В чем смысл названия сказки «Дикий помещик. В чем смысл названия сказки «Дикий помещик В чем смысл названия сказки

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Сказки прочно заняли место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Сатирик использовал любимый народом жанр с целью привлечения большего количества читателей к поднимаемым им проблемам. Таким оригинальным и в то же время понятным способом автор смог сказать о русском обществе конца 19 столетия больше, чем это сделали историки этого периода.

Салтыков-Щедрин, по его собственному признанию, создает такие сказки для взрослых, которые по умственному развитию соответствуют ребенку. Автор хочет открыть таким людям глаза. На самом деле такие сказки доступны любому, даже не приученному к чтению человеку. Тем самым они очень опасны тем, кого осмеивает в них Салтыков-Щедрин.

Основная проблема, поднятая в сказках Щедрина - взаимоотношения хозяев и рабов. Автор с сатирой обрушивается на царскую Россию. Читатель сталкивается в сказках с образами тех, кто привык командовать и тех, кто этим командам.

Сказка «Дикий помещик» осмеивает весь общественный строй России того времени, построенный на эксплуатации, полном угнетении простого народа. Сохранив стиль русских народных сказок, Щедрин через аллегорию рассказал о реальных событиях того периода: в одном имении живет помещик, потомственный дворянин; он глуп и ленив, его существование сводится к сохранению красоты своего тела, а все остальное делают за него крепостные крестьяне. Помещик не терпит дух, который идет от его холопов, и избавление от этого ненавистного запаха было единственной мечтой помещика. Когда в один день этот смрад исчезает вместе со всеми крестьянами, непутевый, не знавший жизни помещик постепенно превращается в животное и, окончательно одичав, убегает в лес.

В этом смешном и фантастическом сюжете сказки скрывается истинное положение де в стране. Помещики все проблемы от управления имением до мытья посуды и раздевания перед сном перекладывали на своих крестьян. Сами же вели праздное существование, абсолютно не знали жизни, и любая проблема, с которой они столкнулись один на один, могла их погубить.
Отсюда и название сказки. «Дикий» в данном случае означает «далекий от жизни», не приспособленный к ней. И это понимание дикости в сказки нарастает с развитием сюжета.

Читатель узнает, что помещик ненавидит крестьян, не видит ничего зазорного в применении физической силы против их проступков. А апогеем дикости становится постепенное превращение помещика в животное: он весь оброс волосами, его ногти отросли и сделались похожими на когти, он прекратил сморкаться и стал ходить на четвереньках и разговаривать. Физиологическая потребность в еде заставляет его охотиться на зайцев.

Несмотря на страшный внешний вид, помещик, оказавшийся в новых условиях, потерял всю свою суровость. Его дикость вызывает жалость. Ведь на самом деле, он беспомощен как дитя малое.

Благодаря градации дикости человека, показанной в сказке, Салтыков-Щедрин смог показать читателю полную деградацию человека, отмирание всех его человеческих качеств, время от времени намекая, что образ данного помещика – собирательный образ владельцев большинства русских имений того времени.

Салтыков был моралистом. Показав ужас падения человека он надеялся, что его поймут, и вскоре произойдет восстановление нравственности человека, подъем духовности и наступит время гармонии в жизни всех слоев населения.

В чем смысл названия сказки? Выписать пословицы и поговорки, которые найдете в тексте сказки. Таблица: Реальные мотивы. Сказочные мотивы.

Слайд 10 из презентации «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»» . Размер архива с презентацией 628 КБ.

Литература 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Секреты сказок» - Волшебная сказка. Лес. Сказки-воспитатели. Творческая работа. Сочинители сказок. Виды сказок. Корабльhttp. Формирование способности к восприятию нового знания. Секреты сказки. Мастера-сказочники. Ребята.

«Поэты 19 века о Родине» - Биография Ивана Захаровича Сурикова. Родная природа. Художник. Биография Федора Ивановича Тютчева. Русские поэты 19 века. Чародейство. Биография Никитина. Тютчев Федор Иванович. Родина. Спокойствие.

«Рассуждение как тип речи» - Что такое рассуждение. Основная мысль. Увлекательное занятие. Секрет названия. Исследовать тексты. Тезис. Исследование текста. Рассуждение. Рассуждение-это тип текста. Разберемся в теории. Урок русского языка в 5 классе. Сочинение-рассуждение. Исследование слова.

«Нечистая сила в сказках» - Тексты русских народных сказок. Этимология имени Кощей. Обряд. Яга-дарительница. Предметы. Славянская мифология. Баба-Яга. Прародительница. Обряд «выпекания ребенка». Связь образа Кощея Бессмертного с мифологическими героями. Яга-воительница. Явления природы. Кощей олицетворяет собой деспотическую власть. Этимолгия. Исследование символики образов. Герой, который противостоит злодею. Яга-похитительница.

«Эдуард Успенский» - Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. В повестях-сказках Э.Н. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» нашли своё отражение особенности детского мышления. Особенности творчества Э.Успенского. Сравнительный анализ первой главы повести-сказки Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и рассказов Николая Сладкова. Влияние произведений Эдуарда Успенского на формирование читательского интереса младших школьников.

«Итоговая работа по литературе» - А. А. Фет. Контролируемые элементы содержания. К. Андерсен. Древнерусская литература. Осмеяние пороков человека. Бородино. Варианты заданий. Рассказы. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений. Военная тема в русской литературе. М.Ю. Лермонтов. Русские и зарубежные писатели о животных. И. С. Шмелев. Жанр басни. И. С. Тургенев. М. Ю. Лермонтов. Литературная сказка. Сказка как выражение народной мудрости.


Все мы с детства уверены в том, что русские народные сказки предназначены для малышей. Их незатейливые сюжеты и простота изложения взрослому неинтересны. А между тем «Колобок», «Репка» и «Курочка Ряба» - сказки совсем не детские…

Начнем с того, что само слово «сказка» произошло от глагола «казать» и означало «перечень», «список», «точное описание». Именно, точное! Так что сказка-то – вовсе не ложь, как утверждает известная пословица, а самая настоящая правда. Именно в русских народных сказках сокрыты знания об устройстве человека, природы и даже всей Вселенной.

Курочка Ряба

Взрослым людям эта сказка может показаться даже глупой. Ну, казалось бы, дед с бабкой бьют золотое яйцо, но их усилия не приносят никакого результата. Вдруг появляется мышка и наконец-таки разбивает яйцо. Происходит то, чего старики добивались. Но нет же! Они оба принимаются плакать. А успокаиваются только тогда, когда курочка обещает снести им новое яичко, причем, простое. Однако все становится понятно, если попробовать увидеть в этой сказке не просто действия героев, а глубинный смысл.

Сразу отмечу, что золото в древности символизировало смерть, а яйцо – мир. А потому – это ни что иное, как конец жизни, мира, селенной. Старики пытаются бороться со смертью – бьют яйцо. Но у них ничего не выходит: они таки и остаются пожилыми и немощными. Когда же мышка разбивает яйцо вдребезги, дед и бабка осознают, что настал конец и, конечно, плачут. Однако курочка уверяет их в том, что вскоре снесет им не золотое, а простое яичко. А значит, стариков ждет новая жизнь, обновление, перерождение.

Колобок


В первоначальном варианте животных в сказке «Колобок» было гораздо больше. Причем, каждый из них при встрече с колобком, откусывал от него какую-то часть. Благодаря этим подробностям, сказка приобретает совсем иной вид. Так главный герой становится похожим на луну. А его постепенное уменьшение от зубов голодных зверей – это лунные фазы. Так что сказка «Колобок» – это урок астрономии для самых маленьких.

Репка


В этой изначально тоже было больше персонажей. В частности, кроме деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки, в ней участвовали и отец с матерью. Сказка «Репка» – это философское размышление о человеческом роде и его связях. Репка была посажена самым старшим в семье – дедом. Это корни рода, несущие в себе некие знания. Весь род этими знаниями сможет воспользоваться только в том случае, если не прервется связь между поколениями. Ясно, что только все вместе, предки и потомки, составляют силу. Да и члены ныне живущей, одной семьи не могут существовать друг без друга. Дед – это корни, бабка – традиции, отец – опора, мать – любовь, внучка – продолжение рода, Жучка – охрана, кошка – благоприятная атмосфера в доме, а мышка – благосостояние этого самого дома, достаток. Если хоть одни компонент исчезнет, весь дом (род) разрушится.

Гуси-лебеди


Главная героиня сказки отправляется на поиски своего брата, которого унесли в лес гуси-лебеди. Однако на самом деле девочка отправляется за братом вовсе не в лес, а в царство мертвых. По пути ей встречается множество символов жизни, способных задержать ее в мире живых: это и яблоня, и печь, и хлеб. Однако героиня отказывается от всего перечисленного. Далее она подходит к молочной реке с кисельными берегами. Именно кисель и молоко являются ритуальными блюдами, которые подают на поминках. Река – это граница двух миров, мира живых и мира мертвых. Назад пути уже нет.

Вскоре появляется самый занимательный персонаж этой сказки – . В древности ее называли Йога. Йога была богиней и занималась тем, что переправляла людей в мир иной. Делала она это с помощью своей избушки, которая могла крутиться во все стороны. За счет чего? За счет курьих ног. В любой детской книжке мы увидим, что у бабкиной избушки и в самом деле куриные лапы. Только вот наши предки, говоря о курьих ногах, вовсе не имели в виду курицу. Прилагательное «курьи» происходит от глаголов «курить», «куриться», «дымиться». Так что ног у избушки не было вовсе. Она висела в воздухе, над подушкой из дыма.

Баба Яга предлагает детям сесть на лопату и сует лопату в печь. Какой ужас, не правда ли? Однако такой обряд действительно существовал в Древней Руси и назывался перепечение. Если младенец вдруг становился беспокойным, много плакал и болел, с ним совершали именно этот ритуал. Клали младенца на хлебную лопату и совали в печь. После чего ребенок вроде как рождался заново, перезагружался, если сказать современным языком. Так и в сказке «Гуси-лебеди» братии сестра перепекаются для того, чтобы вернуться назад, в мир живых.

По щучьему веленью


В сказке «По щучьему веленью» Емеля, сидевший на печи, олицетворяет собой самосозерцание. То есть главный герой не взаимодействует с внешним миром и предками. Однако волей-неволей ему приходится идти за водой, где он и знакомится со щукой. Щука – это пращур, предок, который и дарит Емеле чудотворные силы. Теперь главный герой может управлять своей судьбой, расти и развиваться. Но только если он сам того захочет. Недаром заклинание звучит именно так: «По щучьему веленью, по моему хотенью!»

Вот такие тайны сокрыты в обычных детских сказках. Самое время перечитать их еще раз!

>Сочинения по произведению Дикий помещик

Смысл названия

На мой взгляд, автор использовал название «Дикий помещик» для того, чтобы показать истинные пороки дворянского сословия конца XIX столетия. Это и невежество, и чувство лени, и напыщенность, и отсталость, и моральная неполноценность. Все эти качества в полной мере присущи главному герою сказки, который сам довольно глуп и несамостоятелен, а думает, что обойдется без помощи своих крестьян. Однако смысл названия раскрывается не сразу. Мы видим, как со временем, помещик Урус-Кучум-Кильдибаев действительно становится похожим на дикого зверя.

Он перестает умываться, стричься, ухаживать за собой. Начинает обрастать шерстью и бегать на четвереньках, возвращаясь к истокам эволюции. Со временем он даже перестает членораздельно произносить слова, заменяя их какими-то диким звуками, победным кличем или чем-то «средним между свистом, шипеньем и рявканьем». Питаясь одними только пряниками и леденцами, он слабеет и начинает ходить на охоту в лес. Совсем одичав, даже находит себе друга в лице медведя. Одним словом, название «Дикий помещик» если не сразу, то по мере развития событий, себя оправдывает.

Когда губернское начальство замечает, что в этом уезде творится что-то неладное, то приказывает вернуть «рой мужиков» на место. Только после возвращения крестьян все снова становится вразумительным. На рынках появляется мясо и хлеб, а в казне – деньги. Одичавшего помещика приводят в норму, после чего он и дальше продолжает раскладывать свой гранпасьянс. Временами он скучает по лесной жизни и мычит. Едкая сатира проскакивает в этом произведении Салтыкова-Щедрина. Так он высмеивает нерадивость господского класса и возвышает роль крестьян с жизни страны.

в чем смысл названия сказки С-Щедрина "дикий помещик"? скажите пожайлуста до 14.02.13 11:00мск и получил лучший ответ

Ответ от
Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60-80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-преч
истый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами... а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки...”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, н
апример с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»