Национальные особенности этикета франции. Религия французов Вероисповедание во франции

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

По религиозной принадлежности большинство французов - католики, около 1 млн. французов исповедует протестантизм и незначитальная часть населения (немногим более 30 тыс. человек) принадлежит к различным сектам.

Большинство протестантов живет в Париже и в окраинных областях Франции: на юго-западе, в районе Пиренеев, на юге - в бассейне Роны и в районе Марселя, на востоке - в Эльзасе и Лотарингии и на севере - в Нормандии.

Религиозность населения различна в разных социальных слоях. Пролетариат и городская интеллигенция, как правило, нерелигиозны; примерно один рабочий из двадцати - верующий. Крупная буржуазия и остатки старинной монархически настроенной аристократии демонстративно религиозны. Они дают религиозное воспитание молодежи, особенно девочкам, в монастырских школах, торжественно справляют церковные праздники. Религиозна и часть мелкой буржуазии, преимущественно мелкие торговцы. Показателен пример Парижа с его разделением на западные буржуазные районы и восточные пролетарские; в восточном, пролетарском Париже в несколько раз меньше населения посещает воскресную службу; здесь часты гражданские браки, похороны без соблюдения церковного обряда, много некрещеных детей.

Население деревень более религиозно, но и в деревнях все меньше становится людей верующих. Многие посещают церковь лишь во время больших праздников. Как в деревне, так и в городе большинство французских семей соблюдает церковный обряд лишь по случаю четырех торжественных актов: крестин, первого причастия, свадьбы и похорон.

Влияние церкви различается и по областям: на северо-западе, в ряде департаментов Центрального массива, на востоке (Эльзас и Лотарингия, Савойя), на юге в области басков большинство населения - верующие. В центральных областях Франции и в Средиземноморье население в массе равнодушно к религии, в пятидесяти департаментах этих областей редко можно найти коммуну, где хотя бы пятая часть населения регулярно соблюдала церковные обряды. Религиозность населения заметно меньше и вокруг больших городов (Парижа, Бордо, Марселя) и в районах виноградарства, где на сбор винограда стекаются рабочие из разных концов страны.

Во Франции живы традиции давней антиклерикальной борьбы, формы которой менялись со временем. В настоящее время она проявляется главным образом в борьбе за светское образование.

Церковь во Франции с 1905 г. отделена от государства, но государство оказывает церкви постоянную поддержку. Католическая церковь представляет собой серьезную реакционную силу. Конфессиональное обучение ведется в пяти университетах, в сотнях частных коллежей, в тысячах частных начальных школ. Массовым тиражом издается религиозная литература: книги, журналы, еженедельные и ежедневные газеты. 50 тыс. служителей церкви прилагают все усилия к тому, чтобы остановить движение «дехристианизации», которое охватило нацию.

Среди отсталых слоев населения, особенно в деревне, держатся до сих пор пережитки древних, дохристианских верований, которые не искоренила христианская церковь; более того, она их зачастую поддерживала преследованиями «колдунов» и «ведьм» в средние века.

Некоторые крестьяне сохраняют веру в колдунов. Они верят, что есть люди, обладающие способностью, якобы передаваемой по наследству, «насылать порчу» ( jeter le sort ). Для этот о им достаточно хлопнуть человека по левому плечу, произнося установленные слова. Этим «колдунам» приписывают и другие сверхъестественные способности: превращаться в волков или в других животных, напускать волков на свою жертву, вызывать грозу, проливной дождь, бурю или засуху. Верят, что внезапно разразившаяся буря - это предвестие близкой смерти какого-нибудь колдуна и что он сам с толпой чертей несется по небу во время бури. Такая буря называется «chasse a Ribaud» (нечто аналогичное немецкому народному поверью о «диком охотнике»). Смерть колдуна - это лишь начало его расплаты с дьяволом, с которым он заключил союз при жизни; поэтому колдун умирает очень тяжело. Это поверье очень сходно с русскими старинными верованиями. Подобного рода поверья изучены в 1950-х годах по материалам провинции Берри (к югу от Парижа) этнографом г-жой Марсель Бутейе. До сих пор случаются и судебные дела о колдунах; правда, теперь их судят уже не за сношения с дьяволом, как в средние века, а за обман.

Сохранились среди крестьян и старинные верования, связанные со смертью. Так, согласно народным поверьям, можно облегчить смерть магическими действиями: поместить постель параллельно балкам потолка, вынуть черепицу из крыши, положить ярмо под голову умирающему и т. д. В каждой провинции, а иногда и области, были свои поверья на этот счет. Общими для всей Франции стали обычаи более позднего происхождения, связанные с христианством: умирающего кропят святой водой, зажигают свечу, освященную в день сретения, исповедуют и причащают.

Так как верили, что душа покойного некоторое время остается в доме и боялись, что она причинит какой-нибудь вред, возникли охранительные обычаи и.запреты. Некоторые из них сохраняются и теперь в силу традиции.

Среди части горожан, даже образованных, до сих пор сильна вера в астрологию, в таинственное влияние светил на судьбу человека. Шарлатаны наживаются, составляя и продавая желающим гороскопы их жизни. Астрологические предсказания регулярно публикуются в ежедневных буржуазных газетах.

Французы, особенно парижане, могут быть феноменально грубы - если захотят. И здесь нет ничего от нечаянной грубости представителей других национальностей. Если французы ведут себя грубо, значит, они считают, что в данном случае это необходимо.

В частности, французы с особым удовольствием грубят совершенно незнакомым им людям. Если вы нечаянно наберете не тот номер телефона, то будьте уверены: на вас выльют целый ушат гневных оскорблений. Также частенько случается обмен оскорблениями и среди друзей, но без особого, впрочем, ущерба для их отношений. В Англии, например, если вы кого-то оскорбите, то это обида на всю жизнь. А вот французы могут нанести друг другу чудовищные оскорбления и на следующий день вести себя так, будто ничего не произошло.

Этикет

Французы чрезвычайно общительны, но собственную частную жизнь ценят и всячески оберегают. Они ревниво блюдут свои права на священные мгновенья раздумий, на ежевечерние семейные дискуссии, на возможность посидеть в одиночестве за столиком кафе, уставившись в стакан любимого перно и не думая о том, что жизнь катится мимо.

Они строго соблюдают необходимые правила этикета и следят, чтобы определенные вещи ни в коем случае не делались прилюдно. Здесь не принято, чтобы мужчины причесывались на улице, а женщины поправляли макияж. Какой бы жаркий ни стоял день, француз, идя по улице; никогда не снимет пиджак и не распустит узел галстука; одежда его всегда будет в полном порядке.

Однажды французский парламент довольно долго всерьез обсуждал вопрос о том, стоит ли мужчине, голова которого возвышается над стенками уличного писсуара, приподнимать шляпу и здороваться со знакомой женщиной, если она в этот момент проходит мимо.

Во французских автобусах и метро есть специальные места для инвалидов войны и беременных женщин. И если какой-нибудь наглец со жвачкой во рту плюхнется на такое место, его быстренько попросит встать тот, для кого оно предназначено, пользуясь при этом явной моральной поддержкой всех остальных пассажиров.

Французы уважают жизненное пространство других, уважая, прежде всего, свое собственное жизненное пространство и тщательно определив, какие именно функции отправляются ими в этих конкретных пределах, - они поступают так отнюдь не потому, что кто-то наблюдает за ними, однако уверены, что любому может захотеться за ними понаблюдать. Так что если, например, англичанин за рулем, попав в пробку, от скуки принимается ковырять в носу, то француз в такой ситуации тут же начинает прихорашиваться, поглядывая на себя в автомобильное зеркальце : тщательно поправляет узел галстука, причесывается, приглаживает взъерошенные брови или усы. Подобные различия в поведении - тоже вопрос стиля.

Единственным исключением является священный для французских мужчин процесс Опорожнения Мочевого Пузыря. Французы позволяют себе мочиться где угодно - на обочине дороги (как отвернувшись от встречного транспорта, так и лицом к нему), в реки, озера и каналы, подойдя к любому дереву, кусту или фонарному столбу, у задней стены магазина, гаража или вокзала. Они осуществляют этот процесс, когда курят, разговаривают, удят рыбу, работают в саду, ремонтируют карбюратор своего автомобиля, замешивают бетон или вываживают лошадь после прогулки верхом.

Один человек приехал отдыхать во Францию. И вот однажды, поздним вечером, ближе к полуночи, прекрасно пообедав в местном ресторанчике и выпив немало доброго вина, он почувствовал, что жизнь бесконечно прекрасна. Море было объято тишиной и покоем, в небесах сияла полная луна, и нашему герою показалось, что он почти в раю - насколько это вообще возможно, разумеется, на нашем свете. И тут из темноты вдруг выныривают трое французов и у него перед носом начинают… мочиться прямо в море!

Очарование прелестной ночи развеялось как дым. Но больше всего этого человека потрясло то, сколь сердечно все трое пожелали ему «Bonne nuit» («Доброй ночи!») и удалились прочь, застегивая молнии на брюках.

Приветствия

Иностранцы зачастую не в силах бывают правильно понять и оценить привычку французов строго исполнять необходимый ритуал приветствования друг друга, обмениваясь рукопожатиями буквально со всеми (с членами семьи, с детьми, с незнакомцами) - дома, по пути на работу, придя на работу, уходя с работы домой, на пути домой с работы и т.д. В конторе, где трудится человек десять-двенадцать, первые полчаса вообще никто не работает - те, кто со вчерашнего дня еще не виделись, радостно напоминают друг другу, кто они такие.

Однако весьма важно помнить также, с кем ты в течение дня уже успел обменяться рукопожатиями. Французы считают проявлением крайней невоспитанности пожать кому-то руку дважды за день, словно в первый раз ты этого человека попросту не заметил.

Здесь по-прежнему принято говорить «бонжур» (добрый день) и «оревуар» (до свидания), обращаясь ко всем присутствующим, когда входишь в магазин или кафе и выходишь оттуда. И вовсе это не значит, что французы чересчур вежливы. Просто они, признавая, что существуют и другие люди, изыскивают тем самым возможность обойтись без излишней грубости.

В одних магазинах хозяину полагается говорить: «Bonjour, monsieur» (Добрый день, месье), в других - следует сказать: «Bonjour, monsieur. Ça va ?» («Добрый день, месье. У вас все хорошо?»); есть и такие, где необходим более тонкий подход: «Bonjour, monsieur Ça va ?…» («Добрый день, месье. Ну, и как ваши дела?…») И подобных вариантов великое множество.

Кому-то может показаться, что особой разницы здесь нет, однако для французов едва уловимые оттенки различных приветствий чрезвычайно важны. Вообще же манеры , с точки зрения французов, это и есть цивилизация. Они уверены, что без строго установленных рамок и норм поведения верх над цивилизованностью непременно возьмет дикий примитив.

А вот поцелуи играют в светской жизни французов отнюдь не столь существенную роль, как это принято считать. Но если вы все-таки целуетесь, то поцелуй должен быть сделан как следует, в полном соответствии с правилами.

А правила эти таковы: сперва вы слегка касаетесь левой щеки, затем правой и снова левой - очень формально, очень стилизованно. В Париже иногда разрешаются четыре поцелуя: левая щека, правая, левая, правая. Горе тому беспечному разнузданному иностранцу, который сперва коснется правой щеки, тогда как должен коснуться левой! Или же, не дай бог, позволит себе чересчур интимный контакт: коснется щеки губами. Французский приветственный поцелуй - в отличие от «Французского поцелуя» - понятие весьма относительное.

Настоятельная потребность французов непременно обменяться рукопожатиями со всеми знакомыми людьми порой страшно отягощает их личную жизнь. Представьте себе: пляж под Биаррицем; на чистеньком песочке, подстелив под себя хорошенькие купальные полотенца, лежат и загорают восемь французов. К ним подходит девятый. Все восемь встают и пожимают ему руку или дружески обнимают его. Затем все девять снова ложатся на песок. И тут появляется десятый. Девять человек тут же вскакивают, чтобы его приветствовать, и этот кошмар продолжается до тех пор, пока пляжная компания не разрастается до двадцати трех человек. Естественно, эти двадцать три француза вряд ли оказались способны хоть сколько-нибудь загореть.

«Ты» и «вы»

Одна из немногих вещей, которые большинство людей усваивает о французах сразу - наличие во французском языке двух местоимений второго лица («ты» и «вы»), которые в английском обозначаются одним «you ». Но явно никому не дано как следует усвоить, когда и какое именно из этих двух местоимений следует употреблять.

Безусловно, вполне допустимо, с точки зрения вежливости, говорить «ты» собаке, даже если вы с ней абсолютно не знакомы. Однако безопасности ради никогда не говорите «ты» французу, пока он сам не обратится к вам на «ты» - если уж во Франции вам стали «тыкать», значит вы допущены в святая святых французов, в их частную жизнь, вам полностью доверяют и даровали звание близкого друга.

«Ты» - это не просто грамматическая форма. Это весьма важный, хотя и трудноуловимый социальный знак. Есть такие люди, к которым просто невозможно обратиться на «ты», как невозможно засадить за вязанье солдат Иностранного Легиона или заставить французского булочника торговать английским мармеладом .

Между прочим, в некоторых французских семьях супруги никогда не говорят друг другу «ты» в течение всей долгой совместной жизни.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2020, ссылка на сайт обязательна

В сегодняшней Франции религия, как и французская церковь, с 1905 года публично отщеплена от органов государственной власти. Исключением являются только территории Эльзаса и Мозель, которые были присоединены уже после разделения сфер влияния.

Французы и религия

Обсуждать свои религиозные взгляды или навязывать их кому-либо во Франции не принято: тема вероисповедания не поднимается ни в учебных заведениях, ни в офисах, ни в министерствах. С 2004 года религиозным французам официально запрещено носить церковную символику, а с 2011-го - молиться на улице.

Молельные места посещают считанные единицы (хотя большинство граждан симпатизируют католикам), а многочисленные храмы, аббатства, соборы и монастыри официально признаны народным достоянием. Однако французов трудно назвать нацией атеистов - здесь мирно сосуществуют представители различных религиозных ассоциаций (мусульмане, протестанты, иудеи). Основная религия Франции - католицизм.

О верующих во Франции (религия в процентах) подробно

По результатам социологических исследований, проведенных в 2015 году, представители различных религий Франции распределились следующим образом:

  • 84% религиозных французов являлись католиками. В 2009 году католицизм исповедовало 64% верующих, а в 1972-м - 87%. Согласно сведениям, обнародованным в Интернете, начало нового столетия во Франции ознаменовалось уничтожением культовых христианских построек, находящихся в аварийном состоянии. В настоящее время действующими являются около сорока тысяч французских католических храмов.
  • 4,5% верующих, живущих во Франции, согласно сведениям, собранным в 2015 году, исповедуют ислам. По состоянию на 2007 год количество мусульман исчислялось 4%, а к 2007 году 7,5%. Известно, что к 2000 году во Франции было построено более полутора тысяч мечетей, а к 2012-му их количество увеличилось до двух с половиной тысяч.
  • 1,5% набожных французов - протестанты (гугеноты).
  • 1,3% набожных жителей страны являются иудеями.

Станет ли Франция мусульманской страной?

Этим вопросом серьезно озабочены некоторые пользователи Глобальной сети. Их опасения, касающиеся основной религии Франции (большинство французов, как уже говорилось выше, исповедуют католицизм) подкреплены неопровержимыми фактами.

Так, например, согласно статистическим данным за 2011 год, количество возведенных и отреставрированных к тому времени католических храмов исчислялось 20 строениями, что почти в восемь раз меньше числа мечетей, возведенных или находящихся в стадии проектирования по состоянию на сегодняшний день (всего - около 150 культовых построек).

Также известно, что многие французские мусульмане возмущены малым количеством религиозных зданий. Об этом в 2011 году оповестил общественность исламист Далил Бубакер, обратившийся к французским властям с призывом довести количество мечетей, имеющихся на территории Франции, до четырех тысяч.

Зарождение христианства

В эпоху Средневековья христианство являлось основной и единственной религией Франции. В Средние Века, когда первые французские короли нуждались в постоянной защите от своих же вассалов, представители духовенства, земли которых были лакомым куском для местных феодалов, встали на сторону правителей, назначенных «милостью Бога», а основы христианства (в частности, отказ от материальных благ) были их основным орудием.

Поиск союзников «завел» французских королей даже в далекий Киев: как известно, женой одного из отпрысков династии Капетингов - Генриха Первого, стала киевская княжна Анна, дочь Ярослава Мудрого.

Религия Франции в 16-17 веках (эпоха идей Реформации)

Когда во Францию только начали проникать реформационные идеи Лютера (это произошло в начале 16 столетия), все набожные французы исповедовали католицизм, жестоко преследуя всех без исключения инакомыслящих соотечественников. Предвзятое отношение к чужестранным религиям подогревалось неприязнью французского короля Франциска Первого к императору Германии Карлу: два могущественных государства долгое время находились в состоянии войны.

Отцом Реформации во Франции ученые-историки называют математика и философа из Этапля Жака Лефевра, который 1523-м перевел на родной язык и издал Новый Завет. Французы, прочитав переведенное издание, отмечали наличие явных расхождений между Библейскими истинами и основами католицизма, а представители духовенства не могли объяснить причин, заставляющих их поступать именно так, а не иначе.

Французские гугеноты были не единственными протестантами: в Германии их протест разделяли лютеране, в Англии - пуритане, а в Шотландии - ковенантеры.

Французские гугеноты в полной мере испытали на себе жестокосердие представителей религиозного большинства: множество семей, примкнувших к протестантам, были лишены крова, сожжены или отправлены на каторгу.

Французское религиозное искусство 20 столетия

В 20 веке религия Франции, воспетая в произведениях художников, скульпторов, публицистов и поэтов, становится связующим звеном между представителями духовенства и социума.

Первые значительные выставки христианского искусства состоялись в 1915 (место проведения - терраса "Пайан"), 1921 (павильон "Марсан") и в 1932 году (парижский музей "Гальера").

Католическая вера на правах основной религии Франции активно «продвигалась» посредством полотен известных художников (Шагала, Дени, Дерена и других), а также произведений французского философа Жака Маритена - автора «Антимодерна» (год издания - 1922) и «Интегрального гуманизма» (1936 год издания), - прославившегося благодаря своим тщетным попыткам примирить науку и религию.

Темой католического мистицизма, облаченного в поэзию, «пропитаны» сочинения некоторых писателей, творивших в конце 19 - начале 20 веков: например, драматурга Поля Клоделя и романиста Жоржа Бернаноса.

20-30 годы прошлого столетия некоторые историки называют периодом расцвета церковного искусства: религиозная тема с полотен и книг «перекочевала» на стенные ковры и витражи.

Когда мы вспоминаем о Франции, нам на ум приходят мушкетеры, Версаль, Лувр, Елисейские поля, Собор Парижской Богоматери и Король Солнце, затмевающий своим блеском всех земных владык. Франция для многих заключается в ее Южном берегу и Париже, а сам Париж издавна является самым романтическим городом мира, городом влюбленных и художников.

Говоря о Франции, мы вспоминаем о пяти революциях, уничтожавших политический строй и менявших весь жизненный уклад французов. Но мы очень мало задумываемся о том, какая религия преобладает в этой стране.

Может быть, потому что в результате революционных потрясений, начиная с 17 века, французы все менее и менее верят в Бога, а количество атеистов неуклонно растет.

Католицизм во Франции

Основополагающее число французов – католики, их число достигает 85%, но к ним же относятся и те, кто давно порвал отношения с религией и считаются католиками лишь потому, что при рождении родители окрестили их.

В воскресные дни храмы во Франции пустуют, лишь около 5% верующих посещают воскресные богослужения. Кроме того в храмах можно встретить большое количество туристов.

Число действительно верующих и исполняющих все церковные обряды гораздо больше в сельской местности в Бретани, Эльзасе, Лотарингии и Савойе. В этих провинциях сильно влияние католической церкви и кюре пользуются огромным уважением. К ним обращаются за любыми советами: как наладить мир в семье, как воспитывать детей и даже как рассчитаться с долгами.

Католические священники, чтобы повысить свой авторитет у рабочих, вмешиваются в дела профсоюзов и даже участвуют в забастовочных движениях.

Католическая церковь Франции по праву считается одной из самых прогрессивных и политизированных в Европе, ее апологеты придерживаются самых широких взглядов на взаимоотношения политики, общества, граждан и власти.

Так, например, один из архиепископов Парижа Жан Люстигер родился в 1926 году в еврейской семье и до 14 лет исповедовал иудаизм, но затем принял католическое крещение, поступил в духовную семинарию и достиг высокого положения на новом поприще.

Протестанты во Франции

Задолго до официальной Реформации во Франции профессор Парижского университета опубликовал свои поистине революционные взгляды. В этих статьях он утверждал, что все люди созданы Богом по образу и подобию своему равными и только он может дать нам права и наделить праведностью, необходимою для каждого общественного человека.

Именно Лефевр первым перевел Библию на французский язык и сумел отыскать меценатов, опубликовавших эту книгу. Католические священнослужители были возмущены этим святотатством, ведь все религиозные книги печатались строго на латыни и древнегреческом языках, и были непонятны простым смертным.

В это время повсеместно во Франции начались гонения на протестантов. Вспомним, печально известную Варфоломеевскую ночь, в течению которых происходило жестокое избиение гугенотов, а те, кто остался в живых, предпочитали укрыться в укромных уголках страны.

Одним из теоретиков Реформаторской церкви во Франции был Жан Кальвин, это учение по его имени стало называться кальвинизмом.

Из-за гонений ему пришлось уехать в Женеву, и этот город на многие годы стал убежищем для последователей реформаторской церкви, дающим им кров и пищу. Именно в Женеве печатались труды выдающихся представителей реформаторской церкви Джона Нокса, Фареля и самого Калвина.

Под влиянием их идей многие города как в Швейцарии, так и во Франции стали отказываться от пышных католических обрядов и стали стремиться к чистой истине и умеренности.

На сегодняшний день всего 3-4% верующих во Франции являются протестантами.

Мусульмане во Франции

Сегодня самая молодая мировая религия – ислам уверенно набирает ход, она является второй по количеству верующих в Европе. Во Франции, приблизительно, 6 миллионов граждан исповедуют ислам.

В 50-60-е годы ХХ века во Францию устремился поток беженцев из Северной Африки, в частности, из Алжира, за их счет резко увеличилось количество мусульман. В это время страна приветствовала приток рабочих рук из- за рубежа, поскольку переживала экономический кризис. Иммигранты принесли с собой свои традиции, обычаи, язык и духовную культуру. В крупных индустриальных городах появились районы, заселенные иммигрантами – мусульманами.

В настоящее время многие мусульмане жалуются на дискриминацию по религиозному признаку, а также на преследование со стороны властей и полиции. Начиная с 1980-го года, в любых французских школах запрещено преподавание основ ислама.

Преследование иудаизма

Начиная со времен греко — римской империи, иудеи заселяли земли Франции. Но в Средние века начались гонения на нацию, и многие из них, занимавшиеся ростовщичеством и торговлей, были разорены и уничтожены.

Но уже в 1790 году, после Великой Французской революции, евреи получили все гражданские права и впервые смогли объединиться и образовать союз, защищающий их интересы.

В ХХ веке, когда усилилось иммигрантское движение, большое количество исповедующих иудаизм прибыли в Европу из Алжира, Туниса, Марокко.

На сегодняшний день во Франции насчитывается до 650 тысяч евреев, исповедующих иудаизм, это самое большое европейское сообщество евреев.

Положение религии на современном этапе

Сегодняшняя Франция гордится своим революционным прошлым. Начиная с 1789 года по «Декларации прав человека» каждому гражданину страны дарована свобода совести или вероисповедания.

В 1905 году церковь была официально отделена от государства, и в данное время любые конфессии во Франции существуют лишь на собственные средства, не получая от государства дотаций и субсидий.

Официальной статистики о количестве верующих и исповедующих различные вероисповедания в стране не ведется, но известно, что количество атеистов растет с каждым годом.

Конечно, во Франции, как и практически во всех европейских странах, проживают люди разных национальностей и всем им по Конституции даются равные права и обязанности. Но в средствах массовой информации часто поднимаются дискуссии о существующих разногласиях между исповедующими ислам и католиками.

Французское правительство издало закон о запрете ношения религиозных символов поверх одежды, чтобы не афишировать свое вероисповедания и не оскорбить чувства верующих.

Мечтает каждый турист. Это одно из самых романтичных государств мира, которое к тому же считается законодателем высокой моды и светского этикета.

Правила этикета стали устанавливаться в стране во времена монарха Людовика XIV, правление которого называют Золотым веком. Именно он настоял на признании общепринятых правил поведения в обществе и при дворе. А чтобы подданные и гости дворца быстрее привыкли к новому порядку, было решено раздавать специальные карточки с правилами.

Даже появилась новая должность – церемониймейстер, который следил за неукоснительным соблюдением установленного распорядка.

Был введен в обиход термин «этикет», означающий правила поведения людей в обществе. Постепенно стали зарождаться новые понятия и термины. В русском языке встречается много этикетных слов, заимствованных с французского языка. К примеру, галантным (с франц. «galant») называют человека, проявляющего изысканную и любезность.

– это отражение культуры страны, гордость нации, особенность местного менталитета. Приехавшим издалека туристам местные жители могут показаться чересчур правильными. Это может быть странным, но правилам хорошего тона французы неукоснительно соблюдают с самого рождения.

Кто не слышал фразу «одеваться с французским шиком»? Появилась она неспроста. Одеваясь во французском стиле, вы выбираете элегантность, простоту, граничащую с роскошью, и красоту. Именно на внешность в первую очередь французы обращают внимание. Внешний вид должен быть идеальным, где бы вы ни находились: на светском рауте, на романтическом ужине, в .

Этикет во Франции требует соблюдения дресс-кода. Недопустимо выходить в люди в неопрятной, невыглаженной одежде. Рекомендуется руководствоваться практическими правилами выбора обуви. Она должна подходить к наряду и быть уместной для конкретной ситуации. Особое внимание уделяется прическе.

Завершить образ помогут различные аксессуары, шарфы, головные уборы, часы. К тому же это является знаком того, что человек подошел со всей ответственностью к выбору наряда. Стиль одежды должен соответствовать конкретной ситуации.

Француженкам непозволительно поправлять макияж/прическу в общественных местах. Это считается признаком дурного тона. Мужчине же непростительно появляться на людях без пиджака.

Французов не зря считают профессионалами в моде и обладателями безупречного вкуса. У них прекрасно получается подчеркивать собственную индивидуальность благодаря одежде.

Отношение к языку

Несмотря на то, что во времена правления монархов знание нескольких иностранных языков считалось похвальным, современные молодые люди плохо говорят по-английски. У них сильно развито чувство патриотизма, поэтому говорить принято исключительно на родном языке. Поэтому если есть желание найти среди французов преданных друзей, есть смысл выучить их язык.

Французы – гордая нация, которая уважает традиции своего государства. Удивительно, но на государственном уровне было однажды решено ввести лимит на количество зарубежных музыкальных композиций в эфирах радиостанций. В настоящее время закон утратил силу, но чувство легкого презрения во время прослушивания иностранной музыки у французов осталось. А вот песни французских эстрадных исполнителей они слушают с упованием.

Отношение к семье и браку

Жители Франции очень трепетно относятся к семейным ценностям и стараются поддерживать родственные связи. Это проявляется хотя бы в том, что близкие люди предпочитают жить недалеко друг от друга. Это позволяет чаще видеться и общаться. Воскресенье считается днем семейных посиделок.

Этикет во Франции предписывает в этот день накрывать большой стол, за которым собираются члены семьи разных поколений. Следование этой традиции – прекрасная возможность укрепить родственную связь с членами рода и делиться новостями из своей жизни.

Ужинать французы предпочитают не ранее 19 часов. Во время трапезы принято говорить на различные темы. Главное, чтобы беседа была интересной и живой. Тосты, как и чоканья, французы не приветствуют. Переобуваться или снимать обувь в гостях тоже не обязательно.

Франция – одна из тех стран, жители которой отказались от содержания домашних питомцев ради получения удовольствия. Граждане считают, что животные должны появляться в доме ради чего-то и быть полезными. Например, собаками принято обзаводиться, чтобы подчеркнуть престиж дома. Также четвероногие друзья считаются превосходными охранниками.

Французские блюда изысканны и удивительны. В каждом уголке этой уникальной страны можно отыскать настоящие шедевры кулинарного искусства. Южане предпочитают блюда с «остринкой», а также с обилием лука и чеснока. Жители прибрежных зон в восторге от . Проживающие на севере французы с удовольствием угостят приезжих капустой и свининой. Эти предпочтения в еде они позаимствовали у жителей .

Во Франции большое значение уделяется зелени и овощам. Вне зависимости от того, в каком регионе довелось оказаться, они являются дополнением к главному блюду. Причем во время варки супа француженки предпочитают класть в кастрюлю зелень целиком, а после – вынимать.

Этикет французской кухни основывается на правильной подаче блюда. Все должно выглядеть изящно и аппетитно. Не стоит выставлять на стол все угощения, как любят делать . Первым подается напиток или блюдо, повышающее аппетит. Можно предложить гостям холодные закуски.

Непринужденная беседа и легкая пища помогут собравшимся за столом лучше узнать друг друга. Когда гости почувствуют себя более раскрепощенными, поочередно выставляются на стол другие блюда.

На первое традиционно подаются жидкие блюда, затем предлагают попробовать второе и ставят красиво оформленную тарелку с сырной нарезкой. В завершении трапезы гостей угощают десертом.

Кстати, французы считаются превосходными виноделами. Франция занимает одну из лидирующих позиций в мире по производству вина, несмотря на то, что злоупотреблять алкоголем здесь не принято.

Особенностью местного менталитета является допущение детей наравне со взрослыми к дегустации вин. В этом нет ничего парадоксального: во Франции считается национальным напитком и присутствует на столе не только в праздничные, но и в будние дни.

Поэтому для французов так важно, чтобы даже дети соблюдали этикет французской кухни и с юношества учились усваивать этикетные правила местной кухни.

Можно ли курить во Франции?

Как и многие государства мира, Франция ведет активную антитабачную политику. Местные власти заботятся о здоровье нации и постоянно проводят мониторинг проблемы табакокурения. В связи с этим курение во Франции запрещено на законодательном уровне в общественных местах, включая рестораны, кафе, и игорные заведения.

Данный запрет вынудил рестораторов и , не желающих терять клиентов, оборудовать придомовые территории открытыми террасами со столиками. Так что встретить специально выделенное для курильщиков уличное кафе во Франции можно повсеместно. Курение во Франции на этих верандах разрешено. Вопросов к посетителям таких мест у представителей правопорядка нет.

Чтобы иметь представление о том, как принято обращаться к собеседникам французского происхождения, стоит обратить внимание на французов.

В этой стране обращаться к представителям мужского и женского пола можно, употребляя слова «господин/мсье» или «госпожа/мадам». Эти обращения уместны как в деловом, так и в повседневном этикете. Добавлять имя при этом не требуется. Имя можно уточнить лишь при упоминании во время беседы третьего лица, обязательно добавив перед ним «мсье/мадам».

Во время входа в общественное заведение (, банк, бар, ресторан) необходимо здороваться. При выходе следует попрощаться. Беседуя с кем-либо, французы обычно обмениваются комплиментами. Этого правила должен придерживаться и турист во Франции .

Приветствие мужчин сопровождается традиционным пожатием рук. Не принято сильно сдавливать руку – это признак дурного тона. В компании следует здороваться за руку со всеми, но важно также не растеряться, чтобы не оконфузиться, случайно пожав кому-либо руку дважды.

Поцелуев – достаточно глубокая тема для обсуждения. Традиция при встрече одаривать человека поцелуями уходит корнями в прошлое. Зародился этот обычай еще в XVIII веке, во времена Французской революции.

Считается, что этот ритуал (касание щек) помогает стирать границы между слоями общества. Сегодня безобидный «чмок», сопровождающийся легким касанием щек собеседника, заменил слова приветствия. Вот только нельзя перепутать щеки: начинать следует исключительно с левой.

При совершении такого действа рекомендуется также обратить внимание на количество «чмоков». Парижане «целуются» два раза, окрестные жители – четыре, в южных регионах страны (Авероне, Савойе, Воклюзе) – три. Если закрадываются сомнения по поводу верности совершаемых действий, лучше довериться французскому знакомому. Это позволит избежать легких недоразумений.

Никакой бестактности и фамильярности

Французы очень щепетильны в вопросах этикета и требуют соблюдения определенных норм от других. Обращение к собеседнику на «ты» или по имени считается признаком невоспитанности. Общаясь с кем-либо, принято употреблять слова «мадам» («madame») или «мсье» («monsieur»). Некоторые французы до сих пор даже к членам семьи обращаются уважительно, употребляя исключительно «Вы».

Есть некоторые темы, которые в разговоре поднимать не стоит. Это касается уровня дохода и личной жизни. Человек, нарушивший табу, может прослыть невежей и быть исключен из списка близких друзей.

Умение поддерживать светскую беседу – повод для гордости. Способность говорить обо всем – целое искусство. Наиболее распространенными и удобными темами для разговора (особенно между малознакомыми людьми) являются и погода. Французам нравится открыто выражать свои эмоции, поэтому не стоит удивляться, когда собеседники пытаются перебивать друг друга.

Такое поведение считается нормой. Не стоит обижаться за это на французских знакомых. Но это вовсе не означает, что они плохие слушатели. И все же во время ответа на вопрос не стоит углубляться в суть темы. Это быстро наскучит французам и считается дурным тоном.

Этикет делового общения

Достижение успехов в бизнес-среде во многом зависит от нетворкинга. Именно благодаря личным связям, способности выстраивать продуктивные отношения с людьми можно добиться много в бизнесе. Многое зависит от умения держаться в обществе, ненавязчиво заявлять о себе потенциальным партнерам во время деловых обедов и приемов. Но заниматься делами в этой стране непросто.

Чтобы расположить к себе французского бизнесмена, стоит при ведении серьезных переговоров обратиться к помощи переводчика. Но следует знать элементарные выражения и обиходные фразы. Во время произношения французских слов стоит стараться говорить правильно. Каждый турист во Франции должен знать, что местные жители недолюбливают людей, говорящих со специфическим, непонятным акцентом.

Фразе «Точность – вежливость королей» порядка двухсот лет. Но это устоявшееся выражение актуально и сегодня. Французы ценят в людях точность, рационализм и умение убеждать, но неприемлемыми для них являются спешка и торг. Задобрить француза можно своим отменным знанием культуры, страны, французского языка. Это позволит расположить человека к себе.

Не рекомендуется во время важных переговоров сразу переходить к сути вопроса. Следует сделать небольшое вступление. Беседа на отвлеченную тему поможет настроиться на одну волну с собеседником и морально подготовиться к обсуждению делового вопроса.

Чтобы не прослыть невоспитанным, приходить на встречу следует без опозданий. В противном случае можно разрушить собственную репутацию, на восстановление которой уйдет немало времени.

Изучению культурных особенностей народа любого государства можно посвящать бесконечно много времени. Более тесное знакомство с традициями, привычками и обычаями той или иной страны порождает более сильное желание очутиться там и окунуться в атмосферу жизни местного народа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»