Мне и прежде доводилось видеть плывущих. По тексту Астафьева Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей (ЕГЭ по русскому). Учитель: Луговская Е.В

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В художественной речи использование однородных членов является средством усиления её выразительности».

Мы часто используем в речи различные перечисления. Например, сообщая, какие завтра уроки или что купить в магазине. Но в художественном тексте однородные члены выполняют совершенно особую роль: они могут сделать повествование выразительнее, а описание более подробным.

Например, в предложении 5 автор сообщает об изменениях, которые произошли с полыньёй. В обеих частях сложного предложения он использует однородные сказуемые, что даёт нам возможность ясно представить себе, как проходил процесс появления льда. Кроме того, в первой части используется также однородные обстоятельства, чтобы нам легче было представить, как именно происходит замерзание.

Многочисленные однородные сказуемые, которые Виктор Астафьев использует в предложении 38, позволяют нам понять душевное состояние мальчика, которому очень страшно, но он не может бросить птиц без помощи. Таким образом, однородные члены образно рисуют картину происходящего.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки и зарылся носом в её тугое холодное перо».

Я понимаю эти слова как описание эмоционального состояния мальчика. Ему было очень страшно ползти одному по тесине. Мальчик понимал, что лёд ещё очень тонкий, он в любую минуту мог треснуть, тогда вместе с доской мальчик провалился бы в ледяную воду и неминуемо погиб бы, как перед этим гусёнок. Поэтому рассказчик очень надеялся, что ему удастся подманить гусей и дать им понять, что нужно влезть на тесину и пройти по ней до более прочного льда. Мальчику было страшно, он даже плакал (об этом говорится в предложении 38), но ребята осознавали, что если не выманить гусей из полыньи, то птицы погибнут все до единой. Поэтому, когда гусыня наконец вылезла на тесину и вывела за собой остальных гусей, мальчик чувствовал восторг и облегчение, ведь все закончилось хорошо: он жив, а гуси спасены. Мальчик хвалил гусыню (предложения 46 и 47), а потом схватил её на руки.

Мальчик был счастлив, что он сумел помочь попавшим в беду птицам.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.


Человечность - это такое качество характера; человечные люди стремятся проявлять милосердие, доброту, помогать всем, кто оказался в беде. В тексте Виктора Астафьева человечность проявили мальчики. Когда у них на глазах погиб гусёнок, они поняли, что птиц необходимо спасти, и стали придумывать способ, как это сделать. Им это удалось: самый младший из них пополз по льду полыньи, чтобы помочь гусям выбраться. Это был самоотверженный поступок, ведь лёд мог не выдержать и тогда бы мальчик погиб. Однако бросить беспомощных птиц ребята не могли.

Многие люди стремятся помочь животным, попавшим в беду. Например, неравнодушные мужчины и женщины организуют приюты для бездомных животных. Они стараются помочь кошкам и собакам, которых безответственные бывшие хозяева выбросили на улицу. Я читал о таких приютах в интернете; туда можно приносить корм для животных, можно перечислять деньги, и многие люди так и делают.

Проявить человечность всегда возможно, потому что вокруг много тех, кто нуждается в помощи.


Виктор Петрович Астафьев в данном тексте поднимает такую актуальную проблему, как отношение человека к живой природе.

Как характеризует человека его отношение к животным и птицам? Автор, отвечая на этот вопрос, приводит в пример историю спасения гусей. Астафьев ведет рассказ от имени одного из мальчишек, который вместе с друзьями, жертвуя собой, вытащил птиц из замерзшей реки. Не случайно писатель цитирует: «Погибнут гуси. Надо им, братва, помочь». Эти слова наталкивают нас на мысль, что только храбрые, добрые и чуткие люди могли помочь птицам.

Таким образом, размышляя над проблемой, поставленной в тексте, писатель приходит к следующему выводу: настоящий человек не может остаться равнодушным к страданиям животных и птиц.

Подтверждением моей позиции может служить повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Автор затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей деревни, истории. Изображая боль и страдания стариков, автор заставляет задуматься о том, что природа одна и ее нужно беречь. Люди привязаны к реке Матёра и пытаются защитить свое национальное богатство.

Приведу еще один литературный пример, который показывает уважительное отношение человека к природе. В романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой, Егор Полушкин, озабочен последствиями отдыха приезжающих «туристов». Он переживает за озеро, которое из-за браконьеров стало безжизненным. Именно через такое бережное отношение к природе проявляются лучшие качества человека.

Приведенные аргументы заставляют задуматься нас о том, что порой мы не замечаем, как рушим планету. Только благодаря тому, что в нас есть доброта и уважение к природе, мы сможем защитить и сохранить ее.

Вариант 2

Люди по-разному относятся к животным. Кто-то готов рисковать собственной жизнью, чтобы помочь им, а кто-то сам доставляет им страдания. Как характеризует человека его отношение к братьям нашим меньшим? Эту проблему поднимает писатель Виктор Петрович Астафьев в предложенном для анализа тексте.

Автор раскрывает проблему, рассказывая о спасении гусей. Герои текста были совсем юны, но уже так смелы и отважны, что решились спасти птиц из полыньи. Мальчишки понимали, что без их помощи гуси погибнут. В.П.Астафьев рассказывает, как боязно было одному из них: «мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти». Но пути назад не было, в его руках была жизнь гусей, за которую он продолжал отчаянно бороться (предложения 37-47). Когда всё гусиное семейство оказалось на тесине, мальчик-спаситель испытал настоящее счастье. Такое отношение человека к животным и птицам показывает его человечность.

Я согласна с мнением В.П. Астафьева. Действительно, далеко не каждый человек должным образом относится к братьям нашим меньшим. Отношение к ним – показатель наличия человечности.

Проблема отношения человека и животного поднимается в рассказе Л.Андреева "Кусака". В произведении повествуется о бездомной собаке, озлобленной на мир и людей. Однажды она поселилась на одной из дач, куда летом приезжают люди. Они приручили собаку, дали ей кличку. Она полюбила их и привязалась к ним, животное стало добрым и радостным. Но потом люди уехали и оставили Кусаку в одиночестве. Они поступили очень жестоко по отношению к несчастной собаке.

Другой пример можно найти в рассказе Куприна «Белый пудель». Два бедных цирковых артиста дают представления на приморских дачах. Но даже за большие деньги они не соглашаются продать свою собаку. Когда животное крадут, мальчик, рискуя попасть в тюрьму, отправляется спасать своего верного друга. Пудель возвращается к бедной, но от этого не менее счастливой жизни с любимыми хозяевами.

Таким образом, отношение к животным характеризует саму личность человека. Смелые, добрые и жалостливые люди никогда не оставят животных в беде, не обидят их, а черствые, злые и безразличные пройдут мимо или, того хуже, сами нанесут вред беспомощным существам.

Обновлено: 2017-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ

(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. (3)Кончалось это тем, что ночью их, сонных, оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лёд или выползали на него и мучительно погибали на морозе.
(4)А эти всё ещё боролись. (5)Их подбрасывало на волнах, размётывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать-гусыня вскрикивала коротко, властно. (6)И мы понимали это так: (7)«Быть всем вместе! (8)Держаться ближе ко мне!»
(9)Гусыня кричала с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.
(10)- Пропадут гуси. (11)Все пропадут. (12)Спасти бы их, — сказал мой двоюродный брат Кеша.
(13)- А как?
(14)Мы задумались. (15)Ребятишки-ребятишки, но понимали, что с Енисеем шутить нельзя, к полынье подобраться невозможно. (16)Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.
(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков. (18)Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.
(19)- Что за шум, а драки нету? — спросил Мишка, опуская деревянную колотушку. (20)Мы рассказали Мишке про гусей. (21)Он прижёг папироску, выпустил клуб дыма, проводил его взглядом и заявил:
(22)- Погибнут гуси. (23)Надо им, братва, помочь. (24)- Всем взять по длинной доске!
(25)- Ну, конечно же, конечно! — ликовали парнишки. (26)- Как это мы не догадались?
(27)И вот мы бросаем доски, ползём меж торосов к припаю. (28)Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.
(29)Мишка сзади нас. (30)Ему нельзя на доску — он тяжёлый. (31)Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладём её и снова ползком вперёд.
(32)- Стоп! — скомандовал Мишка. (33)- Теперь надо одному. (34)Кто тут полегче? (35)- Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне, вытрясенном лихорадкой. (36)- Сымай шубёнку! — я покорно расстёгивал пуговицы, мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти дальше. (37)- Гусаньки, гусаньки! — звал я, глядя на сбившихся в кучу гусей. (38)Они отплыли к противоположному от меня закрайку полыньи, встревоженно погагакивая. (39)- Гусаньки, гусаньки… — шептал я, не в силах двинуться дальше. (40)Лёд с тонким перезвоном оседал подо мной, под доской, беленькие молнии метались по нему, пронзая уши, лопнувшей струной.
(41)- Гусаньки, гусаньки! — плакал я.
(42)Гуси сбились в плотный табунок, вытянув шеи, глядели на меня. (43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал:
(44)- Держи! (45)Держи! — Мишка приблизился, доску мне суёт.
(46)Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его. (47)Кончиками онемевших пальцев я держал тесину, звал, умолял, слизывая слёзы с губ:
(48)- Гусаньки, гусаньки…
(49)Мать-гусыня поглядела на меня, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. (50)Всё семейство двинулось за ней. (51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.
(52)- Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!
(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.
(56)- Гусаньки, гусаньки!
(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.
(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.
(59)- Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка. (60)- Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые. (61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.
(По В. Астафьеву)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Ребятишки-ребятишки,(1) но понимали,(2) что с Енисеем шутить нельзя,(3) к полынье подобраться невозможно.
Вообще-то он был,(4) конечно,(5) Михаил, вполне взрослый человек, (6) но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.

ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ

(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. (3)Кончалось это тем, что ночью их, сонных, оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лёд или выползали на него и мучительно погибали на морозе.

(4)А эти всё ещё боролись. (5)Их подбрасывало на волнах, размётывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать-гусыня вскрикивала коротко, властно. (6)И мы понимали это так: (7)«Быть всем вместе! (8)Держаться ближе ко мне!»

(9)Гусыня кричала с таким горьким отчаянием, что замирало сердце.

(10)— Пропадут гуси. (11)Все пропадут. (12)Спасти бы их, — сказал мой двоюродный брат Кеша.

(13)— А как?

(14)Мы задумались. (15)Ребятишки-ребятишки, но понимали, что с Енисеем шутить нельзя, к полынье подобраться невозможно. (16)Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.

(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков. (18)Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.

(19)— Что за шум, а драки нету? — спросил Мишка, опуская деревянную колотушку. (20)Мы рассказали Мишке про гусей. (21)Он прижёг папироску, выпустил клуб дыма, проводил его взглядом и заявил:

(22)— Погибнут гуси. (23)Надо им, братва, помочь. (24)Всем взять по длинной доске!

(25)— Ну, конечно же, конечно! — ликовали парнишки. (26)— Как это мы не догадались?

(27)И вот мы бросаем доски, ползём меж торосов к припою. (28)Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.

(29)Мишка сзади нас. (30)Ему нельзя на доску — он тяжёлый. (31)Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладем её и снова ползком вперёд.

(32)— Стоп! — скомандовал Мишка. (33)— Теперь надо одному. (34)Кто тут полегче? (35)— Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне, вытрясенном лихорадкой. (36)— Сымай шубёнку! — я покорно расстёгивал пуговицы, мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти дальше.

(37)— Гусаньки, гусаньки! — звал я, глядя на сбившихся в кучу гусей. (38)Они отплыли к противоположному от меня закрайку полыньи, встревоженно погагакивая. (39)— Гусаньки, гусаньки... — шептал я, не в силах двинуться дальше. (40)Лёд с тонким перезвоном оседал подо мной, под доской, беленькие молнии метались по нему, пронзая уши лопнувшей струной.

(41)— Гусаньки, гусаньки! — плакал я.

(42)Гуси сбились в плотный табунок, вытянув шеи, глядели на меня. (43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал:

(44)— Держи! (45)Держи! — Мишка приблизился, доску мне суёт.

(46)Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его. (47)Кончиками онемевших пальцев я держал тесину, звал, умолял, слизывая слёзы с губ:

(48)— Гусаньки, гусаньки...

(49)Мать-гусыня поглядела на меня, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. (50)Всё семейство двинулось за ней. (51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.

(52)— Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!

(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.

(56)— Гусаньки, гусаньки!

(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.

(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.

(59)— Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка. (60)— Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые.

(61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.

(По В. Астафьеву)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Не каждый человек готов, рискуя собственной жизнью, броситься спасать животных, например диких гусей, попавших в беду. На это способны только смелые и неравнодушные люди. Именно таких героев изображает Виктор Астафьев. Писатель передаёт речь действующих лиц с помощью (А) _____ («сымай» в предложении 36, «заорать» в предложении 43, «братва» в предложении 23). Такое лексическое средство, как (Б) _____ («горьким отчаянием» в предложении 9, «жуткой полыньи» в предложении 55), помогает автору передать чувства своих героев. Особого внимания заслуживает синтаксис текста: с помощью (В) _____ (в предложениях 21, 47, 54) показаны действия персонажей, а (Г) _____ (предложения 24, 36, 44, 52) выражают эмоции героев».

Список терминов:

  1. эпитеты
  2. антитеза
  3. метафора
  4. вопросно-ответная форма изложения
  5. ряды однородных членов
  6. разговорная и просторечная лексика
  7. сравнение
  8. восклицательные предложения
  9. вопросительные предложения

МОУ СОШ № 8

Учитель: Луговская Е.В.

Модель урока по изучению литературного произведения, не вошедшего в УМК «Вокруг тебя – Мир…»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье» к разделу V «По принципу гуманности», 7 класс

30.01 2008

Цели: продолжить знакомство учащихся с некоторыми принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; систематизировать представления по международному гуманитарному праву; продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь.

Гуманистический компонент: сострадание, деятельное сострадание, уважение к окружающей природе лежит в основе гуманных поступков людейЛитературоведческий компонент : композиционное построение, анализ эпизода, роль средств художественной изобразительностиСловарик вводимых понятий: сострадание, ранимость, уязвимость всего живого в экстремальной ситуации; незащищённость.Развитие речи : словарная работа, постановка проблемного вопроса, беседа с элементами дискуссииНикто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно не несём ответственности, и не предотвратить их. Альберт Швейцер (1875-1965, немецко-французский мыслитель, врач, музыковед)

Ход урока:

1. Вступительное слово В 5м и 7м классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», мы знакомились с произведениями Е. Носова. Вспомните их. (Рассказы «Трудный хлеб», «Белый гусь») - Какие основные проблемы, затронутые в них, мы обсуждали?(Взаимоотношения человека и природы, животных, сострадание к слабым и беззащитным, ответственность более сильного за жизнь окружающих) Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Астафьева «Гуси в полынье» В.П.Астафьев из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет, рос беспризорником, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 - на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. Основная особенность произведений Астафьева - изображение добра, бескорыстия, сострадания, справедливости, порой непутёвых и бесшабашных людей, способных к добру и участию, которые в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, часто рискуя собственной жизнью. Понятие жизни неотделимо от природы в творчестве Астафьева. В 2004 году посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А. П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».2. Подготовка к восприятию. Беседа по вопросам, заранее записанным на доске: - Что такое экстремальная ситуация?(Чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства) - Приходилось ли вам оказываться в экстремальной ситуации? - Как ведут себя люди в подобных ситуациях?(Одни испытывают страх, паникуют, теряются, другие, наоборот, проявляют хладнокровие, выдержку) 3. Чтение текста с комментариями и составлением словарика – слов, значение которых может быть непонятным: Ледостав – замерзание реки, образование ледяного покрова. Шуга – мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом и во время ледохода. Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов. Полынья – незамёрзшее или растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера. Припай, запайка – тонкий лёд у края полыньи Бык – бетонные опоры моста - Каковы особенности данных слов? Вспомните, как они называются?(Это диалектные слова, употребляемые жителями определённой местности) 4. Работа по тексту - Как можно охарактеризовать период времени, когда происходят события рассказа и состояние природы? Какие беды, трагедии бывают на реке в это время года?(Это период замерзания рек поздней осенью, нарастание льда, ледостав на Енисее. Часто случаются на реке на неокрепшем льду несчастные случаи, когда люди, оказавшись по легкомыслию на тонком льду, погибают, уходят под лёд) - Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Почему?(Эпизод гибели гусыни с гусятами) Анализ эпизода «Гибель гусей во льдах» И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй. На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизи-лись к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дород-ная гусыня и время от времени тревожно вскрикива-ла, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в не-го грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун. Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили се-бе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхваты-вало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмер-зали в лед или выползали на него и мучительно поги-бали на морозе. А эти все еще боролись. Их подбрасывало на вол-нах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!» Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одо-леть течение, но его тащило и тащило, и когда при-гнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда. Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины. - В чём необычность ситуации, описанной в рассказе?(В роли гибнущих оказывается стайка гусей, замеченная ребятишками с берега реки, она попала в плен водной стихии, гуси задержались в полынье, ведь для того, чтобы взлететь с воды, гусям нужен разбег, большое пространство, а его «с каждым часом становилась меньше и меньше») - Как описана экстремальная ситуация гибели гусей? Какие художественные средства использует автор для описания напряжения и отчаяния взывающей о помощи гусыни?(Гибель гусей в ледяной полынье оценивается героем рассказа как катастрофа, равнозначная гибели людей. Недаром появляются сравнения «мать», олицетворения гусыня вскрикивал властно, врезалась грудью, «кричала с горьким отчаянием», гусь «закричал отчаянно о помощи» как человек, эпитеты «ошалевшая, усталая», метафоры «вода кипела», сравнение «словно её подогревали снизу громадным костром», полынья как окно) - Каково отношение героя произведения к происходящему?(Состояние рассказчика раскрывается в предложении: «Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины» Всё живое нуждается в помощи в непредвиденных обстоятельствах, сложной ситуации) - Какой приём использует автор для раскрытия всей безысходности ситуации?(Эпизод в эпизоде: воспоминание о гибели птиц во льдах, гибель «одного голошеего гуся») - Каково место эпизода в рассказе?(Его можно считать завязкой действия, именно в этот момент ребята решают спасать птиц) - Почему ребята решили спасать гусей? Какие способы предлагали?(Дети не могли пройти мимо гибнущей семьи гусей, сострадание к птицам толкает их на поиски выхода из сложившейся ситуации. Нужно спасти гусей. Некоторые из жалости предлагают «позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучались) - Какой эпизод повествования можно считать кульминационным?(Эпизод спасения гусыни с гусятами) - К кому ребята обращаются за помощью? Что мы узнаём о Митьке Коршукове?(Это непутёвый молодой человек, сумасброд, «однажды на спор перешёл Енисей во время ледохода», «отчаянная головушка» Однако именно он предлагает способ спасения птиц и помогает его осуществить) - Каким способом ребята спасают семейство? Расскажите.(Решают прокладывать дорогу к полынье с помощью тонких досок) - Как с помощью средств языка автор подчёркивает опасность и тревожность ситуации?(Автор использует обилие коротких, отрывистых, восклицательных предложений, а также глаголы «умолял, слизывая слёзы с губ», «обмер», «уцепился за доску») - Какие черты характера проявляет герой рассказа?(Выдержку и самообладание в критической ситуации, отчаянную смелость и бесстрашие, большую доброту и сострадание к чужому горю и даже героизм) Вывод: Чрезвычайная ситуация подталкивает мальчика на подвиг, героический, отважный поступок.5. Подведение итогов - О чём заставляет задуматься рассказ? (Подобные ситуации, опасные для жизни, когда требуется очень быстро принять непростое решение, нередко встречаются в жизни. Часто помощь требуется не только человеку, но и животным, потому что всё живое нуждается в помощи и может оказаться незащищённым перед силами природы, разбушевавшейся стихией) 6. Домашнее задание Подумайте и ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Опишите такую ситуацию.Эпизод «Гибель гусей во льдах» И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй. На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизи-лись к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дород-ная гусыня и время от времени тревожно вскрикива-ла, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в не-го грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун. Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили се-бе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхваты-вало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и, в конце концов, вмер-зали в лед или выползали на него и мучительно поги-бали на морозе. А эти все еще боролись. Их подбрасывало на вол-нах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!» Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одо-леть течение, но его тащило и тащило, и когда при-гнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда. Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины. Если кому-то неизвестно содержание рассказа, то я коротко напомню. События рассказа происходят осенью на Енисее недалеко от прибрежного поселка. Стайка гусей, опустившаяся на реку, была замечена детьми с берега. Полынья, в которой они плавают с каждым часом становиться всё меньше и меньше. В конце концов, она стала настолько мала, что им уже нет возможности подняться и улететь, ведь гусям, в отличие от уток, например, для подъёма с воды нужен разбег, пространство. И если бы ребята не спасли гусей, то они просто замёрзли бы во льдах или сильное течение унесло бы их под лёд, и они погибли бы. Но как подобраться к полынье по тонкому, хрупкому льду? И придумали способ: прокладывать к полынье тонкие доски и по ним подползать. Герой рассказа проявил исключительную смелость, выполняя столь опасный трюк.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»