Что такое романс в музыке, определение. Романс – это небольшое лирическое музыкальное произведение Музыкальная характеристика романса

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Мы привыкли считать, что романс - это небольшое лирическое музыкальное произведение. Значение слова «романс» несколько шире и уводит нас в глубь веков на Пиренейский полуостров, в Испанию, которая стала родиной романса.

Испания и остальная Европа

В Испании первоначально романс - это стихотворение, которое пробуждает чувства, фантазию и обязательно на родном, отличным от латинского, языке. Потом стихотворение превратилось в народную песню, которая наивно и просто рассказывала о событии или переживании.

В музыке обязательно присутствовал национальный дух. Позже они стали складываться в связанные между собой группы, которые получили название романсеро. Их темы обычно делись на 4 группы:

  • Исторические, которые повествовали о борьбе за независимость родины.
  • Рыцарские, в которых прославлялись конкретные герои.
  • Мавританские. В них рассказывалось о падении еретиков-мавров
  • Народные, которые затрагивали любовные, шуточные и другие бытовые сцены из жизни.

Так стихотворение довольно быстро из литературного жанра перешло в музыкальный и начало путешествовать по Европе. Во Франции XVIII века романс - это любовная песня, в Англии - баллада. В России романс сначала исполнялся на французском языке, даже если музыка была написана русским композитором.

Чем отличается романс от песни

В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом.

Инструментальное сопровождение на гитаре или фортепиано становится равным текстовому содержанию, оно полно подчеркивает его ритм и размер, выделяет поэтические образы. Таким образом, романс - это не песня, а особый музыкальный жанр.

Развитие романса

Когда в работу над романсом включились большие поэты (Гете, Гейне) и композиторы (Шуберт, Шуман, Брамс, Берлиоз, Бизе, Глинка, Мусоргский), то начали складываться национальные школы. Что такое романс в музыке? Определение его дают примерно таким образом: недлинное музыкальное произведение для голоса, написанное на лирические стихи. Главное в нем - певучая мелодия, написанная для голоса. Это является эталоном для больших композиторов и оперных голосов.

Параллельно шло развитие высокого русского романса нашими большими композиторами на стихи замечательных поэтов. Но если спросить: «Что такое романс в музыке?» - определение останется прежним. Он по-прежнему требует понятного ритмичного текста и красивой певучей мелодии.

Русский классический романс

Очень активно этот жанр начинает развиваться в начале XIX века. Напомним о тех, кто их создавал. Наши выдающиеся композиторы романсов популярны у слушателей и сегодня.

Одним из наиболее ярких становится композитор Петр Петрович Булахов (1822 - 1885). Его произведения поют по всей стране: «Колокольчики мои», «В минуту жизни трудную», «Вот на пути село большое», «Не пробуждай воспоминаний», «Нет, не люблю я вас» и «Гори, гори, моя звезда». Последний во время Советской власти запрещали, так как он был связан с именем А. Колчака, которому даже приписывали его авторство.

А. А. Алябьев (1787 - 1851) создал более двухсот романсов, среди них такие известные, как «Соловей», который, украшенный виртуозными каденциями, любила исполнять Полина Виардо. Он вошел в репертуар таких европейских вокалисток, как Г. Зонтаг и А. Патти. Корме него, очень любимы «Вечерний звон» и «Нищая». Им были также написаны романсы на стихи Пушкина: «Зимняя дорога», «Два ворона», «Певец». Это, несомненно, - лучшее в творчестве композитора.

А. Е. Варламов (1801 - 1848) внес свой вклад в дальнейшее развитие русского романса, обратив внимание на поэзию Лермонтова («Белеет парус одинокий»). Очень популярно его произведение «На заре ты ее не буди».

А. Л. Гурилев (1803 - 1858) творил в эти же годы. Его «Вам не понять моей печали» с удивительной проникновенностью исполняла советская камерная певица В. Иванова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Радость-душенька», «На заре туманной юности» - далеко не полное перечисление популярных сочинений композитора.

Творчество наших композиторов тесно связано с лучшими лирическими поэтами того времени. Каждого из них волновали образы и темы, созданные воображением А. Пушкина.

Романсы на стихи Пушкина

При жизни Пушкин имел возможность слышать не менее семидесяти музыкальных произведений на свои стихи. Первым был А. Н. Верстовский, написавший «Черную шаль», которую перевели на иностранные языки. Позже у него появится «Старый муж» - чрезвычайно драматическое произведение.

М. И. Глинка, создав сначала «Я здесь, Инезилья», позже обратится к стихотворению «Я помню чудное мгновенье», которое приобретет совершенно особую любовь слушателей.

А. С. Пушкин и сам обратился к музыке М. Глинки и положил свое стихотворение «Не пой, красавица, при мне» на его мелодию.

Не менее одиннадцати романсов напишет Н. А. Римский-Корсаков, соединив гениальные лирические тесты с волшебной музыкой. Мы назовем лишь только три: «Для берегов отчизны дальной», «Мой голос для тебя» и «Что в имени тебе моем».

На П. И. Чайковского особое впечатление произвели «Песнь Земфиры» и «Соловей».

Старинные романсы

Можно назвать старинными романсами произведения вышеназванных композиторов, а кроме того - отделенного от нас уже столетием композитора Евгения Дмитриевича Юрьева, написавшего нежнейший и тонкий по душевному складу романс «В лунном сиянии». А также буйный и разухабистый «Эй, ямщик, гони-ка к "Яру"». Можно вспомнить жестокий и городской романс, а также вечно популярный цыганский.

Эти демократичные произведения мы слышим со сценических подмостков и в быту. Они мелодичны. Певец-профессионал наполняет их особым духовным содержанием, а домашнего исполнителя привлекают мелодичность, драматичность или лиричность текста и не слишком большая требовательность к качеству голоса.

Романс - это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего . Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.

Зарождение романса

Сам термин «романс» возник в в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

Итак, романс - это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Западноевропейский романс

С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.

Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.

Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.

Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.


Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения - салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза - Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.

Романс схож с песней, но в то же время отличается от неё некоторыми особенностями, что, собственно, и делает романс романсом.

Но сначала немного об истории романса и о происхождении самого термина.

Термин «романс», возникший в средневековой Испании, первоначально обозначал обычную песню на испанском (романском) языке. R omance – по-испански. Содержание стихотворения, положенного на музыку, обычно было любовным, лирическим. Этот термин далее разошёлся по другим странам, но в некоторых так и осталось одно обозначение для песни и для романса: например, в Германии – Lied (песня) .

Собственно говоря, романс как жанр сформировался позже, поэтому и не требовал специального термина, хотя очевидно, что он развился из песни. Первые романсы появились примерно в XV в., но настоящий расцвет романса начался во второй половине XVIII в. Причём способствовало этому лирическое творчество поэтов Гёте и Гейне , которые в лирике выражали ту глубину чувств и переживаний, которую невозможно было выразить в простенькой песенке: для выражения глубоких чувств нужна была глубокая музыка. И такая музыка появилась. Появились и национальные школы романса, особенно известные в Германии, Франции и России. Но об авторах романсов мы поговорим в следующей статье, а в этой продолжим рассказ о жанре романса.

Признаки романса

Как мы уже говорили, романс схож с песней. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.

Особенности жанра романса

В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.

Романс является более интимным произведением, чем песня, поэтому он может быть только лирическим, тогда как песня может быть патриотической, героической и т.д.

В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство, в нём всегда присутствует или подразумевается адресат, т.е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог, хотя бы и внутренний.

Близки к романсу инструментальные произведения «песни без слов», в которых преобладает мелодическая линия. Самыми известными являются «Песни без слов» Ф. Мендельсона.

Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны, трогательны и нежны или же трагичны.

Русский романс


Русский романс сформировался как жанр в первой половине XIX в., это было связано с расцветом романтизма в мировой, в том числе и русской, литературе. Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв .

Среди лучших и самых известных произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.

А. Варламов создал около 200 романсов. Среди них самые известные - «Горные вершины» на стихи Г. Гейне, «Вдоль по улице метелица метёт», «Белеет парус одинокий» на стихи М. Лермонтова.

Романсы А. Гурилёва проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Наиболее известные – «Нет, не тебя так пылко я люблю» на стихи М. Лермонтова, «Однозвучно гремит колокольчик» на стихи И. Макарова, «Матушка-голубушка» на стихи С. Ниркомского и др.

И. Юрьева

Многие русские романсы имели цыганскую окраску как в содержании, так и в музыке. Из классической русской литературы мы знаем, что пение цыган было любимым развлечением русского дворянства.

Начало XX в. называют «золотым веком» русского романса. Тогда слушателей покорял талант А. Вертинского, В. Паниной, А. Вяльцевой, Н. Плевицкой, а позднее – Пётра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Тамары Церетели и Вадима Козина.

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957)

А. Вертинский

Выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

Жизнь А. Вертинского отражена в его эпохе: знакомство с художниками К. Малевичем, М. Шагалом, поэтами В. Маяковским, И. Северяниным, актрисой В. Холодной, участие санитаром в Первой мировой войне. С эстрадными выступлениями он объехал всю страну, а в 1920 г. эмигрировал сначала в Константинополь, а затем начались скитания по всему миру.

Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность». Он жил и работал в Румынии, Бессарабии, Польше, Германии, Париже, который называл своей второй родиной, здесь он познакомился с Чарли Чаплином, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Иваном Мозжухиным. Близкая дружба связала его на долгие годы и с Фёдором Шаляпиным. Затем были США, Китай, Ливан, Палестина… И только в 1943 г., после многочисленных обращений и просьб, он смог вернуться на родину, в Россию. Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. Но, несмотря на огромную популярность певца, официальная советская пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью – вскоре после окончания войны была развернута кампания против лирических песен, якобы уводящих слушателей от задач социалистического строительства.

Но его многочисленные песни и романсы стали новым словом в искусстве, положив начало русской авторской песне. Романсы Вертинского популярны до сих пор, но не любой исполнитель может передать их очарование и аристократизм. Назовём наиболее известные: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Танго «Магнолия», «Сероглазочка», «Марлен» и др.

Н. Сличенко

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Многие известные исполнители замолчали, некоторые были репрессированы.

Возрождение русского романса началось лишь в 1970-е гг. В это время яркими исполнителями романсов стали Валентин Баглаенко, Николай Сличенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе, Борис Штоколов и другие.

Н. Брегвадзе

Разновидности романса

Одновременно с русским камерно-вокальным классическим романсом развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей. Здесь можно выделить жестокий романс и городской романс.

Жестокий романс


И. Прянишников«Жестокие романсы»

Возник примерно в середине XIX в., а время расцвета – последняя четверть XIX-начало XX в.

Родился жестокий романс в городской и пригородной среде, где проживали «мещане»: крестьяне, рабочие, небогатые торговцы, мастеровые. Они стали создавать собственную субкультуру, выходящую из частушки, романса, танца (например, кадрили), лубочной живописи и т.д. В XX в. жестокий романс постепенно вытеснял старинную песню и стал любимым жанром. В дальнейшем жестокий романс послужил одним из источников городского романса .

Единого определения жанра жестокого романса нет. Но у него есть особые черты, по которым он выделяется из жанра классического романса: ограниченность сюжета, бытовая трагедия, заканчивающаяся в основном убийством, самоубийством, смертью от горя или неразделённой любви и т.д.

Городской романс

Образовался практически в то же время, что и жестокий романс. Отличие от жестокого романса также незначительны: городской романс более гармоничен с литературной точки зрения, исполняется в основном в миноре. Он испытал большее влияние цыганского романса, а также оперетты.

От городского романса развилась блатная песня, авторская песня , а также русский шансон .

Блатная песня

Песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, рассчитанный на заключённых и лиц, близких к преступному миру. Получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный Леонид Утесов.

Л. Утёсов

В 1930-1940-е годы появились песни о страданиях осуждённых, находящихся в ГУЛАГе. Песня о людях, содержавшихся в тяжелых условиях в лагерях на Колыме в Магаданской области «Ванинский порт», чье авторство до сих точно не установлено, появилась в конце 1940-х годов и стала гимном заключенных.

Музыковеды находят отдельные мотивы блатной песни в ранних произведениях Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума .

А. Розенбаум

В 90-е годы в России многие музыканты и коллективы исполняли на эстраде блатную песню. Известный поэт-песенник Михаил Танич , во времена Сталина бывший в лагере, создал группу «Лесоповал» , исполнявшую блатные песни и ставшую популярной.

Первый состав группы "Лесоповал"

Со временем в жанре блатной музыки стали появляться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, но сохраняют её характерные особенности: мелодику, жаргон, мировоззрение. Такую музыку стали называть «русский шансон».

Русский шансон

Катя Огонёк

В начале XXI в. блатную песню, которая звучит по радио и на телевидении, обычно называют русский шансон. Она стала явлением массовой культуры. Символом нового русского «шансона» является песня «Владимирский централ» Михаила Круга , автор её никогда не сидел в тюрьме, но использует стилизацию жанра.

Вилли Токарев

Кроме названных артистов, исполнителями русского шансона являются Катя Огонёк, Вика Цыганова, Вилли Токарев, группа «Бутырка», Иван Кучин, Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский и многие другие.

Кроме указанных разновидностей романсов, можно выделить ещё дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский и др.

Но вернёмся к классическому романсу. Его включали и включают в свой репертуар многие выдающиеся современные певцы и актёры: Юрий Гуляев, Евгений Дятлов, Сергей Захаров, Людмила Зыкина, Александр Малинин, Людмила Рюмина, Валентина Толкунова, Клавдия Шульженко, Дмитрий Хворостовский и др.

Д. Хворостовский

Цель: Обозначить понятия вокального жанра песни и романса

Задачи: Дать определение понятиям «песня» и «романс». Познакомить с музыкой этих жанров.

Музыка бывает вокальной или инструментальной, либо смешанной: вокально-инструментальной.

Вокальная музыка иногда исполняется без инструментального сопровождения, такое исполнение называется a cappella .

Сегодня мы поговорим о вокальной музыке, о таких её жанрах, как песня и романс.

И постараемся разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Песня - наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Песня = стихи + несложная мелодия.

Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам.

Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).

Виды песни:

    Народная песня

    Лирическая песня

    Историческая песня

    Революционная песня

    Бардовская песня

  • Эстрадная песня:

Свойства песни:

    Не всегда обращена к кому-то (не всегда есть адресат)

    Яркая мелодия, а текст не всегда важен (особенно в популярных эстрадных песнях)

    Обычно есть припев, но иногда нет

Сегодня мы послушаем замечательную песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника "Жаворонок"

Вопросы:

    К какому виду относится эта песня? (лирическая )

    Есть ли адресат у этой песни? (нет )

    Есть ли припев? (нет )

Рома́нс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Исполняется чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.

Своим появлением на свет он обязан Испании. Первоначально этот термин обозначал светскую песню на испанском ("романском") языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен носили название "романсеро". В каждой стране этот жанр развивался по-своему, но везде и всюду несомненны его интонационные истоки, его корни – народная песня.

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

Во второй половине XVIII века романс начал проникать в Россию, и появление его связано, прежде всего, с появлением музыкального театра. Как и многое другое в России опера приживалась трудно. При Елизавете Петровне публику заставляли ходить в театр и даже налагали штраф за непосещение музыкальных спектаклей.

Многие композиторы, писавшие вокальную музыку, сами были неплохими певцами и создавали репертуар для себя и своих учеников; М. Глинка и А. Варламов создали даже свои вокальные школы.

2 вида романса: бытовой (городской) и классический ("высокий")

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как бытовой романс .

А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, П. Булахов,

Основоположниками классического романса были М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, писавшие музыку на стихи выдающихся поэтов.

Свойства романса:

    Лирическое, чаще всего любовное содержание

    Обращён к кому-то, имеет адресата

    Одинаково значимы слово, музыка и исполнение

    Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню

Романс А.Алябьева на стихи А.Дельвига "Соловей" относится к бытовому романсу.

Время создания романса: около 1725 года.

Этот романс был очень популярен в XIX веке, мы послушаем его в исполнении Валерии Барсовой.

Вопросы:

    Чем отличается этот романс от песни "Жаворонок"? (есть адресат: соловей )

    Что важнее в нём – текст или музыка? (и то, и другое )

    Есть ли припев? (есть, т.к. это бытовой романс )

Романс это стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение; обычно - небольшое лирическое произведение, строфическое, со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией (см. Мелодикастиха и Напевный стих), без отчетливых жанровых признаков. Музыкальный жанр романса восходит к Средневековью и Возрождению, но расцвета достигает в конце 18 века, когда он оттесняет и более народную песню и более салонный мадригал.

В западноевропейской поэзии были популярны романсы Ш.Мильвуа, Э.Парни. «Романсы без слов» (1874) озаглавил свой сборник П.Верлен. Подзаголовок «Романс» имеют стихотворение В.А.Жуковского «Желание» (1811); А.С.Пушкина «Под вечер, осенью ненастной» (1814); однако знаменитое «Разуверение» (1821) Е.А.Баратынского, положенное на музыку М.И.Глинкой, сам поэт назвал элегией.

Слово романс произошло от испанского romance, от позднелатинского romanice, что в переводе означает – по-романски, т.е. на испанском, а не на латинском языке)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»