Традиции и культура киргизов. Обычаи и традиции киргизии Традиции и обычаи киргизов

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Государственный язык Киргизии – киргизский, однако русский в этой стране также считается официальным языком. На русском говорят многие местные жители и обслуживающий персонал, русскоговорящих людей легче встретить, чем англоговорящих. Большинство вывесок и объявлений дублируется на русском языке.

Религия

В стране господствует такая религия, как ислам. Однако здесь, особенно в крупных городах, мусульмане довольно мягко относятся к поцелуям на улицах и немного откровенно одетым женщинам. А вот в провинции с этим следует быть осторожнее, иначе можно привлечь внимание правоохранительных органов.

Киргизия является достаточно верующей страной – к какой-либо религиозной конфессии здесь себя относят 83% населения. Кроме мусульман в стране также есть католики и православные, но в гораздо более меньших количествах.

При посещении храмов стоит проявлять уважение к религии, вести себя сдержанно и воздержаться от частого фотографирования. Одеваться в храмы следует строго, закрыв ноги и другие части тела, женщинам даже рекомендуется покрыть голову и закрыть лицо.

Население

В Киргизии проживает шесть миллионов человек. 72,16 % процентов из них – киргизы, 14,34% - узбеки, 6,87% - русские, доля остальных незначительна. Также на территории страны до сих пор проживают некоторые этнические группы коренных жителей. Примерно 60% населения Киргизии до сих пор живет не в городах, а в селах.

К иностранцам относятся настороженно, как правило, им завышают цены в магазинах и при обслуживании в ресторанах и других местах. Тем не менее, киргизы – очень дружелюбный народ, гостеприимство является главной частью их национального характера.

Несмотря на пестрый национальный состав, в Киргизии практически нет межнациональных конфликтов и разногласий.

Государственные праздники

  • 1 января – Новый год;
  • 23 февраля – День защитника Отечества;
  • 8 марта – Женский день;
  • 21 марта – Нооруз;
  • 1 мая – день труда;
  • 5 мая – день Конституции;
  • 9 мая – день Победы;
  • 31 августа - День независимости

Многие праздники перешли в Киргизию из России во время ее нахождения в составе СССР.

Сценарий классного часа на тему:

Народные традиции кыргызского народа. Конноспортивные игры

«Да будут благословенны предки,

оставившие нам эти мужские игры

бесстрашных»
ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ

Цели и задачи: показать ценность сохранения традиций, народных игр и физических упражнений как средства всестороннего физического и нравственного развития молодежи, необходимость знаний культуры народов, воспитывать толерантное отношение, патриотизм.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Ход мероприятия

    Организационный момент

Слайд 1 – Сегодня мы посвятим наш классный час одной из народных традиций, которая возникла в глубокой древности и стала неотделимой частью жизни и быта народа. Постоянные военные набеги, которые приходилось отражать киргизам в течение многих веков, кочевой образ жизни требовали от мужчин большой храбрости, силы, ловкости.

Слайд 2 - Поэтому эпиграфом нашего классного часа мы выбрали слова Ч. Айтматова: «Да будут благословенны предки, оставившие нам эти мужские игры бесстрашных»

    Актуальность темы. Вступительное слово учителя:

Слайд 3 - Нигде, наверное, больше так не любят и не почитают народных героев, как в Кыргызстане. В любом далеком ауле, как о близком родственнике, вам поведают о силе и храбрости, справедливости и стойкости народных баатыров - богатырей. Их именами называют детей, им сложили песни и сказания, овеяли легендами... А все почему? Потому что они побеждали в состязаниях, - где ловкостью, где хитростью, где силой, - своих не очень симпатичных противников. Потому и интерес ко всякого рода единоборствам - искренен и неограничен.

В настоящее время в нашей стране возрождается традиция проведения конноспортивных состязаний, но не все знают значение и правила национальных игр. Они достойны того, чтобы их хранили так же бережно, как мы храним народные танцы, мелодии, песни. Нельзя забывать, что из среды молодежи, занимающейся национальными видами спорта, вырастают сильные, волевые атлеты. Давайте же послушаем о народных играх кыргызов!

    Выступление учащихся

1 ученик - Слайды 4-6 - Киргизский народ в своем развитии прошел трудный путь. Много раз во время вторжения и грабительских походов иноземцев киргизы в неравной борьбе отстаивали свою землю и национальную независимость.

В труднейших условиях народ не только выстоял, отразил натиски завоевателей, но и сохранил свое единство, развил и донес до нашего времени свою многогранную культуру песни и сказания, монументальный героический эпос, самобытное прикладное искусство, физические упражнения, игры и богатырские состязания.

С давних пор в досуге кыргызов большое место отводилось народным играм и развлечениям, без которых не проходило ни одно народное гуляние. При этом характер многих игр был связан с условиями кочевой жизни, требовавшей постоянной готовности к действиям, храбрости, силы и ловкости. Самым любимым и почитаемым были и остаются состязания наездников.

2 ученик – Слайды 7-9 - Ат-чабыш - скачки на длинные дистанции. Это древний и наиболее распространенный вид спорта. Для скачек отбирают резвых и выносливых лошадей, способных выдержать дальние расстояния. Раньше скачки ат чабыш устраивали по разным поводам, чаще всего на праздник или поминки. Победитель получал в награду драгоценности и скот.

В скачках участвовали лошади всех пород и возрастов. Каждый саяпкер (тренер) по-своему готовил скакуна к выступлениям. Существовали сынчы (эксперты) , которые по упитанности коня, по мускулатуре, кровеносным сосудам, по дыханию, по походке безошибочно определяли готовность скакуна к состязаниям.

Скачки устраивались на дистанцию 53 версты, позже - на 100 км. Сейчас, по существующим правилам, к скачкам допускаются лошади от 3 лет и старше любых пород с ездоками не моложе 13 лет. Дистанции ограничиваются в пределах от 4 до 50 км.

3 ученик - Слайд 10 - Жорго-Салыш - бег иноходцев. Иноходь - ускоренный аллюр в два темпа, когда ноги животного поднимаются и опускаются на землю попарно. Лошадь при этом аллюре как бы переваливается с одной стороны на другую, слышно лишь два удара копыт. Иноходь резвее рыси, а часто и резвее полевого галопа. Любители этого вида спорта считают жорго высоким достоинством верховой лошади. Здесь демонстрируется не только быстрота бега и выносливость, но и удивительно плавный, не тряский бег.

У киргизов бытует много поговорок об иноходцах.

"Не будь попутчиком тому, кто едет на иноходце".

"Если у тебя есть день жизни, полдня поезди на иноходце"

Слайд 11 - Иным представляется игра «Улак-тартыш или Кок-бору - борьба всадников за тушу козла».

Словосочетание "кок бору" на русском языке означает "серый волк". История этой своеобразной игры уходит в глубину веков. По-видимому, она возникла в те далекие времена, когда в безлюдных степях и горах Киргизии стада животных зимой и летом паслись под открытым небом, без помещений и подкормки, поэтому волки часто нападали на скот и приносили людям много бедствий. Из-за отсутствия огнестрельного оружия животноводы не могли расправиться с волками на месте. Мужественные джигиты на резвых и выносливых конях устраивали преследование волка до дех пор, пока не загоняли их до полусмерти, били палками, камчой, подхватывали с земли, отбивая друг у друга.

Позже, при более оседлом образе жизни "кок бору" был заменен на "улак тартыш", который превратился в национальный вид конной игры - в борьбу всадников за тушу козла.

4 ученик - Слайд 12 - В настоящее время многие конные игры, сохранив свой колорит и самобытность, перешагнули национальные границы и стали любимыми в стране состязаниями сильных, мужественных и смелых джигитов на резвых конях.

В этой игре участвуют две команды, состоящие из равного количества всадников, по 2-3 человека. Игровая площадка длиной в 200-400 метров, шириной в 100-150 метров размещается на ровном месте. Противоположные стороны обозначаются флажками и условно именуются воротами шириной (до 10 метров). В центре игровой площадки размечается круг (мара) диаметром в 6 метров, куда перед началом соревнования кладут тушу козла, без головы и с обрезанными по запястья конечностями (улак). Вес туши 30-40 кг, а иногда и больше. Время на одну встречу 15 минут.

По сигналу судьи капитаны команд выезжают с мара, приветствуют друг друга, и начинается борьба за тушу козла. Как только улак поднят, в борьбу вступают все остальные члены команды. Победителем становиться та команда, которая наибольшее количество раз забросала улак в ворота соперника.

Слайд 13 - Участникам соревнования разрешается поднимать улак с любого места внутри поля, отбирать его у соперника, передавать или перебрасывать партерам по команде, отпускать, принимать улак под ноги, держать сбоку, или между ног коня, помогать партнерам доскакать с улаком и бросить его в ворота соперника.

При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки. При нарушении игроками боковой линии объявляется аут, после чего улак возвращают на дорожку и игру возобновляют с этого момента.

Слайд 14 - Во время соревнования запрещается поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади лошадь соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки, пояс соперника, наносит удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим всадникам и лошадям, привязывать улак к седлу, ставить свою лошадь поперек скачущему, кричать или вступать в разговоры, продолжать борьбу после того, как улак заброшен в ворота соперника.

5 ученик – Слайд 15 - Наиболее древний из военизированных видов спорта - эр сайыш. Два всадника, вооруженные пиками, в стремительном движении атакуют друг друга с целью насквозь проколоть «противника» и выбить его из седла. Удары противников были настолько сильными, что их лошади оседали на задние ноги. Зачастую исход поединка был смертельным, поэтому на эр сайыш выходили храбрые, ловкие люди, не боявшиеся возможной смерти. За смерть и увечья участников никто не отвечал, устроителей праздника это мало заботило.

Великий кыргызский акын Токтогул писал об этом жестоком виде состязаний:
Бьются два силача так, что кости трещат,
А манапы смеются, манапы кричат.
Им приятно, что смертью кончается бой.
Да провалится в землю обычай такой!

Сейчас осталось единоборство для двух джигитов, но успех их зависит от подготовки коня, умения наездника управлять им в решающий момент и, конечно же, не заканчивается смертью.

Слайды 16-17 - Оодарыш - борьба двух всадников.

Два всадника стараются стащить друг друга с коня. Разрешается сваливать соперника вместе с конем. По разработанным и утвержденным правилам соревнования по оодарышу проводятся по четырем весовым категориям, они бывают и личными и лично-командными. Возраст участников от 19 лет и старше. Игра проводится на ровной очерченной кругом площадке диаметром 40 метров. Продолжительность поединка 10 минут.

Победа присуждается всаднику, если он стащил или повалил соперника с лошади (последний должен коснуться земли какой-либо частью тела). Победа по очкам присуждается за преимущества в схватке, за наименьшее количество замечаний, полученных во время схватки.

Слайды 18-19 – Свою ловкость можно показать и при участии в игре « Тыйын энмей - доставание монеты с земли».

Участник по вызову судьи подъезжает к линии старта. В 50-60 метрах от линии старта, на чистом и ровном, но обозначенным светлым песком или опилками, лежит тыйын - монета, которую должен поднять участник, выехавший по сигналу судьи на аллюре не ниже галопа. В случае перехода на медленный аллюр или остановки лошади в момент доставания монеты, результат не засчитывается, а заезд не повторяется. Общая длина дистанции от исходного положения до финиша не более 100 метров. Время фиксируется от старта до финиша. В случае падения всадник должен опять сесть на коня и доскакать до финиша, иначе он будет выведен из игры. Каждому участнику разрешается три заезда. Победа присуждается тому, кто поднимет монету большее количество раз.

6 ученик - Слайды 20-22 - Кыз куумай - догони девушку. В прошлом игра была свадебным обычаем. В игре участвовали жених, невеста и сноха-джене, которая старалась помочь девушке ускакать от юноши, не дать ему возможности догнать ее. В игре также участвовали подруги невесты и друзья жениха.

По условиям игры невесте давали лучшую лошадь, и она начинала скачку первой, гандикап и расстоянии (уменьшенное расстояние для слабых). Жених должен был догнать невесту, этим он доказывал не только свою любовь к ней, но и закреплял право на женитьбу. Из-за худшего коня жениху не всегда удавалось догнать девушку. Но невеста не отвергала жениха и свадьба не отменялась.

Эта национальная, традиционная игра часто проводится в праздничные дни на зеленых лужайках джайлоо или на ипподромах. В игре участвуют несколько пар (всадник и всадница) в национальных костюмах, хорошо знающие правила игры и отлично управляющие конем. Дистанция устанавливается не более 1000 метров.

Учитывая традиции, девушке дается гандикап в 20 метров. Джигит верхом на коне пытается догнать и на скаку поцеловать девушку или своим головным убором слегка коснуться ее, тем самым дать знать о своей победе. А если парня постигла неудача, девушка и джигит меняются ролями - теперь девушка преследует юношу, нанося по его спине удары плеткой.

В оценке учитывается мастерство управления конем, его резвость на дистанции, красочность костюма наездника, эффектный вид коня.

Слайды 23-25 - Кыз жарыш. Келин жарыш - скачки девушек и молодух. Кыз жарыш проводятся на праздниках, на торжествах. Женщина киргизка с детства умеет ездить на коне. В этом виде спорта от наездницы требуется прочная посадка в седле и умение хорошо управлять скакуном. Только по головным уборам можно различить, сколько в скачках участвует девушек и сколько молодух. Девушки надевают топу или тебетей - девичьи шапки с широкой меховой оторочкой из куницы. Молодые женщины надевают красивые платки. Дистанция, на которой происходят скачки, обычно равна 2-4 километрам.

    ученик - Слайды 26 - Жамбы атмай - стрельба в мишень с коня на скаку.

Жамбы - это слиток серебра или другая драгоценность, привязанная на нити и подвешенная в качестве приза к наклонно вкопанной жерди. По условиям игры ее участник с коня на скаку выстрелом из оружия должен перебить нитку и сбить жамбы. Раньше стреляли из лука.

Слайд 27 – Не менее зрелищна игра «Курёш - поясная борьба». Борцы (16 лет и старше) выходят в круг, сближаются и берут друг друга за пояс. По знаку судьи начинается схватка.

Разрешается использовать разные приемы, но нельзя отрывать руки от пояса противника. Победителем считается борец, положивший соперника на обе лопатки. Продолжительность схватки для юношей 4 мин., для взрослых 6 мин.

Слайд 28 - "Упай" ("упай" означает счет, очки) - это традиционная игра с косточками из овечьих коленных суставов (чуко). В эту игру можно играть как внутри помещения, так и вне его, на полу, покрытом войлочным ковром - ала киизом. Игроки играют в двух командах по 2, 4 или более членов.

Количество чуко (костей), необходимых для игры может быть от 13 до 37 и более, но необходимо, чтобы общее количество чуко соответствовало правилу: общее количество должно без остатка делиться на 3 и плюс 1. Каждые 3 чуко составляю набор, называемый "упай" или "басым". Цель игры - собрать как можно больше упаев (наборов из 3-х костей).

8 ученик - Слайды 29-31 - Алты бакан селкинчек – катание на качелях. Раньше на пастбищах качели сооружались на растущих поблизости деревьях. При отсутствии деревьев для качелей использовались шесты (бакан), обычно их было шесть (алты).

Катаются на качелях попарно девушка и парень. Остальная молодежь, разделившись на две команды, устраивают состязания в пении

    ученик - Слайды 31-35 – Охота с беркутом или соколом

Для того чтобы приучить этих диких хищных птиц служить человеку, дрессировщику надо знать характер и повадки птиц, возможности ловчих птицы.

Кыргызстан - один из последних островков, где еще используют беркута и сокола в реальной охоте. Есть еще беркутчи и соколятники, которые пускали своих помощников на волков, на стремительных уларов. Еще живы легенды о знаменитых беркутах, которые брали снежных барсов.

Посадив эту могучую птицу на руку, почувствовав его вес, силу его лап, увидев мощь его клюва и когтей, вы невольно ощутите уважение к этой птице, с гордой осанкой и пронзительным взглядом.

Красивы и ястребы, напоминающие своими повадками волков.

Сапсан - самый красивый из соколов, отличается отточенностью атаки, четким полетом и целеустремленностью.

Эти качества птиц вы можете увидеть в показательной охоте, которая устраивается на открытой лужайке. Охотники используют традиционное вековое оформление охотничьего снаряжения, а в качестве дичи - кролика, голубей, шкуры лисы.

Орла-беркута берут из гнезда и выкармливают, либо ловят взрослого, желательно молодого и приручают.

Беркута вначале тренируют на вабило, обычно это хвост или кусок шкуры лисицы или зайца - толая на длинной корде. Затем проводится натаска на живую дичь. Охотник поднимается, на какое либо возвышение над кустарником, где предположительно укрывается дичь, обычно это заяц - толай, и пускает Тайгана (киргизская борзая) в поиск. Тайган выгоняет зверя и в этот момент пускается беркут. Объектами совместной охоты Тайгана и беркута являются заяц - толай, лисица, волк, шакал, иногда косуля. С ястребом-тетеревятником охотятся на зайца-толая, при хорошем Тайгане на фазана, кеклика. С балобанами и кречетами берут зайца-толая, фазана, редко утку.

    Заключительный этап

Учитель: - Надеюсь, что всем понравилась информация, которую подготовили для нас ребята! Вы многое узнали о народных конноспортивных играх, которые традиционны и для узбекского, казахского, казацкого и других народов мира.

Слайды 36-37 - Народные игры и физические упражнения во многих случаях представляют собой ценное, выкристаллизовавшееся в веках средство всестороннего физического и нравственного развития молодежи.

Испокон веков уважением пользовались и славились люди большой физической и духовной силы, люди ловкие, смелые, закаленные, способные переносить любые трудности. Кыргызский народ, создавая гиперболические образы в лице Манаса, Семетея, Сейтека, русский народ, восхваляя достоинства Ильи Муромца, Алеши Поповича и других богатырей, на их примере стремился воспитывать молодежь здоровой, сильной, ловкой, бесстрашной и закаленной. Эти истины вносятся в сердца и души настоящего Человека с раннего детства!

Слайд 38 - В Иссык-Кульской области возводятся физкультурно-оздоровительный комплекс и ипподром, в Караколе приводят в порядок спортивные сооружения и объекты, которые станут ареной для Всемирных игр кочевников. II Всемирные игры кочевников планируется провести осенью нынешнего года (3-8 сентября 2016 г.). В программу мероприятий вошло 26 национальных видов спорта. Ожидается, что прибудут около 40 команд.

Слайд 39 - Кыргызстан многонациональная страна, богатая традициями разных народов мира!

Домашнее задание: Самостоятельно разделитесь на группы и подготовьте к следующему классному часу интересную информацию о традициях народов мира.

Слайд 40 - Всего доброго! Будьте сильны духом и телом и тогда любые трудности будут вам по плечу!

Все эти годы власти Казахстана системно и целенаправленно принимали меры для того, чтобы ни один этнос не терял своей яркой культурной индивидуальности в богатой палитре единого народа Казахстана. Огромную роль в этом сыграло общественное объединение «Народное согласие», под крылом которого собралось 20 этнокультурных центров Мангистауской области.

Для того, чтобы сохранить мир и спокойствие на нашей земле, в 1992 году было решено создать ОО «Народное согласие», и сердцем его стало казахское движение «Парасат». Одними из инициаторов его создания стали Жаздырхан Сейдалиев, почетный гражданин Актау Ахмет Муратов, депутат Мажилиса Парламента РК от Ассамблеи. В 1994 году, находясь с рабочей поездкой в нашем регионе, президент посетил офис «Народного согласия» и высоко оценил его работу. Он высказал мнение о необходимости создания такого объединения в масштабах страны. 1 марта 1995 года была создана Ассамблея народа Казахстана.

В этот раз журналистов «Лады» пригласили в гости киргизы Мангистау для того, чтобы продемонстрировать свое гостеприимство.

Сегодня в Казахстане проживает более 20 000 киргизов. А в Мангистауской области их только 400-500. С целью объединения представителей киргизского этноса, сохранения национальной культуры и искусства своего народа в феврале 2000 года было образовано киргизское этнокультурное объединение «Ала-Тоо». В переводе с киргизского «Ала-Тоо» означает «Снежные горы».

Председателем этнокультурного объединения «Ала-Тоо» на протяжении 15 лет является Курбанали Газибеков. Уроженец селения Майдан Ошской области, он окончил Бишкекский сельскохозяйственный институт. Работал директором Учкорганского плодопитомника совхоза. В 1991 году, приехав в Мангистау, устроился агрономом в ГКП «Коктем».

В его ведении, в полном смысле этого слова «большое поле деятельности», – 30 гектаров «коктемовского» питомника, расположенного во впадине Карагие. А это лиственные и хвойные деревья: айлант, ясень, софора, можжевельник, ель, сосна, а также три гектара плодовых деревьев: яблони, абрикосы, гранат. 25 тысяч саженцев деревьев разных пород со специалистами питомника он выращивает для облагораживания территории областного центра.
Вдоль дороги в аэропорт высажены деревья из питомника, взращенного Курбанали. Из удивительных цветочных оранжерей 20 сортов и 40 видов цветов ежегодно высаживаются на городских клумбах площади «Ынтымак», гостиниц и торговых центров Актау.

Основной фактор успешности страны - это согласие и единство народа Казахстана. И в этом, несомненно, роль Ассамблеи народа Казахстана, которая за 20 лет сумела воплотить в жизнь идеи толерантности, согласия. Нельзя не отметить мирные инициативы Казахстана. Конечно, в этом большая заслуга президента Нурсултана Назарбаева. Кыргызстан также - многонациональная республика. Здесь проживают представители порядка 80 национальностей, действуют 40 этнокультурных центров. Совместно с казахским народом мы отмечаем многие праздники. И нас особенно радует, что наши соотечественники на казахстанской земле живут благополучно, сохраняют родной язык, культуру, обычаи и традиции, - сказал Курбанали Газибеков.

Киргизы в Казахстане - одно из малочисленных национальных меньшинств. Основной причиной миграции киргизов в Казахстан является неудовлетворительное экономическое положение в Киргизии и более благополучные условия на казахстанском рынке труда. Также этому способствует и большая протяжённость границы между двумя странами, которая превышает 600 километров.

Многие трудовые мигранты после нескольких месяцев работы получают вид на жительство, а потом и гражданство. При этом, для киргизов предусмотрена упрощённая процедура получения гражданства. Большая часть киргизов, проживающих в Казахстане, расселена на юге республики.

В результате исторического казуса в течение более столетия казахов называли киргизами. Дело в том, что в 1734 году после визита в Петербург казахской делегации во главе с Ералы-султаном, сыном Абулхаир-хана, с целью закрепления условий российского подданства, корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей», освещая это событие, при этом имея весьма туманное представление об азиатских народах, на страницах газеты рассказал о происхождении казахов от енисейских киргизов. Понятное дело, информация официальной газеты, органа царского правительства была воспринята как закон последней инстанции. С этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами. Однако благодаря вмешательству таких именитых ученых, как академик Г.Ф.Миллер, классик А.И.Левшин, а также казахский поэт Ч.Валиханов, казахов стали называть казахами, а киргизов киргизами. Так или иначе, а киргизы на территории Казахстана проживают с давних времен.

Знаменитый поэт-просветитель Мангистау Тумен Балтабасулы в своем сказе о семи народностях, когда-то проживавших в Мангистау, воспел киргизский народ, зафиксировав обитание предков киргизского этноса на этой земле. Известен факт: во время правления хана Абылая на территории Кокшетауского края были переселены две киргизские волости.

Бытует суфистская мудрость: «Лица всех людей повернуты к Каабе. Но убери Каабу, и станет ясно: все они поклоняются сердцу друг друга». Желая понять друг друга, люди обязательно найдут общность тем, идей, духовных стремлений. Много общего у двух тюркских народов: казахского и киргизского. Многие рода, которые входят в состав казахского этноса, есть и у киргизов. Одному Аллаху поклоняются два в прошлом кочевых народа. Киргизы по своему менталитету, национальным традициям, обычаям и культуре близки казахскому народу.

Киргизский алфавит отличен от казахского лишь двумя буквами. То же самое и с национальными блюдами. Киргизский бешбармак отличается от казахского лишь более мелкой жаймой. Да, у киргизов участникам застолья сначала подают сорпу, а потом сам бешбармак, а у казахов – наоборот. Вот и все отличие.

Гордость края

Многие киргизы Мангистау реализуют свои способности в сельском хозяйстве. Ежегодно они выращивают до 1000 тонн овоще-бахчевых культур. В 1965 году приехал в Мангистау талантливый земледелец Эргеш Абдуллаев. В течение 30 лет на священной земле Мангистау Эргеш ага выращивал овощи и фрукты. Восхищались его мастерством возделывания земли местные жители. Под его рукой земля, еще вчера пропитанная солью, плодоносила и приносила урожай. Удивительные сады посажены киргизом Эргешем на полуострове Бузачи, в местности Жынгылды, а также в окрестности поселка Таучик. Ветвистые фруктовые деревья издали подсказывают путнику, что в этом месте его ждет богатый дастархан с обилием фруктов и овощей. На мангистауской земле, в местности Уланак, похоронен хлебосольный старец. В память о нем по сей день цветут сады, радуя мангистаусцев весной цветами, осенью плодами. Заложенный старейшиной киргизского центра Эргешем Абуллаевым таучикский сад в настоящее время возделывает заместитель председателя киргизского этнокультурного объединения «Ала-Тоо» Маматкодыр Наркозиев. Успешный выпускник Ташкентского зоотехнического института в Таучикском и Бузачинском подсобных хозяйствах основал животноводческое хозяйство.

Старейшина этнокультурного объединения, 75-летний Турдубай Жайшибеков основал на полуострове Бузачи, неподалеку от месторождения Каражанбас, крестьянское хозяйство. Посадил фруктовый сад с плодоносящими абрикосовыми, сливовыми деревьями. Благородное дело своего отца продолжают дети Турдубая: Суюн, Амантай и Нурлан. Дочь Гульнара Жайшибекова, тележурналист, ездит по краю и рассказывает мангистаусцам о заслуженных людях, делится новыми впечатлениями со зрителями.

Более 30 лет занимается возделыванием земли в Мунайлинском районе председатель крестьянского хозяйства Канзада Моналова и ее супруг Осмон Хашимохунов.

Удивляет разнообразием ассортимента выращиваемой зелени Куштар Наджиев. Как никто другой, он знает ценность петрушки, укропа, сельдерея, лука.
Ибраим Шакиров своим трудом доказывает, что даже в пустыне, на берегу соленого моря, можно выращивать сладкие овощи и фрукты. Ибраим выращивает в Каракиянском районе, на мысе Песчаный, золотые медовые дыни.

Уроженец Ошской области Кадамжайского района Убайдулла Бурханов после демобилизации из рядов строительного батальона войсковой части №5409 остался жить на полуострове Мангышлак. Не испугался сурового климата Мангистау. И край воздал Убайдулле регулярным урожаем на благодатной земле Тупкараганского района. Убайдулла внедряет капельное орошение и выращивает бахчевые культуры, удивляя земляков ароматными арбузами.
Железная дорога соединяет людей самых отдаленных регионов страны. Пассажир долго помнит поездки в сопровождении внимательного проводника. К таковым относится Жанабай Аджимов. Жанабай работает проводником компании «Казахстан Темир Жолы» на ответственном маршруте станция Мангышлак-Астана. Исполнительность и профессионализм отличают этого человека.

Душа компании, заместитель председателя этнокультурного объединения, талантливый аккордеонист Батыр Жетымишов с энтузиазмом организует музыкальные мероприятия земляков и друзей. Ему не так важно, кто является зрителями - обитатели Дома престарелых
и инвалидов или горожане, отдыхающие на площади Ынтымак. Батыр завораживает исполнением киргизской народной мелодии, казахских кюев, популяризируя музыкальное наследие номадов.

Не нарадуются представители киргизского центра на то, что в их коллективе есть удивительно обаятельная женщина Гульнара Джантаева. На любом мероприятии она создаст праздничное настроение, уважит гостей, приглашенных на вечер.

Женщина-водитель, женщина-предприниматель и просто замечательная женщина Салкын Таштемирова на мангистауской земле вырастила троих детей и четырех внуков.

Знает, как никто другой, что такое остойчивость корабля, что такое попутный ветер и цену «семи футов под килем» Талантбек Акимканов. Выпускник Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С. Макарова Талантбек служил в Вооруженных силах СССР, России, Кыргызстана, Казахстана. В 2002 году Приказом Министра Обороны РК был направлен начальником кафедры «Морская техника и технология» военно-морского училища МО РК Актау. Выйдя в отставку, работал старшим преподавателем АФ «КазАТиК имени М.Тынышпаева», инженерно-технического института КГУТиИ имени Ш.Есенова, главным специалистом морского учебно-тренажерного центра КГУТиИ. С сентября 2010 года преподает в Актауском транспортном колледже Казахской академии транспорта и коммуникации имени М. Тынышпаева. За добросовестную службу в рядах ВМС, за подготовку профессиональных кадров капитан третьего ранга Талантбек Акимканов награжден медалями «70 лет ВС СССР», «10 лет ВС РК» и другими знаками отличия, дипломами и грамотами. Чтобы всегда быть рядом с супругом, Рахат Акимканова тоже предпочла военную службу. В настоящее время мичман Акимканова вышла в запас.

Более 20 лет служит в пограничных войсках майор пограничной службы штаба регионального управления береговой охраны ПС КНБ РК Догдурбек Бокатенов.

За добросовестное исполнение офицерского долга награжден медалью второй степени «За безупречную службу Вооруженных сил РК». Медалью «За безупречную службу в Вооруженных силах РК» третьей степени награжден начальник отдела административной работы РУ береговой охраны КНБ РК Ергаш Юлдашев.

Плеяду представителей интеллигенции киргизского этнокультурного объединения возглавляет талантливейший музыкант, уроженец города Бишкек Куван Мейманбаев. Выпускник Литовской Академии музыки в Вильнюсе, а также аспирант киргизской национальной консерватории Бишкек, он является обладателем первой премии международного конкурса имени Н.Халмамедова (Ашхабад), II премии фестиваля «ШАБЫТ- INSPIRATION» (Астана), III й премии на конкурсе (Бишкек). В копилке его достижений диплом с подписью Микаэла Таривердиева за участие в международной благотворительной программе «Новые имена». Кувану известны лучшие дворцы культуры Казахстана, а также Бишкека, Вильнюса, Каунаса, Клайпеды, Шауляй. Памятны выступления в тандеме с Государственным академическим оркестром под управлением Т. Абдрашева. Будучи талантливым концертмейстером, Куван гордится победами своих учеников на республиканских и международных музыкальных конкурсах, в частности, Ш. Каримовой, Б. Есеркепа, М. Сагади, Н. Джуматова. В 2011 году Куван Мейманбаев приглашен концертмейстером кафедры струнных инструментов АВАК Казахского национального университета искусств. В семье Мейманбаевых существует культ музыки. Старший сын Кувана Алибек продолжает династию музыкантов. Он учится в академии музыки по классу виолончель.

Духовное благословение, исцеление от душевных ран многие мангистаусцы получают у Салтанат Исмаиловой. Ее особый талант известен далеко за пределами края. Будучи профессиональным народным целителем РК, она имеет сертификат международной академии прокоскопических наук имени Нострадамуса. Заслуженная целительница Республики Казахстан награждена нагрудным знаком «Үздік шипагері», «Халық құрметіне бөленген емші», медалью «Почетный профессиональный народный целитель Республики Казахстан», орденом «Қазақстанның жұлдызды емшісі», дипломами и грамотами.
Талантливейший киргизский писатель, президент Ассамблеи культуры народов Центральной Азии Чингиз Айтматов однажды сказал: «Любовь - главная истинная жизненная сила человека. Народ рождает таланты, и он же, народ, является ценителем и хранителем всего лучшего, что создают его мастера».

Счастливы представители киргизского этноса возможности изучать устное народное творчество своих предков, говорить на родном киргизском языке и с радостью поддерживают обычаи и традиции дружественного казахского народа, а также других этносов, проживающих на мангистауской земле.

Традиции киргизского народа

Культура киргизского народа развивалась на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени сохранила свою уникальность и ярко выраженные элементы кочевого образа жизни. Гостеприимство, доброта и открытость – это главные качества, которыми славятся киргизы.
Обычаи и традиции киргизов, как и всех остальных народов мира, представляют собой сложный и богатый по своему содержанию этнический комплекс. На формирование его характерных признаков большое влияние оказала тюркско-монгольская кочевая культура.
Народные традиции, обычаи и обряды киргизского народа определялись кочевым образом жизни. Особое место среди них занимают семейно-бытовые традиции, которые, складываясь веками, отражают накопленную многими поколениями мудрость.

Обычай гостеприимства

Самым традиционным обычаем у киргизов – как и у всех народов - является гостеприимство. Любому гостю оказывались почести. Важны и традиции уважения к старшим. В киргизской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как «чон уй» («большой дом»), выражая этим почтительность к основателям семьи. Издревле каждый, чей путь проходил через киргизский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Поскольку киргизы на протяжении многих десятилетий вели кочевой образ жизни, своеобразный вид хлеба – «комоч-нан», для приготовления которого требуется только две сковороды, и в настоящее время пользуется заслуженным вниманием за простоту приготовления и отменный вкус. Чай - необходимый атрибут азиатского стола и дружеской беседы. А ведь живущие в Средней Азии уже и не замечают, что обычный напиток стал символом дружественного диалога между людьми, таким незаметным, но и незаменимым собеседником.

Рождение ребенка

Самое радостное и долгожданное событие в истории каждой семьи, конечно, рождение ребенка. Ребенок в семье – символ продолжения рода, бессмертия нации. Поэтому к детям в Кыргызстане особое отношение.
Начнем с того, что еще задолго до знаменательного события беременную женщину старались оградить от всевозможных домашних забот и волнений. Здесь в ход шла магия. В одежде беременной в обязательном порядке должен быть «тумар» - амулет с изречениями из Корана, а также старинные языческие обереги, типа когтей медведя «аюу тырмагы» или лапы филина «укунун тырмаг». В юрте рожающей женщины днем и ночью горел огонь, лежал нож, острием к двери, а на остове дома дулом в небо привязывалось ружье. Все эти нехитрые приспособления должны были отгонять злых духов, с какой бы стороны они ни подступали.

Первой пищей новорожденного становилось «сары ма»- топленое коровье масло, первой одеждой – «ит койнок», так называемая «собачья рубашка». Ее шили из лоскутов, выпрошенных у уважаемых людей села и сначала надевали на собаку. Все это делалось по поверью «ырым» для долгой и счастливой жизни малыша.

Потом следовал обряд укладывания новорожденного в колыбель «бешик», затем наречение по имени –«ат койуу», празднование первого шага – «тушоо кесуу». В 3,5 или 7-летнем возрасте мальчикам в обязательном порядке делалось обрезание – «суннет», девочкам в 10-11-летнем возрасте торжественно заплетали многочисленные косички, как знак того, что девочка повзрослела.

С самого рождения детей в Кыргызстане оберегают от злых глаз, для этого применялись различные амулеты и обереги. Вообще благополучной у киргизов считалась семья, имеющая 10 и более детей, так повелось с незапамятных времен, когда более многочисленный род легче справлялся с внешними опасностями и врагами, да и чисто экономические проблемы обходили его стороной.

Рождение ребенка рассматривается как особо радостное, счастливое событие. Несколько человек как добрые глашатаи верхом на конях разносят весть о рождении ребенка всем знакомым, родным и друзьям, за что получают подарки - суюнчи. Близкие родственники и друзья при этом прославляют родителей.

Свадьба

Как и у всех народов, одно из самых главных мест в семейных торжествах занимает свадебный обряд - красочный и торжественный, сопровождаемый молодежными играми, песенными состязаниями - айтыш, поочередным пением - сармерден и другими развлечениями.
Свадебный обряд – поистине уникальное явление в культуре киргизского народа. Свадьба и связанные с ней события являются самой красочной частью в комплексе обрядов. Когда говорят о традициях национальной свадьбы, конечно, в первую очередь, имеют в виду захватывающие ритуалы выплаты калыма или сватовство.

Сегодня, конечно, не все ритуалы соблюдаются неукоснительно, но все же основные моменты обязательны на любом торжестве.
Самое интересное, что сватать детей у киргизов разрешено даже до их рождения. Такая форма сватовства называется «бел куда», и распространена она у закадычных друзей, мечтающих о кровных узах «сөөктешуу». Для скрепления уговора выполнялся следующий обряд: будущие родственники прикасались к стреле лука зубами, а затем делали небольшие надрезы на безымянных пальцах и высасывали немного крови друг у друга. После выполнения ритуала друзья считались кровными братьями, и даже если не получалось поженить детей, их отношения переходили в разряд родственных.

Можно также сосватать младенцев. Если дитя еще лежит в колыбели, то такое сватовство называется «бешик куда». В ушко просватанной маленькой невесты вставлялись серебряные сережки «сойко салуу», и родители детей полноправно могли именовать себя родственниками.
Киргизы в большинстве своем исповедуют ислам, но в отличие от других мусульманских народов, чьи молодожены нередко знакомятся на свадьбе, в Киргизии жених и невеста не только могут, но и должны встречаться до свадьбы.

Эта традиция называлась «зятеванием» или знакомством с будущим зятем. Задолго до свадьбы молодой человек должен был поставить юрту за околицей деревни, чтобы невеста могла приходить туда с подругами и постепенно знакомиться с будущим мужем. Обычно на такие встречи собиралась шумная компания молодежи, затевались игры и развлечения.

Перед отъездом в дом жениха невеста по традиции обходила всех родственников и прощалась с ними, для подруг же собирался девичник.
В день отъезда молодых для собравшихся устраивался большой праздник - «кыз узатуу» - проводы невесты, который сопровождался обильным застольем, разнообразными играми и гуляньями, нередко к нему приурочивались конные состязания.

Конечно, невесту не отпускали без выкупа, который предполагал наличие большого количества скота, пригоняемого женихом в дом к невесте.
Затем девушке расплетали девичьи косы и заплетали женские, с этого момента она считалась для родителей навсегда потерянной и полностью принадлежала мужу и его семье.

В отношении невестки существовали обычаи запрета. Так, она не могла сидеть спиной к родственникам мужа, сидеть с протянутой ногой, резко и громко говорить, ходить с непокрытой головой, босой, называть по имени родственников мужа и должна была избегать прямой встречи со старшими родственниками мужа. Этот запрет действовал в течение всей жизни невестки. Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за них их имена озвучивал кто-нибудь из присутствующих, который их знал. Однако и сами старшие родственники мужа соблюдали особый этикет в отношении снохи.

Ритуальное значение имел обычай посвящения огню. Каждая родственная семья приглашала по очереди молодожёнов, знакомила невестку с родственниками мужа, в их честь резали скот, надевали на её голову белый платок. Белый цвет у киргизов символизировал чистоту, счастливый путь, счастье и чистые помыслы.

По обычаю невестка через год посещала аул родного отца и находилась там в течение нескольких дней или месяцев. По обычному праву родители невестки приготавливали приданое, которое передавали в день свадьбы стороне жениха. В состав приданого входило всё, что необходимо для жизни молодожёнов: от иголки с ниткой до скота. Причём, приданое не должно было быть меньше выкупа - калыма.

Традиционно есть определенная иерархия свадеб. Самый старший сын должен жениться раньше, чем его младшие братья. Самый младший сын должен ждать, когда женятся все его старшие братья. Хотя эта традиция часто и не соблюдается.

Согласно киргизской традиции, самый младший сын заботится о своих родителях. Старшие братья могут жениться и уйти из дома, чтобы создать свою собственную семью - по традиции им дарили юрту - но не самый младший сын, который оставался со своими родителями и унаследовал их юрту.

Наурый и Алтын куз - праздники весны

Киргизы как и многие народности, проживающие на мангистауской земле, отмечают Наурыз, для них это также считается Новым годом. Также киргизы Мангистау под звуки и ритмы веселых песен и зажигательных танцев отмечают праздник «Алтын куз».

Как сказал председатель киргизского этнокультурного объединения Курбанали Газибеков, праздник «Алтын куз» посвящен возрождению традиционной культуры киргизского народа. Этот праздник символизирует окончание сельскохозяйственного года.
У киргизов есть хорошая пословица: «У человека ум в глазах». Народ должен увидеть своими глазами, что можно вырастить экологически чистые овощи и фрукты.

– Каждый год члены нашего этнокультурного объединения собирают на своих хозяйствах хороший урожай бахчевых, томатов и других овощей. В рамках акции «Двадцать добрых дел» часть нашего урожая мы отвозим в областную детскую деревню и в Дом–интернат для престарелых и инвалидов, – сказал Курбанали Газибеков.

Национальная кухня

Национальная кухня в Киргизии богата и разнообразна. Она формировалась на протяжении всей истории киргизского народа и вобрала в себя наивкуснейшие блюда и напитки, оставшиеся со времен кочевой жизни, а также блюда народов-соседей по региону.
Поскольку кочевой образ жизни требует много сил и энергии, национальные блюда киргизов отличаются необычайной питательностью и калорийностью. Их основные ингредиенты – это мясо, молоко, мука и злаки.

Большинство традиционных блюд не обходится без мяса. В пищу употребляются баранина, говядина, мясо яков и особо любимая и ценимая киргизами конина.

Бешбармак

Наиболее известным киргизским блюдом является бешбармак – отварная, мелко нарезанная баранина, залитая бульоном, с добавлением лука и лапши. Название этого блюда переводится с киргизского как «пять пальцев», и традиционно его едят руками. Для киргизского народа бешбармак не просто блюдо – это целая церемония со своими традициями и обычаями. Барана режут и варят в казане до тех пор, пока бульон не будет готов к употреблению, а мясо на костях – к распределению между участниками трапезы.

Сначала гостям дают отведать жаш шорпо - крепкий бульон, приправленный луком, затем куйрук-боор - печень и курдючное сало, нарезанные небольшими ломтиками и заправленные специальным соусом, затем кабырга - ребра с толстым слоем мяса и сала. Наконец, на большом блюде подается сам бешбармак - мелко накрошенное мясо, смешанное с лапшой и заправленное луковым соусом.

Большой популярностью также пользуется разновидность супа – шорпо. Это горячий бульон с кусками мяса, картофелем, морковью и зеленью. Жареное мясо у киргизов называется куурдак: мясо (баранина, говядина, конина) режется на крупные куски и жарится вместе с луком на курдючном сале. Деликатесом считаются колбаса из конины – чучук, а также колбаса из печени и крови со специями – быжы. Киргизская кухня родственна с казахской и унаследовала множество черт общего кочевого прошлого обоих народов. Большинство блюд киргизской и казахской кухни полностью идентичны друг другу и даже совпадают по названию.

Плов для киргизов также считается обязательным блюдом практически на всех массовых торжествах. Существуют и десятки вариантов специй, которые добавляют в плов в том или ином регионе.

Ни один прием пищи не обходится без хлеба. Обычно хлеб имеет форму лепешек, которые готовятся в котлах (кёмкёрмё токоч), на сковороде (кёмёчтён) или в специальных печах (тандыр-нан). По праздникам готовят особое угощение – боорсоки – жареные в масле сладкие кусочки дрожжевого теста.

Молочные продукты также являются неизменной частью трапезы киргизов. Особо любим айран – очень густой кисломолочный напиток, приготовленный из овечьего молока.

Кымыз (кумыс) - национальный напиток. Его особым образом изготавливают только из конского молока, взятого в определенный период. Этот слабоалкогольный напиток не только прекрасно утоляет жажду, но и обладает лечебными свойствами. Также широко используется айран («чалап» или «шалап») - несколько разбавленное и сброженное коровье молоко, напоминающее жидкий йогурт (часто готовят с минеральной водой, сахаром и солью).

Любой прием пищи сопровождается чаепитием. Принято пить черный и зеленый чай с молоком, сливками или топленым маслом. После долгого путешествия чай отлично утоляет жажду, а после приема калорийной жирной пищи чай – настоящий спаситель для организма. Чай пьют из специальной чаши – пиалы.

В киргизских семьях готовится большое количество блюд, рецепты приготовления которых позаимствованы у других народов. Это блюда дунганской и уйгурской кухни, такие как ашлям-фу и лагман (лапша с острым соусом, мясом и овощами), манты и чучвара (вареное тесто с начинкой из фарша).

В статье использованы материалы из книги «Мангистау под шаныраком дружбы» Н. Задерецкой, фотографии из личного архива Курбанали Газибекова и фото asia-travel.uz, triptokyrgyzstan.com, open.kg, issyk-kul7.kz, m.limon.kg, sputnik.kg, zanoza.kg.

По статистике, в России (данные на январь 2019 г.) проживает и работает от 600 000 до 800 000 киргизских граждан. Более 60% россиян настроено к приезжим из Кыргызстана доброжелательно, 26% нейтрально. Негативное отношение напрямую связано с конкуренцией в трудовой сфере.

Исходя из многочисленных исследований, киргизы лучше прочих гостей из Средней Азии знают устный русский. А что россияне знают о них?

Традиции гостеприимства

У киргизского народа гостеприимство в крови - иначе в кочевых условиях трудно: любому в долгой дороге мог потребоваться ночлег. Киргиз предоставлял пристанище и пищу в доме или юрте любому, кто войдет в его жилище после заката. Если его семья была слишком бедной - негде приютить и нечем накормить гостя - на помощь приходила родня. Только бы гость не рассказал другим людям, что встретил плохой прием!


Источник фото: goturist.ru

Для различных гостей даже разные слова в языке. Есть гости «обязательные» - прибывающие на важные мероприятия (свадьбу, похороны). Их положено принимать и размещать общими усилиями - нескольких родственных семейств или всего поселения. Есть «знакомые» - друзья, дальняя родня, с ними обращение более неформальное. Есть «гости от Бога» - именно люди в пути, приходящие переночевать под твой кров. Гостей угощают лучшими мясными блюдами, постоянно доливают чай, чтоб не остывал, дарят им подарки. Отказаться от угощения - обидеть хозяев, надо хотя бы попробовать или сделать вид, даже если перед вами вареный овечий глаз. Это означает, что хозяин угостился вторым глазом - то есть желает в будущем с вами еще увидеться! Примета...

Традиционная кухня, блюда

Основа киргизской национальной кухни, что естественно для скотоводов - мясо, молоко и мука. Многие блюда и продукты отлично знакомы россиянам: это плов, манты, лагман, самса, напитки айран и кумыс.

Источник фото: freepik.com

Более экзотичны бешбармак (блюдо из рубленого, обычно конского мяса, лапши и крепкого бульона с луком), куурдак (жареная мякоть баранины с луком, подается с картошкой), шорпо и ашлян фу (супы на мясном бульоне, второй подается холодным), конские колбасы казы (сыровяленая) и чучук (копченая, вареная или сушеная). Из хлебобулочных изделий - тандыр-нан, готовящийся на углях в печи-тандыре, каттама из слоеного теста с луком и десертная выпечка - боорсоки, квадратные маленькие кусочки теста, обжаренные в масле (их едят, запивая чаем, по желанию окуная в мед).


Источник фото: freepik.com

Семейные традиции

Все семейные традиции киргизов имеют многовековую историю и ориентированы на сохранение, увеличение и благополучие семьи, приумножение ее благосостояния. Семья с патриархальным укладом всегда играла важнейшую роль в жизни каждого отдельного представителя киргизского народа: традиции направлены на сохранение мира в семье, передачу опыта и знаний новым поколениям. Человек стремился иметь большое потомство и побольше скота, породниться с уважаемыми и состоятельными людьми, помогать родственникам и соседям.

Киргизы придают большое значение почитанию старшего поколения, как носителя опыта и мудрости. Старших и уважаемых усаживают на почетное место на застолье, выделяют им лучшие порции угощения.

Раньше браки между молодыми заключались только по родительскому договору, невестка должна была кланяться родителям жениха при встрече.

В случае принятия важных решений было принято спрашивать совета аксакалов («белобородых», то есть старейших членов семьи и рода), в случае, когда кому-то из родни и даже соседей требовалось помочь, вступал в силу обычай «ашар» (взаимопомощь). Знать своих предков до седьмого колена обязан был каждый.


Источник фото: goturist.ru

Даже обычай гостеприимства напрямую имеет отношение к семье: по тому, как тот или иной киргиз принимал гостей, у посторонних людей складывался образ его семьи. Каждый стремился показать, что его семья чтит обычаи, щедра и достаточно богата, чтоб достойно принять в доме или юрте гостя.

В случае смерти человека вся семья распределяла между своими членами определенные функции: кто-то сообщал о смерти людям, кто-то занимался непосредственно вопросами погребения, кто-то отвечал за прием гостей и угощение для поминок. Существует обычай «кошумча» : родственники материально помогают семье усопшего. Безразличие к смерти родича осуждается.

Брак, свадьба, сватовство

Ранее в Кыргызстане существовал обычай раннего сватовства - преданные друзья, желая породниться, могли сосватать еще не рожденных или новорожденных детей. К сватам принято было относиться с уважением. Сегодня, разумеется, учитывается желание самих молодых соединить судьбы. Но после договора родителей родня жениха все еще приезжает в дом невесты подарить ей золотые серьги.

За невесту принято было платить калым, а ее родители считали важным подготовить «сеп» - приданое. В него входило необходимое для молодой семьи. По традиции - сундук с посудой и одеждой, традиционные ковры и одеяла, свадебная ширма «кошоге» также входила в состав приданого.

В назначенный день сваты везли в дом невесты калым и ценные подарки, после благословения родителей происходили торжественные проводы невесты в дом жениха, где частью ее свадебного наряда становился белый платок. По сей день невесту, входящую в дом жениха, осыпают сладостями (обычай «чачыла»).


Источник фото: myinstazone.com

Раньше большое значение имела девственность невесты - практиковался осмотр простыни после первой брачной ночи (причем не только родней жениха, но и всеми желающими!). За воспитание чистой, непорочной девушки матери невесты дарили ценный подарок.

Рождение ребёнка

Это всегда радостное событие, и праздник следует за праздником. Первому, кто сообщит родне радостную весть, дарится небольшой подарок (деньгами). За право увидеть малыша также немного платят («корундук»). Имя новорожденному традиционно выбирает старший и наиболее уважаемый родственник в семье или роде. Справляются семейные праздники «бешик той» (укладывание в колыбель) и многие другие.

Причины миграции

В Кыргызстан из РФ переезжает немного людей - и это люди, уверенные в своем будущем. У иностранных специалистов зарплата выше, чем у местных. А еще лучше иметь постоянный источник дохода в РФ или стартовый капитал для открытия своего дела. Если вы планируете работать в текстильной, золотодобывающей, сельскохозяйственной отраслях или собираетесь заняться туристическим бизнесом, вам можно задуматься о переезде в Кыргызстан.

Живущие в стране утверждают, что бизнесменам лучше проживать в Бишкеке, для занятий сельским хозяйством лучше подходит «южная столица» Ош.


Источник фото: freepik.com

Из Кыргызстана в РФ, наоборот, едут массово. Работая в России, отсылают заработанное семьям на родину. Как показал недавний опрос, лишь 10% жителей страны удовлетворены своим уровнем жизни и доходами. 60% относятся к среднему звену - их заработная плата низкая или минимальная, по их собственным признаниям, ее впритык хватает на жизнь, но сбережений сделать уже невозможно. 30% населения живет на грани бедности.





Эпос “Манас” – это настоящий шедевр устного народного творчества кыргызского народа. Во всем мире он известен, прежде всего, тем, что это наиболее объемное произведение среди всех известных эпосов. В одном из вариантов он состоит более чем из 500 000 стихотворных строк. В 1995 году в Кыргызстане отмечалось 1000-летие эпоса “Манас”.

На протяжении веков эпос “Манас” передавался из уст в уста, из поколения в поколение, при этом обогащаясь и приобретая новые оттенки, но сохраняя четкую сюжетную линию. Истинного мастерства в повествовании произведения достигали народные сказители – манасчи. Они часами могут рассказывать увлекательные истории о великом герое Манасе и его подвигах. У каждого манасчи свой собственный стиль изложения и своя интерпретация событий эпоса, однако основная сюжетная линия у всех одна. В настоящий момент известно 35 вариантов эпоса.

Learn more

Музыкальное искусство

С незапамятных времен музыка занимала видное место в жизни кыргызов. Ни один праздник в селении не обходился без музыки, а жители, от мала до велика, собирались, чтобы послушать чудесные мелодии в исполнении мастеров-музыкантов. Как у любого народа, у кыргызов есть свои традиционные музыкальные инструменты, отражающие уникальный национальный колорит.

Наиболее широко распространенный инструмент – это комуз. Он изготавливается искусными мастерами из цельного куска дерева (обычно арчи, абрикоса или ореха). Его длина не превышает 80-90 см. Комуз имеет три струны. Играют на нем обычно сидя: музыкант держит инструмент в горизонтальном положении, левой рукой держит струны у грифа, а правой пощипывает их. Комуз можно настроить по-разному: из него могут литься как веселые и заводные звонкие мелодии, так и грустные мотивы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»