Как раньше работал музей изобразительных. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Как появилось современное название музея

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

60 лет со дня основания
Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня образования в Москве Государственного музея А.С. Пушкина (ГМП). Московский дом Пушкина, как еще называют ГМП - музей редкой судьбы. На момент учреждения в его фондах не было ни одного экспоната, а ныне он является одним из ведущих музеев страны, признанным многофункциональным научным и культурным центром Москвы. По ценности и объему своих коллекций Государственный музей А.С. Пушкина сегодня стоит в ряду крупнейших литературно-художественных и мемориальных собраний страны. В состав ГМП, наряду с основным Музеем А.С. Пушкина на Пречистенке, на правах отделов (филиалов) входят также Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате, Дом-музей В.Л. Пушкина, Музей И.С. Тургенева, Мемориальная квартира Андрея Белого. Таким образом, сегодня музей c научной и предметной достоверностью рассказывает не только о «пушкинской эпохе», представляя по сути весь «золотой век» русской литературы и культуры. Ежегодно музей принимает более 350 тысяч человек.

КАЛЕНДАРЬ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ЮБИЛЕЙНОГО СЕЗОНА ГМП





4 октября 14.00
17.00
  • Открытое заседание Учёного совета Государственного музея А.С.Пушкина (к 60-летию ГМП)
  • Торжественное открытие выставки «Дом Нащокина - путешествие в Москву» (Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург)
  • Пресс-конференция и пресс-показ выставки с участием Сергея Михайловича Некрасова, директора Всероссийского музея А.С. Пушкина и специалистов музея
  • Торжественный прием в честь 60-летия Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября С 12.00 до 21.00

18.00

  • День рождения Московского дома Пушкина.
60 лет со дня основания в Москве Государственного музея А.С. Пушкина
  • День открытых дверей. Большая развлекательно-познавательная интерактивная программа для посетителей музея: авторские экскурсии, мастер-классы, кинопоказы, концертные программы, дегустации и др.
  • А.С. Пушкин «Метель». Читает - заслуженный артист РФ Максим Аверин в сопровождении Юношеского симфонического оркестра им. Л. Николаева.
Юношеский симфонический оркестр России им.Л.В.Николаева
Художественный руководитель и главный дирижер Василий Валитов


Программа специальных проектов
к 60-летию Государственного музея А.С. Пушкина

1. Выставочные проекты:


С 23 августа до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Сумароков, Державин, Пушкин, Бестужев-Марлинский, Некрасов, Тургенев, Аксаков, Лев Толстой и Алексей Толстой, Островский, Лесков, Чехов, Блок, Бунин, Куприн, Пришвин, Паустовский, Федин, Шолохов, Нагибин, Бианки, Новиков-Прибой, Мамин-Сибиряк, Васильев, Астафьев, Казаков, Вампилов, Соколов-Микитов…

Какие имена! Цвет великой русской литературы. И все эти классики стали героями одного масштабного выставочного проекта, который организован Государственным музеем А.С. Пушкина и Государственным Литературным музеем в рамках Ассоциации литературных музеев России.

Выставка «С ружьем и лирой» объединила русских писателей и поэтов трех веков. Общей темой, связавшей русских классиков, стала «охота». В их произведениях, как и в их личном опыте, охотничья тематика нашла наиболее яркое воплощение. Хронологические рамки экспозиции охватывают период от XVIII до ХХ века - от Александра Сумарокова и Гавриила Державина до Виктора Астафьева и Алексея Вампилова.

Оказывается, охота и рыбная ловля для многих классиков русской литературы были излюбленным отдохновением. И увлечения эти вряд ли были случайны. Единение с природой рождало особую наблюдательность, созерцательность, азарт, делало зорким глаз и чутким ухо - а это, ведь, такие важные составляющие литературного творчества. Кто-то из писателей любил поохотиться за компанию, послушать охотничьи байки, запастись впечатлениями, а кто-то, как например, Некрасов, Тургенев, Островский, Шолохов - были заядлыми, страстными охотниками и рыболовами. Знакомство с народными традициями, общение с простыми людьми, собственный охотничий опыт давали писателям яркие эмоции, сюжеты, характеры своих будущих героев. Охота и рыбалка для многих были источником вдохновения. Так или иначе, но охотничья тема нашла отражение в литературном творчестве каждого из них.

Участниками проекта выступили крупнейшие исторические заповедники, литературно-художественные музеи, государственные библиотеки и архивы страны. Они представили из своих собраний уникальные мемориальные экспонаты, автографы и рукописные источники, предметы охотничьего быта, произведения живописи и скульптуры, широкую портретную галерею.

В числе «именных меморий» на выставке можно будет увидеть: охотничье снаряжение и ружья И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, М.М. Шолохова; мужское и дамское седла для псовой охоты из некрасовской Карабихи; необычное кресло, в котором любил рыбачить знаток «купеческой России» драматург А.Н. Островский; сапоги, в которых исходил сотни километров по бескрайним родным просторам «певец русской природы» М.М. Пришвин; любимую удочку заядлого рыбака К.Г. Паустовского...
Выставочное пространство состоит из 4 залов, каждый из которых будет насыщен тематическими экспонатами, охотничьими трофеями и дополнен звуковым оформлением, соответствующим тем или иным охотничьим сезонам (крики птиц, вой волков, лай собак, звуки выстрелов, шум дождя, скрип снега и т.п.). В одном из залов посетителям будут демонстрироваться фрагменты из фильмов по произведениям русских писателей XIX - ХХ веков, посвященные охоте.


Участники проекта :
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный литературный музей
Брянский государственный краеведческий музей
Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина
Государственный исторический музей
Государственный музей Л.Н.Толстого
Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
Государственный Дарвиновский музей
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Государственная публичная историческая библиотека
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»
Музей охоты и рыболовства
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Орловский объединенный государственный литературный музей И.С.Тургенева
Московский литературный музей-центр К.Г.Паустовского
Российская государственная библиотека
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново»
Государственный музей К.А. Федина
Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова
Государственный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково»


С 1 сентября до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Выставочный проект продолжает цикл выставок и альбомов-каталогов Государственного музея А.С. Пушкина, рассказывающих о мастерах камерного акварельного портрета первой половины XIX века. Музей уже познакомил посетителей с монографическими выставками П.Ф. Соколова (2003 г.), А.П. Брюллова (2008), В.И. Гау (2011).

Выставка и изданный к ней альбом-каталог посвящены творчеству Александра Ивановича Клюндера, художника, академика, создателя знаменитой портретной галереи современников А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Автором идеи, вдохновителем этого проекта и непосредственным участником стал кандидат исторических наук, академик РАХ, руководитель Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский. Известный своими исследовательскими работами в области военной истории, А.В. Кибовский хорошо знаком с живописным творчеством Александра Клюндера:
- Расцвет популярности Клюндера приходится на 1830-1840-е годы. В это время его старательность, точность в изображении лиц, хорошие навыки владения акварелью и быстрота исполнения заказов в сочетании с умеренными финансовыми запросами дают свой результат. Один за другим гвардейские полки поручают Клюндеру создание серий офицерских портретов, которые и сохранят его имя в искусстве. Лейб-гусары, кавалергарды, кирасиры Его Величества - десятки оригинальных акварелей и множество копий запечатлели два поколения блестящей военной молодежи, современников Пушкина и сослуживцев Лермонтова.
Выполняя множество заказов, Клюндер умело добивался портретного сходства. Но большое количество работ во многом достигалось заученными техническими приемами. Это не дружеские зарисовки Павла Федотова, где художнику знаком каждый сослуживец по лейб-гвардии Финляндскому полку, чувствуется авторская симпатия, уважение, ирония. В клюндеровских акварелях почти невозможно уловить внутренний мир персонажей. Все они красивы, молодцеваты, аристократичны и… практически одинаковы. Сам художник абсолютно к ним нейтрален. За это Клюндера много потом ругали почитатели Лермонтова. Ведь в двух своих портретах он никак не отозвался на величие литературного гения. На его акварелях обычный гвардейский офицер, в котором ничто не выдает таланта...

Музей Пушкина поставил перед собой достаточно серьезную и амбициозную задачу - собрать воедино творческое наследие А.И. Клюндера, хранящееся в музейных и частных собраниях, и впервые в таком объеме представить публике.

В проекте приняли участие 20 российских музеев, в том числе, крупнейшие художественные собрания России - Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей-заповедник «Павловск», Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Исторический музей, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) и др. На выставке будет представлено 159 работ А.И. Клюндера.

  • Выставка «Новые поступления в собрание ГМП»
С 1 до 17 сентября 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Этой традиционной выставкой музей отчитывается о пополнении своих коллекций и представляет самые ценные экспонаты, поступившие в собрание ГМП за последний год.

В числе представленных на этой выставке экспонатов (более 40), посетители увидят уникальные мемории, которые вскоре займут место в постоянных экспозициях:


Альбом начала XIX века в переплете из красной кожи с тиснением и 209 листами с золотым обрезом. На листах 94 произведения: 80 оригинальных рисунков в различных техниках, семь коллажей, два силуэта и пять гравюр. В числе рисунков - 7 подписных работ выдающегося французского архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона и один рисунок пером А.-Ш. Карафа, ученика Ж.-Л. Давида, чьи произведения чрезвычайно редки в России. 12 рисунков выполнены детьми князя, 5 из них - княжной Зинаидой, в будущем замужестве княгиней Волконской. Альбом имеет исключительное историко-культурное, художественное и мемориальное значение. Известно, что значимый архивный массив Белосельских-Белозерских (в т.ч. рисунки З.А. Волконской) хранится в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета. В этом контексте обнаружение данной реликвии пушкинского времени, чудом сохранившейся в частной семье в России, можно считать уникальным явлением.

- Личная вещь И.С. Тургенева. Живописная картина «Скачущий черкес».
Автор - художник-любитель Д.А. Татищев (1825 - 1878), генерал-майор, парижский знакомый И.С. Тургенева. Предмет имеет исключительное мемориальное значение. Провенанс безупречен и свидетельствует о том, что картина была подарена автором И.С. Тургеневу и находилась в личном пользовании писателя.


- Акварель «Интерьер с охотничьми трофеями» (1853). Выполнена художником А. И. Тихобразовым (1825-1897), петербургским зодчим и педагогом, младшим братом Н.И. Тихобразова, известного исторического живописца и портретиста. Работы А.И. Тихобразова крайне редки в художественных музеях страны. На сегодняшний день специалисты располагают сведениями о шести подобных акварелях 1840-х гг., находившихся в частных собраниях. Редкость экспоната заключается и в выборе темы: на акварели изображен очень "живой и информативный интерьер" мужского кабинета, в деталях обстановки повествующий о своем хозяине - охотнике и писателе. Предмет приобретается для экспозиции Дома-музея И.С. Тургенева.


С 4 октября до 3 декабря 2017 в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Впервые за 100 с лишним лет в Москву прибудет знаменитый «Нащокинский домик». Эта удивительная историческая реликвия имеет самое непосредственное отношение к жизни Александра Сергеевича Пушкина и его самого близкого друга, известного в свое время на всю Москву Павла Воиновича Нащокина. Ныне этот диковинный и бесценный экспонат хранится в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина (С-Петербург). Выставка «Нащокинский домик» (из собрания ВМП), которая будет открыта в Москве в начале октябре 2017 года - дорогой подарок питерского Пушкинского музея на Мойке своему московскому собрату - Государственному музею А.С. Пушкина.

Незаурядная личность, удивлявшая современников живым умом, обширными знаниями и «превосходным сердцем», Нащокин, по мнению современников, не нашел свою стезю в жизни, но сказал кто-то, был он «неистощимо-доброй, талантливой Русской душой, каких у нас гибло и гибнет во множестве ».

И не было у Александра Сергеевича Пушкина, особенно в последние годы жизни, друга более преданного и близкого, чем Павел Воинович Нащокин. Хотя один жил в Петербурге, другой в Москве, они писали друг другу часто и охотно. А во время ежегодных визитов в первопрестольную, поэт почти всегда останавливался у «Войныча» - так ласково он его называл. «Пушкинская» комната всегда была готова к приему желанного гостя в квартирах по разным адресам, ведь у Нащокина в Москве никогда не было собственного дома.

Одним из пристрастий Павла Нащокина было дивить москвичей всяческими фантазиями. При жизни Пушкина Павлу Воиновичу пришла на ум оригинальная и счастливая, как оказалось, мысль: скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки. Неизвестно, какую именно квартиру воссоздавал Нащокин - за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. (возможно, что первоначальная затея переросла потом в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820-1830-х годов). И сделать не просто игрушечную инсталляцию своего жилища, но с абсолютной точностью повторить в миниатюре всю обстановку дома, со всеми предметами интерьера и быта, которые были в обиходе семьи. А самое главное, сделать все эти предметы рабочими!

Взялся за это Нащокин со свойственными ему страстью и решительностью, сначала даже не подозревая, во сколько обойдется ему эта «игрушка». Необычные заказы от Нащокина стали получать известные фирмы и мастерские России и Европы. Миниатюрную мебель красного дерева делал известный петербургский мастер Гамбс, рояль был заказан Вирту, обеденный сервиз изготовили на фарфоровом заводе Попова, самовары - в Туле, ботфорты шил самый модный петербургский сапожник Пель. В Англии изготовили напольные часы. Раскрашенные литографии с полотен европейских художников, вставленные в золоченые рамы, создавали иллюзию настоящих картин. Для напечатания книг отлили мизерный шрифт...
Пушкин, конечно же, с интересом следил за воплощением увлекательного замысла друга. А в 1832 году он сообщил своей жене, Наталье Николаевне: «…По своей духовной домик этот отказывает он тебе…». Увы! К сожалению, ей не довелось стать обладательницей необыкновенной «игрушки».

Через несколько лет после трагической гибели своего друга Нащокин разорился, как это бывало с ним не раз. Стал искать деньги под залог своего «маленького домика», который, по его словам, обошлась ему в 40 тысяч рублей. Заложив «сокровище», обратно выкупить не смог. И начались многолетние скитания «Домика Нащокина»: он переходил из рук в руки, подвергаясь «разграблению». Вещички ломались, исчезали, терялись. История «Домика», начавшаяся так блестяще, оказалась в дальнейшем полной превратностей...

«Конечно, эта вещь драгоценна как памятник старины и кропотливого искусства, - писал когда-то А.И. Куприн, - но она несравненно более дорога нам, как почти живое свидетельство той обстановки... в которой попросту и так охотно жил Пушкин.

  • Выставка «Московский дом Пушкина: страницы истории»
С 4 октября до 16 декабря 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

На основе документальных материалов - архивных документов, фото- и видеоматериалов, рукописей, автографов, мемориальных предметов, археологических находках, выставка расскажет об история создания Государствнного музея и его филиалов - об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания и мемориалов ГМП, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...

2. PR- акции:
  • Юбилейная лотерея для посетителей «Сентябрь - время получать призы!»


К юбилею Государственного музея А.С. Пушкина подготовлена специальная PR-акция - все посетители музея в сентябре 2017 года (в предъюбилейный месяц) автоматически станут участниками большой лотереи. Для этого им будет достаточно посетить любую из постоянных экспозиций Государственного музея А.С. Пушкина и его отделов (филиалов) - на Пречистенке (Музей А.С. Пушкина), на Арбате (Мемориальная квартира А.С. Пушкина, Мемориальная квартира Андрея Белого, Выставочные залы в Денежном переулке) или на Старой Басманной (Дом-музей В.Л. Пушкина).

С 1 сентября во всех музеях ГМП в продажу поступят «юбилейные билеты» - со специальным дизайном, символикой и индивидуальным номером. По желанию номер купленного билета будет зарегистрирован на ФИО посетителя (в кассе при покупке билета или самостоятельно через сайт) и примет участие в розыгрыше призов.


В призовом фонде (60 ценных призов):
- туристические путевки по маршрутам «Литера-Туров» (музейно-туристический проект ГМП) - известным пушкинским местам России;
- билеты на «Новогодние и Рождественские семенные балы в старинной русской усадьбе»;
- билеты на спектакли (музейно-театральный проект ГМП);
- уникальные издания ГМП - художественные альбомы по истории музея, коллекциям музея и крупным выставочным проектам;
- сертификаты на посещение юбилейных выставочных проектов ГМП;
- сувенирная продукция ГМП
- подарки от партнеров музея

Розыгрыш призов пройдет 1 октября 2017 г. в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке в он-лайн режиме, с трансляцией на сайте музея К 60-летию со дня основания Государственного музея А.С. Пушкина

Фильм познакомит зрителя с историей создания Государствнного музея А.С. Пушкина и его филиалов - расскажет об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...
  • Видеопроект «Музей в лицах»

Видеопроект представляет калейдоскоп видеороликов (60 лет - 60 лиц - 60 экспонатов), в которых сотрудники музея (от руководителей до специалистов различных служб и хозяйственных отделов) рассказывают о своих любимых экспонатах в музее. Анонс видеопроекта будет представлен на пресс-конференции.
С 1 сентября на сайте музея ежедневно будут выкладываться по несколько видеосюжетов. К 4 октября, к юбилейной дате на сайте появится полный видеопроект.
Видеопроект дает возможность в необычной форме познакомиться с сегодняшним днем музея, с его сотрудниками, яркими экспонатами и их историей.
  • День открытых дверей в Государственном музее А.С. Пушкина


5 октября, в день 60-летия музея (5 октября 1957 года постановлением Совета министров СССР в Москве был учрежден Государственный музей А.С. Пушкина ) в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке и филиалах ГМП будет объявлен свободный вход в музей, подготовлена широкая развлекательно-познавательная программа для посетителей. В ее рамках в музее пройдут презентации фондовых коллекций, различные мастер-классы, кинопоказы, авторские экскурсии, концерты, дегустации и др.
3. Научные мероприятия
  • Научно-фондовая конференция
29 сентября 2017 г., пятница, 11.00

Научно-фондовая конференция, посвященная 60-летию музея, подведет итоги изучения книжных и рукописных собраний, предметов изобразительного и прикладного искусства; осмыслен опыт проведения музейных научно-фондовых конференций, ежегодно проводящихся в музее с 1983 года; представлены итоги изучения фонда Андрея Белого, а также предметов, пополнивших тургеневскую коллекцию музея в связи с созданием экспозиции "Дома-музея И.С.Тургенева", открытие которого запланировано в канун 200-летия И.С.Тургенева в 2018 году.
Результаты научной работы представят хранители и сотрудники отделов фондов Государственного музея А.С.Пушкина.

  • Учёный совет
4 октября 2017 г., среда, 14.00

На заседании Учёного совета Государственного музея А.С. Пушкина будут освещены итоги многолетней работы и обозначены перспективы развития музея. В состав Учёного совета входят представители крупнейших литературных музеев России, в частности, директора пушкинских музеев, деятели науки, культуры, искусства.

  • Научно-практическая конференция
6-10 октября 2017 г.

В рамках конференции предполагается проведение трех заседаний ("Императорский Царскосельский Лицей и учебные заведения пушкинского времени. Из истории педагогики. К 200-летию первого выпуска Лицея", "Библиотека А.С.Пушкина и книжные собрания его современников", Студенты - А.С.Пушкину") и два круглых стола - "Пушкин в школе" и "Литературные музеи и школа".
Заседания состоятся в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке и Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате, а круглые столы - в Российской академии образования.
К участию в конференции приглашаются литературные музеи, архивы, научно-исследовательские институты, библиотеки, высшие учебные заведения.
Конференция проводится совместно с отделением "Образование и культура" РАО.


Одной из очень увлекательных и захватывающих достопримечательностей столицы является Государственный музей А. Пушкина на Пречистенке в Москве. Сокращенное его название - ГМП. Музей был образован в типичной для того времени дворянской усадьбе семьи Хрущевых-Селезневых, которую новый хозяин отстроил через несколько лет после пожара Москвы 1812 года по проекту архитекторов А. Григорьева и Д. Жилярди. В 1814 году ветеран войны гвардии прапорщик А. Хрущев выкупил полуразвалившуюся усадьбу и построил большой и просторный в стиле ампир красивый особняк с белоснежными колоннами, изысканной лепниной по фасадам, большим количеством служебных построек и просторными террасами. К нему прилегали уютный живописный сад и садовые павильоны. Новый хозяин оказался очень гостеприимным человеком и поэтому очень часто проводил балы и устраивал званые вечера. Ходили слухи, что сюда не раз заезжал и сам Пушкин.

Государственный музей Пушкина на Пречистенке

Особняк со временем, сменив в начале XX века нескольких владельцев, потом стал детским приютом им. Селезневых. Это название было дано в честь последних владельцев усадьбы. После Великой Октябрьской революции 1917 года в нем был Музей игрушки, а затем Литературный музей, который хотели посвятить творчеству Владимира Маяковского. Но дата его открытия совпала с началом Великой Отечественной войны. И проект просто не смогли реализовать. В послевоенные годы в особняке расположилось Министерство иностранных дел, но затем здание опять вернули Литературному музею. В 1949 году была анонсирована юбилейная выставка к 150-летию дня рождения великого таланта и гения всех времен - А. С. Пушкина. Для этого были тщательно обследованы и отреставрированы помещения особняка.

5 октября 1957 года вышел указ об организации на этом месте постоянного музея, посвященного жизни и творчеству знаменитого на весь мир поэта. Через три года здесь уже образовалась самостоятельная организация. Представление первой экспозиционной выставки ко дню рождения поэта состоялось 6 июня 1961 года. Ее создали из комплектования музейных фондов. Многие экспонаты, связанные с именем Пушкина, были просто подарены. К ним относятся книги, рукописи, гравюры, картины, посуда, мебель и т. д. Первым директором музея с 1920 по 2000 год был А. Крейн.

Организация музея

Главным направлением деятельности ГМП стала музеефикация В 1972 году был создан мемориальный 53. Здесь Пушкин в январе 1931 снимал квартиру на втором этаже и обустроил ее специально для того, чтобы заселиться в ней с Наталией Гончаровой после свадьбы.

На правах отдела ГМП были открыты и выставочные залы в доме номер 55 на Арбате (на углу Денежного переулка).

В ГМП хранятся 165 тысяч редких экспонатов, в том числе предметы изобразительного искусства Коровина, Брюллова, Тропинина, Кипренского, Бакста, Петрова-Водкина и др.

Выставки в музее Пушкина на Пречистенке проходят постоянно, вместе с этим проводятся литературные чтения, концертные программы, конференции и семинары. Музей имеет особое направление на работу с детской аудиторией, где ведутся интерактивные программы, театральные проекты и новогодние утренники.

Ул. Пречистенка. Музей Пушкина

И теперь можно опять вернуться к знаменитому особняку Хрущевых-Селезневых, где сегодня расположена постоянная экспозиция под названием «Пушкин и его эпоха». Она разместилась в пятнадцати залах. Ее открыли в 1997 году к 200-летнему юбилею поэта и к 850-летию Москвы. Всю посвященную этому событию экспозицию построили по биографическому принципу, в которой рассказывается о том, как жил и как трудился над своими произведениями А. С. Пушкин. Она расскажет и о его современниках, о культе и быте пушкинской эпохи начала XVIII века.

Музей Пушкина в Москве на Пречистенке - это первый музей, посвященный творчеству Пушкина в столице, который ежегодно посещает до 300 тысяч человек. Для посещений открыто 15 залов.

Первый зал. Пролог

В первом зале музея Пушкина на Пречистенке выставка посвящена XVIII веку, в конце которого родился Александр Сергеевич (6 июня 1799 г.). Там размещены портреты царских особ, государственных деятелей, полководцев, мыслителей и поэтов того времени. На витринах выставлены прижизненные издания таких знаменитых представителей литературы того времени как Г. Державин, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Карамзин, Д. Фонвизин.

Второй зал

Этот зал посвящен главным историческим и культурным событиям, происходившим в первую треть XIX века в период пушкинской эпохи. На витринах в зале выставлены экспозиционные материалы, характеризующие литературную и общественно-политическую атмосферу начала XIX века: реликвии Наполеоновской войны 1812 года, целая подборка документов о декабристах, старинные книги с автографами их авторов-современников Пушкина и, собственно, его подлинный автограф - ценнейший музейный экспонат, а также документальная хроника эпохи.

В залах музея Пушкина на Пречистенке звучит музыка того времени. В самом центре зала стоит скульптура Пушкина работы А. Требенева. Можно также увидеть и литографированный Г. Гиппиусом портрет поэта вместе с портретами его современников.

Другие залы

В третьем, четвертом и пятом залах выставлена экспозиция, рассказывающая о детстве будущего гения литературы, прошедшем в Москве. Здесь выставлены портреты родителей, его семьи, друзей и знакомых, а также предметы домашнего обихода, книги начала XIX века, мебель и вещи декоративно-прикладного искусства, которые позволяют посетителю наилучшим образом представить обстановку в доме Пушкиных.

В шестом зале находится прихожая дома Хрущевых-Селезневых, расположенная под деревянной лестницей. Она ведет в анфиладу парадных залов.

Седьмой зал обставлен так, чтобы можно было ощутить себя на балу. Этот зал открывает парадные покои особняка. Здесь все рассказывает о пребывании юного поэта в Царскосельском Лицее (1811-1817 гг.), о жизни поэта в Санкт-Петербурге (1817-1820 гг.), о его ссылках - Южной (1820-1824 гг.) и Михайловской (1824-1826 гг.).

Восьмой и девятый залы

В восьмом зале находится самая большая гостиная. Ее обстановка посвящена знаменитому роману в стихах «Евгению Онегину». Пушкин работал над ним с 1823 по 1831 год. Она показывает реалии той эпохи посредством предметов обихода, книг, портретов, видов Москвы, Петербурга и русской деревни. Экспозиция отражает историю тех времен, когда создавался роман, и то, как воспринимали ее современники поэта.

Тема девятого зала посвящена возвращению Пушкина в Москву. Все эти годы (с 1826 по 1831) он странствовал. Здесь показан круг его общения в Москве и в Петербурге, поездка в Арзрум и Тверской край, достаточно долгое и тоскливое пребывание в Болдино 1830 года, свадьба Пушкина, замужество сестры Ольги Сергеевны и возвращение в Царское село в 1831 году.

Десятый и одиннадцатый зал

В десятом зале находится экспозиция по произведению «Пиковая дама». Пушкин написал ее в 1833 году в Болдино. Выставочный зал разделен на две части. Одна из них представляет мир графини, которая олицетворяет русскую аристократию времен императрицы Екатерины II, противопоставленная миру героя Германа - образа нового человека, выходца из буржуазной действительности.

В одиннадцатом зале расположена выставка, отражающая тему «Медного всадника», где главные образы - Петербург и Петр I. Издательская судьба поэмы была достаточно сложная, об этом тоже будет показано в моментах.

Двенадцатый и тринадцатый залы

В других просторных комнатах будет показано путешествие Пушкина, которое он совершил в 1833 году по местам народных восстаний, предводителем которых был казак Емельян Пугачев. Поэт посетил Оренбург, Симбирск, Казань и Заволжье. В гравюрах XVIII века, представленных художниками-современниками Пушкина, показаны эти места вместе с бытом тогдашней жизни бедного народа.

В выставочных работах особенно выделены гравюры портрета Емельяна Пугачева конца XIX и начала XIX века.

Четырнадцатый, пятнадцатый залы. Аванзал

Эти залы заключительные, и оформлены они по произведению «Капитанская дочка» (1834-1836 гг.), где продолжается тема народного мятежа 1773-1775 гг. Последняя экспозиция посвящена последним годам жизни поэта (1831-1837 гг.). Вся композиция двух залов - это мир его героев - простого люду, оказавшегося в бурном водовороте пугачевской войны.

Парадный зал стал замыкающим, он хранит портреты петербургского окружения поэта, его книги, документы личные вещи, письма последних его дней, автографы последних стихотворений, посмертная маска и портрет А. С. Пушкина.

И в конце находится аванзал, где стоят старинные напольные часы и модель памятника А. Пушкину скульптора А. Опекушина.

Заключение

На Пречистенке, 12, в Музее Пушкина на первом этаже усадьбы размещена еще одна экспозиция, занимающая две залы. Первая - музейная, где находятся предметы быта простого крестьянина, старинные лубки и иллюстрации к сказкам Пушкина, выполненные художниками-графиками иллюстраторами В. Конашевичем, Т. Мавриной, В. Милашевским. Во второй комнате открывается современная интерактивная экспозиция, открывающая пушкинский мир сказок.

Многих людей интересует, на какой станции метро находится Пречистенка 12/2 (Музей Пушкина) и как добраться до этого места.

Пешком или общественным транспортом надо ехать до станции метро "Кропоткинская". Если ехать на авто, то до музея можно добраться по Бульварному кольцу, свернуть на Гоголевский бульвар и там - на Пречистенку. Или по Садовому кольцу, повернув с Зубовского бульвара на Пречистенку.

В 1863 здесь устроили пересыльную тюрьму. А в 1881-1882 годах ее сломали, и в центре Москвы долго был пустырь, на котором хотели построить реальное училище.

В результате длительной борьбы Московскому университету удалось получить эту землю для постройки музея Изящных Искусств. Этим мы обязаны профессору Ивану Цветаеву (отцу поэтессы). Он понимал, что у студентов нет средств ездить в Европу для изучения произведений классического искусства. Поэтому профессор решил создать учебный музей, где были бы собраны копии самых значительных произведений мировой скульптуры.

В конкурсе на строительство художественного музея первую премию получил Г.Д. Гримм, вторую - Л.Я. Урлауб, третью - П.С. Бойцов. Но проект отдали Р.И. Клейну.

Путеводитель по архитектурным стилям

Здание заложили в 1898 году. Строительство шло 12 лет с перерывами. Лучшие материалы доставляли не только из России, но также из Финляндии, Швеции, Польши, Италии, Венгрии.

Музей строили по последнему слову инженерной мысли: стеклянная крыша по проекту Владимира Шухова пропускала достаточно света в залах второго этажа, в здании устроили систему вентиляции и провели электричество. Работы шли под непосредственным наблюдением Цветаева, который требовал точного воспроизведения деталей греческой архитектуры. К отделке залов привлекали известных художников, а Цветаев лично выбирал материал и экспонаты.

Но музея изобразительных искусств не было бы без помощи многочисленных жертвователей, великого князя Сергея Александровича и поддержки мецената Ю.С. Нечаева-Мальцева (владельца хрустального завода в Гусь-Хрустальном). Только на облицовку здания «хрустальный король» пожертвовал 300 000 рублей, а всего передал художественному музею около 2,5 миллионов рублей, тогда как казна выделила лишь 200 000 рублей. Постепенно партнерство переросло в дружбу, и в обществе создателя музея и его главного мецената называли под одной фамилией - Цветаев-Мальцев. Но, давая огромные средства, Нечаев-Мальцев не всегда одобрял траты.

Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей.

Строительство музея изящных искусств выпало на сложное время для его создателя: пожар в 1904 году, революция в 1905, смерть жены в 1906. И все же 31 мая 1912 года музей открылся. Через год Цветаев скончался от сердечного приступа, а через 40 дней умер Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Справедливо было бы дать музею изобразительных искусств имя Ивана Цветаева, ведь он всю жизнь посвятил его созданию (даже в семье о музее говорили как о младшем брате). Но музей изящных искусств получил имя Александра III. А в 1937 году его переименовали в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, хотя поэт не имеет отношения ни к музею, ни к его коллекциям.

Здание Пушкинского музея также стало учебным экспонатом.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

На наружном портике находится фриз скульптора Г.Р. Залемана «Олимпийские игры», за колоннадой - фриз «Панафинейская процессия», повторяющий фриз Парфенона. «Итальянский дворик», где стоит статуя Давида, скопирован с дворика палаццо Барджелло во Флоренции, в Белом зале воспроизведен фриз балюстрады храма Ники Аптерос в Афинах, а пол сделан по образу пола церкви S. Paolo fuori le mura в Риме.

В советское время Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина многократно увеличил свои коллекции и стал музеем мирового значения. Тогда же сюда попал уникальный клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом при раскопках древней Трои. Золото считали утерянным, но на самом деле его после Второй Мировой войны вывезли из Германии в Советский союз и в строжайшей секретности хранили в запасниках музея. Только в 1993 официально объявили, что сокровища находятся в Москве, а с 1996 года легендарный клад начали выставлять в Пушкинском музее.

Легко представить, насколько ценны экспонаты музея: египетские статуэтки, фаюмские портреты, западноевропейская живопись, импрессионисты, голландцы, фламандцы. Поэтому с 1941 по 1944 год музейные фонды находились в эвакуации в Новосибирске и Соликамске. Правда, после этого экспозиция еще 3 года стояла под открытым небом, так как бомбежкой разбило часть стекол перекрытий. До сих пор в верхней части западного фасада музея можно увидеть выбоины от осколков немецких бомб.

В 1987 году Пушкинский музей получил здание №14 для экспонирования личных коллекций. Инициатива создания этого музея принадлежит исследователю истории русской культуры И.С. Зильберштейну. Он лично собрал более 2 300 произведений искусства Западной Европы и России. Ранее на этом месте стояла гостиница «Княжий двор» (построена в 1892 году архитектором В.Г. Залесским).

К 2023 году Пушкинский музей станет центром музейного квартала. Идея принадлежит еще Ивану Цветаеву, но только сейчас появилась возможность реализовать ее.

Из задуманного «музейного городка» пока введены в строй 2 здания: в 1994 году - бывшая усадьба Голицыных (здесь выставляют импрессионистов), в 2006 - Музей личных коллекций.

С 2009 года над проектом музейного квартала работал известный британский архитектор Норман Фостер. Но в итоге музейный городок построят наши соотечественники - архитектурное бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна.
Квартал в центре Москвы от Волхонки до Большого Знаменского переулка станет первой в России музейной территорией, на которой расположатся несколько постоянных экспозиций, парковая зона (растения выберут так, чтобы они составляли одно целое с экспозициями, например, рядом с галереей искусства стран Европы и Америки появятся кусты с картин Клода Моне и Поля Синьяка) и необходимая инфраструктура.

Говорят, что... ...в «Княжьем дворе» в 1913 году собрались художники и литераторы, приветствовавшие И.Е. Репина. Художник приехал в Москву после известия, что сумасшедший порезал его картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».
На создание картины Илью Репина вдохновили несколько событий: убийство царя Александра II от взрыва бомбы и посещение концерта Римского-Корсакова, где исполняли симфоническую сюиту «Антар». Финальным стимулом стало посещение корриды в Испании.

Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу... И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену.

...когда звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, отходила и одна московская старушка. Слушая колокола, она сказала: «Хочу, чтоб оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя». С этих старушкиных двадцати тысяч рублей и начался музей изящных искусств.
...на самом деле проводить электричество в Пушкинский музей не планировали, так как считалось, что осматривать скульптуры лучше всего при естественном освещении. Поэтому и появились стеклянные крыши.

Пушкинский музей и его экспозиции на фотографиях разных лет:

Начнем с того, что Музей переименовывали несколько раз.

В конце XIX века Музей изящных искусств задумывался Иваном Владимировичем Цветаевым как учебно–образовательный и публичный музей, созданный на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

Строительство здания и сбор коллекции шли, главным образом, на средства учредителей Музея и частных жертвователей. Так, 150 тысяч рублей выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Алексеевой ее душеприказчики, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III - в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы.

В 1912 году состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III в присутствии императора Николая II и членов монаршей семьи.

С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. Имя Александра Сергеевича Пушкина было присвоено Музею в 1937 году, в годовщину трагической гибели поэта. Причинами переименования послужили исторические события, особенности проводимой в то время культурной и общественной политики, а также мнения отдельных чиновников.

Сегодня название ГМИИ им. А.С. Пушкина полностью закреплено в памяти посетителей музея, как в России, так и за рубежом. Если вы слышите или читаете фразы «Я был в Пушкинском», «В Пушкинском открылась выставка…», вы сразу же понимаете, о каком именно музее идёт речь.

Название ГМИИ им. А.С. Пушкина давно устоялось, было принято обществом и сегодня воспринимается им как единое целое. Пушкинский музей – это бренд, исторически сложившаяся реальность, которую было бы очень сложно разрушать насильственным вмешательством.

Тем не менее, основатель музея ни в коем случае не забыт. Именно Ивану Владимировичу Цветаеву принадлежит идея создания «мусейского городка». Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует проект создания Музейного городка в районе Волхонки.

Помимо этого, один из корпусов ГМИИ им. А.С. Пушкина – Учебный художественный музей (улица Чаянова, 15) – носит имя Ивана Владимировича Цветаева. Также в нашем музее также учреждена Премия имени Цветаева. Ну и, наверно, стоит упомянуть, что каждая обзорная экскурсия по Главному зданию начинается около бюста Цветаева и краткого рассказа о зарождении музея.

Вероятно, во многом правы те, кто считает, что по справедливости Музей должен бы носить имя И.В. Цветаева, своего основателя. В то же время есть и противоположные мнения. Возможно, в будущем, при проведении опроса общественного мнения, при коллективном решении культурного сообщества о переименовании Музея, ему может быть присвоено имя Ивана Владимировича.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»