Урок-игра "Конференция по Пермскому краю". Тема: "Народы Прикамья – одна семья". Этнический калейдоскоп прикамья Традиции русского народа пермского края

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьей шкуры, или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Пища - рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

14 ноября 2016

На протяжении всей истории Пермский край был полиэтничным. Сегодня в нем проживают представители 125 различных этносов. Какие народы населяют Пермский край? Кто из них является коренными жителями региона?

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан - на юге, Свердловская область - на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование - Пермский край - сформировалось в 2005 году, после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения - 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Какие народы населяют Пермский край?

В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.

Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.). Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве. Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.

Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.

Марийцы

Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.

По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.

Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).

Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем - шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.

Удмурты

Автохтонное население Прикамья и Предуралья - удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.

Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили соседскими общинами, где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.

Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.

Коми-пермяки

Представители народа называют себя коми морт или коми отир. Они расселены в основном на территории бывшего Коми-Пермяцкого округа. Относятся к финно-угорской группе. По языку и традициям наибольшие сходства имеют с коми-зырянами. Литературы на языке народа практически нет.

Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.

Традиционная одежда вначале была синих и черных цветов, позже появились и другие оттенки, а на рубахе добавился рисунок «клетка». Женский наряд состоял из туникообразной рубахи, поверх которой надевался сарафан. Иногда на сарафан надевали передник. Головные уборы - кокошники, украшали вышивкой и орнаментом. Мужчины носили туникообразные вышитые рубахи, подпоясанные кушаками, и штаны. На ногах носили коты, погалешки и лапти.

Манси

Этнос манси относится к угорским народам. В России представителей этого народа немного. Основное население проживает в Ханты-Мансийском автономном округе. Тем не менее манси представляют автохтонные народы Пермского края. В регионе их осталось всего несколько человек (до 40), проживают в Вишерском заповеднике.

Родным для этноса является мансийский язык, относящийся к обско-угорской группе. В культурном плане к манси наиболее приближены венгры и ханты. В верованиях, наряду с православием, сохранилась народная мифология и шаманизм. Манси верят в духов-покровителей.

Среди традиционных занятий - оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и скотоводство. Жилье строили сезонное. Зимой жили в срубных домах или избах по типу русских, летом в чумах конической формы из бересты. Открытый очаг из жердей служил отоплением и источником света. Характерной чертой манси было то, что они не употребляли грибов, считая их домом для злых духов.

Женский костюм представлял собой распашной халат из сукна или сатина и платье. Надевался платок и много украшений. У мужчин были рубахи и штаны; одежда, как правило, была с капюшоном из сукна.

Татары

Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.

Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.

Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма - это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.

Башкиры

Ещё один народ тюркской группы - это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа - мусульмане суннитского толка.

Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.

Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.

Заключение

Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни.

В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. Например, удмурты унаследовали культурные черты татар, на татар, в свою очередь, повлияли башкиры.

Наибольшее влияние на культуру народов имели русские, которые уже в XVII веке значительно преобладали в численности. Сейчас традиционную одежду и образ жизни поддерживаются слабо. У отдельных представителей они отражаются в религии, хотя многие христианизировались. Народные языки чаще используют как второй, в качестве первого - русский.

Шабанова Г.А., Канзепарова Р.И. студентки 1 курса экономического факультета

Научный руководитель: Пугина Г.В., канд. ист. наук, доцент, доцент каф. рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Пермский институт экономики и финансов

Пермь)

Актуальность темы обусловлена усложнением национальных проблем, с которыми сталкивается Россия с конца ХХ столетия, ознаменовавшимся всплеском этнического са- мосознания народов, проживающих на ее территории, что, наряду с радикальными соци- ально-экономическими трансформациями, привело к довольно резким изменениям меж- национальных отношений.

Пермская земля с давних пор является историческим перекрестком многих народов, продвигавшихся вдоль Камы или через Уральский хребет. Благоприятная географическая среда, развитый социально-экономический потенциал, культура, разнообразие природных

богатств вместе с удобными путями сообщений оказали воздействие на формирование национального состава и структуры населения, этносоциальных процессов.

Коренными жителями Пермского края являются коми-пермяки. В 1869 году коми- пермяков в Верхне-Камском бассейне проживало 62130 человек, в 1920 – 114 тыс. чело- век. Они и составили основное этническое ядро образованного в 1925 г. национального округа .

Русское население в Западно-Уральском регионе по происхождению пришлое. Вклю- ченные в XV в. в русское государство верхнекамские земли осваивались русскими кресть- янами Европейского Севера, которые поселялись сначала на землях, заселенных коми- пермяками, а потом и на свободных. В XVII веке вместе с расселением русских заклады- вались в Прикамье основы нового экономического и культурного региона страны (горно- заводская промышленность, транспорт, торговля, обрабатывающие промыслы и др.). В рамках этого региона консолидационные процессы завершились образованием ком- пактной и зрелой в национальном отношении группы населения, ставшей частью русской нации.

После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро засе- ляются, кроме русских, поволжскими татарами и башкирами. Наибольшая их концентра- ция наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях.

Усиление феодально-крепостного гнета и насильственная христианизация в Среднем

Поволжье обусловили процесс переселения с родных мест в Приуралье еще двух народов

– удмуртов и марийцев. В конце XVI – начале XVII вв. они поселились в южных районах Пермского края – удмурты в верховьях р.Буй (Куединский район), а марийцы в верховьях р. Сылвы (Суксунский район).

Кроме того, Урал с давних пор использовался государством как место администра- тивной и политической ссылки. Так, в середине XIX в. здесь находилась крупная диаспора поляков, участников революционных событий 1830-50 гг., оставивших в истории губер- нии заметный след.

В результате Столыпинской аграрной реформы начала XX в. в Прикамье пересели- лись русские крестьяне Псковской и Могилевской губерний, а также белорусы и эстонцы.

Определяющим фактором межнационального общения на территории Прикамья стало экономическое, религиозное и культурное взаимодействие. Русское население переняло от местных манси и коми-пермяков некоторые особенности построения жилища, многое из практики промысловой охоты (приемы, одежду, обувь, поверья), некоторые блюда и при- емы кухни.

Значительное сходство основных форм хозяйственной деятельности усилило сближение русских и коми-пермяков в сфере календарной обрядовости .

Сегодня Пермский край является одним из самых полиэтничных регионов, на терри- тории которого, по результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., проживает 2

635,3 тыс. человек, представляющих 126 национальностей. В таблице 1 представлен этни-

ческий состав населения .

Таблица 1 – Численность населения наиболее многочисленных национальностей, прожи- вающих в Пермском крае (в соотношении с данными переписей прошлых лет)

1989 г тыс.чел.

2002 г тыс.чел.

2010 г тыс.чел.

2010 г 2002 г 2010 г
Все население 3091,5 2819,4 2635,3 93,47 100 100
Русские 2592,2 2401,7 2191,4 91,2 85,2 83,1
Татары 150,5 136,6 115,5 84,5 4,8 4,4
Коми-пермяки 123,4 103,5 81,1 78.4 3,7 3,0
Башкиры 52,3 40,7 32,7 80.3 1,4 1,2
Удмурты 32,8 26,3 20,8 79,1 0,9 0,7
Украинцы 45,7 26,0 16,3 62,7 0,9 0,6

Продолжение таблицы 1

1989 г тыс.чел.

2002 г тыс.чел.

2010 г тыс.чел.

2010 г в % 2002 г в % 2010 г в %
Белорусы 18,8 11,0 6,6 60,0 0,4 0,2
Немцы 15,3 10,2 6,3 61,8 0,4 0,2
Чуваши 10,8 7,0 4,7 67,1 0,3 0,1
Азербайджанцы 3,9 5,8 5,6 96,5 0,2 0,2
Марийцы 6,6 5,2 4,1 78,8 0,2 0,15
Армяне 2,5 5,0 5,4 103,8 0,2 0,2
Евреи 5,5 2,6 1,8 69,2 0.1 0,06
Мордва 4,2 2,3 1,4 60,9 0,1 0,05
Таджики 0,9 2,0 3,5 175,0 0,07 0,13
Узбеки 3,0 2,0 4,2 210,0 0,7 0,16
Молдаване 3,0 2,0 1,3 65,0 0,7 0,05
Грузины 1,6 1,6 1,1 68,8 0,06 0,04
Казахи 2,1 0,8 0,6 75,0 0,03 0,02
Другие национальности 164,0 271,0 130,0 50,0 9,6 4,9

Большинство прикамцев, указавших свою национальную принадлежность, идентифи- цировали себя русскими (83,1%). Численность русских с 2002 по 2010 год сократилась по- чти на 9%. Численность татар уменьшилась на 15,4%, башкир – на 19,7% и удмуртов – на

20,9%. Несмотря на то, что коми-пермяки остались на третьем месте в общей численности населения нашего региона, их число с 2002 г. значительно сократилось (более чем на 22 тыс. человек или на 21,6%). Еще одна особенность региона – это активное формирование новых этнических групп. Так, за счет миграционного прироста практически вдвое увели- чилось численность таджиков, узбеков и др.

Практически все население (почти 96%), проживающее на территории Прикамья, вла- деет государственным языком Российской Федерации – русским языком. Для большин- ства из них он является единственным языком общения.

Результаты переписи населения 2010 года показали, что русский язык считают род- ным (помимо русских) большинство евреев (97%), немцев (92%), белорусов (85%), укра- инцев (76%), мордвы (73%), чувашей (69%), молдаван (52%) и удмуртов (51%), а также более трети населения среди марийцев, татар, грузин и коми-пермяков. В тоже время практически все национальности, традиционно проживающие на территории Прикамья, владеют и своим, и русским языком. В таблице 2 отражено распределение населения мно- гочисленных национальностей по родному языку .

Таблица 2 – Распределение населения по родному языку

Национальность

На 1000 лиц соответствующей национальности,

ответивших на вопрос о родном языке, указали родным

язык, соответствующий национальности русский язык другой язык
русские 998 х 2
татары 637 361 2
коми-пермяки 654 344 2
башкиры 222 229 549
удмурты 493 505 2
украинцы 230 762 8
белорусы 148 850 2
немцы 81 917 2
азербайджанцы 825 166 9
армяне 769 227 4
чуваши 306 692 2
узбеки 843 138 19
марийцы 590 405 5

Продолжение таблицы 2

Таким образом, Пермский край – уникальный регион с точки зрения его полиэтнично- сти. В настоящее время наряду с традиционно проживающими этносами в рамках совре- менных миграционных процессов в Прикамье активно формируются новые этнические диаспоры, что приводит к значительному изменению этнического ландшафта Пермского края. Обновление этнической структуры края оказывает существенное влияние на этнопо- литическую ситуацию. Проведенные социологические исследования фиксируют в сфере национальных отношений скрытые факторы напряженности . Поэтому важно знать и развивать многовековые традиции культурного взаимодействия и связей славян- ской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур в рамках об- щего евразийского этнокультурного пространства с учетом их истории, культуры, мента- литета, а также создавать благоприятные условия для их развития. Все это должно быть направлено на недопущение конфликтных ситуаций, возможных причин межэтнической напряженности в целях сохранения межнационального согласия и этнополитической ста- бильности.

Список использованных источников

1. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Пермского

края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_ts/permstat/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/score_2010/

2. Сергеева С.В., Гоголин Н.А. Национальные и религиозные отношения в Пермском крае: состояние, проблемы, развитие. Учебное пособие. – Пермь, 2013. – 140 с.

3. Чагин Г.Н. Народы и культура Урала ХIХ – ХХ вв. – Екатеринбург: Сократ, 2002. –

Еще по теме Народы Пермского края: история и современность:

  1. Раздел I Реформирование избирательного права и процесса СССР и РСФСР в 1988-1992 гг.
  2. Раздел VII Электоральная практика в Российской Федерации: 1995-1998 гг.
  3. Раздел X Электоральная практика в Российской Федерации: 2006-2009 гг.
  4. Раздел XIII Предвыборная агитация, избирательные технологии, информационное обеспечение выборов, СМИ и выборы
  5. Раздел IV Выборы и избирательные процедуры в XVIII - первой половине XIX вв.
  6. Исследования по истории выборов в органы земского самоуправления, опубликованные после 1917 г.
  7. Исследования по истории выборов в органы городского самоуправления, опубликованные после 1917 г.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -

Прикамье – край многонациональный. Издавна бок о бок живут здесь около ста национальностей. Некоторые поселились здесь давным-давно, другие пришли на Пермскую землю позднее.

Современная этнокультурная карта Прикамья начинает формироваться с ХV-ХVI вв. На верхней Каме шло формирование в единую народность предков коми-пермяков, северо-восточное Прикамье являлось зоной расселения манси, южные районы осваивали предки татар и башкир.
С ХVI в. начинается активное освоение края русскими, которые уже в ХVII в. стали основным населением региона. С ХVII в. формировались группы марийцев и удмуртов.

Три культурные традиции определили этнокультурное своеобразие Пермского Прикамья – финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские). Родственные народы - коми-пермяки, марийцы, манси и удмурты относятся к финно-угорской ветви уральской языковой общности. Коми-пермяки были расселены в Чердынском и Соликамском уездах Пермской губернии, а в настоящее время в пяти районах Коми-Пермяцкого округа. Удмуртские деревни расположились в Осинском уезде, а ныне – Куединском районе, марийцы проживали в Кунгурском и Красноуфимском уездах, ныне – Суксунском, Кишертском, Чернушинском, Октябрьском районах. Манси Чердынского уезда проживали в верховьях р. Вишера. В 2002 г. в Пермском крае отмечено 103,5 тыс. коми-пермяков, 5,2 тыс. марийцев, 26,3 тыс. удмуртов, 31 человек манси.

Тюркские народы края - татары и башкиры освоили территорию южных Осинского, Кунгурского, Пермского и Красноуфимского уездов губернии, в настоящее время компактно проживают в 12 районах края, а их численность в 2002 г. составила 136,6 тыс. татар и 40,7 тыс. башкир.

Основной этнической культурой в регионе являются традиции русских. Это положение определено не только тем, что русские составляют более 85% населения Пермского края (в 2002 г. - 2401,7 тыс. русских), имеют наибольший ареал расселения, проживают во всех административных районах, но и тем влиянием, которое русская культура оказала на культуру других народов Прикамья. Тем не менее каждая народность бережно сохраняет свои обычаи и культуру, ведь каждая культура уникальна и по-своему прекрасна.


РУССКИЕ Русские - восточнославянский народ. Один из коренных народов России. Являются самым крупным народом в Европе. Господствующей религией среди русских является православное христианство, также велика доля атеистов. Национальный язык -русский. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Главные промыслы: вышивка, кружевоплетение, роспись, ткачество.


Русское гостеприимство

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.
Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте.

На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.

Русские свадебные традиции

Свадьба - один из самых древних, ярких и красивых ритуалов. Россия – страна многонациональная. В каждом регионе существуют свои собственные традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение. Почему нужно соблюдать те или иные свадебные обычаи? Откуда они берут свое начало? Чем отличается одна свадьба от другой? И что в них общего? Об этом и многом др. можно узнать из программы "Свадебный генерал" Ведущий: Сергей Белоголовцев


КОМИ - ПЕРМЯКИ Занимались охотой и рыболовством, пашенным земледелием, животноводством; в настоящее время основные занятия коми-пермяков - сельское хозяйство и работа в лесной промышленности. Традиционные поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие.Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, поверх рубахи сарафан из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук. Традиционные женские головные уборы - чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента. На улице самшуру и кокошник покрывали платком. Мужская одежда состояла из рубахи и штанов. Рубаха длинная из белого холста, украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.


ТАТАРЫ Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником). Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений. Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла.



Гостеприимство татар

По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий чак- чак, щербет, липовый мед, и, конечно, душистый чай.

«Негостеприимный человек – неполноценный» - считалось у мусульман. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же.


Татарские свадебные традиции

Выпуск посвящен сегодняшним татарским свадебным традициям: какие из них сохранились и по-прежнему важны и почему. "Свадебный генерал" едет в Татарстан, но не в столицу, а в небольшой город Арск – на родину великого татарского поэта и сказочника Габдуллы Тукая.
Именно в музее Тукая познакомились герои этого выпуска и будущие молодожены. Ведущий и главный участник всех событий Сергей Белоголовцев узнает все о свадебном застолье, примет участие в подготовке стола, поймает гуся и прокомментирует все происходящее на свадебном пиру. И, конечно, нарушит одно табу – невозможно знать все, случаются и забавные ситуации.

МАНСИ Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т.д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьей шкуры, или суконную одежду с капюшоном и не зашитыми боками (лузан).Пища - рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.


Свадебные традиции малых народов Севера
"
Свадебный генерал" отправляется на Крайний Север в город Дудинка, чтобы принять участие в необычной свадьбе: два малых народа Севера породнятся. Невеста – долганка, жених – нганасанин.
Какие обряды сохранились по сей день и как пройдет долгано-нганасанская свадьба – подробно расскажет очевидец, Сергей Белоголовцев, почетный гость и участник праздника. Свадебный генерал примет участие в подледной рыбалке, научится вырезать из кости и танцевать главный танец знакомства у долган, а также попробует блюда свадебного стола в чуме у нганасан.

БАШКИРЫ Полукочевой образ жизни, зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. наспинники, различные подвески, накосники, браслеты, серьги.

Гостеприимство башкир
Башкирский народ издавна видел в гостеприимстве надежное средство, позволяющее установить дружеские, теплые, чисто человеческие отношения с окружающими. Традиционным элементом гостеприимства считается то, что хозяин встречает гостей перед входом в дом. Проводы гостей также происходят за воротами дома.
Гостям говорят: «Пройдите на почетное место». При угощении гостей башкиры пользуются правилом: «Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и рука были свободны». Если кто-то пришел во время трапезы, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Нельзя быть выше пищи».
Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что в сознании разных народов воспринимаются как нечто должное, как неотъемлемая часть культуры. Времена сейчас сложные, и все равно – ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

МАРИЙЦЫ Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя, штаны а также кафтан, вся одежда опоясывалась поясным полотенцем, а иногда и поясом.Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже - валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы.У женщин были распространены поясные подвески - украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр.

УДМУРТЫ Типичное поселение - деревня располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой. Жилище - наземная бревенчатая постройка, избА. женский костюм включал рубаху, халат опояску. Одежда - белая. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти.На голове носили налобные повязки, полотенце. Украшения - цепочки, серьги перстни браслеты ожерелье Мужской костюм - синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви - онучи, лапти, сапоги, валенки.Верхняя одежда без половых различий - шубы.В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы.



Удмуртские свадебные традиции
Свадебный генерал впервые попадает на удмуртскую свадьбу. Невеста – удмуртка, а жених – представитель русского населения Удмуртии. И при этом свадьбу было решено играть в старинных удмуртских традициях. Ведущий и очевидец происходящего не только познакомится со всеми героями этой истории, но и научится делать перепечи, узнает о тайных свадебных приметах, поучаствует во всех обрядах и выучит самое главное слово на удмуртском: "любовь".

Урок окружающего мира в 3 а классе

Тема урока: Народы Прикамья.

Цель: знакомство учащихся с разными народами, населяющими Пермский край.

Задачи:

1. Узнать какие народы проживают на территории Пермского края.

2. Расширение знаний учащихся о народах Прикамья. Знакомство с традициями русского, коми-пермяцкого, татарского, удмурдского народа.

3 . Развитие коммуникативных способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, сопоставлять и анализировать полученную информацию; развитие умений работать в группах, с картой; расширение словарного запаса.

4. Воспитание доброжелательности друг к другу, умение общаться, уважения к традициям народов Прикамья.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успехов в работе.

На уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах (дети называют по очереди правила).

Звучит песня – гимн «Наш Пермский край».

2. Определение темы урока

Какие мысли возникли у вас после прослушивания песни? О чём она?

Чем знаменит наш Пермский край?

Кто прославляет наш край? Кто вносит огромный вклад в развитие края?

Какие народы живут в Пермском краю?

Получается, Пермский край – край многонациональный.

Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

(Дети выходят на тему сегодняшнего урока: Народы Прикамья).

На территории Пермского края проживает более 80 народов. Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.

- Все народы отличаются друг от друга. Хотите узнать, чем они отличаются?

3.Постановка задач урока

Одежда

- Проверим свои предположения по схеме

Внешний вид

Обычаи

Народы Прикамья

Праздники

Кухня

Отличаются народы и чертами лица. У каждого народа свой родной язык.

А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в Прикамье знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

У каждого народа свои обычаи.

Каждый народа имеет свой национальный костюм.

У каждого народа свои народные праздники.

Отличаются народы и национальной кухней .

Все это является национальными традициями народов.

4. Групповая работа

Сейчас ко мне выйдут командиры групп. Вам нужно из рассыпанных букв составить слово - название народа, с которым вы будете работать.

Распределите роли в группе (дети получают бейджики: историк, художник – дизайнер, повар – кулинар, археолог).

Обозначение роли каждого в группе проговаривается детьми.

Какой материал для работы вам нужен? Кто вам может помогать?

Книги, справочники, энциклопедии, словари, интернет - ресурсы, карандаши, краски, клей, ножницы, цветная бумага, предметы старины, помощь взрослых.

В ходе нашей работы мы создадим газету «Народы Прикамья». Каждая группа будет делать свою страницу.

Каждая группа будет работать по алгоритму.

Алгоритм для поваров – кулинаров.

1. Узнать какие национальные блюда готовил народ.

2. Какие продукты чаще всего использовали для их приготовления.

3. Отличалась ли праздничная еда от обычной.

4. Перечислите традиции приёмы пищи.

5. Продемонстрируйте своё национальное блюдо.

Алгоритм для историков.

1. Опишите, где жил и чем занимался ваш народ.

2. Какие обычаи своего народа вы знаете? Расскажите.

3. Отмечал ли народ праздники? Какие?

Алгоритм для археологов.

1. Найдите предметы, которые относятся к вашему народу.

2. Дайте им правильное название.

3. Для чего они служили?

Алгоритм для художников - дизайнеров.

1. Опишите одежду своего народа.

2. Отличалась ли праздничная одежда от обычной.

3. Продемонстрируйте куклу в национальном костюме.

4.Раскрасьте костюм в своих традициях.

5. Самостоятельная работа учащихся

На работу в группе вам даётся 20 минут.

6. Физкультминутка (творческие задания)

-Я вам предлагаю немного отдохнуть. Из музыкальных композиций узнать композицию своего изучаемого народа.

Попробуйте соотнести пословицы разных народов с нашими.

Где живём, там и нужны. (Где родился, там и пригодился.)

Глаза боятся, а ноги идут. (Глаза боятся, а руки делают.)

Дважды подумай, один раз скажи. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

Кто в рощу, кто в лес. (Кто в лес, кто по дрова.)

Лапоть сапогу не пара. (Гусь свинье не товарищ.)

Не глиняный, не размокнешь. (Не сахарный, не растаешь.)

По коню и сбруя. (По Сеньке и шапка.)

7. Презентация своей работы

8. Итог работы

Пермский край – великий край, который имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонационального края, которые должны гордиться своим краем, его традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свой край.

Ученик читает стихотворение

Мой Пермский край!
У нас с тобой все впереди
Судьбой дано
Нам вместе за руку идти.
Седой Урал!
Ты вместе с нами молодым
сегодня стал.
Мой Пермский край -
Где начинается рассвет,
Мой Пермский край,
Пусть Бог хранит тебя от бед!
Сегодня, завтра и всегда ты процветай,
Мой Пермский край!

Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свой край и уважительно относиться к людям других национальностей)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»