Тесты по произведению живи и помни распутин. Урок внеклассного чтения по повести В.Распутина "Живи и помни". Беседа по биографии писателя

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Открытый урок-размышление в 11 А классе

по повести В. Г. Распутина «Живи и помни»

на тему «Война все спишет?..»

(к 75-летию Валентина Григорьевича Распутина)

Урок провела

Учитель 1 квалификационной категории

Киселева Ольга Александровна

Альметьевск 2012

Урок-размышление по повести В. Г. Распутина «Живи и помн и» на тему «Война все спишет?… (11 класс).

Учитель О.А. Киселева

Ход урока

Тип урока: комбинированный.

Цели занятия.

Образовательные :

дать представление о жизни и творчестве писателя — современника В. Распутина;

познакомить с повестью “Живи и помни”, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;

сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века (Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстого “Война и мир”)

Воспитательные:

познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;

способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, морального облика учащихся, мотивации учебной деятельности;

Развивающие : способствовать развитию:

логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;

навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;

выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;

литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;

профессиональных качеств, интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей студентов при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала;

развития связной письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы обучения

Вступительное слово преподавателя; индивидуальные задания и сообщения студентов; обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность студентов при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, художественном пересказе отдельных эпизодов

Наглядно – иллюстративный материал:

Портрет писателя В.Распутина, иллюстративный материал о писателе, выставка книг писателя В.Распутина, эпиграф к уроку; иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, стенгазета и альбом к произведению, текст повести В.Распутина “Живи и помни”, конспект занятия, презентация к уроку ; кадры из документального фильма о Великой Отечественной войне , кадры из художественного фильма “Живи и помни” ».

Вступительное слово учителя.

В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин, которому сегодня, 1 5 марта 2012 года , исполнилось 75 лет.

Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин — один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких — вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести “Живи и помни”. Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:

Познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина; рассмотреть проблемы повести “Живи и помни”; сопоставить данное произведение с ранее изученными произведениями 2-й пол. XIX века;

Эпиграф к уроку: Стыдно жить… Страшно жить … Н езачем жить…

Из повести “Живи и помни”

- Слово предоставляется…(уч-ца знакомит с биографией писателя, сопровождая свой ответ презентацией)

Беседа по биографии писателя:

Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?

II. Анализ повести . Слово преподавателя — переход к изучению произведения В.Распутина “Живи и помни”. Слайд 1.

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

Страна приготовилась дать отпор, началась всеобщая мобилизация на фронт, все: и стар, и млад стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.

Ушел и на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

Распутин, казалось, не был, не воевал на той Великой Отечественной, но познал военное лихолетье и не мог высказать свою точку зрения на те события, к которым он, как гражданин своей страны, был причастен. Ведь в 60–70-е годы вновь возрос интерес к военным событиям, в печати появились произведения “новой” военной прозы, и Валентин Распутин решил сказать “свое” писательское слово об этом страшном событии в истории страны. Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая , философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке. (Можно задать вопрос: А с какими произведениями о войне вы знакомы по школе?) Возможные ответы: В. Быков, В.Кондратьев, Б.Васильев.

8.Сначала мне хотелось бы проверить знание текста повести. Слайд 2.

Вопрос 1–й: Расскажите, с чего начинаются события повести? Вопрос 2–й : Что представляла из себя семья Гуськовых? Вопрос 3 –й: Как попала в Атамановку Настена?

Вопрос 4–й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов. Слайд 3.

9 . А теперь мы переходим к аналитическому прочтению произведения. Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.

1-й проблемный вопрос : Как о его близком нахождении узнала Настена? Слайд 4. Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал? С лайд 5

Возможный ответ: …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

2–й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением? Возможный ответ: Проявились трусость, эгоизм, слабость…

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал. Возможный ответ:Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

3–й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? Слайд 6. Возможный ответ:Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.

-Выразительное чтение по ролям эпизода 1-й встречи Настены и Андрея Гуськова .

4–й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа? Слайд 7

Возможный ответ: Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.

5–й проблемный вопрос: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?

Возможный ответ:Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей.

-Чтение по ролям встречи воина – односельчанина Максима Вологжина или пересказ. Слайд 8

7–й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым . Чем оправдывается Гуськов? Возможный ответ:он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка.

8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова , его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. Возможный ответ: Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, “оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя “зверюгой лесной”, у него “звериный аппетит”. Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.

Пересказ эпизодов: “Убийство теленка”; “Вой по — волчьи ”; (показ кадров фильма) Слайд.9

9–й проблемный вопрос: Слайд 10. Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? Возможный ответ: Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.

Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

10–й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”? Слайд 11. Возможный ответ:Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

11–й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования? Слайд 12. Возможный ответ: В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.

12–й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Слайд 13. Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова? Слайд 14. Возможный ответ:Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа. Слайд 15

10. Подведем итоги анализа повести и найдем сопоставление с произведением 2-й половины XIX века. Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” ? Возможный ответ:Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное – топор – символ и того, и другого произведения как символ насилия, прежде всего над собой, над близкими.

Вывод: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.

13-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку? Почёму повесть называется «Живи и помни».

(о тветы учащихся и обобщение учителя). Слайд 16

Показывая страшное зло, зло предательства, зло губящая, как радиация, всё вокруг себя, писатель обошёл молчанием конец Андрея. Он не достоин гибели, вызывающей сочувствия. Она оказывается вне жизни, вне памяти людей? Оставляя Гуськова в живых, автор клеймит его страшным заклятием «Живи и помни ». Но название повести имеет не только этот смысл.

В памяти людей остаётся и гибель Настены, не вынесшей стыда. Перед смертью она чувствует связь со всеми людьми «Нет, сладко жить», думает она в последние минуты. И тут же: «Страшно жить, стыдно жить». Смерть её — это как неизбежность правды, в которую верит сама Настена. «Правда — она сквозь камни прорастёт, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимается из воды говорящим деревам. Никакой силой её не скрыть».

Судьба Андрея и Настены – это часть народной судьбы. На примере их жизни Распутин проводит мысль о трагедии человека, оторвавшегося от народа. Отсюда вытекает: борьба с фашизмом — общенародное дело. Этой борьбой жил весь народ на фронте и в тылу, внося свой посильный вклад в общее дело победы. Андрей Гуськов, дезертировавший с фронта, чувствует тяжесть своего преступления перед народом, сознавал, что такие преступления невозможно искупить. Он сознательно порывает с людьми со своими родными и теряет человеческий облик.

Настену нельзя осуждать за верность, любовь и преданность Андрею, но она сама себя осудила за то, что помогала человеку совершившему страшное преступление перед народом. Она сама себе вынесла беспощадный приговор. В этом величие её характера, её справедливость, честность.

Слайд 17. «Живи и помни , человек в беде, в самые тяжкие дни и испытания – место твоё с твои народом. Всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» — вот идея повести, заключающаяся и в судьбах героев, и в её названии.

Переплетаются судьбы Настёны и Андрея. Житейские истины выстраиваются в стройный философский ряд размышлений о назначении человека на этой земле, о войне. И понятие родная земля «долг, преданность» становятся не умозрительными, а конкретно выраженными, через конкретные судьбы двух людей.

Слайд 18

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание: (по выбору)

1. Написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Живи и помни, человек. О чем?” 2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

13. Подведение итогов занятия.

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Л.А. ШАТСКОЙ

Вид занятия: урок.

Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия.

Образовательные :

    дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В. Распутина;

    познакомить с повестью “Живи и помни”, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;

Воспитательные:

    познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;

    способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, морального облика учеников, мотивации учебной деятельности;

Развивающие: способствовать развитию:

    логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;

    навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;

    выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;

    литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;

    профессиональных качеств, интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей учеников при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала;

    развития связной письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы обучения

Вступительное слово учителя; индивидуальные задания и сообщения учащихся; обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность учащихся при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, художественном пересказе эпизодов.

Средства обучения:

Учебная литература:

    Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. Под ред. В.П.Журавлева.-6 –изд.-М.: Просвещение, 2001.

Методические пособия для преподавателя:

    Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс.-М.: “ВАКО”, 2003.

    Преподавание литературы в 11 классе. Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. Под редакцией Г.А. Обернихиной.- М.: АРКТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Биографический материал о писателе В.Распутине; текст произведения писателя “Живи и помни”; журнал “Литература в школе” № 9, 2005; журнал “Литература в школе” №7, 2007; уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе” № 9, 2008;

Наглядно – иллюстративный материал:

    Портрет писателя В.Распутина, выставка книг писателя В.Распутина, эпиграф к уроку, иллюстрации учащихся к произведению, текст повести В.Распутина “Живи и помни”, конспект занятия, , аудиозапись «Священная война», .

Задачи урока

Учащиеся должны:

Иметь представление:

    о писателе В. Распутине, его жизненном и творческом пути, проблематике произведения “Живи и помни”;

    о Великой Отечественной войне и ее отражении в художественнойлитературе;

Знать:

    творческий и жизненный путь писателя,текст повести В.Распутина “Живи и помни”;

Уметь :

    комментировать прочитанный фрагмент, отвечать на аналитические и проблемные вопросы, давать оценку центральным эпизодам, высказывать свою точку зрения на проблемы произведения и аргументировать их, выразительно читать, художественно пересказывать, поведение их героев, текстом произведения;

Дидактический материал: карточки-задания с вопросами по знанию текста и комментированию центральных эпизодов; индивидуальные задания и сообщения; иллюстрации к произведениям;

Методы контроля: актуализация знаний; проверка знания текста произведения В.Распутина “Живи и помни”;

Междисциплинарные связи:

1. История (10 – 11 класс) Тема: “Великая Отечественная война”;

Структурные элементы занятия:

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Цели и задачи урока. В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин.

Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести “Живи и помни”. Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:

Познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина; рассмотреть проблемы повести “Живи и помни”;

Эпиграф к уроку: Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить…

Из повести “Живи и помни”

3. К уроку группа “биографов” подготовила сообщения о жизненном и творческом пути писателя, послушаем их внимательно, запишем основные жизненные и творческие вехи писателя, и в конце сообщений попытаемся ответить на вопрос: какова жизненная позиция автора.

Сибирская земля – родина писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы. Так что детство писателя не было безоблачным и безмятежным, и Валентин рано познал безотцовщину и нужду. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками. Оценивали его знания только на “отлично”, кроме, разве только французского – не давалось произношение. Тем не менее были и в эту пору жизни моменты отрадные, и в основном, они связаны с книгой. “Я уверен,- писал позже Распутин,- что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо. А потом образование, книга. Жизненный опыт воспитывают в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”. Писатель вспоминал, как они с приятелем частенько забирались в местную библиотеку, вынимая стекло, и “ воровали” оттуда книги. За лето он так пристрастился к чтению, что, перейдя в 5-й класс, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг он уже не мог.

Об этом времени своего читательского созревания и сложном периоде жизни Распутин поведал в рассказе “Уроки французского”, вышедшем в 1973 году. В аттестате зрелости по окончании школы у Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, который окончил в 1959 году. В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, стал работать журналистом, темы его публикаций были масштабные – строительство железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Ему хотелось выразиться посерьезнее. Так появляется в печати в альманахе “Ангара” в 1961-м году его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”, несовершенный еще по форме, но пронзительный по содержанию, искренний до слез.

Потом вышли сразу три сборника очерков и рассказов: “Продается медвежья сила”, “Край возле самого неба”, “Костровые новых городов”. Главное в этих произведениях – раскрытие таежной романтики и волевых характеров людей, которые живут в тесной связи с окружающей их сибирской природой. В начале 1967 года появился рассказ “Василий и Василиса” в еженедельнике “Литературная Россия”, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью определяется состоянием природы. Природа становится неотъемлемой составляющей практически всех произведений писателя. В 1967 году после публикации повести “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью, ушел из журналистики.

В 1970 году в журнале “Наш современник” была опубликована его повесть “Последний срок” . Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. В этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть “Последний срок” принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В новой повести “Прощание с Матерой”, рассказывающей о затоплении деревень в период строительстваГЭС.
...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матера. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для стариков – погибель. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков. В произведениях Распутина все переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера . Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная с повести “Живи и помни ”, которая вышла в 1974 году, писатель отходит от нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило становление в его творчестве жанра философской повести.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали, потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин же предпочел убедительную краткость, поэтому пишет рассказы и повести.

Главными мерилами поступков героев Распутина остаются добро, честь, совесть, справедливость. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом в повести “Пожар”, которая вышла в 1985 году. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он стал писать мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска.

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкрепляется конкретными делами. Как истинный писатель, он хорошо понимает свой долг перед родиной и совершает очередной свой подвиг – пишет статьи в защиту Байкала, борется за его спасение. Страстно и горячо доказывает писатель, что “Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом”. Кроме того пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника “Сияние России”, собирающего в сибирский город молодых и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам. Хочется назвать последние произведения В.Распутина, это повесть “Дочь Ивана, мать Ивана”, рассказы: “Ангел под небом ночным”, Нежданно – негаданно”.

Слово учителя: Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив хлеб книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться никакой другой литературой, ни любовными романами, ни дешевыми детективами, над которыми не надо думать - прочитал и все. Его хлеб – с горчинкой. Он всегда свежевыпечен, не способен зачерстветь. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина несут незыблемые, вечные ценности. А при прочтении произведений Распутина приобретаешь только духовный и нравственный багаж.

Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске, тем самым показывая, что край ему дорог.

5. Слово учителя - переход к изучению произведения В.Распутина “Живи и помни”.

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года

Страна приготовилась дать отпор, началась всеобщая мобилизация на фронт, все: и стар, и млад стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

Сорок первый! Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной,
Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна,
И на фронт уходила пофронтно.

Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.

Ушел и на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

6.Сначала мне хотелось бы проверить знание текста повести.

Вопрос 1–й: Расскажите, с чего начинаются события повести? Вопрос 2–й : Что представляла из себя семья Гуськовых?

7. А теперь мы переходим к аналитическому прочтению произведения.

1-й проблемный вопрос : Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?

Возможный ответ: …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

2–й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? Возможный ответ:Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.

3–й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

Возможный ответ: Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.

5–й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов? Возможный ответ:он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка.

6-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. Возможный ответ: Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, “оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя “зверюгой лесной”, у него “звериный аппетит”. Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.

«Вой по – волчьи», «Попытка самоубийства Гуськова»; (показ кадров фильма)

7–й проблемный вопрос: Как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? Возможный ответ: Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.

8–й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”? Возможный ответ:Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

Выразительное чтение эпизода» О чем думает Настена перед смертью.

9-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

8. Вывод учителя по уроку: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
А есть еще: Совесть, Честь.

А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни» «Почему в конце повести о Гуськове нет ни слова?»

11. Подведение итогов занятия.

Все чудесно и безмятежно. Мифическое умиротворение рушится, когда я нечаянно останавливаю свой взгляд на второй полке маминого стеллажа. Бесспорно, мне не дает погрузиться в сон красная книга, не так давно оказавшаяся среди старинных, зачитанных томов Пушкина, Лермонтова, Толстого. Удивительно то, что я совершенно не интересуюсь, откуда она взялась. Наоборот, мой истомленный разум приводит в смятение вовсе иной вопрос: почему Распутин дал название книге “Живи и помни”? Данный заголовок приковывает мое внимание. “Живи и помни” - тут скрывается какой-нибудь заветный, злободневно важный смысл. Кому и зачем были предназначены эти слова? Не знаю. Поэтому и сажусь я поблизости от окна, беру в руки книгу Распутина и забываюсь на продолжительное время, перелистывая страницы этой повести.

Ее главный герой, Андрей Гуськов, до войны был славным, работящим парнем, послушным сыном, надежным мужем. На фронт он отправлен в сорок первом году. “Поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался”, - говорит о нем автор. Не из числа робких был Андрей - воевал три года исправно. Правда, умирать ему не хотелось. А еще присутствовало огромное желание повидать родных, встретиться с любимой женой Настеной. И вышло так, что после тяжелого ранения в грудь он попадает в новосибирский госпиталь, от которого до дома “рукой подать”. Но комиссия не дает ему даже короткого отпуска - определяет сразу на фронт. Тогда-то и принимает солдат опрометчивое решение - пробует “рвануть” без позволения начальства в самовольную отлучку домой.

Лишь увязнув в медлительных военных поездах, осознал Андрей, что дело пахнет не гауптвахтой за самоволку, а трибуналом за дезертирство. Будь поезд побыстрее, вернулся бы он вовремя. И ведь не за “шкуру он трясся”, а хотел повидать родных - может быть, в последний раз. Чем же обернулся его поступок, ставший выбором всей жизни? И вообще, было ли у него право на исполнение такого, пусть даже самого скромного, желания - повидать жену? Нет. А Андрей забыл о том, что нельзя устроить себе счастье отдельно от общей судьбы народа. Вся же тяжелая душевная ноша легла на Настену.

Автор замечает: “…в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет”. И она терпит. Когда объявляется беглец, она даже вину мужа принимает на себя. “Без вины, а повинна”, - говорит Распутин. Настена “взяла” крест Андрея, который пока еще смутно понимает, чем обернется его решение вернуться домой. Но за этот проступок он будет злостно наказан судьбой. И вскоре начинают прослеживаться ужасные последствия отступничества, прежде всего для самого человека. Происходит неминуемый распад, утрата личности. И кара человека в нем самом. Научился Андрей от бродившего возле избушки зверя выть по-волчьи и со злорадной мстительностью думал: “Пригодится добрых людей пугать”. Приспособился красть рыбу из чужих лунок - и не от крайней нужды, а из желания досадить тем, кто, не в пример ему, живет открыто, не прячась, не боясь. Затем подходит к чужой деревне и убивает теленка, так и не поняв, что сделал это не только ради мяса, а в угоду какой-то своей прихоти, поселившейся в нем прочно и властно.

Так нарушаются связи с тем, что дорого и свято каждому: с людьми, с природой, с уважением к чужому труду и имуществу. Не прошел Андрей проверку на человечность, распадается его душа, а Настена превращается в загнанное существо. Стыд, непроходящий и жалящий, иссушает ее совестливую натуру. Двойная жизнь шаг за шагом отбирает самые простые и нужные радости. Уже нет сердечности, простоты и доверительности в общении с подругами, она не может теперь ни говорить, ни плакать, ни петь вместе с людьми. Они по привычке принимают ее за свою, а она им уже чужая, посторонняя. Нет радости от любви, от материнства, которого так ждала, от Победы. К великому празднику Победы “никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет”. Ребенок тоже обернулся трагедией. Какая участь ждет его? Как объяснить людям его появление? И не избавиться ли от него? Выходит, что и любовь-то выпала Настене краденая, краденое материнство, краденая жизнь.

“Сладко жить, страшно жить, стыдно жить”, - замечает Распутин. Усталое отчаяние затягивает Настену в стремительный водоворот. И в одну из ночей, когда ей не удалось переплыть к Андрею, потому что насторожившиеся ее беременностью односельчане стали приглядывать за ней, она, заслышав невдалеке погоню, усталая, истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку над своей долей. Чиста перед миром и людьми Настена, уходящая в воды Ангары. Своей способностью на жертву, принятием на себя, неповинную, вины мужа, она воплощает истинные ценности. Даже страшный цивилизованный мир не сломал ее, не озлобил нисколько. А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Рушатся его моральные устои. И нет теперь его бегству оправдания, которое он видел в будущем ребенке. Он думал, что народившаяся жизнь заменит загубленную, избавит его от мучительных уколов совести за бесполезно сгоревшее существование. Смертью жены и неродившегося ребенка, тех, кто был Андрею дорог, чем объяснял он, оправдывал свое дезертирство, карает автор героя: “Живи и помни. Живи и помни!”

Случается возмездие смертью, а бывает - жизнью. Так вот Андрей принужден существовать. Но проживать бессодержательным, забитым, озверевшим. Всякая смерть лучше подобной жизни. А вина Андрея в том, что он в нелегкую пору откололся от своего народа. И Распутин беспощадно подвергает наказанию его за это. “Живи и помни. Живи и помни!” - адресуется автор к своим читателям, чтобы не забывали мы о том, что невозможно выжить отдельно от общенародной судьбы.

Разделы: Литература , Организация школьной библиотеки

Класс: 10

  • совершенствование форм работы с книгой; развитие умений интерпретации текста;
  • развитие творчески активной личности в единстве с социумом;
  • формирование у учащихся глубоких убеждений, активной гражданской позиции;
  • воспитание любви к Родине

Оборудование: мультимедиа, слайды «В. Г. Распутин», статьи УК РФ (Приложение 1 ); трибуна для свидетелей, места для судьи, секретаря, прокурора, адвоката; судейский молоток.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Неделя детской и юношеской книги в нашей стране начинается на мартовских каникулах. Тогда же начались и у нас Дни литературы в школе. В пришкольном лагере мы подготовили и провели костюмированный праздник сказки «Встреча старых друзей», с уч-ся средних классов – игры-тесты по литературе с интерактивной доской.

Самые старшие подготовили и покажут нам такую форму работы с произведением, как ролевая игра «Литературный суд». Каждому участнику процесса желаю выдержать свою роль естественно и соответственно статусу этой роли.

Демонстрация слайдов, комментарии: Портрет В.Г. Распутина.

Краткие сведения о биографии и творчестве писателя.

Повесть «Живи и помни» (1974)

Статьи УК

Судебный процесс

1. Организация судебного заседания

Секретарь. Прошу всех встать! Суд идёт!

Судья. (Заходит ) Здравствуйте! Прошу садиться. Судебное заседание объявляется открытым. (Молоток)

Рассматривается уголовное дело по обвинению в неявке в срок на службу без уважительных причин из лечебного учреждения военнообязанного Гуськова Андрея Фёдоровича, предусмотренное статьёй 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы»;

в неявке на место службы военнообязанного Гуськова Андрея Фёдоровича в целях уклонения от прохождения воинской службы, предусмотренное статьёй 338 п.1 «О дезертирстве»;

в доведении Гуськовым Андреем Фёдоровичем до самоубийства своей беременной жены Гуськовой Анастасии, предусмотренное ст.110 «Доведение до самоубийства»;

в косвенном причинении смерти Гуськовым Андреем Фёдоровичем своему отцу Гуськову Фёдору Михеичу, предусмотренное ст. 109 п. 1 «Причинение смерти по неосторожности».

Судья. Прошу секретаря доложить, все ли участники суда явились на заседание.

Секретарь. Явка всех заявленных свидетелей обеспечена, все ожидают вызова. Все свидетели предупреждены об уголовной ответственности за сокрытие и дачу заведомо ложных показаний.

Объявляется состав суда. Уголовное дело рассматривает (ФИО учащихся – читателей)

судья Жильцова Дарья Аркадьевна; Государственный обвинитель – Черемисинова Галина Евгеньевна. Защиту подсудимого осуществляет адвокат Перова Мария Геннадьевна. Ведёт заседание секретарь суда Стребнев Виталий Сергеевич.

Есть ли заявления об отводах у обвинения? У защиты?

(Отвечают )

2. Суд приступает к судебному следствию. (Молоток)

Слово для обвинения предоставляется государственному обвинителю Черемисиновой

Галине Евгеньевне.

Выступление прокурора.

Подсудимый Андрей Федорович Гуськов обвиняется:

  • по статье
337 п.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Самовольное оставление части»;
  • по статье
  • 338 п.1 «Дезертирство»;
  • по статье ПО
  • «Доведение до самоубийства»;
  • по статье III
  • «Непреднамеренное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего»,

    Зимой 1945 года подсудимый Андрей Федорович Гуськов, после трехмесячного лечения в новосибирском госпитале от тяжелого ранения в грудь, получил предписание явиться для дальнейшего прохождения службы на родную батарею, однако ни на место дислокации батареи, ни в другую военную часть Гуськов не явился, следовательно, он самовольно оставил военную часть, был признан дезертиром.

    Предположительно, Гуськов скрывался в окрестностях деревни Атамановка, где проживала его семья: мать, отец и супруга, которая и стала впоследствии сообщницей подсудимого. Настена Гуськова неоднократно встречалась с подсудимым, тайно передавала ему продукты, патроны и скрывала от правосудия факт дезертирства. Доказательством этих встреч послужила беременность женщины, узнав о которой свекровь выгнала Настёну из дома. Жизнь женщины изменилась, она стала скрытной, часто пропадала куда-то, всего боялась. Когда односельчане, заподозрив ее в помощи дезертиру, решили проследить ее путь по Ангаре, Настена, увидев преследователей, покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке. Узнав о происходящих событиях, отец подсудимого, Федор Михеевич, скончался от сердечного приступа. Таким образом, обвинение считает, что Андрей Федорович Гуськов виновен в смерти жены, так как он довел Настену до самоубийства, что квалифицируется обвинением как «Доведение до самоубийства» и в смерти отца, что квалифицируется обвинением как «Непреднамеренное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего».

    Судья. Защита желает выступить? Адвокат . Да, ваша честь.

    Судья. Слово предоставляется адвокату Перовой Марии Геннадьевне

    Выступление адвоката

    Ваша честь, защита имеет свой взгляд на произошедшие события. Мой подзащитный не планировал стать дезертиром. Это раненые по госпиталю его убедили в том, что ранение его настолько тяжело, что следовать ему домой после госпиталя. Это тяжёлое ранение повлияло и на психику подсудимого. Ему было психологически трудно находиться рядом с домом и не побывать там. Когда Гуськов сел на поезд, следующий в противоположную от фронта сторону, он хотел всего-навсего повидаться с родными, а затем вернуться в часть.

    Уважаемый суд, я хотела бы представить факты из военной биографии моего подзащитного.

    Хочу напомнить, что Андрей Гуськов на фронте с первых дней войны. В первых же боях его ранило, но, к счастью, легко. Позже был сильно контужен, взрывной волной ему начисто отбило слух, продолжительное время он ничего не слышал.

    За три года мой подзащитный успел повоевать и в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее. Ему довелось испытать всё: и танковые атаки, и броски на немецкие пулемёты, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую охоту за «языком». За чужие спины не прятался. Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару самые отчаянные ребята, чтобы подстраховывать друг друга.

    Воевал мой подзащитный в лыжном батальоне, под Москвой, на Смоленщине попал в разведчики, а в батарею его определили уже в Сталинграде, после контузии. Не раз он бывал в самом пекле войны и сумел выжить!

    Последнее ранение летом 44-го года было самым тяжёлым. Почти сутки мой подзащитный не приходил в себя. Практически три месяца пробыл он в новосибирском госпитале. Грудь, из которой дважды доставали осколки, долго не закрывалась. Не заживала...

    Уважаемый суд, прошу учесть заслуги моего подзащитного перед Родиной и принять во внимание все смягчающие обстоятельства.

    Судья. Приступаем к допросу свидетелей.

    Секретарь. В судебное заседание вызывается свидетель Жильцов Сергей Юрьевич (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат. Сергей Юрьевич, скажите, пожалуйста, что вы знаете о действиях Гуськова

    после госпиталя?

    Свидетель защиты. Гуськов решился ехать на восток, потому что надеялся обернуться туда и обратно за 2-3 дня, считал, что ничего, вывернется как-нибудь. А получилось, что только до Иркутска он ехал больше 3 суток. Если двигаться дальше до Атамановки– дня тоже не хватит, и двух не хватит. И он понял, что уже всё, поздно, не простят, даже штрафбатом не отделаться.

    У него в памяти всё был показательный расстрел весной 42-го года. Тогда выстроили полк и вывели двоих: одного – лет сорока, самострела с подвязанной рукой, и второго – совсем ещё мальчишку, он самовольно сбегал в свою деревню вёрст за 50. Всего 50 вёрст, и – расстрел. А он, Гуськов, вон куда метнулся. Помнил он ещё, с какой ненавистью и брезгливостью солдаты смотрели на самострела. «Шкура! – говорили. – Ну и шкура! Всех захотел перехитрить».

    Адвокат. Вы хотите сказать, что Гуськов стечением обстоятельств оказался в западне?

    Свидетель. Да, не повезло ему. Не подрассчитал он.

    В судебное заседание вызывается свидетель – военврач новосибирского госпиталя, где подсудимый проходил лечение после ранения.

    Свидетель обвинения. Больной Андрей Федорович Гуськов поступил в госпиталь с множественными ранениями в грудь. В течение трёх месяцев находился на лечении. Лечение прошло успешно. Здоровье больного Гуськова Андрея Федоровича было восстановлено, медицинская комиссия признала его годным к строевой службе в числе многих других бойцов.

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Секретарь. В зал судебного заседания вызывается свидетель Ахмедов Орхан Анвар оглы (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат. Свидетель, как вы думаете, любовь являлась одной из причин рвения Гуськова домой, к родне?

    Свидетель защиты. Думаю, да. В одной из тайных встреч Гуськов говорит жене: «Шёл я к тебе и думал: приду, погляжу на Настёну, попрошу прощенья, что сломал ей жизнь, что гнул без нужды да изголялся, когда можно было жить. Думаю, покаюсь, чтоб извергом в памяти не остался, погляжу со сторонки на отца, на мать...

    Адвокат. Я прошу учесть уважаемый суд, что именно любовь и желание раскаяться толкнуло моего подзащитного на необдуманный поступок. (Вставать каждый раз)

    Судья. У обвинения есть вопросы к свидетелю?

    Судья. В зал судебного заседания вызывается свидетель Берёзкина Надежда. Представьтесь.

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Прокурор. Кем вы являетесь потерпевшей Настене Гуськовой? Что вы знаете о произошедших событиях?

    Свидетель обвинения. Надька я, соседка их, а с Настеной мы и работали вместе, и подругами были. Когда ее Семеновна из дома выгнала, узнав, что она ребенка ждет, так она у меня в избе жила. Настена врала что-то про уполномоченного, что подписки на заём собирал, ну, деньги для фронта, но я-то Настену знаю, не такая она. Да и все в деревне сразу догадались, Андрей это. Я сразу заметила: будто подменили Настену, все время где-то в себе, будто не видит ничего и не слышит. А каждого шороха боится. Раньше болтала без умолку, а теперича каждое слово веревкой из нее тащить надо. Извелась вся, измучилась. Пропадала часто, да все по ночам. Андрей это, он, душегуб и Настену, и отца своего со свету сжил.

    Прокурор. Значит со свекровью, и свёкром Настена больше не общалась?

    Свидетель. Михеич приходил как-то. О чём разговаривали, не слыхала, только просил он её о чём-то. Думаю, с сыном свидеться хотел. Ни с чем ушёл, не сказала Настена, да как тут скажешь, муж ведь. А Настена была баба хорошая, не виноватая она. Жаль её, и ребёночка неродившегося тоже жаль. Мы и похоронили-то её не как утопленницу, а на кладбище.

    Судья. У защиты будут вопросы?

    Секретарь. В зал судебного заседания вызывается свидетель Кизинова Кира Владимировна (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат. Кира Владимировна, внесите ясность в судебное следствие, ответьте, как отреагировал обвиняемый на известие о том, что в такой критической ситуации, когда он скрывается от властей, от людей, от отца с матерью, когда он числится без вести пропавшим, у них с Настеной скоро будет ребёнок?

    Свидетель защиты. Я знаю, что Гуськов был искренне рад этой новости. 4 года прожили они до войны, а детей так и не было. Их отношения из-за этого испортились. А сначала они хорошо жили, в любви. Так, когда Гуськов на своей заимке узнал-то про беременность, на седьмом небе был. Говорит, я знаю, знаю, Настена, не зря я сюда шёл, не зря. Вот она судьба. Как знал, как знал – ты понимаешь! Как чувствовал! А ещё, дурак, боялся. Да ради этого!.. Гуськов когда говорил это Настёне, как запалённый был, кашлял и смеялся, глаза горели! Это, – говорит, – больше всякого оправдания, пускай теперь что угодно, – говорит,– хоть завтра в землю.

    Если он после меня останется, это ж кровь моя дальше пошла. Не кончилась, не пересохла, не зачахла. Говорит, а я-то думал, на мне конец: всё, погубил родову. А дитё станет жить, дальше ниточку потянет. Он обнимал Настену, что-то шептал, говорил ей, в общем, торжествовал.

    Адвокат. Вы считаете, что Гуськов мог стать замечательным отцом?

    Свидетель. Да, он мог стать хорошим, достойным отцом.

    Секретарь. В судебное заседание вызывается свидетель Брызгалов Ян Анатольевич. (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат Вы можете сказать суду, как Гуськов относился к тому, что позор его дезертирства ляжет на всю его семью?

    Свидетель защиты. Могу. Гуськов не хотел, чтобы позор пал на его родных.

    Адвокат. Почему вы так решили?

    Свидетель. Он говорил жене: «На люди мне показаться нельзя, даже перед смертным часом нельзя. Уж что-что, а это я постараюсь довести до конца. Я не хочу, чтобы в тебя, в отца, в мать потом пальцем тыкали. За ребёнка переживал: «Не хочу,– говорил,– вас марать. А если узнают, что родила от меня, – съедят тебя. Я-то ладно, с меня спрос особый, а тебе за что?

    И родишь ты – на ребёнка слава упадёт, век ему маяться с ней... Судья . Пожалуйста, ещё вопросы.

    Адвокат. Нет, ваша честь

    Прокурор. Не имею, ваша честь.

    Секретарь. В судебное заседание вызывается свидетель Иннокентий Иванович, представитель власти в Атамановке.

    Свидетель обвинения. Деревня наша маленькая, мужики наперечёт: двое остались на финской, восемнадцать человек ушли за войну на фронт. На сегодняшний день один Максим Вологжин в достоверности живой, один Петр Луковников в достоверности на своем кладбище мертвый. Десять похоронок на руках у баб, остальные воюют, прийти должно 6 человек это с Андреи Гуськовым, который пропал. Куда он спрашивается, из госпиталя выписавшись, мог пропасть. А? Вот то-то.

    Когда аккурат перед Рождеством в Атамановку нагрянули председатель сельсовета из Карды и участковый Бурдак да стали Андреем интересоваться, я сразу смекнул, что к чему. Оставалось только вычислить, кто ему помогает. Не проживешь один в тайге-то, так или иначе, а пособник нужен, да и одичаешь один-то. Вот и стал я к Настене приглядываться. А тут она мне часы принесла продать, чтоб долги по облигациям погасить. Я спросил, откуль они у нее, Андрей что ли прислал, так сказала, что при том годе в Карде купила у какого-то военного за 2 тыщи. Не поверил я ей, откуда у них 2 тыщи? То-то и оно, отродясь таких денег не водилось. А тут еще слух про уполномоченного пошел, да только бабы в эти сказки поверят, а я сразу смекнул, кто ее такой медалью наградил. Как-то ночью уследил я ее, села в лодку да поплыла по Ангаре, я – за ней, да обвела чертова баба, потерял я ее, вернуться пришлось.

    Вот и поехал я тогда в Карду за участковым да милиционером. Вот собрались мы все мужики да власти и укараулили-таки, как Настена к мужику своему на лодке отправилась, хотели было догнать, она и бухнулась в воду. Утопла. Не виновата была б, чего ей тогда было в воду? Верно я все рассчитал: Андреева сообщница, дезертира, труса этого. Отродясь такого сраму в Атамановке не бывало, чтоб самовольно, значит, чтоб свою шкуру спасать. Да что там... И бабу погубил, и отца в могилу свел.

    Адвокат. Ваша честь, защита имеет ходатайство представить слово ранее не заявленному свидетелю, имевшему важные сведения по существу предъявленного обвинения.

    Судья. Прокурор имеет возражения?

    Прокурор. Нет, ваша честь

    Судья. В судебное заседание вызывается свидетель Белькова Виктория Алексеевна (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат. Уважаемый свидетель, ответьте суду, могла ли Анастасия Гуськова избежать самоубийства?

    Свидетель. Полагаю, что выход был. В её смертный час, поняв что она в те мгновения решила покончить с собой, Максим Вологжин кричал ей, чтобы она не смела этого делать.

    Это могло Настёну остановить.

    Адвокат. Но вам известны и другие факты по этому делу. Расскажите о них суду.

    Свидетель. Да, я точно знаю, как свёкор её, Михеич, просил Настёну: «Откройся мне одному, пожалей меня, я ведь отец ему, Христом Богом молю, Настёна, дай увидеться с ним последний раз...

    И ещё в другой раз Михеич ей говорил: «Проклял бы я тебя, дева, что не дала с ним свидеться, да на твою голову и так достанет хулы. А грех этот на тебе, никуды тебе от него не деться. Так и сказал: «Никуды,– говорит, – тебе от него не деться». Я хорошо помню это.

    Адвокат. То есть, если бы она прислушалась к просьбам свёкра, или фронтовика, их друга, трагедии бы не произошло.

    Судья. Присаживайтесь, свидетель.

    Судья. Имеются ли дополнения? У обвинения?
    Прокурор . Нет, ваша честь.

    Судья. У защиты?

    Адвокат. Не имею, ваша честь.

    Судья. Судебное следствие объявляется законченным (молоток)

    3. Суд приступает к судебным прениям.

    Слово для заключения предоставляется государственному обвинителю Черемисиновой Галине Евгеньевне. (ФИО учащегося – читателя).

    Суд слушает заключительное мнение защиты – адвоката Перовой Марии Геннадьевны. (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Судебные прения закончены, (молоток) Суд удаляется в совещательную комнату.

    Секретарь. Прошу всех встать! Суд идёт! (Судья заходит)

    Судья. Оглашается постановление.

    Федеральный суд приговорил: военнообязанного Гуськова Андрея Фёдоровича, обвиняемого в неявке в срок на службу без уважительных причин из лечебного учреждения;

    в неявке на место службы в целях уклонения от прохождения воинской службы, в косвенном причинении смерти Гуськову Фёдору Михеичу, признать виновным в соответствии

    со статьёй 337-я п.1УК РФ «Самовольное оставление части или места службы»;

    статьёй 338-й п.1 «О дезертирстве»;

    статьёй 109-й п.1 «Причинение смерти по неосторожности»

    И назначить Гуськову Андрею Михайловичу наказание – лишение свободы сроком на 8 лет в колониях строгого режима. Прошу садиться.

    Боль человеческая (по повести В. Распутина «Живи и помни»)

    Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».

    Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

    В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности. «Он боялся ехать на фронт, - говорит автор. - Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно». Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения. В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он - личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

    Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

    Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. «Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды». Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора. Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести «Живи и помни» рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»