Появление календаря его виды презентация. Презентация. История возникновения календаря. Измерение интервалов времени

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

СодержаниеЧто такое «календарь» и его необходимость, задачи и основа?
Системы календарей
Шумерский календарь
Вавилонский календарь
Древнеперсидский календарь
Древнеримский календарь
Юлианский календарь
Григорианский календарь
История российского календаря

Что такое «календарь»?

Календарь - это печатное издание в виде таблицы (табелькалендарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней
недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и
астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)

Значение слова

Слово " календарь " имело в своей истории разные значения
От лат. calendae, календы, –
это название первого дня
каждого месяца в Древнем
Риме.
Затем возникло
слово calendarium.
Так назвали долговую книгу, в
которую кредиторы
записывали проценты,
вносившиеся по долгам в
первый день каждого месяца.

Необходимость календаря

Потребность в календарях
возникла в такой глубокой
древности, когда человек
не умел еще читать и
писать.

Календари
определяли наступлен
ие весны, лета, осени
и зимы, периоды
цветения растений,
созревания плодов,
сбора лекарственных
трав, изменений в
поведении и жизни
животных, изменения
погоды, время
земледельческих
работ и многое другое.

Задачи календаря

Измерение интервалов времени
Фиксация дат

Основа календаря Смена лунных фаз и смена сезонов года Смена дня и ночи

Основа календаря
Смена лунных фаз и смена сезонов года
Смена дня и ночи

Системы календарей

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя
видами календарей:Солнечные,Лунные и Лунно-солнечные.

Солнечные
Стремились согласовать продолжительность года с
периодичностью процессов, происходящих в природе
Лунные
Хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны
Лунно-солнечные Хотели согласовать и то и другое

Шумерский календарь

Одними из первых
создателей календарей
были жители Древнего
Шумера. Они
пользовались лунным
календарем, основанным
на наблюдении за
движением Луны. В
древнешумерском
году было 354 дня, и
состоял он из 12 месяцев
по 29 и 30 суток.

Вавилонский календарь

Позднее, когда
вавилонские жрецыастрономы определили,
что год состоит из 365,6
суток, прежний
календарь
переработали, он
стал лунно-солнечным.

Древнеперсидский календарь

Древние земледельцы имели
свой календарь и знали: есть
в году сутки день самой
продолжительной ночи и
самого короткого дня,
который называется днем
зимнего солнцеворота. В
этот день древние
земледельцы
праздновали рождение бога
Солнца - Митры.

Древнеримский календарь

В Римской империи месяцы имели
разную длину, но Новый
год неизменно приходился на 1
января - дату смены консулов. 25
декабря празднования зимнегосолнцеворота
стало удобным временем для
новогоднего гулянья.

Юлианский календарь

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь ввел календарь,
получивший название юлианского. В основу этого
календаря было положено годичное движение Солнца по 12
зодиакальным созвездиям. Согласно императорской
реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был
назван в честь бога Януса. Средняя длительность года в
интервале четырех лет равнялась 365,25 суток.

Григорианский календарь

Григорием XIII в 1582 году был
введен григорианский
календарь (новый стиль).
Необходимость изменений
определялась тем, что юлианский
календарь отставал от
природного. Дата дня весеннего
равноденствия - 21 марта, из
календаря изымались
високосные годы, приходящиеся
на последние годы столетий:
1600, 1700, 1800 и т.д.

История российского календаря

На Руси
действовал юлианский
календарь. До указа Петра
I (1700 год) россияне вели
свой календарь «от
сотворения мира»,
которое произошло 5506
лет до нашей эры.
Начало Нового
года праздновали где в
сентябре, после уборки
урожая, а где - в марте, в
день весеннего
солнцестояния.

Царский указ

Царский указ Петра I привел
наше летосчисление в
соответствие с
европейским и повелел
праздновать Новый год зимой
- 1 января.

Реформа календаря

До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от
европейских стран на 13 дней.
1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот
год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней

Народы , жившие на территории Западной Европы , оставили после себя гигантские сооружения из стоящих по кругу каменных глыб - кромлехи. Самому известному кромлеху, Стоунхенджу на юго-западе Англии , уже 4000 лет. В этой обсерватории наблюдали за движением Солнца, Луны и планет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История календаря Выполнила Афаунова Валерия Ученица 10 класса

Народы, жившие на территории Западной Европы, оставили после себя гигантские сооружения из стоящих по кругу каменных глыб - кромлехи. Самому известному кромлеху, Стоунхенджу на юго-западе Англии, уже 4000 лет. В этой обсерватории наблюдали за движением Солнца, Луны и планет.

Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и Луны. Главный круг из камней, некоторые из которых еще сохранились, имел 29 больших ворот и небольшую арку,т.е.29 с половиной входов.Это соответствовало 29 с половиной дням синодического месяца - времени от одного полнолуния до другого.Ежедневно камень клали на один портал дальше.За один месяц он обходим все сооружение. Ямки представляли собой лунный календарь. Каждый день камень перекладывали в следующую ямку.

Древние обитатели Междуречья уже умели различать отдельные созвездия,располо женные вдоль видимого годового пути Солнца среди звезд. Позже они стали называться зодиакальным поясом.

Вавилонские астрономы разделили сутки на 24 часа и каждый из них посвятили одной из известных им семи планет, включая Солнце.Счет часов они начинали с субботы, первым часом которой «управляет» Сатурн, вторым - Юпитер и т.д. по кругу. Получилось, что первым часом воскресенья «управляло» Солнце, первым часом понедельника - Луна… По светилу первого часа каждого дня получили свои названия и дни недели,сохранившиеся во многих языках.

Верховный жрец, полководец, писатель Гай Юлий Цезарь, прежде чем затеять реформу календаря, побывал в Египте, где ознакомился с египетским солнечным календарём. В честь этого великого римлянина получил название месяц июль. А сам календарь, преобразованный по велению Цезаря Созигеном, именуется юлианским.

Древние китайцы верили, что во Вселенной господствуют пять стихий -Огонь, Вода, Металл, Дерево и Земля, которые постоянно взаимодействуют:вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растет в земле, земля родит воду. Представления о пяти стихиях легко в основу 60-летнего календаря.

Майя следили за движением небесных светил с сооружений, похожих на башни современных обсерваторий. А свои наблюдения они излагали в рукописях. На этой странице из чудом уцелевшей рукописи описано движение Венеры. Майя создали особые календарные системы. Они были так сложны, что разобраться в них могли лишь посвящённые жрецы-астрономы.



Первые календари появились как насущная необходимость в условиях цикличных и предсказуемых изменений погоды. В Набта - Плая (территория современного Египта) примерно 5 тыс. лет до н. э. полукочевыми племенами скотоводов был создан, возможно, первый годичный « календарный круг », начало года на котором отмечалось появлением звезды Сириус. Этот календарь помогал установить племени когда ожидать начало и окончание сезона дождей, превращавшего пустынный регион в цветущую саванну, пригодную для выпаса скота. Примерно в это же время на территории современной Германии был создан так называемый Гозекский круг, основой отсчета для которого было зимнее солнцестояние. Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из - за различной продолжительности года и из - за различной даты начала года в разных системах. Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н. э. (юлианский календарь). На Руси с 1492 года началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября. Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) 366 дней. Развитием юлианского календаря является григорианский календарь (новый стиль). Он введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля). Разница между старым и новым стилями составляла в XVIXVII веках 10 суток, XVIII веке 11 суток, в XIX веке 12 суток, в XXXXI веках составляет 13 суток. С 15 марта 2100 года она составит 14 суток.




Древнегреческий календарь. Являлся лунным и состоял из 354 сут. Основной недостаток такого календаря заключался в том, что он периодически расходился с солнечным годом на 11,25 сут. По этой причине каждые восемь лет к году приходилось добавлять 90 суток, разделенных на три одинаковых месяца.


Древнеримский календарь. Изначально римский календарь состоял из 304 сут, поделенных на 10 месяцев, а датой начала нового года считалось первое марта. В дальнейшем этот календарь подвергся многочисленным реформам, в частности, были добавлены два дополнительных месяца, а также была изменена дата нового года с первого марта на первое января.


Юлианский календарь Был создан Юлием Цезарем, который постарался увязать календарные даты с сезонными явлениями природы. Юлий ввел продолжительность года, равную 365,25 сут. Согласно юлианскому календарю, раз в четыре года наступает високосный год, длительность которого составляет 366 солнечных сут. Ориентация на солнечный цикл позволила избежать лишних "вставок" в календарь (за исключением високосного года), а также приблизить календарные даты к природному циклу.


Григорианский календарь Создание григорианского календаря было связано с именем папы Римского Григория XIII и обозначено как введение "нового стиля" взамен "старому стилю" (юлианскому календарю). Основной целью реформы являлось возвращение реальной даты весеннего равноденствия - 21 марта, установленной еще во времена Никейского собора, утвердившего пасхалию. Григорианский календарь максимально точно приближен к тропическому году, разница составляет всего лишь 26 секунд. Григорианский календарь в России был введен в 1918 году.


Календарные системы Лунный календарь Лунно - солнечный календарь Солнечный календарь 29,53 суток 354,37 суток Простота наблюдений Не привязан к солнечному году Непостоянство месяца из-за сложного движения луны по орбите 30,44 суток 365,24 суток Привязан к природным процессам Необходимость корректировки 29,53 суток 365,24 суток Переменное количество месяцев в году (12-13)


Лунный календарь Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений. Поэтому множество народов пользовались лунным календарём. Со временем лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (например, исламский календарь), неизбежно заменялись лунно- солнечными или солнечными календарями. Начало месяца в лунных календарях приходится на неумению первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Это событие легко наблюдаемо, в отличие от новолуния. Неомения отстаёт от новолуния на 23 дня. Причем это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь в разных странах.


Лунно - солнечный календарь Календарный год может состоять из 12 (обычный год) или 13 календарных месяцев. Для того, чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности тропического года, необходима система вставки дополнительных месяцев. Начало месяца в лунно-солнечных, как и в лунных календарях, приходится на неумению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца.


Солнечный календарь Календарный год в солнечном календаре должен составлять 365 суток (обычный год) или 366 суток (високосный год). Для приближения средней продолжительности календарного года к продолжительности тропического года производится вставка високосов. В этом календаре последовательность високосов такая же, как и в юлианском календаре, но введено дополнительное правило, согласно которому в ново­юлианском календаре каждые 900 лет исключаются 7 суток.Вековой год считается високосным, если при делении его на 900 в остатке остается 2 или 6. Цикл календаря составляет 900 лет, на протяжении которых вставляются 218 високосных дней. Средняя продолжительность года календаря составляет 365,242 суток, что даёт ошибку 1 день примерно в лет.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока .

Общеобразовательные: формирование понятий: календарь, лунный и солнечный календари, лунный месяц и тропический год, семидневная неделя, старый и новый стили, високосный год, формула перевода дат из одной системы летоисчисления в другую.

Воспитательные: знакомство с основными типами календарей, понятием "високосный год" и переводом дат юлианского и григорианского календарей.

Развивающие: формирование умений решать задачи на расчет перевода дат летоисчисления из одной системы летоисчисления в другую.

План урока.

  1. Актуализация материала.
  2. Формирование понятий об основных типах календарей, их отличий между собой и применение.
  3. Формирование понятий о новом и старом стилях.
  4. Проблема Всемирного календаря.
  5. Решение задачи на перевод даты одного стиля в другой. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Наглядные пособия: презентация к уроку.

Ход урока

1. С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: "Какое сегодня число?", "Какой день недели?", "Когда произошло то или иное событие?" и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

2. (Слайд №2) Основой любого календаря служат длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлениям природы – смене лунных фаз и смене сезонов года.

В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей:

(Слайд №3) лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны;

(Слайд №4) солнечные , в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе;

(Слайд №5) лунно-солнечные , в которых хотели согласовать и то и другое.

Каждый календарь обязан установить определенный порядок счета дней (суток), число суток в длительных периодах времени и указать начало счета самих периодов. Первая задача не вызывает затруднений, третья решается тоже решается просто, т.к. за начало счета можно принять любое реальное или мифическое событие. Вторая задача решалась бы легко, если бы период смены лунных фаз, называемых лунным месяцем, и тропический год (период смены сезонов года) содержали в точности целое число суток. Но все три периода несоизмеримы между собой: тропический год - это 365 дней 5 часов 48 минут 46,08 секунд, лунный месяц – 29 дней 12 часов 44 минуты 2, 98 секунд.

(Слайд №6) Календарь – определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово “календарь” произошло от латинских слов “саleo” - провозглашать и“саlendarium” - долговая книга.

(Слайд №7) Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

(Слайд №8) Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне. Тогда же была введена и семидневная неделя. Это “священное” число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких “божественных” светил: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил.

Это казалось особенно важным и символическим. Обычай измерять время семидневной неделей стал у многих древних народов.

(Слайд №9) Более крупной и с современной точки зрения наименее важной единицей измерения времени является месяц. Месяц, как подчеркивает уже само название, связано с Луной - первоначально месяц соответствовал длительности полного цикла смены лунных фаз, который связан с обращением Луны вокруг Земли. Периодическое “умирание” и “возрождение” лунного диска служило вечными “часами”.

Лунный месяц естественным образом делился на четыре четверти: от “зарождения” Луны до того момента, когда видна ровно половина “молодого” лунного диска (этот момент и теперь называется первой четвертью), от наполовину освещенного диска до полнолуния, затем от полнолуния до половины “старой” Луны и, наконец, от наполовину освещенного диска до его полного исчезновения в новолуние. Четвертая часть месяца составляет округленно 7 дней.

(Слайд №10) На заре современной цивилизации жители междуречья Тигра и Евфрата пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени. Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем около 29 с половиной дней. Начало нового месяца определялось прямо из наблюдений первого появления узкого серпа Луны после новолуния. Лунные месяцы оказывались разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 дней.

О существовании годичного цикла природных явлений вавилонские жрецы судили преимущественно по разливам рек. Наблюдая их, они вывели, что в году насчитывается 12 лунных месяцев. Это число также должно было очень удовлетворять жрецов: оно хорошо вписывается в халдейскую шестидесятеричную систему счета и явно свидетельствует о том, что мир сотворен богами в высшей степени разумно.

Однако 12 месяцев, в которых считается либо 29, либо 30 дней, составляют в сумме 354 дня. Это на 11 с лишним дней меньше истинной продолжительности солнечного года. Таким образом, считая по 12 лунных месяцев в году, вавилонские жрецы должны были вскоре обнаружить, что их весенний месяц нисану неустанно скитается по всем временам года. Он становится то летним, то осенним, то зимним месяцем. Вавилонский чисто лунный календарь нуждался в улучшении.

В дальнейшем лунный календарь был усовершенствован и ныне под названием мусульманского календаря принят в ряде стран Азии. Мусульманский календарный год содержит 354 дня и подразделяется на 12 месяцев, длительностью чередующейся 30 и 29 дней, что в среднем составляет 29,5 суток, т.е. близка к лунному месяцу.

(Слайд №11) В Древнем Египте за три тысячелетия до н.э. существовал солнечный календарь. Из наблюдений было установлено, что первое предутреннее появление ярких звезд после периода их невидимости повторяется примерно через 360 суток. Поэтому древнеегипетский солнечный календарь содержал 360 дней и имел 12 месяцев. В каждом месяце было по 30 дней.

Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию, поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.

(Слайд №12) Древнеримский календарь сложился в I в. до н.э. Год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев.

(Слайд №13) Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.

Большие сложности вызывало также то, что римский год был более чем на 10 дней короче тропического года. С каждым годом календарные числа все менее соответствовали явлениями природы. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы, и, чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля “вклинивали” попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли просто вставочным месяцем – интеркалярием (intercalis). Само слов “мерцедоний” происходит от “merces edis” - “плата за труд”: это был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества. В результате вставок каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, то есть была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы избегнуть расхождения между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени увеличивать или уменьшать длину добавочных месяцев. Все эти исправления и изменения в календаре, а также общее наблюдение за его правильностью были поручены верховному жрецу.

Право изменять продолжительность добавочного месяца с 191 г. до н.э.

принадлежала только понтификам, во главе которых стоял верховный жрец. Но они часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме. Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой.

3. (Слайд №14 ) Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.

Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени.

Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного календаря связано с Сириусом самой яркой звездой небосвода. За основу календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365? суток.

(Слайд №15) Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365? суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, - 366 дней.

(Слайд №16) Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

Январь (Ianuarius) в честь бога Януса;

Февраль (Februarius) в честь бога Фебрууса;

Март (Martius) в честь бога Марса

Апрель (Aprilis) от латинского aprire (раскрывать), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;

Май (Maius) в честь богини Майи;

Июнь (Iunius) в честь богини Юноны;

Квинтилис (Quintilis) пятый;

Секстилис (Sextilis) шестой;

Сентябрь (September) седьмой;

Октябрь (October) восьмой;

Ноябрь (November) девятый;

Декабрь (December) десятый.

Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление ab Urbe condita (от основания Города), или римская эра, ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

Слайд №17) Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября на декабрь.

(Слайд №18) Приводится таблица “Название месяцев на старославянском, украинском и белорусском языках.

Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.

Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом - в значительной простоте.

(Слайд №19) В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею подвижных праздников: Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день - 14 нисана по еврейскому лунному календарю.

Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

Так момент весеннего равноденствия за каждые 128 лет смещается относительно календарных дат на целые сутки. Поэтому возникла необходимость реформы календаря, поскольку празднование Пасхи все больше отодвигалось от астрономической даты весеннего равноденствия. В 1582 году такую реформу, направленную прежде всего на удовлетворение церковных нужд, осуществил папа римский Григорий ХIII.

Накопившиеся лишние дни убрали очень просто, объявив после 4 октября сразу 15 октября 1582 года.

(Слайд №20) Календарь, введенный папой Григорием ХIII,

Календарь, введенный папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль), был в том же, 1582-м, году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях. Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь уже в ХVIII веке. В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.

В григорианском календаре (новом стиле) чередование простых и високосныхгодов в пределах каждого столетия ведется точно так же, как и в юлианском календаре, но последний год столетия считается високосным только в том случае, если номер столетия делится на 4. Т.о., годы 1600. 2000. 2400 по обоим календарям значатся високосными, но годы 1700, 1800, 1900 и 2100 в юлианском календаре считаются високосными (по 366 дней), а в григорианском – простыми (по 365 дней), и тем самым за 400 лет, например, с 1600 по 2000 г., исключается трое суток.

(Слайд №21) В России декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. Однако русская православная церковь не перешла на новый стиль, сохранила юлианский календарь.

Но в светском обиходе григорианский календарь стал международным, так как его придерживаются практически все страны мира.

В настоящее время юлианский календарь отстает от григорианского на 13 дней. Т.к. и по новому и по старому стилям 2000 год является високосным, то это различие сохранится вплоть до 28 февраля 2100 г., после чего оно достигнет 14 дней.

Погрешность юлианского календаря за 400 лет составляет 74 часа 53 минуты. А в григорианском за тот же период накапливается избыток в 2 часа 53 минуты.

(Слайд №22) Для перевода дат юлианского календаря (старого стиля) в григорианский (новый стиль) надо прибавить к числу старого стиля число n, рассчитываемое по формуле:

где С- число полных столетий, прошедших за этот период,

С 1 - ближайшее меньшее число столетий, кратное четырем.

(Слайд №23) Число n можно определить по таблице – “Расхождение между юлианским и григорианским календарями”.

4. (Слайд №24) Проблема: в чем главная трудность составления любой календарной системы?

Ответ: В том, что естественные меры времени, которыми люди вынуждены пользоваться, - год, месяц и сутки - несоизмеримы между собой.

Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31 день; длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня.

На протяжении последних 60 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.

5. (Слайд №25 ) Задачи.

1. Условие: А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. Когда следует праздновать день его рождения по новому стилю?

(Слайд №26) Решение: В XVIII в. в Москве действовал старый стиль, в котором в отличие от нового стиля считались високосными годы 1800-ый и 1900-ый. Следовательно, 1799 г. оба стиля различались не на 13 дней, а на 11 дней и по новому стилю искомая дата – 6 мая, т.е.

n=C-(C 1:4)-2=17-(16:4)-2=11,

2. (Слайд №27) Что означает название месяца “август”. Подсказка в картине К.Васильева “Жатва”?

(Ответ: серпень).

6. (Слайд №28) Домашнее задание. Определить дату своего рождения по старому стилю.

  • Выдающийся польский ученый Н. Коперник родился 19 февраля 1479 г. по юлианскому календарю. Какова дата ученого по григорианскому календарю?
  • Литература и сайты:

    • http://kref.ru/infotsennyebumagi2/57815/13.html
    • http://coolreferat.com/История_календарей_часть=3
    • http://kruzhalov.ru/html/history-of-russia/lesson8/lesson8.html
    • http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm
    • Климишин И.А. Календарь и хронология. – М.: Наука, 1985.

    Валентина Алексеева

    Возрастная группа : 6-7 лет (подготовительная группа)

    Образовательная область : «Познавательное развитие»

    Тема НОД : «Календари бывают разные »

    Вид НОД : формирование целостной картины мира

    Форма НОД : «Река времени »

    Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

    Формы организации : фронтальная

    Планируемый результат : ребенок проявляет инициативу, самостоятельность и любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением, социальными знаниями о социальном мире. У ребенка развита мелкая моторика.

    Цель : Закреплять у детей понятие «календарь » . Проследить существенные изменения, произошедшие в течение определенных отрезков времени .

    Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности.

    Воспитательные задачи :

    1. Воспитывать интерес к своему народу и к его прошлому.

    2. Воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.

    3. Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности.

    Развивающие задачи :

    1. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.

    2. Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора места, участников совместной деятельности.

    3. Развивать свойства непроизвольного внимания посредством стимулирования игровыми ситуациями.

    4. Развивать умение измерять время при помощи календаря .

    Обучающие задачи :

    1. Продолжать знакомить детей с разновидностями календаря и его назначением для людей.

    2. Научить измерять длину народной меркой – пядью.

    3. Помочь освоить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Принципы дошкольного образования (ФГОС) :

    1. Обогащение детского развития.

    2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

    3. Воздействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

    4. Поддержка инициативы детей.

    5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.

    6. Возрастная адекватность дошкольного образования.

    Принципы воспитания :

    Выдвижение системы положительных целей

    Воспитание через взаимодействие

    Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема

    Принципы обучения :

    Принцип деятельности – реализация разнообразных видов деятельности .

    Принцип предметности – использование предметов и их изображение.

    Принцип доступности

    Средства воспитания и обучения :

    Наглядные : карта-панно «Река времени » . Мяч. Мелкие картинки, клей, салфетки. Мультимедийная презентация «История календаря » .

    Учебно-методический комплект :

    1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) .

    3. Дыбина, О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

    Ход НОД:

    Этап 1. Обсуждение реального события. Метод : беседа.

    Работа с календарем :

    Ребята, какой сейчас месяц? Найдите на календаре .

    Какое сегодня число? Определите, какой сегодня день недели?

    Что придумали люди, для того чтобы узнавать определенную дату? (Календари ) .

    Этап 2. Постановка цели исследования. Методы : Эмоционального стимулирования. Проблемно-поисковый

    Интересно, когда появился календарь . Вы знаете? Хотите узнать? Как это можно сделать? Я хочу отправиться по реке времени , чтобы узнать историю календаря . Кто хочет со мной путешествовать? (Расстилается «река » ). На что это похоже? Ребята, на чём можно путешествовать по реке? Хорошо, отправляемся в наше путешествие на … (пароходе) .

    От зеленого причала

    Оттолкнулся пароход,

    Дети встали.

    Он шагнул назад сначала.

    Шаг назад.

    А потом шагнул вперёд.

    Шаг вперёд.

    И поплыл, повремени , по речке,

    Волнообразное движение руками .

    Набирая полный ход.

    Ходьба на месте.

    Этап 3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. Методы : Получение новых знаний. Развития познавательного интереса.

    Педагог демонстрирует слайды. Дети рассматривают иллюстрации.

    Первая остановка.

    Слайд 2. Раньше календари выглядели по-другому. При раскопках учёные археологи находили древние каменные и глиняные календари , сделанные много веков назад. Посмотрите на слайд, что вы заметили? Первый календарь придумали египтяне – они первыми определили число дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь .

    Слайд 3. Во времена зарождения христианства официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь , называемый юлианским. Он был создан императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря ) . Древнеримский каменный календарь : наверху изображены боги, управляющие днями недели, начиная с субботы. Посредине изображен зодиак, а слева и справа - числа месяца.

    Римский «календарь фермера » . На каждой стороне три месяца. Со знаком зодиака, названием месяца, количеством дней в месяце, продолжительностью дня и ночи в часах, защищающим божеством, работой в поле и самыми важными праздниками.

    Слайд 4. Но римские жрецы запутали календарь . Эту ошибку исправил император Август. Окончательный вариант календаря введен папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль, который действует по сегодняшний день.

    Слайд 5. Как вы думаете, у древних славян был календарь ? Да, но он отличался от нашего современного календаря . У древних славян год так же делился на 12 месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы.

    Январь - Славянское название "Просинец". Просинец - от появляющейся синевы неба в Январе. Время вырубки леса

    Февраль - "Сечень", «Лютень» . Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню. Лютый – лютые морозы

    Март - "Сухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. "Протальник" – понятно почему.

    Апрель - Древнерусские имена апреля : "Снегогон", «Цветень» . Цветение садов

    Май - названия "Травень". Природа зеленеет и расцветает.

    Июнь - "Изок". Изок - кузнечик, их в июне было особенно много.

    Июль - "Червень" - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный) . Еще называли "Липец" – липа цветет в июле. И просто - «Макушка лета» .

    Август. А у славян все еще страда - "Серпень", "Жнивень", - время косить пшеницу .

    Сентябрь - «Хмурень» – погода начинала портиться.

    Октябрь - Чудесное славянское название - "Листопад"– опадание листьев у деревьев. Иначе – «Грязник» , от осенних дождей и хляби.

    Ноябрь - "Грудень", от груд замерзшей земли со снегом.

    Декабрь - "Студень" – студёно, холодно!

    Итак, что мы узнали о древних календарях ?

    Слайд 6. Появились первые рукописные календари . Календари были без отрывных листочков, они были похожи на книги. В них сообщались разные сведения , связанные с астрономией и счётом времени . Посмотрите на слайд, что вы заметили?

    Слайд 7. В Древней Руси счет времени вели по четырем временам года . Новый год начинался сначала весной - 1 марта. Царь Иван III повелел считать началом года 1 сентября. Царь Петр I перевел Россию на европейское летоисчисление - новый год стал начинаться 1 января.

    Что вы можете рассказать о рукописных календарях ?

    Третья остановка.

    Пароход уже нас ждет (стихотворение «Пароход» ).

    Сейчас существует самые разные календари . А какие календари вы знаете ? У всех этих календарей есть общие черты . Давайте рассмотрим. Чем все календари похожи ? (Раскладывает разные виды календарей , вовлекает детей в диалог).

    Этап 4. Работа в подгруппах : сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени » . Метод : Стимулирования отношений детей

    Посмотрите, сколько у меня картинок на столе. Знакомы вам предметы, изображенные на картинках? Мы с вами сегодня с этими предметами встречались, верно? Это изображение календарей с древних времен до наших дней . Сейчас мы с вами распределим эти картинки на нашей «Реке времени » . Что необходимо сделать? Я предлагаю вам объединиться в группы. Сколько групп получится? Почему? Кто желает искать картинки на остановке «Прошлое» ? Кто будет отбирать картинки для следующей остановки? Кто со мной будет работать?

    Этап 5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Метод : Стимулирования и коррекции действий и отношений детей.

    Проверьте еще раз, какие картинки вы отобрали. Идемте приклеивать.

    Классифицируют. Располагают картинки в определенном порядке.

    Посмотрите, все картинки расположены правильно? В своем ли времени лежит каждая ?

    Этап 6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения. Метод : Закрепления и повторения.

    Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по реке времени . Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Что было самым сложным в пути? Скажите, кому вы хотите рассказать о нашем путешествии?

    Этап 7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

    Вы заметили, что у нас осталось еще место? Почему? Интересно, какие предметы для счета могут быть в будущем



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»