Виды и типы музыкальных жанров. Жанры песен: описание и примеры. Простая двухчастная форма

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Доклад на тему «Жанры музыки», кратко изложенный в этой статье, поможет Вам узнать много полезной информации о музыкальных жанрах, в том числе современных.

Какие бывают музыкальные жанры?

Жанры музыки определяют характер и стиль музыкального направления. Первые жанры, которые выделились, относились к церковной музыке. Это были матет и месса. Позже возник жанр светской песни. В ХVII веке появились оратория, опера, кантата. С развитием камерной музыки появились и новые жанры, такие как народная песня, романсы, баллада, реквием, вокализ, серенада, кант.

В дальнейшем развитие музыкальных жанров происходило очень быстро. Сегодня выделяют 4 их категории:

  • Театральные жанры. Сюда входят балет и опера, мюзиклы, музыкальные драмы, оперетты, водевили, мелодрамы и музыкальные комедии.
  • Концертные жанры. Сюда входят сонаты, оратории, симфонии, кантаты, квартеты и квинтеты, трио, сюиты.
  • Массово-бытовые жанры. К ним принадлежат песни, марши и танцы.
  • Культово-обрядные жанры. Произведения связаны с праздничными или религиозными обрядами. Например, масленичные песни, рождественские колядки, заклинания, погребальные и свадебные плачи, тропари, колокольные звоны и кондаки.

Жанры современной музыки

В современной музыке существует много направлений и жанров. Давайте разберем основные:

  1. Рок (более тяжелая музыка для восприятия с элементами народных мотивов):
  • Поп-рок
  • Хард-рок
  • Фолк-рок

2.Поп

  • Хаус – это музыка, исполняемая на синтезаторе.
  • Транс – это музыка с комическими и печальными мелодиями.
  • Диско - это музыка с ритмическими секциями баса и ударных.

3.Рэп

  • Альтернативный рэп.
  • Рэпкор – смесь рэпа тяжелой музыкой.
  • Джаз-рэп.
  • Dirty rap.
  • Comedy Rap.

4.Электронная музыка

  • Дип хаус
  • Гараж хаус
  • Нью диско
  • Соул фул хаус

Также существует классификация жанров таких основных направлений, как:

  1. Классическая музыка . Они распространились в XVIII веке. Среди них увертюра (инструментальное вступление к пьесам, спектаклю или произведениям), соната (для камерных исполнителей), этюд (маленькая пьеса для оттачивания исполнения музыки), скерцо (живая и стремительная музыка), симфония, опера, оратория.
  2. Рок музыка. Мы уже говорили о ней выше. Еще в список жанров рок музыки входят Grunge (гитарное звучание), Gothic rock (готическая музыка), Viking rock (панк рок в соединении с народной музыкой).
  3. . Список ее жанров составляют литургия (рождественское или пасхальное богослужение), антифон (музыка с чередованием хоровых групп), рондель (оригинальная мелодия на один мотив), проприум (часть мессы), ординариум.
  4. Светская музыка. Список ее жанров составляют гильярда (ритмическая и быстрая), баллада, вильянсико (баллада с поэтическим текстом).

Надеемся, что доклад о жанрах музыки помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересной информации для себя. А рассказ о музыкальных жанрах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Стиль в музыке. Классификация музыкальных жанров

Тема 1.3. Жанры музыкального искусства

Цель : ознакомление со стилем в музыке, классификацией музыкальных жанров.

1. СТИЛЬ В МУЗЫКЕ

Слово «стиль» латинского происхождения и в переводе значит способ изложения, склад речи. Стилем в музыке называется сумма всех элементов и приёмов, использованных в ней, её «итоговый» вид. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам.

Под стилем подразумеваются:

Устойчивое единство образных принципов художественных направлений различных исторических эпох;

Характерные черты как отдельного произведения, так и жанра в целом;

Творческая манера отдельных композиторов.

Стиль в музыке предполагает общность произведе­ний музыкального искусства с характерными чертами произведе­ний других видов искусства того или иного исторического перио­да: барокко, клас­сицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и др.

Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – стиль, господствовавший в искусстве с кон­ца XVI до первой половины XVIII столетия. Барокко отразил внутренние противоречия эпохи в связи с феодально-католической реакцией и активным подъёмом передовых сил. Ведущее положение жанров – фуги, кантаты, оратории, оперы, возникновение инструментальных жанров сонаты, концерта. Ярчайшими представителями эпохи барокко явились А.Ви­вальди, И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый)стиль в искусстве XVII – XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, нали­чии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры.

Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат Й. Гайдн, В.А.Моцарт и Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью: стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирико-драматическое начало; у Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.

Романтизм (от франц. romantisme) – художественное направление конца XVIII – начала XIX века. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к на­родному творчеству, отрицание бездушности, рель­ефная образность, фантастическое видение мира. Лирическое началообусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии).


Яркие представители романтизма в музыке: Ф. Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Р.Вагнер, И.Брамс, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини и др.

Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворенной пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов.

Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов К.Дебюсси и М.Равеля.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе.

В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж.Бизе, Дж.Верди, И.Брамса, Ф.Листа и др.

Основоположником реалистической школы в русской музыке явился М. И. Глинка, чьи традиции получили развитие в творчествеА.С.Даргомыжского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.

В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина и др.

Экспрессионизм (от лат. expressionis – выражение) – направление в европейском искусстве первой четверти XX века, в основе которого лежит трагическое мироощущение человечества в преддверии и в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. Экспрессионизм – протест против абсурдности мира и унижения человека.

Представители экспрессионистского направления в музыке – А.Шёнберг, А.Берг, Б.Барток и др.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведенийв связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш . Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки связаны генетически с первичными как с содержательно-ассоциативными моделями.

По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные . Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; кон­цертные жанры (концерты для солирующих инструментов с оркестром) с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.

По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные . Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. В зависимости от участни­ков исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры. Вокально-инструментальные подразделяются на камерные (вокальное произведение в сопровождении одного или нескольких инструментов) и оркестровые. К оркестровым относятся оратории, мессы, реквиемы.

К инструментальным жанрам относятся сольные (баллада, по­эма, лирическая миниатюра), ансамблевые (квартет, соната для солирующего инструмента с сопровождением) и оркестровые (сим­фонии, концерты, увертюры).

Песня (от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).

Танец (от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.

История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимал­ся как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитал­ся как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.

Гавот (от франц. gavotte) – уме­ренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.

Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – танец французского происхождения.

Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.

Полонез (от франц. polonaise – «пеший танец», танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.

Краковяк – двудольный польский танец, возник­ший в Краковском воеводстве.

Вальс (от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плав­ном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на основе танцев Австрии, Чехии, Германии.

Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.

Халлинг (от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.

Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.

Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.

Гопак (от укр. гоп – восклицание, которое произносят во время танца; отсюда же глаголы гопати – топать, гопкати – прыгать) – украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.

Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.

Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).

В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот (от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возник­ший в г. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвиж­ный бразильский танец городского происхождения) и др.

Марш (от франц. marche – шествие, движение вперед) – музы­кальный жанр, характерными чертами которого являются стро­гий, размеренный темп, чёткий ритм. Разновидности марша: во­енный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) и концертной музыки («Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).

АДАЖИО - 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
АККОМПАНЕМЕНТ - музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АККОРД - сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
АКЦЕНТ - более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
АЛЛЕГРО - 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
АЛЛЕГРЕТТО - 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
АЛЬТЕРАЦИЯ - повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации - диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены - бекар.
АНДАНТЕ - 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
АНДАНТИНО - 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
АНСАМБЛЬ - группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
АРАНЖИРОВКА - обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
АРПЕДЖИО - исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
БАС - 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
БЕЛЬКАНТО - вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
ВАРИАЦИИ - музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВИРТУОЗ - исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
ВОКАЛИЗ - музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
ВЫСОТА ЗВУКА - качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
ГАММА - последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
ГАРМОНИЯ - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии - каденции и модуляции. Учение о гармонии - один из основных разделов теории музыки.
ГОЛОС - совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
ДИАПАЗОН - звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА - различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ДИРИЖИРОВАНИЕ - управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
ДИСКАНТ - 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
ДИССОНАНС - неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - время, занимаемое звуком или паузой.
ДОМИНАНТА - одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - группа инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
ЖАНР - исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
ЗАПЕВ - вступительная часть хоровой песни или былины.
ЗВУК - характеризуется определенной высотой и громкостью.
ИМИТАЦИЯ - в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
ИНСТРУМЕНТОВКА - изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
ИНТЕРВАЛ - соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
ИНТРОДУКЦИЯ - 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
КАДЕНЦИЯ - 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
КАМЕРТОН - специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
КЛАВИР - 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг - переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
КОЛОРАТУРА - быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
КОМПОЗИЦИЯ - 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
КОНСОНАНС - слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
КОНТРАЛЬТО - низкий женский голос.
КУЛЬМИНАЦИЯ - момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
ЛАД - важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
ЛЕЙТМОТИВ - музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
ЛИБРЕТТО - литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
МЕЛОДИЯ - одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
МЕТР - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МЕТРОНОМ - инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
МЕЦЦО-СОПРАНО - женский голос, средний между сопрано и контральто.
МНОГОГОЛОСИЕ - склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
МОДЕРАТО - умеренный темп, средний между андантино и аллегретто.
МОДУЛЯЦИЯ - переход в новую тональность.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
НОТНОЕ ПИСЬМО - система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
ОБЕРТОНЫ - призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ОРКЕСТРОВКА - переложение музыкального произведения для оркестра.
ОРНАМЕНТИКА - способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
ОСТИНАТО - многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
ПАРТИТУРА - нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
ПАРТИЯ - составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
ПАССАЖ - последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
ПАУЗА - перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
ПИЦЦИКАТО - прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
ПЛЕКТР (медиатор) - приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.
ПОДГОЛОСОК - в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
ПРЕЛЮДИЯ - небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
РЕПРИЗА - повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
РИТМ - чередование различных по длительности и силе звуков.
СИМФОНИЗМ - раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
СКЕРЦО - 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
СОЛЬФЕДЖИО - вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
СОПРАНО - 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра.
ТЕМА - построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
ТЕМБР - окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
ТЕМП - скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
ТЕМПЕРАЦИЯ - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
ТОНИКА - основная ступень лада.
ТРАНСКРИПЦИЯ - переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
ТРЕЛЬ - переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
УВЕРТЮРА - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
УНИСОН - одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
ФАКТУРА - конкретный звуковой облик произведения.
ФАЛЬЦЕТ - один из регистров мужского певческого голоса.
ФЕРМАТА - остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
ФИНАЛ - заключительная часть циклического музыкального произведения.
ХОРАЛ - религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
ХРОМАТИЗМ - полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
ШТРИХИ - способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
ЭКСПОЗИЦИЯ - 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.
ЭСТРАДА - вид музыкального исполнительского искусства

    Список музыкальных жанров, направлений и стилей … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    - (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Готы (значения). Готы Девушка, одетая в готическом … Википедия

    BBC - (Британская широковещательная корпорация) BBC это теле, радио, интернетвещание Великобритании и всего мира BBC: телевидение, новости, интернет, радио, фильмы, документальные фильмы Содержание >>>>>>>>>>>> BBC это, определение ВВС это не… … Энциклопедия инвестора

    Кырпычы Жанр хард рок, хип хоп, рэпкор, панк рок Годы c 1994 по настоящее время Ст … Википедия

    Эта статья об импрессионизме в музыке; общая статья об импрессионизме см.: Импрессионизм. Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression впечатление) музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Цель этой статьи - познакомить читателей с различными современными музыкальными жанрами и теми музыкальными средствами, которыми пользуются композиторы, создавая произведения в рамках определенного стиля. Умение ориентироваться в музыкальных жанрах и поджанрах является одним из первых признаков профессионализма, так что эта статья будет интересна всем тем, кто уже стал на путь совершенствования в музыкальной сфере.

Большинство критиков разделяют современные музыкальные жанры на три основные направления: поп, рок и рэп, которые в свою очередь уходят корнями в более ранние стили и породили большое количество собственных ответвлений.

Поп - это современная популярная музыка. Это очень широкий термин, охватывающий множество жанров, таких как диско, транс, хаус, техно, фанк, новая волна и другие. Давайте остановимся и рассмотрим особенности каждого из них.

  • Диско . Не так давно он был самым популярным жанром танцевальной поп-музыки. Ему присуще обилие эффектов, ведущая роль ритм-секции ударных и баса, а так же второстепенное, фоновое звучание струнных и духовых инструментов.
  • Транс . Он относится к одному из жанров электронной музыки и примечателен своим высоким эмоциональным воздействием на слушателя. Этот эффект достигается при помощи использования печальных, «космических» мелодий.
  • Хаус . Так называется танцевальная, полностью электронная музыка. Главным и единственным инструментарием является синтезатор. Отличительная черта этого жанра - наличие зацикленных музыкальных фраз и солирующих мелодий. Широко применяются эффекты.
  • Техно . Одной фразой можно сказать так: футуристическая музыка большого города. К особенностям техно относятся фантастические мелодии, мрачный металлический звук, «холодный», лишенный эмоциональности вокал.
  • Фанк . Один из танцевальных жанров, которому присущи четко выделенные доминирующие над всеми остальными инструментами ударники, низкая мелодичность, «неряшливый» ритм.
  • Новая волна . Жанр популярной музыки, который трансформировался из панк-рока и использует те же музыкальные средства.

Рок как самостоятельный жанр уходит корнями в «черный» американский блюз, который появился в 20-30-х годах. Традиционный блюз состоит из 12 тактов, то есть отрезков композиции, состоящей из нескольких нот, первая из которых имеет ударение или акцент. В основной инструментальный набор блюза входит контрбас или бас, задающий ритм, солирующая гитара, ударные, часто клавишные и духовые. Если быть совсем точным, рок появился из ветви этого жанра - гитарного блюза, в котором уже гораздо меньше клавишных и духовых инструментов.

Появление рока и рок-н-ролла , понятий, которые часто отождествляются, связано с такими музыкантами как Элвис Пресли и группа «Битлз». Первого можно назвать популяризатором этого жанра, в то время как «Битлз» стали теми, кто превратил рок в искусство.

В музыкальном плане рок остался практически тем же блюзом, но смысловое наполнение их отличается: рок - это музыка протеста против общества, власти или чего-то другого.

Рок собрал в себе много поджанров, основными из которых являются софт-рок, хард-рок, поп-рок, фолк-рок, панк-рок, психоделический рок, хэви металл и трэш.

  • Хард-рок . Дословно это переводится как «тяжелый, жесткий». Этот стиль не спроста имеет такое название, ведь его звучание соответствует, тому как он называется. Тяжесть в хард-роке достигается благодаря доминирующему звучанию громкой и мощной ритм-секции над остальными инструментами. В большинстве случаев «утяжеляются» ударники, бас или ритм-гитара. В хард-роке часто используются эффекты Overdrive и Distortion.
  • Поп-рок . Популярный рок. Этот стиль отличается хорошей сбалансированностью, использованием всевозможными эффектами и популярных аранжировок. К поп-року можно отнести любую рок-музыку, которая рассчитана на широкую аудиторию слушателей.
  • Фолк-рок . Это рок-музыка с элементами народной музыки.
  • Панк-рок . К этому жанру причисляется грубая, часто непрофессиональная, но выразительная музыка, для которой характерны простые, незатейливые, но шокирующие мелодии.
  • Психоделический рок . Сложная, нешаблонная музыка, переполненная различными эффектами. Эта музыка отличается высоким уровнем эмоционального воздействия на слушателя.
  • Хэви металлом называется резкая металлическая музыка, которая часто отличается негармоничностью. Она далекая от привычных стандартов.
  • Трэш . Это очень жесткий жанр, которому присуща сложность и непрерывность мелодий, а так же импровизация.

Рэп как жанр произошел от танцевальной музыки. Характерные особенности: неровный ритм, сложные эксперименты с ударниками, наличие зацикленных музыкальных фрагментов. Одной из главных особенностей рэпа является отсутствие вокала, который заменяется речитативом. Рэп читают, как стихи, а не поют. Основными инструментами являются ударные и сложный бас, который часто солирует. Часто рэп-музыканты используют эффект scratch - скрип виниловых пластинок.

Вероятнее всего рэп произошел из рэггей - танцевального стиля, возникшего на Ямайке. Эти два стиля имеют много общего: такой же неровный, рваный ритм, наличие закольцованных музыкальных фрагментов, сложный ударник.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»