Картина Заросший пруд. Фото, художник Поленов, фотография, тихий летний день, зеленый парк, лилии на воде, живопись. В порядке общей очереди Описание заросшего пруда

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Сочинение по картине В. Д. Поленова «Заросший пруд»

Василий Дмитриевич Поленов известен как та­лантливый художник, выдающийся живописец, автор картин, получивших мировую известность. По словам одного из критиков того времени «Поленов превос­ходно владеет искусством и техникой изображения природы…». Разносторонне одарённый, получивший хорошее образование мог стать и историком, и му­зыкантом, но выбрал для себя поприще художника. Писал картины на исторические темы, панорамные виды, портреты и, конечно, пейзажи. Картина «За­росший пруд» была написана в 1879 году по этюду, сделанному в 1877 году под Киевом в деревне Петруш­ки. Сюжет с прудом, водоёмом и рядом растущими деревьями часто использовался Поленовым в написа­нии полотен.

На первый взгляд, кажется, что картина выполне­на только в зелёном цвете всевозможных оттенков. Преобладание зелёного в пейзаже - таким было ощущение художника при написании этюда. Так сложилось в тот момент: положение солнца, пада­ющая тень, обилие зелени, точка обзора. Лирическое настроение, навеваемое пейзажем, создано поэтиче­ски настроенным автором. Художник-романтик смог передать свою любовь к красотам природы, элеги­ческое настроение, очарование солнечного летнего дня. Все пейзажи Поленова связаны присутствием человека, действительным или возможным. Так и на этой картине изображена небольшая часть пруда, лес на берегу, мостки и в глубине картины - скамей­ка с сидящей на ней девушкой. В руках у девушки раскрытая книга. Эта деталь добавляет романтизма сюжету. Когда-то пруд был чистым, ухоженным, сюда приходили купаться взрослые и дети. Протоптанная, выбегающая из леса, песчаная дорожка, скамейка для отдыха, деревянные мостки для привязывания лодок и для ныряния, остатки какой-то конструкции в виде перекладины. Но без должного ухода пруд стал зарастать и теперь купаться в нем никто не хочет.

Некогда излюбленное место отдыха приходит в за­пустение. Но для уединения здесь замечательно удоб­но, поэтому девушка одна на старой скамейке в забро­шенном парке, она читает книгу и предаётся мечтам. Возможно, она приехала погостить на лето, гуляя, забрела на берег пруда. Возможно, это место знакомо ей с детства, здесь она купалась и гуляла когда-то. Известно, что позировала художнику его сестра.

На переднем плане картины - часть берега водоё­ма с тщательно прорисованными деталями. Каждая травинка, каждый цветочек, каждый лепесток ро­машки скрупулёзно подробно выписаны художником. Далее водная гладь старого пруда. На поверхности тёмной, непрозрачной воды зелёные, жёлтые, красно­ватые листья кувшинок с распустившимися цветами, островки ряски, тины, у берега прибившееся бревно. Водяные лилии отлично прорисованы на всех планах картины, чтобы подчеркнуть контрастность тёмной воды и светлых цветов. Дальний берег зарос камы­шом (точнее это не камыш, а аир - болотный корень) так, что подхода к нему совсем нет. Поверхность воды такая спокойная и гладкая, что в ней, как в зеркале от­ражаются деревья, камыш, трава, кусочек неба и даже мостки. На заднем плане картины - густой лес со ста­рыми деревьями, в который со временем превратился парк. Рядом с мостками растёт могучий дуплистый то­поль, вокруг которого подрастает молодая тополиная поросль. Деревья так разрослись, что им становится тесно, растущие на берегу склонились к воде, словно лесной массив выталкивает их. Элементы этого плана расплывчаты, изображение совсем дальних деревьев размыто. Изображение реальное, ведь издалека невоз­можно разглядеть подробности, детали сливаются, так и отразил художник увиденное. Используя разные от­тенки зелёного, художник умело наложил светотени, которые образуют очертания деревьев. За контуром леса виднеется кусочек голубого неба, по которому плывут белые облака. Солнечная дымка летнего дня прячется между кронами деревьев. Поленов исполь­зовал синий и фиолетовый цвета как переходные от голубого к зелёному. Воздушная дымка синеватого цвета стелется между ветвей, играет синевой листва от солнечных лучей. Солнечным светом пропитана трава на берегу, она отливает изумрудом. Полотно насыщено воздухом, Поленову удалось наполнить картину светом и свободой пространства. Смотря на холст, хочется глубоко вздохнуть и ощутить прелесть свежего воздуха и солнечного света. Звуки, спрятан­ные в холсте, перекликаются пением птиц, стуком дятла по дереву, шорохом листвы, жужжанием на­секомых, кваканьем лягушек. Их можно услышать, любуясь замечательной картиной Поленова.

Пейзаж дышит умиротворением и покоем. День как будто создан для отдыха и наслаждения кра­сотами природы. Женщина, погруженная в чтение, и парк с прудом становятся единым целым, в кото­ром переплетаются таинственный мир природы и мир женской души. Одновременно, сохраняя свою личную тайну, они гармонично дополняют друг друга, лес под зелёным покровом охраняет хрупкую женщину, принимает её как свою часть.

Позже Поленовым было написано ещё одно полот­но «Пруд в парке», сходное по тематике с «Заросшим прудом».

Выставляется картина в Государственной Третья­ковской галерее в городе Москве.

Здесь искали:

  • Сочинение по картине Заросший пруд
  • сочинение по картине поленова заросший пруд
  • сочинение по картине заросший пруд поленов

Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.

Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет - это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.


Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника - Заросший пруд

Русский художник Василий Поленов
Заросший пруд

В изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение. Оно подчеркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне темных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надежным убежищем. Лирика пейзажного мотива становится более явственной благодаря единому настроению таинственного мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Один из критиков Московских ведомостей писал о картине: Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы, идеальным центром для него является все-таки человек, и его присутствие чувствуется везде. Так и в картине Заросший пруд это не есть пруд вообще...У этого пруда есть своя история... В картине этой опять сказался романтик. Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова... Картина Поленова - это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего настроение и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия. В пейзаже заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам. Ярко-зеленая, с подробно выписанными ромашками на первом плане, солнечная лужайка соседствует с таинственной глубиной темных масс деревьев. Через подернутые воздушной дымкой деревья открывается голубизна неба с белыми облаками, выступающая контрастом темным деревьям парка. Близкое к стилистике ландшафтов начала XIX века разнообразие пейзажа, его романтическая таинственность, неожиданность сочетаний светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи, разработанную художником еще в этюде Пруд в парке. Олышанка (1876).

Страницы биографии

B 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен... »

Учитель и ученики

Многие живописцы - Нестеров, Константин Коровин, Илья Остроухое, Исаак Левитан, Головин и другие - отмечали различные аспекты воздействия на них поленовского творчества. В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа и натюрморта Алексея Саврасова, и вел этот класс до 1895 года. В отличие от Саврасова, взывавшего к эмоциям своих учеников, Поленов обращал внимание прежде всего на технику живописи. Постепенно он погружал своих учеников в тайны колорита, которыми сам владел блестяще... »

Элеонора Пастон о Василии Поленове

Своеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности - к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей... »

Наша страна богата первозданными уголками природы, местами, куда редко ступает нога человека, таких себе безлюдных уголков старых парков, где всегда можно уединиться и помечтать, поразмышлять, а может, и назначить романтическое свидание. Как раз такое безлюдное место изобразил в своей работе Поленов, назвав картину Заросший пруд.

Наверное каждому человеку известно тихое место, которое стало для него излюбленным. Место, которое было когда-то популярным, а со временем приходит в запущение. Оно начинает зарастать травой, порослью, создавая ощущение первозданности природы. Как раз это и запечатлел Василий Поленов на картине Заросший пруд. Написал полотно автор в 1879 году, передав зрителю ощущение умиротворенности и свою любовь к русской природе. Вообще, Поленов писал разные картины. Это и картины на историческую тематику, портреты и панорамы, но особое место в его творчестве занимает живопись. К ней и относится картина Поленова Заросший пруд, по которой мы пишем наше .

Описание картины

Первое, что привлекает в картине, это буйство зелени. Сразу кажется, что это полотно написано с использованием только одного зеленого и только присмотревшись, мы видим и другие краски. Сюжет картины прост и каждому известен. Ведь подобные картины мы могли наблюдать в парках на берегах заброшенных водоемов. Однако автору удается изобразить природу по-особенному, и хочется всматриваться в каждую прорисованную деталь. Например, хочется рассмотреть на переднем плане каждую отдельную травинку, каждый цветочек, проросли на берегу. Далее мы видим водную гладь. Это и есть заброшенный пруд, в котором давно уже никто не купался. По нему спокойно плавают кувшинки, и возможно поют свою песню лягушки.

Справа мы видим деревянный мостик. И тут же воображение рисует какого-то рыбака, что сидел здесь и ловил рыбу или же мальчишек, которые резвились и прыгали с моста в воду. Рядом с мостом растет старый тополь. Он больше всего выделяется среди других деревьев. Так как место заброшенное, то мы видим как успела разрастись тополиная поросль. Далее видим заросли камышей и на заднем плане непроглядный парк, что стал подобен густому лесу.

При внимательном осмотре мы замечаем, что это безлюдное место не такое уже и безлюдное. Ведь в глубине парка с правой стороны мы замечаем девушку. Она спряталась в тени деревьев, присев на лавочку. В ее руках книга, а может быть личный дневник. Девушка погружена в свои размышления, слушая звуки природы. Это и птичий гомон, и шелест листьев, и стрекотание лягушек. Девушка уединилась, чтобы спрятаться от проблем, а может у нее просто назначено здесь свидание с любимым? Все может быть. В любом случае, заброшенный пруд, что на картине Поленова отличное для этого место.

Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.

Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.

Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.

В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?

Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.

Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.

Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.

Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:

"Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »

А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
"В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы - тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, - позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880-1890-х годов..

Рецензии

Полностью согласна с предыдущим рецензентом - Вы помогаете увидеть работы художников так глубоко, так восхитительно - возможно, а так часто и бывает у талантливых людей - даже автор на подсознании написал то, чего не до конца понимал и сам...Вы же чутким и удивительно творческим взглядом, и, что тоже имеет особое немаловажное значение - красивым литературным словом, - излагаете суть и глубину, замыслы и задумки автора, напоминая и биографию, и исторические условия, и даже настроение художника...
Будто в живом объёме - перед зрителем и читателем встают образы, истории и авторов работ и их моделей, затрагивая ум и сердце читателя своими необыкновенными судьбами...глядя на нас с полотен лучистыми взорами и пытаясь что-то неведомое рассказать...
С Вашей удивительно тактичной и профессиональной, в лучшем и настоящем смысле этого слова, способностью раскрыть загадки и тайны лучших творений мирового искусства, причём, что также весьма ценно - правдиво и без витиеватых многоразливанных выдумок, чем часто грешат многие искусствоведы, - так многогранно и радужно открывается мир неисчерпаемого богатства самых возвышенных проявлений человеческой культуры...
Огромное Вам спасибо и за Ваши труды, и за то, что Вы щедро делитесь с читателем Своим талантом! Это огромный кропотливый труд, даже несмотря на наличие интернета - это можно назвать даром Божьим! Очень рада, что на этом сайте Вы поместили свои работы и дали возможность знакомиться с ними!
С искреннейшей признательностью, с глубоким уважением и пожеланием дальнейшего творческого вдохновения, здоровья, радости благодарных находок, успехов во всех Ваших делах! - Божьей Вам помощи! - с теплом и благодарностью, Лариса.

Огромное спасибо за этот замечательный отзыв.Для меня это как бальзам на душу.
Лариса,у вас самый настоящий литературный талант.Мне приятно,что у меня такие отзывчивые читатели.

Алина, дорогая! Это такая неожиданная приятная радость!!!
Хочется попрыгать на одной ножке и как известный герой любимого мультяшки весело воскликнуть: "Это мой любимый цвет!!! Это мой любимый размер!!!" Это мои любимые цветы!!!
Голубушка, милая Алина! Я очень обрадована Вашим тёплым вниманием, Вы даже представить не можете, каким сюрпризом оказалась Ваша необычная посылка! Особенно от Вас, чьей благоговейной читательницей я с большим удовольствием являюсь.
Здоровья Вам, счастья, крепости сил и творческого неисчерпаемого вдохновения!
Бог Вам в помощь, и Ангел-Хранитель да пребудет с Вами на многие благополучные лета!
С признательностью, с теплом души и искреннейшим уважением - Лариса.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»