Где купить ювелирные украшения около Костромы: Красное-на-Волге. Костромские достопримечательности. Село Красное-на-Волге. Музей скани История села красное на волге

Подписаться
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:

Красное-на-Волге - небольшой поселок не далеко от Костромы (35 км). Небольшой, да не простой! Девочки, держитесь... В этом небольшом поселке находится более 20 ювелирных, часть из которых стали известными брендами в России, а более скромные заводы и мастерские вас удивят ценами и дизайном! Заинтриговали? Ну тогда поехали!!

Про Красное-на-Волге и его чудеса я уже слышала во время нашей первой поездки в Кострому (отзыв тут ). Но так как на тот момент мы были увлечены прогулками по городу, дальше Костромы мы так и не выбрались. Другое дело наша ноябрьская поездка: в этот раз путешествие было на машине. Ко всему прочему состоялась она накануне моего дня рождения. Почему бы за подарочком то не заехать?))
Поездке в Красное-на-Волге решено было посвятить полдня (да-да, мы честно пообещали, что дольше чем пол дня мы не будем ходить по магазинам), а вторую часть дня провести в Плесе. Эх, если бы не музей, то мы бы с Наташей ровно в пол дня уложились. Обещали Жене, он просто про музей не знал.

Красное-на-Волге совсем небольшой поселок, население которого насчитывает чуть более 7 тыс человек. Однако история его довольно длинная и интересная. Так, в Красном есть свои архитектурные достопримечательности, например, шатровая церковь Богоявления (1592 года). Также здесь сохранилось много домов начала 20-го века. Но конечно же не это влечет сюда знающих туристов. Издавна село славилось своими ювелирами. В 19-м веке ни одна российская выставка не проходила, чтобы там не были представлены красносельские изделия. Где заводы, там и магазины...
Перед поездкой мы проштудировали интернет и наметили себе те адреса, которые мы хотели посетить. В первую очередь мы хотели заехать в центр Красноград, где собраны магазины разных производителей, а также посетить музей Ювелирного искусства.

Красное-на-Волге: адреса достопримечательностей и магазинов

После активного шоппинга можно и подкрепиться, например здесь.

На подъезде в город мы заметили указатель к заводу Яшма, и решили повернуть на улицу Окружная. Припарковав машину около первого завода (это был завод Платина), мы зашли внутрь. Встретили нас там не очень приветливо, особенно узнав о том, что мы розничные покупатели. В шоу-руме не было ни одной цены, цены нам назвать отказались. При этом консультанты сказали нам, что мы можем что-то заказать, а потом приехать через пару недель за готовым изделием. Такой подход нас не устроил (еще бы, повторно ехать 400 км за ювелирным изделием). Мы сели в машину и отправились в сам поселок.

Изучив информацию о поселки, мы решили, что сразу нужно ехать на улицу Советская. Это центральная улица, где и сосредоточено все самое интересное.

В начале Советской улицы мы увидели большой торговый центр «Красноград». Представляете себе - торговый центр, а в нем только ювелирные магазины? Так и хочется вспомнить слова братца-кролика: «...только не бросай меня в терновый куст». Больше всего нам понравился магазин завода «Золотые узоры».



Примерные цены на покупки:
Серьги из серебра - 500- 3200 рублей.
Кольцо из серебра - 1500 рублей (в среднем).
Цепочка коротка из серебра - 1200 рублей, длинная от 2000 р.
Подвеска золотая с бриллиантом 0,16 карата - 22 тысячи рублей.

Внутри фотографировать нельзя, поэтому делимся фотографиями своих покупок.



В магазине бренда Соколов Наташа купила пару сережек, цены там примерно такие же.


После того, как мы усилием воли смогли оторвать себя от покупок (а у меня попросту кончались деньги), мы отправились в музей Ювелирного искусства. Изначально, настроенные несколько скептично, были удивлены тем, что музей оказался большим и интересным. При покупке билетов мы заказали также и экскурсию по залам (стоила услуга всего 300 рублей со всех).

Музей безусловно заслуживает отдельного внимания и уж конечно стоит полтора часа затраченного на него времени.

Поедете в Красное?

А что там?

А почему бы и нет. Всё на месте не сидеть…

Вот с такой мотивацией отправились мы в село Красное-на-Волге. Ничего о нём не знали. Думали, поглядим на пыльный маленький сельский музей при школе или доме культуры. Поэтому то, что мы увидели там, изумило, ошеломило, потрясло. Но обо всём по порядку.

Красное-на-Волге - посёлок в Костромской области, райцентр. В нём около восьми тысяч жителей. Но село это имеет богатую историю. Оно гораздо старше первого документального упоминания о нём. Археологические изыскания и исследования культурного слоя говорят о том, что люди жили здесь ещё до Х века. Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать.

Название села связывают с событиями прошлого: по преданию, здесь произошла битва с врагами, в которой пролилось столько крови, что Волга текла кровавая и земля стала красной. Согласно другой версии, места здесь были "красны", "красивы". По третьей версии, посёлок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился.

Красное-на-Волге всегда было большим и зажиточным. Первое упоминание о нём в документах относится к 1569 году, когда оно принадлежало Годуновым. В 1592 году в селе появился Храм Богоявления, построенный Дмитрием Ивановичем Годуновым по благословению первого российского патриарха Иова. В начале XVII века к Богоявленской церкви были пристроены два придела, а в конце того же столетия возведена колокольня. Храм стоит до сих пор и является уникальным памятником шатровой каменной архитектуры XVI века.

Из более поздних документов известно, что Красное было взято в опричнину, а потом Екатерина II в 1762 году на основании указа Сената передала село своей фрейлине: «… бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату её родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами». В дальнейшем село снова перешло в казну, а в начале XIX века Красное с окрестными деревнями было подарено отцу поэта Петра Андреевича Вяземского за заслуги перед Отечеством. В августе 1827 года случился страшный пожар, выгорело всё село, в том числе и усадьба Вяземских. Пётр Андреевич выдал всем пострадавшим от пожара большое денежное пособие, благодаря которому село возродилось вновь. Однако усадьбу свою поэт восстанавливать не стал.

В 1864 году рядом с Богоявленской церковью был возведён Петропавловский храм.

Вместе они составили прекрасный ансамбль в центре села. Его обнесли оградой, перед ней установили памятник императору Александру II.

Теперь всё это можно увидеть только на старых фотографиях. Летом 1919 года в Красном вспыхнуло восстание. Карательный отряд Ярославской ГубЧК под командованием Френкеля жестоко расправился с местными жителями: было расстреляно без разбору около 400 человек. Среди жертв - священнослужители местных церквей. Петропавловская церковь и памятник царю были взорваны, Богоявленский храм приспособлен под складское помещение, даже старое кладбище разорено.

В 1950—1960 годах под руководством архитектора И. Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы, и храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века. А в 1990 году храм вернули РПЦ. Это самая главная архитектурная достопримечательность поселка.

Сегодня село Красное встречает нас красными маками,

внимательными взглядами местной «братвы»,

и осторожным обнюхиванием.

Да ещё как-то подозрительно из-за ёлок подсматривает Владимир Ильич.

В центре села живописный зелёный пруд.

В нём местные мальчишки ловят рыбу.

Что ловят?

Вот таких рыбок. И клёв хороший.

А потом село раскрывается перед нами с другой стороны. В здании за спиной мальчика раньше располагалась пробирная палата - организация, осуществляющая клеймение ювелирной продукции и государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов указанным на них пробам.

Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора более 120 лет. Она является лидером в России не только по объёмам, но и по качеству выполняемых услуг. Сейчас она занимает это здание.

И то, что крупнейшая пробирная палата расположена в этом селе, - отнюдь не случайность. Красное - лидер России по количеству ювелиров. На территории городского поселения расположено 10 крупных предприятий (заводы «Диамант», «Красносельское ювелирное производство», «Яшма», «Платина», «Аквамарин», «Росса», «Бижеръ», «Серебро России», «Золотые узоры», «РОСТ»), средних - 5, малых -8, зарегистрировано 98 индивидуальных предпринимателей. Есть в Красном-на-Волге и Красносельское училище художественной обработки металлов.

Как случилось, что обычное волжское село стало центром ювелирного дела? Драгоценные металлы или камни здесь не добывают, все сырьё привозное. Возможно, связано это с тем, что земля в этих местах неплодородная, климат нетёплый. Чтобы прокормить семью, нужно было искать другой, не сельскохозяйственный заработок. Археологические изыскания позволяют говорить о том, что в Х веке здесь уже плавили медь и серебро, изготавливали украшения.

Об этом мы узнаём в музее ювелирного и народно-прикладного искусства.

История местного крестьянского быта открывает выставку. Наряду с традиционными вещами, которые можно увидеть в краеведческих музеях всей страны (прялки, утюги, полотенца,

бочки, упряжь),

каждая семья Красного имела и нечто особенное, чего в других местах не увидишь. Вот такое устройство, например.

Это волочильный станок. Использовался он для изготовления проволоки. Работали на нём примерно так:

Этот станок тоже использовался для протяжки проволоки.

А такое приспособление - для изготовления штампованных ювелирных изделий.

Есть в музее и набор ручных инструментов, с помощью которых производили ювелирные украшения.

Домашнюю утварь, мелкие металлические предметы, а также различные украшения изготавливали прямо в домах, где жили. Старые фотографии сохранили повседневный труд ювелиров Красного: семья за работой.

Из века в век от отца к сыну передавались традиции и секреты работы с металлом.

Кто-то занимался самостоятельно ювелирным делом, кто-то нанимался в подмастерья. В середине XIX века в поселке Красном и его окрестностях ювелирным производством занимались 2000 кустарей. Появились и скупщики, и крупные мастерские. В селе перерабатывалось около 2, 5 тысяч пудов серебра в год, что для того времени было весьма масштабным.

К концу XIX века продукция красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент был ориентирован на небогатых покупателей — недорогие медные и серебряные украшения, крестики, штампованные образки, мелкая серебряная посуда.

С приходом Советской власти в 1919 году было решено создать артель для производства различных ювелирных изделий для нужд страны. Но немногие сельчане обрадовались такому обороту дела. Занимаясь ювелирным делом, народ жил богато и не желал расставаться со своим добром. Артель была создана в апреле месяце, а в июле того же года село взбунтовалось, не желая принимать порядки новой власти. В истории эти события остались как "Красносельский мятеж".

Но восстание подавили, а производственное объединение " Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий" (более известное её название "Красный кустарь") начала работать. В 30-е годы артель стала промколхозом. Местные жители, помимо своего основного ювелирного производства, занимались сельским хозяйством. А в годы Великой Отечественной войны многие мастера ушли на фронт, а само предприятие стало выпускать металлические изделия для нужд фронта.

В конце 50-х годов артель была переименована в "Красносельский ювелир". А в 1960 году организована "Красносельская ювелирная фабрика", куда влились другие артели ("Металлист", " Красный ювелир" и "Промкомбинат"). В 1973 году фабрика получила название "Красносельская ювелирная фабрика", которая впоследствии стала головным предприятием производственного объединения "Ювелирпром".

С восьмидесятых годов ХХ века ювелиры России получили возможность официально работать с драгоценными металлами. В Красном открылось множество частных ювелирных мастерских, выпускающих разнообразную продукцию из золота и серебра.

Вся история Красного-на-Волге нашла отражение в экспозициях музея. Так же, как и развитие разных видов обработки металлов.

Один из древнейших видов - чеканка.

С помощью таких инструментов - чеканов - изготовлялись оклады для икон, а иногда и сами иконы.

Наряду с чеканкой использовались литье и штамповка.

Иногда в одном изделии использовали разные техники обработки металла. Особенно хорошо это заметно на переплётах книг.

Настоящие произведения искусства!

Кроме культовых атрибутов, с древних времен изготовляли из серебра посуду (братины, чарки, солонки) и инструменты, декоративные фигурки и ювелирные украшения.

Использовали для декорирования эмаль,

а иногда и камни.

Литые фигурки меня просто заворожили.

Но широкую славу красносельским мастерам принесла скань, проволочные кружева.

Слово «скань» восходит к древнерусскому глаголу «съкати» - «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей». Наряду с этим словом используется и «филигрань» (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно»). Обозначают они одно — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки, гладкой или свитой. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра, платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.

Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Потом либо скручивают (в виде верёвочки, шнурка, косички, ёлочки, дорожки, глади и т. д.), либо оставляют гладкой, прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях - «вальцах».

Детали выгибаются (согласно эскизу) крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, змейки, огурчики, зубчики... Гладкую и кручёную проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.

Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нём паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.

Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.

Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики, создающие игру светотени) и камнями, хрусталём, перламутром.

Когда смотришь на эти вазочки, солонки, шкатулки, портсигары, подстаканники, миниатюрные скульптуры, понимаешь, сколько труда и любви вложено в каждое изделие.

Мы восхищались каждым.

Изделия, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни, очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) серебрят или золотят. Выглядит потрясающе.

Вот этот чайный столик легко может уместиться на ладони. А чашечки-ложечки вообще малюсенькие.

Возможно, для этой семьи он будет в самый раз.

Но, наверное, как и для многих, для меня слово «ювелир» связано в первую очередь с женскими украшениями. В музее их множество. И все разные. Невольно замечтаешься, как это будет выглядеть на тебе.

Каждый ювелир - художник. Перед тем как создать вещь, мастер рисует ее, прорабатывает все детали на бумаге. Поэтому не удивительно, что часть экспозиции музея занимает живопись красносельских художников.

Так выглядит «Пятидесятый псалом».

А так путь к вершинам мудрости.

У каждого предприятия в Красном-на-Волге есть свой магазин. В один из них мы отправляемся после экскурсии.

Он не самый большой, есть и побольше. Но мне и одного магазинчика было много. Потому как в таких ювелирных магазинах я еще не бывала. Если представить обычный супермаркет («Магнит» или «Пятёрочку»), все прилавки, витрины, холодильники которого заставлены образцами (неповторяющимися) ювелирных изделий из золота, серебра и платины, то это будет похоже на то место, где мы оказались.

Голова закружилась от драгоценного блеска. Сюда надо приходить, четко представляя, что ты хочешь приобрести. Я не знала. Вообще не была готова к тому, что окажусь в таком месте. Поэтому металась по магазину, прикидывая, что можно купить себе и в подарок родным, да ещё и не переплатить. До тех пор, пока не увидела ионизаторы.

Это серебряное изделие на цепочке, которое опускаешь в стакан с водой на некоторое время, и ионы серебра проникают в воду. Вода становится полезной для человека. Кроме того, серебро убивает бактерии. По крайней мере, так говорил продавец-консультант. Мне показалось это хорошим выбором для подарка. На каждый ионизатор давался сертификат. В общем, мы приобрели для себя и в подарок такое изделие (время показало, что это был не самый лучший выбор).

Пока ожидали нашу группу, побродили ещё по посёлку. Вглядываясь в лица прохожих, подумалось: вот они какие, ювелиры. Ничем от нас не отличаются. Ходят в магазины, возделывают огородики, гуляют по этим улицам. Это совсем не похоже на «ортодоксальный» образ ювелира, созданного в нашем киноискусстве.

Вот такое интересное место есть в Костромской области. Теперь я точно знаю, куда надо ехать, если захочется приобрести что-нибудь потрясающее.

Название поселка (бывшего села) происходит от красивого (красного) места на берегу реки Волги, где в древности была пристань, здесь приставали волжские струги.

Красное упоминается с 1569 г., когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов - потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода мурзы Чета. Он приехал в XIV веке из Орды на службу к московскому великому князю и основал в Костроме Ипатьевский монастырь. Мурза Чет крестился на Руси под именем Захария, получил земли под Костромой и стал родоначальником фамилий Вельяминовых, Годуновых и Зерновых. Впрочем, об этом уже говорилось. Когда костромской уезд в 1567 г. был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова.

Село Красное с деревнями было взято в опричнину, а И.Д.Воронцов в компенсацию получил в Бежецком уезде село Наместково, которое позже отдал в дар Троице-Сергиеву монастырю. В грамоте 1569 г. записано: «Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов, дал в дом Троицы сельцо Наместково в Бежецком верху а меня Ивана пожаловал царь и великий князь тем сельцом Наместковым с деревнями вместо моей вотчины села Красного с деревнями, что взял государь у меня то село Красное в Костромском уезде». С тех пор Красное было дворцовым селом и управлялось из приказа Большого Дворца.

В 1648 г. по указу царя дьяк И.С.Языков с подьячим Г.Богдановым отме-жовывали земли дворцового села Красного от соседних поместий: «Лето 7157 (1648 г.- Д.Б.) по государеву указу и грамоте из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села Красное в деревни да в вотчину Ипатьевского монастыря села Нефедова, села Ивановского, да села Приско-ково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села Красного от вотчин Ипатьевского монастыря отмежовывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев, Андрей Бутаков, да крестьяне князя Василия Волконского, Андрея Головина. Да к той же подписи села Красного Богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил».

Богоявленская церковь

Реконструкция И.Ш. Шевелева

Сохранилось описание села Красного 1717 г.: «В Костромском уезде великого государя в дворцовом селе Красном церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего каменная да три церкви деревянные: Похвалы Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пророка Ильи.

При тех церквях три двора поповых а людей в них мужского пола 10 человек, женского 16 человек, да двор дьячка, двор пономаря, да 14 келий а в них 6 стариц да 25 вдов и девок кормятся при церквях божиях подаянием мирским. У попа Гаврила на огородней земле в избе живет нищий Петр Вах-рамеев - 76 лет, вдов и у него сын Спиридон 30 лет хром в селе же Красном Конюшенная слобода а в ней живут того села Красного приказчики и Красносельской кобыличьей конюшни подъячие и стадные конюха, два двора подьячих да 13 дворов стадных конюхов в том же селе Красном не пашенных крестьян 63 двора а в них мужского полу 175 человек женского 235.

В том селе Красном рыбных ловцов 6 дворов людей в них мужеского полу 11 человек женского 14. К селу Красному дворцовая Красносельская волость: приселок что слывет деревня Абрамова да деревня Сухари-Выметъ, дер. Руси-ново, дер. Карташиха, дер. Новое-Медведково, дер. Черемисская, дер. Глинищи, дер. Горелово, дер. Ликиново».

Как видно из переписи 1717 г., основное занятие жителей села Красного было разведение лошадей для царского двора и рыбный промысел на Волге. Каменная Богоявленская церковь построена в 1592 г.

В 1762 г. указом Сената от 30 ноября Екатерина II пожаловала «бывшей при дворе нашей фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами».

Пришедший к власти после смерти Екатерины II ее сын Павел в 1797 г. пожаловал тайному советнику Храповицкому, бывшему секретарю Екатерины, 600 душ в Костромском уезде и в том числе село Подольское и деревни Кузнецово, Остафьевское, Даниловское, Ильино - всего 16 деревень и 17 крепостных душ в самом селе Красном.

В начале XIX века село Красное с деревнями принадлежало Петру Андреевичу Вяземскому - поэту, критику и другу А.С.Пушкина.

Россия, Костромская область, Красносельский район, посёлок Красное на Волге

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tvmoon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tvmoon.ru»