Роды и жанры литературы. Большое повествовательное художественное произведение сложным Большое художественное литературное произведение со сложным сюжетом

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Книга призвана ознакомить русских читателей с выдающимися теоретическими позициями современной нарратологии (теории повествования) и предложить решение некоторых спорных вопросов. Исторические обзоры ключевых понятий служат в первую очередь описанию соответствующих явлений в структуре нарративов.

Исходя из признаков художественных повествовательных произведений (нарративность, фикциональность, эстетичность) автор сосредоточивается на основных вопросах «перспективологии» (коммуникативная структура нарратива, повествовательные инстанции, точка зрения, соотношение текста нарратора и текста персонажа) и сюжетологии (нарративные трансформации, роль вневременных связей в нарративном тексте).

Во втором издании более подробно разработаны аспекты нарративности, события и событийности. Настоящая книга представляет собой систематическое введение в основные проблемы нарратологии.

Дубровский

Александр Сергеевич Пушкин Русская классика Список школьной литературы 5-6 класс

«Дубровский» – образец повествовательной прозы Александра Сергеевича Пушкина, один из первых образцов русского литературного языка. Это история человека, обиженного богатым соседом и правосудием, и основана она на подлинном судебном деле. В то же время сюжет произведения во многом напоминает шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта».

Какова жанровая принадлежность «Дубровского»? Что это – недописанный роман или почти написанная повесть? Почему Пушкин оставил практически готовый текст и начал работать над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»?Литературоведы до сих пор спорят об этом, а читатели – с удовольствием следят за похождениями молодого дерзкого дворянина…

Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение

Александр Чудаков Биографии и Мемуары Культурный код

Александр Павлович Чудаков (1938–2005) – доктор филологических наук, исследователь русской литературы XIX–XX веков, писатель, критик . Широкому кругу читателей он известен как автор романа «Ложится мгла на старые ступени …» (премия «Русский Букер» 2011 г.

за лучший роман десятилетия), а в филологической среде – как крупнейший специалист по творчеству Чехова. В дневниках А. П. Чудакова есть запись: «А еще говорят – нет знаков, предопределения. Я приехал в Москву 15 июля 1954 г. Вся она была уклеена газетами с портретами Чехова – был его 50-летний юбилей.

И я ходил, смотрел, читал. И подумал: „Буду его изучать“. Так и вышло». Монография «Поэтика Чехова», увидевшая свет в 1971 году, когда ее автору было немного за тридцать, получила международное признание и вызвала ожесточенное сопротивление консерваторов от науки.

Сделанные в ней и в следующей книге – «Мир Чехова: Возникновение и утверждение» (1986) – открытия во многом определили дальнейшие пути развития чеховедения. А. П. Чудаков одним из первых предложил точные методы описания повествовательной системы писателя , ввел понятие «вещного мира» произведения, а его главный тезис – о «случайностной» организации чеховской поэтики – неизменно вызывает заинтересованные споры исследователей.

В формате pdf А4 сохранен издательский макет, включая именной указатель и указатель произведений.

Очерки об историописании в классической Греции

И. Е. Суриков История Studia historica

Монография представляет собой результат исследований в области древнегреческой историографии, проводившихся автором на протяжении ряда лет. Книга состоит из двух частей. В главах первой части анализируются общие особенности исторической памяти и исторического сознания в античной Греции.

Освещаются следующие сюжеты: соотношение исследования и хроники в историографии, аспекты зарождения исторической мысли, место мифа в конструировании прошлого, циклистские и линейные представления об историческом процессе, взаимовлияние историописания и драматургии, локальные традиции историописания в античном греческом мире, элементы иррационального в произведениях классических греческих историков и др.

Вторая часть посвящена различным проблемам творчества «отца истории» Геродота. В ее главах рассматриваются следующие вопросы: место Геродота в эволюции исторической мысли, влияние эпоса и устных исторических традиций на его труд, образы времени в «Истории» Геродота, проблемы достоверности данных этого автора и его повествовательного мастерства, тендерная и этноцивилизационная проблематика у Геродота, вопрос о степени завершенности «Истории» автором, географические представления Геродота и др.

В заключении ставится вопрос о том, принадлежал ли Геродот к архаической или классической традиции историописания, и предпринимается попытка аргументированного ответа. Книга предназначена для специалистов – историков и филологов, для преподавателей и студентов гуманитарных факультетов вузов, для всех интересующихся историей исторической науки.

Ада, или Радости страсти

Владимир Набоков Русская классика Вечные книги (Азбука)

Создававшийся в течение десяти лет и изданный в США в 1969 году роман Владимира Набокова «Ада, или Радости страсти» по выходе в свет снискал скандальную славу «эротического бестселлера » и удостоился полярных отзывов со стороны тогдашних литературных критиков ; репутация одной из самых неоднозначных набоковских книг сопутствует ему и по сей день.

Играя с повествовательными канонами сразу нескольких жанров (от семейной хроники толстовского типа до научно-фантастического романа), Набоков создал едва ли не самое сложное из своих произведений, ставшее квинтэссенцией его прежних тем и творческих приемов и рассчитанное на весьма искушенного в литературе, даже элитарного читателя.

История ослепительной, всепоглощающей, запретной страсти, вспыхнувшей между главными героями , Адой и Ваном, в отрочестве и пронесенной через десятилетия тайных встреч, вынужденных разлук, измен и воссоединений, превращается под пером Набокова в многоплановое исследование возможностей сознания, свойств памяти и природы Времени.

Поэтика русской автобиографической прозы. Учебное пособие

Н. А. Николина Учебная литература Отсутствует

В пособии предложены методы анализа прозаических автобиографических текстов, которые могут быть использованы при рассмотрении произведений других жанров. Особое внимание уделяется повествовательной структуре жанра, его пространственно-временной и лексико-семантической организации.

Русская автобиографическая проза исследуется на широком историческом фоне (с конца XVII в. до ХХ в.), при этом в нем рассматриваются как художественные, так и нехудожественные тексты. Для студентов и преподавателей-филологов, учителей русского языка и литературы.

Пособие будет полезно при изучении курсов «Филологический анализ текста», «Лингвистика текста», «История русской литературы», «Стилистика».

Россия в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция Екатерины Великой

И. М. Смилянская История Отсутствует

Монография посвящена начальному периоду становления российского присутствия в Средиземноморье – Архипелагской экспедиции российского флота 1769-1774 гг. Авторы монографии обращаются к документальным и повествовательным источникам (в том числе из российских и западноевропейских архивов), российской и иностранной прессе, проповедям и литературным произведениям с целью выявления скрытых механизмов утверждения влияния екатерининской России в Восточном Средиземноморье, роли Архипелагской экспедиции в установлении культурных и политических контактов России с населением Греции, с правящей элитой итальянских государств, с правителями Ближнего Востока и Северной Африки.

В подобном ракурсе средиземноморская политика Екатерины II ранее не изучалась. Специально в монографии исследованы пропагандистские стратегии Екатерины Великой, а также западноевропейское и российское восприятие средиземноморской акции России. В приложении публикуются новонайденные рукописи и архивные документы.

Онтологическая проблематика современной русской прозы

О. В. Сизых Языкознание Отсутствует

В монографии исследуется проблемно-тематическое поле, обусловливающее развитие малых эпических форм в русской литературе конца XX – начала XXI веков; рассматриваются сюжетно-повествовательные дискурсы, составляющие художественные системы современных прозаиков (Т.

Н. Толстой, А. В. Иличевского, B. А. Пьецуха, Л. Е. Улицкой, Л. С. Петрушевской, В. Г. Сорокина). Основное внимание уделяется смысловым трансформациям канонических текстуальных единиц как отражению онтологического конфликта. Устанавливаются преемственность и связь между классической и новейшей русской прозой на проблемно-тематическом уровне, выявляется культурно-философский контекст современных произведений.

Книга адресована филологам.

Рассказы кстати

Николай Семёнович Лесков Русская классика Отсутствует

В аудиокнигу вошли произведения, объединенные в авторский цикл «Рассказы кстати». Это совершенно разные по сюжету произведения, построенные на анекдоте, «курьезном случае», рисующие забавные, но от этого не менее значительные в своей национальной характерности ситуации. 1964, 1969

Впервые на русском знаменитая дилогия Арчибальда Кронина! «Песенка в шесть пенсов и карман пшеницы» – две первые строчки известной английской песенки, а также названия не менее известных двух произведений Арчибальда Кронина, созданных в лучших традициях «романов воспитания» Диккенса, Бальзака и Флобера.

Рассказ о судьбе юноши из Шотландии, мечтательного, амбициозного и наивного отразил многие автобиографические факты из жизни автора. О его приключениях, победах и поражениях, потерях и обретениях, влюбленностях и разочарованиях Кронин повествует с теплым юмором и с тем проникновенным, вызывающим сочувствие и сопереживание реализмом, который отличает его оригинальный творческий почерк.

Читатель встретит здесь тот же яркий повествовательный дар, которым отмечены и другие романы автора, ставшие современной классикой, такие как «Замок Броуди», «Звезды смотрят вниз», «Цитадель» и многие другие.

«Рыбалка в Америке», которая принесла автору мировую славу, двухмиллионный тираж и поистине культовый статус, неоднократно называлась критиками «антироманом», – это чисто модернистское произведение, в котором Бротиган сознательно отказывается от привычных повествовательных форм и погружает читателя в область психоделического калейдоскопа мотивов и образов, понимаемых, скорее, интуитивно, нежели логически.

Книга содержит нецензурную брань.

Сказка сказок, или Забава для малых ребят

Джамбаттиста Базиле Зарубежная классика Отсутствует Нет данных

Сборник сказок неаполитанского писателя и поэта Джамбаттисты Базиле (1566–1632) – один из самых ярких памятников литературы итальянского барокко. Используя сюжетную канву народных сказок, соединяя с ними повествовательные приемы новеллино XIV–XVI вв.

Базиле создает оригинальные произведения, дающие яркую картину жизни и нравов своего времени, галерею психологически достоверных образов, не теряющих свежести и четыре века спустя. Некоторые сказки Базиле послужили основой для «Сказок матушки Гусыни» Шарля Перро, а также для сказок братьев Гримм.

Петр Епифанов переводил с древнегреческого памятники византийской гимнографии (Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, Козма Маюмский), с французского – философские труды Симоны Вейль, с итальянского – стихотворения Джузеппе Унгаретти, Дино Кампаны, Антонии Поцци, Витторио Серени, Пьера Паоло Пазолини.

В классификации литературные виды выделяются в пределах литературного рода. Выделяются:

эпические литературные виды

РОМАН - большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого - судьба личности.

ЭПОПЕЯ - крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности - повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея - это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

ПОВЕСТЬ - художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

РАССКАЗ - художественное произведение небольшого размера, в основе которого - эпизод, случай из жизни героя.

СКАЗКА - произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

БАСНЯ (от «баять» - рассказывать) - это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

лирические (стихотворение),

ОДА (с греч. «песнь») - хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») - торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») - короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ - жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

ПОСЛАНИЕ - стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette - «песенка») - стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель - поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России - в 18 веке. Основные виды сонета - итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

лироэпические

ПОЭМА (с греч. poieio - «делаю, творю») - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА - сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

драматургические

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode - «козлиная песня») - драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode - «веселая песня») - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») - это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ - жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

ФАРС - жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Литературные виды отличаются друг от друга по различным критериям - объём, количество сюжетных линий и героев, содержание, функция. Один вид в разные периоды истории литературы может представать в виде разных жанров - напр., психологический роман, философский роман, социальный роман, плутовской роман, детективный роман. Начало теоретическому разделению произведений на литературные виды положил Аристотель в трактате «Поэтика», работа была продолжена в Новое время Готхольд Лессингом, Никола Буало.

  • Рома́н Мстисла́вич Га́лицкий (ок. 1150-19 июня 1205) - князь новгородский (1168-1170), князь волынский (1170-1187,1188-1199), галицкий (1188), первый князь галицко-волынский (с 1199-1205), великий князь Киевский (1201, 1204).
  • Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями
  • Большое повествовательное, художественное произведение со сложным сюжетом
  • Литературное произведение
  • Большое творение маститого писателя
  • И мужское имя, и литературное произведение
  • Повествовательное произведение со сложным сюжетом
  • Имя, интрижка или большое произведение
  • Имя, интрижка и литературное произведение
  • Литературное произведение, "спорящее" с поговоркой "краткость - сестра таланта"
  • Художественное произведение
  • ДИАЛЕКТИЗМ

    • Языковая особенность речи, вкрапляемая в художественное произведение
      • Драма. UA - фестиваль современной драматургии, который проходит во Львове с 2010 года.
      • Литературно-художественное произведение
      • Произведение для театра
      • Литературное произведение с серьезным сюжетом без трагического исхода
      • Театральная пьеса, ориентированная на сценическое исполнение литературное произведение - серьезное, с глубоким внутренним конфликтом
      • Один из трех основных родов художественной литературы
      • Один из основных родов художественной литературы
      • Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене
      • Если кого-то убили в начале произведения, то это дете
        • Инсталляция (англ. installation - установка, размещение, монтаж) - форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое.
        • Художественное произведение, являющееся композицией из различных предметов

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов : эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс – театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

Жанр как понятие появился уже очень давно, еще в античном мире. В это же время появилась и типология жанров. Сегодня типологии текстов более строгие и обладают четкими границами. Причем применяются они во всех сферах жизни – в государственной деятельности, в профессиональных сферах, театре, медицине и даже быту.

Жанры в художественной литературе – это особый сложный вопрос. Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме .

ЭПОС (от греч. «повествование») – это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. «исполняемое под лиру») – это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. «действие») – обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может бытьфантастическая или историческая повесть , а жанровой разновидностью комедии –водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр – это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

(от «баять» – рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

(с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

(с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

(от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Эпиграмма

(с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Послание

стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

Трагедия

(с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

(с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

(«действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

Водевиль

жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Лироэпические виды (жанры)

(с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»