Язычковый инструмент 6 букв. Мо - эти загадочные названия. Язычковый щипковый музыкальный инструмент

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

.

(баглама) - струнный щипковый инструмент, по форме и конструкции соответствует своим собратьям: бузуки (buzuki), сазу (saz), лахуто (laghuto), ксило (xylo), ути (uti). Представляет собой лютню (грушевидный корпус) с длинным грифом и металлическими ладами. Один из наиболее важных струнных инструментов Турции, весьма распространен также в Греции. Размеры инструмента варьируются, как и количество струн. Как правило, есть одна-две жужжащие струны, из которых звук извлекают плектром (медиатором). Такие исламские секты, как Bektasi, Alevi и Kizilbas, используют багламу в качестве единственного музыкального инструмента на своих религиозных церемониях. Наиболее популярный вариант настройки - четыре двойные струны, настраиваемые по квинтам (C, G, d, a). Некоторые разновидности инструмента имеют свои названия, например, багламазаки ("маленькая баглама") с тремя двойными струнами. Используется как сольный и ансамблевый инструмент. Входит в состав греческого национального оркестра. Его высокий и нежный голос создает неповторимый колорит в танцах сиртаки и хасапико.

Banjo (банджо; англ. banjo - искаженное исп. или португ. бандора или бандола) - струнный щипковый (плекторный) инструмент. Предшественник - инструмент, бытовавший среди рабов, завезенных в XVII в. из Западной Африки в южные штаты США, где получил распространение под названием banger, bonja, banjo. Начиная примерно с 1870-х, широко используется в быту и в развлекательной музыке США. В 1920-30-х была популярна теноровая разновидность банджо, однако после Второй Мировой войны ее вытеснил более ранний пятиструнный тип; это произошло не без влияния певца Пита Сигера, который культивировал исполнительский стиль, характерный для сельских местностей южных штатов. Первоначально имел корпус в виде плоского открытого снизу барабана с одной кожаной (в настоящее время чаще пластиковой) мембраной, длинную шейку без ладов и с головкой. На инструмент натягивались 4-9 жильных струн, одна из них была мелодической и защипывалась большим пальцем, прочие служили для сопровождения. Звук банджо - острый, резкий, быстро затухающий, с шуршащим оттенком. Современные банджо, как правило, имеют лады (как у гитары) и пять стальных струн. Распространены два варианта настройки: G, c, g, h, d1 и G, d, g, h, d1. В современной джазовой музыке употребляются разновидности банджо:
банджо-укулеле (четыре одинарные струны и строй a1, d1, fis1, h1);
банджо-мандолина (четыре парных струны - g, d1, a1, e2);
банджо-тенор (четыре одинарные струны - c, g, d1, a1);
банджо-гитара (шесть струн - E, A, d, g, h, e1).

В современных моделях банджо применяется металлическая или деревянная обечайка; мембрана натягивается на открытый снизу (т. н. немецкая модель) или закрытый (английская модель) деревянный корпус при помощи металлических винтов, гриф с металлическими ладами заканчивается плоской головкой с механическими колками. Струны стальные, гладкие и витые. Звук извлекается пальцами, как на гитаре, или плектром.

(бансури, бансри) - индийский духовой инструмент, поперечная флейта, используется в Северной Индии. Обычно имеет шесть отверстий, однако была тенденция к использованию семи отверстий - для увеличения гибкости и правильности интонирования в высоких регистрах. Раньше бансури встречался только в народной музыке, но сегодня получил распространение в классической музыке Индии, музыке кино и многочисленных иных жанрах. См. Venu.

Bazouki, bouzouki (бузуки; греч., тюрк. buzuki) - щипковый инструмент, используемый в греческой популярной легкой музыке, напоминает лютню с длинным грифом, но более короткой мензурой, чем у арабского танбура. Имеет длинную шейку, три или четыре ряда двойных струн, настроенных, соответственно, e, h, e1 или d, g, h1, e1. Типичен для музыкального быта современных греческих городов.

(балалайка-контрабас) - струнно-щипковый инструмент из семейства балалаек. Корпус народной балалайки деревянный, обычно треугольный, склеенный из отдельных сегментов, иногда овальной или полусферической формы, долбленый. Гриф длинный со слегка отогнутой назад лопатообразной головкой. Дека тонкая, плоская, с одним круглым резонаторным отверстием или несколькими, расположенными звездообразно. На шейке навязаны пять жильных ладов, дающих диатонический звукоряд. Струн три; сначала применялись жильные струны, позднее - металлические. Вторая и третья струны настраиваются в унисон, первая - на кварту выше (e1, e1, a1). Раньше употреблялись и другие строи: квартовый ("разлад"), кварто-квинтовый, мажорное и минорное трезвучия (т. н. "гитарный" строй). Звук извлекается ударами указательного пальца правой руки по всем струнам сверху вниз и обратно (основной прием) и защипыванием отдельных струн (гл. обр. первой). Изредка на отдельных аккордах применяется так называемая "дробь" - удары четырьмя пальцами.

В восьмидесятых годах 19-го века балалайка была усовершенствована, также было создано семейство балалаек новой конструкции - дискант, пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас и контрабас. Эти инструменты, за исключением дисканта и тенора, не получивших распространения, составили основу оркестра русских народных инструментов. К 1896 году для всех инструментов семейства балалаек был установлен квартовый строй:
балалайка-секунда - a, a, d1, диапазон a-a2;
балалайка-альт - e, e, a, диапазон e-d2;
балалайка-бас - E, A, d, диапазон E-g1;
балалайка-контрабас - E1, A1, D, диапазон E1-g.

Усовершенствованная балалайка по сравнению с народной имеет корпус больших размеров и более короткую шейку (общая длина 600-700 мм). Корпус ее приобрел лучшие резонансные свойства, навязные лады были заменены врезными, расположенными по ступеням хроматической гаммы. Звучит балалайка негромко, но звонко. Используется в качестве сольного и ансамблевого инструмента.

(кельтская или ирландская арфа) - массивная арфа с металлическими струнами и резонансным корпусом, гораздо более широким в основании, чем вверху. Верхний конец корпуса держат на левом плече, при этом играют на верхних струнах левой рукой, на басовых - правой.

Новокельтская арфа более легкая, имеет менее трапециевидный корпус (иногда закругляемый в задней части подобно современной концертной арфе), жильные или нейлоновые струны. Ее держат на правом плече, поэтому левая рука играет бас, правая - верхние звуки, как у концертной арфы. Появилась в начале 20-го века. Строй - диатонический, иногда встречаются арфы с крючковым механизмом, позволяющим повышать струны на полутон.

Диапазон около трех-четырех октав (например, H1-f2).

(тюрк. "веселье", произносится как "joom-bush") - группа струнных щипковых инструментов, которую создал в конце 19 - начале 20 века турецкий музыкант, продавец и мастер музыкальных инструментов Зейнел Абидин Бей, сопровождавший продажу инструментов в своем музыкальном магазине пением и игрой на уде. Он разработал инструмент с корпусом из металла, кожаной верхней декой, как у банджо, и деревянным грифом (гораздо длиннее, чем у уда) без ладов. Форма корпуса позаимствована у гораздо более древнего инструмента - Yayli Tambur (чашеобразный tambur). Cumbus мог быть легко демонтирован и собран, а название ему придумал в 1930 году Ататюрк, которому очень понравился инструмент. Впоследствии фамилию Cumbus взял и сам мастер.

Как инструмент классической турецкой музыки, Cumbus был популярен вплоть до последней трети прошлого века. Сегодня его редко можно встретить в больших городах, однако он продолжает звучать в деревнях и маленьких городах на свадьбах и прочих церемониях, также часто встречается у цыганских музыкантов вместе со скрипкой, дарбукой и другими инструментами.

Стандартная настройка - d, g, a, d1, g1, c2, которая является основной для арабского уда, где вместо g настраивают e, но может использоваться любая настройка уда. Инструмент имеет шесть пар стальных струн, настроенных в унисон.

В группу инструментов, основанных на данном типе резонатора, входят также cumbus tanbur и cumbus saz.

Cumbus saz имеет деревянный корпус с кожаной декой, длинную шейку с ладами, 3-4 парные или тройные струны. Настройка струн обычно квартово-квинтовая. Общая длина около 700-800 мм. Применяется как инструмент, аккомпанирующий пению, а также в ансамблях народных инструментов. Техника игры такая же, как и на традиционном сазе, звук более дребезжащий (вследствие использования кожаной деки), приближающийся к банджо.

Erhu (эрху, эрхуцинь; кит. "эр" - два, "ху" - смычковый) - китайский смычковый двухструнный музыкальный инструмент. Основная разновидность хуциня. Состоит из деревянного шестигранного или цилиндрического резонатора с мембраной из змеиной кожи. Длинная шейка (81 см) без грифа заканчивается отогнутой назад головкой с двумя колками. Струны, высоко поднятые над шейкой, соединены с ней металлической скобкой, с декой - М-образной подставкой. При игре эрху держат вертикально; пальцами левой руки нажимают на струны (не прижимая их к шейке), в правой держат лукообразный смычок, волос которого продевается между струнами; сидящий музыкант опирает ножку эрху о колено. Диапазон d1-d4; можно играть в диапазоне октавы, не меняя позиции. Тембр напоминает фальцетное пение. Эрху - один из наиболее популярных в Китае музыкальных инструментов; в северных районах популярен четырехструнный вариант эрху - так называемый сыху (кит. "сы" - четыре). Существует большое многообразие техник игры на эрху. Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав оркестров. Родственные инструменты: хучир (монгольский), бызанчи (тувинский), огочон (манчжурский), дуучэкэ (нанайский), дзюлянки (удэгейский), тынгрынг (нивхский). Вариант пикколо, настроенный на октаву выше, называется pan-hu.

Gaohu - китайский струнно-смычковый инструмент, разновидность хуциня (эрху). Деревянный глубокий корпус с кожаной декой, длинная шейка без грифа, две струны, настраиваемые в квинту. Техника игры та же, что и у эрху - исполнитель держит инструмент вертикально, струны не прижимаются к грифу, звук извлекается с помощью смычка, волос которого продет между струнами. Gaohu имеет более высокую настройку и несколько меньшие размеры, чем эрху.

Guiro (гуиро; исп. Guiro - бутыль из тыквы) - латиноамериканский инструмент индейского происхождения, широко распространен на Кубе, в Пуэрто-Рико и Перу, а также на Карибах. Изготавливается гуиро из высушенной тыквы, кожа которой, твердая и гладкая, напоминает бамбук. На поверхность инструмента нанесены насечки, бывают инструменты с двумя рабочими поверхностями разной формы. Иногда инструмент украшают сложными орнаментами и придают ему скульптурные формы. Современные гуиро делают из рога. Играют на гуиро, проводя по гофрированной поверхности граненой палочкой в обоих направлениях. Звук у гуиро короткий, резкий, напоминающий скрежет.

Guitarron (китаррон, итал. сhitarrone - большая гитара) - басовая лютня, также архилютня (итал. Arciliuti) - струнно-щипковый инструмент, семейство басовых инструментов, производных от лютни. Имеет длинный гриф, большое количество струн - грифовых и бурдонных (басовых), для которых на грифе располагаются две колковые коробки. Разновидности - теорба, торбан.

(калимба, цанца) - африканский язычковый щипковый самозвучащий инструмент, гребнеобразный идиофон. На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов - плоский, у более сложных - полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100-350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

Калимба - древнейший и самый распространенный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых "официальным" у нас является "цанца", на Западе - "калимба". Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют "африканское ручное фортепиано"; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.

Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. Ее чудесные звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth, Wind & Fire.

Примеры звукорядов калимбы у разных народов:
бакве (Конго): a1, f1, d1, c1, e1, g1, h1;
лемба (Юж. Африка): b1, g1, f1, g, c1, h, d1, c2;
баквенда (Юж. Африка): b, as, f1, f, e1, es, c1, H, d1, des, ges1, ges, b.

Kena, quena (кена) - типичная продольная флейта Анд, с зазубринами по корпусу, которая производит уникальный резонирующий звук. Много образцов кены было найдено в захоронениях Huaylas и Naszca (Перу), датируемых III веком до нашей эры. Основной регион распространения - высокогорное плато Collao Altiplano, расположенное на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря, находящееся в Южном Перу и Северной Боливии. Древнейшей флейте, которую нашли на территории Перу, более десяти тысяч лет, однако кена и сегодня является распространенным инструментом у перуанских индейцев. Длина флейты может варьироваться. Первоначально она имела от двух до шести игровых отверстий и пентатонический строй, приспособленный впоследствии, под влиянием испанской музыки, к диатоническому звукоряду. Боливийская кена - поперечная флейта с 3-7 игровыми отверстиями. Изначально кену изготавливали из костей крыла кондора, бедренной кости человека или ламы, глины и камня, в наше время - преимущественно из бамбука и пластика.

Mizmar (мизмар) - арабский духовой инструмент, род зурны. Двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами придают инструменту характерные исполнительские особенности и определяют общий характер звучания, более резкий, чем у гобоя. Отсутствие непосредственного контакта с тростью делает звучание инструмента менее гибким.

Nye (най, нэй) - духовой лабиальный инструмент. Под данным названием существует несколько совершенно разных флейт:

1. Молдавская и румынская многоствольная флейта. Состоит из 8-24 деревянных трубок разной длины, укрепленных в дугообразной кожаной обойме. Каждая трубка издает один свистящий звук, высота которого зависит от размера трубки. Звукоряд диатонический.

2. Узбекская и таджикская поперечная флейта с шестью игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический; с помощью аппликатурных комбинаций и частичного прикрывания отверстий получают и хроматически измененные звуки. По виду материала различают агач-най (деревянный), гарау-най (бамбуковый), мис-най (жестяной), брингджи-най (латунный). Агач-най и гарау-най имеют дополнительное, заклеенное бумагой отверстие (расположено близ отверстия для вдувания), которое придает звуку особый, "мембранный" тембр. На нае можно исполнять технически подвижные пьесы. Один из самых распространенных инструментов Узбекистана и Таджикистана. Употребляется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

3. Деревянный духовой инструмент, широко распространенный на Ближнем и Среднем Востоке (Nay, Nai, Nal или Nar) - длинная, чаще всего продольная, флейта. История инструмента началась в эпоху пирамид и насчитывает более пяти тысячелетий. Название происходит от слова ney ("тростник" на фарси - наиболее часто используемый материал для изготовления флейты). Инструмент изготавливается из девятисегментного куска тростника, в котором делают от четырех до восьми отверстий. Существуют флейты с различным строем и из различных материалов - латуни, меди или черного дерева.

Ocarina, okarina (окарина; итал. Okarina - гусенок) - духовой свистковый музыкальный инструмент округлой формы из глины, керамики, фарфора, дерева или пластмассы. К окариновидным относят древнейшие инструменты, которые радовали людей своим нежным, специфическим звуком и имели разнообразные формы и размеры - глиняные свистульки в форме животных, птиц, рыб; иногда их носили на шее в виде украшений. Свое второе рождение пережила в 1860 году, когда была воссоздана в сегодняшнем виде итальянцем Дж. Донати. Имеет яйцевидную (сферическую) форму, в специальном поперечном отводе помещается свистковое устройство. Десять игровых отверстий дают диатонический звукоряд в диапазоне ноны в малой - первой октаве. Полутона извлекают частичным прикрыванием игровых отверстий. Некоторые разновидности окарины снабжены клапанами и поршневым устройством, позволяющим менять строй инструмента. Существовали семейства окарин (от сопрано до баса), из которых составляли ансамбли и оркестры. Окарина была распространена во многих странах.

Oud, ud (уд) - струнный щипковый инструмент, предшественник европейской лютни. Один из наиболее древних инструментов, распространенных в странах Средней Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке. У разных народов имеет различные истории возникновения, исполнительские традиции и некоторые особенности конструкции и использования. Его выпуклый, грушевидный корпус (480-500 мм, ширина 350-360 мм, глубина около 200 мм) делается из тыквы или склеивается из тонких конических деревянных планок (сандал, орех или груша). У инструмента короткая шейка (около 200 мм) без ладов и отогнутая назад головка (тоже около 200 мм); плоская деревянная дека с одним-тремя резонаторными отверстиями. Старинные уды имели по 4-5 жильных струн, современные насчитывают 8-11 струн; жильные мелодические (парные) располагаются в центре, металлические басовые (одинарные, с обвивкой) - по краям. Настройка квартовая или кварто-секундовая (благодаря отдельным октавным удвоениям). Диапазон 1-2 октавы (у азер. А-d2). Звук мягкий, негромкий, извлекается плектром в виде пера с костяным наконечником. Инструмент обычно держат горизонтально или под наклоном (головкой вниз); только в Испании и Египте на нем играют, как на классической гитаре.

На уде исполняются макамы, макомы, мугамы, мукамы, раги, а также лирические народные наигрыши (соло). Стандартная настройка арабского уда - d, g, a, d1, g1, c2; вместо g1 часто используется f1. Многообразие настройки басовой струны зависит от конкретного макама, а расположение - от исполнителя. Стандартная турецкая настройка - c, f, b1, e2, a, d2. Все струны парные (настраиваются в унисоны), кроме баса. Обычно используются нейлоновые струны для гитары. Оркестровый уд - транспонирующий инструмент; его партия пишется квартой ниже действительного звучания.

Oud Bass - басовая разновидность уда.

(флейта Пана; фр. flute de Pan, англ. Pan pipes, нем. Panflote) - духовой лабиальный инструмент, продольная многоствольная флейта. С древнейших времен встречается в музыкальных культурах разных народов. Обобщающее название происходит от мифического древнегреческого бога Пана (ему соответствует рим. Фавн), который всегда изображался с этим инструментом в руках. Многообразие этих инструментов у разных народов огромно, они имеют различные размеры, количество и способ соединения труб (от жесткого до набора отдельных трубок), настройки, диапазоны, манеры игры, способы звукоизвлечения.

Pennywhistle, Tin Whistle - небольшая продольная флейта, обычно сделанная из жести, меди, некоторых других металлов или дерева и пластика. Мундштук раньше изготавливался из дерева, сейчас чаще из пластика. Имеет шесть отверстий диатонического (мажорного) звукоряда; диапазон около двух октав. У каждого инструмента определенная тональность. Подобные инструменты известны в культуре многих стран, но наиболее значимое место занимают в музыке Южной Африки и Ирландии.

Prima Domra (домра-прима) - основной инструмент семейства домр. Имеет четыре струны, настраиваемые по квинтам: g, d1, a1, e2.

Домра - древнерусский струнный музыкальный инструмент, вышедший из употребления в народном быту. Точного описания и изображения его не сохранилось. Домра была инструментом скоморохов и наибольшее распространение имела в 16-17 веках. В ансамблях, помимо обычной, применялась и "басистая" (басовая) домра.

В 1895 году из Вятской губернии был вывезен трехструнный инструмент, представлявший собой одну из разновидностей балалайки, но принятый за домру. На основе этого инструмента в 1896-1900 было создано семейство реконструированных домр квартового (т. н. "разлад") строя - пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.

В 1908-17 было сконструировано семейство четырехструнных домр квинтового строя от пикколо до контрабаса, положивших начало домровому оркестру. Однако в силу своего тембрового однообразия подобные оркестры не получили распространения; отдельные инструменты нередко применяются в балалаечно-домровых оркестрах (наибольшей популярностью четырехструнные домры пользуются на территории Украины). Группа домр занимает основное место в оркестре русских народных инструментов.

Трехструнные оркестровые разновидности домр настраиваются аналогично балалаечным прототипам. Существуют и другие разновидности домры, например, домра-бузуки, объединяющая в себе свойства двух инструментов. Четыре парных струны настраиваются в унисоны по квинтам.

Saz (саз) - струнный щипковый инструмент, распространенный у многих народов Кавказа и Закавказья, также в Иране, Афганистане и других странах Востока. Азербайджанский саз имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долбленый или склеенный из отдельных клепок, и длинную шейку, прямоугольную или округлую с тыльной стороны. В тонкой деревянной деке саза, иногда также в корпусе, просверлены мелкие резонаторные отверстия. Гриф и края деки часто украшаются перламутром. В головке, которая служит продолжением шейки, имеются деревянные колки, к колкам прикреплены металлические струны (4-10; наиболее употребительны сазы с 8-10 струнами); по настройке они объединяются в три группы, каждая из которых настраивается в унисон, - мелодическая (треххорная; строй d1), бурдонная (двуххорная; строй g) и аккомпанирующая (треххорная; строй с1). Таким образом, крайние группы струн образуют интервал большой секунды, средняя - ниже первой на квинту и ниже третьей на кварту. Струны первой группы служат для исполнения мелодии, струны второй используются открытыми, создавая органный пункт, струны третьей поддерживают некоторые мелодические ходы и участвуют в гармонических созвучиях. Исполнитель опирает корпус о верхнюю часть груди, шейку приподнимает, играет плектром, защипывая поочередно все струны. Поэтому мелодия постоянно сопровождается гармоническим фоном - кварто-квинтовыми аккордами, часто с полутонами. Звук саза - звонкий, нежный, красивого тембра (в классической азербайджанской, армянской и дагестанской поэзии саз определяется как "сладкозвучный", "золотой"). Существуют сазы малые (500-700 мм), средние (800-1000 мм) и большие (1200-1500 мм), которые носят на ремне через плечо.

Саз - один из самых старинных народных инструментов Азербайджана. Армянский саз отличается лишь настройкой второй группы струн, звучащей октавой выше (e1, a1, d1). Дагестанский саз, называемый чунгур (чугур) - двухструнный, его парные струны настраиваются в кварту (d1-a, f1-c1).

(шакухачи, сякухати) - японская продольная флейта (название от яп. "исшаку хассун", т. е. один шаку и восемь сун - древнее обозначение длины флейты). Стандартная длина современного шакухачи - 545 мм (близка к традиционной). Корпус конический, делается из нижней конусообразной части ствола бамбука. Верхний край облицован костью, скошен, иногда имеет специальный вырез. Четыре игровых отверстия на лицевой стороне ствола и одно на тыльной (встречаются шакухачи и с 7-9 отверстиями) позволяют извлекать звукоряд d - f - g - a - c - d1. При частичном закрывании отверстий и изменении амбушюра получают хроматически повышенные тона.

В период Эдо шакухачи был исключительно принадлежностью странствующих буддийских монахов. Ведутся эксперименты по усовершенствованию шакухачи, созданы отдельные экземпляры с клапанной хроматической механикой. На шакухачи исполняют старинную японскую музыку (хонкиоку), произведения, заимствованные главным образом у китайских композиторов (гойкиоку - пьесы для концертного исполнения на шакухачи с кото или сямисеном; трио в составе кото, сямисена и шакухачи входят в ансамбль, аккомпанирующий представлениям театров Кабуки и Бунраку), сочинения современных композиторов разных стран, различных стилей и направлений (шинкиоку). Создаются современные ансамбли (до 30 исполнителей на разных инструментах с солирующим шакухачи), включающие в концертные программы современную музыку. Все большее распространение получает музыка для шакухачи и кото.

(сямисэн, шамисэн, шамисен) - японский трехструнный щипковый инструмент, род лютни с длинным безладовым грифом, деревянным корпусом с кожаной декой, которую раньше делали из кожи собаки или кошки. Звук извлекают при помощи большого (деревянного, костяного или черепахового) плектора в форме лопатки, которым ударяют не только по струнам, но и по деке. В целях предохранения от повреждений деку покрывают пергаментным (кожаным) полукруглым щитком. Длинная шейка имеет три составные части, которые можно отделить друг от друга; ширина шейки разная - в зависимости от типа конструкции, выбираемой мастером для определенного стиля исполнения. В верхней части находятся три деревянных колка, к которым прикрепляются три шелковые струны; высокая подставка под струны делается из кости. Тембр отличается разнообразием оттенков. Строй - квартовый или кварто-квинтовый. Основные типы настройки: хончоши (h, e1, h1), ниагари (h, fis1, h1), сансагари (h, e1, a1). Появился в Японии к концу 16 века, предшественник - китайский инструмент сяньсянь. Сямисен используют как аккомпанемент голосу, а также в театре Кабуки, кукольных театрах и в популярных песнях. Разновидности - шосэн и кирисэн.

Shaker, tubo, chocalo, chocalho (шейкер, тубо, чокало) - бразильский народный ударный инструмент. Оригинальный шейкер изготавливается из толстой бамбуковой трубки, внутрь которой засыпаны мелкие камешки и ракушки. Современные разновидности делают из металлической трубки; засыпают вишневыми косточками, камешками и дробью. Применяется в ансамблях (часто вместе с кабацей) для подчеркивания ритма. Звук извлекается покачиванием и потряхиванием инструмента.

- широко распространенный африканский ударный инструмент, уникальный в своем роде - он объединяет три разных элемента: шейкер, трещотку и барабан. Во время исполнения его можно вращать, встряхивать и ударять снизу, извлекая при этом довольно разнообразные звуки. Представляет собой африканскую тыкву "gourd", украшенную плетеной сеткой с бусинами из семян, морской гальки или керамики. Gourd имеет древнюю историю, и до сих пор широко используется в повседневной жизни многих африканских стран. Растет на лозе как тыква, но несъедобен в свежем виде из-за кисло-горького вкуса. После созревания и естественного высыхания gourd превращается в твердую оболочку с единственным семенем, остающимся внутри. Из него делают кубки и чашки, сосуды для переноски и хранения воды, плавательные средства, буи, амулеты, орнаменты и подарки. Нам он интересен как строительный материал для музыкальных инструментов.

Иногда термин "gourd" используют как общее название для полых резонаторов растительного происхождения.

Shenai, shehnai (шенаи) - деревянный духовой инструмент северной Индии с двойной тростью. Как и все подобные инструменты, очень близок к зурне - наиболее типичному народному инструменту Средней Азии и Ближнего Востока. Однако некоторые ключевые отличия стоят того, чтобы упомянуть о них отдельно.

Инструменты с конической трубкой являются октавными (в отличие от цилиндрических - дуодецимных). Это значит, что первый обертон находится октавой выше основного звука. Шенаи представляет собой коническую трубку, что значительно облегчает технику передувания и позволяет заполнить аппликатурой весь диапазон. Действительно, в то время, как большинство мелодий среднеазиатских шалмеев (кларнетоподобных инструментов) ограничено нотами первой октавы, мелодии на шенаи часто играются без разрыва между регистрами.

Большинство шенаи не имеют игровых отверстий для больших пальцев и обычно не имеют никаких дополнительных более низких дырочек. Раструб металлический, часто гравированный. Используются два основных размера: меньший из Пакистана строя As и больший из Бенареса строя D.

До недавнего времени это был инструмент для фестивалей, свадеб и процессий, и, по некоторым суждениям, он скопирован с персидских оркестров, играющих над городскими воротами.

Уже начиная со Второй Мировой войны, шенаи поднялся до статуса классического инструмента, способного к передаче тонкостей раг (традиционных ладово-ритмических построений), а теперь нередко торжественно открывает фестивали музыки. Наиболее известным представителем стиля Бенарес был "уста" (мастер) Бисмиллах Хан.

В исполнении музыки участвуют два музыканта, при этом второй инструмент - шрути - представляет собой шенаи без игровых отверстий и сопровождает мелодию одним непрерывным звуком.

Часто "ученик" также дублирует мелодию "мастера" в повторяющихся фрагментах, изредка исполняет мелодию, когда "уста" позволяет, или когда он должен отрегулировать трость, которую иногда при необходимости прижимают к губам, если этого требует мелодия. Данный метод игры применяют в мелодиях, содержащих портаменто, глиссандо. Иногда губу прижимают к трости, чтобы получить более мягкий и приглушенный звук. Играют, сидя в традиционной позе, - это удобно для направления раструба инструмента в колени с целью дополнительного приглушения звука.

Siku, sicus (сикус, антара; sicus, sicu на яз. аймара, antara на яз. кечуа) - боливийский духовой инструмент, разновидность флейты Пана, обычно двухрядная, число трубочек (закрытых снизу) колеблется от 6 до 20, размер - от миниатюрной до 1,5 метра. Обычно используется в ансамблях, где сикусы распределены по группам в зависимости от размеров. В окрестностях озера Титикака изготавливают сикусы с дудками одинаковой длины. Вместо того, чтобы дудки укорачивать, их достраивают до нужной высоты тона, насыпая песок. На сикусе играют стоя, при этом инструмент держат вертикально, нижняя губа исполнителя опирается о край отверстия. Исполнитель, однако, никогда не позволяет губам быстро скользить по инструменту, как, например, на румынском нае, а всегда дует короткими щелчками языка отдельно в каждую дудочку. Вследствие этого исполнение приобретает характер стаккато. Близкий родственник сикуса - Zampona - традиционная флейта Анд, представляющая набор из нескольких трубок разного размера, открытых из одной стороны. Изготавливается из местного бамбука Canahueca. В соответствии с размером бывают трех видов (от большего к меньшему): sanka (zanca), malta и ika.

Скорее всего, имеется в виду zheng - китайский струнный щипковый инструмент семейства цитр, подобный японскому koto, вьетнамскому dan tranh и корейскому kayagum. Zheng, один из наиболее древних китайских инструментов, также известен как guzheng или gu-zheng ("gu" по-китайски - "древний"). Состоит из деревянного корпуса и струн, проходящих через подвижные арочные подставки, перемещаемые вдоль инструмента с целью настройки. В древности zheng имел пять струн, постепенно количество струн увеличивалось, и у современного инструмента достигает 21-25. Музыкант защипывает струны правой рукой, а левой рукой, касаясь струн, создает полутоны и украшения. Guzheng сегодня является одним из основных камерных сольных инструментов китайской традиционной музыки.

(сулинг) - индонезийский духовой дульцевый музыкальный инструмент. Род продольной флейты со свистковым устройством. Ствол цилиндрический, бамбуковый (длина около 850 мм) с 3-6 игровыми отверстиями. Звук нежный; на сулинге исполняются печальные мелодии. Используется как сольный и оркестровый инструмент (в некоторых типах оркестра гамелан). Широко распространена практика сольного пения под аккомпанемент сулинга, к которому часто присоединяется ребаб. Также популярен дуэт сулинга и двухстороннего барабана генданг.

Suona (сона, со на, хайди, лаба) - китайский духовой язычковый инструмент. Изготавливается из твердой древесины лиственных пород. Имеет конический ствол (длина 340-670 мм) с восемью игровыми отверстиями и широким металлическим раструбом. Звук извлекается при помощи двойной камышовой трости, насаженной на латунную трубку, на которой укрепляется также круглый костяной или медный диск, служащий опорой для губ исполнителя. Существуют две разновидности соны: большая - дасона (диапазон des1-as2), и малая - сяосона (с2-as1). Применяется при погребальных и свадебных обрядах как сольный и аккомпанирующий инструмент, используется также в народных ансамблях и оркестрах, в т. ч. в оркестре музыкальной драмы. Сона возникла в результате эволюции арабо-персидского инструмента зурны. По характеру и применению соне близки монгольский суру-най, узбекский сурнай, индийский санаи, а также корейский инструмент сенап.

Venu - одна из разновидностей поперечной флейты Южной Индии. Обычно имеет восемь отверстий. Флейты, продольные и поперечные, - типичный индийский музыкальный инструмент. Обычно делаются из бамбука или тростника. Поперечный вариант, отрезок бамбуковой трубки с отверстиями, больше подходит для классической музыки, потому что амбушюр придает исполнению нужную гибкость звучания. Продольная разновидность часто встречается в народной музыке, но редко используется в серьезной классической - ее рассматривают лишь как игрушку, поскольку отсутствие амбушюра ограничивает возможности инструмента. Эти флейты в Индии могут иметь разные названия: bansri, bansi, bansuri, murali, venu и т. д. Venu и bansuri относятся к главным типам этих инструментов. И если bansuri широко распространена в Северной Индии, то venu, в свою очередь, очень популярна во всех южно-индийских стилях.

Общее название самых простых свистулек, имеющих закрытую резонансную полость. Изготавливались испокон веков разными народами из самых различных материалов, сегодня это чаще всего дерево, глина, фарфор, металл и пластмасса. Звук высокий и пронзительный. Высота тона зависит от размеров свистульки (объема резонансной полости), обычно в диапазоне с2-с3. Иногда имеют одно-два игровых отверстия, позволяющих извлекать 2-4 разных звука.

Китайский струнно-смычковый инструмент, разновидность хуциня (эрху). Деревянный глубокий корпус восьмигранной или цилиндрической формы с кожаной (змеиной) декой, длинная шейка, заканчивающаяся головкой с двумя колками. Две струны при игре не прижимаются к грифу. Zhonghu отличается от эрху размерами и диапазоном, это примерно альтовая версия, имеет красивый тон, напоминающий звучание виолончели. Настраивается по квинтам, басовая разновидность может настраиваться по квартам.

Бутылки (итал. bottiglie, фр. bouteilles, нем. Flaschen, англ. bottles) - обыкновенные бутылки средней толщины типа винных или пивных, подвешенные на шнурах к деревянной раме. Ударяют по ним сбоку деревянной палочкой. Настраивают посредством заливания водой. Диапазон настройки одной бутылки приблизительно около квинты. "Европейская пивная" имеет диапазон d1-a1. Используя разную тару, можно довести общий диапазон до двух октав.

Кроме функции идиофона, бутылки могут исполнять роль духового инструмента - аэрофона (Bottle Blow), тоже настраиваемого при помощи заливания водой. Набор бутылок, настроенный по звукоряду, автоматически превращается из тары в музыкальный инструмент - флейту Пана, тембр которой благополучно занял свое почетное место в наборе голосов General MIDI под номером 77. Диапазон настройки "лабиальной" бутылки гораздо шире - около двух октав (d-d2). Винная звучит примерно на квинту ниже. Используя технику "передувания", можно значительно расширить рабочий диапазон, но следует помнить, что бутылка, как и кларнет - "дуодецимный" инструмент, то есть первый обертон выше основного тона на "квинту через октаву".

(тур. Zurna, от перс. сурна, сурнай, букв. "праздничная флейта") - духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Близок к гобою. Распространен в Армении, Грузии, Азербайджане, Дагестане (сернай), в Узбекистане, Таджикистане и странах Ближнего Востока. Имеет ствол с раструбом, 8-9 игровых отверстий. В верхний конец ствола вставляется деревянная втулка с вилкой. При поворотах втулки концы зубцов частично прикрывают три верхних игровых отверстия, чем достигается дополнительная подстройка инструмента. Во втулку вставляются латунный штифт, на который надевается круглая розетка (из рога, кости, перламутра, металла) для опоры губ исполнителя и маленькая трость из сплюснутой тростниковой трубочки. Обычно зурна снабжается запасными тростями, которые, как и розетка, привязываются к инструменту цепочкой или ниткой. Для предохранения трости на нее после игры надевают деревянный футляр. Звукоряд зурны диатонический, в объеме полутора октав. Звук яркий, пронзительный. На зурне исполняются подвижные мелодии, в основном диатонические; однако искусные зурначи умеют извлекать из зурны и хроматизмы. В народной музыкальной практике принята игра двух зурначей: один ("уста" - мастер) играет мелодию с вибрацией звука, украшениями, форшлагами и т. д., другой ("дамкеш") исполняет тянущийся звук, непрерывность звучания которого достигается при помощи носового дыхания. В ансамбль с зурной часто входят дэф, генданг, нагара, гоша нагара и др.

(англ. cabasa, итал. cabaza, нем. Сabaza, фр. calebasse) - народный латиноамериканский инструмент. Название - испанского происхождения. Изготавливается кабаца из высушенной тыквы; снаружи оплетается сеткой из бус так, чтобы шар мог свободно вращаться. Кабаца значительно больше маракаса (диаметр шара приблизительно 20 см). Держат кабацу за рукоятку правой рукой, а ладонью левой руки обхватывают шар. При игре придают вращательное круговое движение. Бусы трутся о поверхность шара и издают мягкий шуршащий звук. Кабацей широко пользуются в бразильских песенно-танцевальных ансамблях. В симфонической музыке кабаца встречается очень редко.

(итал. castagnetti от исп. Castana - каштан) - популярный народный ударный инструмент, широко распространенный в Испании и в Южной Италии. Точно определить его происхождение затруднительно. Кастаньеты изготавливаются из плотного дерева и представляют собой две деревянные раковинообразные дольки, соединенные шнурком. Из того же шнура делается петля, в которую пропускается большой палец руки, а остальными пальцами ударяют по выпуклой стороне дольки. Этот вид кастаньет предназначен в основном для танцоров. Они имеют очень звонкий, стрекочущий звук.

Существуют также односторонние оркестровые кастаньеты, состоящие из небольшой, удобно помещающейся в ладони исполнителя рукоятки. К верхней части рукоятки, имеющей раковинообразную форму, прикрепляются с двух сторон две чашечки при помощи шнура, пропущенного через дырочки в чашечках и в рукоятке. Односторонние кастаньеты не обладают большой силой звука. Поэтому для усиления звучности применяют двухсторонние кастаньеты. С обоих концов рукоятки прикрепляют по две чашечки кастаньет или применяют спаренные кастаньеты. Такой инструмент может дать звучание значительной силы. Иногда для получения еще большей силы звука играют двумя парами кастаньет, держа их обеими руками.

Оркестровые кастаньеты держат в правой руке за рукоятку и, встряхивая их, заставляют чашечки ударяться друг о друга.

На кастаньетах возможно исполнение отдельных ударов и тремоло. В нюансировке кастаньеты - инструмент малогибкий; им предписывают в основном динамические оттенки f и mf, реже mp. Совсем редко поручают отдельные удары или несложные ритмические фигуры.

Колокольчики (итал. campanelli, нем. Glockenspiel) - оркестровый ударный инструмент, представляет собой металлические пластины, настроенные по хроматической гамме и расположенные в два ряда наподобие клавиатуры рояля, по которым играют палочками с деревянными шариками на концах. Нотируются октавой выше. Диапазон 2,5 октавы: g-e3. Звук светлый и ясный, слышный даже на фоне мощного форте всего оркестра. Иногда снабжены клавиатурой, но в этом случае звук гораздо тише, поэтому были постепенно вытеснены из оркестра.

(араб. Аль"уд - дерево) - струнный щипковый инструмент. Выпуклый овальный корпус, склеенный из отдельных сегментов, короткая широкая шейка с отогнутой назад под прямым углом головкой. Верхняя дека плоская, с большим круглым резонаторным отверстием, в которое обычно вставлена ажурная розетка из дерева или папье-маше. Струны жильные, крепятся внизу к приклеенной на деке подставке, вверху наматываются на поперечные колки, вставленные в головку. Количество струн (в разное время и у разных экземпляров) - 6-16; первая струна одинарная, остальные - парные (иногда число струн доходило до 24). Наибольшим распространением пользовались 6-8-струнные лютни. В основе настройки - квартово-терцовые соотношения (обычно терция в середине и кварты по краям), менявшиеся в зависимости от исполняемого произведения. До начала 16 в. лютни обычно не имели ладов или их было не более четырех. Затем число ладов (делались навязными из жильных струн) увеличилось до 11. Во время исполнения лютню держали, оперев корпус о колени и слегка приподняв шейку вверх. Звук извлекали, защипывая струны пальцами, иногда плектром. По характеру звучания лютня близка к гитаре.

Лютня ведет свой происхождение от уда - одного из древнейших и главных струнных инструментов арабо-иранской музыкальной культуры. В 19 веке интерес к лютне и лютневой музыке возник вновь. Однако лютня этого времени ничем, кроме формы корпуса, не отличалась от гитары (имела прямую головку, более узкую шейку с врезанными металлическими ладами, шесть одинарных струн и квартовый строй). Сохранила свое значение лишь в странах Востока.

Музыка для лютни записывалась при помощи табулатуры.

В 16 веке были созданы разновидности лютни: более высокая по строю дискантовая пандурина и низкие, басовые - теорба и китаррон (архилютня).

(итал. мandolino) - струнный щипковый инструмент лютневого семейства. Возник в Италии. В своем окончательном виде сложился к 17 веку. С 18 века один из наиболее распространенных итальянских народных инструментов. Бытовало несколько типов мандолины, различающихся по строю, форме корпуса и шейки, числу струн. Так, флорентийская мандолина имела пять струн, генуэзская пять-шесть, падуанская пять, неаполитанская четыре парные струны. Наиболее популярна неаполитанская. Ее корпус выпуклый, овальный, клееный из отдельных сегментов, шейка короткая, гриф с металлическими врезными ладами, головка плоская с механическими колками. Строй квинтовый, как у скрипки: g, d1, a1, e2 (парные струны настраиваются в унисон). Звук чистый, яркий и звонкий, извлекается плектром из черепашьего панциря или целлулоида. Возможно исполнение аккордов. Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Оркестр из мандолин (иногда с гитарами) называется неаполитанским, включает оркестровые разновидности мандолин: мандолина пикколо, мандолина альт (мандола), мандолина виолончель (мандолочелло), мандолина бас (мандолоне).

(марака, мбарака, нварака, итал., фр., англ. - maracas) - латиноамериканский инструмент индейского происхождения. В европейскую музыку маракас пришел из кубинских танцевальных оркестров, где он применяется довольно часто как инструмент, подчеркивающий острый синкопированный ритм. Оригинальные кубинские маракасы изготавливаются из высушенного полого кокосового ореха, внутрь которого засыпаются мелкие камешки и зерна оливы. Снизу прикреплена рукоятка. При круговом движении маракас издает глуховатый шипящий звук, при потряхивании - характерный шум. Современные маракасы делают из тонкостенных деревянных, пластмассовых или металлических пустых шаров, засыпанных горохом или дробью. Для игры употребляются обычно два маракаса; держат их за рукоятки в обеих руках. Разновидности: абвес, атчере, эрикунди - на Кубе, кашиши, аджа, агуэ, шере, ганза - в Бразилии, уада - в Чили.

Металлофон - общее название металлических идиофонов с определенной высотой звучания, в частности - музыкальный инструмент, состоящий из металлических пластин, настроенных по диатонической либо хроматической гамме. Оркестровый металлофон называется "колокольчики".

Общее название деревянных духовых мундштучных (амбушюрных) инструментов. Изготавливается из березы, клена, пальмы или можжевельника. Имеет конический ствол, заканчивающийся раструбом, с шестью игровыми отверстиями. Мундштук на верхнем конце ствола инструмента вырезается в виде углубления. Основной звукоряд диатонический в пределах септимы, при помощи передуваний диапазон расширяется до полутора октав. Высота звучания рожка зависит от его размеров - от 300 мм (визгунки) до полубасков и басовых (600-800 мм). Звук не очень громкий, с характерным тембром. Входит в состав рожечников, в некоторые оркестры и ансамбли русских народных инструментов, используется как солирующий инструмент.

(перс. seh-tar - "три струны") - самый известный индийский струнный щипковый инструмент. Автором принято считать состоявшего при дворах султанов Khilji и Tughlak в XIII веке перса Amir Khusru. Относится к семейству лютневых. Корпус - из пустотелой тыквы, покрыт плоской пластиной, к которой прикрепляется подставка для струн (у некоторых разновидностей имеется еще от одного до трех резонаторов, размещенных на равном расстоянии друг от друга над грифом). Гриф - широкий и длинный, из тикового дерева, с подвижными металлическими дугообразными ладами (19-23), которые крепятся воском, а также привязываются шелковой нитью или жильной струной (такая система ладов дает возможность при их относительной устойчивости во время исполнения перестраивать инструмент соответственно звукоряду данной раги). Ситар имеет семь основных (chikari) струн, включая боковые, которые используются одновременно для ведения ритма и постоянного гудящего звука, и тринадцать резонирующих (tarab) стальных или бронзовых струн, расположенных под этими семью и придающих звучанию специфический, характерный для каждого лада оттенок. Играют на ситаре сидя, скрестив ноги так, чтобы корпус инструмента покоился на левой ноге, локоть правой руки поддерживал инструмент, а гриф был приподнят над полом под углом около 45 градусов.

Ситар - плекторный инструмент; плектр (мизраб) из проволоки надевают на указательный палец правой руки, указательным и средним пальцами левой прижимают струны. Современный виртуоз Рави Шанкар, сводя индийскую нотацию к европейскому эквиваленту, дает следующий строй основных струн ситара - fis, cis, Gis, Cis, gis, cis1, cis2. Ситар используется для исполнения классической музыки северно-индийской традиции; входит в классический ансамбль как солирующий инструмент вместе с аккомпанирующими ему танпурой и таблой (или пакхаваджем). Различают ситары большие, средние и малые (для женщин). Предположительно происходит от подобных инструментов народов Центральной и Западной Азии, что подтверждается сходством в названиях - сайтар (в Центральной Азии), сетар (узб., иранский). Однако как по конструкции, так и по звучанию ситар отличается от таджикского и узбекского сетара (сетора) - одной из разновидностей танбура.

(тамбур, тенбур) - струнный щипковый инструмент, распространенный в арабских странах, а также странах Ближнего Востока и Средней Азии. Состоит из долбленого или склеенного из отдельных клепок деревянного корпуса грушевидной формы и длинной шейки с навязными или врезными ладами. Имеет три струны. Иногда первая и третья - парные. Настройка струн различная; чаще всего первая и третья струны настраиваются в унисон, а средняя - в кварту или квинту к ним. Звук извлекают плектром. Общая длина танбура - 1100-1300 мм. Настройка G, D, G или G, d, G.

Азербайджанский, иранский, армянский, дагестанский (чонгур, чугур), грузинский (тари) струнный щипковый инструмент. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе - 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки. Старинный 4-6-струнный тар имел нетемперированный 19-ступенный звукоряд, включающий мелкие (менее полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром. Современный тар - 11-струнный (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (главным образом бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические - парные, основные и дополнительные (последние используются только в кадансах), расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные - переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в т. ч. в макомах). Наиболее распространенная (одна из 13) настройка: c1, c1; g, g; c1; c; g; g1; g1; c1, c1; диапазон: c-a2. Наигрыши на таре, как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на двух струнах в унисон (иногда на одной; тогда вторая становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр тара - густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний - звонкого, серебристого. Тар - исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях (с кеманчой и дэфом) и оркестрах народных инструментов для исполнения мугамов, танцевальных и песенных мелодий.

Треугольник - (итал. triangolo, фр. triangle, нем. Triangel, англ. triangle) ударный инструмент высокой тесситуры, представляет собой изогнутый в виде треугольника стальной прут диаметром 8-10 мм. Бывают разных размеров, соответственно, разной высоты звучания (хотя и неопределенной). Записываются на нитке (однолинейном нотоносце). Треугольник подвешивается на струне или жилке, ударяют по нему металлической палочкой без рукоятки, при необходимости (как исполнительский прием) приглушают звук левой рукой, которая держит треугольник. Звук высокий, яркий, чистый и прозрачный, слышен даже на фоне оркестрового тутти.

(Rachet) - группа ударных инструментов, предназначенных для ритмического или шумового сопровождения пения, танцев, обрядов и магических ритуалов. Наиболее древнейшие шумовые инструменты, распространенные у многих народов мира. Представляют собой различные конструкции, от связанных свободноподвешенных деревянных пластинок до мудреных конструкций, где подпружиненная деревянная пластина "тарахтит" о вращающееся зубчатое колесо. Ранее трещотки делали из дерева, сегодня существуют металлические и пластиковые инструменты.

Цимбалы (лат. Cymbalum, греч. - кимвал) - струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский деревянный корпус трапециевидной формы, 2-5-хорные металлические (ныне стальные) струны, часть которых делится передвижной подставкой на два неравных отрезка (в пропорции 2:3, часто в соотношении квинты). Строй народных цимбал - диатонический, усовершенствованных - хроматический. Диапазон - Е-e3. Для игры цимбалы устанавливаются на столе, на коленях, либо подвешиваются на ремне через плечо. Играют на цимбалах, ударяя двумя деревянными палочками, крючками (изготавливаются кустарным способом) или молотками, а также при помощи щипка, приглушают струны предплечьем. Цимбалы обладают ярким, долго не затухающим звуком. Цимбалы - многонациональный инструмент. Имеет распространение в Украине, Белоруссии (цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки), а также (аналогичной конструкции) в Молдавии (цамбал), Армении (сантур), Грузии (сантури, цинцила), Узбекистане (чанг) и др. В Западной Европе известны под названием хакбретт (нем. Hackbrett) и дульцимер (англ. Dulcimer).

Система нотных обозначений
В мировой практике приняты две основные системы нотных обозначений - слоговая (La, Si, Do, Re, ...) и буквенная (A, B, C, D, ...). В данной статье использована буквенная, поэтому стоит освежить в памяти некоторые подробности.

Основные ступени обозначаются латинскими буквами, начиная с ноты Ля (А) и заканчивая Соль (G). Нота B изначально обозначала Си-бемоль, в то время как для Си использовалась буква H.

В американской литературе нота H отсутствует, поэтому используется только B, обозначающая Си-бекар.

Диезы в буквенной системе обозначаются слогом "is", бемоли - "es". Для Ля-бемоля и Ми-бемоля гласная "e" опускается.

Ноты выше большой октавы обозначаются малыми буквами.

Цифра после ноты обозначает октаву:
A2, В2, Н2 - субконтроктава;
C1, Cis1, D1, Es1, E1, F1, Fis1, G1, As1, A1, B1, H1 - контроктава;
C ... ... H - большая октава;
c... ...h - малая;
c1... ... h1 - первая;
c2... - вторая и т. д. до самой высокой - с5.

Оценка статьи

Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

Духовые (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

2. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок, геккельфон.

3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.

1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.


Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).


1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17-18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.

1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.

2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.

3. Электромеханические: электропиано, клавинет

4. Электронные: электронное пианино

фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.


1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) - ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

2. Колокольчики - оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

3. Ксилофон (от ксило... и греч. phone - звук, голос) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

4. Барабан - ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

5. Бубен - ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

6. Кастаньетвы (исп. castanetas) - ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс - первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость - от расстояния левой руки до др. антенны.

2. Эмиритон - электромузыкальный инструмент, снабженный клавиатурой фортепьянного типа. Сконструирован в СССР изобретателями А. А. Ивановым, А. В. Римским-Корсаковым, В. А. Крейцером и В. П. Дзержковичем (1-я модель в 1935).

3. Электрогитара - гитара, как правило из дерева, с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Первый магнитный звукосниматель в 1924 году смастерил инженер компании Gibson Ллойд Лоэр. Наиболее распространены шестиструнные электрогитары.


Язычковый щипковый музыкальный инструмент

Первая буква "в"

Вторая буква "а"

Третья буква "р"

Последняя бука буква "н"

Ответ на вопрос "Язычковый щипковый музыкальный инструмент ", 6 букв:
варган

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова варган

Звуковая пластинка шамана

Щипковый музыкальный инструмент в виде подковы (или пластинки) с металлическим язычком

"музыкальная подкова" в зубах

Самозвучащий щипковый музыкальный инструмент в виде подковы (или пластинки) с прикрепленным к ней металл. язычком, прижимают к зубам

Старинный музыкальный инструмент в форме маленькой лиры из металла, с колеблющимся язычком

Муз. инструмент

Определение слова варган в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Варга́н (от варга - рот, губа Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. Спб. - М., 1880. С. 167 . ВАРГА ж. перм. рот, уста, зев, пасть. Варган муж. простонародное музыкальное орудие, зубанка; железная полоска, согнутая лирой, со вставленным...

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от лат. organum, греч. órganon ≈ орудие; музыкальный инструмент), самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу с язычком посередине. При игре В. прижимают к зубам или зажимают...

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
самозвучащий щипковый музыкальный инструмент в виде подковы (или пластинки) с прикрепленным к ней металлическим язычком. При игре варган прижимают к зубам. Под различными названиями распространен у многих народов.

Примеры употребления слова варган в литературе.

Выстроившись неровными рядами, пермяки положили руки друг другу на плечи и медленно, вперевалку раскачивались под звон бубнов, тупой гул деревянных барабанов и заунывный вой медного варгана , который держал в зубах шаман, опустившийся на колени и ссутулившийся.

Павка сообщил, что по предсказаниям метеорологов завтра выйдет из берегов Варган и затопит всю низину до самого города.

Бросились на Варган жадные горнозаводчики, но железа в странных камнях оказалось мало.

Достав варган из кармана шубы, он уже поднес его ко рту, и вдруг понял, на что тот был похож.

Это был Варган , с погруженным в сознание ощущением разницы в размере, подобно образу под потоком воды.

Язычковые музыкальные инструменты
Язычковые музыкальные инструменты, пожалуй, одна из самых интересных групп музыкальных инструментов. Звук создается при помощи специфического язычка, который на одном конце закреплен, а на другом свободен. Поток воздуха или защемление данного язычка и создает звук. Чтобы понять, что именно это за предметы, стоит представить перед собой такие всем известные язычковые музыкальные инструменты, как баян, губную гармошку, гармонь. Сейчас такие предметы мало используются для создания современной музыки, но стоит отдать им должное - в свое время им не было альтернативы.
Язычковые музыкальные инструменты также могут быть помесью с духовыми или даже клавишными. Саксофон - яркий пример духового язычкового класса, который работает с помощью вдуваемого музыкантом воздуха и язычка, который колеблется именно под его потоком. Там же на поверхности есть клавиши, которые регулируют попеременность необходимых нот. Кларнет, гобой, фагот - все они также относятся к язычковым инструментам. Среди нестандартных можно назвать китайские хулус и бау, а также африканскую калимбу. Есть также самозвучащие, где звук воспроизводится методом натягивания и отпускания того самого язычка.

Духовые язычковые инструменты
Духовые язычковые инструменты являются представителями слияния двух классов. В них звук создается путем попадания воздуха в музыкальный инструмент и колебания язычка под его воздействием. Данный класс можно поделить на две большие группы: обычные (медные) и деревянные. Кларнет, гобой, саксофон и фагот - это представители первой большой группы. Балабан, дудук, шалмей, зурна, тутек и шалюмо созданы из дерева и по своей специфике мало используются для создания классической и современной музыки. Это, скорее, национальные, с этническим окрасом предметы, используемые нашими предками для исполнения песен. Интересен тот факт, что многие современные музыканты, которые овладели искусством игры, скажем, на саксофоне, не умеют играть на губной гармошке или дудке. Все из-за того, что эти инструменты хоть и находятся в одном типовом классе, а имеют разный диапазон звучания и оригинальную технику работы. Мелодии, созданные с помощью вышеописанных музыкальных приборов, нельзя спутать ни с чем другим. Наши предки использовали именно их для оповещения важных новостей, для сопровождения празднеств или важных событий. Саксофон же по праву принято считать королем среди духовых и язычковых музыкальных инструментов, потому как один он породил сразу несколько направлений в музыке.

Язычковые инструменты — высокое искусство музыки в элементарных вещах
Язычковые инструменты представляют собой совокупность предметов, которые воспроизводят мелодию за счет движения и гибкости специальной пластинки (язычка), которая вибрирует из-за потока воздуха или защемления клавиши. К классу язычковых инструментов относятся баяны, гармоники, варганы и губные гармошки. В каждом примере этого типа музыкальных приспособлений есть свои особенности. Например, обычная гармошка, состоит из так называемых "мехов" и специальных планок, которые при определенном положении и нажатии издают звук. Расположение кнопок соответствует определенной ноте, которую нужно воспроизвести.
Язычковые инструменты — это очень оригинальный класс музыкальных приборов. В разные времена они переживали различные уровни популярности. Сегодня язычковые инструменты являются преимущественными в народном творчестве и в некоторых форматах современной эстрады. Хорошо забытое старое — так смело можно называть гармоники и аккордеоны, играть на них сейчас модно и необычно, что позволяет судить об их дальнейшей активной реализации в современной музыке.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»