Каким был по характеру император сказки соловей. Андерсен ганс христиан сказка "соловей". Какие пословицы подходят к сказке "Соловей"

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Главные герои сказки «Соловей» — китайский император и лесной соловей. Император жил в необыкновенном фарфоровом дворце, окруженном чудесным садом. А в лесу, который располагался между императорским садом и морем, жил соловей. Соловей радовал своими песнями всех, кто появлялся в этом лесу.

Многочисленные путешественники, которые приезжали полюбоваться красотой императорского дворца, часто слушали песни лесного соловья. Позднее путешественники описывали свои впечатления о Китае в книгах. Одна из таких книг дошла до китайского императора, и он был удивлен тем, что ничего не знает о чудесном соловье, живущем неподалеку.

По приказанию императора соловья пригласили во дворец, и маленькая невзрачная птица исполнила для него свои песни. Когда император слушал соловья, в его глазах стояли слезы. Эти слезы были лучшей наградой для соловья.

По настоянию императора соловей остался жить во дворце и часто радовал своими песнями его обитателей. Но жизнь во дворце была не по душе лесной птице. К ногам соловья были привязаны шелковые ленты, которые держали несколько слуг. Свобода соловья была ограничена, и это не могло ему нравиться.

Однажды китайскому императору прислали из Японии подарок – механического соловья. Он пел почти так же красиво, как настоящий соловей, но при этом сам был украшен драгоценными камнями. Императору и придворным очень понравился подарок, и они с увлечением стали слушать, как поет механический соловей и восхищаться его внешним видом. А лесной соловей, пользуясь тем, что на него никто не обращает внимания, покинул дворец и вернулся в свой лес. Когда император узнал об этом, он приказал изгнать соловья из своего государства.

Механический соловей долго радовал своим пением обитателей императорского дворца, но однажды он сломался. И хотя мастер сумел починить механизм, слушать песню искусственного соловья можно было только раз в году.

Однажды император серьезно заболел. Все придворные уже считали, что он скоро умрет, и перестали его посещать. Император хотел послушать песню механического соловья, чтобы она придала ему сил, но некому было завести игрушку. В какой-то момент император увидел, что его посетила сама Смерть. И тут он услышал за окном чудесное пение. Это прилетел лесной соловей. Он узнал, что император болен, и решил навестить его и поддержать своим пением. Соловей пел так чудесно, что кровь быстрее побежала по жилам императора, а Смерть, зачарованная пением соловья, ушла прочь.

Благодарный император был готов отдать соловью что угодно за свое выздоровление, но соловей отказался от подарков. Лучшей наградой для него были слезы императора в тот день, когда тот впервые услышал песню соловья. Соловей сказал императору, что хочет жить на свободе и петь для всех людей. Он обещал, что будет прилетать во дворец, петь для императора и рассказывать ему о том, как живут люди вне императорского дворца.

А когда придворные пришли посмотреть, не умер ли император, они увидели, что он жив и здоров.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Соловей» заключается в том, что никакие технические диковинки не заменят живую природу, живое пение.

Сказка Г.Х.Андерсена учит ценить свободу, так необходимую для творческих и одаренных людей. Соловей понимал, что для его певческого дара необходима свобода, и он отказался жить во дворце императора, в этой огромной золотой клетке.

В сказке мне понравился соловей. Он обладает уникальным певческим даром, которым щедро делится с окружающим миром, он не злопамятен. Соловей не делает различий между обитателями императорского дворца и простыми жителями китайских деревень. Он поет для всех, и его замечательные песни способны даже прогнать смерть.

Какие пословицы подходят к сказке «Соловей»?

Жанр . Литературная волшебная сказка

Герои . Император, Живой Соловей, Искусственный Соловей, Смерть

Тема — сила настоящего искусства, его власть над смертью

Идея — победа настоящего искусства над искусственным и смертью. Только душа, милосердие, сострадание, становятся свидетельством настоящей красоты

Главная мысль — Настоящая красота в искренней, милосердной и сочувственной душе.

Конфликт . Противопоставление искусственного и настоящего соловья

Элементы сюжета

— Экспозиция: Интересы людей садом, лесом, дворцом китайского императора. Но пение соловья лучший.

— Завязка — император приказывает соловью петь, жить у него во дворце

— Развитие действий — а) пение живого соловья и пение искусственной птицы; б) соловей покидает дворец императора

— Кульминация — Пение живого соловья спасает императора от смерти

— Развязка — выздоровление императора

Чему учит сказка «Соловей»? Нужно уметь прощать, по-доброму относиться к людям, помогать им в трудную минуту, быть верным. Люди всегда имеют уметь отличить настоящую красоту от не настоящей. Красота, соединенная с добром, — большая сила. Настоящее искусство имеет удивительное, чудодейственное влияние на человека

Авторский замысел сказки К. Андерсена «Соловей» заключается в противопоставлении истинной красоты и искусственной красивости, утверждении всепобеждающей силы искусства и высмеивании невежества, отсутствия понимания природы и искусства, бездушия и низкопоклонства перед князьями людьми.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря. Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бое с войском врага - «силушкой», которой было «черным-черно», и победе над Соловьем-разбойником.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно - ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Анализ произведения

Описание содержания

Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике - он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».

Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.

Главные герои

Два главных героя произведения олицетворяют один - абсолютное добро, другой - зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу. Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа - святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Есть в произведении еще один герой - князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Анализ структуры произведения

Действие былины развивается поступательно последовательно. Много внимания уделяется деталям и разговорам, описанию героев и обстоятельств действий. Само же действие передано в лаконичных и точных, но образных выражениях: «тетивочку шелковеньку натягивал», «стрелочку каленую накладывал», «стрелил» и «выбил право око».

В былине передана мечта народа о верном защитнике, грозном для врага, верным и справедливом для своих. Илья Муромец одинаково независим от просьб народа, если они не отвечают его главной цели - защищать всю землю русскую, а не отдельные города, и от отношения к нему князя - он вежлив и уважителен к нему, но не боится спорить и отстаивать свое человеческое достоинство.

Произведение написано своеобразным «былинным» слогом, с повторами и неторопливым течением сюжета. Все герои имеют ярко выраженную индивидуальность, мотивы их поступков разъяснены прямой речью героев, а не рассказчиком. Сама прямая речь поэтична, изобилует образными выражениями.

Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представляет собой один из лучших образцов былинного эпоса. Герои и сюжет нашли отражение в некоторых неславянских эпосах.

Сказка «Соловей» была написана в 1843 г. и издана в сборнике «Новые сказки».

Литературное направление и жанр

«Соловей» – литературная сказка Андерсена , написанная в традициях романтизма, для которого характерно изображение творца, не понятого обывателями. Таков соловей, чьё искусство настолько отдалено от императорского дворца, что придворные даже не знают, как звучит его голос. В сказке противопоставлено искусство истинное и механическое, искусством не являющееся и поэтому доступное всем (каждый мальчишка напевал песенку искусственного соловья).

Тема и проблематика

Тема сказки – истинное и ложное искусство, роль истинного творца и искусства в жизни человека и целой страны. Важная проблема сказки – необходимость свободного творческого выражения. Соловей предостерегает, что его пение лучше всего слушать в зелёном лесу, то есть произведение искусства требует определённых рамок. Другая важная проблема – награда творца. Соловей отказывается от награды императора – золотой туфли на шею. Для творца такая награда безумна, она стала бы тяжестью невыносимой. Награда для соловья – слёзы императора: «Слёзы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Ещё один вопрос, важный для романтического направления – должно ли быть искусство понятно народу и признано им. И придворные, и народ довольны искусственным соловьём. Капельмейстер уверяет, что птица выше настоящей даже по внутренним достоинствам, потому что можно исследовать это искусство, «разобрать его». Народ же доволен так, будто вдоволь напился чаю, а своё понимание искусства выражает восклицанием «О!»

Ещё одна проблема, не связанная непосредственно творчеством – проблема осознанности жизни. Император проживает свою жизнь бездумно, как во сне. Только перед смертью он осознаёт, что истинное спасение в живом искусстве. Так же бездумно живут все подданные императора, занятые механическими делами, синхронно кивающие головами. Даже смерть в этой сказке ведёт себя механически, бездумно кивая головой, «как китаец».

Сюжет и композиция

Экспозиция сказки – описание императорского дворца, сада и основной его изюминки – поющего соловья. Дворец описан с точки зрения обывателя, говорящего, что «в целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского». Ценность дворца и сада обыватель видит в рукотворных невиданных чудесах, искусных творениях человеческих рук: дворец из драгоценного фарфора, «такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться», чудесные цветы, к которым привязаны серебряные колокольчики.

Уже в экспозиции искусственное противопоставлено естественному, творение рук человеческих – природе. Упорядоченный сад переходит в густой лес, а лес – в синее море.

Завязка – решение императора найти доселе неизвестного ему соловья – гордость страны. По закону сказки голос соловья придворные услышали третьим, после коровы и лягушки. Оказавшись во дворце, соловей получает привилегии, каждая из которых означает новую степень несвободы: отдельная комната, прогулки по расписанию и шёлковые ленты в качестве привязи.

Соловей, мужественно выдержавший неволю и лишения, не мешающие петь, не смог только одного – петь с искусственным соловьём, потому что механическое несовместимо с творческим. Творческая личность каждый раз поёт по-новому, не может совпасть с заведённой шарманкой, с которой сравнивается искусственный соловей.

Соловей был изгнан за пределы империи. Искусственный соловей, купавшийся в лучах славы, пропел ровно год, а потом сломался. После починки заводить его можно было только раз в год.

Кульминация случается через 5 лет, когда к умирающему императору приходит смерть. Сидя у него на груди, она говорит о добрых и злых делах императора. Отогнать смерть смог только соловей, узнавший о болезни императора.

Император переживает второе рождение, чтобы жить осознанно. Маленькая птичка становится отрадой для доброго сердца императора, который теперь хочет знать о жизни всех своих подданных: и бедных, и богатых.

Герои сказки

Соловей – воплощение творца. Он весь – естественность и вольнолюбие. Недаром он избирает себе жилище на границе двух стихий, моря и леса. Придворных поражает невзрачность соловья: «Самая простая наружность». Первый приближённый сравнивает голос соловья со стеклянными колокольчиками (впрочем, придворный бонза сравнивает с колокольчиками голос лягушки).

Соловей знает о важности своего искусства и его целительной иле, но не требует наград, кроме слёз тех, для кого оно предназначено. Единственное условие творчества – свобода.

Искусственный соловей – дар японского императора, который, в японской традиции, уничижает себя утверждением о превосходств китайского живого соловья над мастерски сделанной копией. У искусственного соловья масса достоинств. Он поёт одну из мелодий настоящего соловья, причём по методе придворного капельмейстера, он куда красивее настоящего соловья, он предсказуем, а поэтому удобен, его мелодию можно выучить.

Китайский император, с одной стороны, - образ правителя, который очень далек от народа. С другой – собирательный образ не слишком умного, занятого собственной личностью и считающего себя центром вселенной обывателя.

Император – настоящий сказочный правитель. Он сидит на золотом троне и кивает головой (овеществлённая метафора китайского болванчика). Императора выводит из душевного равновесия (как сказали бы сегодня – из зоны комфорта) тот факт, что весь свет знает о соловье – главной достопримечательности китайского государства, а император не знает.

Художественное своеобразие

В основе сказки – романтическое иносказание. Андерсен переносит действие сказки в экзотическую страну со странными жителями, но умный читатель понимает, что общество в сказочном Китае такое же, как и в Дании: есть богатые и бедные, с таким же пренебрежением относятся к людям искусства и так же их не понимают.

Носителями истины в сказке оказываются простые люди. Они естественны, поэтому от природы знают, что хорошо и что плохо. В отличие от обывателя, ценящего искусственную красоту, они считают, что соловей – это хорошо и лучше всего.

Как и многие сказки Андерсена, «Соловей» предназначен одновременно и детям, и взрослым.

Поэтому прописные истины, предназначенные для детей, воспринимается взрослыми иронично: «В Китае и сам император, и все его подданные – китайцы».
Для позднего романтизма вообще характерна ирония и самоирония, которая нравится в сказке взрослым и почти недоступна детям. Так деятельность первого приближённого представлена как беготня по лестницам дворца. Этим же начинают заниматься все приближённые, испугавшись наказания. Наградой же является разрешение посмотреть, как кушает император.

Андерсен высмеивает обывателей, подражающих модному придворному соловью, дам булькающих в горле водой, лавочников, называющих своих безголосых детей в честь соловья, обывателей, говорящих только о соловье. Но самому злому осмеянию подвергаются способы общения правителя и творца. Очевидно, Андерсен и сам настрадался от «наград» власти. Соловей содержится в замке в тюрьме, которую должен воспринимать как заботу, так что рассказчик даже восклицает: «Большое удовольствие!» Отдельная комната, золотой шест, двенадцать слуг и каждый держит за привязанную к лапке шёлковую ленточку и разрешение гулять два раза днём и один раз ночью – вот придворная жизнь певца.

Название произведения: Соловей

Год написания: 1836

Жанр: сказка

Главные герои: Соловей - лесная птица, император

Сюжет

В тенистом лесу жил неказистый соловей, он пел так, что заставлял всех забывать о своих горестях. Даже император, услышав его волшебное пение, не смог сдержать слез. Соловья стали называть придворным певцом и другом владыки. Но однажды император соседней страны прислал в подарок золотого соловья, усыпанного бриллиантами. Все придворные и сам повелитель восхищались ти, эту игрушку положили на вышитую подушку в покоях императора. А лесная птичка упорхнула в свой лес.

Чтобы дорогой подарок не сломался, было приказано заводить его не чаще одного раза в год.

Вскоре император серьезно занемог, все придворные оставили его, а немая птичка лежала молча на подушке, ведь некому было повернуть ключик. К владыке пришла страшная смерть, он молил ее о пощаде, но она только смеялась и пугала его.

В этот момент прилетел лесной соловей и запел свои чудесные песни. И под эти песни Смерть отдала птице все атрибуты своей профессии и, в конце концов, удалилась плача. Соловей же сказал, что будет вновь прилетать к императору, но пусть это останется их тайной.

Вывод (мое мнение)

Люди часто обманываются, гонятся за внешним блеском и мишурой, не думая о том, что настоящая красота в поступках и делах. Так и настоящий соловей имел неброское оперение, но благодарное сердце и умел дружить и ценить отношение к себе.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»