Сборник идеальных эссе по обществознанию. Проблема восприятия окружающего мира. По В.Солоухину

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. Могут быть ошибки.

Текст Владимира Алексеевича Солоухина: Неполный..

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (2) На самый грубый, поверхностный взгляд, этот мир состоит только из двух частей: из зелени и воды…
(3) Небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. (4) Оно то серое, когда еще самый ранний рассвет, то серо - розовое, то ярко - красное - перед торжественным выходом солнца, то золотисто - синее и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного летнего дня….
(5) В следующую долю нашего внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное. (7) И в самом деле, натянуть бы около воды ровную зеленую парусину, то - то была дивная красота, то - то восклицали бы мы: «Земная благодать!» - глядя на ровную зеленую парусину...

*По В.Солоухину

Сочинение по тексту:

Владимир Алексеевич Солоухин - русский поэт и писатель. В своем произведении он обращает внимание на проблему восприятия окружающего мира.
А втор от первого лица повествует о природе своего края. Он пишет, что в одну минуту мы видим просто зелень, но в следующую, уже нечто подробное и сложное. В.А. Солоухин пишет о нелепости положения, он много раз видел одни белые цветы, даже не просто видел, выделял их из всех, но не знал их названия. Знал ромашки, одуванчики, ландыши и множество других цветов, но не эти.
А втор считает, что человек должен узреть весь окружающий его мир, осознавать себя частью природы, а для этого необходимо знать, как называют те или иные травы и растения.
Я согласен с автором в том, что каждый человек должен понимать природу в гораздо большем значении, считать себя частью её.
О братимся к произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети». Люди перестают понимать, что их родной и единственный дом - это природа, и она требует к себе бережного отношения. Главный герой произведения считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
М ногие люди в современном мире перестают ценить природу. Мы не чувствуем себя её частью, мы убиваем её, строя новый мир. Мы бросаем мусор, рубим деревья и ездим на машинах, отравляя окружающий нас мир.
В заключение хочу сказать, что стоит внимательнее относиться к природе, нужно беречь её, ведь она всегда нам помогала и будет помогать, если мы её полностью не уничтожим.

Вариант № 3. ОБЗ ФИПИ

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

((1)Начиная с V века до нашей эры наблюдается расцвет древнегреческой
и древнеримской цивилизаций, ознаменовавшийся сравнительно высоким уровнем развития философии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, военного искусства. (2)В этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире, выдвигается ряд идей, которые, как показало дальнейшее развитие событий, намного опередили своё время. (3)<…> была выдвинута идея о строении мироздания, впервые обсуждалась идея атомного строения вещества, разрабатывались основы геометрии, создаётся геоцентрическая модель мира.

1)

К эпохе античности относится время развития человеческой цивилизации на протяжении примерно пятнадцати веков, именно в это время наблюдается расцвет философии и выдвигаются идеи о сущности мироздания.

2)

Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, наблюдавшийся с V века до нашей эры, ознаменовался развитием науки и искусства; в этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире и выдвигается ряд идей, намного опередивших своё время.

3)

Первоначальные научные сведения об окружающем мире накапливались на протяжении нескольких веков начиная с V века нашей эры, в результате чего появились идеи атомного и молекулярного строения вещества, были разработаны основы алгебры и геометрии, возникли новые модели мира.

4)

Если в период древнегреческой и древнеримской цивилизаций процветали философия, литература, изобразительное искусство и архитектура, то после эпохи античности своего расцвета достигли точные науки, такие как геометрия, физика и астрономия.

5)

Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, начавшийся
в V веке до нашей эры, ознаменовался развитием науки и искусства, появлением намного опередивших своё время идей.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако

Например,

Несмотря на это,

Поэтому

Вопреки этому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

1)

Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья.
М. для литья. Модели для скульптур
.

2)

Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля .

3)

Схема, описание какого-н. физического объекта или явления (спец.).
М. атома. М. искусственного языка .

4)

Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты

облЕгчит

гналА

ненадОлго

свЁкла

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году

заводские ПРЕССЫ

картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ

СТРИЖЁТ волосы

наши ПАСПОРТА

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

Благодаря героизму людей катастрофа была предотвращена.

Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем они сейчас работают

Посетители удивлялись изобретательности мастера и его таланту.

М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище - поэму «Демона».

Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Прочитав очерк, я понял, что его герои могут быть для нас примерами.

Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

Те, кто придут позже, займут свободные места.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб..риха

д..фференцировать

ут..пический

ун..кальный

пр..тендовать

Ответ: ___________________________.

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

на..кусил, по..тащил

бе..делье, в..плывать

пр..забавный, пр..зыв

раз..скал, по..грать

пр..бежище, пр..града

Ответ: ___________________________.

10. И .

приноравл..ваться

син..ватый

летопис..ц

письм..цо

биологич..ски

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) закро..т

мысл..щий (человек)

заряжа..щий (пушку)

(флаги) ре..т

(хорошо) понима..щий

Ответ: ___________________________.

12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.

Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.

Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.

Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.

Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него - густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг

Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4)Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой

16 . Расставьте знаки препинания:

Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Некоторых современников возмущало употребление

А. С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2)
и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире.

(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. (4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. (5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы
из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.

(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

(12)Глядя на белые пышные облака цветов, я часто думал о нелепости положения. (13)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (14)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. (15)А вот спроси меня, как они называются, - не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. (16)Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш - на это нас ещё хватает. (17)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (18)Впрочем, зачем же сразу обобщать, - может быть, один лишь я и не знаю? (19)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:

- (20)Кто их знает! (21)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (22)А как называются?.. (23)Да тебе на что? (24)Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. (25)Нюхать и без названия можно.

(26)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (27)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние тёплые закаты. (28)Ну и собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады. (29)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.

«(30)Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» - «(31)То есть как это как? (32)Трава. (33)Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». - «(34)Какой же тут пырей? (35)Тут вовсе нет никакого пырея. (36)Всмотрись повнимательнее. (37)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (38)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость».

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

2)

А втор вырос у реки, любит местную природу, но не знает названия растения с пышными белыми цветками, которое ему так нравится.

3)

4)

На солнце растение с пышными белыми шапками цветков источает сильный сладкий аромат.

5)

Много трав растёт на нашей земле, и все они чем-нибудь интересны.

Начало формы

Ответ: ___________________________.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)

В предложениях 3-4 содержится описание.

2) Предложения 13-15 поясняют содержание предложения 12.

3) Предложения 16-20 содержат повествование.

4) В предложениях 24-25 представлено повествование.

5) В предложениях 26-27 представлено рассуждение.

Ответ: ___________________________.

22 Из предложений 1 - 3 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: ___________________________.

23 Среди предложений 5 - 10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, притяжательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

24 «Разнообразные средства выразительности помогают В.А. Солоухину передать своё отношение к родным местам. Поэтичность автора проявляется в использовании таких тропов, как (А)__________ («листья ракиты повёрнуты… серебряной стороной» в предложении 4, «в золотых лесных верхах» в предложении 28) и (Б)__________ («травы привстают на цыпочки… чтобы… поглядеть на воду» в предложении 6, «белое облако дремлет среди… травы» в предложении 10). Синтаксическое средство − (В)__________ (предложения 16, 27) и приём − (Г)__________ (предложения 28−29) помогают автору выразить свои представления
о том, каким должно быть отношение к родной природе».

Список терминов:

1)

фразеологизм

2)

эпитет

3)

литота

4)

анафора

5)

ряды однородных членов предложения

6)

вопросительные предложения

7)

сравнительный оборот

8)

вводные слова

9)

олицетворение

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Вариант № 3. ОБЗ ФИПИ

Ответы

1

Проблематика

Проблема отношения человека к родной природе (Как нужно относится к родной природе? Что должно лежать в основе нашей любви к ней?

Проблема отношения человека к красоте окружающего мира. (Всегда ли мы понимаем красоту природы? Как нужно относиться к тому, что тебя окружает, чтобы понять красоту мира?

В основе нашей любви к родной природе

должно лежать внимательное отношение к ней,

не только к красивым пейзажам, но и к каждой

травинке, к каждому цветку.

Мы часто только говорим о красоте окружающег

о нас мира, любуясь « перелесками, и холмами, и

родничками, и огневыми, на полнеба, летними

тёплыми закатами», но не замечаем красоты и

разнообразия этого мира. Только внимательное

отношение ко всему на Земле, поможет понять

истинную красоту мира.

2

например

3

4

гнала

5

исполнительское

6

болеекрасива или красивее

7

56498

8

неразбериха

9

надкусилподтащил

10

приноравливаться

11

мыслящий

12

незачем

13

оттоговокруг

14

123

15

16

134

17

18

19

20

245

21

125

22

глухиеукромные

23

24

2954

Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
Белая трава
Рассказ
Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды. Но и в воде отражается все та же сплошная зелень.
Будем теперь по капелькам увеличивать наше внимание. При этом почти одновременно с водой и зеленью увидим, что, как ни узка речка, как ни густо сплелись над ее руслом ветки, все же и небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. Оно то серое, когда еще самый ранний рассвет, то серо-розовое, то ярко-красное - перед торжественным выходом солнца, то золотое, то золотисто-синее и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного летнего дня.
В следующую долю внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное. И в самом деле, натянуть бы около воды ровную зеленую парусину, то-то была дивная красота, то-то восклицали бы мы: "Земная благодать!" - глядя на ровную зеленую парусину.
Висит над водой старая, черная, как уголь, коряга. Отзвенела, отшумела свое. Отдрожала дождевыми каплями на весенних листьях, отсорила в воду ярко-желтыми глянцевыми листочками. Угольное отражение ее четко лежит на воде, перерываясь лишь в тех местах, где попадает на округлые листья кувшинок. Зелень этих листьев не может не совпадать, не сливаться с отраженной вокруг лесной зеленью. У черемух выросли до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жесткие, как все равно вырезаны из зеленой кости и отполированы. Листья ракиты повернуты то своей ярко-зеленой, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего все дерево, вся его крона, все, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.
Но всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Еще и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
Вообще-то говоря, сидя с удочкой, ни о чем больше не думаешь, как только о клеве, о поплавке, если можно назвать думанием сосредоточенное, напряженное ожидание хотя бы легкого шевеления. Страстный рыболов Антон Павлович Чехов не так уж прав, говоря, что во время уженья приходят в голову светлые, хорошие мысли. Ничуть не бывало! Последние жалкие обрывки деваются неизвестно куда.
Глядя на белые пышные груды цветов, я часто думал о нелепости положения. Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. А вот спроси меня, как они называются, - не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. Одуванчик, ромашка, василек, подорожник, колокольчик, ландыш - на это нас еще хватает. Эти растения мы еще можем называть по имени. Впрочем, зачем же сразу обобщать, - может быть, один лишь я и не знаю? Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:
- Кто их знает! Полно их растет: и на реке, и в лесных оврагах. А как называются?.. Да тебе на что? Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. Нюхать и без названия можно.
Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние теплые закаты. Ну и, конечно, собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес еще полон темно-зеленой, черной почти прохлады. Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.
"Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?" - "То есть как это как? Трава. Ну там... какой-нибудь пырей или одуванчик". - "Какой же тут пырей? Тут вовсе нет никакого пырея. Всмотрись повнимательнее. На месте, которое ты занял своим телом, растет десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость. Пусть об этом знают хотя бы специалисты. Но названия, конечно, не мешало бы знать".
Из двухсот пятидесяти видов грибов, что растут повсеместно в наших лесах, начиная с апреля и кончая заморозками (кстати, почти все виды съедобны, исключая лишь несколько видов), мы знаем "в лицо" и по названиям едва ли четвертую часть. Про птиц не говорю. Кто мне подтвердит, которая из этих двух птиц малиновка-пересмешница, которая крапивница, а которая мухоловка-пеструшка? Кто-нибудь, конечно, подтвердит, но каждый ли? Но каждый ли третий, по каждый ли пятый - вот вопрос!
...Встретившись в Москве с моим другом и земляком из соседнего села Сашей Косицыным, мы начинаем вспоминать наш лес Журавлиху, нашу речушку Воршу, наш Долгий омут, затерявшийся в Журавлихе.
- Больше всего я люблю в Журавлихе запахи, - зажмуриваясь от блаженства, вспоминает Саша Косицын. - Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов! Нельзя сказать в отдельности, что пахнет крапивой, или мятой, или вот этой... как ее?.. Ну, знаешь, такая белая трава... пышная, ну, ты знаешь...
- Знаю, о чем ты говоришь, но я сам сто раз собирался спросить у тебя, как называется эта трава. А ты, оказывается, забыл.
- Ну, знал, да забыл, - рассмеялся Саша. - Вообще-то не мешало бы выяснить. Ты бы спросил в деревне у местных жителей, скажут.
- Разве я не спрашивал? Много раз!..
- Я придумал: надо будет спросить у моего отца. Он лесником четыре года работал, он все знает. Их, лесников, даже заставляют собирать семена деревьев и растений. Он книги на эту тему читал. И по этой части знает все досконально. А уж эту траву - и говорить нечего. Вокруг сторожки, где мы жили, ее целые плантации.
Как-то так получилось, что летом, когда мы с Сашей встречались в деревне и когда его отец, знающий все досконально, бывал поблизости, а часто даже и сидел с нами за одним столом, мы забывали про нашу душистую траву. Вспоминали же о ней снова зимой в Москве: начинали сожалеть, что вот была возможность узнать - забыли. На будущий год непременно надо спросить у бывшего лесника. Наше нетерпение обострялось в такой степени, что хотелось скорее написать письмо.
Но вспоминали мы о белой траве обыкновенно поздним вечером, не дома, а в гостях, во время ужина, а то и вовсе в ресторане, когда на нас находили особенно лирические мгновения и мы особенно ярко вспоминали о Журавлихе и Ворше. Только этим и можно объяснить, почему мы в течение трех лет не отправили ни письма, ни телеграммы. Однажды наконец-то совпали все желаемые условия: мы были с Сашей вместе. Павел Иванович сидел рядом, и мы вспомнили про нашу загадочную белую траву.
- Так-так-так, - энергично поддакивал нам Павел Иванович. - Ну как же! Неужели я не знаю эту траву?! У нее еще стебли пустые. Бывало, надо напиться, а родничок в глубокой промоине. Сейчас срежешь стебель метровой длины да через него и напьешься. А листья у нее немножко на малинные похожи. А цветы белые да пышные. А уж пахнут!.. Бывало, сидишь на реке с удочкой, за сто шагов - аромат. Ну как же, неужели не знаю я эту траву?! Да что ты, Саша, неужели не помнишь, сколько ее возле нашей сторожки росло по тому берегу реки, хоть заготовляй!
- Ну так не тяни душу, говори, как она называется.
- Бела трава.
- Мы знаем, что она белая, но вот название?..
- Какое вам еще название? Я, например, так ее постоянно зову: бела трава. Да и все у нас так зовут.
Мы с Сашей рассмеялись, хотя причина нашего смеха, я так думаю, была совсем непонятна для бывалого человека Павла Ивановича. Бела трава - и вдруг смешно! Попробуй догадайся, над чем тут смеются.
1961

Русский язык

20 из 24

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (2)На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды. (З)Будем теперь по капелькам увеличивать наше внимание. (4)При этом почти одновременно с водой и зеленью увидим, что, как ни узка речка, как ни густо сплелись над её руслом ветки, всё же и небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. (5)Оно то серое, когда ещё самый ранний рассвет, то серо-розовое, то ярко-красное - перед торжественным выходом солнца* то золотое, то золотисто-синее и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного летнего дня. (6)В следующую долю внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное. (7)И в самом деле, натянуть бы около воды ровную зелёную парусину, то-то была бы дивная красота, то-то восклицали бы мы: «Земная благодать!» (8)Страстный рыболов Антон Павлович Чехов был не так уж прав, говоря, что во время уженья приходят в голову светлые, хорошие мысли. (9)Глядя на белые пышные груды цветов, я часто думал о нелепости положения. (10)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (11)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу - выделяю из всех остальных цветов. (12)А вот спроси меня, как они называются, - не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия от других, тоже здесь выросших людей. (13)0дуванчвк, ромашка, василек, подорожник, колокольчик, ландыш - на это нас еще хватает. (14)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (15)Впрочем, может быть, один лишь я и не знаю? (16)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками: - Кто их знает! (17)Полно их растет: и на реке, и в лесных оврагах. (18)А как называются?.. (19)Да тебе на что? (20)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (21)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: и эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние теплые закаты. (22)Ну и, конечно, собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады. (23)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака. (24)«Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» - (25)«То есть как это как? (26)Ну там... какой-нибудь пырей или одуванчик». - (27)»Какой же тут пырей? (28)Всмотрись повнимательнее. (29)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (З0)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость. (31)Пусть об атом знают хотя бы специалисты. (32)Но названия, конечно, не мешало бы знать». (ЗЗ)Из двухсот пятидесяти видов грибов, что растут повсеместно в наших весах, начиная с апреля и кончая заморозками (кстати, почти вое они съедобны, исключав лишь несколько видов), мы знаем «в лицо» и по названиям едва ли четвертую часть. (34)Про птиц не говорю. (35)Кто мне подтвердит, какая их этих двух птиц малиновка-пересмешница, какая крапивница, я какая мухоловка-пеструшка? (З6)Кто-нибудь, конечно, подтвердит, но каждый ли? (87)Но каждый ли третий, но каждый ли пятый - вот вопрос! (По В. Солоухину*)

Показать текст целиком

Талантливый русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин поднимает в данном тексте очень важную проблему - проблему восприятия человеком окружающего мира.
Порой люди не замечают, насколько прекрасна окружающая нас природа, как много в ней тайн и загадок. "На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды" - говорит Солоухин. Так как же человек воспринимает окружающий мир природы?
Не все люди воспринимают природу как источник радости, наслаждения. Кто-то считает, что она и есть всего лишь зелень и вода. Кто-то, наоборот, восхищается ею, находит в ней гармонию, покой, умиротворение. О том, что думает автор об этой проблеме, догадаться нетрудно. В.А.Солоухин считает, что человек слишком поверхностно относится к природе, воспринимает ее лишь как место, где он живет и работает. Сам он полагает, что окружающий мир природы гораздо шире и заслуживает особого внимания со стороны людей. Автор воспринимает природу как источник созидания, наслаждения, красоты, жизненной силы. Он говорит: "... то, что казалось нам зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное". Природу он воспринимает не просто как зелень и воду - природа для него что-то величественное, необъятное, прекрасное. Природа помогает автору думать, размышлять о жизни и о насущных проблемах: "Глядя на белые пышные груды цветов, я часто думал о нелепости положения".
Эта проблема нравственная, а значит, она не имеет срока давности. Меня она тоже не оставила равнодушной. Действительно, человек должен воспринимать природу как источник жизни на земле, заботиться о ней и восхищаться ею. Люди же равнодушны к окружающему нас миру ("Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле"), и это очень плохо.
Проблема восприятия человеком окружающего мира волновала умы многих русских писателей и поэтов. Так, И.С.Тургенев в романе "Отцы и дети" на примере двух главных героев - Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова - показал, насколько разным может быть отношение людей к природе. Базаров, отвергая всякое эстетическое н

Мы встречаемся с природой повседневно. Люди восхищаются ей, но не любят на самом деле. Почему?

В тексте поставлена проблема пренебрежительного отношения к природе. Почему мы к ней так беспечны?

Солоухин начинает рассуждать с таких слов: «Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире». Именно в этом отрывке автор подмечает, насколько он любит природу за её способность делать человека спокойным, создать чувство уединения и гармонии. Сливаясь с природой, мы будто окунаемся не только в растительный и животный мир, но и в свой собственный. Также мне показался важным этот отрывок текста: «На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость». Здесь автор подмечает, насколько человечество к природе равнодушно. Мы любим массивные изгибы гор, цветы, что растут возле дома. Нам нравится любоваться ими, но большинство не способно любить её настолько, чтобы знать хотя бы названия того или иного растения. Мы восхищаемся красотой растительного и животного мира, но больше потребляем её, чем бережём и ценим.

Я согласна с мнением Солоухина. Действительно, чаще всего мы не придаём истинную ценность окружающим нас вещам. Для человечества это просто повседневность, приносящая дольку удовольствия.

Аргументировать свою позицию я буду произведением Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров воспринимал природу не как дар, данный свыше, а как повседневность. Он относился к ней небрежно, воспринимая её существование как должное. Главный герой считал, что если он есть, то нужно ей пользоваться так, как угодно человечеству. По моему мнению такое мышление эгоистично.

В заключение стоит подчеркнуть: природа – это не просто окружающая нас повседневность. Это часть нашего внутреннего мира, нашей души. С природой зачастую ассоциируется уединение и гармония с самим. И хотя бы за это природу мы должны любить, беречь и ценить, проявлять уважение к ней, как к отдельной непредсказуемой личности.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»