Примеры произведений по направлению время. Проблема ценности времени. Проблема внимательного отношения ко времени. (ЕГЭ по русскому). Темы сочинений по данному направлению

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам

В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Мы приводим таблицу тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

Сформулировав собственную позицию, надо подобрать конкретные примеры-иллюстрации, основанные на личном читательском опыте, для введения их в текст сочинения-рассуждения можно использовать следующие фразы :

  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / роман / пьесу … (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…/ Главную героиню этого произведения отличает…
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ / роман / пьесу …(указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…
  • Подтверждение тому можно найти и в художественной литературе…
  • Аналогичное отношение (поступок) встречается и в книгах (в романе, повести, рассказе)…
  • В качестве доказательства (подтверждения) можно привести примеры из…
  • Действительно (в самом деле, безусловно)…
  • Вспоминаются… из …

Переход ко второму аргументу :

  • Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
  • Приведу еще один литературный пример, который показывает…
  • О том, как важно …, говорит в своем рассказе / романе / пьесе писатель…

В работе представлены примеры-иллюстрации из произведений писателей-классиков и современных авторов к аргументации собственного мнения по некоторым проблемам, встречающимся в исходных текстах ЕГЭ по русскому языку.

Проблематика сочинений ЕГЭ и примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Литературные примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Роль природы в жизни человека

Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Небо Аустерлица»; «Старый дуб»)
  • Глядя в высокое небо Аустерлица, раненый князь Андрей осознает, что прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Он разочаровывается в исключительности отдельной личности.
  • Описание старого дуба помогает читателю воспринять состояние Андрея Болконского. Первая встреча с дубом состоялась, когда князь Андрей в подавленном состоянии духа после ранения под Аустерлицем и смерти жены едет в рязанские имения своего сына. Окружающая природа созвучна состоянию героя. При виде мертвого, нераспустившегося дуба, который встретился ему в березовой роще, он приходит к безнадежному заключению о том, что его жизнь, так же как и жизнь старого дуба-великана, завершилась: «Наша жизнь кончена!»

Но вот Андрей, обновленный, полный радостных чувств, вновь проезжает мимо березовой рощи, окружающая природа гармонирует с его бодрым настроением. Глядя на распустившийся дуб, Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».

Проблема восприятия природы

Людям, наделенным поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Ночь в Отрадном», «Зимняя святочная ночь»)
  • Картины лунной ночи в Отрадном подчеркивают поэтичность натуры Наташи Ростовой, тонко чувствующей волшебную прелесть окружающей природы. Под впечатлением от увиденного Наташе хочется натужиться и полететь.
  • Зимней святочной ночью, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, эмоциональный и восприимчивый Николай ощущает необычность обстановки: знакомый зимний лес становится для него фантастическим, сказочным, таинственным. Такие же чувства испытывает и Наташа. Природа в этом эпизоде - это праздник молодых чувств.
  • Природа в этих эпизодах так пронзительно прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, поднимает и окрыляет.

Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?)

Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе - гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой.

  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • Ч.Айтматов рассказывает об экологической трагедии, которая произошла в уникальной Маюнкумской саванне. Выполняя план по мясозаготовкам, человек варварски уничтожает все живое, что встречается на его пути во время охоты на сайгаков.
  • В. П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Писатель знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но в то же время думает о том, как сохранить природу для последующих поколений.

Современные подростки отличаются от своих родителей потому, что живут в другую эпоху, другое - сегодняшнее время; однако их взгляды и нравы заслуживают уважения, поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей, и тогда пропасть между ними исчезнет.

Взрослые дети часто не понимают, что со временем проявление любви к родителям должно измениться, потому что пожилые родители нуждаются в действенной помощи и заботе.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (мировоззренческий конфликт Базарова и П.П. Кирсанова)
  • В спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова затронуты основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: выбор пути дальнейшего развития страны, либеральное обличительство и ниспровержение основ самодержавно-крепостнического строя, понимание материализма и идеализма, отношение к науке, искусству, народу.

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к защите старого строя. Принципы нигилиста Базарова тоже сводятся, в конечном счете, к одному - уничтожить этот порядок.

Воспитание не должно сводиться только к умственному развитию, воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Воспитывать дворян надо как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, считает писатель.
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский - доктор Борменталь - Шариков)
  • Филипп Филиппович, пытаясь воспитать Шарикова словом, часто выходит из себя от неслыханного хамства «воспитанника», срывается на крик, он не убеждает, а приказывает, это вызывает еще большее сопротивление «ученика». Доктор Борменталь, взявшись за воспитание Шарикова, применяет другие методы: он хладнокровен и сдержан в отношениях с «учеником». Шариков слушается Борменталя, потому что боится его. Но страх рождает не уважение, а ненависть. Как же надо воспитывать человека? Мы видим, что ни та, ни другая теория не выдержала проверки на практике. Шариков слышит лишь то, что соответствует его стремлениям, заложенным природой, воспитать его нельзя - ни кнутом ни пряником.

Проблема становления личности

Стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» дает свои результаты.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Путь идейных исканий Пьера Безухова непрост. Пройдя через осознание ошибок, совершенных в поисках правды и смысла жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, дуэли с Долоховым, разочарование в масонстве, - он понял, что не может равнодушно видеть страдания других людей. Находясь в плену, Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (путь Ивана Бездомного)
  • История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония, где губится талант, совесть и правда. Встреча с Мастером помогла Ивану Бездомному обрести веру, интеллигентность, осознать свое невежество и заблуждения. Он по-другому начинает оценивать свой труд, считая собственные стихи «чудовищными». Вследствие большой душевной работы Иван усваивает культурные традиции и становится просвещенным. Теперь он Иван Николаевич Поныров, идейный преемник и духовный наследник Мастера, сотрудник института истории и философии.
  • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
  • К. Воробьев показывает путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности в собственных силах. Чувство ответственности за судьбу Родины заставляет Алексея быть требовательным к себе, переживать и обдумывать все происходящее с ним и курсантами его роты. Это чувство помогает ему преодолеть страх, который он пережил в ночном бою, пережить смерть капитана Рюмина, умершего на его руках, пережить все то, что произошло с его ротой. Алексей на пределе сил поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не только над врагом, но и над самим собой, над страхом собственной смерти.

Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.

  • А.Т. Твардовский
  • В стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт говорит о важности памяти о погибших на войне.
  • В поэме «По праву памяти» А.Твардовский утверждает право человека на память. Поэт, переживший трагедию «двойного отцовства», когда страшной ценой отречения от родного отца доказывалась верность «отцу народов»:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прикословь:

В ущерб любви к отцу народов -

Любая прочая любовь,

предупреждает своих современников:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Твардовский убежден: необходимо помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких - это не просто право, но и обязанность человека. Мы не вправе терять из виду ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно от нее в угоду кому бы то ни было.

  • А. Вознесенский «Ров»
  • А. Вознесенский в поэме «Ров» с болью в сердце рассказывает о преступлении людей, которые в погоне за деньгами, поддавшись «алчи», забыв о священной памяти о жертвах войны, разрывают ров, куда фашисты во время войны сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан. Поэт говорит о разрыве духовно-нравственных связей между поколениями.

Истинная любовь - высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека; истинная любовь приходит к тому, кто способен жить ради другого.

  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • Огромное счастье - любить — испытал одинокий бедный телеграфист Желтков, на протяжении восьми лет безответно влюбленный в княгиню Шеину. Он любит по-настоящему, страстной, бескорыстной любовью. Желтков благодарен Вере Николаевне за то, что она вызвала в его сердце это прекрасное чувство.

Проблема истинной дружбы

Истинная дружба подразумевает духовную близость и бескорыстную самоотдачу.

  • В.Л. Кондратьев «Сашка»
  • В.Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не простят этот поступок, накажут по всей строгости военного времени, а его, рядового солдата, не накажут строго - дальше ставшего привычным «передка не пошлют».

Проблема ревности (Что такое ревность?)

Ревность естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой - с недоверием к тому, кого любишь; через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.

  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
  • В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» необоснованная ревность приводит Арбенина к убийству Нины, которую он по-настоящему любит и чувствами которой дорожит.

Люди, живущие в большом городе, поддавшись быстрому ритму жизни, погружены в свои заботы, поэтому человеку часто бывает одиноко.

  • А.П. Чехов «Тоска»
  • Бесхитростная история, рассказанная А.П.Чеховым, заставляет задуматься об одиночестве человека в большом и шумном городе. Старый несчастный извозчик Иона Потапов, глубоко переживающий смерть сына, тщетно ищет сочувствия у людей. Но никто не хочет его выслушать и разделить с ним горечь утраты. И только лошади, спокойно жующей сено, смог Иона излить свое горе.

Проблема чести и достоинства

Честь, достоинство - истинные ценности, которые утверждаются поступками.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • «Береги честь смолоду» — такое наставление дает Петру Гриневу отец, отправляя сына в армию. Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
  • В «Песне про купца Калашникова » М.Ю. Лермонтов показывает непреходящую ценность чести. Калашников - купец, стремления которого, казалось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь семьи, когда попрано человеческое достоинство, он выходит на смертельный поединок с царским опричником.
  • В.Л. Кондратьев «Отпуск по ранению»
  • Несмотря на лейтенантские погоны, на училище, Володька, герой повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению, воевать и командовать поначалу не умел и боялся. Чтобы скрыть страх, лез бездумно напролом, поэтому людей положил много и зря. Его достоинство солдата, командира рождается из чувства вины перед теми, кто погиб из-за его глупости и малодушия. Из зрелища прифронтовой Москвы, общения с москвичами, из любви к нему и его собственного чувства, из тщательно скрываемого страха матери за его жизнь. Он возвращается на фронт, к своим, хотя есть возможность остаться при тылах. И им движет не потребность самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Он идет защищать всех, с кем свел его отпуск по ранению: Москву, мать, москвичей, Юльку, Тоню.

Музыкой (искусством) можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию.

  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.
  • Глеб Мехед «Скрипач»
  • Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. - М.: Молодая гвардия, 1987.

4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. - М.: «Сварогъ», 1994.

5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).

5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.

6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - (Библиотека школьника).

7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. - М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)

8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. - М.: Детская литература, 1973.

9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. - М.: Художественная литература, 1984.

10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина- М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.

12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.

13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.

14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. - М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 - 4.

15. Трифонов Ю. Другая жизнь. - М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).

16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. - М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. - М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).

18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.

18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. - М.: Московский рабочий, 1979.

1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. - М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. - М.: «Высшая школа», 1965.

3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. - Изд. 3-е. - Л.: Детская литература, 1989.

4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2015.

5. Золотусский И.П. Там, на войне. - Литература в школе № 2, 1995.

6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. - Литература №15, 2004.

7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. - Литература в школе № 2, 1995.

8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. - Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009.

9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. - Литература №15, 2000.

10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. - М.: «Просвещение», 1975.

11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. - Литература в школе № 6, 1995.

12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. - Литература в школе № 4, 1998.

13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». - Литература №17, 2004.

14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). - Литература №17, 2004

15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». - Литература в школе № 2, 1998.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник:
Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам
Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по
http://pedsovet.su/liter/5691_literaturnye_argumenty_ege_po_problemam

Проблема бережного отношения к времени (Аргументы ЕГЭ)

Русский советский писатель Д.А.Гранин в представленном для анализа тексте поднимает важную проблему бережного отношения к времени.

Свои размышления Гранин построил на впечатлениях от прочтения произведения,автор которого не указывается.Оно настолько поразило Даниила Александровича,что он решил продолжить понравившиеся ему мысли.Гранин говорит о быстротечности времени,о том,как люди по-разному к нему относятся.Некоторые деловые люди думают,что они хозяева времени,но это не так.На самом деле время командует человеком.Особенно мне понравилась мысль о том,что время-это богатство,такое же,как природные ресурсы.

Я поддерживаю точку зрения писателя и думаю,что тот,кто научится экономить драгоценное время,станет более счастливым и успешным в жизни человеком.

Мне вспоминается по этому поводу произведение Е.А.Шварца»Сказка о потерянном времени».Это поучительная история для всех детей,которые потребительски растрачивают время,отведённое на обучение.Мальчишки и девчонки,которые лишь веселись и безработно играли,превратились вдруг в дряхлых стариков.И лишь добрые дела и борьба с собственной ленью вернули ребят в детство.

У советской писательницы М.С.Шагинян есть интересный очерк,в котором она обращается к молодёжи с призывом беречь драгоценное время.Автор пишет о том,что многие юноши и девушки «убивают» его.Спустя годы ужа не молодой человек понимает,что время,отведённое на образование и становления себя как личности,упущено.Поэтому,нужно каждую минуту,каждый час своей юности и молодости тратить с пользой для себя и семье.

Таким образом,текст Д.А.Гранина довольно поучителен и предназначен,как мне кажется,в первую очередь для меня и моих сверстников.Я понимаю,что жизнь не бесконечна,а значит,надо учиться и работать,чтобы полностью реализовать себя.

Источник:
Проблема бережного отношения к времени (Аргументы ЕГЭ)
Сочинение на тему Проблема бережного отношения к времени по автора Аргументы ЕГЭ также есть краткое содержание произведения
http://www.kritika24.ru/page.php?id=9449

Проблема времени аргументы

Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на прошедшие две тысячи лет люди по-прежнему остаются такими же алчными, корыстными, жаждущими славы прелюбодеями. Время не изменило природу человека. Он так же подвержен всем грехам, словно в начале времён. Но время ушло, и пора бы стать лучше. Однако все москвичи жаждут того же, что Иуда, страдают от страха потерять свой пост, как Пилат, лгут и наживаются, как Лиходеев. Время категория бесполезная, если человек не меняется… Увы!

В своей поэме автор пытался представить образ, наверное, самого жестокого времени, в которое выпала участь жить лирическому герою. Вспоминая собственную судьбу и судьбу своего отца, автор пишет о коварстве «отца народов», который за словами прятал страх и ненависть к инакомыслящим гражданам своего отечества.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Суд времени – самый жестокий и одновременно справедливый суд. Только на расстоянии видится истинное лицо времени.

И даром думают, что память

Не дорожит сама собой,

Что ряской времени затянет

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Категория времени в рассказе имеет очень важное композиционное значение. На времени основан весь сюжет рассказа. Один день, в котором совместились и мгновение, решающее не только момент, но и всю жизнь. Начиная с подъёма Ивана Денисовича за полчаса до всеобщей побудки, заканчивая моментом засыпания и отсчёта прожитых дней в заключении. Но время ещё категория управляемая, власть перенесла подъём на час раньше, тем самым создавая иллюзию управления временем. На самом деле всё решает не время, а воля и дисциплина человека, который способен в минуту вложить весь смысл жизни, получить свободу, находясь в заключении.

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

КРУГ ВОПРОСОВ

  • Что такое время?
  • Какое Время и как изображает автор?
  • Каков человек во Времени:
  • что чувствует?

    о чем думает?

    как действует (преодолевает трудности, принимает решение, совершает нравственный выбор)?

  • Каково отношение автора к человеку, которого он изобразил?
  • Какую эмоцию/мысль о времени и о человеке выражает автор?
  • Как в образе человека соотносятся конкретно-историческое и вечное, личное и общечеловеческое? (МОЖНО В ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Время (темы на 3 февраля 2016):
  • 121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
  • 122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
  • 123. Почему время называют лучшим лекарем?
  • 124. Когда человек забывает о времени?
  • 125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
  • 126. Что такое нравственные уроки истории?
  • 127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
  • 128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
  • 130. Временное и вечное в нашей жизни.
  • 131. Забвение прошлого губительно для человека?
  • 132. Что такое «связь времён»?
  • Не стоит писать о том, чем ты занимаешь свое свободное от учебы время, скорее важно, ценишь ли ты это время и почему. Время в твоем сочинении – штука глобальная, это нужно помнить. В качестве примера можно привести произведение И. А. Бунина «Темные аллеи», где главный герой размышляет о быстротечности времени. Другой вариант – пьеса Максима Горького «На дне», в которой тема времени коснулась актера.

    Время – это не только научное, но и философское понятие. Поэтому это направление считается одним из самых сложных среди предложенных в 2015 г. Для того чтобы наши ученики успешно написали сочинение, предлагаем достаточно большой объём учебно-методического и справочного материала, которым можно воспользоваться при раскрытии той или иной темы. И, конечно, БОНУСЫ!!! Образцы вступлений по разным темам (для многих – это самый трудный этап, ведь часто ребята не знают с какой яркой образной фразы или цитаты начать декабрьское сочинение, чтобы сразу представить его в выигрышном свете) и образец самого сочинения, написанные методистами.

    Что такое "время"? Как его определяют толковые словари?

    Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой:
    1) Одна форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии). 2) Продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями; последовательная смена часов, дней, лет.
    Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля:
    Длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.
    Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:
    Форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера длительности всего совершающегося.

    Что нам напоминает о теме "время"?

    Календарь – одно из 4-х важнейших открытий человечества (Огонь, Колесо, Письменность, Календарь).

    Появился в 3000 году до н.э. - Определение продолжительности года - 360 дней - по наводнениям Нила и восходу Сириуса (Египет.)

    Пирамиды Египта.
    - Влюблённые, назначающие свидания под часами.
    - Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем».
    - Вечная мерзлота. Сказка Г-Х. Андерсена «Снежная королева», Кай, собиравший слово «вечность».
    - Песня Роберта Рождественского «Не думай о секундах свысока».
    - Музыка Георгия Свиридова, звучащая в телепрограмме «Время».
    - Песня из кинофильма «Земля Санникова».
    - Песня Юрия Визбора «Песня про ходики».

    Какие темы могут быть 2-го декабря 2015 г.?

    В форме вопроса В форме цитаты В форме назывного предложения В форме повествовательного предложения
    Какую жизнь можно считать прожитой не зря? "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё". (Фалес Милетский) Герой своего времени Жизнь, не напрасно прожитая
    Что значит жить, опережая время? «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) Взгляд через века Память неподвластна времени
    Что значит родиться не в своё время? «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) О скоротечности времени Время – лучший лекарь душевных ран
    Историческое время – стрела или вихрь? «Единственной мерой времени является память». (Владислав Гжегорчик) Потерянное время Победившие время
    Какое оно, время? «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец) Человек и эпоха Время может отнять у нас все, кроме любви
    Что неподвластно времени? «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С. Тургенев) Старая фотография Писатель – летописец истории страны
    Надо ли торопиться жить? «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) Время поиска Истинные нравственные ценности – на века
    Можно ли победить время? «У влюблённых обыкновенно часы бегут вперёд». (Уильям Шекспир) Ценности времени Воспоминания помогают жить.

    Наброски будущих сочинений...

    Тема «Потерянное время». Вариант 1.
    Вступление. Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да...
    Потерянное время мстит за себя. Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.
    Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца.
    (Автор, пытаясь достучаться до людей, всем сюжетом своей сказки говорит: «Не тратьте время попусту, оно назад не вернется!»)
    Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов».

    Заключение.
    Можно вспомнить слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: «Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день».

    Тема «Потерянное время». Вариант 2.

    У прошлого есть запах, вкус и цвет,

    Стремление учить, влиять и значить,

    И только одного, к несчастью, нет –

    Возможности себя переиначить.

    Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям - «гарикам». (Вступление – 40 слов).

    Вступление.
    У каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь. (тезис – 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

    Аргумент 1– рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч».
    Аргумент 2 – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума».

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль темно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Богаты мы, едва из колыбели,

    Ошибками отцов и поздним их умом,

    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

    Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)


    Заключение.
    К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам...(80 слов) .

    Варианты вступлений к теме «Победившие время...»

    Пример Советы к аргументации
    День приближается к концу. Обычный осенний день... А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок... В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время...». Странное название... Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку... Пушкин, Лермонтов, Толстой... Так вот же они, победившие время! М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе» А.Н. Островский, пьесы
    Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.И. Куприн «Гранатовый браслет» И.А. Бунин «Чистый понедельник» «Лёгкое дыхание» В.Г. Распутин «Уроки французского»
    Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает... Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. А.А. Фадеев «Молодая гвардия» Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
    Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?

    Так можно начать сочинение... Или завершить.

    Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

    Становится новое старым,
    потом промчатся года -
    И старое сменится новью:
    так было, так будет всегда. (Рудаки)

    Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

    Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

    Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

    Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

    Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

    Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

    Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

    Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

    Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

    Время лечит все раны. (Русская пословица)

    Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

    Цитатный материал

    «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии)
    «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С.Кушнер)
    «В наши подлые времена человеку совесть нужна» (Н.Коржавин)

    И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Завтра! Завтра!»
    Как пуст, и вял, и ничтожен почти всякий прожитой день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами!
    И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на неё, на себя, на будущее… О, каких благ он ждёт от будущего!
    Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитой день?
    Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять - и хорошо делает.
    ""Вот завтра, завтра!"" - утешает он себя, пока это ""завтра"" не свалит его в могилу.
    Ну, а раз в могиле - поневоле размышлять перестанешь.
    Комментарий: следует обратить внимание на слова и синонимичные сочетания слов, обозначающие время (завтра – каждый день – будущее) После прочтения стихотворения вывод напрашивается сам: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

    Л.Н. Толстой. «Война и мир»
    Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и а ночь, и луна – всё это вдруг вспомнилось ему...

    И. Губерман
    У прошлого есть запах, вкус и цвет,
    Стремление учить, влиять и значить,
    И только одного, к несчастью, нет –
    Возможности себя переиначить.
    ***
    Всему на свете истинную цену
    Отменно знает время – лишь оно
    Сметает шелуху, сдувает пену
    И сцеживает в амфоры вино.

    Ф.И. Тютчев
    О Время! Вечности подвижное зерцало! –
    Все рушится, падёт под дланию твоей!..
    Сокрыт предел твой и начало
    От слабых смертного очей!..
    Века рождаются и исчезают снова,
    Одно столетие стирается другим;
    Что может избежать от гнева Крона злого?
    Что может устоять пред грозным богом сим?..

    Иосиф Бродский

    Век на исходе. Бег
    времени требует жертвы, развалины…
    Подай ему чувства, мысли, плюс
    воспоминания. Таков аппетит и вкус
    времени. Не тороплюсь,
    но подаю. Я не трус; я готов быть
    предметом из
    прошлого, если таков каприз
    времени, сверху вниз смотрящего - или -
    через плечо -
    на свою добычу…

    Г.Р. Державин.
    Река времен в своем стремленьи
    Уносит все дела людей
    И топит в пропасти забвенья
    Народы, царства и царей.

    Стихотворение написано за два дня до смерти поэта.

    Павел Великжанин
    Время уходит сквозь пальцы, как кровь,
    Хлещет струей из разорванной раны,
    Стрелки царапают вечность… Но вновь
    Молча застыли громады-курганы.
    А за кулисой театра теней
    Лишь силуэты скользят вдохновенно,
    Тихо колеблется маятник дней,
    Словно дыхание спящей Вселенной.

    А.Кушнер

    Времена не выбирают,
    В них живут и умирают.
    Большей пошлости на свете
    Нет, чем клянчить и пенять.
    Будто можно те на эти,
    Как на рынке, поменять.
    Что ни век, то век железный.
    Но дымится сад чудесный,
    Блещет тучка; я в пять лет
    Должен был от скарлатины
    Умереть, живи в невинный
    Век, в котором горя нет.
    Ты себя в счастливцы прочишь,
    А при Грозном жить не хочешь?
    Не мечтаешь о чуме
    Флорентийской и проказе?
    Хочешь ехать в первом классе,
    А не в трюме, в полутьме?
    Что ни век, то век железный.
    Но дымится сад чудесный,
    Блещет тучка; обниму

    Время - это испытанье.
    Не завидуй никому.
    Крепко тесное объятье.
    Время - кожа, а не платье.
    Глубока его печать.
    Словно с пальцев отпечатки,
    С нас - его черты и складки,
    Приглядевшись, можно взять.
    Времена не выбирают,
    В них живут и умирают.
    Большей пошлости на свете
    Нет, чем клянчить и пенять.
    Будто можно те на эти,
    Как на рынке, поменять.
    Что ни век, то век железный.
    Но дымится сад чудесный,
    Блещет тучка; обниму
    Век мой, рок мой на прощанье.
    Время - это испытанье.
    Не завидуй никому.

    А.А.Ахматова

    Что войны, что чума? - конец им виден скорый,
    Им приговор почти произнесен.
    Но кто нас защитит от ужаса, который
    Был бегом времени когда-то наречен?

    О. Хайям
    Коль день прошел, о нем не вспоминай,
    Пред днем грядущим в страхе не стенай,
    О будущем и прошлом не печалься,
    Сегодняшнему счастью цену знай!

    Б.Слуцкий

    Счастье - это круг. И человек
    Медленно, как часовая стрелка,
    Движется к концу, то есть к началу,
    Движется по кругу, то есть в детство,
    В розовую лысину младенца,
    В резвую дошкольную проворность,
    В доброту, веселость, даже глупость.
    А несчастье - это острый угол.
    Часовая стрелка - стоп на месте!
    А минутная - спеши сомкнуться,
    Загоняя человека в угол.
    Вместо поздней лысины несчастье
    Выбирает ранние седины
    И тихонько ковыряет дырки
    В поясе - одну, другую,
    Третью, ничего не ожидая,
    Зная все.
    Несчастье - это знанье.


    Пословицы

    «Счастливые часов не наблюдают» (А.С. Грибоедов)
    Время лечит все раны.
    Делу – время потехе – час.
    Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь.
    Много воды утекло с тех пор.
    Время на время не приходит.
    Время деньгу дает, а на деньги времени не купишь.
    Москва веками строилась.
    Спешить не спеши, а поторапливайся.
    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    Время красит, безвременье старит.
    Был бы друг, а время будет.
    День придёт - и заботу принесёт.
    Солнышко нас не дожидается.
    Поспешишь - людей насмешишь.
    Наскоро делать - переделывать.
    Тише едешь - дальше будешь.
    Время придет, и час пробьет.
    Торопиться жить, скоро умереть.
    Дважды в год лето не бывает.
    Время - деньги.
    Всему свое время.
    Делу время, а потехе час.
    Лучше поздно, чем никогда.
    Всякому овощу свое время.
    Лучше поздно, чем никогда.
    Час упустишь, годом не наверстаешь.

    Фразы, которые могут пригодиться...

    1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.
    2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.
    3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
    4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.
    5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)
    6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
    7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

    Образец сочинения на тему

    «Время – ткань, из которой состоит жизнь» (Б.Франклин)

    Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И никто из нас не может ни повернуть вспять своё географическое время, ни изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить! Это зависит от «качества» жизни. Такое время описывается во многих художественных произведениях. (61 слово)

    Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького Илюшу, который растёт подвижным ребёнком. А вот Обломов уже на службе. Но домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского свидетельства», а затем и вовсе подаёт в отставку. И постепенно «прирастает» к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время» героя – этапы его жизненного пути.

    Первая часть длится несколько часов, и всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана, познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборская сторона. Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает. И, что самое страшное, ему комфортно – на диване, в халате, в мечтах... Поэтому совершенно неважно, сколько времени он живёт у Пшеницыной, важно другое: сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время, которое остановилось: каждый день похож на прошедший.

    Так на протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь: «ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести». (271 слово)

    К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой «Время – ткань, из которой состоит жизнь»? Думаю, стоит согласиться с высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша жизнь состоит из тонких нитей- мгновений, и от каждого из нас зависит, насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько интересной будет наша жизнь, проспим мы ли её, как Обломов, или
    проживём ярко и интересно...(60 слов)

    Всего: 392 слова

    Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да... Потерянное время мстит за себя . Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.

    Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца

    Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов»

    Можно взять в заключение - слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: « Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день»

    Тема та же Потерянное время

    У прошлого есть запах, вкус и цвет,

    Стремление учить, влиять и значить,

    И только одного, к несчастью, нет –

    Возможности себя переиначить.

    Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкуюизвестность благодаря своим афористичным и сатирическимчетверостишиям - «гарикам». (Вступление – 40 слов)

    Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь . (тезис – 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (скрепа – 9 слов)

    1 Аргумент – рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»

    2 Аргумент – стихотворение м.Ю.Лермонтова «Дума»

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль темно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Богаты мы, едва из колыбели,

    Ошибками отцов и поздним их умом,

    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

    Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)

    Заключение.

    К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам... (80 слов)

    Так можно начать сочинение... Или завершить

    Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

    Становится новое старым,

    потом промчатся года -

    И старое сменится новью:

    так было, так будет всегда. (Рудаки)

    Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

    Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

    Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

    Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

    Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

    Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

    Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

    «Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Джейсон Стэтэм)

    «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)

    Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

    Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

    Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)

    Время лечит все раны. (Русская пословица)

    Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)

    Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

    Мы подготовили 72 готовых сочинения по направлениям «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». Стоит помнить, что оригинальность итогового сочинения должна составлять не менее 50%, поэтому при использовании готовых сочинений для надёжности следует менять слова местами.

    Все сочинения распределены по тематическим направлениям:


    ВРЕМЯ

    1. «Время – ткань, из которой состоит жизнь». (Б. Франклин)
    2. «Время – это простор для развития способностей»
    3. Потерянное время
    4. Влияет ли время на судьбу человека?
    5. Мы все дети своего времени
    6. Время и Мы
    7. Какое место занимает время в человеческой жизни?
    8. Категория времени в литературе.
    9. «Писатель – судья своего времени»
    10. «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской...» (Есть ли надежда в лирике Лермонтова?)
    11. История – ключ к пониманию народа
    12. Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
    13. Проблема времени в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»
    14. Проблема времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    15. Человек и время в рассказах Л.Н. Андреева

    16. «Родительский дом – начало всех начал…» (Ю. Антонов)
    17. «Дом - островок, крепость в хаосе революционных, военных событий»
    18. «Человека человеком делают не деньги, а его семья»
    19. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
    20. «Дом – это место, где тебя всегда ждут»; «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
    21. «Дом – основа человеческого бытия»
    22. Какую роль семья играет в становлении личности?
    23. Что значит для человека дом?
    24. Что означает понятие «Дом»?
    25. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века
    26. Образ родного Дома в творчестве русских классиков
    27. Образ дома в романе «Белая гвардия»

    ЛЮБОВЬ

    28. В семейной жизни самый важный винт – любовь
    29. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М. Горький)
    30. «Любовь – прекрасное чувство»
    31. «Любовью дорожить умейте»
    32. «Любовь к профессии и к семье – источник счастья человека»
    33. Что важнее: любить или быть любимым?
    34. «А вечно любить невозможно!» (М.Ю. Лермонтов)
    35. «…Всё движется любовью…» (О. Э. Мандельштам)
    36. Любовь – высшее начало
    37. Любовь как вечная тема мировой художественной литературы
    38. Любовь – огромная страна
    39. Что такое любовь?
    40. Какова сила любви?
    41. Безответная любовь
    42. Любовь многолика
    43. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
    44. Любовь, какая она... (по произведениям А. Куприна)
    45. Любовь, о которой мечтает каждый
    46. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе XX в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
    47. Любовь в жизни героев Л.Н. Толстого
    48. Любовь в жизни Онегина, Татьяны и Пушкина (по роману «Евгений Онегин»)
    49. Рассуждение о любви
    50. Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    51. Что объединяет повести Тургенева о любви? (по произведениям «Первая любовь», «Клара Милич», «Вешние воды»)

    52. «Люди все живут, как щепки по реке плывут»
    53. Легко ли найти свой путь в жизни?
    54. Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
    55. Дорога без начала и конца
    56. Мотив пути в русской литературе
    57. Образ дороги в русской литературе
    58. «Духовность - это собственное стремление человека к высокому» (С. Соловейчик)
    59. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...»
    60. В чём смысл жизни?

    ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

    61. Художественная литература – это исповедь или проповедь?
    62. «Поэт в России - больше, чем поэт» (Е. Евтушенко)
    63. «Книга... освещает наше личное движение к истине...»
    64. «Хорошая книга – это ручеек, по которому в душу втекает добро» (Ф.А. Абрамов)
    65. Какого читателя можно назвать талантливым?
    66. Значение литературы для человека
    67. Влияние литературы на формирование личности
    68. Роль книги в моей жизни
    69. Каково место литературы в современном обществе?
    70. Уроки, данные книгой...
    71. Книга, которую хочется перечесть
    72. Мое любимое произведение современной литературы

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»