Погорельский произведения. Краткая биография Антония Погорельского (Перовский Алексей Алексеевич). На государственной службе

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
(АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ)

С именем Антония Погорельского часто сочетается эпитет «первый». Он — автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых «семейных» романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Сказка увидела свет в 1828 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.
Литературная деятельность писателя (настоящее его имя — Алексей Алексеевич Перовский, 1787—1836) продолжалась всего пять лет: в 1825 году вышла его повесть «Лафертовская маковница», а в 1830 году — роман «Монастырка».
Последние годы жизни Перовский провел в своем маленьком малороссийском имении Погорельцы (отсюда его псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши — впоследствии известного писателя А.К. Толстого. Ему и была рассказана история Черной курицы, легшая в основу повести-сказки.
Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремился передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о петербургском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «Черной курице...» просматриваются и следы немецкой романтической литературы, в частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию характера ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.
Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша — психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии, взаимоотношения с учителями, любовь к животным — все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, мастерство которого проявилось и в органическом слиянии фантастического и реального.
У Алеши, который на субботу один в пансионе, единственным утешением были книги, которые учитель-немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным дремучим лесам».
Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за ее спасение отдал бабушкин подарок — золотую монету, во сне мальчика превращается в волшебное существо ‒ министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю, для которого мечтать, фантазировать ‒ то же, что дышать.
Погорельскому одному из первых в русской литературе удалось подчинить педагогическую задачу художественному вымыслу. К нему вполне можно применить определение Н.И. Новикова — воспитание ребенка «приятным для него способом». На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (ведь из-за этого в подземном царстве и произошло несчастье). И хорошие черты тоже четко определены в поступках Алеши. Автор показывает и самоценность детского возраста, богатство душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей. Впервые после «Рыцаря нашего времени» Н.М. Карамзина героем произведения стал ребенок.
Со времени опубликования «Черной курицы...» одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.
Важная заслуга Погорельскогов том, что своей повестью «Черная курица, или Подземные жители» он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Его произведение написано тем же языком, какой постоянно звучал в культурных семьях того времени, — без трудных для детей книжных и устаревших слов.
Художественные достоинства и педагогическая направленность повести Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Она открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве.

Алексе́й Алексе́евич Перо́вский (псевдоним - Антоний Погорельский; 1787-21 июля 1836) - русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.

Был внебрачным сыном Алексея Разумовского.

Детство провёл в почепском имении Разумовского, получил хорошее домашнее образование. Затем учился в Московском университете (1805-1807), получив по окончании его степень доктора философских и словесных наук. Перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Николая Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (Петром Вяземским и Василием Жуковским) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея.

В 1808 году отдельной книгой были изданы три публичные лекции Алексея Перовского по ботанике: «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России».

В 1808-1810 годах служил в 6-м департаменте Сената, а в 1812 году, вопреки воле отца, ушёл добровольцем в действующую армию - в чине штаб-ротмистра он был зачислен в 3-й Украинский казачий полк. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и заграничного похода, в том числе в Битве народов под Лейпцигом (был адъютантом при генерале Генрихе Жомини) и в сражении под Кульмом. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом князя Николая Репнина. В мае 1814 года Погорельский был переведён в лейб-гвардии Уланский полк, стоявший в Дрездене, и до 1816 года служил в оккупированной союзниками Саксонии. В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.

После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев, был избран в члены Вольного общества любителей российской словесности. Заботился о воспитании и образовании своего племянника Алексея Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Ходили слухи, что Алексей Константинович - плод кровосмесительного союза Перовского с собственной сестрой. Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.

После смерти отца в июле 1822 года поселился в имении Погорельцы (Сосницкий уезд Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А. К. Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828 году, уже когда автор вернулся на службу (в 1825-1830 годах он был попечителем Харьковского учебного округа) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.

«Двойник» - сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан, прежде всего, с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В. Ф. Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа. Фантастическая повесть «Лафертовская маковница» (опубликована отдельно в 1825) вызвала восторженную оценку Пушкина, который позже процитировал её в своём «Гробовщике». Критика за несколькими исключениями не приняла опередившего своё время «Двойника», увидев в нём нелепую фантастику.

В 1830-1833 опубликовал роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.

Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С. А. Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения. Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы. Не имея собственных детей, оставил наследниками имения Красный Рог сестру и племянника, А. К. Толстого.

Писатель-романтик, который стоял у истоков фантастического жанра российской литературы - это известный Антоний Погорельский. Биография, собранная из многочисленных источников, сообщает очень много интересных фактов об этом известном человеке. Подлинное его имя было Алексей Перовский. А псевдоним образовался от названия поместья отца писателя Погорельцы, расположенного в Черниговской области.

Антоний Погорельский. Биография для детей и взрослых

По происхождению Алексей был незаконнорожденным потомком очень богатого и влиятельного графа Разумовского. А матерью младенца была Мария Михайловна Соболевская, которая впоследствии стала Денисьевой, взяв фамилию мужа. Связь эта стала настолько прочной, что длилась практически до кончины графа.

Кроме законных детей от супруги, Разумовский имел от Марии Михайловны еще десятерых. В тысяча восьмисотых император пожаловал всем незаконнорожденным детям графа дворянские титулы. Они получили фамилию Перовские - от названия поместья Перово.

Детские годы и влиятельные знакомства

Детство писателя прошло в родовом имении Разумовского на Украине, где он получил прекрасное домашнее образование. Уже в те годы многие наблюдали его огромную тягу к творчеству, написанию сочинений. Во многом на это повлияло знакомство с такими известными русскими писателями, как Тургенев, Карамзин, Жуковский.

К сожалению, биография Антония Погорельского кратко повествует лишь об общих чертах этого блестящего и всесторонне развитого человека. Своим прекрасным обликом и чуть заметной хромотой он напоминал Байрона. Был замечательным другом Пушкина и Вяземского, а также занимал должность влиятельного сановника.

Дальнейшее обучение и формирование личности

После того как будущему писателю присваивается дворянский титул, он сразу же получает возможность продолжить обучение в высших заведениях и в августе тысяча восемьсот пятого поступает в университет. А уже через пару лет заканчивает его и получает степень доктора философии.

В этот же период проявляется первый литературный опыт молодого Алексея. В тысяча восемьсот седьмом он принимается за перевод творения Карамзина "Бедная Лиза" на немецкий язык. Затем будущий писатель Антоний Погорельский все свое умение и знания направляет на чиновничью службу. Прежде всего благодаря своему отцу, связи и положение которого давали возможность Алексею достигнуть прекрасных перспектив.

Признание в общественных кругах или связи Разумовского

Закончив образование, Перовский направляется в Петербург. Там в январе тысяча восемьсот восьмого получает очень высокую должность в департаменте. Отец юноши в тот период становится уже министром просвещения.

Но Алексей Алексеевич не хочет оставаться на службе и пользоваться авторитетными связями своего семейства. В тысяча восемьсот девятом он покидает веселую столицу и отправляется в российскую провинцию. Картины провинциального быта дали будущему писателю огромную пищу для размышлений.

Когда он возвращается из этой поездки в Петербург, то понимает, что Москва притягивает его словно магнитом. И в ноябре тысяча восемьсот десятого Антоний Погорельский, биография которого пока связана лишь с чиновничьей службой, переезжает в любимые места и занимает пост экзекутора в отделение департамента.

Первые шаги в творчестве и поиски собственного "я"

В это же время у Алексея Алексеевича появляются первые стихотворения, в которых присутствует традиция шутливого стихотворства. Но не одна веселость отличает Перовского. Он обладает очень острым и проницательным умом, который помогает ему наблюдать за всем происходящим вокруг и определиться с выбором дальнейшей жизненной позиции.

В какой-то период Алексей Перовский даже собирается стать членом масонской ложи, но встречает неожиданное и категорическое сопротивление со стороны своего отца, который сам являлся достаточно влиятельным масоном. Молодой человек продолжает деятельность на общественном поприще, но не найдя удовлетворения, в январе тысяча восемьсот двенадцатого года возвращается в Петербург.

На этот раз он занял должность секретаря министра финансов. Но не довелось ему слишком долго служить на этом месте. Виной тому стало вторжение наполеоновских войск.

Участие в военных действиях

В июле, увлеченный патриотическим порывом, наперекор отцу, который даже обещал лишить его не только содержания, но и наследства, в Украинском казачьем полку появляется штаб-ротмистр Антоний Погорельский. Биография писателя повествует о многочисленных сражениях, в которых он принимал участие.

Военная служба Алексея Алексеевича продлилась до тысяча восемьсот шестнадцатого года. Он прошел очень трудный боевой путь обычного офицера. Защищал свою Родину от вторжения наполеоновских войск, сражался, побеждал и бедствовал. Он прекрасно зарекомендовал себя как доблестный и мужественный человек.

Снова Петербург или возобновление службы и творчества

После окончания войны Алексей Перовский приезжает в Петербург и получает должность чиновника по особым поручениям, а работает под руководством Ивана Сергеевича Тургенева. Здесь он возобновляет свои литературные связи. Знакомится с Александром Сергеевичем Пушкиным и вновь пробует себя в искусстве.

Но теперь он пишет несколько более серьезных произведений. и "Друг юности моей". К сожалению, эти творения не дают достаточной возможности для каких-либо оценок, но, тем не менее, написаны достаточно талантливо.

Первую известность Алексей Перовский приобретает при написании статей, где он выступает в защиту творчества Александра Пушкина. Именно в этих очерках многие заметили его острые суждения и точность высказываний. Все критические выступления имели высокую оценку, и становится членом "Вольного общества".

и отставка Алексея

В тысяча восемьсот двадцать втором умирает граф Разумовский. Теперь Антоний Погорельский, биография которого так тесно была связана с карьерой чиновника, подает в отставку и селится в родовом имении. Именно здесь он начинает писать свои известные произведения. Одно из них - "Лафертовская маковница", которая уже подписана известным на сегодняшний день псевдонимом.

В этих произведениях представлена необычная природа фантастики, заимствованная из народных сказок и творчества которого в начале девятнадцатого века была увлечена практически вся Россия. Затем Погорельский пишет еще несколько произведений, но широкого читательского успеха, тем не менее, все равно не имеет.

Подземные жители Погорельского

Но вот появляется Антоний Погорельский, "Подземные жители" которого заинтересовали не только публику младшего возраста, но и более старшее поколение. И все это благодаря сказке, которую он написал для своего маленького племянника, впоследствии ставшего великим писателем Алексеем Толстым. Называется она или Подземные жители".

Это произведение написано в жанре волшебной повести. Оно прелестно и удивительно в своей непосредственной поучительности и наивности смысла. В нем очень правдоподобно раскрывается внутренний мир ребенка, присутствует ненавязчивая нотка морали и значительная доля юмора и волшебной фантастики. Сказки Антония Погорельского обретают особенный и неповторимый характер, благодаря которому их трудно сравнить с какими-то другими творениями.

В тысяча восемьсот тридцать шестом году у Алексея Алексеевича обостряется хроническая болезнь - туберкулез, на то время еще неизлечимая, и он отправляется на лечение в Ниццу. Но, к несчастью, он не успевает доехать. Девятого июля в Варшаве писатель скончался.

Так прошла насыщенная, полная интересных и даже героических событий жизнь потомка графа Разумовского и появилась биография Антония Погорельского. Кратко говоря о произведениях этого писателя, необходимо отметить его особенное свойство емко и мудро описывать неуловимые движения детской души. Именно благодаря этому он стал настолько известен и популярен среди юных читателей.

Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним – Антоний Погорельский) – писатель-романтик, по происхождению внебрачный сын богатого екатерининского вельможи, графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михаиловны Соболевской (впоследствии по мужу – Денисьевой). Основательное и разностороннее образование, полученное Погорельским в доме отца, было завершено в Московском университете, куда юноша поступил в 1805 г. и закончил его в 1807 г. со степенью доктора философских и словесных наук. К этому времени относится увлечение Погорельского и естественными науками, в частности ботаникой, результатом чего явились три публичные лекции, изданные в 1808 г. отдельной книгой ("Как различать животных от растений", "О цели и пользе Линеевой системы растений" и "О растениях, которые бы полезно было размножать в России"). Лекции эти можно считать своеобразным подступом к серьезным литературным трудам, настолько явственно проступает в них ориентация на повествовательные приемы Н. М. Карамзина , горячим поклонником которого был молодой автор. Во владениях А. К. Разумовского, а после смерти последнего в унаследованном от него имении Погорельцы Черниговской губернии (от названия этого имения образован псевдоним писателя) прошла большая часть жизни А. Погорельского.

Литературные его наклонности проявились уже с детства. В домашнем архиве Н. В. Репнина (по указанию биографа А. Погорельского В. Горденю) хранилась тетрадка с детским сочинением Алексея, поднесенным отцу в день его именин. Но в полной мере талант писателя раскрылся значительно позднее, уже в 20-е годы, по мере его вхождения в круги московских и петербургских литераторов. Знакомство с Н. М. Карамзиным-прозаиком, личное общение с писателем определили направление художественных ориентаций А. Погорельского и характер его литературных общений. На первое место среди них следует поставить дружбу с П. А. Вяземским , начавшуюся в 1807 г. Несколько позднее (видимо, в 1810 г.) Погорельский познакомился и с В. А. Жуковским , сблизившим его с А. И. Тургеневым и А. Ф. Воейковым . Эти новые знакомства, а также свойственная Погорельскому наклонность к шутке и мистификации, казалось бы, обеспечивали ему далеко не последнее место в Арзамасе , однако арзамасцем Погорельский не стал, ибо видел главный смысл своей жизни не в литературе, а в активной государственной деятельности на благо отечества. Уже в январе 1808 г. мы находим его в Петербурге, где он в чине коллежского регистратора поступает в 6-й департамент Сената. Прикомандированный к П. А. Обрезкову, он участвует в служебной полугодовой поездке по центральным губерниям России с целью их ревизии, близко наблюдает жизнь отдаленных провинций, знакомится с укладом Казанской и Пермской губерний.

Вернувшись в Москву в 1810 г., Погорельский в течение двух лет служит экзекутором в одном из отделений 6-го департамента и приобщается к московской культурной жизни. Он становится членом ряда научных и литературных обществ ("Общества любителей природы", "Общества истории и древностей российских", "Общества любителей российской словесности"). В чопорную и монотонно протекавшую деятельность последнего из них Погорельский пытается внести некоторое разнообразие, предложив председателю Общества А. А. Прокоповичу-Антонскому для публичных чтений свои шутливые стихи ("Абдул-визирь"). В начале 1812 г. Погорельский – снова в Петербурге в качестве секретаря министра финансов, но пребывает в этой должности недолго. С началом событий Отечественной войны 1812 года он резко меняет свою жизнь. Увлеченный общим патриотическим порывом, юноша, вопреки воле отца, поступает на военную службу: в чине штаб-ротмистра он был зачислен в З-й Украинский казачий полк, в составе которого проделал труднейшую военную кампанию осени 1812 г., принимал участие в партизанских действиях и в главных сражениях 1813 г. (под Лейпцигом и при Кульме). Отличаясь храбростью и горячей патриотической настроенностью, Погорельский прошел типичный для передового русского офицерства боевой путь, освобождал свою родину и Европу от нашествия наполеоновских полчищ, разделял со своими товарищами тяготы воинской службы, сражался с врагами, бедствовал, побеждал.

После взятия Лейпцига он был замечен Н. Г. Репниным (генерал-губернатором королевства Саксонского) и назначен к нему старшим адъютантом. В мае 1814 г. Погорельский был переведен в лейб-гвардии Уланский полк, стоявший в Дрездене. Здесь Погорельский находился около двух лет, в течение которых смог близко познакомиться с творчеством Э. Т. А. Гофмана , оказавшего на него очень значительное влияние. Одним из первых в России Погорельский в своих повестях использовал традиции замечательного немецкого романтика.


В 1816 г. Погорельский выходит в отставку и возвращается в Петербург с тем, чтобы продолжить свою гражданскую службу, на этот раз – чиновником особых поручений по департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий. Здесь круг литературных знакомств будущего писателя значительно расширяется; он общается с Н. И. Гречем, арзамасцами, а также с А. С. Пушкиным , поселившимся после окончания Лицея в Петербурге. Именно в первые послевоенные годы Погорельский пробует свои силы в поэзии (перевод одной из од Горация был напечатан в журнале Греча "Сын отечества" (1820, Ч. 65.), участвует в литературной полемике, защищая поэму "Руслан и Людмила" от нападок консервативно настроенной критики (в частности, А. Ф. Воейкова). Служба, отнимавшая у Погорельского много сил, позволяла ему все же отлучаться из Петербурга и подолгу жить в Погорельцах, с которыми связана работа писателя над повестью "Лафертовская маковница", явившейся первым в русской литературе опытом фантастического повествования романтического типа. Опубликованная в журнале А. Ф. Воейкова "Новости литературы" в 1825 г., она казалась настолько необычной, что вызвала специальное разъяснение редактора – так называемую "Развязку". в которой было дано рационалистическое объяснение фантастических мотивов и образов повести Погорельского. Ироническую полемику с Воейковым, не принимавшим новаторских черт романтической повести "Лафертовская маковница", Погорельский ввел в свой сборник "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" (1828), в который вошла и "Лафертовская маковница": "...кто непременно желает знать развязку моей повести, – писал в "Двойнике" автор, – тот пускай прочитает "Литературные новости" 1825 r. Там найдет он развязку, сочиненную почтенным издателем "Инвалида", которую я для того не пересказал вам, что не хочу присваивать чужого добра". Сразу же после появления в печати "Лафертовской маковницы" с нею познакомился Пушкин, написавший брату из Михайловского 27 марта 1825 г. "Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Три(фоном) Фал(елеичем) Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?"

Так состоялся литературный дебют Перовского (Погорельского), и с этого момента это новое литературное имя получило известность и широкое признание. Еще больший успех выпал на долю "Двойника" Погорельского: о книге сочувственно отозвался "Прусский инвалид" (1828, ч. 83), отметивший, что "не многие повести так занимательны, так остроумны. Не многие рассказаны и связаны с таким искусством". "Северная пчела" писала: "Автор искусно воспользовался разными поверьями, темными слухами и суеверными рассказами о несбыточных происшествиях и передал их нам еще искуснее, умея возбуждать любопытство и поддерживать его до самой развязки" (СПч. 1828. № 38). К 1829 г. относится детская фантастическая повесть "Черная курица" (СПб, 1829), одобрительные отзывы о которой поместили некоторые журналы, например "Московский телеграф" (1829. Ч. XXV. № 2).

Начиная с 1830 г., писатель активно сотрудничает в "Литературной газете", где была опубликована первая часть наиболее значительного, итогового произведения Погорельского – романа "Монастырка", который затем был издан в двух частях в Петербурге и вызвал оживленную полемику в журналах. "Сей роман, – отмечалось в "Русском инвалиде", – есть необыкновенное, приятное явление в нашей словесности. Он богат занимательными происшествиями и ярко обрисованными характерами, а потому жив и любопытен" (1830, Не 17). Рецензент "Московского телеграфа" увидел в "Монастырке" лишь "приятное описание семейных картин", "рассказ доброго приятеля о добрых людях, которым встречались иногда неприятности" (1830. Ч. XXXII. № 5). "Настоящим и первым у нас романом нравов" названа была "Монастырка" в "Литературной газете", активно поддержавшей Погорельского (1830).

С 1826 г. Погорельский снова и подолгу живет в Петербурге, занимая ряд видных должностей и состоя в Комиссии по устройству учебных заведений. Летние месяцы он по-прежнему проводит в Погорельцах. Весной 1827 г. писатель отправляется в заграничную поездку, которая продолжалась около года. Служебная деятельность Погорельского, протекавшая весьма успешно, в условиях все нараставшей общественной реакции не приносила удовлетворения и завершилась отставкой в 1830 г. Последние годы своей жизни писатель проводит в Погорельцах, наезжая, однако, и в Москву. Все свое время он посвящает литературному труду, а также воспитанию своего племянника (сына родной сестры писателя, графини А. А. Толстой), будущего известного поэта, прозаика и драматурга А. К. Толстого .

Незадолго до смерти Погорельского в его московской квартире побывал Пушкин, с живостью описавший в письме к жене эту встречу: "Был я у Перовского, который показывал мне недоконченные картины Брюлова . Брюлов, бывший у него в плену, от него убежал и с ним поссорился. Перовский мне показывал Взятие Рима Гензериком (которое стоит Последн(его) дня Помп(еи)), приговаривая: "заметь как прекрасно подлец этот нарисовал этого всадника, мошенник такой" (Пушкин. Т. XVI. С. 115). В юмористической сценке, нарисованной Пушкиным, тонко подмечен юмор Погорельского, которым окрашены многие его произведения. Самобытность его писательской манеры была по достоинству оценена писателями пушкинского круга, способствовавшими успеху его произведений у современников.

21 июля 1836 г. в Варшаве, по дороге в Ниццу, куда он направлялся для лечения туберкулеза, Погорельский скончался.

(наст. имя - Алексей Алексеевич П е р о в с к и й)
1787 - 21.07.1836, Варшава

Подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, как многие другие земли с пятьюдесятью тремя тысячами крепостных крестьян, в свое время принадлежали графу Алексею Кирилловичу Разумовскому - внуку регистрового казака Григория Розума, сыну последнего украинского гетмана, влиятельному екатерининскому вельможе и виднейшему российскому масону. Фамилию "Перовские" получили внебрачные дети графа Разумовского и Марии Михайловны Соболевской, которая позже добилась для них дворянского звания.
Находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему - Алексею - граф Алексей Кириллович особенно благоволил.
В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.
В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Что до его собственных достижений в этой области, известны несколько стихотворений в жанре "амфигури", записанных в альбоме С.А.Неелова. К примеру:

Министр Пит
В углу сидит
И на гудке играет.
Но входит поп
И, сняв салоп,
Учтиво приседает.
Вольтер старик,
Cвой сняв парик,
В нем яицы взбивает,
А Жан Расин,
Как добрый сын,
От жалости рыдает.

("Амфигури", по определению, и есть литературная чепуха.)

Тогда же молодой Перовский пожелал вступить в масонскую ложу, но получил отказ: "Алексею Алексеевичу рано еще с нашими беседами заниматься, а надобно ему наперед оглядеть мир с его красотами".
В Отечественную войну 1812 года штаб-ротмистр Третьего Украинского полка Алексей Перовский участвовал в сражениях под Тарутином, Лосецами, Дрезденом и Кульмом, а затем на некоторое время остался в Дрездене, в качестве адъютанта генерал-губернатора Саксонии Н.Г. Репнина-Волконского.
Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий - надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.
Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.
Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу". Известно, что она совершенно очаровала А.С.Пушкина, так что тот прочел ее "два раза и одним духом". Все четыре повести (кроме "Лафертовской маковницы" - "Изидор и Анюта", "Пагубные последствия необузданного воображения", "Путешествие в дилижансе") вышли тремя годами позднее в виде книги "Двойник, или Мои вечера в Малороссии". Это вслед за "Двойником" потянулись "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя, "Вечера на Хопре" М.Н.Загоскина и "Русские ночи" В.Ф.Одоевского.
Наконец, пора сказать о "Черной курице". Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть "Черная курица, или Подземные жители" для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки. Разумеется, это дидактическая - попросту говоря, поучительная - сказка. Но ее содержание вовсе не исчерпывается рассуждениями, что надежно только добытое трудом, что нехорошо предавать товарищей и что ужасно совершать непоправимые поступки. Во-первых, Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Во-вторых, сейчас можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека: в то время до появления "Детства" Л.Н.Толстого оставалось еще двадцать шесть лет, "Детства Темы" Н.Г.Гарина-Михайловского - шестьдесят шесть, а "Детства Люверс" Б.Л.Пастернака - девяносто шесть.
Если "Двойник" - собрание первых русских фантастических повестей, а "Черная курица" - первая русская авторская сказка в прозе для детей, то "Монастырка", по словам П.А.Вяземского, "настоящий и, вероятно, первый у нас роман нравов". В начале тридцатых годов XIX века "Монастырка" принесла Погорельскому литературную славу, какой не доставили ему прежние книги.
Но, кроме перечисленного, да еще новеллы "Посетитель магика", якобы переведенной с английского, не известно ни одного законченного произведения Антония Погорельского. Правда, архив писателя канул в лету. И как?! Управляющий в Погорельцах был большим гурманом, он извел все бумаги Перовского на приготовление "котлет в папильотках".
Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" поехал в Ниццу и, на пути туда, умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.
Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

ИЗБРАННОЕ. - М.: Сов. Россия, 1985. - 432 с.
Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения; Статьи; Письма.

ИЗБРАННОЕ: Проза; Стихотворения. - М.: Правда, 1988. - 399 с.
Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Черная курица, или Подземные жители; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения.
"ДВОЙНИК, или МОИ ВЕЧЕРА В МАЛОРОССИИ".
В один прекрасный летний вечер скучающего помещика села П*** посетил не кто иной, как его двойник, и, после первого разговора о том о сем, предложил, чтобы и впредь по вечерам они сообщали друг другу разные повести.

Среди этих повестей особенно примечательна "ЛАФЕРТОВСКАЯ МАКОВНИЦА".
В Лафертовской (то есть Лефортовской) части Москвы эта старушка прозывалась Маковницей, так как промысел ее состоял в продаже маковых лепешек. Но соседи за глаза звали ее колдуньей и ведьмой; правда, в глаза ей низко кланялись и величали бабушкой.
"ЧЕРНАЯ КУРИЦА, или ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ. Волшебная повесть для детей".
Однажды на Рождество мальчик Алеша спас от кухаркиного ножа курицу Чернушку, а та вдруг оказалась министром подземного королевства. В награду за свою услугу Алеша получил от маленького короля конопляное семечко, которое завернул в бумажку и положил в карман...
"МОНАСТЫРКА".
Это, как сказано больше века назад одним литературоведом, - история двадцатилетней Анюты, "ея молодости, ея любовь к красавцу-соседу, блестящему офицеру, гонения, испытанныя ею от злого опекуна, побег из дому недобрых людей и блаженная встреча с своим Владимиром".

Другие издания произведений А.Погорельского:

ВОЛШЕБНЫЕ ПОВЕСТИ / Ил. Б.А.Дехтерева. - М.: Дет.лит., 1992. - 125 с.: ил.
Содерж.: Лафертовская Маковница; Черная курица, или Подземные жители.
ДВОЙНИК, или МОИ ВЕЧЕРА В МАЛОРОССИИ. - М.: Книга, 1987. - 363 с.: ил.
Миниатюрное издание.
ЧЕРНАЯ КУРИЦА, или ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ / Ил. Н.Гольц. - М.: Рус. кн., 1992. - 56 с.: ил.

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

Стафеев Г.И. В Отчизне пламени и слова: (А.А.Перовский и А.К.Толстой в Красном Роге): Лит.-краевед. очерки. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - 188 с.: ил.
Тихомиров Б.Н. Погорельский, Антоний // Русские писатели XI - начала XX века. - М.: Просвещение, 1995. С.326-330.
Шелаева А.А. Антоний Погорельский и его сочинения // Погорельский А. Избранное. - М.: Правда, 1988. С.373-389.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ -

Черная курица, или Подземные жители. Сцен. Т.Зульфикарова. Реж. В.Гресь. Комп. О.Каравайчук. СССР, 1980. В ролях: В.Сидлецкий, А.Ливанов, В.Гафт, Е.Евстигнеев, Л.Кадочникова, А.Филозов, В.Кашпур и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Лафертовская маковница. Беларусьфильм, 1986. Черная курица (кукольный). Реж. Ю.Трофимов. Комп. А.Рыбников. СССР, 1975. Роли озвучивают: З.Гердт, К.Румянова и др.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»