Русские артисты «Цирка дю Солей» не хотят возвращаться домой. Всем возрастам покорен: самый лучший цирк  Русские артисты в цирке дю солей

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

23/06/2010

Знаменитый «Цирк дю Солей», гастроли которого вот-вот начнутся в Петербурге, вполне можно сравнить с футбольным клубом «Челси». Канадский цирк, равно как и детище Романа Абрамовича, - это то самое хлебное место, куда мечтают попасть таланты со всего мира. Среди артистов цирка в последнее время все чаще звучит русская речь. Бывшие российские спортсмены и циркачи бросают все, чтобы колесить по миру под канадским флагом.


«Ц ирк дю Солей» (переводится с французского как «Цирк Солнца») называют «роддомом идей» и «завтрашним днем мировой индустрии развлечений». В этом «роддоме» прекрасно себя чувствуют около 350 русскоязычных артистов. К слову, всего в «Цирке дю Солей» 1,5 тысячи исполнителей. А в «Алегрии» - одной из 20 постановок цирка - среди полусотни выступающих на сцене артистов почти тридцать - из стран бывшего СССР.

В России потрясающие традиции акробатики и циркового искусства, - объясняет «обилие» русских Мишель Лаприс, креативный директор номера, который «Цирк дю Солей» показывал на «Алых парусах». - У вас своя уникальная цирковая школа, а потому русских артистов легко можно разглядеть среди других. Влияние ваших соотечественников на «Цирк дю Солей» сложно переоценить. Мы уважаем то, что они делают. К тому же русские прекрасно вписываются в наш цирк. В основе их ДНК - любопытство путешественника. Нам это нравится.
Слова Мишеля Лаприса не пустая формальность. Русским артистам в Канаде создают такие условия, о которых они раньше лишь робко мечтали.

Роману Калаеву - 32 года. Раньше он был спортсменом: прыгал на батуте и искренне думал, что дальше родного Воронежа уже никуда не выберется. Когда спортивная карьера закончилась, его пригласили работать в местный цирк. Несколько лет, проведенные там, нелегко дались бывшему спортсмену.

Все изменилось, когда Роман Калаев узнал о «канадском счастье». Записав свои выступления на видео, он послал их в «Цирк дю Солей». Через два месяца его пригласили туда работать воздушным гимнастом. И вот уже три года бывший житель Воронежа колесит по всему миру. Находясь на гастролях, он живет не в старых гостиницах, а в четырех-, пятизвездочных отелях. Бывает, вежливые портье и красивые номера ему надоедают до зубовного скрежета. Тогда Роману Калаеву и его семье цирк снимает трехкомнатную квартиру. Апартаменты должны находиться в центре того города, где проходят гастроли, рядом - только лучшие рестораны, супермаркеты. Шум дороги ни в коем случае не должен мешать уставшему циркачу, а потому окна квартиры просто обязаны выходить во двор. Привыкнув к такой заботе, Роман Калаев пока не торопится возвращаться в родной цирк, который он почему-то упорно называет советским… К тому же скоро его дочь пойдет в школу. А ведь вместе с артистами «Цирка дю Солей» из страны в страну ездят учителя. Они занимаются с детьми циркачей всеми общеобразовательными предметами. Правда, обучение ведется только на английском и французском языках. Зато, как говорит Калаев, ребенок всегда рядом. А вот российские цирки о своей школе для детей пока и не думают.

Да, работать в канадском цирке очень непросто, - признается Роман Калаев. - У нас постоянные тренировки, мы проводим по 8 часов на работе, но это того стоит. К тому же после каждого города мы 2 недели отдыхаем и приводим себя в норму. Никто не заставляет нас работать из последних сил.

Ольга Вавренюк, блиставшая в номере, показанном на «Алых парусах», в прошлом украинская гимнастка. В 16 лет она получила травму. На спортивной карьере был поставлен крест. Восстановившись, девушка стала самостоятельно тренироваться и через некоторое время ее пригласили работать в Киевский цирк. Ольга, может быть, и согласилась бы, но тут услышала, что в столицу Украины с гастролями приезжает «Цирк дю Солей». Набравшись храбрости, девушка отправилась на кастинг. Гимнастку, проделывающую сложные трюки, тут же взяли на работу. В первый же день ей оформили страховку.

Без оформления страховки артиста даже на репетицию не пустят, - говорит Ольга Вавренюк. - С документами в «Цирке дю Солей» вообще отлично умеют работать. Мы все подписываем контракт, в котором указана фиксированная заработная плата в год. Все артисты прекрасно знают, сколько денег они получат. Нет никакой неопределенности. И это помогает работать.

Сколько получают артисты самого знаменитого цирка в мире - тайна за семью печатями. Но у многих гимнастов на запястьях дорогие часы, почти все прогуливаются в стильной одежде ведущих марок. В российских же цирках многие артисты живут совсем по другим законам.

Акробаты в России получают в среднем 20-25 тысяч рублей в месяц. А когда репетируют новую программу и не выступают, то могут рассчитывать на 5-7 тысяч рублей, -рассказывает «МК» в Питере» руководитель номера «Акробаты с подкидными досками» Большого московского цирка на проспекте Вернадского Анатолий Рубан. - Не всегда все хорошо обстоит и со страховкой гимнастов. Случается, что цирковым говорят: мол, сам сломался, сам и лечись. Я как-то попал в больницу. Штырь в разбитую ногу мне приобрел цирк. Но обезболивающее покупала жена…

Как утверждают артисты канадского цирка, им такое не грозит даже в страшном сне. Более того, если гимнасту вдруг надоело рисковать жизнью под самым куполом, он вполне может сменить поприще. В «Цирке дю Солей» открыты курсы, где специалисты подбирают бывшим артистам новую работу. Кому-то могут предложить тренерскую должность, других отправляют трудиться в офис. С третьими долго беседует психолог, пытаясь разобраться, что именно не нравится артисту.

У нас регулярно проводят специальные собрания, - говорит Ольга Варенюк. - Там мы рассказываем, что именно нас не устраивает в работе. Скажите, где еще мне предложат такие условия? Даже если меня позовут в самый лучший российский цирк, я все равно откажусь. Да, я скучаю по дому, но жить без «Цирка дю Солей» я тоже не могу.

За 7 лет, что бывшая гимнастка Ольга Варенюк работает в канадском цирке, она побывала с гастролями в десятках стран. Она то и дело вставляет в речь английские слова, хотя до работы в «Цирке дю Солей» с трудом понимала язык Шекспира. Она так редко бывает на Украине, что уже забывает название многих улиц города. Поэтому гастроли в «братскую Россию» приняла как подарок.

Когда нам сказали, что мы едем в Петербург, все русские были абсолютно счастливы, - улыбается Ольга Варенюк. - Впрочем, и иностранцы были довольны. Всем интересно, как сейчас живет Россия. Когда мы выступали на «Алых парусах», я волновалась, как никогда в жизни. Я не могла даже улыбаться. Вышла на сцену и увидела, что кругом все свои, все русские. И я одна из них. Это такое… responsibility… Как это по-русски? А! Ответственность, большая ответственность - выступать перед своими.
Понравилось в России и Мишелю Лапрису. После того как он придумал номер для выступления «Цирка дю Солей» на «Евровидении» в Москве, его тянет в Россию магнитом.

Я не могу объяснить этого, но мне очень нравится работать в вашей стране, - говорит Мишель Лаприс. - Здесь происходят совершенно необъяснимые вещи. Например, все наши артисты вдруг начинают лучше друг к другу относиться. Все становятся очень дружелюбны. И вообще, у нашего цирка и российской публики настоящая любовная история.

Впрочем, даже «любовная история» не задержит в Петербурге русских артистов «Цирка дю Солей» дольше положенного срока. В начале августа гастроли закончатся, они уедут в Казань, а потом и вовсе покинут Россию. Ведь свое будущее русские циркачи видят на аренах Европы и США. И о российских цирках, где акробаты привыкли рисковать жизнью с полупустыми карманами, они пока не мечтают.

Наши в «Цирке дю Солей»:

Тренеры: Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, Константин Бесчетный, (руководитель и создатель номера «Вольтиж», получил за него Гран-при в Монте-Карло, будучи послан туда от имени «Цирка дю Солей»);
- клоуны: Вячеслав Полунин, Сергей Шашелев, Николай Терентьев, дуэт Валерий Кефт - Леонид Лейкин;
- акробаты: братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленев;
- жонглер: Виктор Ки (Киктев);
- спортсмены-призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, двукратный чемпион мира по акробатике Евгений Иванов.

«Цирк дю Солей» кардинально отличается от своих «собратьев»

Запрет на животных. Канадский цирк отказался от использования дрессированных животных.
- Нестандартная хореография. Визитной карточкой цирка считаются крайне сложные прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку. Издали это напоминает узоры, которые видны, скажем, в калейдоскопе. Кроме того, по всему миру известен номер «Танец на проволоке», который так же будет показан в Петербурге.
- Изобретение новых технологий. Во время одного из шоу на сценическом пространстве устанавливают семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов.

Коростелёва: то, что во мне убила гимнастика, воскресил цирк

В одной сборной с Хоркиной, почему Сirque du Soleil потерял магию и как выйти замуж за американца – в интервью с Юлией Коростелевой.

На то, чтобы пообщаться с известной в 1990-е годы гимнасткой сборной России Юлией Коростелёвой , у «Чемпионата» было сразу три важные причины. Во-первых, сама её судьба. Бывшая топ-гимнастка, затем спортивная журналистка и вот уже 13 лет член труппы самого знаменитого цирка мира Сirque du Soleil – удивительно, что больших интервью с ней в российской прессе до сих пор не случалось. Во-вторых, было интересно мнение профессионала и многолетней коллеги Светланы Хоркиной о нынешней спортивной гимнастике в контексте . И наконец – совсем скоро Юлия выходит замуж.

«Для маленьких девочек гимнастика – это каторга»

Можно я сразу задам вопрос, который не даёт мне покоя. Почему вас за океаном называют не Юлия, а Вася (Vasya), да и в соцсетях у вас такой ник?
- Сейчас расскажу. После большого спорта я немного потерялась в реальной жизни и много времени проводила в Интернете.

Юлия Коростелева. Родилась 24 ноября 1980 года. Член сборной России по спортивной гимнастике в 1994-2000 гг. Чемпионка Европы среди девушек в командном многоборье (1995). Неоднократный победитель и призер чемпионатов России в отдельных видах многоборья. Вице-чемпионка России в личном многоборье (1997). Победитель Всемирной летней Универсиады в командном многоборье (1999).

Ну вот был период такой самоидентификации. Закончив со спортом, я поняла, что осталась совсем без друзей. Все, кого я знала, остались в спорте. Гимнастика – вид специфический, заниматься ты им начинаешь рано. Потом просто не знаешь, как не то что с мальчиками общаться – как к обычным девочкам-то подойти. Поэтому мой шаг был логичен – полезла в Интернет.

- Но мы отвлеклись.
- Да, так вот. В Сети у меня был ник – Василиса Премудрая. Это длилось примерно полгода. Я сидела на одном популярном чате, в котором тогда все общались, даже на встречи какие-то их ходила. Через какое-то время я прошла кастинг в цирк, и когда мне прислали контракт на подпись, я решила подписать его как «Vasilisa the Smartest». Там нужно было на каждой странице поставить подпись, и я, таким образом, расписалась на сотне листов. Через пару дней мне перезвонили из цирка, обрадовались подписанию контракта, но то, как я его подписала, им не понравилось. Попросили переподписать настоящим именем. Когда я уже прилетела в Монреаль, для них это был уже мем: «О, это та самая Ва-си-ли-са!». Имя для канадцев длинное и сложное, быстро сократилось до «Вася». Ну так и прижилось. На самом деле мне это имя подходит, даже сейчас иногда. У нас в народе есть такая присказка: «Ну ты Вася…» – вот это про меня. Не знаю, кто на кого больше повлиял, я на имя или наоборот. И долгое время я представлялась Васей. Но сейчас я снова Юля.

- Что вы вспоминаете, когда речь заходит про вашу гимнастическую карьеру?
- Это точно не было работой, ведь за работу деньги платят. Любовь? Возможно, но эпизодически. Большой спорт у меня ассоциируется с огромным моральным давлением тренера на ученика. Я понимаю головой, что это не так, но ничего с собой не могу поделать. Бывает, что у ребёнка плохие родители, но он их всё равно любит, вот так же у меня с гимнастикой.

- Раз вы испытывали такой стресс, то почему не бросили?
- У меня в голове не было даже мысли, что я могу пропустить тренировку. Заболеть тоже не могла, даже мысли такие не проскакивали. Не знаю, почему так, наверное, папа на меня повлиял, он ведь тренер по дзюдо. Когда я стала постарше, то начало появляться удовольствие, особенно если в хорошей форме. Но для маленьких девочек гимнастика – это каторга. К сожалению, для многих.

- Вы попали в национальную команду в 1994 году?
- Да, а ушла в 2000 году. Я никогда не была на первых ролях, ни первым, ни вторым, ни третьим номером. Были моменты, когда я подходила к своему пику, понимала, что буду на голову выше, но получала травму. Или начинался сезон, и надо было быть лучше здесь и сейчас, а я в тот момент была наоборот слаба. Всё время набирала форму не вовремя.

- Самый неудачный момент – тот, когда упустили свой главный шанс?
- Олимпиада 1996 года была для меня самая реальная, но я на неё не поехала. Плохо выступила на чемпионате России. Когда провожала девочек, то подумала: слава богу, всё закончилось. А сейчас это, наверное, моё самое большое разочарование, что я не попала на Олимпиаду. Плюс была очень большая и неудачная травма – открытый перелом за месяц до чемпионата мира 1997 года. Я в тот момент отлично выступала. Выиграла вольные на чемпионате России и получила серебряную медаль в многоборье. Травма оказалась настолько серьёзной, что восстановление заняло больше года. Странно, что у меня вообще получилось вернуться в спорт, после таких переломов завязывают.


«Нас закрыли вместе с Хоркиной»

Помню, как вы написали в «Фейсбуке» очень личный комментарий про те травмы: «У нас в гимнастике пока не докажешь, что действительно больно, – работай. А доказав – всё равно работай».
- Да, это было перед моей второй несостоявшейся Олимпиадой – Сиднеем-2000. Из-за неправильного лечения у меня отказала одно колено, а потом и другое. Ходить не могу – наступать больно. Выпила обезболивающие и поехала на соревнования. Три старта подряд, а потом сбор национальной команды в Греции. К нему я подошла в ужасном состоянии и при этом даже не знала, по какой причине.

- Почему не обратились к врачам?
- Обратилась, точнее, мой любимый папа забрал меня со сборов и повёз к доктору. В больнице мне поставили правильный диагноз. Мой тренер решил, что папа всё сделал не так, и прямо поставил ультиматум – не будет со мной работать, пока отец не принесёт извинений. Видимо, ждёт до сих пор. Так всё плавно сошло на нет. В начале 2000 года я получила мелкую травму и уехала со сборов. И больше уже никогда не возвращалась.

- Вы выступали в сборной, . Что помните про неё?
- В целом Света – индивидуалистка. Она всегда была сама по себе. Наверное, это нормально для гимнастки такого уровня. Помню только пару историй. В конце 1996 года мы с ней вместе поехали на серьёзные соревнования в Японию. Это турнир с призовым фондом, что для нас было важно, ведь мы не теннисисты. Тогда туда приезжали самые сливки - пять стран по два человека. За день до соревнований пошли покупать женьшень. У нас со Светой было небольшое знание английского, а у японцев его не было вообще. Мы языком жестов показывали, что нам надо стать сильными и что нам нужны таблетки. Пусть кто-то попробует купить женьшень без знания языка. Это было очень смешно.

- Действительно задача.
- О, ещё одну вспомнила! Это тоже в Японии было. Мы пошли в магазин и пока были внутри, он закрылся. Они объявляли что-то по громкой связи, но мы же японский не понимали. Время около шести часов вечера, ну кто в такое время будет закрываться? Мы заболтались, ушли на второй этаж, вниз спускаемся, а там решётки и всё закрыто. Мы стали в окна стучаться, и тогда нас выпустили.

- Вы сейчас следите за тем, что происходит в мировой гимнастике?
- В основном смотрю главные турниры в Интернете. Большие соревнования вживую видела в Японии, год назад ходила в Москве на чемпионат России. Недавно проезжала Даллас, заехала в зал, где тренирует Настя Люкин. Только недавно там начали работать Мила Ежова и Егор Гребеньков. Поклонники гимнастики хорошо знают эту семейную пару. Было интересно посмотреть этот зал, тем более что две девочки оттуда ездили на чемпионат мира в составе американской команды.

- Сильно изменилась спортивная гимнастика за последние 15-20 лет?
- Не застала нового коня, когда поменялся опорный прыжок, поэтому не могу сказать про ощущения. Но девочки запрыгали иначе – это точно. Сложность возросла очень сильно, несмотря на то что сейчас пытаются вернуть артистизм. Ну вот например. Я начинала заниматься и прыгала три диагонали на вольных упражнениях. Потом мы стали прыгать ещё маленькую четвёртую, затем большую четвёртую. А сейчас девочки просто по пять диагоналей делают.

- При этом сборная России уже давно не мировой лидер.
- Да, давайте честно – лидирует американская гимнастика.

Недавно дети спросили: а вы волнуетесь или боитесь? Я сказала, что в туалет хочется перед каждым выходом на сцену.

Она очень атлетическая, особенно вольные. Русская школа держит брусья и бревно, но на вольных упражнениях американская акробатика – это запредельные высоты.

«Для меня элементы в цирке – это просто смешно»

- Переходим к Cirque du Soleil – расскажите, как русской гимнастке туда попасть?
- Я попала случайно. Уже год, как не тренировалась, пробовала себя в спортивной журналистике и в свой выходной случайно попала в зал ЦСКА, где проходил какой-то просмотр. Просто провожала подругу. Происходило что-то интересное: надо было выйти и поговорить перед камерой, а потом что-то сделать. Я просидела полчаса и подумала: а почему бы и мне не попробовать? У меня даже формы не было, пришлось у девочек просить. Так как я не знала, куда просматриваюсь, то никакого волнения не было. Английский уже тогда был хороший, гимнастическое оцепенение уже прошло, я постепенно становилась болтушкой. Улыбалась, задавала много вопросов, и, наверное, поэтому понравилась.

- Долго ждали ответа от цирка?
- Я ничего не ждала. Через три месяца мне прислали контракт. Потом выдержала паузу – съездила посмотреть чемпионат мира по гимнастике в Бельгии. Пока не прилетела в Монреаль, до конца не понимала куда еду. Когда уже оказалась в цирке, то масштаб меня поразил. Это была большая и серьёзная компания.

- Когда впервые увидели шоу?
- Я шоу увидела, только когда уже в Канаду прилетела, до этого даже не интересовалась. Не могу сказать, что была поражена. Я же профессиональная спортсменка. Любая цирковая дисциплина, вроде трапеции и колец, для меня не казалась сложной. Смотрела, как прыгают дорожки в цирке, и понимала, что могу в два раза больше. Говоря честно, я долгое время не ассоциировала Cirque du Soleil со своим будущим, поэтому поначалу немного небрежно относилась к работе. Могла опоздать на занятия или поспорить с тренером о технике. Особенно когда про себя сравнивала уровень отечественных наставников и канадских. Собственно, поэтому директор подумал, что я слишком строптивая, и попросил другую девочку на моё место. Меня не отослали домой, предложили заменить кого-то на другом шоу. Я поехала в другое шоу, побыла там пару месяцев и когда вышла на сцену, то тут меня уже пробрало.

- Сколько времени проходит от отработки номера до выхода на сцену?
- Я могла выйти через три недели, как мне казалось. У меня была простая задача – сделать на дорожке рондад, фляг и двойное сальто. Для меня это было просто смешно. Я была совершенно не в форме, но такие элементы выполняла с закрытыми глазами. Я просила сделать что-то посложнее, но мне говорили: не надо.

- В «дю Солей» не делают сложных элементов?
- Просто туда попадали совершенно разные по уровню гимнасты. Плюс люди вырастали и уже были не такими худыми и маленькими. Многие спортсмены приезжают в цирк и ещё находятся в своей скорлупе, которую надо разбить и раскрепостить человека.

- Как цирк помогает раскрываться артистам? Специальные тренинги?
- Был общий подход ко всем, сейчас цирк старается это более индивидуально делать. Даже я с этим столкнулась. Обычно такие занятия по актёрскому мастерству происходили летом. Для кого-то было легко, а для многих это стало откровением. Тренер клал тебя на пол и говорил: представь, что пол зелёный, и покажи мне это. Что это вообще такое? Ну, попробуйте – покажите. Нормальный человек может потеряться. Да и ненормальный тоже. Я дико это ненавидела.

- Первый выход на сцену самый запоминающийся?
- Нет. Я была в групповом номере. Особо ничего не помню. Безусловно, это было волнительно. Запомнилась первая трапеция и мандраж. Когда на сцену выходишь один, совсем другие ощущения испытываешь, нежели когда ты часть единого механизма.

«Дю Солей» потерял магию и ушёл в коммерцию»

- Что сложнее - сольный номер или групповой?
- Везде сложно. Артист группы скажет, что сольники ничего не делают, то же самое могут услышать в ответ. Просто сольники много молчат на людях, в группе-то легче говорить и жаловаться на коллегу (смеётся) .

- А вы себя к кому относите?
- Я точно сольник по натуре, по мне же это видно. То, что во мне убила гимнастика, воскресил цирк. В прошлом я боялась сказать: «Посмотрите на меня, я лучше всех». В цирке я научилась бить себя кулаком в грудь. Если у меня будут дети, то буду учить их балансу скромности и наглости. В жизни это очень пригодится.

- Чем поразила в жизнь во франкоговорящей Канаде?
- Холодными зимами. Когда узнавали, что я из России, мне все говорили: «Ты из России? У вас там холодно». Мне посчастливилось провести здесь три зимы и могу сказать, что это тут холодно. Не могу сказать, что я влюблена в Канаду. Зато Монреаль – очень артистический город. Здесь цирковая Мекка.

- Cirque du Soleil действительно лучший цирк в мире?
- Мне кажется, цирк потерял эксклюзив, потерял магию и ушёл в коммерцию. Мы начали делать слишком много шоу. Сложно создавать такое количество представлений, оставаясь на таком же высоком уровне. Я не согласна с существованием некоторых шоу, но кто я против целой компании. Может быть, эти шоу и приносят деньги. Но были примеры, когда цирк замахивался на грандиозные номера, вкладывал большие деньги, но ничего не получалось.

- Вы ходили на цирк в Москве, какие впечатления?
- Конечно, стараюсь это делать по возможности. Наш советский цирк – кладезь знаний. Все цирковые удачные шоу получаются благодаря русским тренерам. Впрочем, весь мировой цирк сейчас движется в сторону Сirque du soleil. Не знаю, остались ли какие-то европейские цирки, которые сохраняют традиции. Но что касается российского цирка, то вижу, что появился make up, костюмы и вместо конферансье появилось такое явление, как story line. Не могу сказать, лучше от этого или хуже.

- Цирк – это семья?
- У нас шикарный коллектив. Никогда не было какого-то соперничества, как есть в балете.

Тут у каждого своя роль, и все довольны. Для меня цирк – это семья и жизнь, пусть и звучит это как клише.

- Получается, что вы уже 13 лет в цирке. Это много?
- Мне сложно сказать. Мы недавно отмечали юбилей – один из наших директоров работает в цирке уже 10 лет, хотя начинал как обычный менеджер. А наш тренер работает уже 22 года. Сравнивайте сами.

- Сколько за всё это время у вас было шоу?
- Всего три шоу – это не много и не мало. В последнем проекте я работаю уже семь лет, и мне никак не надоедает. Конечно, есть некая монотонность. Люди приходят и уходят, а я всё на одном месте. Но сам выход на сцену окупает всю эту рутину. Я себя внутри цирка уже комфортнее чувствую. Недавно дети спросили: а вы волнуетесь или боитесь? Я сказала, что в туалет хочется перед каждым выходом на сцену. Девочке, которая меня спрашивала, всего четыре года, как ей это объяснить? (Смеётся.)

«Выхожу замуж за американца, стану лепить пельмени»

- И что – вся жизнь пройдёт в цирке?
- Если бы была мужчиной, то вообще бы не уходила из этой профессии. Всё-таки женское тело немного другое, да и ребёнка хочется родить. А парням намного легче: съездил на пару месяцев в Россию, вернулся уже с женой. Мужикам можно работать, пока тело не сдастся.

- Это значит, что…
- Мой контракт закончится 31 декабря. По условию договора, цирк должен мне предложить новую позицию, но думаю, что откажусь. Сейчас у меня есть мужчина, начинается личная жизнь, и, наверное, самое время завязывать.

- Откуда ваш молодой человек?
- Он американец, обычный парень, не из цирка. С русскими мужчинами у меня никогда не складывалось, наверное, потому что вы избалованные. Женщинам в цирке сложнее, ведь мальчик может привезти девочку в тур, а если наоборот – то уже выглядит странно. На днях сыграем свадьбу. Большой церемонии не будет, тихо пойдём и распишемся.

Почти четверть века назад в далекой квебекской провинции родился цирк, как сказал бы поэт: «звезды по имени Солнце», которому было суждено стать фабрикой новых цирковых грез. Канадский Цирк дю Солей (Cirque du Soleil в переводе - Цирк Солнца) называют «завтрашним днем мировой индустрии развлечений», «роддомом идей», «гениальным изобретением Ги Лалиберте».

В книге отзывов зрители оставляют такие записи на разных языках: "Увиденное разнесло мои мозги веером". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни." "Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки". "Вы помогли мне понять, кто я есть на самом деле. Я хочу поблагодарить вас за то глубокое потрясение, которое я пережил - за вовлечение меня в восторг, любовь, смех, свободу и мечту".

Детище Ги Лалиберте на сегодня - колоссальное предприятие в мире шоу-бизнеса, привлекающее более десяти миллионов зрителей в год. Его можно, пожалуй, сравнить с футбольным клубом «Челси», но в области цирка, то есть самым богатым местом, куда собирают все таланты.

Интересный парадокс: он прославил канадский цирк посредством интернациональной творческой команды, в которую входят представители более сорока разных стран.

На нынешний момент там работает почти 4000 человек, среди которых - свыше тысячи артистов, остальные - директорский состав и администрация, творческие цеха (режиссеры, постановщики номеров, художники, музыканты), тренера, технический персонал, кадровый отдел, учителя, повара, охрана и т.д.

В главной штаб-квартире, которая находится в Монреале, работает большая часть из перечисленного не-актерского состава - 1800 работников. В этой огромной лаборатории с самым современным оборудованием собраны лучшие творческие силы планеты, для создания новых цирковых проектов. Результат этой работы: на сегодняшний день функционирует семнадцать разных шоу под маркой Цирка дю Солей: десять стационарных залов (в Лас Вегасе, Нью-Йорке, Орландо, Токио и Макао), остальные годами гастролируют по всему свету. Средняя вместительность шапито - две с половиной тысячи человек. Билеты на любое представление Цирка дю Солей стоят от 50 до 180 американских долларов.

Во всех практически без исключения шоу этого цирка работают русскоязычные артисты. В некоторых постановках, например, в «Алегрии», среди полусотни выступающих на сцене артистов почти тридцать - из стран бывшего Союза. В других процент меньше, но тоже впечатляет.

Для ответа на вопрос - почему там столько россиян и какими путями они туда попадают, надо обратиться к истории нашей страны: за сто пятьдесят лет у нас сложилась отличная цирковая школа на базе старинных цирковых традиций, потом открылась свобода работать по контрактам там, где ты востребован и оценен больше всего. Плюс к тому - началась всеобщая глобализация. Ну и у каждого артиста Цирка дю Солей - свой отдельный случай, конкретная судьба.

Весьма «типична», если можно так выразиться, по своей нестандартности, история семейства Ивановых из города Ярославль. С 1995 года Евгений и Наталья Ивановы гастролируют с туром «Алегрия». Сейчас им обоим слегка за сорок, поженились в юности, как только Женя вернулся со службы в Советской Армии. Наташа и Женя - сами воспитанники советской спортивной системы. Их юношеская романтика была связана с поездками на спортивные сборы и выступления. После того, как Женя много и успешно выступал на международных соревнованиях, друзья позвали его присоединиться к цирковой труппе, гастролирующей по Мексике. Он подписал контракт с мексиканским импрессарио, и они всей семьей начали кочевую жизнь. Дочери Кристине сейчас 23 года, она - цирковая акробатка, работает уже в другом шоу Цирка дю Солей «Ля Нуба» в Орландо. С родителями ездит восьмилетний сын Тимофей, который родился во время тура по Америке, и путешествует всю свою жизнь.

Глава семьи, Евгений Иванов, нынешний исполнитель роли Красного Горбуна в «Алегрии», акробат в номере "Фаст-трак", вспоминает:

«Я попал в Цирк дю Солей совершенно случайно тринадцать лет назад, когда этот цирк еще не был таким большим и богатым, и артистов так было много, а программ так мало, что легче было улететь в космос туристом, чем попасть в его труппу. Это был 1995 год, и шоу Алегрия было еще только в начале пути. Впервые я увидел Цирк дю Солей на видеокассете, постановку "Nouvelle experience". Мне так понравилось, что я сказал себе: вот этот цирк, где я хочу работать.»

К тому времени Женя был дважды чемпионом мира в отдельных дисциплинах в акробатике, пять раз выигрывал чемпионаты Европы, девять - в России. Несколько лет проработал в профессиональном цирке в Мексике. Приехал в монреальскую студию, но поначалу ему отказали, сказав, что в акробатах такой квалификации там не нуждаются. Видимо, его послужной список показался чересчур внушительным. Ему был дан билет домой, но Женя задержался, просто чтобы пожить в Монреале, посмотреть на тренировки. Как-то случайно его попросили встретить в аэропорту какого-то Жиля Сен-Круа, седого мужика, с которым Женя хорошо пообщался по-испански. И он велел тому прийти в студию, показать, что может. Оказалось, что Жиль был в цирке Вице-Президентом по творческим вопросам. Женя попрыгал для него на батуте, но никаких комментариев не услышал.

И вот уже с билетом на отлет, сидел он, ожидая такси, вдруг подходит девушка и говорит: «Сдайте, пожалуйста, ваш билет. Вот ключи от гостиницы, заселяйтесь». Женя так обрадовался, что сначала даже не спросил, какой номер комнаты. Те апартаменты показались ему просто шикарными, ведь последние две недели он жил у друга чуть ли не на коврике.

Условия работы и жизни там действительно очень хорошие. На гастролях - проживание в четырех-пяти звездочных отелях или кондо-апартаментах с кухнями, полные страховки по здоровью, так же частичные страховки и для семьи. Контракт дает гарантированный капитальный годовой доход (какой именно - разглашать строжайше запрещено самим контрактом, но ясно, в провинциальном цирке таких денег они бы не заработали и за десять лет). Цирк Дю Солей помогает артисту сменить профессию, когда он уже не сможет выступать.

В каждом туре для детей артистов есть свои школы с учителями, чтобы они могли получить полноценнное школьное образование. В головной монреальской студии - огромные залы для тренировок, оборудованные новой техникой, помощь высоко-квалифицированных тренеров. Все приглашенные для выступления в «Цирк дю Солей» обязательно проходят курсы специальной подготовки, сценического движения, пения, танцев. Иногда это индивидуальные репетиции, как это было в случае с Кристиной Ивановой, а иногда - коллективные тренинги, так называемые «формейшн», которые обычно длятся по 4 месяца. Режиссеры работают над тем, чтобы каждый новичок достиг полной отдачи, раскрыл максимум своих возможностей, и стал актером и цирковым артистом одновременно. По истечении тренинга самые лучшие получают контракты на работу.

Основатель компании Ги Лалиберте, который родился в канадском городке Квебек-сити 49 лет назад, был уличным артистом, глотателем огня, играл на аккордеоне и танцевал на ходулях. В начале восьмидесятых годов он объединил вокруг себя два десятка друзей-артистов. Они принимали участие в различных уличных фестивалях, особенно удачным было выступление в 1984 году на большом праздновании 450-летней годовщины открытия Канады Жаком Картье. Они обратились к Правительство провинции Квебек, которое поддержало начинание (что невозможно переоценить), и новая компания, получив в первые годы существования свою дозу успеха и провалов, взяла курс на покорение небывалых высот.

Канадцы, изучив и освоив методы подготовки артистов цирка в разных странах, пообщавшись с мастерами самых знаменитых цирков и цирковых школ, выдающимися артистами и постановщиками, создали структуру с очень сильным менеджментом. В дополнение к цирковым выступлениям, компания активно реализует свой потенциал и в других жанрах - телевизионных проектах, кино, в развлекательной части торжественных церемоний и корпоративных праздников, широко продвигаются свои СД, ДВД, сувениры, а так же прочая дизайнерская продукция под фирменной маркой.

На создание каждой цирковой программы уходит от года до 3 лет, но эксплуатируют ее 12—15, а то и больше, лет. Причем в последние годы масштабы производства выросли, так например, в 2008 году запущено сразу три новых шоу: в Токио, в Макао и в Лас Вегасе. Контракт с каждым артистом заключается не меньше, чем на год. Некоторые остаются в шоу по многу лет.

Когда у Ги Лалиберте рождается идея новой программы, он собирает творческую команду, которая разрабатывают эту идею со всех сторон: главная тема, сценарий, музыка, свет, персонажи, костюмы. Козырная карта - приглашение к работе самобытных и талантливых постановщиков, самых лучших художников, композиторов и режиссеров, каким, например, оказался бельгиец Франко Драгоне. В свое время ему была дана неограниченная творческая свобода и в результате он создал ряд шедевральных постановок для Цирка дю Солей: Cirque du Soleil (1985), We Reinvent the Circus (1987), Nouvelle experience (1990), Saltimbanco (1992), Mystere (1993) Alegria (1994), Quidam (1996), La Nouba и "O" (1998).

Их схема работает совершенно по иному принципу, чем все мировые цирки. Изюминка -

в особом творческом стиле: сплав театральной эстетики со зрелищной атмосферой цирка плюс принципиальный отказ от использования дрессированных животных. Еще - для каждого шоу специально пишется новая музыкальная партитура, и на сцене обязательно присутствуют живые певцы в качестве персонажей. Любой из действующих лиц - неповторимый образ со своей историей и целью. Сценография многослойна, одновременно в разных пластах пространства живет множество персонажей в экстраординарных костюмах. Действие идет единым потоком, в котором есть и стремнины, и тихие заводи. Свет - живой полноправный участник действия. Нестандартные и очень сильные хореографические решения, например, когда прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку образуют изумительные по красоте узорные траектории. Профессионализм исполнителей - высочайшего класса.

Оказывается, этот уровень с самого начала задавался в том числе и участием россиян.

О первых «ласточках» из России в этом цирке рассказывает Павел Брюн, сотрудничавший с Цирком дю Солей более десяти лет:

«Всё начиналось с малого и очень давно, в 1990 году, когда я интегрировал в шоу "Nouvelle Experience" самых первых русских артистов, Владимира Кехаяла и Василия Деменчукова. Это был потрясающий спектакль, очень высоко задравший планку Цирка дю Солей для самого же Цирка дю Солей, впрочем, как и для всех поклонников этой компании, ныне ставшей супер-брендом шоу-бизнеса в мировом масштабе.»

В 1992 году Павла Брюна пригласили на постановку спектакля "Saltimbanco", где он ассистировал хореографу Дебби Браун. Потом, 1992-93 гг., в сотрудничестве с Московским Цирком на Цветном бульваре, он готовил большой воздушный номер для первого шоу Цирка дю Солей в Лас Вегасе "Mystere". Номер этот был полностью укомплетован Российскими артистами, что было первым крупным "вливанием" наших в Цирк дю Солей. В 1994 Павел стал Артистическим директором спектакля "Alegria", куда пригласил Славу Полунина, с чего и началось продолжающееся и поныне сотрудничество Цирка дю Солей с Лицедеями. Также, для этого шоу Павел подготовил воздушный номер под руководством Андрея Льва. Присутствие россиян в "Алегрии" в тот момент было уже очень существенным и ощутимым.

В начале 1995 Павла Брюна "перебросили" в Лас Вегас, где он возглавил работу с уже упомянутым выше шоу "Mystere". В 1996 году, когда уже начиналась работа над водным шоу "О" для нового казино "Белладжио" в Лас Вегасе, его пригласили в этот проект в качестве Артистического Директора, а чуть позже, в 1997 году сделали Артистическим директором и Художественным руководителем Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, где возглавил работу над двумя шоу, "Mystere" и "О", одновременно. Это было потрясающе и очень непросто. Он проработал с двумя этими шоу до осени 2001 года, после чего решил сделать "перерыв", и ушел из Цирка дю Солей.

Вливание наших талантов в этот цирк идет по нескольким направлениям. Во-первых, инфраструктура: в списке тамошних русскоязычных тренеров, постановщиков номеров, художественных руководителей и рекрутеров: Павел Брюн, о котором мы уже говорили, клоун Слава Полунин, тренеры и постановщики Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, специалист по подбору кадров Павел Котов и многие другие. Во-вторых, это множество цирковых артистов, среди которых были акробаты братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленёв, жонглер из Украины Виктор Ки (Киктев), и другие. В-третьих, талантливые спортсмены, такие, как, например, призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, или наш герой из Ярославля, двухкратный чемпион мира по акробатике, Евгений Иванов. Особо хочется упомянуть Константина Бесчётного, руководителя и создателя номера "Вольтиж" из шоу «Quidam». Этот номер, кстати, получил Гран При в Монте-Карло, будучи послан туда от имени Цирка дю Солей.

Как русский балет в свое время являл уровень, к которому стремились труппы многих стран, так и наши цирковые задали высокую планку техники в исполнении номеров.

Немножко истории:

В конце XIX века цирк был популярен в Москве, где работало несколько сезонных цирков, и в Петербурге, где местная знать помогла итальянцу Чинизелли получить право на строительство стационарного цирка (ныне там располагается Питербургский государственный цирк), который был открыт в 1877 году и достиг неимоверной мощи и популярности. О ее масштабах можно судить по одной из пантомимных феерий под названием "Французская армия в Алжире" с участием пеших и конных войск и двух хоров военной музыки - всего 400 человек. В те времена цирк Чинизелли демонстрировал широчайший диапазон жанровых номеров на самом высоком уровне. В известной степени он был эталоном, на который ориентировались другие мировые цирки.

В послереволюционной России цирк стал поддерживаться государством, а первые постановки для советского цирка среди прочих создавали Маяковский и Мейерхольд. В XX веке советский цирк получил колоссальное развитие и превратился в мирового флагмана, в крупнейшую в своей области структуру, вобравшую в себя талантливых представителей многочисленных национальностей из СССР. Виртуозное исполнение сложнейших, поражающих воображение трюков зачастую сочеталось с наивными средствами художественной выразительности и агитационным пафосом в оформлении, музыке, хореографии и композиции многих цирковых номеров. Но эстетика линий полетов и прыжков, пластика, особая одухотворенность в исполнении - этого у наших не отнять. Русских отличает стремление к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров.

Вячеслав Полунин был первым русским клоуном, приглашенным в Цирк дю Солей на длительный срок. Его особенный стиль лирической клоунады возник из сплава разных жанров, а к источникам вдохновения можно отнести русское скоморошество, комедию дель арто, уличный театр, пантомиму Марселя Марсо, чаплиниану, искусство Бастера Китона, Леонида Енгибарова и др. Внедрение метафизической клоунады Полунина оказало очень сильное влияние на формирование дальнейших клоунских традиций в Цирка дю Солей. После Славы, игравшего там свой номер «Снежный шторм», с этим цирком в разное время подписали контракты еще четыре экс-«Лицедея»: Сергей Шашелев (с 1995 года в шоу «Ля Нуба», Орландо), Николай Терентьев (2000-2003 гг. в шоу «Алегрия») и дуэт Валерий Кефт, Леонид Лейкин (с 1997 года в туре «Алегрия», а с 2000 - в шоу «О», Лас Вегас). В прошлом году Леонид был даже приглашен для постановки клоунады в новом шоу Цирка дю Солей «Zaia» в Макао, настолько высоко оценен талант и авторитет Лейкина в этом деле.

Одного из старейших артистов в Цирке дю Солей в шоу «Алегрия», Юрия Медведева, в 1995 году привел себе на замену Слава Полунин. Он случайно нашел Юрия в Нью-Йорке, где тот работал таксистом. Бывший мим и актер театра на Таганке долго не мог поверить своему счастью, что опять вернулся на сцену, да еще в сольный клоунский номер такого шоу...

Рассказывая мне об этом в перерыве между спектаклями, Юрий Медведев громоподобно чихнул и у него слетел клоунский нос.

Это что, - сказал он утираясь. - Во время премьеры номера со штормом у меня чуть было не сдуло пиджак и оторвались приклеенные волосы. Я потом свой парик еле нашел под зрительскими рядами.

К настоящему моменту у Цирка дю Солей есть огромный отдел кастинга, который занимается поиском и отбором самых интересных номеров, выдающихся спортсменов и талантливых артистов со всего мира. Россия и бывшие социалистические республики - в зоне особенно пристального внимания. Маленькая деталь: на официальном веб-сайте Цирка дю Солей (www.cirquedusoleil.com) раздел, посвященный набору кадров, имеет полностью переведенную на русский язык версию. Там подробно описано, каким требованиям должен отвечать претендент и как именно нужно подавать заявку на работу, так же есть полный список вакансий открытых на данный момент, а список этот всегда остается длинным...

Имея за плечами гастроли в десятках стран и городов, Евгений Иванов делится опытом:

«Сначала я работал в Алегрии в номере "Fast Track" на перекрестной батутной дорожке. Это большой групповой номер, где ты постоянно работаешь в коллективе. А весь коллектив работает на тебя, на самый заключительный трюк, чаще всего это было тройное сальто. C годами технический уровень номера очень вырос, особенно с приходом таких мастеров, как мой земляк из Ярославля Миша Воронцов. Но последние годы я играю красного персонажа с горбом. Это тоже интересно, потому что он связан со всеми номерами. В любой момент я могу выйти, походить-побродить, пообщаться со зрителями и другими персонажами. Когда я работал в фаст-траке, то в перерывах между выходами прочитывал по четыре-пять книг за неделю. Теперь времени нет. Еле-еле дочитываю одну за месяц.

По поводу всего шоу я могу сказать, что когда мы выступали в первые гастроли по Америке, мне казалось, что это такое классное шоу, просто супер. Потом в японском туре работали вообще отлично. Посмотрели американские кассеты и были страшно поражены: неужели это мы так коряво работали? Потом был тур в Европе, и сейчас, когда мы смотрим те кассеты, нам кажется все очень медленно и слабо. Возможно, когда мы через пару лет будем смотреть нынешние записи, тоже будем стыдиться. Так что рост идет беспрестанный.»

Евгений умалчивает, что он - один из тех, благодаря кому шоу идет на таком уровне. Этот человек, с выдающимся талантом, со многолетним опытом и закалкой, держал на своих плечах огромный груз ответственности, в ситуации, когда его соратник Воронцов порвал ахилл и выбыл из строя на многие месяцы. Женя, будучи уже 38-летним человеком, каждый день прыгал тройное сальто без замены на протяжении всего срока. Каллиграфические линии его прыжков оставались безупречными. Это - настоящий героизм, который вдохновляет остальных на честное и самоотверженное отношение к делу.

Талантливый человек во всем талантлив (чемпионами мира просто так не становятся). Переход из коллективного номера на сольную роль Красного Горбуна, под силу только человеку с выдающимися способностями. Евгения совершенно не узнать, когда он перевоплощается в пузатого горбуна, одетого в пурпурный бархатный смокинг, и сказочно роскошный жилет, унизанный крупными бриллиантами. Своей игрой он скрепляет действие всего спектакля...

Для артистов, долго проработавших в каком-то одном шоу, есть возможность переместиться в другое, внутри Цирка дю Солей. Вообще взаимосвязи между артистами разных шоу - очень тесны. Например, дочь Евгения Иванова, Кристина, которая ребенком начала выступать в «Алегрии» вместе с папой, сейчас успешно работает в шоу «Ля Нуба» в стационарном театре Цирка дю Солей рядом с Дисней Лэндом в Орландо.

Кристина, обладательница обаятельной улыбки и потрясающей спортивной фигуры, в свои 23 года имеет очень большой опыт работы. Она начала работать в цирке дю Солей, когда ей было 11 лет. До этого, когда ее папа уже работал в шоу «Алегрия», она просто ездила по гастролям с родителями около полутора лет и мечтала тоже попасть в шоу. Надо сказать, что в Ярославле, где она родилась, мама с папой с пяти лет водили ее заниматься спортом. Они хотели, чтобы Кристина освоила те же дисциплины, что и они - акробатика, прыжки на акробатической дорожке. И вот в какой-то момент - чудом - для нее освободилось вакантное место для исполнения персонажа «Нимфа». Это маленькая птичка, танцующая перед каждым номером.

«Я очень люблю выступать, - говорит Кристина. - До сего дня радуюсь каждому шоу, это порядка 400-500 выходов в год. Мой персонаж давал мне возможность видеть вблизи и играть на сцене со всеми артистами. Конечно, я очень старалась как можно большему у них научиться, чтобы выступить как можно лучше. Я всегда стремлюсь к полной самоотдаче, ведь мы очень любим свое дело, и надеюсь, что публика это чувствует. Когда люди встают во время овации, это дает чувство огромного удовлетворения, - мы видим, что люди счастливы. Это та цель, к которой мы стремимся. Каждый из выступающих старается показать лучшее, на что он способен, и это то, что мне нравится в работе с Цирком дю Солей больше всего.»

Мама Кристины, Наташа Иванова, отлично знает, чего стоило дочке достижение заветной мечты. Когда стало известно, что Кристине дают контракт, они с ней прибыли из Гон-Конга, где шли гастроли, в Монреальскую студию, основной центр Цирка дю Солей. Это было в ноябре 1996 года. Потом потянулись долгие 3 месяца подготовки, во время которых с Кристиной работало пятеро учителей: тренер по специфическим прыжкам на батутной дорожке, хореографы, мим, а так же костюмеры и учитель английского языка. Вставать приходилось в семь утра и возвращаться домой около девяти вечера. Пять полных рабочих дней в неделю. Два выходных. Благо, привитые с раннего детства такие качества, как трудолюбие и усердие помогли справиться девочке с отнюдь не детскими нагрузками. А ещё помогало то, что она всегда росла очень весёлым и жизнерадостным человеком.Чуть-чуть шутки и улыбка освещала её утомлённое сосредоточенное личико. Учителя любили Кристину и с удовольствием работали с ней. Вернувшись в тур после репетиций уже в Европу, в Амстердам в феврале 1997 года, Кристина быстро включилась в работу в шоу, наравне со взрослыми артистами. Потребовалось полное напряжение физических и моральных сил. Общение всё шло на английском. Школа при цирке давала право учиться детям-артистам, но только на французском языке. Можно себе представить 11-ти летнего ребёнка, утром шагающего в школу постигать науки на французском, а днём идти на репетицию, где все команды на английском и потом к вечеру начинается работа в шоу, где оба языка, минус родной русский. Причём, надо отметить,что мама в цирке - это посторонний человек, не должно быть рядом, а папа-он такой же артист, у которого своё репетиционное и рабочее время. Бывало,что и слова некогда сказать друг-другу на русском.

Наталья Иванова говорит со вздохом:

«Да, было очень трудно. Но это видела я, мама. А вот Кристина как бы воспринимала всё, как и должно быть. Трудно, да, но надо. И нет слова "не хочу". Так мы с детства её воспитывали. Премьера для неё прошла удачно, без провалов. Выступать на сцене Кристине всегда нравилось,с самого начала. А артистическое мастерство росло постепенно, она ведь не была артисткой, училась этому в процессе работы именно на сцене, на публике. Наша семья в прошлом, изначально, - это семья спортсменов, а не артистов. Это разное...»

Сама Кристина вспоминает другое:

«Путешествие с туром - один из самых прекрасных периодов в моей жизни, потому что дало мне возможность повидать множество стран, встретиться с разнообразными людьми, культурами, традициями, укладами жизни. Я ездила с Алегрией 7 лет. Кроме прочего, я закончила школу при туре, которая базируется на Квебекской системе школьного образования, так что у меня диплом об окончании канадской школы. Я выучила там английский и французский языки, на который сейчас говорю свободно. В мое время у нас было 4 учителя, которые постоянно работали при туре и занимались с 11 учениками. Я знаю, что сейчас там даже больше учеников, чем раньше, и мой младший брат Тимоша нынче тоже учится там.»

При том, что Кристина постоянно выступает, по выходным дням - два в шоу в день, она, работая в «Ля Нубе», в Орландо, умудрилась без отрыва от производства закончить местный колледж на заочном отделении, получив диплом дизайнера по интерьеру для возможной будущей карьеры. Деньги на обучение заработала сама. Иной бы с ног свалился от такой нагрузки, но не Кристина. С родителями она видится по нескольку раз в год, прилетает к ним, когда у нее выдаются выходные, или начинается отпуск. Старается вместе с ними ежегодно летать в Россию. Конечно, у Кристины бывают и травмы, и минуты слабости, когда все кажется адским трудом. Такой образ жизни - не для слабых. Но любимое дело - самая лучшая мотивация с детства.

Труппы на гастролях - предмет особой гордости и заботы Цирка дю Солей. В среднем цирковой табор насчитывает до двух сотен человек вместе с обслуживающим персоналом и домочадцами. Обычно это выглядит так: вокруг белоснежного (или полосатого сине-желтого) шапито на две с половиной тысячи мест, с многочисленными разновысокими шпилями и флагами, обширным фойе с магазинами и буфетами, располагается цирковой городок, куда входят билетные кассы, комплексы административных вагончиков, столовая для персонала и артистов, техно-зона для монтажников, электроустановки, водопроводно-туалетные коммуникации, загончик для полусотни временно нанимаемых билетеров и три школьных корпуса на колесах. Надо отметить, что Цирку от города нужна только вода и телефонная связь, а прочее, вплоть до выработки электричества - автономное свое. На входе в цирковой городок - внушительная вахтерская будка, сама территория обнесена деликатной, но высокой и прочной сеткой.

Это микрокосм со своими правилами, законами,сложившимися традициями. Например, раз в пару лет традиционно устраиваются так называемые «Талант-шоу», когда на специальном концерте все желающие демонстрируют друг перед другом свои альтернативные таланты: поют, пляшут чечетку, исполняют тяжелый металл в музыке. Или есть еще «Техно-шоу», нечто вроде капустника, при закрытом показе, когда зрителями являются артисты шоу, а обслуживающий персонал и члены семей делают пародию на шоу и взаимоотношения в туре, иногда в весьма ироничном ключе. Жены артистов - самый осведомленный народ, работает сарафанное радио, распространена всемерная помощь в том, что касается, например, ухода за детьми. Молодежь с удовольствием ходит танцевать в ночные клубы. Цирковая комунна переодически массово увлекается то шахматами, устраивая неформальные турниры, то пинг-понгом, то ходит на курсы мексиканской салсы, то едет на выездную игру в пейнт-бол.

У цирковых детей - огромный опыт адаптации к самым разным условиям в разных странах. У них есть такие привилегии, которые не доступны обычным детям, например, посещение великосветских празднований после каждой премьеры в обществе высокопоставленных особ и родителей-артистов. Или поездки по лучшим музеям и достопримечательностям в тех городах, куда приезжает шоу. Детям разрешается сидеть в классе за партами в поперечном шпагате или заложив коленку за плечо, потому что запрещать это бесполезно. Все они бегло владеют тремя-четырьмя языками, хотя на родном языке разговаривают без акцента, умеют давать бойкие интервью очередным явившимся в школу репортерам, а так же поддерживать светские беседы на раутах.

Они отдают себе отчет, что все находятся как бы в одной лодке, поэтому надо быть более ответственными и осторожными по отношению друг к другу, - круг близкого общения принудительно ограничен из-за постоянных переездов. Отсюда - толерантность в том, что касается чужих национальных, культурных и прочих воззрений. Старшеклассники для младших - почти как родные сестры и братья, с ними - постоянное плотное общение.

Наташа Иванова рассказывает:

«Семейные традиции в туре-это отдельный разговор.Например, в нашей семье-это весело отметить свой день рождения, и не только вкусно накормить гостей, но и развеселить всех, чтобы никто не скучал. Поиграть, попеть, потанцевать. К сожалению, обычные семейные традиции в турах сохранять трудно. Их легко поддерживать дома, когда тебя окружают любимые предметы, люди родные и близкие. А на гастролях этого нет. Приходиться приспосабливаться всегда к новым условиям.»

Конечно, при бесконечных переездах им не хватает общения с близкими друзьями в России, они скучают по родному Ярославлю, постоянно звонят домой, каких бы денег это не стоило. Но зато используют любые возможности пригласить к себе родителей или друзей погостить в туре, посмотреть вместе с ними на мир. И очень ценят возможность посещать красивые места, музеи, видеть разнообразную природу, дружить с людьми иных национальностей.

За время своей работы семья Ивановых сделала с туром не один виток вокруг земного шара: через Японию и Новую Зеландию с Австралией, многие страны Европы, вдоль и поперек США и Канады, вплоть до Бразилии, Аргентины и Чили. Каждый год они прилетают в отпуск домой, в Ярославль, повидаться с близкими, а их уютная квартира постепенно наполняется экзотическими сувенирами.

Евгений добавляет:

«На гастролях разное бывает. Однажды мы летели на самолете из страны в страну и проходили таможенный досмотр. Офицер таможни с подозрением попросил пройти через проверочные ворота, вывернуть карманы, поднять руки, короче, осмотрел со всех сторон, а потом кивает мне куда-то в ноги и спрашивает: А что у вас там? Я говорю: Где? Поворачиваюсь вокруг оси, ничего не понимаю. Ноги, - говорю. Он мне приказывает: приподнимите брюки. Я слегка задираю штанины и таможенник начинает густо краснеть, так ему стало стыдно и неловко. Он, видимо, даже не мог себе представить, что на человеческих икрах реально могут быть такие мышцы. Извинялся потом.»

Евгению очень понравились гастроли по Австралии, Японии, Европе. По его словам, в Японии зрители реагировали чуть сдержаннее, в Европе, особенно Испании, визг, крики, бешеные овации. А когда Женя стал играть роль Красного Горбуна, то стал больше замечать нюансов в реакции зрителей. По его мнению, самая лучшая публика - в пятницу вечером, независимо от страны. После окончания недели идет расслабление и прочие удовольствия. Самая вялая публика - в воскресение утром. Кто-то опоздал, кто-то не выспался. Детишек очень много, которые отвлекаются. Американцы - как дети, им надо постоянное действие, если пауза, то они сразу начинают есть поп-корн, общаться. А японцы будут смотреть с распахнутыми глазами и открытым ртом сколько угодно, сколько бы ты ни стоял на месте.

Там есть на что посмотреть с открытым ртом.

Переговоры о приезде в Россию уже ведутся, так что вскоре гастроли Цирка дю Солей пройдут и у нас.

Стационарные шоу - другая «история с продолжением». Каждый проект рссчитан на много лет эксплуатации. Например шоу «Mistere» идет с 1993 года, причем очень успешно по сей день. Работники цирка снимают или покупают себе жилье в месте дислокации и живут обычной городской жизнью, но работают в особенных услових. О масштабах возможностей цирка свидетельствует небольшая цитата из интервью Робера Лепажа, который поставил для Цирка дю Солей шоу «Ка», имеющего стационарный зал в самом бурно-развивающемся городе штата Невада:

«В Лас Вегасе очень странная ситуация. Там очень много денег, кругом одни мультимиллиардеры, поэтому о деньгах там вообще нет речи. Они говорят: "Единственное наше желание - работать с вами". - "Хорошо. Чем могу быть ва полезен?" - "Изобретите что-нибудь, чего никто прежде не видел. Делайте, что хотите, экспериментируйте, пробуйте, придумывайте новые технологии, проводите любые исследования, испытания, какие вам только нужны. Вы можете работать столько времени, сколько вам нужно, пока вы не почувствуете, что пришли к вещам, которых ещё до вас не было". Такие вот условия. Мы работали, ставили всевозможные опыты, изобретали, экспериментировали... И общая сумма бюджета для шоу появилась только в самом конце - 200 миллионов долларов.»

В результате за изобретение новых технологий, шоу «Ка» (эпическая сказка в духе восточных единоборств) получило в 2008 году особую награду за выдающиеся достижения в техническом оснащении. На сценическом пространстве используются семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов. Даже от просмотра видео-ролика этого шоу на сайте цирка дух захватывает.

Будущие проекты будут включать в себя все больше новаций и сплавов жанров, таких как мультимедийные возможности, танец, разные виды единоборств, иллюзионные трюки, как например, для нового шоу «CRISS ANGEL® Believe™». Сам Крис Энджел говорит о новом спектакле вот что:

«Ко мне подходят люди и спрашивают, на что похоже твое шоу? И вот вам правда: ожидайте неожиданного, потому что это зрелище вышло за пределы моих самых дикий фантазий. Это выше понимания. Шоу предлагает вам особый опыт переживаний, отличающийся от всего, что мир развлечений предлагал до сих пор. Поверьте.»

Такая история успеха, как с Цирком дю Солей, уникальна. Это возможно один раз на свою эпоху. Сейчас Цирк дю Солей разворачивает поистине глобальную коммерческую индустрию развлечений. Лалиберте берет размахом и устоявшимся именем своего цирка. Его проекты дают путевку в жизнь совершенно новым идеям и кормят огромное количество народу, компания участвует в многочисленных благотворительных инициативах.

Один из лучших современных экспертов по истории мирового цирка Паскаль Жакоб считает, что в будущем Цирк дю Солей станет абсолютной монополией из-за процессов глобализации в мировом бизнесе. На Западе в этой области Цирк дю Солей скоро будет вездесущ, как Кока Кола. Там постепенно происходит слияние смысла слова «Цирк» и Цирком дю Солей, как в позапрошлом веке слово «Цирк» в Америке означало зрелище «Barnum & Bailey Greatest Show On Earth».

Павел Брюн, некогда Артистический директор и Художественный руководитель Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, о котором мы уже упоминали в начале, говорит:

«Трудно переоценить значение русских в Цирке дю Солей. Почему? Да потому, что русские традиции и технологии в искусстве цирка и театра и в спорте очень высоки и глубоки. Цирк дю Солей начинал буквально на улицах Квебека, ничего не зная о вышесказанном, но, к их же чести - ничего не боясь. Шажок за шажком, приводя в Цирк дю Солей одного российского артиста за другим, создавая номер за номером, привлекая тренера за тренером мы знакомили Цирк с тем, что знаем и умеем лучше многих (если не всех) в мире.»

Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить. Уже сейчас количество зрителей увидевших постановки Цирка дю Солей подходит к 80 миллионам зрителей на пяти континентах.

Посмотрев какое-либо шоу Цирка дю Солей, любой из вас может купить себе красочную программку, открыть ее на последней странице, посмотреть на состав труппы, с фотографиями, именами и странами, кто откуда родом, и выяснить, сколько там наших людей. А потом подойти после окончания спектакля к служебному выходу и сказать им по-русски: «Здравствуйте, друзья. Спасибо вам за ваше искусство. А как там нынче поживают Ивановы?»

Ирина ТЕРЕНТЬЕВА.

Раньше я бы сказал, что Цирк Дю Солей снизошёл до Бруклина, но теперь я скажу, что Цирк Дю Солей поднялся до Бруклина, потому что в Бруклине есть спортивно-концертный Барклэй-центр, который вышел на первое место в Нью-Йорке по объёму продаж билетов.

В этом центре с 24 по 28 июля Цирк Дю Солей дал 7 спектаклей Quidam, впервые выступив в Бруклине. Меня пригласили на репетицию. Всегда интересно взглянуть не только на результат, но и на процесс. Я разговорился с двумя акробатами - братьями Бондаренко: 26-летним Андрием и 29-летним Олександром. Они рассказали, что в детстве, естественно, любили цирк. Но мечта работать в цирке пришла позже. «Я начал мечтать о цирке, когда первый раз увидел Цирк Дю Солей по телевизору, - говорит Андрий. - Это было в 1998 году, тогда я как раз увидел Quidam, и в нём номер «Банкин», в котором я сейчас работаю. Мечта осуществилась». Андрий видел семь других представлений Цирка Дю Солей, но считает, что Quidam для него, как акробата, интереснее всего.

На этот вопрос ответил Олександр: «Здесь акробат может раскрыться по максимуму, потому что здесь мы делаем то, что делали до этого в спорте - та же «решётка», так же бросаем верхних, так же делаем пирамиды. Это как бы продолжение нашей спортивной карьеры, но уже на более высоком, профессиональном уровне».

Братья Бондаренко родом из Николаева на Украине. В составе четвёрки акробатов участвовали в европейских и мировых чемпионатах по спортивной акробатике. Завоевали множество медалей. Чемпионы VII Всемирных игр 2005 года. С 2006 года начали выступать в Цирке Дю Солей. А с 2010 года работают в представлении Quidam, в групповом номере «Банкин». Номер готовился 12 месяцев сначала в Бердичеве (!), потом в Монреале и в Нэшвиле.

Олександр назначен капитаном номера. Он женат. У него двухлетний ребёнок. Андрий ещё не женат. Братья рассказали, что в этом цирке артистам в конце каждого года ставят оценки, от которых зависят и продление контракта, и сумма зарплаты на следующий год. Учитывается также стаж. Так что у артистов есть стимул, есть возможности роста.

Олександр: «Оставаться с этой компанией мы планируем как можно дольше».

Андрий: «Потом есть даже перспектива быть тренером в цирке».

Представление Quidam было впервые показано в Монреале в 1996 году и с тех пор остаётся в репертуаре прославленного цирка. Из 52 участников представления 18 говорят по-русски. Это, например, все участники номера «Банкин»: кто из Омска, кто из Ярославля, из Винницы, даже из Казахстана. Все пришли из спорта, не из цирковых семей. Это рассказал мне тренер акробатов Андрей Винтилов, работающий в Цирке Дю Солей 18 лет. Последним в цирковой программе всегда ставится самый сильный номер. В этом представлении финальный номер – «Банкин».

Артисты показывают чудеса гибкости, пластики, ловкости и силы. Их выступления и всё представление сопровождает прекрасная музыка. Поражает техническое оснащение шоу. И завораживающая режиссура. Например, номер воздушной гимнастки Тани Бурки на свободно висящем шёлковом полотне ярко красного цвета - это танцевальная элегия о жизни, любви, страсти и спасении. А «ручной эквилибр на стойках» Анны Остапенко поражает своей техникой, и одновременно лёгкостью, с которой делаются невероятные трюки.

Одно из самых сильных впечатлений производит выступление силового акробатического дуэта Валентины Сиденко и Ива Декосте. Они медленно, красиво, даже поэтично переходят от одной фигуры к другой, каждый раз создавая невероятную по красоте и гармонии скульптуру.

После номера «Банкин» с его уникальными пирамидами, опускается красный театральный занавес, напоминающий нам, что Цирк Дю Солей - это театр. Цирковой, но театр. Прощание артистов со зрителями окутано лёгкой грустью. Жаль, что сказка кончилась. Но хорошо, что она была.

В последний раз выступит в Москве с шоу Kooza — одним из самых зрелищных цирковых шоу мира. Для нашего спецпроекта артисты сфотографировались без костюмов и грима и рассказали о своей жизни в цирке и за его пределами

БАРРИ ЛОУИН, АКРОБАТ

О работе: «По натуре я перфекционист. Если совершаю ошибку, очень переживаю и ругаю себя. Возможно, зритель этого не заметит, но я-то знаю, что мог бы сделать лучше. Поэтому уделяю много времени тренировкам и репетициям. Чтобы поддерживать хорошую физическую форму, занимаюсь пилатесом и йогой. Работа в Cirque du Soleil не самая легкая, зато лучшая для меня на сегодняшний момент».
О личном:
«Шоу Kooza исполнило сразу две мои заветные мечты: работать на сцене и путешествовать по миру. Мне нравится, что мы никогда не сидим на одном месте. Я люблю ездить по городам, изучать культуру разных стран. Конечно, иногда я скучаю по друзьям и близким. Но такова жизнь: тем, кто следует за мечтой, всегда приходится от чего-то отказываться. Я ни о чем не жалею и сейчас абсолютно счастлив.


БАРРИ ЛОУИН

Акробат (роль в шоу — Плут). Страна: США. До Cirque du Soleil : работал на американском телевидении и радио, играл в театре. В Cirque du Soleil : два года, полгода в шоу Kooza.


ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ, АКРОБАТ

О работе: «Cirque du Soleil создает артистам прекрасные условия: медицинская страховка, путешествия по всему миру. Если ты с семьей, то цирк арендует апартаменты… И все же тяжело выступать в одном и том же образе, в одном и том же шоу на протяжении стольких лет. Мне кажется, пять лет достаточно, и нужно что-то менять».
О личном: «Год назад у меня родилась дочь. Сейчас жена периодически уезжает в Россию к бабушкам и дедушкам, летом вместе с дочкой отдыхала в Болгарии. До рождения ребенка жена все время находилась со мной в туре. Вторым половинкам «цирковых» тяжело. Мы работаем шесть дней в неделю, на семью остается мало времени. В выходные стараемся куда-то пойти: в музеи, театры, просто погулять по городу. Но обычно супруге приходится искать развлечения самостоятельно. Не думаю, что без ее поддержки я смог бы столько лет работать на одном месте».



ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ

Акробат (номер в шоу «Подкидные доски»). Страна: Россия. До Cirque du Soleil : работал в Росгосцирке. В Cirque du Soleil : шесть лет в шоу Kooza.

ЮЛИЯ КОРОСТЕЛЕВА,
ВОЗДУШНАЯ ГИМНАСТКА

О работе: «Я долго воспринимала работу в Cirque du Soleil как временную. Пару раз уходила, пытаясь найти себя, например, в журналистике. Но поняла, что цирк моя жизнь. В ней тоже есть рутина, и иногда она становится невыносимой. За окном меняются города, а ты даже не успеваешь их разглядеть. Но открывается второе дыхание и все налаживается».
О личном: «Думаю, моя следующая роль — жена и мать. Но с нашей работой трудно найти хорошего папу для будущих детей. Я сильный человек: спорт и цирк закалили характер. Если встречу кого-то сильнее себя, все брошу. Мне не важно, где жить. Раньше не могла представить себя вне Москвы. Теперь знаю, что дом — место, где любят и ждут».



ЮЛИЯ КОРОСТЕЛЕВА

Воздушная гимнастка (номер «Трапеция»). Страна: Россия. До Cirque du Soleil : занималась спортивной гимнастикой. В Cirque du Soleil : 12 лет, из них 5 в Kooza.

РОН КЭМПБЕЛ, КЛОУН

О работе: «Главное отличие театра от цирка — аудитория. В цирк люди приходят отдохнуть, поэтому все должно быть предельно просто. Мы почти не говорим, мы доносим информацию до зрителя при помощи мимики и жестов. В Kooza клоуны не сентиментальные. Наши шутки на грани добра и зла. Нужно быть осторожным, чтобы никого не обидеть».
О личном:
«Благодаря Kooza я встретил свою девушку. Мы познакомились во время гастролей в Японии. У нее там свой магазин. Работа отлажена, поэтому она спокойно на 2-3 месяца уезжает со мной. Я занимаюсь японскими боевыми искусствами. И если на сцене я придуриваюсь, то в жизни могу дать отпор. Хотя и пошучу при этом. После окончания контракта с цирком вернусь в театр. Но пока мне нравится быть главой королевства Kooza ».

РОН КЭМПБЕЛЛ

Клоун (роль в шоу — Король). Страна: США. До Cirque du Soleil : был уличным актером, работал в труппе Калифорнийского шекспировского театра. Организовал шоу в Лос-Анджелесе,
в котором исполнил 49 ролей. В Cirque du Soleil : 6 лет в Kooza.

ШОН КЕМПТОН, КЛОУН

О работе: «Я не устаю от работы: моя работа — это я. Существует два типа клоунов: одни с 30-летним стажем работы и при этом абсолютные дети, другие работают, кажется, лет триста — такие угрюмые старики. Я нахожусь где-то посередине».
О личном: «Моя жена воздушная гимнастка, но в шоу Kooza работала клоуном со мной. Сейчас она вернулась в Англию с нашей дочкой, чтобы отдать ее в школу. Дочь выросла за кулисами и обожает цирк. Думаю, она будет работать здесь. Хотя главное — ее счастье. Я вырос в семье военных медиков, но родители не настаивали, чтобы я пошел по их стопам. Так и я отнесусь к выбору дочки».

ШОН КЕМПТОН

Клоун (роль в шоу — Шут Короля, разнорабочий) Страна: Великобритания.
До
Cirque du Soleil : играл в театрах США и Великобритании, выступал в уличных шоу, работал директором Generating Company — крупнейшей в Великобритании компании
по организации гастролей цирковых шоу. В Cirque du Soleil Kooza .

ВЭДРА ЧАНДЛЕР, ПЕВИЦА

О работе: «В мюзиклах я пела, играла, танцевала, а здесь только пою, не отвлекая внимание от сцены. Конечно, я скучаю по танцам, но мне нравится новая работа. Она дает возможность путешествовать и общаться со всем миром».
О личном:
«Я окончила Гарвард по специальности «политика». Но всегда мечтала выступать на сцене. Родителям было трудно смириться с тем, что я с таким серьезным образованием работаю в мюзиклах. А узнав о цирке, они пришли в ужас. Но я пригласила их на выступление, и все вопросы отпали. Они увидели красивое шоу и поняли, что я счастлива здесь. Теперь всем с гордостью рассказывают о моей работе. Мне 32 года, а я ощущаю себя ребенком благодаря цирку. Не думаю о том, что будет завтра, но, что бы ни случилось, знаю: не пропаду. Если мне надоест петь, смогу заняться политикой. Как вам новый президент Америки из Cirque du Soleil



ВЭДРА ЧАНДЛЕР

Певица Страна: США. До Cirque du Soleil : выступала в мюзиклах на Бродвее. В Cirque du Soleil : четыре года, из них три в шоу Kooza.

ДЖИММИ ИБАРРА САПАТА (СЛЕВА)
И РОНАЛЬД СОЛИС, АКРОБАТЫ

Джимми о работе: «С детства я обожал адреналин. Когда в 12 лет увидел «Колесо смерти», дал себе слово, что выполню этот трюк. И вот уже 20 лет с ним выступаю».
О личном:
«Мама лишь однажды пришла на шоу, но на середине номера выбежала из зала. Думаю, окончив работу в Kooza, перестану выполнять этот трюк. У меня есть девушка, и я хочу думать о будущем: семье и детях».
Рональд о работе:
«Главное — отношения с партнером. Мы с Джимми знакомы давно. Бывают ссоры. Но, выходя на сцену, мы забываем о них. Потому что зависим друг от друга. Ошибется один — пострадают оба».
О личном: «Когда каждый день рискуешь, лучше не думать о будущем. Я стараюсь жить сегодняшним днем. Жена не одобряет мою работу, но она знает: для меня это жизнь».

ДЖИММИ ИБАРА САПАТА (СПРАВА)

Акробат (номер «Колесо смерти») Страна: Колумбия. До Cirque du Soleil : работал в акробатом в немецком Circus Flic Flac . В Cirque du Soleil : семь лет, из них шесть в шоу Kooza.

РОНАЛЬД СОЛИС

Акробат (номер в шоу «Колесо смерти»). Страна: Колумбия. До Cirque du Soleil : работал в швейцарском Nock . В Cirque du Soleil : год в шоу Kooza.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»