Картина "Подсолнухи" Ван Гога: описание и фото. Любимые подсолнухи ван гога и его фатальная дружба с гогеном Ван гог подсолнухи впечатление от картины

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:


"Желтый дом" (The Yellow House 2007 г), повествующий о жизни Ван Гога и Гогена в Арле, где, за 9 недель, которые они провели в мрачной нищете, они создали более 40 произведений искусства.


Два срезанных подсолнуха.
Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

"Я чувствую потребность стать другим, начать все заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью. "
Винсент Ван Гог

«Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. «Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте...


Четыре срезанных подсолнуха.
Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100.
Отерло, Кроллер-Моллер Музей.

Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».

На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse - М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины* и две вариации «лондонской».** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)

Ваза с двенадцатью подсолнухами.
Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72.
Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия.

Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины - словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах - растут, набухают, созревают, увядают.

Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса.

Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Всеми оттенками желтого - цвета солнца - сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне - голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».

Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик».

Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды - даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!


Ваза с пятнадцатью подсолнухами.
Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.

Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения - созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».

Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей - света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти - было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.


«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю.
Начавшись с «Подсолнухов», «Подсолнухами» она и закончилась...



Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.
Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?

Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.

Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.
Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.

Парижская серия подсолнухов

Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.


Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.


В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.


Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.

На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию.
Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.


В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.


Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.

Сияние желтого в Арле

Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком » и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца ».


Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.

Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день - как школьник, ожидающий похвалы от учителя.
Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул.
Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.











Серия картин с подсолнухами в Арле

Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.




И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом - тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.


Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.

Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.
Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.

Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время - у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать...


Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.

Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.


Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».

До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.

Два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.


Существуют такие произведения искусства, которые дрейфуют по галереям всего мира и становятся почти синонимами с именем и методом живописи художника.

Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога является прекрасным примером. Важной является не только связь художника и картины, но и связь художника и влияние этой картины на развитие искусства. «Подсолнухи» Винсента Ван Гога были многократно скопированы и продублированы разными художниками (хотя ни одному не удалось достигнуть бодрости и интенсивности цвета, подобно Ван Гогу) и изображаются везде, от предметов быта до художественных выставок.

Быстрое развитие стиля характерных для полотен, наполненных закрученными всполохами ярких цветов с изображением людей и природы, является сущностью чрезвычайно известных работ Винсента Ван Гога. Искусство Ван Гога можно интерпретировать по-разному. Его картины становятся источником вдохновения для других художников. Натюрморт – ваза с четырнадцатью подсолнухами — был создан в Арль, Франция в течении августа 1889 и сейчас она находится в Национальной галерее в Лондоне, Англия. В картине преобладают яркие солнечно желтые, богатые золотые тона и теплые земляные.

При детальном рассмотрении этой картины зритель может заметить аспекты, которые кажутся перетекающими из одной части в другую. Яркие цвета выражают эмоции, как правило, связанные с жизнью подсолнуха: от ярко желтых цветов к темно коричневым, увядающих и мертвых. Этапы жизни представлены через полярные противоположност и. Возможно, именно эта техника так привлекает к подобной живописи; видя все углы спектра жизни, человек достигает глубокого понимания связи всех живых существ между собой.

Есть много разных интерпретаций этой картины (каждая однозначно определяется как произведение Ван Гога), в которых есть лишь незначительные различия, разделяющие их. Общая компоновка картины обычно остается постоянной. Хотя эти картины очень похожи между собой, но каждая из них выделяется как уникальное произведение искусства.

Ван Гог начал писать «Подсолнухи» после отъезда из Голандии во Францию с целью создания художественного сообщества.

В этих картинах изображаются иллюзии света, чтобы подчеркнуть структуру и контур предмета. Форма контура объекта усилена линией, разделяющей предмет и стену. На картине присутствуют желтые, зеленные и некоторые штрихи синего цвета, и они не конфликтуют друг с другом. Эти цвета смешиваются друг с другом, создавая непередаваемый ураган эмоций. Ярко-желтые подсолнухи выделяют их энергичность. Мягкий сине-зеленые фона красиво добавляют власти к желтому.

Эти картины стали возможны благодаря инновациям в пигментах, выпускаемых в 19 веке. Без появления таких цветов как, желтый хром, Ван Гог, возможно, никогда бы не добился такой интенсивности «Подсолнухов.

Недолгую жизнь - всего тридцать семь лет - прожил Винсент Ван Гог. На художественное творчество ему было отведено только десять лет. Тем не менее он оставил огромное творческое наследие, среди которого есть место всему: портретам, автопортретам, пейзажам, натюрмортам. Картина «Подсолнухи» - не единичное явление, а составляет целый цикл. В нем одиннадцать полотен. Часть из них мы рассмотрим. Перед вами произведение, которое написал Ван Гог, - «Подсолнухи», фото картины из серии, созданной в Арле в августе-сентябре 1888 года.

Краткая биография

За год до рождения Ван Гога у его родителей родился сын Винсент, который умер в младенчестве. Второй сын, которого теперь почитают как гениального художника, получил имя умершего брата, потому что родился так же, как и он, 30 марта. Возможно, это оказало влияние на психику ребенка, а затем и взрослого человека.

Во всяком случае, мальчик рос угрюмым и нелюдимым. Не окончив школу, он начал заниматься семейным делом: продажей картин. Любя живопись, он бросает торговлю, в которой Ван Гог получил материальную независимость, и устремляется в неведомое. Он начинает заниматься живописью, даже не зная основ рисунка. Картины не продаются, а вызывают резкое неприятие. Он уезжает к брату Тео в Париж, знакомится с современными художниками, много работает над собой, делая копии с работ известных мастеров, и параллельно пишет свои работы. В это время с его картин исчезают землистые цвета, палитра становится яркой и радостной. Появляется первая картина «Подсолнухи».

Парижский период, 1887 год

Во время пребывания в Париже создано немало работ, и все они написаны сериями: автопортреты, шесть полотен «Башмаки». Вырабатывается стиль, который позже назовут постимпрессионизм. Нас же интересует картина «Подсолнухи».

Ван Гог увлекся срезанными, увядающими, брошенными цветами. В серии четыре картины. Каждая достойна отдельного рассмотрения. Первые три картины - это исследование предмета. Но мы обратим внимание на четыре крупных подсолнуха - сочетание предшествующих работ. Эти цветы изображены почти в натуральную величину. Здесь Ван Гог не украшает вазой свои подсолнухи. Фото картины показывает 4 головки, которые потом пойдут на семена.

Эти увядающие цветы заполняют все полотно. Он исследует контрасты синего и оранжевого, красного и зеленого, желтого и фиолетового, стремясь привести к гармонии крайности. Эта картина «Подсолнухи» наполнена теплыми и холодными цветами. Именно эти контрасты искал художник, а не серую гармонию. Мазки идут во всех направлениях, и пространство, в котором размещены головки цветов, сознательно не определено художником. Это произведение - одна из вершин его парижского периода. Сейчас эта картина находится в музее Крёллер-Мюллер в Оттерло.

Заболевание

Ван Гог был тяжело болен. По поводу его психиатрического заболевания мнения современных врачей почти не расходятся - шизофрения. Единственно, какой вопрос может вызвать споры: какая из ее форм была у живописца? Болезнь многообразна и коварна. До двадцати семи лет Ван Гог перенес несколько тяжелых депрессий, вызванных неурядицами в личной жизни: ни с одной из возлюбленных он не смог создать семью. В Париже живописец пристрастился к абсенту. Так он пытался заглушить непонимание со стороны зрителей и художников и полное отсутствие заработка. Его картины не находили покупателей, и материально он мог рассчитывать только на помощь младшего брата, который безмерно любил Винсента.

Пристрастие к абсенту

Неумеренное употребление абсента - напитка многих художников во Франции - привело Ван Гога к печальным результатам. Абсент, напиток на основе полыни и спирта, сначала считался лекарством. Потом художники стали прибегать к нему как к галлюциногену, вызывающему творческие прорывы. По характеру действия он приближался к марихуане. У художника проявились повышенная возбудимость, нарушение координации, тремор, изменилось видение цвета. Преобладающим стал желтый.

Арль, август-сентябрь 1888 года

Перебравшись в солнечный Прованс на берега Роны в Арле, Ван Гог мечтал создать коммуну художников. Он бежал от страданий, которые выпали на его долю. Вместе с ним находился друг Гоген. Здесь все располагало к творчеству, чтобы передать суть местной природы. Свои натюрморты с подсолнечниками Ван Гог наполнил солнцем юга и желтым цветом. Первая из серии картина маслом «Подсолнухи» получилась на бирюзовом, как небо Арля, фоне. Живописец создал серию меньше чем за неделю, потому что работал с одержимостью. Стояла ветреная погода, и он работал в помещении. В глиняный горшок с зеленой поливой Ван Гог поставил только три цветка.

На коричневом столе играют и переливаются бирюза фона и желтизна цветов. Они еще умещаются на полотне. Второй натюрморт тоже - с тремя цветками в вазе на королевском синем фоне и двумя подсолнухами, лежащими на столе, был уничтожен американцами во время бомбардировок Японии. Следующим он написал букет из четырнадцати цветков на бледном зелено-голубом фоне, и он сохранился и экспонируется в Новой Пинакотеке Мюнхена. Четвертый вариант находится в Лондоне. Его голубые очертания - дань уважения к Гогену. Яркие солнечные краски Ван Гога никто покупать не собирался.

Больница

Сначала художника покинул Гоген, оставив друга один на один с его демонами. Затем 22 декабря 1888 года он получил письмо от обожаемого брата Тео с известием, что тот собирается жениться. Это был сильный удар по психике. Художник был в полном отчаянии, что брат не будет с ним близок, как прежде.

В тот же вечер он отрезал у себя кусок уха, отмыл себя от крови, перевязал, завернул кусочек мочки в газету и подарил на память о себе девушке легкого поведения. Когда она вскрыла подарок, то упала в обморок, а ее хозяйка настояла, чтобы Ван Гога поместили в психиатрию. Подлечив, насколько это было возможно в то время, его выпустили. Он снова принялся за работу, окружив себя любимыми подсолнухами.

Арль, январь 1889 года

Художник делает все новые и новые натюрморты, старясь убежать от галлюцинаций, навязчивого бреда параноидальных фантазий.

Преодолевая туман безумия, он создает свои три самых значительных натюрморта. Теперь они находятся в Филадельфии, Амстердаме и Токио.

Ван Гог, «Подсолнухи»: описание картины Токийского музея

Художник набрасывается на холст, быстро прописывает фон и начинает выдавливать из тюбиков толстым слоем краски, подправляя их не кистью, а мастихином. Цветы становятся объемными, рельефными, шероховатыми и не желают помещаться на полотне. Пятнадцать голов, змеевидно покачиваясь, стремятся выйти за рамки картины. Насыщенные оранжевые и желтые тона «горят» на холсте. Художник разместил их хаотично, стараясь затянуть в этот магический буйный мир всякого, кто бросит взгляд на натюрморт. Среди них и настоящие подсолнухи, и их мутанты, которых легко определить.

На них нет привычных лепестков, и они имеют вид помпонов. В самый центр художник помещает цветок с алой, как кровь, сердцевиной, как будто предчувствуя свой скорый кровавый конец. От полотна идет невероятная, одушевленная цветами энергия художника, который вкладывал в цветы свою страдающую душу. Ван Гог не мог не следовать за их самостоятельной жизнью. Цветы управляли им, поворачивая свои головы к солнцу, к радости, по которой истосковалась больная душа художника. Но радость ему не давалась, драма заполняла его целиком. Описание картины «Подсолнухи» будет неполным, если не сказать о том, что было после того, как распустились на его полотнах подсолнечники, собравшие в себе радость и горечь мира.

Болезнь и смерть

Болезнь прогрессировала. Жители Арля требовали, чтобы он покинул их город. Ван Гог уехал в 1890 году под Париж. Гуляя в полях с этюдником и красками, он неожиданно решил застрелиться. Пуля прошла ниже сердца, но спустя полтора дня он скончался. Тео всего на полгода пережил любимого брата, скончавшись от нервного расстройства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»