Значение рота, кельтский струнный инструмент в энциклопедическом словаре брокгауза и евфрона. Кельтский струнный музыкальный инструмент произошедший от лиры Арабские музыкальные инструменты

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

лира в человеческий рост

Альтернативные описания

. «обнаженное фортепьяно»

Многострунный щипковый музыкальный инструмент

Музыкальная решетка

На каком инструменте блистательно играл кельтский бог Луг

Стихотворение М. Лермонтова

Струнный инструмент, предпочитающий женские руки

Струнный музыкальный инструмент, на котором играла Ксения Эрдели

Инструмент Эола

Голый рояль

Многострунка из оркестра

. «симфонические гусли»

Повесть американского писателя Трумэна Капоте «Лесная...»

От названия какого инструмента произошло слово «арпеджио»?

На каком музыкальном инструменте играла Вера Дулова?

На каком оркестровом инструменте можно взять самую низкую ноту?

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Название этого музыкального инструмента происходит от слова «горб»

Выросшие гусли

Музыкальный инструмент Т. Догилевой из фильма «Прохиндиада, или бег на месте»

Кто прародитель всех струнных инструментов?

Музыкальный инструмент, попавший в национальный герб Ирландии

Музыкальный инструмент Эола

Стих Лермонтова

Оркестровая многострунка

Многострунка

Прабабушка рояля

Инструмент Дуловой

Треугольник со струнами

Концертные гусли

. «разросшиеся» гусли

Эолов инструмент

Эолова...

Стоячие «гусли»

Инструмент с 47 струнами

Инструмент Терпсихоры

Многострунный треугольник

Инструмент Ксении Эрдели

Струнный инструмент

Инструмент Веры Дуловой

Треугольный музыкальный инструмент

. «обнаженный» рояль, вставший на дыбы

Многострунный щипковый инструмент

. «обнаженный» рояль по вертикали

. «стриптиз» рояля

Музыкальный инструмент

Рояль после уплаты налогов

Инструмент миннезингеров

Самый женский музыкальный инструмент

Гусли по вертикали

Старшая «сестра» лиры

Стоячая рама со струнами

Вертикальная сестрица гуслей

47-струнка с педалями

Современная лира

Древнейший музыкальный инструмент

Маньчжурский ячмень

. «сугубо дамский» инструмент

На ней играли первые арпеджио

Струнная рама с дамой

Стриптиз фортепиано

Большой струнный музыкальный инструмент

Струнный музыкальный инструмент

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Стихотворение М. Лермонтова

. "Голый" рояль

. "Обнаженный" рояль по вертикали

. "Обнаженный" рояль, вставший на дыбы

. "Симфонические гусли"

. "Стриптиз" рояля

. "Сугубо дамский" инструмент

. "Обнаженное фортепьяно"

Ж. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист м. -тка ж. игрок на арфе. Эолова арфа, долгий ящик из тонких дощечек, с двумя или более струнами; она сама звучит на сквозном ветру. Название созвездия. Проволочные или бечевочные грохоты для просевки садовой земли

Кто прародитель всех струнных инструментов

Музыкальное орудие, в роде стоячих гуслей, на котором играет ветер; согласные звуки сами друг другу отзываются

Музыкальный инструмент Т. Догилевой из фильма "Прохиндиада, или бег на месте"

Название этого музыкального инструмента происходит от слова "горб"

От названия какого инструмента произошло слово "арпеджио"

Повесть американского писателя Трумэна Капоте "Лесная..."

Самый женский музыкаль. инструм.

Старшая "сестра" лиры

Стоячие "гусли"

Струнный инструм.

У гитары струн 7, а у нее - 47

Стоячие гусли

. "Обнажён." рояль, вставший на дыбы

Многострунный щипковый инструм-т

Самый женский музык. инструмент.

Мешанина из слова "фара"

. "Обнажённый" рояль по вертикали

Самый женский музык. инструмент

. «обнажен.» рояль, вставший на дыбы

Мешанина из слова «фара»

Анаграмма к слову "фара"

Рота музыкальный инструмент - или крота средневековый кельтский струнный инструмент, корпус которого напоминает колесо. Р. раннего периода имела большое число струн (до 17), которые задевали плектром. Р. произошла от лиры. Позднее число струн стало уменьшаться (до 3), а… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лира (муз. инструмент) - Лира (греч. lýra), 1) древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7 11 струн. Настройка по пятиступенному звукоряду. Игрой на Л. сопровождали исполнение произведений эпической и лирической поэзии …

Органистр - Основная статья: Колёсная лира Органистр на барельефе собора св. Иакова, 1188 Органистр, органиструм (… Википедия

Органиструм - Основная статья: Колёсная лира Органистр, органиструм (лат. organistrum) средневековый струнный инструмент, сочетающий свойства фрикционного (смычкового) и клавишного, древнейший западноевропейский аналог колёсной лиры. Термин organistrum… … Википедия

ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера

ЛИРА - АЛЬБЕГАЛА, или ЛИРА (исп.). Северное созвездие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИРА (греч. lyra). 1) древнейший струнный музыкальный инструмент. 2) северное созвездие. 3) птица, у которой хвост… … Словарь иностранных слов русского языка

жига - (англ. jig), 1) старинный парный (у матросов сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В XVII в. вошёл в качестве заключительной части в инструментальную сюиту. 2) Западноевропейский … Энциклопедический словарь

Кельтская музыка - Направление: Народная музыка Поджанры: Ирландская музыка Шотландская музыка Музыка острова Мэн Корнуоллская музыка Бретонская музыка Уэльская музыка Музыка Галисии, Астурии и Кантабрии … Википедия

ЖИГА - (англ. jig) 1) старинный парный (у матросов сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В 17 в. вошел в качестве заключительной части в инструментальную сюиту.2) Западноевропейский… … Большой Энциклопедический словарь

Лира - I Лира (греч. lýra) 1) древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7 11 струн. Настройка по пятиступенному звукоряду. Игрой на Л. сопровождали исполнение произведений эпической и… … Большая советская энциклопедия

Любовь… Удивительное волшебное чувство, дарующее людям неимоверное наслаждение, надежду на счастье и блаженство. Человечество знает много прекрасных преданий о любви, трепетно относится к ним и хранит в своей памяти. Красивые легенды о беззаветном чувстве Тристана и Изольды, Джотхи и Акбара, Ромео и Джульетты бережно передаются из поколения в поколение. Историй о любви много, но есть ещё одна, которая заслуживает особого внимания. Она дошла до нас со времен глубокой древности, из античной Греции. Это предание о знаменитом певце Эллады Орфее и его любимой жене – нимфе Эвридике. Легенда гласит, что Орфей, потерявший свою возлюбленную, умершую от укуса змеи, решился на отчаянный поступок: он спустился в подземное царство, чтобы просить бога мертвых Аида вернуть ему Эвридику. Верной спутницей и помощницей Орфея в этом трудном путешествии была его лира, волшебные звуки которой могли останавливать реки, завораживать природу, животных и птиц. Что же это за инструмент, обладающий такими магическими свойствами? Согласно древнегреческому мифу лиру в младенческом возрасте из черепашьего панциря, бычьих рогов и трех жильных струн создал, обладающий многими талантами, бог Гермес. Затем он обменял её на стадо божественных коров, принадлежащих богу высшей духовности и искусств Апполону, очарованному звучанием инструмента, который в свою очередь подарил, но уже семиструнный инструмент, легендарному Орфею, принесшему лиру в мир людей.

Звук

Каково же звучание лиры — инструмента божественного происхождения, который очень любили наши далекие предки? Её голос очень нежный, переливчатый и обворожительно парящий. Считалось, что дивные звуки лиры очищали и исцеляли душу, наполняя ее небесной гармонией. На лире музицировали сидя или стоя, держа инструмент по отношению к корпусу под небольшим углом. При исполнении использовали различные приемы звукоизвлечения, такие, как защипывание струн и перебор: правой рукой проводили по струнам, а левой приглушали ненужные звуки.

Фото :



Интересные факты

  • Лира часто изображалась на древних монетах.
  • Лира в настоящее время в некоторых местностях северо – восточной Африки используется как народный инструмент.
  • Самая старая лира, сохранившаяся на европейском континенте, насчитывает около 2,5 тысячелетия.

    Народная музыка и инструменты Североевропейского Средневековья

    Она была найдена в Шотландии в 2010 году.

  • Лира упоминается в старинной английской поэме «Боевульф», написанной на рубеже первого тысячелетия нашей эры. Эта древняя поэма, состоящая 3182 строк, дошла до нас в полном объеме.
  • Старинные лиры сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее искусства и археологии в Оксфорде (Англия), археологическом музее в Ираклионе (Греция), музее Рокфеллера в Иерусалиме (Израиль), а также в исторических музеях Лондона (Англия), Пенсильвании (США) и Багдада (Ирак).
  • В нынешнее время лира — слово, имеющее очень много значений: это символ и атрибут поэтов; эмблема военных оркестров; денежная единица Италии, Ватикана и Турции; созвездие, находящееся в северном полушарии в котором наиболее яркой является звезда под названием «Вега»; австралийская птица, имеющая хвост по форме напоминающий лиру.
  • Есть очень много музыкальных инструментов которые в своем названии имеют слово лира. Однако стоит заметить, что ничего общего с античной лирой они не имеют, к примеру: колесная лира, понтийская лира, критская лира, византийская лира, лира да браччо, лира да гамба.

Конструкция

Лира, имеющая весьма оригинальную конфигурацию, состоит из резонаторного корпуса, который изначально изготавливался из черепашьего панциря и затягивался мембраной из бычьей кожи. Позднее его стали делать в форме четырехугольника из дерева. На корпус крепились две изящно выгнутые в виде хомута стойки, для изготовления которых использовалось дерево или рога антилопы. В верхнем конце стойки соединяются перекладиной, от которой к резонатору натягиваются струны. Количество струн на инструментах очень разнится: четыре, семь, десять, а в экспериментальных инструментах — двенадцать, восемнадцать и более.

Разновидности лиры

Семейство лиры включает в себя инструменты различных видов и размеров, но наиболее востребованными яаляются хелис, форминга и кифара.

  • Хелис – такое название имеет самая примитивная лира с корпусом из черепашьего панциря, который был обтянут кожей вола. Инструмент был легким, небольших размеров и пользовался популярностью для музицирования у женщин.
  • Форминга – инструмент древнегреческих сказителей – аэдов, не отличавшийся особой звучностью. Он имеет своеобразную конструкцию, позволяющую его держать при помощи, перекидывающейся через плечо перевязки.
  • Кифара – инструмент с плоским тяжелым корпусом, на котором могли играть только мужчины. Количество струн варьировалось от семи до двенадцати.

История

Лира – инструмент, прежде всего ассоциирующийся с культурой Древних Греции и Рима, настолько давно появился в жизни людей, что сегодня ни один историк не может точно назвать время и место его возникновения. По некоторым предположениям родиной лиры является Фракия, а по другим Ближний Восток. Именно в Месопотамии, одной из древнейших цивилизаций, на территории шумерского Ура, во время археологических раскопок были найдены подобные струнные музыкальные инструменты, изготовление которых датируется серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Искусствоведы впоследствии дали им название урских лир. Найденные инструменты были довольно больших размеров, с количеством струн от восьми до двенадцати и резонатором, в форме бычьей головы. В Ассирии бык являлся символом плодородия и пользовался особым почитанием у жителей страны. В библейских сказаниях мы находим неоднократное упоминание, что примерно в те же самые времена лира была весьма востребована в Древнем Египте, а также любимым инструментом у еврейского народа. На нем с удовольствием музицировал царь Давид, являвшийся яркой личностью не только в ветхозаветной, но и в мировой истории.

Самое раннее дошедшее до нас изображение лиры относится ко времени минойской цивилизации (1400 г. до н. э) и находится оно в знаменитом саркофаге Агия Триады, который изначально располагался в южной части острова Крит. Существует гипотеза, что именно с Крита лира начала свое распространение по Греции и Римской империи, где получила оригинальную конфигурацию в виде подковы, а также в иерархии используемых в то время музыкальных инструментов заняла весьма высокое место. Лира, игравшая важную роль в культуре этих стран, считалась апполоническим, благородным инструментом, обучение на котором являлось обязательным в образовании «свободного» гражданина. Она была востребованным инструментом не только у знаменитых в то время музыкантов, но и у«древних бардов», в круг которых входили рассказчики, харизматики и поэты. А так как звучание лиры сопровождало не только пение, но и декламацию, отсюда определенный вид античной поэзии впоследствии получил название «лирической». Кроме этого инструмент активно использовался в домашнем музицировании: он считался пристойным для порядочных женщин. Поскольку лира пользовалась большой популярностью, мастера постоянно модифицировали её, изготавливали разных видов и размеров. Количество струн на инструменте варьировалось и доходило до восемнадцати, но самой востребованной все же считалась семиструнная лира.

В эпоху поздней античности, во время упадка греко-римской цивилизации лира постепенно стала распространяться по Европе на север, среди кельтских и финских народов. Там она претерпела некоторые конструктивные изменения, поскольку изготавливалась из цельного куска дерева. После первого тысячелетия от Рождества Христова лира значительно видоизменилась, где — то из щипкового она превратилась в смычковый инструмент, где-то прибавила себе гриф, а в своем первостепенном виде постепенно ушла из активного употребления, но сохранила свой аристократический статус.

К большому сожалению, лира, являющаяся прародительницей многих музыкальных инструментов, в нынешнее время не получает должного внимания, но люди помнят о ней и подтверждением тому является эмблема музыкального искусства в виде этого изящного старинного инструмента.

Видео: слушать лиру

Лютня

Основные сведения



Лютня - старинный струнный щипковыймузыкальный инструмент. Слово лютня, вероятно, происходит от арабского слова al‘ud (дерево), хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель - лютье.

Изготовление

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму.

Рота, кельтский струнный инструмент

Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы.

Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни как правило изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

История, происхождение


Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, - чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.



В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.

Самые выдающиеся композиторы

Самые выдающиеся композиторы, сочинявшие для лютни в разные эпохи:

Композиторы эпохи ренессанса:

Италия: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано;
Центральная Европа: Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугарай, Кшиштоф Клабон, Мельхиор Нейзидлер, Якуб Полак;
Англия: Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;

Композиторы эпохи барокко:

Италия: Алессандро Пиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер;
Франция: Робер де Визе, Дени Готье;
Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;

Современные композиторы:

Иоганн Непомук Давид (Германия), Владимир Вавилов (Россия), Шандор Каллош (Венгрия и Россия), Штефан Лундгрен (Германия и Швеция), Тоёхико Сато (Япония и Голландия), Ронн МакФарлен (США), Пауло Гальвао (Португалия), Роб МакКиллоп (Шотландия), Йозеф ван Виссемс (Голландия), Александр Данилевский (Франция и Россия), Роман Туровский-Савчук (США и Украина), Максим Звонарёв (Украина).

Видео: Лютня на видео + звучание

Разместить объявление

Лира

Основные сведения



Лира - струнный щипковыймузыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.

Происхождение, исторические заметки

Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.

С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.

После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в Скрипичной школе Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!

Позднее на лире было, как правило, семь струн.

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э., но сам инструмент, по-видимому, еще древнее. Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры.

Кельтский струнный музыкальный инструмент, происшедший от лиры

Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры в современных понятиях это ноты ми, си, ля, ми, взятые от первой октавы вниз.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном домашним инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла, игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Видео: Лира на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Разместить объявление

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты

Подобно патефону или ксероксу, слово «ионика» произошло от торговой марки, которое постепенно распространилась не только на её продукцию, но и на все подобные вещи. А в конце прошлого века ионикой называли малогабаритные синтезаторы, которые нередко можно было видеть на концертах музыкальных групп. Подобные устройства именуют ещё и «электроорганами», однако слово «синтезатор» большинству слушателей привычней.

Что такое ионика

В принципе, настоящие ионики были довольно-таки примитивными устройствами. Но так получилось, что этот музыкальный инструмент стал целой эпохой в молодёжной музыке. Импортная техника из капиталистических стран была для нас не только недоступной, но и, по большинству своему, вообще неведомой. А вот из соцстран ввозить было можно. И так немецкий синтезатор (точнее «гэдээровский», как тогда говорили), стал «звездой».

Ионикой был назван синтезатор производства Германской Демократической Республики, впервые выпущенный в 1959 году. Его назвали так сразу по 2 причинам. Первая, из-за конструкции прибора. Изначально, кроме электронных радиоламп, применялись в нём и ионные лампы - неоновые, или так называемые тиратроны. Вторая, есть и такое редкое немецкое женское имя - Ионика. Вместе получилась интересная торговая марка.

Ионные лампы не оправдали себя, они оказались недостаточно надёжными. Поэтому их заменяли электронными как при ремонте, так и с выходом новых моделей синтезатора. Под именем «Ионика» даже были выпущены несколько полупроводниковых моделей. А в Советском Союзе этим словом постепенно стали звать все маленькие синтезаторы, в том числе не имевшие к ГДР ни малейшего отношения. Сейчас, правда, манера именовать синтезаторы иониками постепенно ушла уже в прошлое, но и в новом веке порой так говорят. Как правило, люди, заставшие времена популярности настоящих «ионик».

Что такое ионика

Для наших времён синтезатор ионика - нечто устаревшее до такой степени, что сложно найти в Интернете даже фотографию продукции именно с этим брендом. Попадаются, как правило, другие синтезаторы, похожие по внешнему виду. Но когда-то практически ни один маленький ВИА, он же вокально-инструментальный ансамбль, не обходился без этого маленького и удобного «электрического органа». Он вошёл в историю музыки так прочно, что до сих пор живёт в ней через песню «Чижа» про школьный ансамбль…

Чем же были хороши такие синтезаторы? А вспомним советские времена. Других же было просто не достать. Поэтому хорошим считался практически любой инструмент, который вы могли тогда раздобыть. Кроме того, ионика ведь была сравнительно компактной, это огромный плюс для небольших групп без своего транспорта. Если музыканты добирались до места выступления пешком, разумеется, им было удобней нести в руках аккуратный, малогабаритный синтезатор, чем тащить что-то более масштабное, пусть и качественное. А две гитары и ионика - это уже почти ВИА, хотя с барабанами, конечно, интересней.

На таком синтезаторе было относительно легко играть, именно в силу его примитивности и простоты. Для начинающих музыкантов это тоже был заметный плюс. Можно встретить фотографии девушек с иониками, таким артисткам, конечно, был очень важен и лёгкий вес инструмента. Что-нибудь более увесистое, это уже больше для парней. Получалось весело, простенько и зажигательно, а фанатам тех ВИА большего и не требовалось.

Что такое ионика

Кроме того, ионикой ещё называют ионический архитектурный стиль.

Музыкальные инструменты

Конечно, если вы встречаете выражение типа «ионическая колонна», сразу понятно, что уж это сочетание слов не имеет отношения к музыке. Древнегреческая ионика появилась до нашей эры, в четвёртом-пятом веках. Однако это, как говорится, — вовсе иная история.

Арабские музыкальные инструменты

Вы конечно можете спросить, зачем нам изучать арабские музыкальные инструменты, если мы — не музыканты, а танцовщицы, но лучше и не спрашивайте:) Потому как музыка имеет к нам самое прямое отношение — танцуем мы ведь под музыку, и именно ее мы должны прочувствовать и выразить своим танцем. Теоретические знания об инструментах, которые используются в восточных мелодиях, помогут нам еще глубже воспринимать то, что мы слышим, и более граммотно и интересно это обыгрывать движениями.

Пожалуй главным инструментом Египта, и "королевой" всех восточных композиций является ТАБЛА — барабан, очень напоминающий среднеазиатскую дарбуку или думбек. Египетская табла чаще всего керамическая с перламутровой инкрустацией или росписью по керамике. Размеры могут быть разными: 30-40 см высотой и 20-35 см. в диаметре. На более дорогих барабанах натянута кожа рыбы, а на более дешевых — козы. Помимо натуральных керамических табл, в Египте также очень популярны и металлические дарбуки с пластиковой мембраной. Главные тяжелые удары «дум» производятся в центре, а вторичные «тек» — у обода.
Практически ни одна песня для танца живота не обходится без звучания таблы. А также танцовщицы часто исполняют табла-соло, то есть восточный танец только лишь под барабаны. Барабан может задавать не только ритмический рисунок, а еще и наполнять звучание интересными длительными дробями, то усиляющимися, то затихающимися, и интересными акцентами.
Аудио "Табла"

В Египте также есть рамочные барабаны РИК (тамбурин) и ДЭФ.

РИК – маленький рамочный барабан, внешне напоминающий бубен. Его можно услышать в классической, эстрадной и танцевальной восточной музыке.

Лира (музыкальный инструмент)

Еще используется в качестве аксессуара для танца живота. Как правило, рик 17 см в диаметре, а глубина обода — 5 см. Внешняя сторона обода инкрустирована перламутром, так же как и в классической египетской табле. В ободе установлены пять пар медных тарелочек, создающих дополнительный звон. Поэтому часто рики довольно тяжелые на вес.
Аудио "Рик"

ДЭФ – рамочный барабан большого диаметра без металлических тарелочек по ободу, используется для басового ритмического аккомпанемента.
Аудио "Дэф"

Еще существуют большой барабан ДОХОЛ – ударный музыкальный инструмент, состоящий из полого цилиндрического тела, диаметром около 1 м. и высотой 25-30 см. Оба конца цилиндра покрыты сильно натянутой кожей. На дохоле извлекают звук либо руками, либо двумя палочками, одна из которых похожа на трость, а другая – на тонкий прут.
Аудио "Дохол"

Иногда можно увидеть, как танцовщица танца живота во время выступления сама себе аккомпанирует маленькими металлическими тарелочками, одетыми на пальцы — это САГАТЫ. Это две пары тарелочек, как правило из латуни, надевающихся на средний и большой пальцы каждой руки, для танцовщиц — маленького размера, для музыкантов — побольше.
Сагаты — это очень древний музыкальный инструмент который имеет аналоги во многих странах (Россия — ложки, Испания — кастаньеты). В арабских танцах они очень часто являлись частью музыкального сопровождения танцовщицы со времен гавези. Сейчас в восточных танцах сагаты используют в фольклорном и классическом исполнении (ракс шарки, беледи).
Аудио "Сагаты"

СИСТР - музыкальный инструмент из категории ударных (род кастаньет); древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякали или бряцали при встряхивании.
Аудио "Систр"

Ну а теперь после таких громких и ударных инструментов перейдем к более мелодичным:)

КАНУН - этот похожий на арфу струнный музыкальный инструмент. Его кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников. Играть на нем довольно сложно. А танцовщицы восточного танца, когда слышат в композиции канун, а он как правило звучит в определенной части сам по себе, сольно, используют в своей импровизации различные комбинации трясок.
Аудио "Канун"

УДД – это безладовая щипковая лютня с коротким грифом, по форме напоминающая половинку груши. Сверхпопулярный в египетской и турецкой музыке на протяжении многих сотен лет, уд также распространен в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Сахаре.
Аудио "Удд"

МИЗМАР — духовой музыкальный инструмент. У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.
Аудио "Мизмар"

НЭЙ — это открытая с обеих сторон флейта. Она бывает разных размеров и традиционно изготовляется из тростника или бамбука. Однако в настоящее время вместо традиционных материалов используются пластик или даже металл. Строение и использование этого инструмента обманывает своей незатейливостью: наиболее часто нэй имеет одну дырочку для пальца на дне и шесть сверху, и музыкант просто дует в трубочку. Благодаря особенной технике музыкант может играть в пределах больших, чем три октавы. Основной тон нэя зависит от длины трубочки.
Аудио "Нэй"

РАБАБА - струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. Как правило имеет одну или две струны. Часто используется в музыке стран Персидского залива.

"РАБАБА"

Углубляясь в мир музыкальных инструментов стран Персидского залива, нельзя также не рассказать о ТАР – важнейший инструмент классической музыкальной традиции Ирана. Тар – струнный инструмент, на котором играют с помощью металлического плектра, мезраба, вставленного в шарик воска. В прошлом иранский тар имел пять струн, однако в настоящее время делают шесть струн. Чаще всего резонатор (дека) тара вырезается из выдержанной древесины тутового дерева (шелковицы). Чем старше и суше становится древесина, тем лучше будет звук инструмента. Лады обычно изготавливаются из определённого вида кишок барана, а гриф и головка тара – из орехового дерева. Форма резонатора инструмента подобна двум сложенным вместе сердцам, с обратной стороны он похож на сидящего человека. Подставка под струны, называемая «ослёнок», изготавливается из рога горной козы. По обеим сторонам передней части грифа используется кость верблюда.

"ТАР"

ДУТАР (в переводе с персидского «две струны») – иранский струнный щипковый инструмент, который, как следует из его названия, имеет две струны. При игре на этом инструменте обычно используют не плектр, а ноготь. Дутар имеет корпус грушевидной формы и довольно длинный гриф (около 60 см). Грушевидная часть дутара изготавливается из древесины чёрной шелковицы, а его гриф – из абрикосового дерева или из дерева грецкого ореха.

"ДУТАР"

Похожий на предыдущий инструмент, СЕТАР (с перс. «три струны») – иранский струнный щипковый инструмент, при игре на котором обычно используется не плектр, а ноготь. В прошлом сетар имел три струны, теперь – четыре (третья и четвёртая струны располагаются близко друг к другу, при игре их задевают одновременно, в результате чего их обычно «объединяют», называя басовой струной).

"СЕТАР"

Назвав довольно таки немалое количество арабских музыкальных инструментов, хочется сказать, что это еще далеко не все:) Восток большой, и практически в каждой его стране, в каждой области есть свои характерные национальные инструменты. Но с основными, с которыми мы частенько встречаемся, танцуя любимые восточные танцы, мы пожалуй Вас ознакомили. Также помимо истинно восточных инструментов, в песнях для танца живота мы нередко можем услышать и более привычные для нас звуки аккордеона, синтезатора, скрипки, трубы, саксофона, гитары и даже органа.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой характер, свою индивидуальность и свое очарование. Желаем Вам приятного прослушивания и знакомства с ними, и дальнейшего плодотворного творческого содружества в танце живота:)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНДИИ

Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание.

Табла

Наиболее выразителен по тембру парный барабан табла , по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами). Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников - Судхар Хан - потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Гхатам

Другой вид барабана — гхатам . Это инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей; на нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки.

Лира – старинный музыкальный инструмент

Кому-то может показаться, что это — обычный глиняный горшок. Однако ж это не так, хотя изначально, конечно, для игры использовались именно горшки. Сегодня Гхатам — полноценный индийский музыкальный инструмент. Гхатам должен отличаться от горшка музыкальностью — стенки должны быть одинаковой толщины, иначе звук будет неравномерный. Гхатам — очень древний инструмент, он упоминался еще в Рамаяне (написанной, как говорят, за несколько тысяч лет до нашей эры). Он используется, как правило, в качестве ритмического сопровождения других индийских инструментов. Иногда — вместе с таблой.

Мридангам

Мридангам – это южноиндийский вариант барабана пакхавадж (*североиндийский барабан неправильной цилиндрической формы – прим. переводчика). Он обладает сильным внешним сходством с пакхаваджем, но существуют значительные отличия как в конструкции, так и в манере игры на нем. Тон этого инструмента также отличается – благодаря особенностям конструкции. Интересно строение мридангама. Он имеет плотную кольцевую мембрану по окружности правой стороны; между кольцевой и основной мембранами расположены несколько пучков соломы. С правого бока имеется специальная нашлепка, называемая сору или каранай. На левый бок мридангама, для получения основного глубокого тона, делается ещё одна нашлепка из смеси муки и воды, которая убирается после каждого представления. Шнуровка и основания барабана расположены поверх цилиндрического деревянного каркаса. Для каркаса используют дерево jackwood. Мридангам – непременный участник южноиндийских классических представлений. На этих представлениях исполнители играют сложнейшие пассажи, аккомпанируя вокалистам, а также исполнителям, играющим на вине, скрипке или готтувадьяме. Это очень сложное искусство, требующее многих лет практики для достижения мастерства.

Манджира

Манджира известны под многими именами. Они также называются «джандж», «тала» или целым рядом других слов. Фактически это набор из двух маленьких цимбал. Это неотъемлемый компонент для исполнения танцевальной музыки и бхаджанов (*распространённая музыкальная форма, первоначально относилась к народной музыке, в настоящее время иногда относится к полуклассическим формам; по сути — духовное песнопение, посвященное богу или святому – прим. переводчика). Это очень древний инструмент – его изображения можно увидеть на стенах храмов с древнейших времён. Манджира используются при исполнении танцевальной музыки, бхаджанов.

Вина

Ви́на - старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Имеет форму лютни. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных. Считается трудным для изучения инструментом и требует многолетней практики. Индийскую богиню Сарасвати, считающуюся покровительницей искусств, часто изображают с виной в руке.

Ситар по устройству напоминает вину. Название, вероятно, происходит от персидского "сетар" — прародителя многих струнных инструментов Востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник - таджикский сетор, который, однако, трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.

Кроме шипковых в Индии существовали и смычковые струнные.

Саранги

Прежде всего это саранги — прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёх четырёх основных, игровых струн у него есть ешё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять — тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музицирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом. Инструмент вырезается из цельного куска дерева — очень легкого, Khiro. В Индии традиционно разные части музыкальных инструментов называют по аналогии с человеческими частями тела. Так, индийская Саранги (sarangi) имеет голову (колковая коробка), шею (шейка грифа), уши-это колки для настройки, а грудь- собственно корпус Саранги. В Непале музыканты называют струны 4х струнной Саранги в честь членов семьи: отец, сын, дочь и мать.

Шанкха

Ша́нкха — ритуальный предмет в индуизме, морская раковина больших размеров. Это раковина крупного морского моллюска, обитающего в Индийском океане. На Западе этот вид раковины называют «священной раковиной». В индуистском искусстве шанкха чаще всего изображается как атрибут Вишну. Шанкха также входит в список восьми благоприятных символов буддизма, аштамангала. В шанкху трубят в ходе индуистских храмовых ритуалов, а в прошлом её также использовали на поле боя для созыва войска, оповещения об атаке или начале битвы. Будучи водным символом шанкха ассоциируется со славой, долголетием, процветанием, очищением от грехов, а также с вечной обителью Лакшми - богини процветания и супруги Вишну.

Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Космологические представления Древней Индии коснулись сфер вокальной и инструментальной музыки. Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям.

2010 Музыкальный блог "Гусли"

Учебный проект Формирование музыкальной культуры общества

Происхождение щипковых инструментов отдалено от нас на тысячелетия, однако можно с уверенностью утверждать: первым инструментом этого рода был стрелковый лук. Прибавление второй, третьей и т.д. тетивы вызвало к жизни рождение античной лиры. Появление же резонатора – сначала простой тыквы, а затем и деревянного плоского корпуса – превратило лиру в цитру. А как только лира приобрела удлинённый гриф – она обернулась лютней. Основные образы так называемых старинных щипковых сложились к XVI-XVII векам. По счастью, эти инструменты и в наши дни звучат в ансамблях, исполняющих старинную музыку. Это прекрасно, ибо любовь к музыке, несомненно, подразумевает неподдельный интерес к её истокам.

Ирландская(кельтская) арфа

В наше время музыканты имеют дело главным образом лишь с реконструкциями этнической ирландской арфы. Среди них попадаются и довольно старинные реконструкции... Представленный в иллюстрации инструмент выполнен в 20-х годах XIX века. Он выглядит довольно современным, но происхождением своим обязан средневековой арфе, когда-то столь популярной среди европейских менестрелей. Как и современная оркестровая арфа, ирландская (кельтская) арфа состоит из треугольной рамы со струнами различной длины. Вместо педалей (для изменения высоты звучания) – специальные рычажки, расположенные на передней (изогнутой) стойке. Струны металлические, либо – жильные. Музицируя и аккомпанируя на арфе, струны защипывали кончиками ногтей; и это считалось тяжёлой мужской работой! В настоящее же время среди музыкантов, играющих на этнической арфе, довольно много арфисток. Диапазон инструмента составляет свыше четырёх октав. Высота – около 90 сантиметров, ширина деки (в самом широком месте) – около полу метра.

Цитра(Zither)

Большая группа разнообразных по форме, но сходных по способу звукоизвлечения инструментов, объединённых названием цитра, ведёт свой род от древнегреческой кифары. Парные, или сдвоенные (объединённые в хоры), струны цитры протянуты поверх плоского резонатора. Строго говоря, клавесин и фортепьяно также можно отнести к числу цитр.

Строй простой цитры неизменный. У концертной имеется гриф с пятью подстраиваемыми струнами для ведения мелодической линии (такая цитра пользовалась популярностью в XIX в. в Германии и Австрии).

Пик популярности цитры в Европе приходится на эпоху Возрождения и раннего барокко. На цитре, в отличие от лютни, играли плектром. В Италии были распространены главным образом инструменты со струнами длиной в 46 см; встречались также цитры большего (со струнами до 63 см) и меньшего размера. Наиболее популярная разновидность русской цитры – гусли.

Старинный псалтерий (название произошло от греческого – «бряцаю [по струнам]» или «перебираю [струны]») в XII веке был завезён в Европу с Ближнего Востока традиционным путём – через Испанию. Инструмент имел треугольный или трапециевидный корпус. В латинской традиции слово psalterium обозначало любой струнный инструмент, имеющий отношение к библейскому царю Давиду и псалмам. В средние века инструмент использовался весьма широко, однако к концу XV века он вышел из употребления, так как на нём не удавалось воспроизводить богатую хроматизмами ренессансную музыку.

Уд - предшественник лютни

Лютня – один из самых популярных европейских музыкальных инструментов со времен средневековья до первой половины XVIII века – происходит от уда, который был завезён в Испанию её завоевателями арабами в VIII веке. Само слово лютня – производное от арабского аль-уд.

В названии инструмента – Аль-Уд – содержится намёк на то, что построен он не из тыквы, не из панциря диковинного животного, а из дерева(в переводе с арабского аль-уд и означает «дерево»). Что подразумевает довольно высокий уровень мастерства и развитую технологию обработки древесины твёрдых пород. Уд упоминается в арабских источниках с IX-X вв., однако на Аравийском полуострове подобный инструмент был известен, по меньшей мере, двумя столетиями раньше. Уд – прямой предшественник европейской лютни; именно ему она обязана своим названием, а потому мы без труда определяем его как струнный щипковый инструмент.

В Арабских странах и кое-где на Ближнем Востоке по сей день считают, что уд изобрёл внук пророка.

Средневековые учёные, а вместе с ними великий Низами, связывали изобретение инструмента с именем древнегреческого философа Платона.

И это при сугубо отрицательном отношении Платона к инструментальной музыке!

Исторические названия струн инструмента: зир, масна, маслас, бем, – уподобляли четырём элементам природы: огню, воде, земле и воздуху.

По-видимому, введение пятой струны, названной «хад», и принудило наших далёких предшественников к ряду попыток переосмысления концепции мироздания.

На старинной иллюстрации, выполненной неизвестным испанским художником, и атрибутированной – «Менестрели с ребеком и лютней», изображена не лютня, а уд, что подтверждает характерная для последнего тройная розетка на деке.

В числе иных характерных признаков инструмента:

  • корпус, изготовленный из ореха, груши или сандала;
  • сосновая дека;
  • сравнительно короткая шейка с отогнутой назад головкой.

Толщина деталей корпуса и деки около 5 мм. Струны изначально – жильные, а ныне – с добавлением шёлка и нейлона. Число струн – от 2 до 7; современные исполнители обычно предпочитают инструменты с 5 двойными струнами и одной одинарной. Настройка струн осуществляется по квартам. При игре струны защипываются пальцами или плектром. Диапазон уда – в пределах двух октав.

Общая длина инструмента – 850 мм, ширина корпуса – 350 мм, длина – 480 мм, высота – 200 мм.

Самая ранняя музыка, созданная специально для лютни, датируется концом XV века. Репертуар лютни неуклонно разрастался: основу его составили аккомпанемент к песням и переложения вокальных пьес.

Лютня не без успеха «позировала» известным европейским художникам с XIII по XIX века. И это справедливо! Трудно представить себе более гармоничную композицию, чем
лютнистка (или лютнист) в обнимку с этим романтичным и прекрасным инструментом.

У лютни вытянутый в длину полусферический корпус из деревянных полосок, плоская дека с подставкой в нижней части и резонансным отверстием в виде изящной резной или богато инкрустированной розетки, шейка с навязными жильными ладами, колковая коробка, отогнутая назад почти под прямым углом к шейке, и несколько парных рядов (хоров) струн (верхняя мелодическая и дополнительные басовые струны могут быть одинарными). При игре лютню держат вертикально, часто на коленях.

Струны лютни тоньше, чем струны гитары, их тембр богаче высокими обертонами и имеет характерный носовой оттенок. Инструменты различаются по числу хоров, размеру и настройке. Число хоров редко бывает меньше четырёх. Диапазон лютни расширялся путем добавления новых хоров к нижнему регистру; многие лютни XVIII века имели до 13-14 хоров. При игре на инструментах с числом хоров свыше семи возникали сложности с леворучной аппликатурой на нижних струнах; соответственно струны ниже шестого хора настраивались по тонам нисходящего диатонического звукоряда, что делало возможным получение нужных звуков без участия левой руки (такие диатонические басовые струны именуются «диапазонами»).

Из многочисленных известных типов настройки лютни преобладают два. Первый известен как «ренессансная настройка»: G-c-f-a-d’-g’ или A-d-g-he’-a’. Эта последовательность интервалов применялась в течение всего XVII и начала XVIII века. Второй тип, так называемая «барочная настройка», возник в начале XVII века во Франции; его наиболее типичная разновидность: A-d-f-a-d’-f’.

В эпоху барокко лютня, которой вполне можно уже было подыскать замену, продолжала служить музыке в ансамблях и оркестрах; для неё писали Вивальди и Бах. Партия
лютни звучит и в «Страстях по Матфею». Бах, виртуозно владеющий приёмами имитации и стилизации, не смог отказаться от такого фактурного инструмента, наделённого к тому же столь загадочным, хотя и негромким архаичным тоном.

Композиторы эпохи классицизма, в том числе Гайдн, также не забывали лютню. Правда, к этому времени её главные позиции сместились в область домашнего музицирования. К сожалению, уже во второй половине XIX века и из этой сферы её уверенно вытеснило фортепьяно.

Интерес к старинной музыке в XX веке во многом начал развиваться как интерес к лютне и лютневой музыке. Возможно, это было связано с «гитарным бумом» 50-х и 60-х (а ведь гитара – лютневый инструмент), возрождением традиции английской баллады и французского шансона... У своих истоков эти жанры были немыслимы без участия лютни.

Теорба(Theorbo)

Теорбо, или теорба – басовая модификация лютни,- появилась в Италии в конце XVI века и получила широкое распространение. И сейчас можно наблюдать теорбу в качестве участницы исполнения цикла «Времена года» Антонио Вивальди и другой барочной музыки вполне современными составами.

Этот величественный инструмент (почти двухметрового роста) имеет набор мелодических струн, настроенных как у лютни, и набор более длинных, свободно вибрирующих басовых (бурдонных) струн, образующих диатонический звукоряд. Каждому набору струн соответствует своя головка с колковой коробкой. Общее число хоров – 13 или 14. В XVII и начале XVIII веков теорбо изредка использовался как сольный, чаще – как аккомпанирующий инструмент, особенно при реализации цифрованного баса. Не которые исследователи считают теорбо разновидностью китаррона, который не удастся обойти вниманием – настолько это впечатляющее сооружение!

Китаррон (Chitarrone)

Китаррон (иногда инструмент называют китарроне, а иногда – архилютней) не просто инструмент. Это зрелище! Один юный скрипач, впервые увидав китаррон, обомлел: «Господи, да разве ж его настроишь когда-нибудь?!» И действительно, одна колковая коробка двухметрового китаррона предназначается для 11 (иногда более) струн, идущих вдоль грифа, другая (на конце шейки) – для 8 свободно вибрирующих басовых струн.

Китаррон был распространен в конце XVI и первой половине XVII веков, преимущественно в Италии; использовался главным образом для сопровождения сольного пения.

Продолжение в следующем номере

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»