Сочинение на тему: Первое появление Сан Саныча запомнилось… (14 вариант). Отцы и дети. Проблемы молодежи Забота родителей о потомстве

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

"Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!"

Не сиротами были и мы, потому что был этот человек.

Сан Саныч пронзил нас Толстым - с помощью горьковского текста. А во мне была и готовность пронзиться, еще раньше подготовленная толстовскими текстами.

Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остается загадкой. А теперь и не спросишь...

Может быть, они вместе воевали... Александр Александрович, которого мы сразу упростили называть Сан Санычем, был контужен под Сталинградом. С тех пор плохо слышал. Глухота у него получилась странная: в определенном регистре она вообще не давала о себе знать, но если собеседник форсировал голос, она сразу себя сказывала. Тогда он просил: "Говорите тише".

Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа: редактора в "Детгизе". Но, видимо, педагогика влекла. И он взял себе один класс, чтобы провести в нем литературу от восьмого до десятого. Я оказался именно в этом классе. Судьба!

Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

То лето я провел на море, на Черном, в Кобулети под Батумом. Кто о чем, а я решил рассказать о море.

О лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, в четырнадцать лет вообще все трудности предусмотреть сложно. Банальностей типа "море было большое", а тем более "море смеялось", мне удалось избежать, но все-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть - хуже некуда. Была и разборчивая резолюция красным: "Сочинение интересно попыткой описать море. Очень много ошибок".

Выше я говорил о своих сложных отношениях с русским синтаксисом - точнее, об отсутствии этих отношений. Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. Некоторые, правда, стояли, но не всегда на тех местах, где следовало бы.

Лучше всех тогда написал Коля Борох. Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. Сейчас Николай - известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. А тихий Сережа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. Потом он тоже стал известен - возглавлял отдел поэзии в журнале "Юность". А умер нелепо. За обедом в Доме литераторов крошка попала "не в то горло". Он постеснялся об этом сказать, закрыл лицо руками и рухнул. За столиком с ним сидели Гриша Горин, Аркадий Арканов и Василий Аксенов, все - врачи по основному образованию.

Позже 607-ю школу Пирятинского сделали "с математическим уклоном". К тому времени класс Титова давно с ней распрощался. Он и не вписался бы в неё, поскольку сложился в конце концов образцово гуманитарным. И не могло быть иначе. Мы становимся теми, кто нас учит.

Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. Водрузил их на кафедре. Там оказались "Хаджи Мурат", "Обрыв" Гончарова, Писарев, "Грибоедов и декабристы" Нечкиной и много чего другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

Сейчас каждый возьмет по одной из этих книг, - сообщил Сан Саныч. - Прочитаете - передадите дальше. Будете обмениваться. До конца года всем надо прочитать всё. А весной получите по книге в подарок.

Весной мне достались "Поэты пушкинской поры" - томик салатного цвета в твердом переплете. Он и сейчас у меня.

Ну, а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошевке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. Пришлось прощаться и с Марьиной рощей, и с её 607-й школой - не таскаться же через всю Москву! Но еще целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

Но почему позже - после школы, после университета - я так ни разу и не позвонил ему?

Хорошо бы добавить: "Вы позвонили своим старикам?"

Надо было прожить не короткую теперь уже жизнь, чтобы понять, как это важно. Такой звонок, думается, не только важен тому, к кому обращен, но не менее существенен для звонящего. Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы и малое добро, потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью - то будет затихать, то возникать снова. Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

Доброе слово во след Сан Санычу я все-таки послал. Как сумел.

Он выведен под своим подлинным именем - Александр Александрович Титов - в полнометражном художественном фильме "Лидер", который мы сделали с Борисом Дуровым - я как сценарист, он как режиссер. На Киностудии имени Горького.

Там девятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую - на уроки своего любимого учителя литературы Сан Саныча. И там на занятиях у Сан Саныча школьники слушают известную запись голоса Льва Толстого - обращение к яснополянским детям. Перенесенный с эдисоновских восковых валиков на пластинку голос слышен отчетливо в каждом слове: "Спасибо, ребята, что ходите ко мне!.. А то, что я говорю, нужно для вас будет. Помните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро..."

Собеседники

Куда идти после школы?

Варианты не рассматривались, адрес был один: филологический факультет Московского университета. Причем именно на русское отделение, на территорию Толстого.

Когда-то встретил на улице поэта Николая Глазкова. "Как жизнь, Николай?" "Весна, - сказал он, - начал выходить..."

Вот и я - начал все чаще выходить за пределы своего школьно-домашнего круга. Радиусы от 643 школы на Хорошевке стали протягиваться в центр города - до юношеского зала Ленинки (огромный дворцовый зал с длинными столами и стеклянными абажурами, и рядами - детские головы, склоненные над книгами... Будет ли снова такой?). Протянулись мои радиусы и до Моховой.

В том здании МГУ, перед которым испокон века терпят снега и дожди каменные Герцен и Огарев, в левом крыле размещался филфак. Дворец на Ленгорах тогда уже поднимался, но еще не поднялся окончательно, жизнь пока кипела здесь, на старом месте. Сюда я и проник однажды и, цепенея от страха, взобрался по стертым чугунным ступеням до третьего этажа, где были двери в деканат, а обок к ним - доска объявлений с россыпью прикнопленных бумажек-объявлений. Одна была важной: при факультете открывается кружок для школьников старших классов.

Было там и такое объявление: запись на спецкурс кандидата филологических наук Светланы Иосифовны Аллилуевой "Образ народа в советском историческом романе". Не встречал никого, кто бы этот спецкурс прослушал. Да и успела ли она его прочитать?..

Итак, весь десятый класс я исправно посещал филфаковский кружок. Нас, школьников, было в нем человек десять, может, чуть больше. Не так и много, если вспомнить о конкурсе поступающих. Может быть, потому было нас маловато, что никаких льгот нам не обещалось. Получай удовольствие от шевеления мозгами, и хватит. А поступай на общих основаниях.

Шевелили под руководством аспиранта Кости Тюнькина, это, видимо, была его общественная нагрузка. Он нес ее добросовестно и даже с удовольствием.

Работать хорошо и бесплатно полагалось.

Несколько раз в качестве ведущих появлялись Вадим Кожинов и Игорь Виноградов, оба потом, как известно, стали светилами российской общественной мысли.

Коли я уже отвлекся от основного сюжета, то хотя бы упомяну тех из школьного кружка, кто поступил на филфак, и мы потом пять лет вместе учились. Совершенно уникальным явлением был, скажем, Алеша Сигрист - сын академика и внук академика. Вы много таких встречали?.. Как, наверное, я Толстым, так он, если не больше, был "ударен" Николаем Гавриловичем Чернышевским - страницами мог цитировать наизусть. Прочитав его школьную работу, Костя Тюнькин сказал, что она вполне может быть сравнима с филфаковской за третий, а то и за четвертый курс. Года через два наш легендарный доцент Н.И.Либан с грустью о нем скажет: это молодой Добролюбов, но не доживет. И оказался прав. Алеша с детства мучился диабетом, сам себе делал уколы, признался мне как-то, что не было дня, чтобы голова не разламывалась от боли. Он жил с мамой на ее нищенскую зарплату медсестры и ушел из жизни, будучи автором всего двух-трех научных публикаций и маленькой популярной брошюры, которую я помог ему издать, когда работал в профсоюзной газете.

Русский язык

19 из 24

(1)Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2)А теперь и не спросишь... (3)Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа - редактора. (4)Но, видимо, педагогика влекла. (5)И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6)Я оказался именно в этом классе. (7)Судьба! (8)Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета. (9)То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (Ю)Кто о чём, а я решил рассказать о море. (11)О лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12)Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть - хуже некуда. (13)Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок». (14)Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15)Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять. (16)Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17)Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18)Сейчас Николай - известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19)А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20)Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журна¬ле «Юность». (21)0днажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22)Водрузил их на кафедре. (23)Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения. - (24)Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, - сообщил Сан Саныч. - (25)Прочитаете - передадите дальше. (26)Будете обмениваться. (27)До конца года всем надо прочитать всё. (28)А весной по¬лучите по книге в подарок. (29)Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» - томик салатного цвета в твёрдом переплете. (30)Он и сейчас у меня. (31)Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32)Пришлось прощаться и с Марьиной рощей, и с её 607-й школой - не таскаться же через всю Москву! (ЗЗ)Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча. (34)Но почему позже - после школы, после университета - я так ни разу и не позвонил ему? (35)Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!» (36)Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?» (37)Надо было прожить не короткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38)Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращен, но и для звонящего. (39)Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40)Понял это только сейчас, с очень большим опозданием... (41)Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42)Как сумел. (43)Он выведен под своим подлинным именем - Александр Александрович Титов - в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44)Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую - на уроки своего любимого учителя литературы. (По Д. Орлову)

Показать текст целиком

Какую роль в жизни человека играет учитель? Почему его роль так важна?

В тексте Д.К. Орлов поднимает проблему роли учителя в жизни человека, потому что учитель является главным наставником в жизни человека.

Чтобы привлечь внимание читателя к заданному вопросу, автор текста повествует об учителе литературы Александре Александровиче Титове. Во-первых, Д.К. Орлов отмечает, что учитель приучал своих учеников к чтению книг. Автор помнит и свое первое сочинение, проверенное учителем, и книги, которые тот приучал читать не по программе. Во-вторых, автор повествует о том, что надо помнить и уважать своих учителей. Обучаясь уже в другой московской школе, он целый год ездил в прежнюю школу на уроки литературы. Настоящий учитель непременно оставит память о себе в сердцах учеников.

Хороший пример

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Для любого человека не только семья играет важную роль в его взрослении, но и учителя, сопровождающего его с детства до юности. И как же важно, чтобы учитель преподнес юному поколению истинно важные уроки, а не обычную школьную программу. Именно проблему роли учителя в нравственном воспитании ребенка затрагивает киносценарист Д. Орлов.

В своей статье автор делится воспоминаниями об уроках литературы и об учителе Сан Саныче. Сан Саныч имел основную работу, являлся редактором, но это не помешало ему попробовать себя в роли учителя. Видно не зря сделал он этот выбор. Для Д. Орлова он запомнился не тем, кто просто проверял его сочинение и задавал домашнее задание, а наставником, ведущим в мир поэзии и прозы, человеком, принесшим добро в жизнь ученика, а именно книги.

«Томик салатного цвета в твердом переплете», подаренный учителем, до сих пор хранится у Орлова. Так же автор сильно сожалеет, что мало времени уделял Титову после учебы, замечает, что «упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью».

Даль Константинович считает, что таких людей, воспитавших в детях чувство прекрасного, ни в коем случае нельзя забывать, нужно помнить и ценить, как ценят дети своих родителей. Я полностью согласна с его мнением, потому что понимаю, как сильно восприимчивы дети к течению жизни, и как важно найти правильный ориентир, чтобы не сожалеть не только о прошедшем детстве, но и об уходящей жизни.

В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим, какую огромную роль сыграла учительница Лидия Михайловна в жизни мальчика. Женщина, как настоящий учитель, прониклась проблемой своего ученика, его голоданием, и постаралась помочь ему, покормить. Но в итоге не только еда стала для него помощью, а время, проведенное с учительницей, ее наставления и участие в его судьбе.

А вот в повести «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова затрагивается бездействие учителей именно к духовному воспитанию своих учеников. Педагоги дали им знания, но не научили их любви и доброте. Лучшую выпускницу школы Юлю страшит будущее, потому что сейчас она умеет пользоваться только школьными знаниями, а то, что пригодится ей во взрослой жизни и сделает из нее хорошего человека, она просто не знает.

Таким образом, мы видим, насколько важна роль учителя в формировании личности ребенка. Очень важно, чтобы человеку попался учитель, который влюблен в свою профессию и отдает себя без остатка, обучает детей не только школьной программой, но и уроками, несущими доброту, любовь и искренность.

Обновлено: 2017-05-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Каким должен быть настоящий учитель? По тексту Д.К.Орлова Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой

Кто такой настоящий учитель? Какие качества в нем привлекают детей? Как нужно преподавать свой предмет, чтобы не оттолкнуть от него, не испугать наукой? Эти проблемы поднимает в своей статье известный сценарист и критик Даль Орлов. Он рассказывает о первой встрече со своим преподавателем литературы Сан Санычем. Уже в том, как называет автор учителя, чувствуется огромная любовь и уважение к этому человеку. Сан Саныч поразил детей тем, что не стал анализировать произведение, разбирать образы, а просто стал читать книгу. И это, по мнению Д.Орлова, было лучшее учение. В итоге он приходит к выводу: «Мы становимся теми, кто нас учит».

Без сомнения, автор прав. Настоящий учитель - человек, который не только знает предмет, но и сам любит его, переживает каждый миг общения с книгой и учениками. Такой учитель всегда найдет ключ к душам учеников, подберет интересную форму урока. Таких учителей, к сожалению, мало, и они, скорее, исключение из правил. Для того чтобы быть хорошим учителем, нужен талант. Талант общения, талант любви к ученикам и предмету.

В разных культурах народов мира слово «учитель» занимает одно из главных мест. И неважно, гуру он или мэтр, он тот, кто воспитывает будущее страны, и потому его ответственность очень велика. Об этом говорят и строки известных поэтов, посвященные учителям. О них писал А.С. Пушкин в стихотворении «Была пора, наш праздник молодой…», Р.Рождественский, Ю.Ким, но больше всего, на мой взгляд, подтверждает мысль автора стихотворение В. Тушновой «Если б не было учителя…». В нем поэтесса говорит, что без учителя не было бы «ни Шекспира, ни Коперника, ни поэта, ни мыслителя». И Америка осталась бы неоткрытой.

В заключение хотелось бы привести знаменитые слова замечательного поэта А.Дементьева: «Не смейте забывать учителей!», они отдают нам душу, и мы не должны их подвести.

Другой вариант сочинения по этому тексту:

Как учить детей? Кто может быть учителем? Каким должен быть учитель? Эти вопросы хочет обсудить со своими читателями известный русский советский сценарист и киновед Даль Орлов. Он рассказывает о своем Учителе. Этого человека именно так и нужно называть, по мнению автора, потому что он «пронзил» учеников образом великого писателя, заразил любовью к литературе, показал детям самое главное: зачем человек приходит в класс. А приходит не получить сумму знаний, а стать хорошим человеком. Это вечная проблема, потому что от того, кем является учитель, зависит, кем станут его ученики. В итоге даль Орлов приходит к выводу: учителем может быть только хороший человек, каким и был Сан Саныч, герой его рассказа.

Можно во всем согласиться с автором. Действительно, не может человек, который живет не по законам общества, не по законам нравственности и любви к детям научить чему-то хорошему. Все дети, которые приходят в класс, разные, умные и не очень, со своими проблемами, радостями и горестями. И ко всем надо найти ключ. Человек, который не любит детей, не видит в них человека, личность, не сможет этого сделать.

В русской литературе есть много примеров, как учеба, познание меняло учеников в лучшую сторону. И это делали не заданные уроки, а человек, который готов был делиться не только знаниями, а своим теплом и добротой. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» Лидия Михайловна, учитель французского языка, под предлогом дополнительных занятий, вступает в дружбу с полуголодным, ершистым мальчишкой, пережившем много трудностей на своем пути, военное детство. Она не зубрежкой, а сердечностью, а главное, пониманием гордости и уязвимости натуры мальчика отогревает ему сердце, учит не предмету, а жизни. Такой учитель не забывается.

В заключение хочется сказать, что, наверное, сейчас нам трудно оценить вклад учителей в наше развитие, но все равно, уже сейчас им всем нужно сказать огромное спасибо за их труд.

оказавшись в подобной ситуации, выдворил хулиганов из вагона метро.

Оказывается, эта проблема существует не только в России. В одной из британских газет развернулась дискуссия по поводу статьи Джози Н., в которой рассказывалось о том, как однажды в поезд вошла группа граждан, которых читательница называет «отвратительным быдлом, хулиганами и футбольными фанатами». Никто из присутствующих не посмел даже сделать этим бесчинствующим мужчинам замечания, никто не осмелился сказать ни слова, а те от этого безмолвия пассажиров только больше наглели…

Таким образом, могу сделать вывод, что бороться с хулиганством необходимо сообща и повсеместно.

Проблема самовоспитания

«Человек делает себя таким, каким он хочет быть», - вот проблема, над которой размышляет Л. Серова, тем самым рассматривая вопрос самообразования и самовоспитания.

Этому вопросу уделяли внимание видные русские писатели, философы, педагоги. Н. А. Рубакин, библиограф и писатель, писал: «Без собственных усилий никто никогда своей цели не добивается». Поставленная автором текста общественно значимая проблема актуальна и сегодня: часто можно услышать теледебаты известных людей о том, может ли человек сам себе «сделать биографию».

И. А. Бунина, убеждает нас, читателей, в том, что человек «сам делает себя таким, каким он хочет быть».

Я разделяю точку зрения автора: от каждого из нас зависит, поднимемся ли мы «до высот знания и профессионального мастерства», как М. В. Ломоносов, или растратим свой талант на мелкие «безделушки», не добившись ничего в жизни.

В доказательство приведу жизнь известного русского писателя Максима Горького. Он закончил всего один класс школы, а стал всемирно известным писателем.

Вспомним известного фотокорреспондента, писателя Василия Пескова, которому недавно исполнилось 80 лет. Он закончил в военные годы всего 9 классов, а как многого добился! Василий Михайлович Песков – лауреат Ленинской премии, премии Президента России, награжден пятью советскими орденами и российскими наградами. Он получил «Золотое перо России», ему присуждены почетные премии имени М. Кольцова, имени М. Пришвина. Можно сделать вывод, что В. М. Песков сам себе «сделал биографию».

Или пример другого плана. Лет пять назад нашу школу закончил юноша, которому все предсказывали блестящее будущее. Увы, предсказания не сбылись: московский университет, престижная профессия, интересная работа не стали уделом молодого человека. Отсутствие маминого попечительства, неумение добиваться поставленной цели сделали свое дело: «мотается» по Москве мой земляк в качестве таксиста, перебивается случайными заработками, и все потому, что не смог сделать себя таким, каким мечтал…

Отцы и дети. Проблемы молодежи

Может ли человек принести себя в жертву?

Может ли человек принести себя в жертву ради другого человека - вот вопрос, над которым размышляет автор.

Данную проблему рассказчик раскрывает на примере конкретного случая из жизни. Истории этой уже более пяти веков! А она продолжает волновать людей, потому что рассказывает о бескорыстии и жертвенности. Один из талантливых братьев Дюрер из поселка близ Нюрнберга пожертвовал собой ради того, чтобы его брат Альбрехт выучился и стал знаменитым художником. Каждое слово рассказчика пронизано чувством восхищения и уважения к простому горняку, принесшему в жертву свой талант ради другого.

Я полностью разделяю точку зрения рассказчика. Люди, особенно родные, должны жертвовать ради друг друга.

Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и его героиню, великую жертвенницу Соню Мармеладову. Сколько вытерпела молодая женщина, сколько бессонных ночей провела в слезах ради того, чтобы любимый ее, Родион Раскольников, раскаялся, встал на путь нравственного очищения.

А разве не является жертвенным поступок Дена, героя рассказа Ирины Курамшиной? Юноша, ради спасения, излечения от рака матери, отдает свою почку…С каким оптимизмом кричит Ден матери, потрясенной его поступком, что хочет, чтобы она еще его детей понянчила…

http://savinyurii.ru/ege/

Таким образом, мы можем сделать вывод, что человек способен принести в жертву свой талант и здоровье ради счастья другого человека…

Валентина Ц.

P. S. По сборнику Н. А. Сениной 2012 года, стр. 246–247

Как следует воспитывать молодое поколение?

Как следует воспитывать молодое поколение, - вот проблема, над которой рассуждает Фаина Андреевна Соколова, заслуженный учитель РСФСР.

Автор делится с нами своими глубокими переживаниями о том, что всю жизнь с тревогой ждет обвиняющего письма хотя бы от одного своего воспитанника. Фаина Соколова ощущает «вину» перед бывшими учениками за то, что научила их «не тому добру», не приготовила жить в обществе, проповедующем мораль «… с волками жить – по–волчьи выть»… Но она, Учитель, и не знает, как воспитывать по–другому, как учить приспосабливаться, ловчить, быть беспринципным…

Ф. А. Соколова считает, что пусть выпускнику, воспитанному в рамках христианской морали, будет сложно в нашем мире, но его трудолюбие, доброта и отзывчивость все равно будут замечены и оценены людьми.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что ребенок и дома, и в школе должен взрослеть на примерах добра и милосердия, отличать, что хорошо, а что плохо… Крепкая хватка, деловитость и жизненная твердость придут к нему с годами. Уверена: морально закаленный человек никогда не будет выглядеть белой вороной среди «ястребов»…

Вспомним рассказ В. Астафьева «Последний поклон», где рассказывается, что бабушка главного героя, Катерина Петровна, научила внука Витьку глубоким человеческим премудростям, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку. И тем самым помогла мальчишке вырасти хорошим и успешным человеком.

Как нельзя воспитывать юных граждан повествуется в рассказе И. Полянской «Утюжок и мороженое». Негативная психологическая атмосфера в семье, отсутствие воспитания и бездушие родителей стало причиной жестокости, хитрости, изворотливости их старшей дочери, приведшей к болезни младшей сестры.

Таким образом, считаю, что воспитывать молодое поколение необходимо на основе добра и милосердия, честности и уважения.

P. S. По сборнику тестов Н. А. Сениной 2013 года, стр.266 - 267

Какую память оставляет настоящий учитель в сердце ученика?

Какую память оставляет настоящий учитель в сердце ученика – вот проблема, над которой размышляет Д. Орлов.

Вспоминая свои школьные годы, автор с особой теплотой рассказывает об учителе литературы Александре Александровиче Титове. Д. Орлов помнит и свое первое сочинение, проверенное учителем, и книги, которые тот приучал читать не по программе, и то, как, обучаясь уже в другой московской школе, он, Орлов, целый год ездил в прежнюю школу на уроки литературы. Ездил потому, что А. А. Титов был истинным учителем словесности, завораживающим детей словом классической литературы… Став киносценаристом, Д. Орлов в художественном фильме увековечил память о своем учителе…

Я разделяю точку зрения Д. Орлова: попасть в руки Учителя–Мастера – это большое счастье! А попасть в руки учителя литературы, который не только знает свой предмет, но и умеет повести за собой в прекрасный мир художественной литературы своих воспитанников –это счастье вдвойне.

Повезло с учителем герою рассказа В. Распутина «Уроки французского»! Лидия Михайловна была не просто преподавателем, она была Учителем, сопереживающим своему ученику. И то, что мальчик не бросил в сложное военное время школу, овладел таким трудным языком, как французский, стал в будущем писателем – немалая заслуга этой необыкновенной женщины, оставившей свой след в его памяти.

В произведении Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» рассказывается тоже об Учителе с большой буквы. С какой теплотой пишет автор о нем: «А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

http://savinyurii.ru/ege/

Таким образом, могу сделать вывод, что только настоящий учитель непременно оставит память о себе в сердцах учеников.

Текст Д. Орлова (1)Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой.

(2)А теперь и не спросишь… (3)Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа - редактора. (4)Но, видимо, педагогика

влекла. (5)И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6)Я оказался именно в этом классе. (7)Судьба!

(8)Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9)То лето я провел на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10)Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11)О лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12)Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть - хуже некуда. (13)Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14)Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15)Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16)Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17)Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18)Сейчас Николай - известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19)А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20)Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21)0днажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22)Водрузил их на кафедре. (23)Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

- (24)Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, - сообщил Сан Саныч. - (25)Прочитаете - передадите дальше. (26)Будете обмениваться. (27)До конца года всем надо прочитать всё. (28)А весной получите по книге в подарок.

(29)Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» - томик салатного цвета в твёрдом переплете. (30)Он и сейчас у меня.

(31)Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32)Пришлось прощаться и с Марьиной рощей, и с её 607–й школой - не таскаться же через всю Москву! (33)Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34)Но почему позже - после школы, после университета - я так ни разу и не позвонил ему? (35)Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!» (36)Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37)Надо было прожить не короткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38)Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращен, но и для звонящего. (39)Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40)Понял это только сейчас, с очень большим опозданием…

(41)Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42)Как сумел.

(43)Он выведен под своим подлинным именем - Александр Александрович Титов - в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44)Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую - на уроки своего любимого учителя литературы.

Какова сила материнской любви…

Какова сила материнской любви – вот проблема, над которой размышляет В. А. Сухомлинский. Рассуждения автора о любви матери к своему ребенку зиждутся на старинной украинской легенде.

Известный педагог с горьким сочувствием рассказывает о судьбе бедной матери, которую сын, ослепленный любовью к молодой жене, убивает. Автор, потрясенный силой любви матери, чье растерзанное сердце все равно чувствует боль сына, призывает нас, молодых, быть благодарными детьми.

что материнская любовь сильна и бескорыстна, она не требует никакой платы за свое чувство.

Великолепные воспоминания о своей горячо любимой матери оставил А. Фадеев. Словно прося у неё прощения, он рассказывает о горестных минутах, которые пережил у её могилы. Известный писатель предупреждает нас, молодых, не совершать по отношении к матерям или отцам того, о чём мы будем жалеть до конца своих дней.

«Берегите матерей так, как они берегут нас!» - вот строки, с которых начинает свое обращение к читателям писатель А. Алексин. Автор пишет о жертвенности материнского чувства, говорит, что она естественна, но естественной должна быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. А. Алексин размышляет над тем, что сейчас мы порой чересчур бездумно принимаем жертвы своих матерей и что когда-нибудь об этом пожалеем…

Таким образом, могу сделать вывод, что дети должны ценить любовь, подаренную матерью, потому что нет ничего прекраснее ее…

Валентина Ц.

Что необходимо сознательно культивировать в семье и школе?

Что необходимо сознательно культивировать в семье и школе? Вот проблема, над которой рассуждает В. М. Песков.

Писатель с восторгом описывает свое военное детство, времена, когда он был еще школьником. Он вспоминает, как с друзьями–одноклассниками всему «учились у взрослых и друг у друга» и как много всего умели делать. Автор не жалуется на судьбу, а наоборот, говорит о том, что уроки мужества, полученные в ту пору, только помогли проявить важнейшие качества личности, воспитать уважение к труду и умение преодолевать жизненные трудности.

Позиция Виктора Михайловича Пескова отчетливо проявляется в предложении: «Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков так же необходимы. Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе)…»

В рассказе Е. Гришковца «Начальник» Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.

Детство героя рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», как и детство автора эссе, пришлось на тяжелую военную пору. Все познал мальчишка: и голод, и холод, и жизнь вдали от родных…Многому научился он в те годы: и сено косить, и дрова рубить, и колодец почистить… Но все эти трудности и умения лишь придали ему сил, усилили жажду к знаниям, нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

Таким образом, могу сделать вывод, что и в школе, и в семье необходимо готовить детей к преодолению всех препятствий, которые преподнесет судьба, формировать характер и силу воли.

P. S. По сборнику Н. А. Сениной 2013 года, стр. 229–230

Забота родителей о потомстве

Забота родителей о потомстве – вот проблема, над которой рассуждает В. П. Астафьев.

Автор с удивлением и восторгом рассказывает о родительнице–ели, которая даже после смерти хранила и вскармливала «дитя», «отдавая молодому деревцу последние соки, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни». Именно это помогло растущей ёлочке выжить в суровых условиях леса. Рассказывая о деревьях, писатель проводит параллель между миром природы и людей и подчеркивает: родительская забота и любовь безграничны.

Позицию писателя определить не сложно: родители всегда оберегают своего ребёнка, постоянно заботятся и беспокоятся о нём, потому что так устроено в природе.

Недавно я прочитала статью в Интернете о том, как кошка, испытывая ужасную боль от многочисленных

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»