Любит ли тихон катерину гроза. Прощание катерины с тихоном. Сочинения по литературе: Прощание катерины с тихоном

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде - Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во-первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и её тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены. Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается, и даже не пытается скрыть желания сбежать от семьи, неволи, а жена будет ему только помехой.

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чём свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет - она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.

Обновлено: 2016-08-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Сочинение: Островский А. Н. - Гроза - "СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

"СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

СВОЕОБРАЗИЕ

КОНФЛИКТА

В ПЬЕСЕ А. Н.

ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

драматическом произведении связь между

композицией, конфликтом и жанром очень

тесна, эти три слагаемые произведения

просто не могут не перекликаться друг с

другом, и часто, прочитав жанровое

определение, выделенное мелким шрифтом на

титульном листе, мы уже угадываем не только

форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и

идею, тему всего произведения,

соответственно и конфликт, порождающий эти

идеи. Иногда само жанровое определение (в

может просто не соответствовать основным

традициям жанрового деления в литературе.

вдруг не соответствует форме или

тут намного глубже, чем диктуют рамки

одного избранного жанра. Если же писатель

нарочно подчеркивает это несоответствие

между формой и содержанием, то

исследователи, критики сталкиваются с еще

одной загадкой, разрешение которой важно

для понимания конфликта, а следовательно, и

идеи произведения. Ярким примером могут

служить гоголевские “Мертвые души”, не

случайно названные поэмой. Своим

произведением Н. В. Гоголь как бы подводит

итог всей предшествующей литературе,

заставляя отточенные до совершенства уже

существующие жанры

работать по-новому, и целью такой работы

является выявление

нового глубокого конфликта.

Ситуация в

пьесе “Гроза”, история ее создания и

похожа и разнится

от высказанных выше наблюдений. А. Н.

Островский не подводил итоги, не

синтезировал новые жанры, тем не менее

жанровое определение “Грозы” как бытовой

социальной драмы, данное им самим, является

не совсем правильным, а соответственно, и

один, лежащий на поверхности конфликт, по

сути, заменяется другим, более глубоким и

сложным. Жанровое определение А.

Островского явилось лишь данью

литературной традиции. Конфликту же здесь

суждено сыграть совсем иную роль. Если

рассматривать “Грозу” как социально-бытовую

драму, то и вытекающий из этого конфликт

выглядит довольно просто: он как бы внешний,

социальный; внимание зрителей поровну

распределено между героями, все они,

как шашки

на доске, играют почти одинаковые роли,

необходимые для создания сюжетной канвы,

они запутывают и потом, мелькая и

перестраиваясь, как в пятнашках, помогают

разрешить запутанный сюжет. Если система

персонажей раскладывается таким образом,

что и конфликт возникает и разрешается как

бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и

имеем дело с драмой бытового характера, ее

конфликт прост и легко угадывается. Что же

происходит в “Грозе”? Замужняя женщина,

довольно богобоязненная, полюбила другого

человека, тайно встречается с ним, изменяет

мужу. Единственное, что волнует ее - это ее

отношения со свекровью, которая является

представителем “века минувшего” и свято

охраняет именно букву закона,

Катерина при такой раскладке конфликта и

таком его понимании в свете жанрового

определения “Грозы” как социально-бытовой

драмы является олицетворением нового

времени, “века нынешнего”, и наряду с

Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против

пережитков прошлого, против домостроя,

против самой атмосферы застойника отмерших

правил и порядков, олицетворением которого

является дореформенный Калинов. Легко

выявляются и главные антагонисты -

Катерина и Кабаниха. В таком духе понимали

“Грозу” многие критики и, в частности, Н. А.

Добролюбов. Вот сталкиваются сильные

личности, два антагониста, кто-то из них

должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы,

обреченным человеком оказывается не старая

Кабаниха со своими архаическими

взглядами на жизнь, а молодая, полная сил

Катерина, окруженная своими

единомышленниками. В чем же дело? Что же

произошло? Конфликт старого и нового, “века

нынешнего и века минувшего”, казалось бы,

разрешен, но несколько странным образом.

Все это приводит нас к мысли о том, что

конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и

тоньше, чем на первый взгляд кажется.

Безусловно, искусно выстроенная сюжетная

линия, противостояние двух сильных

личностей - Катерины и Кабанихи имеют

место и дают нам возможность наблюдать

конфликт социально-бытового характера,

напоминающий любой нынешний телесериал. Но

глубоко скрытый конфликт выявляется здесь

при несколько ином прочтении пьесы и другом

жанровом определении, при другой трактовке

сюжета “Грозы”. Определение жанра “Грозы”

и понимание конфликта как социально-бытового,

данного А. Н. Островским, является здесь не

только данью традиции, но и, пожалуй,

единственно возможным вариантом в то время.

А. И. Журавлева так объясняет это явление:

“...вся история предшествовавшей

Островскому русской драматургии не давала

образцов такой трагедии, в которой героями

были бы частные лица, а не исторические

деятели, хотя бы и легендарные”. Итак,

жанровое определение “Грозы” при другой

трактовке - трагедия, а трагедия,

соответственно, предполагает более высокую

ступень конфликта, чем в драме.

Противоречие осуществляется не на уровне

системы персонажей, а на более сложном

уровне. Конфликт возникает прежде всего в

сознании героя, который борется с самим

трагедии уходит далеко в глубь веков, но

обычно действующими лицами, начиная от

античной трагедии, являлись исторические

личности. Достаточно вспомнить Антигону

Софокла, которая не знает, как ей поступить,

не нарушив своих моральных, внутренних

нравственных принципов (а отнюдь не “внешних”,

синтезированных государственных законов).

классицистов примерная ситуация в “Сиде”

Корне ля, она разрешается лишь путем

устранения борющихся в Родри-го

нравственных сомнений. Таков и конфликт у А.

Н. Островского, он внутренний, нравственный,

только его переживает не царская дочь или

знатная дама, а простая купеческая жена.

Воспитанная на христианской морали и

домостроевских принципах, она с ужасом

видит их крушение не только вокруг, но и

внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее

рушится, “время стало в умоленье приходить”,

говорит странница Феклуша. Сознание своей

греховности и в то же время понимание того,

что она ни в чем не виновата и не в ее силах

противостоять страсти, доводит ее до

неразрешимого противоречия внутри

Катерина не может не любить Тихона - ведь

так она предает Бога в своей душе, но тем не

менее случается страшное, и Катерина не в

силах что-либо изменить. Конфликт состоит

не в антагонизме Кабанихи и Катерины,

которая на первый взгляд добивается права

на свободу выбора чувств, конфликт заложен

в самой Катерине, видевшей в такой борьбе

преступление против Бога и не сумевшей

смириться с этим. И не Каба-ниха губит

Катерину, как в финале восклицает Тихон,

воспринимающий все происходящее с точки

зрения человека нового времени, - Катерину

губит собственная гнетущая

противоречивость ее чувств. Но понимание

внутренних переживаний Катерины

недоступно Тихону, как и всем другим

персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются

на второй план, служат лишь фоном,

декорацией для проявления характера

Катерины, как, например, Дикой или барыня. А

по сути, один из главных героев, Борис,

вообще характеризуется как “принадлежащий

более к обстановке”. Все герои как бы

образуют единое целое - их неверие вкупе с

прогрессивным мировоззрением Кулигина

выступает своеобразным противовесом

фанатичной вере Катерины. В то же время

почти сектантская вера Катерины приводит к

неразрешимому противоречию в ее душе, тогда

остальные давно примирились со своей

совестью. Это противоречие не может мирно

разрешиться, и Катерина не способна пойти

на компромисс с самой собой.

Катерина

резко отличается от всех остальных героев,

тем не менее она очень похожа на Кабаниху.

Обе фанатично верят, обе осознают ужас

проступка Катерины, но если Кабаниха

охраняет старое, отжившее, то Катерина к

тому же верит всей душой, и для нее все эти

испытания во много раз тяжелее, чем для

Кабанихи. Не выдерживая состояния

неопределенности, Катерина видит выход в

покаянии, но и это не приносит ей облегчения.

Покаяние уже не играет особой роли,

возмездие неотвратимо, Катерина, как все

истинные верующие, фаталистка и не верит в

то, что можно что-либо изменить. Покончить с

трагическим конфликтом в душе можно лишь

одним способом - лишиться ее, лишить ее

бессмертия, и Катерина совершает самый

тяжкий грех - самоубийство.

Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!" - восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. А как открыл трагедию женской души А Н. Островский в своих пьесах?.. "Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили, позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж...» - так хочется начать рассказ о судьбе этой женщины. Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И только иногда, вырвавшись в Москву, устраивал там загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но дома ее постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как ржавая пила. "Сокрушила она меня", - размышляет Катя.

Высокого напряжения достигают ее проблемы в сцене прощания с Тихоном. На просьбу взять ее с собой, на упреки Тихон отвечает: "...не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ц^гах нет, так до жены ли мне?"

Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них "весь дом держится". И вот ее позиция: "А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было". "Грех не беда, молва нехороша!" - так рассуждают очень многие. Но не такова Катерина. Она предельно честный человек и искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу.

Что можно сказать о натуре Катерины еще? Это лучше выразить ее же словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее характера. Не дай Бог, чтобы это произошло, но если слу чится, что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить против воли не станет. В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха изводит. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери.

И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя.

"Перед кем я притворяюсь-то?!" - восклицает она. И решается на свидание с Борисом. Борис - один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Женщина, выйдя замуж, лишается свободы. "Здесь, что замуж вышла, что схоронили - все равно", - рассуждает Борис. Борис Григорьевич - племянник купца Дикого, который известен скандальным и ругательным характером. Он изводит Бориса, ругает его. При этом присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила "у ней на лице улыбка ангельская", а лицо, кажется, будто светится.

И все же оказывается, что Катерина не этого мира человек. Борис в конечном счете оказывается не парой ей. Почему? Для Кати самое трудное - преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев.

В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут своего счастья. Тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод. Она понимает, что ей с мужем жить "до гробовой доски". И потому для совестливой натуры, которой "не замолить этого греха, не замолить никогда", который "камнем ляжет на душу", для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход - смерть. И Катерина решается на самоубийство.

Кстати, предчувствие трагедии проявляется именно в сцене прощания Катерины с мужем. Говоря о том, что погибает рядом с Кабанихой, что быть беде, она умоляет Тихона взять с нее страшную клятву: "...чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя".

Увы, зря падает Катерина на колени перед этим человеком. Он поднимает ее, но слышать ни о чем не желает. Две недели свободы для него дороже жены.

А.Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. В "Грозе", по словам Гончарова, "улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью". В этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.


Домашнее задание к уроку

1. Соберите цитатный материал для характеристики Катерины.
2. Прочитайте II и III действия. Отметьте в монологах Катерины фразы, свидетельствующие о поэтичности ее натуры.
3. Какова речь Катерины?
4. Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?
5. В чем неизбежность конфликта Катерины с миром "темного царства", с миром Кабановой и Дикого?
6. Зачем рядом с Катериной Варвара?
7. Любит ли Катерина Тихона?
8. Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?
9. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против "темного царства»? Может быть, протест – в любви к Борису?

Задание

Используя материал приготовленный дома, охарактеризуйте Катерину. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?

Ответ

Д.I, явл. V, стр.232: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться. В Катерине есть – наряду с душевной мягкостью, трепетностью, песенностью – и ненавистная для Кабанихи твердость, волевая решительность, которые слышатся и в ее рассказе об отплытии на лодке, и в отдельных ее поступках, и в ее отчестве Петровна, производном от Петр – «камень». Д.II, явл. II, стр. 242–243, 244.

Поэтому Катерину не удается поставить на колени, и это значительно осложняет конфликтное противостояние двух женщин. Возникает ситуация, когда, по пословице, коса нашла на камень.

Вопрос

Чем еще отличается Катерина от обитателей города Калинова? Найдите места в тексте, где подчеркивается поэтичность натуры Катерины.

Ответ

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев она чувствует красоту природы и любит ее. По утру ранехонько я вставала… Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела…

"Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много", – рассказывает она о своем детстве. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. (д.I, явл. VII, стр. 235). Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны.

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой.

"До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится", – вспоминает она. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Вопрос

А как вы охарактеризуете речь героини?

Ответ

В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы, восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь ее обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей. В ее речи встречаются просторечия, слова церковно-религиозного характера (жития, ангелы, храмы золотые, образа), выразительные средства народно- поэтического языка ("Ветра буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску"). Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными. Интонации выражают отношение Катерины к окружающим.

Вопрос

Откуда появились в героине эти черты? Расскажите, как жила Катерина до замужества? Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?

В детстве

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы): независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Для Катерины главное – жить согласно своей душе

В семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Кабанихи главное – подчинить. Не дать жить по-своему

Ответ

С.235 д.I, явл. VII («Такая ли я была!»)

Вывод

Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но "здесь", отмечает героиня, "все как будто из-под неволи". А неволя несовместима с ее свободолюбивой душой.

Вопрос

В чем заключается протест Катерины против «темного царства»? Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»?

Ответ

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц "Грозы". Цельная, честная, искренняя, она неспособна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят Дикие и Кабановы, ее жизнь складывается трагично. Она не желает приспосабливаться к миру «темного царства», но и жертвой ее назвать нельзя. Она протестует. Ее протест – это любовь к Борису. Это свобода выбора.

Вопрос

Любит ли Катерина Тихона?

Ответ

Выданная замуж, видимо, не по своей воле, она поначалу готова стать примерной женой. Д.II, явл. II, стр. 243. Но такая богатая натура как Катерина не может любить примитивного, ограниченного человека.

Д. V, явл. III, С.279 "Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев."

Уже в начале пьесы мы узнаем о ее любви к Борису. Д. I, явл.VII, с.237.

Вопрос

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

Ответ

Сама любовь к Борису – это трагедия. Д.V, явл. III, стр. 280 «На беду я увидела тебя.» Даже недалекий Кудряш это понимает, с тревогой предупреждая: "Эх, Борис Григорьич! (...) Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! (...) А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят. (...) Только вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта".

Вопрос

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

Ответ

Любовь к Борису – это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.

Вопрос

Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой, ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

Ответ

Д.III, сцена II, явл. III. стр. 261–262, 263

Д.V, явл. III, стр. 279.

Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

Вопрос

Так что же лежит в основе протеста Катерины против «темного царства»?

Ответ

В основе протеста Катерины против гнета "темного царства" лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в "темном царстве" хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Вопрос

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Ответ

Смерть Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены. Кулигин бросил упрек в немилосердии.

Вопрос

Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Ответ

Скорее всего, нет.

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Для заключения

Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт "Грозы" и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" написал: "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать "Грозу" трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала.

На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами.

Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. "Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю", – признается она сестре мужа Варваре.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»