на возраст и усталость.
3. Проблема отношения людей к одиноким старикам. (Как люди относятся к проблемам одиноких пожилых людей?) Люди испытывают сочувствие и сострадание к одиноким старикам, но не все находят в себе душевные силы, чтобы проявить к ним искреннее участие, оказать действенную помощь.
4. Проблема потребности людей в душевной теплоте. (В чём нуждается каждый человек?) Каждый человек испытывает потребность не только в тепле, которое дарит природа, но и в душевной теплоте, исходящей от других людей.

«Вспоминаю очень часто душевные наши встречи, теплые беседы в маленьком и уютном вашем домике. Вы пишете, что я успокаивала вас, могла развеселить, а ведь сама я приходила, прибегала к вам с каждым новым событием, с каждым известием. У меня в Калаче ведь не было более дорогих и близких людей, чем вы» – это строки из письма Марианны Григорьевны Блохиной. Последние несколько лет она жила в Ростове-на-Дону, возле сына, сестры. Там и умерла.

Марьяну Григорьевну знали в каждом калачевском доме. У нее учились два поколения. Хотя была она вовсе не педагогом, а музыкальным руководителем «на полставки», то есть на половинной зарплате. Детский сад и школа. Шумовой оркестр, о котором я говорил, танцевальные группы, несколько хоров, драматический коллектив, вокалисты, чтецы-декламаторы.

– Калачевские дети очень одаренные. Очень! Пластика – удивительная. Голоса…

Мне, теперь уже коренному калачевцу, трудно с этим не согласиться. Это ведь и обо мне тоже. Но вот до Марьяны Григорьевны не было человека, который бы это увидел, почувствовал, сказал вслух.

Детский сад, школа… Надо успеть везде. Марьяна Григорьевна словно белка в суматошливом школьном и детсадовском колесе.

«В одиннадцать у меня – хор младших классов, потом просили на пионерском сборе поиграть, потом – танцевальный. После обеда собираю солистов. Вечером – драматический. Кто не придет? Лена? Почему? Сорвать репетицию?! Что с ней случилось? Сейчас побегу и найду ее!»

Старшеклассники, те, кто знал ее ближе, меж собой называли ее просто Марьяной. Она была по образованию вовсе не педагогом, а, кажется, инженером-электриком. Но хорошо играла на пианино, любила музыку. В детский сад и школу она попала случайно: война, эвакуация, чужой поселок, нужна работа. Вроде нечаянно получилось, а на всю оставшуюся жизнь.

Сейчас, со стороны, издали, видится: какая все же сумасшедшая была у нее работа! Ведь в школе что основное: математика, русский и прочее. А тут Марьяна со своими репетициями. И ей: то – места нет, то – нужных людей куда-то забирают. Или вдруг эти милые люди сами куда-то делись. Ищи, Марьяна! У солистки несчастная любовь, и ей не до песен. Уговаривай, Марьяна… А у Марьяны дома свои дети. И зарплата – копеечная. Не раз она грозила все бросить и уйти. Но к счастью, уйти не могла.

Поздний вечер. Пустая школа. Репетиция закончена. Устали. «Хотите, я вам что-нибудь сыграю?» – «Сыграйте, Марьяна Григорьевна…»

Открытое пианино. Музыка. Пристроимся рядом, слушаем. Уборщица, опершись на швабру, стоит, тоже слушает.

Потом, через долгое время, в годы взрослые, эта уборщица, встречая, спрашивала меня: «Как там Марьяна Григорьевна? Не слыхал? – Головой качала. – Какой человек…»

В последние свои калачевские годы Марьяна Григорьевна жила в школьной пристройке, в крохотной комнатке, нормальной квартиры так и не получив.

Она была из Одессы, из семьи Соколовских. Видимо, от немцев бежали. И оказались после войны в Калаче. Фима Наумовна – глава семьи, старая, седая. Две дочери: Марианна и Любовь Григорьевны, последняя сразу умерла. Я ее не помню. У нее остался сын Феликс. У Марьяны – сын Сергей. Так они и жили, вчетвером: Марьяна работала, ребята учились, Фима Наумовна вела дом.

Один случай. Мне рассказывали о нем не раз, тетя Нюра и мама. Это было в сорок седьмом или в сорок восьмом году, после войны.

Время тяжелое: голод, разруха. А у Фимы Наумовны и Марьяны, в их семье, были деньги. Помнится – пять тысяч рублей. (Сумма для того времени великая. Месячные зарплаты – тридцать рублей, пятьдесят рублей, семьдесят.) Говорили, что это выигрыш по «государственному займу». Выигрыш значит выигрыш. Фима Наумовна и Марьяна берегли эти деньги, не тратя их, для круглого сироты Феликса. Когда он вырастет, эти деньги ему помогут начать свою жизнь. А пока деньги берегут, не знаю уж – на сберкнижке ли, дома.

Но про «пять тысяч» многим известно. А времена были тяжкие: хлеба не ели досыта. И потому, когда припирало, люди шли к Фиме Наумовне и просили денег взаймы, на какой-то короткий срок, чтобы «перебиться». Брали многие, и все отдавали. Не вернул деньги лишь один человек. Помню его фамилию, но называть не буду. Он занял деньги, чтобы купить тёлку. А потом сказал: «Деньги не верну». И все. Кому идти жаловаться? И как? Никакого документа, даже расписки. А в те самые дни кому-то из знакомых срочно потребовались деньги. Кажется, Шкленникам. Тоже – беженцы, поляки ли, латыши. Детей имена помню: Эдуард, Витаус и Юля. Шкленники надеялись. А тут – такая вот история, которая всем стала известна. Но Шкленник все-таки пришел к Фиме Наумовне, потому что деваться некуда. Он пришел и сказал: «Я знаю, что вам деньги не вернули. Но мне взять больше негде. А нужда велит. Я написал расписку, и свидетели распишутся…» Фима Наумовна остановила его. «Не надо никаких расписок, – сказала она. – Если один плохой человек обманул нас, разве можно всем людям не верить». Вот и все.

Марьяну Григорьевну в тогдашнем Калаче все знали и долго помнили. Фиму Наумовну – тоже. «Какие люди хорошие… – говорили мои домашние. – Это не Розенцвейги…»

Розенцвейги – тоже одесские беженцы, из Или. Они туда эвакуировались с вагоном сапожного товара. Организовали артель, в которой работали ссыльные поляки. Всю войну Розенцвейги жили припеваючи. А потом вернулись в Одессу, как говорили, с вагоном денег. Но это – уже другое, почти нынешнее.

Марьяна Григорьевна – из времени иного, недаром она любила наш старый дом и его обитателей. Строки из писем: «Вспоминаю Калач и ваш милый домик… Вы с Анной Алексеевной всегда такие добрые, отзывчивые, ко всем людям ласковы… С вами мне было легко и свободно…» «…здесь, даже с самыми близкими… мне как-то не по себе. По их мнению, я не умею жить, не умею устраиваться, добиваться… не раз уже говорили, что я идеалистка, наивная женщина, безосновательно верю во все хорошее в жизни, в людях. Кто знает, может быть, это и так… Но мне всегда люди казались хорошими в большинстве случаев.

Нет, мне кажется, я была права. И вы, мои хорошие друзья, сохраняйте свою доброту к людям. Не теряйте веру…»

Наш старый дом, его семейные альбомы, пожелтевшие фотографии. Детский сад, школа. Веселая детвора: танцуют, поют… Где-то там, рядом, наша Марьяна. А это – уже постарше: драматический кружок. Веня Болдырев, Валера Скрылев, Валя Жукова, Маша, Рая, Галя и я… В «Майской ночи» мы были «ведущими актерами». А это еще старше, и люди другие, но тоже драмкружок: Егор, Митя, Юра Могутин, Валя Попова и я, уже подрос, это десятый, наверное, класс. Светлые, милые лица. И Марьяна с нами. А вот уже младший мой брат, Николай, – он десятью годами моложе – тоже с Марьяной Григорьевной. Целая гурьба ребятишек. Поют скворчата.

Гляжу на фотографии. Музыкантами, артистами, художниками никто из нашей братии не стал. Даже в мыслях этого не было. Учились, работали, жили, живем. А как же «Учитель, воспитай ученика»?.. Что нам дала Марьяна? Минуты радости в детстве и в юности. И еще: «Калачевские дети очень одаренные».

Спасибо, Марианна Григорьевна.

Пример написания сочинения по тексту Б. Екимова.

Сочинение по тексту Б. Екимова.

Пример 1:

Автор этого текста Б. Екимов делится с читателем своими воспоминаниями об одном случае из своей жизни. Читатель наблюдает за ремонтом небольшого сарая, принадлежащего некоей тёте Нюре. Суть рассказа заключается в проблеме взаимоотношений соседей.

Текст написан простым и доходчивым языком, который мы используем в обычной, повседневной жизни.

Б. Екимов представляется нам честным и добросовестным человеком, который не желает зла окружающим его людям. И поэтому перестраивает сарай так, чтобы не навредить своим соседям.

В первую очередь, хочу выразить свое согласие и одобрение автору текста, так как он поступил по совести и, несмотря на проделанный труд, перестроил всё заново.

Не менее важным доказательством добропорядочности автора является то, что после того как новые соседи строят свой свинарник рядом с домом Екимова, он не начинает ссору с ними.

Поразмыслив над содержанием текста, начинаешь понимать, что в мире много мелких пакостей, которые люди делают друг другу. И в то же время нельзя не проникнуться чувством удовлетворения, что есть на свете люди с понятием чести и совести.

Сочинение - рассуждение по Б. Екимову (Пример 2)


Изображению характера русской женщины посвящено немало страниц в творчестве таких писателей, как Пушкин и Некрасов, Тургенев и Толстой, Лесков и Достоевский, которые стали продолжателями традиций древнерусской литературы. Ярославна и Февронья Муромская, княгиня Волконская и Татьяна Ларина, Наталья Ласунская и Наташа Ростова…
Традиции русской классической литературы были продолжены и писателями 20-21 века.
В тексте Бориса Екимова, современного прозаика и публициста, поставлена проблема цельности характера русской женщины – проблема традиционная и в тоже время актуальная для наших дней.
Мария Ивановна Миколуцкая, няня рассказчика, чей образ предстает перед нами в отрывке, всю свою жизнь посвятила чужой семье и была отправлена, очевидно, за ненадобностью, в дом престарелых – так позаботился о ней «высокопоставленный» хозяин. Не привыкшая бездельничать, она и здесь помогает бесплатно на кухне и радуется, что ее руки пригодились. Несмотря на то, что ее отправили доживать в этот дом престарелых, она не жалуется на свою судьбу, а просит похлопотать, чтобы ее пенсию сохраняли в банке и после смерти передали младшему брату рассказчика.
Восхищает открытость, безграничная доброта старой няни по отношению к окружающим, стремление быть нужной людям и желание трудиться. Женщина не сетует на свою судьбу и не хочет быть никому в тягость. В этом и заключается цельность характера героини.
Таких женщин действительно немало, особенно в наших деревнях. Приведу в пример Матрену из рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».Как и Мария Ивановна, она всю свою жизнь безропотно помогала окружающим ее людям – родственникам, колхозникам, приемной дочери и радовалась, что в ее помощи нуждаются, не требуя ничего взамен.
В романе Василия Белова «Привычное дело» также создан прекрасный образ женщины –Катерины, жены Ивана Африкановича. Она всю свою любовь отдала мужу и детям, была великой труженицей, смиренно переносила все тяготы жизни, любую непосильную работу и тихо ушла из жизни.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что характер русской женщины
многогранен и загадочен и, как бы ни менялись условия жизни, жизненные устои, главное в нем остается неизменным.

В центре внимания писателя Б. П. Екимова находится проблема отношения к пожилым людям. Эта нравственная проблема была и останется важной всегда, потому что жизнь молодого поколения должна строиться на добром, уважительном, понимающем, заботливом отношении к пожилым людям.

Рассказчик и его отец не забыли о старой няне и посетили ее в доме престарелых.

Слушая ее рассказ о жизни в этом месте, рассказчик переживал за неё, потому что чувствовал, что ей хотелось к ним домой. Рассказчик признается, что его «глаза почему-то не хотели смотреть на Марьяну». Потом рассказчик признается, что не знает, где няня похоронена и что ни один из них «не побывал на её могиле».

Последнее предложение в тексте: «…не пытаюсь ли я успокоить свою совесть?» - убеждает читателя в том, что рассказчик после смерти няни задумался о том, что он не по совести, не по-человечески отнёсся к старой няне, хотя чувствовал её состояние и её желание.

В рассказе «У теплого моря» Б. Екимов описал случай, который произошел в Крыму. Среди отдыхающих он увидел престарелую женщину, которая продавала травы. Он почувствовал ее состояние, ее одиночество. Ему стало тревожно, «словно заноза вонзалась в сердце». Он купил у нее букетик полыни, «словно долг отдал». Но спокойнее не стало. Он вспомнил о своей матери, которая очень уставала. Автор был рад тому, что вскоре с этой женщиной познакомились люди такого же возраста и что женщина уже не чувствовала себя одинокой. Сейчас он вспоминает о ней уже «без горечи и печали». Б. Екимов пишет об этом случае так, как будто он сам это пережил. Он понимает старых людей, их душу, их желания, их чувства. Автор хочет, чтобы пожилым людям было хорошо, чтобы их понимали остальные.

Рассказчик в произведении Б. П. Екимова «Старые люди» говорит о бабе Фене, которая привыкла во время войны экономить. Она и сейчас жила так. Внуку говорила, чтобы он ел обязательно с хлебом, чтобы чай пил не такой сладкий. Внук просил ее не приставать к нему, часто огрызался. Снохе не нравилось, когда старушка говорила, что борщ и так жирный, зачем еще нужна сметана. Сын, только смеясь, оговаривал её, что она стала жадной. Во время разговоров о еде, баба Феня вспоминала своё ненасытное житье. Старому человеку нужно кому-то пожаловаться. Она приходила к матери рассказчика, и та слушала ее и вздыхала. Другая престарелая женщина заботилась о том, чтобы на огороде всегда была вода. Даже ходила в соседние дома и просила воды, чтобы полить огород. Потом ее не стали пускать. Часто она крутила насосное колесо вручную. Было жарко, ей было тяжело, но она говорила, что если не полить, останутся без овощей, как же жить. Она ходила в разные организации и рассказывала о своих детях, о своей трудной жизни. Всем она надоела. Рассказчик пишет, что она сейчас ходит к нему, и он её слушает.

Надо знать житейскую истину: «старые люди что малые дети» - и прочувствовать её. Надо учиться их слушать, учиться их понимать, быть терпеливыми в разговоре с ними, не отказывать в помощи и самим предлагать её.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»