Название рек древнее всех других имен диктант. Самым сложным для кировчан в тотальном диктанте оказалось слово "мороженое". Топонимика Древней Индии

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Кострома в четвертый раз присоединилась к акции «Тотальный диктант». В этом году его писали более чем в 800 городах по всему миру.

В нашем городе проверить свою грамотность можно было на 9 площадках.

В КГУ костромичи писали диктант под диктовку Анны Берсеневой, известной писательницы, приехавшей в Кострому на встречу с горожанами по приглашению книжной сети «Леонардо».

Корреспондент портала сайт писал диктант в библиотеке № 6.

По словам организаторов диктанта, в библиотеке собралось 44 человека, решивших проверить свои знания русского языка. Самому младшему было 11 лет. Текст Леонида Юзефовича, предложенный для проверки знаний, состоял из 3 глав, посвященных великим русским рекам Неве, Каме и Селенге. Костромичи писали главу о городе Улан-Удэ и реке Селенге.


В этом году текст был проще, чем в предыдущие годы. В нем меньше возможных орфографических ошибок. Но есть сложности с кавычками в авторской интерпретации речевых оборотов. Традиционно у костромичей, как и у всех россиян, проблемы возникают с пунктуационными ошибками. Люди предпочитают поставить больше запятых, чем требуется в тексте. Но мы ожидаем отличников по результатам проверки. 2016 год, к сожалению, отличников в Костроме не дал, - рассказал организатор Константин КОРОЛЕВ.

Текст костромичам, собравшимся в библиотеке №6, прочла Татьяна Анатольевна Ростунова, сотрудник библиотеки имени Пушкина.

Предлагаем ознакомиться с этим заданием (текст взят с сайта «Тотальный диктант»)

Часть 3. Улан-Удэ. Селенга

Названия рек древнее всех других имен, нанесенных на карты. Нам не всегда понятен их смысл, вот и Селенга хранит тайну своего имени. Оно произошло не то от бурятского слова «сэл», что значит «разлив», не то от эвенкийского «сэлэ», то есть «железо», но мне слышалось в нем имя греческой богини луны, Селены. Стиснутая поросшими лесом сопками, часто окутанная туманом Селенга была для меня загадочной «лунной рекой». В шуме ее течения мне, юному лейтенанту, чудилось обещание любви и счастья. Казалось, они ожидают меня впереди так же непреложно, как Селенгу ждет Байкал.

Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту. Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви на берегу Селенги. Отец-дворянин не дал сыну благословения на неравный брак. Невеста была внучкой ссыльных и дочерью простого железнодорожника из Верхнеудинска –так прежде назывался Улан-Удэ.

Я застал этот город почти таким, каким его видел Пепеляев. На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. Они продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. Это были «семейские», как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Правда, появилось и то, чего при Пепеляеве не было. Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех виденных мною памятников Ленину: на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища, гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». Она до сих пор стоит в столице Бурятии и стала одним из ее символов. Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга. Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно.

Работы костромичей были оперативно проверены. И, как оказалось, у нас в городе есть 14 «отличников». Это Анна Михалева, Елизавета Ковалева, Любовь Сомова, Ольга Оборотова, Ирина Корж, Наталия Разживина, Мария Лившиц, Баквит, Юлия Кулейкина, Наталья Гошина, Татьяна Дорофейчик, Наталья Богачева, Денис Богачев.

Отличницей стала и Государыня Масленица, которая приехала в Кострому из Ярославля на День Рождения Снегурочки. А Дед Мороз писал диктант, не снимая рукавиц.

Организаторы диктанта просят отличников позвонить по телефону: 89206437959.

Ну, а самостоятельно узнать оценку своей работы можно на сайте после 12 апреля.

Текст для всероссийского диктанта в 2017 году написал русский писатель, сценарист, историк, кандидат исторических наук Леонид Юзефович.

Часть 3. Улан-Удэ. Селенга

Названия рек древнее всех других имен,нанесенных на карты. Нам не всегда понятен их смысл, вот и Селенга хранит тайну своего имени. Оно произошло не то от бурятского слова «сэл»,что значит «разлив», не то от эвенкийского «сэлэ», то есть «железо», но мне слышалось в нем имя греческой богини луны, Селены. Стиснутая поросшими лесом сопками, часто окутанная туманом Селенга была для меня загадочной «лунной рекой». В шуме ее течения мне, юному лейтенанту,чудилось обещание любви и счастья. Казалось, они ожидают меня впереди так же непреложно,как Селенгу ждет Байкал.

Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту. Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви на берегу Селенги. Отец-дворянин не дал сыну благословения на неравный брак. Невеста была внучкой ссыльных и дочерью простого железнодорожника из Верхнеудинска –так прежде назывался Улан-Удэ.

Я застал этот город почти таким, каким его видел Пепеляев. На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах.

Они продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. Это были «семейские», как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Правда,появилось и то, чего при Пепеляеве не было. Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех виденных мною памятников Ленину: на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища, гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». Она до сих пор стоит в столице Бурятии и стала одним из ее символов. Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга.

Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно.

Часть 1. Санкт-Петербург. Нева

Мой дед родился в Кронштадте, моя жена – ленинградка, так что в Петербурге я чувствую себя не совсем чужим. Впрочем, в России трудно найти человека,в чьей жизни этот город ничего бы не значил. Все мы так или иначе связаны с ним, а через него друг с другом.

В Петербурге мало зелени, зато много воды и неба. Город раскинулся на равнине, и небо над ним необъятно. Можно подолгу наслаждаться спектаклями, которые на этой сцене разыгрывают облака и закаты. Актерами управляет лучший на свете режиссер – ветер. Декорации из крыш, куполов и шпилей остаются неизменными, но никогда не надоедают.

В 1941 году Гитлер решил выморить ленинградцев голодом и стереть город с лица земли.

«Фюрер не понимал, что распоряжение взорвать Ленинградравносильно приказувзорвать Альпы», – заметил писатель Даниил Гранин. Петербург – каменная громада,по своей слитности и мощине имеющая равных среди европейских столиц. В нем сохранилось свыше восемнадцати тысяч зданий, построенных до 1917 года. Это больше,чем в Лондоне и Париже, не говоря уж о Москве.

Через несокрушимый, высеченный из камня лабиринттечет Невас ее притоками, протоками и каналами. В отличие от неба, вода здесь не свободна, она говорито могуществе империи, сумевшей заковать ее в гранит. Летом у парапетов на набережныхстоят рыбаки с удочками. Под ногами у них лежат полиэтиленовые кульки, в которых трепещутпойманные рыбешки. Такие же ловцы плотвы и кóрюшки стояли здесь и при Пушкине. Так же серели тогда бастионы Петропавловской крепостии дыбил коня Медный всадник. Разве что Зимний дворецбыл темно-красным, а не зеленым, как сейчас.

Кажется, ничто вокруг не напоминает о том, что в двадцатомстолетии трещина русской истории прошла через Петербург. Его красота позволяет нам забыть о перенесенных им немыслимых испытаниях.

Часть 2. Пермь. Кама

Когда с левого берега Камы, на котором лежит моя родная Пермь, смотришь на правый с его синеющими до горизонта лесами, чувствуешь зыбкость границы между цивилизацией и первозданной лесной стихией. Их разделяет только полоса воды, и она же их объединяет. Если ребенком вы жили в городе на большой реке, вам повезло: суть жизни вы понимаете лучше, чем те, кто был лишен этого счастья.

В моем детстве в Каме еще водилась стерлядь. В старину ее отправляли в Петербург к царскому столу, а чтобы не испортилась в пути, под жабры клали смоченную в коньяке вату. Мальчиком я видел на песке маленького осетра с испятнанной мазутом зубчáтой спиной: вся Кама была тогда в мазуте от буксиров. Эти грязные трудяги тащили за собой плоты и баржи. На палубах бегали дети и сушилось на солнце белье. Нескончаемые вереницы сбитых скобами осклизлых бревен исчезли вместе с буксирами и баржами. Кама стала чище, но стерлядь в нее так и не вернулась.

Говорили, что Пермь, подобно Москве и Риму, лежит на семи холмах. Этого было достаточно, чтобы ощутить, как над моим деревянным, утыканным заводскими трубами городом веет дыхание истории. Его улицы идут или параллельно Каме, или перпендикулярно ей. Первые до революции назывались по стоявшим на них храмам, как, например, Вознесенская или Покровская. Вторые носили имена тех мест, куда вели вытекающие из них дороги: Сибирская, Соликамская, Верхотурская. Там, где они пересекались, небесное встречалось с земным. Здесь я понял, что дольнее рано или поздно сходится с горним, нужно лишь набраться терпения и подождать.

Пермяки утверждают, что не Кама впадает в Волгу, а, наоборот, Волга в Каму. Мне не важно, какая из двух этих великих рек является притоком другой. В любом случае Кама – та река, которая течет через мое сердце.

Больше интересных материалов, фотографий, приколов в Telegram-канале blogrb . Подписывайтесь!

3. Топонимика Древней Индии

Ономастика - раздел языкознания, изучающий собственные имена. Топонимика - это наименования географических объектов, раздел ономастики. Карты несут информацию глубокой древности, запечатлённую в именах рек, гор, селений.

Миграции древних народов происходили постоянно и на обширных территориях. Племена и народы, покидая обжитые области, несли с собой культуру, традиции, язык. Области распространения языка древнего сибирского населения по истине огромны. Вся территория, занимаемая сегодня носителями ностратических языков, является районом доисторических и ранних исторических миграций древних народов Сибири. Ностратические (nostra - наш) языки - это языки, имеющие значительный фонд слов общего происхождения. К ностратическим языкам относятся: индоевропейские, алтайские, уральские, семито-хамитские, дравидийские. Вместе с «нашенским» языком распространялась и топонимика сибирской прародины, наша топонимика.

В качестве примеров, которые будут свидетельствовать о родстве географических наименований, а, следовательно, и обитателей данных мест, дававших названия, будем использовать, в основном, гидронимы - наименование рек (всё же, Индия - страна рек).

Поразительное схождение топонимов обнаруживается на материале Васюганья (Срединная область Западной Сибири). Есть в самом центре Васюганских болот, среди небольших притоков реки Чижапки (древнее название Чижапки - Тор) речки с названиями Неволга, Теволга. А мы ведь знаем, что до сих пор этимология названия Волги языковедами определяется крайне неуверенно. В центре Сибири бегут речки с такими родными названиями, и отчего не связать имя Волги с именами Неволги и Теволги.

А названия рек Индии южной: Инд, Ганг? Нет никаких сомнений, что «протонимами» для них явились реки сибирские. Индигирка (инд горный), Индига, Ангара. Взглянем шире на миграции сибирских гидронимов на территорию стран Древнего Востока. Миграции эти происходили только в одном направлении с севера на юг, а не наоборот, как нас убеждают. И напрасно убеждают: неужели можно поверить в то, что шумеры шли в Приобье: из тепла в мороз, и из «благодатного полумесяца» в тайгу и тундру. Нет никаких, даже косвенных, доказательств.

Великая сибирская река Обь: считается, что её имя производное от арийского «аба», «апа» (река, вода). Но когда индо-иранцы проживали на севере Сибири? Их там не было, там жили их предки, которые и дали в наследство иранцам и славянам свой язык. Имела великая река и другие названия: Инд и Нил. Многие естествоиспытатели и путешественники древности отмечали в своих писаниях синеву обской воды. Она, и вправду, похожа на морскую воду. Потому Обь и именовали синей, на санскрите нил, инд. Да, вот так: и Инд и Нил (египетский) имеют своим «родителем», давшим имя, нашу Обь. С берегов Оби наши далёкие предки несли заветное название великой реки в южные страны. Унесли и праславяне имя Оби и на Урал и в центр современной России. Реки Уфа (приток Белой-Ра) и Упа (приток Оки) - это «дочки» сибирской Оби.

Удивительно, но рядом с рекой Упа имеется (в центре России) и река Угра. Подтверждением того, что слово «упа» у русских значит «вода», является слово «уполовник», позднее половник (воду ловить, Флоринский В.М). Сохранили древнее имя реки и менее значимые реки: на Урале - Обва; на юге Сибири (Новокузнецк) - Аба, Абушка, Кондо(б)ма; в Приангарье - Чудоба, Соба, Бедоба; в Центральной России - Соб, Сердоба, Кондоба (Малолетко, 2005).

Арии в своей священной книге «Авесте» называли Обь Благодатной, звучало: «Вахви Датия». На более позднем языке имя стало звучать как Вах (Вех, Вас, Васис). Ещё сегодня это имя сохранилось в названии одного из крупных обских притоков - р. Вах (в устье р. Вах стоит город Нижневартовск). Знаем мы и реку Васюган (Вах-юган, Вах-река).

Про Обь, как о главной реке ариев писал в бессмертной поэме «Шахнаме» Абулькасим Фирдоуси. Там же упоминается и город Висаган.

Сохранилось древнее название Оби, которое раньше звучало как «инд» и в имени другой исторической реки Востока - Тигр. Название этой реки с древних времён и у разных народов было следующим: у аккадцев - Idiqlat, название явно выведено из шумерского - Idigna или Idigina, что означает «быстрая река». От этого названия произошли имена Тигра и у других народов региона: (Digla) - у арабов; Тигрис - у греков; Dijle - у курдов; Dicle - у турок; Tigra/Tigr - у персов; Hidekel - у евреев. Этимологически обосновано шумерское «id» (река) выводится из инд (hind).

Имя Оби стало протонимом и для Нила. Нил, кстати, слово санскритское, обозначает синий, голубой. Египтяне называли свою реку Итеру и Хапи (Ḥ"pī). Хапи - так египтологи озвучивают другое имя Нила, но могло оно звучать и более «по-арийски»: хАПА (апа, аба), что значит река, вода. А это уже прямое указание на этнос древних египтян (расы господ и фараонов).

Река Евфрат. Шумерское название реки заслуживает особого внимания, звучало оно Пурат / Пура (по-аккадски, пуратту). Значение из шумерского слова выводится, как уверяют лингвисты, только через финно-угорский язык (самодийский), где пур означает река, просто река. Напомним, что связь шумерского и финно-угорского отмечается многими лингвистами и шумерологами. Однако и в русском языке существует слово «пруд», которое означает тоже река/вода (пример, напрудил), пруд = запруда - позднее значение (Малолетко А.М). О сибирской реке Пур и его притоках Пяку-Пур и Айваседа-Пур читатель должен знать из географии. Есть такие реки на севере Сибири. Пур (сибирский) и мог дать имя Евфрату. Но возможно, не Пур, а Прут, река в Восточной Европе, приток Дуная. В древности Прут именовался как Порос (Poras), Пората (Porata), арабы называли бы реку «евфратом». В Обь-Томском междуречье и под Новосибирском текут речки с именем Порос. В Сибири Поросье! Но Поросье - это область расселения полян и дулебов в Приднепровье (отметим это).

Существуют удивительные схождения с индо-арийскими именами и у оронимов (названий гор) Сибири. Речь идёт о горах Саяно-Алтая: Борус, Брус, и связь их названий с индо-иранскими: Эльбрус, Эльбурс, Хара-Брус, Хара Березайте. Эта связь очевидна. Есть здесь связь и со славянскими словами: брус, брусок (точильный камень), брус (каменная булава). По-видимому, брус, изначально, камень. Уральские горы, у русских, - это Камень. Эльбрус - это горы (камни).

Интересно, что ягода брусника называется индийским виноградом - Vaccinium Vitis Idaea. Понятно, что эта ягода может расти и в горах, в том числе и в горах Индостана, в Гималаях, но чтобы она являлась визитной карточкой индийской флоры, это навряд-ли. Скорее всего, индийский виноград - это сибирский виноград из India Superior.

Слово «Сибирь». Это не только топоним, но и этноним, который употреблялся в древние времена довольно широко. Эта тема имеет существенное значение для нашего исследования, потому остановимся здесь подробно.

По информации лингвистов, якобы, топоним «сибир» означает на тюркском (?) или финно-угорском (?) языках заболоченную, водную местность. То есть, это калька с индоевропейского слова «индия», которое, как мы знаем, означает «страна рек», «речная». С этой точки зрения, Сибирь - это Индия. Правда, существует такая же этимология слова «сибирь» и на индоевропейском языке: sibi - болото, ar - «земля», «место» на синдском языке. Пример: топоним Sibensis болото близ Таматархи (позднее - Тмутаракань). Значит, Сибирь - это индоевропейское слово. Тем более что ни на тюркском, ни на финно-угорском слова «сибир» нет.

Вот что пишут об этом татарские историки: «Земли по Иртышу, Тоболу, Таре были известны под названием "Сибирь" еще задолго до завоевания их Россией. Позже этим именем была названа столица татар. Господин Фишер утверждает, что слово это вообще не было известно татарам, жившим на Иртыше, оно получило распространение благодаря русским. Постепенно название Сибирь охватило земли по Иртышу, Тоболу и Таре, т.е. ханство Кучума. Позже это название, благодаря завоеваниям русских, разнеслось еще дальше и до-катилось до берегов Тихого океана. Известно, что русские цари стали именовать себя царями сибирскими с 1563 года. В давние времена названием Сибирь пользовались лишь для обозначения земель в низовьях Оби. Карамзин писал, что задолго до завоевания Иртыша московским войском в 1483 году, в местах, где находится теперешний город Сибирь, татар не видели. Князь там, вне всякого сомнения, был югорский или остяцкий. Звали его Латык. Из этого следует, что ишимские ногайцы в союзе с тюменскими татарами низовья Тобола завоевали эту территорию не раньше XVI века, и город Сибирь, по всей вероятности, был построен не ими. Захватив город, они лишь переименовали его в Иске. Принимая во внимание название города Искер (Иске Ур - старый въезд), мы должны согласиться с Карамзиным. Его слова объясняют нам также, отчего татарам Прииртышья не было знакомо слово "сибирь" и что город, который Мухаммед сделал своей столицей, никак не мог называться Сибирью. А раз так, то для утверждения, будто бы название всего края ведет свое начало от названия города, не остается оснований».

В XVII веке Филипп Авриль (1685), миссионер, иезуит, собиравший информацию в Москве о пути в Китай через Сибирь, писал: «…все земли в окрестностях Оби, которые составляют Сибирь собственно, получившую сие название от Славянского слова «сибирь», значащего север».

Определимся теперь, с каким же конкретно народом следует уравнять этноним «сибир». Рассмотрим несколько наиболее очевидных претендентов из глубокой древности. Во-первых, это хурритские племена субир (сибур, субарту), во-вторых, это гуннское племя савиры и, в-третьих, это славянские сербы и северы. При ближайшем же рассмотрении материалов касательно всех претендентов становится очевидным их единый корень (исток).

Хурритское государство Митанни (XVIII - XIII в. до н.э.) располагалось в верховьях бассейна реки Евфрат (Пурат - Прут, Порос), на севере Месопотамии. Хурриты обосновались на севере Междуречья ещё в III тыс. до н.э. В современных энциклопедических источниках сообщается, что племена хурритов (наименование "хурри" - самоназвание и означает "восточные", от хурритского «хурри» - «утро, восток») по языку принадлежат к кавказско-иберийской группе кавказской языковой семьи. А согласно одной из признаваемых теорий, эта семья обладает родством с енисейскими (сибирскими) языками. Мы к этой информации добавим, что слово «хурри» транскрибируется на русский из «hurry» как «хАРИ». Существует гипотеза, что самоназвание «харийцев» связано с самоназванием арьев (хари ~ арьи), но её (гипотезу) очень дружно отвергает «научная общественность». По всему видно, что отвергается эта гипотеза напрасно.

Это следует из того, что связи хурритов происходили с районами Северного Кавказа, причём миграции были многоэтапные, несколькими волнами. Северный Кавказ и Причерноморье - это курганы, звериный стиль, ямные захоронения - предскифская (арийская) культура, связи которой с Урало-сибирским миром несомненны. Исследователи отмечают, что хурриты нигде не уничтожали и не вытесняли местное население, но повсеместно мирно сосуществовали: после их нашествия нигде не выявлено заметных принципиальных изменений в материальной культуре. Английский археолог Леонард Вулли так описывал хурритов: «Легко смешиваясь с другими народами, они были непревзойденными посредниками в передаче культурных идей». Отметим для себя эту характеристику - кого-то они нам напоминают эти харии, эти субиры-сибуры-сибиры.

Относительно же имени субир, так называли хурритов шумерийцы, нам известно, что страна Субир по-шумерейски именовалась Su-bir, Subar, Subur или Субарту (Subartu), в угаритских источниках (амарнские письма) эта страна именована, как СБР (Sbr).

Что касается истории и культуры хурритского государства Митанни необходимо отметить несколько любопытных фактов. Так имена митаннийских царей звучали следующим образом: ПашаТатар (Паршататар), СавушТатар (Шауштатар), АртаТама, АртаСамара (Арташумара). Митаннийцы верили в арийских богов: Митру, Варуну, Индру. Воины митаннийцев именовались марьями (MARYA), на санскрите слово «марья» тоже означает воинов. На МАРИЙском языке марья - это человек. Был бог у митаннийцев Савушка, есть бог с таким же именем и у наших поволжских народов; фамилия Савушкин далеко не редкость в России.

Теперь ещё раз о том, что в научной литературе уже давно дискутируется вопрос о направлении миграций и связи между предками селькупов, кетов и других урало-сибирских народов с шумерами, с Субарту и Эламом. Науке известна и тесная связь культуры и языка Шумера, Элама и Субарту. То есть можно утверждать, что эти связи обусловлены ранними миграциями сибирских народов на территорию Междуречья и Ирана.

Г.И.Пелих в своей работе «Происхождение селькупов» (Томск, ТГУ, 1972) убедительно показала родственную связь предков селькупов и шумерийцев. Томский учёный А.М. Малолетко в своей многотомной работе «Древние народы Сибири» (Томск, ТГУ, тома 1, 2, 3, 4, 5) доказал однозначность языковых и культурных связей между народами Древнего Востока и древними народами Сибири. Его вывод - эти народы родственные. Правда направленность связей (миграций) Алексей Михайлович трактует наоборот, то есть, по его мнению, выходит, что это шумерийцы, эламиты, сибуры (хурриты) мигрировали с южных областей на север, в тайгу, в тундру. Этого не может быть, нет никаких доказательств.

Мы же можем с более чем достаточной аргументацией обосновать тезис о южной направленности миграций древнего человечества просто ссылаясь на Авесту и Ригведу. Археологические находки приполярной археологии последних десятилетий свидетельствуют как раз о более раннем культурном освоении человеком северных областей, нежели южных. Но это отдельная тема, сегодня уже успешно разрабатываемая в России. Сошлюсь в очередной раз на работу Н.С. Новгородова «Сибирская прародина». Нельзя не упомянуть и мировой бестселлер Тилака Б.Г. «Арктическая родина в Ведах» (М., 2001), работы В.Н. Дёмина.

Возвращаясь к выше приведённым сведениям, можно предположить, что этноним «субир» имеет сибирское происхождение. Древние мигранты из северных областей Сибири достигли Кавказа и Причерноморья (Тамарха, Синдон, Меотида-Митанни) несколько позже мигрировали на север Междуречья. Другая часть предков сибурейцев, шумерейцев, эламитов осталась на территории Западной Сибири, именно они были запечатлены историками, как народ сибир.

Любопытный факт, подтверждающий нашу гипотезу, донесли до нас древние клинописные письменные источники. В некоторых документах упоминается город хурритов-сибурейцев, столица государства Митанни - Васюгани (Wassuganni). Удивительное совпадение или естественная обусловленность, но в Сибири, в относительной близости от местонахождения средневекового города Сибир существует обширная страна, которая сегодня называется Васюганьем. Васюганье - это крайне обводнённая и заболоченная область (сибир - болото). Получила своё название от главной своей реки, - Васюгана. Гидроним Васюган выводится из ВАС или ВАХ (вах, авест. благо, кетск. - река) и юган (хант. река). «Благая река» из авест.-хант. или «Речная река» из кетск.-хант. Предпочтительней, всё же иранская (авестийская) трактовка, так как нам известно из Авесты, что название великой арийской реки Оби - Вахви Датия (Благодатная), где тот же корень «вах» (вас), означающий «благо».

Wassuganni, Washshukanni, Vasukhani. Это название столицы древнего арийского государства Митанни, которое располагалось в верховьях реки Евфрат (Пурат, Порос), севернее древнего Вавилона. Вассюгани выводят из санскрита - место, где много богатства (блага).

Васюган - река в Западной Сибири, левый приток р. Оби. Обширная область бассейна реки Васюган (благая река) и её притоков называется Васюганьем; значительную часть территории Васюганья занимают крупнейшие на планете Васюганские болота (53 тыс. км в Новосибирской, Омской и Томской областях). Васюганские болота - это, прежде всего, огромное хранилище запасов пресной воды (400 кубических км), место обитания редких видов птиц (беркут, орлан-белохвост) и северных оленей.

Ещё один факт из области языкознания, косвенно подтверждающий сибирское происхождение хурритов-сибурейцев и их соседей эламитов. Элам - древнее государство на юге Азии, к востоку от Месопотамии. Культура и религия Элама близка по отношению к Шумеру и Сибуру. Дравидоязычность жителей Элама, которая признаётся большинством лингвистов, заставляет связывать их культуру с жителями Индии, негроидными автохтонами Индостанского полуострова, где до сих пор широко распространены дравидийские языки. Читаем в БСЭ (Большой советской энциклопедии): Дравиды - группа народов в Индии (190 млн. человек), Пакестане, Иране, Афганистане (195 млн. человек). Относятся к южноиндийской расе. Языки дравидийские. Коренное население Индостана.

Однако более глубокое изучение темы прояснило вопрос о дравидоязычии древних эламитов следующим образом. Древние дравиды - это выходцы из Сибири, поскольку дравидийские языки родственны финно-угорским, уральским языкам. Так, по сообщению А.М. Малолетко родство финно-угорских и дравидийских языков доказывал в своих работах О. Шредер (1925): «...дравидо- и финно- язычные народы долгое время контактировали». Т. Барроу (1947) выполнил обоснование генетической связи уральских и дравидийских языков. Об этом же писал Р. Колдуэлл, английский учёный епископ. Следовательно, древние дравиды - это не чёрнокожие насельники юга Индостана, а мигранты с севера Азии, из Сибири, где проживали и проживают до сих пор носители уральских, финно-угорских языков. Этот факт показателен тем, что на его основании можно сделать вывод о ранних, доарийских миграциях жителей Сибири, носителей уральских языков в Месопотамию, Сибур и Элам. Но дравидоязычные, вернее уралоязычные мигранты осели и в Индии, заняли юг и юго-запад Азии. И этот факт так же примечателен тем, что высвечивает ранние, доарийские (ранее середины II тыс. до н.э.) миграции северных народов и в район Индостана.

Таким образом, мы рассмотрели возможность родственных схождений именования Сибири и имени хурритского племени сибуров, которые мигрировали в междуречье Евфрата и Тигра с территории Индии Верхней (Пура-Прута-Пороса и Инда-Оби). Эта вероятность велика, но больно уж велик временной отрезок, разделяющий хурритов-сибурейцев и сибиряков средневековья, когда Сибирь стала Сибирью. Вот здесь и существует следующий претендент на звание «протонима» для Сибири - это СЕРБЫ Сибири, Северного Кавказа и Причерноморья, гуннское племя САВИРЫ (сабиры).

Известно, что гунны пришли в Европу с востока, из Сибири, остановились в Поволжье и Причерноморье. Было среди племён, объединённых гуннами и племя сабиров (савиров). Гуннское движение на запад захватило часть сибирского населения, и значительные людские массы мигрировали в Европу. Известно, что савиры Сибири, а также сербы и савиры Поволжья, Причерноморья, Северного Кавказа являются одним и тем же народом. Рассмотрим этот вопрос в следующей главе, а сейчас продолжим наши лингвистические (топонимические) исследования.

О савирах, сабирах и сербах. В энциклопедиях и словарях сообщается, что Рашка - это средневековое название Сербского княжества, с 1217 года - королевство Рашка. Рашка - это и приток реки Сербской Моравы, в Сербии. По имени этой реки часть внутренней Сербии носила название Рашской земли или Рашчии. Столицей Рашки был город Рас (сегодня Стари Рас). Другое название этого города Арса (Arsa, Arta).

Арса - это и город, с которым отождествляют Артанию - Третью Русь, на средневековых картах Арса располагается на территории Сибири.

Законно предположить, что Рашка - это Расия. Очень правдоподобно, что название это от слова Ра(с), река (Ра, Рака, Рас, Рось, Ракха, Raha, Raga, аРАКс, иранск., славян.), и обозначает страну речных жителей росов-расов, тех же синдов, синдонов (исседонов), индов, вендов, сибиров, но на берегах реки Ра(с). Не забываем мы, что Волгу в древности именовали Ра, и что сербы жили некоторое время по этой реке, когда их именовали савирами-сабирами (сибири) и, позже, сербами. В тех же местах позже известна северская земля (савир-север).
Древние праславянские миграции трассированы гидронимами: ра-рас, аба-апа, прут-пур, дон, дунай, инд, ин, иня.

Таким образом, возвращаясь к Сибири и к нашей теме, констатируем, что название Сибирь определённо следует отождествлять с сербами, себерами, северами - славянами. Столь глубокое отступление от Индии к Сербии, то есть к Сибири позволило нам выйти на древних насельников Индии (Сибири) - праславян, которые в средневековье в Поволжье именовали себя речниками, а свою страну Рашкой, Расией. Более раннее имя своей страны, в сибирскую бытность, они произносили как СРБ, Сербия, Серика (Сибирь).

Дополнительным подтверждением гипотезы сибирской прародины индоевропейцев а, значит, и праславян служит ещё одна любопытная мысль. Прародина какого-либо этноса может быть определена при помощи инструментария языковедов. На основании анализа слов и понятий ориентации в пространстве своего дома, своего жилища представителями данного древнего сообщества. В период становления языка и формирования понятийного аппарата люди помечали и звуковыми знаками (словами) направления на восход и закат солнца (восток, запад), направления на место, где самое высокое и жаркое солнце (юг), где солнца совсем не бывает (север, там темно-черно, северяне с черниговщины). Именно эти ориентиры и являются метками для отыскания прародины русского, или шире, славянского этноса в пространстве Евразии. Славяне, стали этносом на территории Евразии, более точно, Евросибири.

Итак, славяне вышли из местности, где закат солнца был на западе, восход солнца - на востоке, самое жаркое и высокое солнце отмечалось на юге, и никогда солнце не по-являлось на севере. Где же это место? Если направления на восход и заход солнца имеют безотносительные к чему-либо направления в русском языке, то юг и север - направления явно к чему-то привязанные. Ведь север - это не «солнцепуст», а юг - это не «зенит» или «солнцеверх». Задача - отыскать на карте, лучше конечно, на древней карте топонимы с этими именами. Они существуют, эти места, даже и на современной карте.


Рис.3.1. Югра - север Евросибири.


Перечислим топонимы, относящиеся к искомым понятиям. Север: Северн (река в Великобритании), Сибирь (Сибир, Шибир, sbr). Относительно реки Северн, то в древности она называлась Сабриной, и навряд-ли имеет прямое отношение к ранней истории славян в Азии. Сибирь - это топоним, который произошёл от русского слова «север».

Юг: Юг (река, правая составл. Сев. Двины), Юган (река в Тюменской области, лев. приток Оби), Югра (этноним хантов и манси, древний топоним - территория от низовий Печоры до низовий Оби), юг, юга (яха) - финно-угорский гидроним «река». По исследованиям известного лингвиста Драгункина слова «яха» и «юга» (река) - производные (произносимые уграми) от славянского «река» (Луци-яха = Русская река, дословно). Югры таким образом - речники, речные жители. Слова с формантом «юг» представляют собой топонимы, относящиеся, в основном, к территориям сегодняшнего проживания угро-финнов в Северном Приуралье. И юг, и север - топонимы, относящиеся к сравнительно небольшому участку севера Евразии.

Рассмотрим подробно географическую карту этой территории (рис. 3.1). Юг - определённо, Югра, следовательно, север - это противоположное направление, то есть - Новая Земля. Новая Земля, в соответствии с нашими предварительными выкладками, является территорией расселения праславян. Удивительно, но архипелаг Новая Земля в древности у русских поморов назывался Маткой. Матка - это мать, это родина. Матка - это наша прародина? В XV веке путешественник Мавро Урбино писал, ссылаясь на сообщение Ф. Каллимаха папе Иннокентию Восьмому, что россияне из Биармии (Пермь), плавающие по Северному морю, открыли за 107 лет до этого сообщения неизвестный остров, обитаемый славянским народом. Русские назвали сей остров Филоподия, на картах его изображают под именем Новая Земля.

На одном из небольших островов архипелага до сих пор существует населённый пункт Север-сале. Север в том направлении, где, вероятно, жили и откуда пришли северы, сибиры, сербы.

Слово «север» очень значимо в русском и других индоевропейских языках. Вот что про это слово пишет Д.В. Скурлатов: «Иногда этноним нельзя объяснить из языка, на котором говорит данный этнос. Например, славянские этнонимы "север" и "серб" вместе с этнонимами "савр", "савир", "сабир" нередко возводят к индоарийскому корню "свар" (солнце, свет, небо). "Север" тогда означает "народ Солнца", "народ неба". И бог неба Сварог вполне мог быть племенным богом савров - савиров - северов.

Иранская параллель к индоарийскому "свар" - "хвар". Отсюда топоним Хорезм - от "Хварзем" ("Земля Солнца"). Названия "Хвалынское (Каспийское) море", "Волынь", имя бога Хорса связываются с этим корнем, и даже этноним "хорват". В иранизированной среде вообще фонетически допустим переход более индоарийского "сорб" в "хорв". Отметим, что сербы и хорваты в первые века новой эры жили бок о бок в Приазовье, окруженные племенами сарматского союза. Вероятно, разделение ариев на индо-ариев и иранцев и их языковые различия были продублированы и в сербах-хорватах.

Другое объяснение этимологии "север" - от иранского корня "сев" ("черный"). К нему восходят такие названия рек Левобережной Украины и Югославии: Сев и Сава. Главный город Северской земли, как бы Центр северов ("черных") - Чернигов. Не получило ли и Черное море свое имя по племени "север", доминировавшему в составе тех же сарматов на его таманско-керченских берегах, куда через тысячелетие устремлялись мысли новгород-северского князя Игоря во время его злосчастного похода 1185 года? Тогда и "Чернигов" и "Черное" - как бы славянская калька с иранских производных от корня "сев". Но обоснована и наша связка севера с чёрной стороной горизонта.

Итак, северы-сербы проживали на Севере в Сибири, в стране рек и болот, в Индии Верхней (India Superior), в Серике (Сербике).

Часть 1. Санкт-Петербург. Нева

Мой дед родился в Кронштадте, моя жена - ленинградка, так что в Петербурге я чувствую себя не совсем чужим. Впрочем, в России трудно найти человека,в чьей жизни этот город ничего бы не значил. Все мы так или иначе связаны с ним, а через него друг с другом.

В Петербурге мало зелени, зато много воды и неба. Город раскинулся на равнине, и небо над ним необъятно. Можно подолгу наслаждаться спектаклями, которые на этой сцене разыгрывают облака и закаты. Актерами управляет лучший на свете режиссер - ветер. Декорации из крыш, куполов и шпилей остаются неизменными, но никогда не надоедают.

В 1941 году Гитлер решил выморить ленинградцев голодом и стереть город с лица земли. «Фюрер не понимал, что распоряжение взорвать Ленинградравносильно приказувзорвать Альпы», - заметил писатель Даниил Гранин. Петербург - каменная громада,по своей слитности и мощине имеющая равных среди европейских столиц. В нем сохранилось свыше восемнадцати тысяч зданий, построенных до 1917 года. Это больше,чем в Лондоне и Париже, не говоря уж о Москве.

Через несокрушимый, высеченный из камня лабиринттечет Невас ее притоками, протоками и каналами. В отличие от неба, вода здесь не свободна, она говорито могуществе империи, сумевшей заковать ее в гранит. Летом у парапетов на набережныхстоят рыбаки с удочками. Под ногами у них лежат полиэтиленовые кульки, в которых трепещутпойманные рыбешки. Такие же ловцы плотвы и кóрюшки стояли здесь и при Пушкине. Так же серели тогда бастионы Петропавловской крепостии дыбил коня Медный всадник. Разве что Зимний дворецбыл темно-красным, а не зеленым, как сейчас.

Кажется, ничто вокруг не напоминает о том, что в двадцатомстолетии трещина русской истории прошла через Петербург. Его красота позволяет нам забыть о перенесенных им немыслимых испытаниях.

Часть 2. Пермь. Кама

Когда с левого берега Камы, на котором лежит моя родная Пермь, смотришь на правый с его синеющими до горизонта лесами, чувствуешь зыбкость границы между цивилизацией и первозданной лесной стихией. Их разделяет только полоса воды, и она же их объединяет. Если ребенком вы жили в городе на большой реке, вам повезло: суть жизни вы понимаете лучше, чем те, кто был лишен этого счастья.

В моем детстве в Каме еще водилась стерлядь. В старину ее отправляли в Петербург к царскому столу, а чтобы не испортилась в пути, под жабры клали смоченную в коньяке вату. Мальчиком я видел на песке маленького осетра с испятнанной мазутом зубчáтой спиной: вся Кама была тогда в мазуте от буксиров. Эти грязные трудяги тащили за собой плоты и баржи. На палубах бегали дети и сушилось на солнце белье. Нескончаемые вереницы сбитых скобами осклизлых бревен исчезли вместе с буксирами и баржами. Кама стала чище, но стерлядь в нее так и не вернулась.

Говорили, что Пермь, подобно Москве и Риму, лежит на семи холмах. Этого было достаточно, чтобы ощутить, как над моим деревянным, утыканным заводскими трубами городом веет дыхание истории. Его улицы идут или параллельно Каме, или перпендикулярно ей. Первые до революции назывались по стоявшим на них храмам, как, например, Вознесенская или Покровская. Вторые носили имена тех мест, куда вели вытекающие из них дороги: Сибирская, Соликамская, Верхотурская. Там, где они пересекались, небесное встречалось с земным. Здесь я понял, что дольнее рано или поздно сходится с горним, нужно лишь набраться терпения и подождать.

Пермяки утверждают, что не Кама впадает в Волгу, а, наоборот, Волга в Каму. Мне не важно, какая из двух этих великих рек является притоком другой. В любом случае Кама - та река, которая течет через мое сердце.

Часть 3. Улан-Удэ. Селенга

Названия рек древнее всех других имен,нанесенных на карты. Нам не всегда понятен их смысл, вот и Селенга хранит тайну своего имени. Оно произошло не то от бурятского слова «сэл»,что значит «разлив», не то от эвенкийского «сэлэ», то есть «железо», но мне слышалось в нем имя греческой богини луны,Селены. Стиснутая поросшими лесом сопками, часто окутанная туманомСеленга была для меня загадочной «лунной рекой». В шуме ее течения мне, юному лейтенанту,чудилось обещание любви и счастья. Казалось, они ожидают меня впереди так же непреложно,как Селенгу ждет Байкал.

Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту. Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви на берегу Селенги. Отец-дворянин не дал сыну благословения на неравный брак. Невеста была внучкой ссыльных и дочерью простого железнодорожника из Верхнеудинска -так прежде назывался Улан-Удэ.

Я застал этот город почти таким,каким его видел Пепеляев. На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. Они продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. Это были «семейские», как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Правда,появилось и то, чего при Пепеляеве не было.Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всехвиденных мною памятников Ленину: на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища,гранитная голова вождя,похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». Она до сих пор стоит в столице Бурятии и стала одним из ее символов. Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга. Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно.

Предложение 2 Нам не всегда понятен их смысл, вот и Селенга хранит тайну своего имени. Нам не всегда понятен их смысл – вот и Селенга хранит тайну своего имени. Нам не всегда понятен их смысл: вот и Селенга хранит тайну своего имени. Нам не всегда понятен их смысл; вот и Селенга хранит тайну своего имени.

  • 6. Предложение 3. Авторский вариант Оно произошло не то от бурятского слова «сэл», что значит «разлив», не то от эвенкийского «сэлэ», то есть «железо», но мне слышалось в нем имя греческой богини луны, Селены.
  • 7. Кавычками выделяются слова, чуждые лексикону пишущего. Кавычками выделяются слова, разъясняющие термины, выражения. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. М., 2002. Употребление кавычек
  • 8. Предложение 3. Допустимые варианты Оно произошло не то от бурятского слова «сэл» (что значит «разлив»), не то от эвенкийского «сэлэ» (то есть «железо»), но мне слышалось в нем имя греческой богини луны, Селены. Оно произошло не то от бурятского слова «сэл», что значит «разлив», не то от эвенкийского – «сэлэ», то есть «железо», но мне слышалось в нем имя греческой богини луны, Селены.
  • 9. Предложение 3. Допустимые варианты …имя греческой богини луны, Селены. …имя греческой богини луны Селены. …имя греческой богини луны – Селены.
  • 10. Предложение 4 Стиснутая поросшими лесом сопками, часто окутанная туманом Селенга была для меня загадочной «лунной рекой». Стиснутая поросшими лесом сопками, часто окутанная туманом, Селенга была для меня загадочной «лунной рекой».
  • 11. Допустимые варианты в предложении 4 загадочной «лунной рекой» загадочной лунной рекой загадочной, лунной рекой загадочной «лунной» рекой загадочной, «лунной» рекой
  • 12. Предложение 5 В шуме ее течения мне, юному лейтенанту, чудилось обещание любви и счастья. В шуме ее течения мне – юному лейтенанту – чудилось обещание любви и счастья.
  • 13. Предложение 6 Казалось, они ожидают меня впереди так же непреложно, как Селенгу ждет Байкал. Казалось: они ожидают меня впереди так же непреложно, как Селенгу ждет Байкал. Казалось – они ожидают меня впереди так же непреложно, как Селенгу ждет Байкал.
  • Также – так же Также – наречие и союз, пишем слитно. Так же – местоименное наречие + частица, пишем раздельно. Все выступали, он также говорил. (= «и он говорил») Он говорил так же красиво, как предыдущий оратор. (= «настолько же красиво»)
  • 15. Предложение 7. Авторский вариант Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту.
  • 16. Тоже – то же Тоже – наречие и союз, пишем слитно. То же – местоименное наречие + частица, пишем раздельно. Все выступали, он тоже говорил. (= «и он говорил») Сказывают, что Феодор то же говорил и Языкову. (= «говорил то же самое»)
  • 17. Предложение 7. Допустимые варианты Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику, Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту. Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику – Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту. Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву – будущему белому генералу и поэту. Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику – Анатолию Пепеляеву – будущему белому генералу и поэту.
  • 18. Предложение 8. Авторский вариант Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви на берегу Селенги.
  • 19. Предложение 8. Допустимые варианты Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной, сельской церкви на берегу Селенги. Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви, на берегу Селенги. Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви – на берегу Селенги.
  • 20. Предложение 9 Отец-дворянин не дал сыну благословения на неравный брак. Отец – дворянин – не дал сыну благословения на неравный брак. Отец, дворянин, не дал сыну благословения на неравный брак.
  • 21. Предложение 10 Невеста была внучкой ссыльных и дочерью простого железнодорожника из Верхнеудинска – так прежде назывался Улан-Удэ. Невеста была внучкой ссыльных и дочерью простого железнодорожника из Верхнеудинска (так прежде назывался Улан-Удэ).
  • 22. В бессоюзном сложном предложении ставится тире: ... 5) если вторая часть предложения начинается словами так, это, только, такой. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 130. Тире в бессоюзном сложном предложении
  • 23. Предложение 11 Я застал этот город почти таким, каким его видел Пепеляев.
  • 24. Предложение 12. Авторский вариант На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах.
  • 25. Запятая перед союзами и, да («и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим для них элементом. Общим может быть второстепенный член предложения. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. М., 2002 На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. Запятая в сложносочиненном предложении
  • 26. Предложение 12. Допустимые варианты На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных, синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты, в традиционных синих халатах, и прохаживались женщины в музейных сарафанах.
  • 27. Ева Даласкина снова с нами! В Нарынке торговали баранами приехавшие из глубин Кибурята в традиционных синих халатах, и прокрашенные женщины в музейных целлофанах продавали нанизанные каколачи и круги створоженного молока.
  • 28. Предложение 13. Эталонный вариант Они продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. Они продавали нанизанные на руки как калачи круги мороженого молока.
  • 29. Мороженый – мороженный Н – в отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида: жареная картошка, стриженые волосы, стираное белье, мороженое молоко. НН – в причастиях, образованных от таких глаголов: жаренная на масле картошка, стриженные парикмахером волосы, коротко стриженные волосы, уже не раз стиранное белье.
  • 30. Предложение 14 Это были «семейские», как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Это были «семейские» – как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Это были «семейские» (как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями).
  • 31. Забайкалье С прописной буквы пишутся однословные производные (суффиксальные и приставочно- суффиксальные), преимущественно неофициальные, названия территорий, областей, местностей, напр.: Подмосковье, Закавказье, Полесье, Приднестровье, Оренбуржье, Ставрополье, Брянщина, Орловщина, Вологодчина. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 173.
  • 32. Предложение 15 Правда, появилось и то, чего при Пепеляеве не было.
  • 33. Предложение 16. Авторский вариант Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех виденных мною памятников Ленину: на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища, гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы».
  • 34. Предложение 16. Допустимый вариант Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех виденных мною памятников Ленину – на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища, гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы».
  • 35. Предложение 16. Допустимые варианты Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех, виденных мною, памятников Ленину… Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех – виденных мною – памятников Ленину… Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех (виденных мною) памятников Ленину…
  • 36. Предложение 16. Допустимые варианты …на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». …на невысоком пьедестале круглилась громадная – без шеи и туловища – гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». …на невысоком пьедестале круглилась громадная (без шеи и туловища) гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы».
  • 37. Предложения 17–19 Она до сих пор стоит в столице Бурятии и стала одним из ее символов. Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга. Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно.
  • 38. Спасибо за внимание!
  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»