§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы. Формы художественной деятельности на уроках ИЗО.Психолого-педагогический аспект Смотреть что такое "Форма предмета" в других словарях

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Форма предмета

Форма (лат. forma - форма, внешний вид) - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма предмета, наряду с цветом , размерами , освещённостью и другими факторами влияет на внешний вид предмета.

В геометрии две фигуры считаются имеющими одинаковую форму, если они могут быть преобразованы друг в друга с помощью перемещений (параллельного переноса и поворота) и пропорционального увеличения (уменьшения). Такие фигуры называются подобными.

В реальном мире наблюдается бесконечное разнообразие форм. Поэтому в обыденном употреблении используется лишь приблизительное соответствие конкретного предмета какой-либо простейшей геометрической фигуре (например, «тело кубической формы»). Также в речи применяется приблизительное подобие формы конкретного предмета форме широко известного объекта (например, «нитевидная форма», «бочкообразная форма»).

Бесформенными называются либо объекты, форма которых непохожа ни на одну из простых геометрических фигур, либо объекты эстетически непривлекательной формы.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Форма предмета" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Форма. Форма (лат. forma форма, внешний вид) взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом … Википедия

    Фигура (лат. figura √ внешний вид, образ), ═ 1) внешнее очертание, вид, форма предмета. ═ 2) Очертание человеческого тела, телосложение. ═ 3) Положение, позиция, принимаемая кем либо при исполнении чего нибудь в движении (в танце, фехтовании,… …

    Фигура (лат. figura внешний вид, образ) многозначный термин, входит в состав сложных терминов. Фигура внешнее очертание, вид, форма предмета. Фигура очертание человеческого тела, телосложение. Фигура скульптурное, живописное или графическое… … Википедия

    - (лат. forma форма, внешний вид): В Викисловаре есть статья «форма» … Википедия

    - (лат. forma). 1) общий вид, очертание предмета. 2) установленная одежда для какой либо должности, или ведомства. 3) льяло, прибор, в который отливают фигуры для придания им известного наружного очертания. 4) рама, в которую заключают набор шрифта … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. forma) внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса рода). Понятие «Ф.» Платон… … Философская энциклопедия

    форма - ы, ж. forme f. , нем. Form <лат. forma. 1. Очертания, контуры, внешние границы предмета, определяющие его наружный вид, внешний облик. БАС 1. Груды утесов, .. разные формы камней, особливо при месячном свете; спуски, всходы. Гриб. Путев. зап.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ФОРМА, формы, жен. (лат. forma). 1. Наружный вид, внешние очертания предмета. Земля имеет форму шара. Придать изогнутую форму. Дом в форме куба. «Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.» Л.Толстой. || только мн. Очертания… … Толковый словарь Ушакова

    Форма (лат. forma √ форма, вид, образ), 1) очертания, внешний вид, контуры предмета. 2) Внешнее выражение какого либо содержания (см. Содержание и форма). 3) Приспособление для придания чему либо определённых очертаний (например, литейная Ф.). 4) … Большая советская энциклопедия

    - (лат. forma) ..1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета2)] Внешнее выражение какого либо содержания (см. Содержание и форма)3) Установленный образец чего либо (напр., написать отчет по форме)4) Приспособление для придания чему либо… … Большой Энциклопедический словарь


Изобразительное искусство 5 класс

Тема: Рисунок. Анализ формы предмета.

Тип урока: комбинированный (рассуждение, практическая работа, игра-упражнение на закрепление темы урока)

Вид занятия: Изучение геометрических тел, фигур. Анализ формы предметов. Конструктивное построение.

Цель: Научить анализировать форму предметов, и на основе анализа выполнять конструктивное построение.

Задачи: Учиться внимательно рассматривать натуру, анализировать форму изображаемого предмета, переходить от плоского изображения к объёмному.

Развивать пространственное мышление, логику, умение сопоставлять, сравнивать, мыслить. Навыки построения предметов, графические навыки работы карандашом.

Воспитывать уважение к труду художника, усидчивость, внимание и трудолюбие, самокритичность.

Оборудование: для учащихся- альбом, графитный карандаш; для учителя- набор шаблонов геометрических тел, геометрических фигур, набор моделей геометрических тел. Рисунок-загадка (плакат).

Зрительный ряд: презентация темы, высказывания художников важности темы, детские работы.

Ход урока

    Французский художник Энгр часто повторял своим ученикам, что если бы он вознамерился повесить вывеску на дверь своей студии, он бы написал: «ШКОЛА РИСУНКА».

Давайте и мы с вами представим, что мы находимся в школе рисунка. Сегодня на уроке мы с вами научимся внимательно рассматривать форму предметов, анализировать её. Тема нашего урока «Анализ геометрической формы предмета».

Давайте рассмотрим таблицы,которые перед вами представлены. Во всех рисунках прослеживается тщательное построение и изучение натуры. Конструктивное построение. Поэтому без знания основ рисунка мы не сможем выполнить какую либо композицию, которая бы в дальнейшем привлекла внимание зрителя.

(демонстрация работы с ошибками)

а) Как вы считаете, почему эта работа не прошла отборочный тур, и не выставлялась? (не продумана композиция, не простроены элементы рисунка)

В какой бы вы технике не выполняли свою работу, главное это создание эскиза, наброска и конструктивного построения.

Рисунок – основа всего

    А теперь, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция).

Назовите геометрические фигуры представленные в таблице.

А какие вы знаете геометрические тела? (шар, куб,цилиндр, конус(полный и усечённый), пирамиды, призмы)

Назовите геометрические тела представленные в таблице.

На столе расположены геометрические тела, на доске – геометрические фигуры. Чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур? (тела – объёмные, фигуры - плоские)

    Следующий этап нашего урока – решение задачи. На одной полке стояли геометрические тела, а на другой были расположены геометрические фигуры. Сейчас они все перемешались. Давайте расставим их по полкам. На первую – тела, на вторую фигуры. Объясните свои ответы.

    Сейчас мы переходим к практической работе. В ходе этой работы можно увидеть, как важно в изобразительном искусстве уметь правильно рассматривать и анализировать изображаемые предметы. Давайте проанализируем форму вазы. (на экране) Она составлена из геометрических тел или фигур? (фигур) Назовите их. Ваза смотрится плоской или объёмной? (плоской) Как превратить плоскую вазу в объёмную? (добавить элипсы)

    У меня в руках круглое блюдо. Если мы посмотрим на блюдо прямо, то видим круг, но если блюдо медленно опускать на плоскость, то зрительно круг как бы сужается. Закройте один глаз и карандашом (способом визирования), на вытянутую руку, обведите края блюда. Какую фигуру обвёл карандаш? (овал). Такое же сокращение круга происходит при построении вазы. (на экране)

    Что изменилось в изображении вазы? (она стала объёмной)

Из каких геометрических тел она состоит?

Рассмотрев геом.тела, геом.фигуры, перспективное сокращение круга, проанализировав форму вазы, ответьте на вопрос. Что значит выполнить анализ формы предмета?

(на экране)

    А теперь попробуйте сами придумать и построить эскиз вазы. Сначала составьте её из геометрических фигур, а затем превратите её в объёмную. Пусть это будет какая-то волшебная, не обычной формы ваза.

8 . Итог урока. Выставка –просмотр работ учащихся. Анализ.

Д.з. Составить из геометрических тел, фигур эскиз животного.

(на экране) Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная. И.Репин

На следующем уроке мы с вами будем рисовать с натуры натюрморт из геометрических тел. А тема сегодняшнего урока вам пригодится в дальнейшем на уроках изобразительного искусства, математики, в старших классах на уроках геометрии и черчения.

«Рисунок- это свеча, которую зажигают для того, чтобы не споткнуться во тьме»

Содержание учебного материала, предусмотренного для чтения, прослушивания и показа детям, разнообразно, тщательно подобрано на ассоциативной основе, отвечает самым высоким эстетическим требованиям. Это известные произведения литературы, декоративной живописи, книжной графики, музыки, драматического искусства, фольклора, декоративно-прикладного искусства, способствующие формированию у учащегося эстетического вкуса как одной из составляющих творческой личности. Эстетический принцип отбора совпадает с методическим, поэтому самое совершенное в художественном отношении становится наиболее эффективным в учебном смысле.

    Формы художественной деятельности могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения:
  • рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;
  • рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;
  • декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;
  • индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;
  • изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).

Использование результатов художественной деятельности детей имеет существенное воспитательное значение. Занятия изобразительным искусством служат эффективным средством познания действительности, помогают формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения, пространственных представлений. Основной акцент в процессе эксперимента ставится на развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, обогащение образного мышления, формирование системы нравственно-эстетических взглядов. Именно это и выявляет главное содержание работы.

Развитие учащегося в процессе учебы сориентировано на такие профессиональные категории, как колористическое единство, ассоциативное восприятие цвета и музыки, композиция, форма и рисунок в этой форме, внутренняя структура предметов, экология и др.

Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную деятельность, является эффективным средством интеллектуального развития, средством формирования духовного мира ребенка.

Художественно-выразительные средства, используемые на уроках ИЗО. На ранних этапах изобразительной деятельности в качестве художественно-выразительных средств дети используют линию и цвет.

Линии как выразительному средству дети придают очень большое значение. Роль педагога - научить их отличать и использовать разные графические материалы и техники.

Цвет как выразительное средство часто используется детьми не соответствующим натуре. “Неподражательный” цвет, которым раскрашивается красивое, часто бывает излюбленным цветом юного художника. Цвета в большинстве случаев чистые, локальные и, как правило, теплые. Такими цветами выражено положительное эмоциональное отношение ребенка к миру. Некрасивое, помимо того, что изображается небрежно, закрашивается каким-либо темным цветом. На определенном этапе рисование красивого предпочитаемой, а некрасивого отвергаемой краской прекращается. Ребенок начинает использовать краску, соответствующую цвету реального предмета.

Программой предусматривается эстетическое развитие учащихся с помощью эмоционального раскрытия и ассоциативного восприятия сказочных образов в определенных колористических гаммах (холодных, теплых, и даже огненных, изумрудно-зеленых, золотисто-желтых, бежево-коричневых, розовато-сиреневых). Психологи утверждают, что закрепление определенного цвета за предметом или образом есть необходимый прием в приобщении ребенка к познанию мира.

Цветовая гамма сближенных цветов и цветовой фон, соответствующие в определенной мере фантазии или реальности, помогают ребенку не только классифицировать предметы, но и воспринимать гармонию мира ассоциативно. Исследования психологов доказывают, что в работе детской психики принимают участие многие ее механизмы: эмоции, память и воображение, интуиция и логическое мышление. Особая роль принадлежит при этом ассоциативному механизму. Декоративная живопись широко использует цветовые эффекты- такие созвучия и контрасты цветов, которые обогащают образ и передают зрителю идейно-символическое содержание изображаемой темы. Необходимым художественно-выразительным средством, помогающим создать эмоциональный настрой, подключить ассоциативное мышление, является драматическое искусство (спектакль – сказка).

Драматическое искусство как самое чудодейственное средство способно передавать всю глубину человеческих чувств. С его помощью можно пробудить в детях чуткость и отзывчивость. Все это в сочетании с гуманистическим содержанием литературных и живописных произведений является мощным средством воздействия на детские души.

Слово, поэтическое или прозаическое, всегда было одним из самых главных средств учебно-воспитательного процесса. Большое значение приобретает оно в раскрытии образов природы, сказочных персонажей.

Цвет, драматическое искусство, слово как выразительные средства формируют навыки вычленения смысловых элементов, облегчают школьникам формирование ассоциаций, которые использует соответствующая система художественного языка. Это развивает умение связывать прямые и ассоциативные представления в целостные художественные образы. Итак, приемом в учебно-воспитательном процессе.

Среди специальных выразительных средств в программе выделяется направление коллективного детского творчества, использующее различные техники. Комплексное использование акварели, гуаши, фломастеров, аппликации из бумаги, ткани, меха, кожи, цветной фольги, блесток, бисера, пуха, ракушек, сухих цветов позволяет создавать композиции большого размера, предназначенные для оформления школьных интерьеров.

Изобразительная деятельность предполагает опору на наглядный (графический) материал, предъявляет определенные требования к работе с ним.

Для успешного занятия изобразительной деятельностью важное значение имеют различные художественные ассоциации, особенности зрительной памяти, эмоционального отношения к воспринимаемому материалу, своеобразие его видения и переработки. Ведущим свойством изобразительной деятельности является художественное воображение, опорными свойствами - высокая чувствительность зрительного анализатора (чувство линий, пропорций, формы, светотени, ритма, колорита, целого), специальная умелость руки, видение фона и т.д.

Для занятий изобразительным искусством школьникам необходимо иметь развитое воображение, которое проявляется в комбинировании и акцентировании элементов, зрительную память, эмоциональность, владеть спецификой содержания, формы объекта, средствами выражения, принятыми в определенном виде изобразительного искусства.

Требования современной школы ориентированы на формирование личности, в которой гармонично сочетались бы интеллектуальная, эмоциональная и потребностно-волевая сферы.

Преобладание в обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний приводит к недостаточному развитию воображения, образного мышления школьников и в итоге к формализму знаний, снижению интереса к учению.

Умение работать с образом (создавать его, оперировать им) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка, если они апеллируют к его субъектному (жизненному) опыту, личным наблюдениям, переживаниям, стремлениям.

Развитие образного мышления происходит в процессе собственной творческой деятельности ученика. Задаваемый для усвоения социальный опыт должен трансформироваться в активной деятельности самого ребенка, опираться на его индивидуальный опыт непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью ассоциативностью. Чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. Этим образ существенно отличается от понятия, выполняя свою специфическую функцию в структуре знания.

В психологии роль образного мышления нередко рассматривается как своеобразный возрастной этап в развитии личности школьника, причем этап вспомогательный, переходный (от наглядно-образного к понятийно-логическому мышлению). Образное мышление развивается весьма интенсивно во все возрастные периоды, имеет свои специфические функции, является сложным структурным образованием. В нем взаимодействуют, преобразуются «единицы» разного содержания - эмпирически-эмоционального и категориально-рассудочного; различны и источники, питающие образ. Образное мышление непосредственно включает в себя эмоциональное отношение человека к окружающему миру, его личный (индивидуальный) опыт, своеобразную избирательность в его восприятии и оценке.

Важным условием развития образного мышления в школьном возрасте является овладение технологией создания образов, то есть овладение приемами организации восприятия, средствами актуализации, преобразования уже имеющихся образов.

Уровень развития образного мышления у большинства учащихся недостаточен для полноценного усвоения ими знаний в их предметном содержании. Это проявляется в тех трудностях, которые испытывают школьники при работе с образом, их связанностью наглядной опорой, неумением гибко, легко и свободно переключаться с одних признаков на другие, динамично их использовать.

Учащиеся не могут произвольно изменять позицию наблюдения (точку отсчета), самостоятельно осуществлять выбор способов создания образов, разнопланово оперировать ими. Ориентация на указание учителя (заданный образец) нередко не формирует потребности ребенка в самостоятельном, свободном динамическом подходе к анализу предметного мира, что затрудняет развитие образного мышления в онтогенезе, не отвечает его основному содержанию.

Возможно ли эстетическое воспитание ребенка? Ведь воспитание может только помочь натуре, ускорить эволюцию способностей или помешать их неправильному развитию. Эстетическое воспитание ребенка возможно только в том случае, если у него есть художественные наклонности.

Красота охватывает две области - реальную, которая постигается чувствами, и фантастическую, куда нас вводит воображение.

Назначение чувств человека, прежде всего, утилитарное. Вкус и обоняние предупреждают нас об опасности, грозящей организму при поглощении ядовитых веществ; зрение, слух и осязание, осведомляя нас о предметах окружающей среды, дают возможность с уверенностью двигаться в пространстве. Все наши чувства стремятся к охране нашей личности.

Но они несут еще иную функцию и доставляют нам ощущения чисто эстетического свойства. Даже материальные ощущения еды и питья способны вызывать поэтические настроения (это почти единственная поэзия, встречающаяся в литературе первобытных народов).

Обоняние может также дать эстетические ощущения. Есть запахи, опьяняющие нас и приводящие в состояние такого же восторга, как и лучшие произведения искусства. То, что мы обыкновенно называем прелестью весны, не обязано ли больше всего ароматам, витающим в это время года в атмосфере? Если отнять от общего впечатления моря солёный запах, присущий ему, или от общего впечатления леса аромат листьев и сырости, то очарование, связанное с представлениями об океане и темном лесе уменьшится наполовину.

С эстетической точки зрения чувства вкуса и обоняния занимают второстепенное место в ряду прочих чувств. Прежде всего, ощущения вкуса и запаха не распадаются на первоначальные чувствования, их нельзя анализировать, и потому они всегда остаются несколько неопределенными. Нам стоит большого труда вызывать в себе воспоминания этих ощущений, так как для этих чувств не существует памяти. Удовольствие, сопровождающее их, ограничивается временным удовлетворением соответственных органов, но в глубине самих ощущений не лежит принцип разумного порядка, как в чувствах осязания, слуха и зрения.

Чувство осязания доставляет нередко чисто физиологическое удовольствие: ощущение гладкости предмета, шелковистости материи, бархатистости кожи. Иногда, в виду изогнутой линии, осязание получает удовольствие уже несколько высшего порядка; таким образом, это чувство в эстетическом отношении выше двух предыдущих; нередко ему приходится даже заменять зрение.

Но из всех чувств, способных дать нам наибольшее число впечатлений эстетического характера, в особенности способных дать их ребенку, это конечно зрение и слух. Ребенок входит в мир звуков раньше, чем в мир красок и форм. Ухо формируется раньше глаза. В первое время по рождении он меньший период времени остается глухим, чем слепым; позже звук также является более сильным возбудителем, чем форма и даже цвет. Зрение предполагает усилие: чтобы видеть, ребенок должен направить свой взгляд; для слуха этого не требуется, функция уха непроизвольна.

Развитие зрения у ребенка идет значительно медленнее, чем развитие слуха.

Изучение первых детских рисунков, указывая на посредственную способность наблюдения, не дает нам высокого понятия о его художественном даровании. Тем не менее эти рисунки свидетельствуют о желании подражать внешности вещей, что и есть в сущности один из принципов искусства.

В виду общих интересов необходимо, чтобы эстетическое воспитание остерегалось внушать ребенку преувеличенное стремление к прекрасному. Этой опасности очень легко избегнуть, если, на ряду с эстетическим воспитанием, серьезно заботиться о воспитании ума и воли. Те, кто считает эстетическое воспитание излишним, а также и те, кто хочет отвести ему первенствующее место - одинаково далеки от здорового педагогического мировоззрения. Как в жизни, так и в воспитании искусство и красота имеют право только на второстепенное место: они, по выражению Спенсера, должны занимать «часы досуга»...

Эстетическое воспитание никогда не должно выливаться в форму теоретического преподавания, это был бы вернейший путь навсегда отвратить ребенка от того искусства, к которому будто бы стараются пробудить его вкус.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Все учебные предметы обладают богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Необходимым условием нравственного воспитания является, указывал Ушинский, формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский высказал следующее: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни...»

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...»

«Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.» «Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный труд умственный...» Учитель, «приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются.» Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения, Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами.

Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы - все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься. Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Поэтому полезно разбираться в этом вопросе.

Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство является пространственным. То есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.

Их можно разделить на несколько категорий. Например, по времени появления. До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров.

Живопись

Рисование - это вид изобразительного искусства, в котором образы передаются с помощью красящих веществ. Их наносят на твердую поверхность: холст, стекло, бумагу, камень и многое другое.

Для живописи используют разные краски. Они могут быть масляными и акварельными, силикатными и керамическими. При этом существует восковая роспись, эмалевая и прочие. Это зависит от того, какие вещества наносят на поверхность и как они закрепляются там.

Есть в живописи и два направления: станковая и монументальная. Первое объединяет в себе все те работы, которые созданы на различных полотнах. Его название происходит от слова «станок», которым обозначают мольберт. А вот монументальная живопись - это изобразительное искусство, которое воспроизводится на различных архитектурных сооружениях. Это всевозможные храмы, замки, церкви.

Архитектура

Строительство - монументальный вид изобразительного искусства, цель которого состоит в постройке зданий. Это практически единственная категория, обладающая не только эстетической ценностью, но и выполняющая практические функции. Ведь архитектура подразумевает строительство зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Она не воспроизводит действительность, а выражает желания и потребности человечества. Поэтому история изобразительного искусства лучше всего прослеживается именно по ней. В разные времена уклад жизни и представления о красоте сильно отличались. Именно по этой причине архитектура дает возможность проследить полет человеческой мысли.

Также этот вид отличается высокой степенью зависимости от окружающей среды. Например, на форму архитектурных сооружений влияют климатические и географические условия, характер ландшафта и многое другое.

Скульптура

Это древнее изобразительное искусство, образцы которого имеют объёмный вид. Выполняют их путем литья, долбления, тесания.

В основном для изготовления скульптур используют камень, бронзу, дерево или мрамор. Но в последнее время не меньшую популярность приобрели бетон, пластик и другие искусственные материалы.

Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной. При этом второй вид разделяют на высокий, низкий и врезной.

Как и в живописи, в скульптуре есть монументальное и станковое направления. Но отдельно также выделяют декоративное. Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. А декоративные украшают быт как маленькие предметы мелкой пластики.

Графика

Это декоративно-изобразительное искусство, которое состоит из рисунков и художественных печатных изображений. От живописи графика отличается используемыми материалами, техниками и формами. Для создания гравюр или литографий применяются специальные станки и оборудование, позволяющие печатать изображения. А рисунки выполняют тушью, карандашом и прочими подобными материалами, которые позволяют воспроизводить формы предметов, их освещенность.

Графика бывает станковой, книжной и прикладной. Первую создают благодаря специальным приспособлениям. Это гравюры, рисунки, наброски. Вторая украшает страницы книг или их обложки. А третья - это всевозможные этикетки, упаковки, марки.

Первыми произведениями графики считаются наскальные рисунки. Но наивысшим ее достижением является вазопись в Древней Греции.

Декоративно-прикладное искусство

Это особый вид творческой деятельности, который состоит в создании различных бытовых предметов. Они удовлетворяют наши эстетические потребности и часто имеют утилитарные функции. Более того, раньше их делали именно из практических соображений.

Не каждая выставка изобразительного искусства может похвастаться наличием предметов декоративно-прикладного характера, но зато они есть в каждом доме. Это ювелирные и керамические изделия, расписное стекло, вещи с вышивкой и многое другое.

Изобразительно-прикладное искусство более всего отображает национальный характер. Дело в том, что его важная составляющая - это народно-художественные промыслы. А они, в свою очередь, основываются на обычаях, традициях, верованиях и способе жизни народа.

От театрально-декорационного искусства до дизайна

На протяжении всей истории появляются все новые и новые виды изобразительного искусства. С образованием первого храма Мельпомены возникло театрально-декоративное искусство, которое состоит в изготовлении бутафории, костюмов, декораций и даже грима.

А дизайн, как один из видов искусства, хоть и появился еще в древности, только недавно был выделен в отдельную категорию со своими законами, техниками и особенностями.

Жанры изобразительного искусства

Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Ведь, создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или даже сюжет. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства.

Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму - связанные с повседневностью вещи. Это люди, предметы, природа.

Жанры - это формы отображения жизни в изобразительном искусстве. И они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи изобразительного искусства, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор.

История и мифология

К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.

К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.

Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.

Война и быт

Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке. Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Называют произведения искусства на эту тему батальным жанром. Само слово имеет французские корни и переводится как "война". Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами.

В противовес существует бытовой жанр в изобразительном искусстве. Он представляет собой произведения, в которых отражается повседневная жизнь. Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он принялся запечатлевать свои суровые будни. Бытовой жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с теми событиями, которые происходили тысячи лет назад.

Люди и природа

Портрет - изображение человека в искусстве. Это один из самых древних жанров. Интересно, что изначально он имел культовое значение. Портреты отожествляли с душой умершего человека. Но культура изобразительного искусства развивалась, и сегодня этот жанр позволяет нам увидеть образы людей прошедших эпох. Что дает представление об одежде, моде и вкусах того времени.

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным объектом является природа. Возник он в Голландии. Но сама по себе пейзажная живопись очень разнообразна. Может отображать как реальную, так и фантастическую природу. В зависимости от типа изображения выделяют сельский и городской пейзажи. В последний входят такие подвиды, как индустриальный и ведута. Кроме того, говорят о существование панорамного и камерного пейзажей.

Также выделяют анималистичный жанр. Это произведения искусства с изображением животных.

Морская тематика

Морские пейзажи представляют прежде всего раннюю голландскую живопись. Изобразительное искусство этой страны дало начало самому жанру марина. Для него характерно отражения моря во всех ипостасях. Художники-маринисты рисуют бурлящую стихию и безмятежную водную гладь, шумные сражения и одинокие парусники. Первая картина этого жанра датируется шестнадцатым веком. На ней Корнелис Антонис изобразил португальский флот.

Хотя марина и является больше жанром живописи, найти водные мотивы можно не только на картинах. Например, декоративно-изобразительное искусство часто используют элементы морских пейзажей. Это могут быть гобелены, украшения, гравюры.

Предметы

Натюрморт - главным образом тоже жанр живописи. С французского его название переводится как «мертвая природа». На самом же деле героями натюрмортов являются различные неодушевленные предметы. Обычно это повседневные вещи, а также овощи, фрукты и цветы.

Основной характеристикой натюрморта можно считать его кажущуюся бессюжетность. Тем не менее это философский жанр, который во все времена отображал связи человека и внешнего мира.

Прообразы натюрмортов можно найти еще в монументальной живописи Помпеи. Позже этот жанр стал частью других картин. К примеру, религиозных полотен. А вот название за ним утвердилось только в XVI веке.

Изобразительное искусство является способом познания действительности и места человека в ней. Оно позволяет воссоздать реальность с помощью различных зрительных образов. Произведения этого искусства находят себе место не только в музеях или на выставках, но и на улицах городов, в домах и библиотеках, книгах и даже конвертах. Они вокруг нас. И меньшее, что мы можем сделать, научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох.

Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Рассмотрим некоторые из них.

Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Для передачи учебной информации при обучении изобразительному искусству используются рассказ, объяснение, инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения.

Применение словесных методов предполагает соблюдение нескольких непременных условий.

Хорошая дикция, доступный темп и четкость речи очень важны для восприятия учебного материала школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для их осмысливания, описания, даваемые в таком темпе, что они понимаются и запоминаются - все это обязательные требования применения словесных методов.

Очень важно уяснить, что пользоваться словом надо умело. Если школьники должны что-то внимательно рассмотреть (плакат или кадр диафильма), то нужна обязательная пауза. Можно привлечь их внимание к какому-либо элементу, но соответствующее пояснение должно не сопутствовать рассмотрению, что отвлекает внимание, а следовать за ним. Кстати, опытные актеры это очень хорошо знают иногда важнее слова, чем жестикуляция, они стараются, чтобы все внимание зрителя было обращено к речи. Таким образом, соединение слова с показом должно быть продуманным.

Успех словесного изложения во многом зависит от его эмоциональности. Когда учащиеся видят и понимают, как неравнодушен сам учитель, как он искренне хочет, чтобы излагаемый материал был ими воспринят, они откликаются на его усилия.

Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами в форме их словесного описания. Этот метод более пригоден для младшего школьного возраста. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

В обучении изобразительному искусству гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются обычно учебной демонстрацией.

Объяснять приходится особенности использования тех или иных материалов, правила построения изображения и т.п.. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов выполнения ее и т.п. В старших классах чаще используют лекции, служащую обычно для передачи определенной информации из области истории изобразительного искусства, техники и технологии применения материалов. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура ее более строгая, чем у рассказа, а ход в большей степени подчинен требованиям логики.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу так называемых монологических методов обучения («монос» - один), при которых доминирует исполнительская, репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу и т.п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая для учителя информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Более совершенным словесным методом является беседа , в ходе которой учитель, используя имеющиеся у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию нового материала, осуществляет повторение и проверку пройденного. От предыдущих методов беседа отличается тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Она позволяет в большей степени активизировать умственную деятельность школьников и развивать их внимание и речь.

Беседа на занятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.

Беседа используется обычно в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

В сюжетно-тематическом рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь учащимся представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы.

Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.

При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы. На примере рассказов детей педагог учит школьников способам замысливания образа.

На занятиях, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания (обследование). В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.

На занятиях по конструированию, аппликации, декоративно-прикладному творчеству, где предметом обследования и беседы часто является образец, предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.

В конце занятия нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки - одна из важных за дач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик детей.

На содержание беседы влияют возрастные особенности, степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Вопросы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия.

Следует иметь в виду, что затраты времени при беседе больше и она требует лучшей подготовки со стороны учителя. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: краткость, логическая четкость, доступность и ясность формулировки, эмоциональность. Нельзя задавать расплывчатых вопросов, на которые можно дать несколько ответов. Сложные вопросы следует расчленять на несколько более простых. Каждый задаваемый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и всей темой в целом. К числу наиболее типичных можно отнести следующие вопросы:

    активизирующие в памяти обучаемых прежние знания и практический опыт («Расскажите, в какой последовательности вы выполняли рисунок с натуры?», «Что такое «тональный масштаб»?» и т.п.);

    облегчающие формирование понятий, установление связей между фактами, явлениями и процессами («Назовите виды и причины ошибок при изображении перспективы призматических тел?» и т.п.);

    направленные на практическое применение знаний в учебно-творческой деятельности («Какая густота гуашевой краски обеспечивает легкое управление кистью?»).

Особенно эффективно проявляется в беседе проблемная постановка вопросов. Такая беседа в отличие от сообщающей и воспроизводящей называется эвристической. Она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников.

Среди словесных методов обучения необходимо назвать и такие как:

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю дением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н.П.Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влияние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой представляет метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. При обучении эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования также является работа с книгой. Рекомендуется ознакомить ребят с методами работы в библиотечных каталогах и с разного рода вспомогательными материалами, т.е. справочниками, энциклопедиями и т.п.

Урок изобразительного искусства предусматривает и другой тип словесного метода обучения - метод диалогичности. Здесь учитель и ученик – собеседники. Учитель искусства должен стать мастером слова так же, как и учитель литературы. Мы готовим не мастерового, а личность умеющую и мыслящаю. Мысль ученик должен научиться выражать и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция и т.д.), и в слове. Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, попятную собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в изобразительном языке, и в словесной речи. Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний. Понимание тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные словесные образы детей, наивные ассоциации бесценный материал для учителя» (10, с. 118-120).

При включении в работу метода диалога необходимо помнить, что диалог проходит в виде вопросов-ответов, причем вопрос, задается всему классу или отдельному ученику, но с обращением ко всему классу; эта может быть.диалог-раз мышление, когда учитель, как бы размышляя, сознательно дает возможность учащимся поправить или дополнить его.

«Педагогически организованное художественное восприятие Произведений искусства должно исключать пассивное, незаинтересованное созерцание Активизировать процессы восприятия может диалоговая форма общения, при этом нельзя детей «заговаривать», навязывать чужую волю, стороннюю концепцию произведения искусства. Это может привести к недоверию собственной интуиции, к неприятию личного впечатления ».

В диалоговой форме общения можно вычленить два вида опросов - «настоящий» и «заводящий».

Первый наводит отвечающего на ответ, который пред полагает услышать педагог, второй «заводит», то есть извне мотивирует высказывание и поиск ответа. «Диалог на уроке искусства - это новый стиль сотрудничества, новый стиль мышления, новый стиль отношений. В диалоге дети учатся отстаивать свое мнение и соглашаться или не соглашаться с мнением другого человека, учатся культуре опора, учатся мыслить» (10, с. 43-44).

Особое место среди словесных методов обучения занимает инструктаж , под которым понимают пояснение способов действий с их наглядным показом, предупреждение возможных ошибок, ознакомление с правилами работы в материале. Выделяют вводное, текущее и заключительное инструктирование учащихся. Первый вид инструктажа служит для подготовки учащихся к конкретной самостоятельной работе, второй - для анализа ее хода, а третий для подведения итогов.

В отдельных случаях (технологическая сложность рабочих приемов, объектов труда) возможно письменное инструктирование учащихся на специальных раздаточных карточках.

С инструктажем тесно связаны демонстрации (как частный случай метода наблюдений). Так принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков. При демонстрации (показе) у учащихся формируется конкретный образец изобразительных действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»